Для чего нужна стратегия развития города

Стратегия как конкурентное преимущество

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

Каждый уважающий себя город стремится к достижению двух фундаментальных целей.

Первая – это создание качественной среды обитания.
К этому вынуждает жесткая конкуренция за инвестиции и умы.

Вторая – обеспечение устойчивого развития.
Для этого нужна интегральная (экономическая, социальная, транспортная, энергетическая, экологическая и т.д.) модель, которая бы гарантировала достойное существование как минимум нескольким поколениям горожан.

И одна и другая цели недостижимы без четко прописанной стратегии городского развития. И со стороны городских управленцев это вполне понятно.
Но зачем этот документ населению?

Стратегия – это вектор развития города, сформированное из наших с вами желаний и выстроенное в четкий план в пространстве, времени и финансах. Это наша общая цель – каким мы хотим видеть город? Или в каком городе мы хотели бы жить?

Будущее города за молодыми и креативными людьми. Для них же, особенно важными являются возможность самореализации и развития. Именно поэтому, большинство молодых и активных людей, уже не придерживаются принципа: «Где родился там и пригодился!» Они начинают выбирать МЕСТО СВОЕГО ПРОЖИВАНИЯ.

Выбирая, человек смотрит не только на настоящее, но и на будущее, которое ему может дать город.

Представьте себе, что вы запланировали строительство собственного дома. Вы считаете, сколько вам понадобится материалов, денежных средств, труда, времени, изучаете современные тенденции. В общем, шаг за шагом выстраиваете, а затем реализуете план своих действий на пути к достижению цели. Но самое главное при этом – ваша мотивация. Вы настолько сильно хотите этот дом, хотите, чтобы в нем было уютно и комфортно всей семье, что делаете все возможное, чтобы свое желание осуществить. И в итоге, следуя своему плану, вы получаете то, что хотели.

Так же с городом и его Стратегией: насколько сильно каждый из нас, жителей, будет заинтересован в реализации намеченного, насколько мы будем готовы участвовать в этом не только словом, но и, прежде всего, делом, настолько и будет воплощена Стратегия в жизнь. Общими усилиями органов власти, предприятий, бизнеса и каждого из жителей.

Именно при таком комплексном подходе удастся построить такой город, который станет для его жителей не очередным перевалочным пунктом, а настоящим домом.

А грамотно составленная Стратегия позволит найти и воплотить в жизнь такие пути развития, которые позволят улучшить качество жизни населения, тем самым отвечая на вопрос: «Зачем же она нужна простым гражданам?»
ЧТОБЫ ИЗ СВОЕГО ГОРОДА ЛЮДИ НЕ ЗАХОТЕЛИ УЕЗЖАТЬ…

Источник

Стратегическое планирование развития городов

Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики во всем мире. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов.

Можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение городов к разработке стратегии развития:

· усложнение механизмов управления;

· необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие города в период общеэкономического спада;

· стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера;

· потребность повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.

Осознание местными властями необходимости серьезных перемен в условиях глобализации и роста конкуренции городов и регионов привело к разработке и реализации акций, имеющих стратегическое значение для коренных изменений в городах. На сегодняшний день большинство городов, серьезно озабоченные проблемами экономического развития, разрабатывают те или иные документы комплексного характера, которые дают возможность в определенной степени скоординировать деятельность в сфере экономической политики. В настоящее время наиболее целесообразным является следующий состав документов:

· стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все стороны городской жизни;

· экономическая стратегия города;

· концепция экономической политики городских властей;

· набор проектов (программ) по реализации местной экономической политики властей;

· план мероприятий по экономическому развитию города.

Стратегия социально-экономического развития города служит следующим главным целям:

· очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города посредством специально организованного процесса обсуждений, соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития;

· стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

· укрепить имидж города и репутацию городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направление, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.

Собственно экономическая стратегия города – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

В процессе формирования новой стратегии развития крупных городов необходимо учитывать ряд требований.

Во-первых, разработка долговременной стратегии социально-экономического развития города должна базироваться на основных положениях теории социальных альтернатив, согласно которой всегда существует множество возможных вариантов развития любого элемента национальной экономики, включая города. Вопрос выбора, вытекающий из теории социальных альтернатив, связан с выбором траектории развития города с ясным и четким представлением его конечных целей в системе приоритетов, а также разработкой механизмов, обеспечивающих достижение этих целей. Причем такая траектория должна быть направлена на обеспечение прогрессивного развития города.

Во-вторых, в процессе обоснования и разработки стратегии социально-экономического развития крупных городов необходимо учитывать общемировые тенденции в этой области.

В-третьих, при обосновании и разработке долговременной стратегии социально-экономического развития крупных городов следует принимать во внимание их социально-экономический потенциал, что дает возможность сделать разработанную стратегию реально выполнимой.

В-четвертых, при разработке и выборе стратегии социально-экономического развития крупного города надо учитывать историю его развития, особенности социально-демографического и культурного потенциала, систему сложившихся ценностей и т. д.

Современные подходы к формированию государственной политики социально-экономического развития городов (городских агломераций) должны учитывать два основных аспекта:

1) политику федеральных и региональных органов власти по отношению к городам;

2) собственно социально-экономическую политику каждого определенного города.

Между этими аспектами политики имеются различия в содержании, целях и средствах их реализации.

Например, главные цели государственной социально-экономической политики по отношению к городам (городским агломерациям):

· геополитические цели, связанные с осуществлением экономического контроля, присутствием государства в каждом городе, стимулированием хозяйственного освоения территорий городов;

· создание и поддержание благоприятных условий для активизации экономических связей города с внешней по отношению к нему средой;

· поддержание необходимых территориальных пропорций в национальной экономике;

· формирование в городах (городских агломерациях) благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;

· содействие формированию в каждом крупном городе собственной экономической базы для решения задач социального развития;

· преодоление существенных различий в качестве жизни населения между крупными городами, обеспечение достижения в каждом из них уровня минимальных социальных стандартов;

· содействие в создании в каждом городе благоприятных условий для наиболее рационального использования его ресурсного потенциала с целью реализации общегосударственных задач.

Второй аспект государственной политики, направленный на обеспечение социально-экономического развития городов (городских агломераций), предусматривает разработку целевых установок (ориентиров) собственной социально-экономической политики городов, обеспечивающей комплексность развития города. Это, прежде всего, предполагает решение задачи жизнеобеспечения населения крупного города. В этой связи органы власти города должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в городе. Причем в основу взаимоотношений между федеральными и городскими органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

Таким образом, для стратегической формы планирования развития городов характерен ряд принципиальных особенностей:

1. Стратегическое планирование развития города предполагает рассмотрение его в качестве сложной и достаточно динамичной социально-эколого-экономической системы.

2. Такое планирование четко ориентируется на долгосрочную перспективу.

3. Планируемое развитие города должно предусматривать определение основных направлений развития города, и в нем должны отражаться определенные «ниши» для экономической деятельности, которые затем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

4. Основной целью стратегического планирования развития города должно быть обеспечение потенциала для успешного его развития в перспективе.

Стратегическое планирование социально-экономического развития городов необходимо рассматривать как важнейший элемент деятельности представительных и исполнительных органов власти города по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и городских интересов в решении всего комплекса проблем развития города. Поэтому организация процесса стратегического планирования на уровне муниципального образования (города) должна регламентироваться специальными документами. Одним из таких документов можно считать положение о стратегическом планировании (см. приложение 2).

Стратегическое планирование развития города является элементом процесса стратегического управления его развитием. Оно включает в себя три взаимосвязанных этапа (рисунок 13).

Стратегический план социально-экономического развития города это комплект документов, включающий стратегию социально-экономического развития города и основные направления по ее реализации, набор стратегических программ и проектов, а также план мероприятий подразделений местной власти по реализации принятой стратегии.

Очевидно, что структура стратегического плана развития города как документа не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу. Поэтому, несмотря на то, что зарубежной наукой и практикой накоплен определенный опыт в области формирования стратегических планов развития городов (городских агломераций), его использование в российских условиях представляется весьма затруднительным.

Анализ и оценка существующих подходов к процессу стратегического планирования позволяет составить обобщенную схему формирования стратегического плана развития города, которая основывается на концептуальной модели стратегического планирования (рисунок 14).

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

Исходным этапом формирования стратегического плана социально-экономического развития города является определение его стратегической ориентации (стратегического замысла). Для каждого города необходимо обоснование стратегической ориентации его развития, включая определение важнейших приоритетов развития в перспективе. Важность данного этапа обусловливается тем обстоятельством, что органы власти города как главные носители стратегии его развития должны четко сформулировать свою позицию относительно будущего города.

Примеры стратегической ориентации городов (аналогичны понятию «миссия» для предприятий и корпораций):

· быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом, городом культуры (Амстердам, Нидерланды);

· стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн, Германия);

· развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер, Великобритания);

· стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг, Германия);

· создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт, Великобритания).

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

В общем случае проблема обоснования стратегической ориентации развития города в значительной степени сводится к изучению и выявлению внутренних закономерностей его развития. Для этого в процессе обоснования стратегической ориентации развития города целесообразно использовать методы структурно-функционального и исторического анализа. Применение последних дает возможность решить две важные задачи. Во-первых, выявить, существует ли какая-либо зависимость между изменениями в функционально-структурной организации города и уровнем его социально-экономического развития. Во-вторых, определить и изучить закономерности качественных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии города

Формирование целевых ориентиров развития города должно базироваться на двух основных функциях, которые выполняет город. С одной стороны, это относительно самостоятельная целостная социально-эколого-экономическая система, которая должна реализовывать на практике функцию обеспечения качества жизни населения, проживающего на его территории, на уровне не ниже принятых в обществе социальных стандартов. С другой стороны, города являются элементами национальной экономики, которые выполняют определенные социальные функции в системе общегосударственного разделения труда. В соответствии с этим для любого города можно сформировать две универсальные целевые установки его развития:

· обеспечение необходимого качества жизни населения города;

· выполнение городом определенного «государственного заказа», вытекающего из сложившейся или перспективной системы общегосударственного разделения труда.

Примеры стратегических целей развития городов:

· поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

· поддержание квалифицированной рабочей силы

· поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

· поддержание региональных связей и сотрудничества;

· поддержание международных экономических связей;

· поддержание общественной солидарности и равного доступа к рабочим местам, образованию;

· повышения привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования.

Несмотря на общность основных целевых ориентиров развития города способы (стратегии) их достижения могут быть различными.

Применительно к городу как региональной социально-эколого-экономической системе понятие стратегии развития можно сформулировать следующим образом. Стратегия развития города представляет собой принятые городом на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий органов управления городом в экономической и социальной сфере. Эта стратегия должна иметь комплексный характер, то есть основываться на учете всех субъектов хозяйствования на территории города и интересов населения города.

Основные направления социально-экономического развития городов, отражаемые в стратегиях:

· развитие материальной сферы производства и жизнедеятельности (совершенствование инфраструктуры, глобальные проекты обновления и развития, локальные проекты обновления и развития);

· создание благоприятных организационных условий для экономического развития (поддержка бизнеса, инноваций, распространение технологий, содействие занятости, содействие малым и средним предприятиям, поддержка профессионального образования);

· поддержание имиджа и развитие кооперации (поддержка туризма, внутрирегиональная кооперация, маркетинг города);

· совершенствование управления (совершенствование структуры и методов управления городом).

Вместе с тем в рамках общей стратегии развития города выделяется ряд частных стратегий развития:

1) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков, страховых компаний и т.д.;

2) стратегии развития административных районов города;

3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

4) система стратегических интересов различных групп населения города.

В процессе формирования общей стратегии развития города должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных выше частных стратегий развития. Разработку общегородской стратегии развития должны осуществлять органы власти города, которые выполняют роль полноценного представителя всех интересов в городе, при общественном контроле за этим процессом.

Успешная реализация стратегического плана социально-экономического развития города в значительной мере связана с использованием на практике системных регуляторов социально-экономического развития города. Применение таких регуляторов предполагает переход от частных (локальных) механизмов воздействия на отдельные элементы социально-экономической системы города к механизмам системного воздействия на социально-экономическое развитие города в целом.

Состав системных регуляторов может быть достаточно широким. Причем для определенногоэтапа социально-экономического развития городавыбираются самые приоритетные.

В мировой практике на сегодняшний день особое место в управлении развитием городов отводится системным регуляторам земельных отношений. Они представляют собой совокупность административно-правовых, организационно-правовых, экономических и прочих мер, целенаправленно ориентирующих всех участников земельных отношений на выбор такой стратегии и тактики поведения, которая предполагает согласование их интересов с интересами развития города как целостной системы. Так, например, через рациональное использование механизмов отвода земельных участков под строительство, купли-продажи, аренды и ипотеки земли органы управления городом получают реальную возможность для активного и целенаправленного влияния практически на все аспекты социально-экономического развития города.

В качестве действенного вида системных регуляторов социально-экономического развития города могут использоваться бюджетно-налоговые регуляторы. Они связаны с организацией бюджетного процесса и налогообложения, а также с определяемым ими характером движения финансовых потоков как в социально-экономической системе города в целом, так и в рамках ее отдельных элементов.

Разработка стратегического плана социально-экономического развития города непосредственно связана с формированием соответствующей информационной базы (информационного обеспечения). Она должна содержать предельный минимум показателей, которые отражают причины и ожидаемые последствия социально-экономических процессов, протекающих на территории города. В общем случае информационная база стратегического планирования и управления развитием города может представлять сочетание следующих основных видов информации:

Стратегический план социально-экономического развития города – это партнерство властей, населения и бизнеса, а значит, и контроль за его выполнением также должен быть общественным. Гласность и открытость в разработке и реализации плана – залог его успеха и соответствия потребностям городского сообщества. Контроль и оценка результатов должны быть общественными для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорять необходимые решения, а также вносить коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.

Мониторинг проводится с целью обеспечения реализации и поддержания постоянной актуальности стратегического плана. С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке целей и мер стратегического плана.

В процессе мониторинга ежегодно составляется и направляется в исполнительный комитет (или какой-либо другой орган по реализации стратегического плана) сводный отчет, содержащий выводы о степени реализации и адекватности стратегического плана, а также о необходимых корректировках и уточнениях плана по мерам, задачам и целям.

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана. В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

· стимулирование реализации плана в целом и отдельных его мероприятий;

· оценка степени достижения главной цели и целей стратегического плана;

· сбор информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;

· оценка степени реализации мероприятий плана;

· оценка информации для уточнения и корректировки мероприятий плана;

· поддержание в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг стратегического плана включает в себя три составные части:

1. Мониторинг внешней среды развития объекта планирования.

2. Мониторинг общих результатов реализации стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три блока: а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей.

3. Мониторинг процесса реализации мер (мониторинг усилий и частных результатов). Базируется на информации о реализации мер стратегического плана по трем составляющим: а) продвижение меры, б) эффект от реализации меры, в) активность рабочей группы.

Как минимум два раза в год проводятся серии заседаний тематических комиссий для рассмотрения хода реализации стратегического плана. По итогам заседаний готовится сводный аналитический отчет о ходе реализации стратегического плана, который рассматривается на заседании исполнительного комитета стратегического плана.

Объединение итогов мониторинга по названным трем направлениям в сводном отчете позволяет осуществлять мониторинг актуальности и адекватности стратегического плана, делать выводы о необходимости его корректировки. Этим гарантируется постоянное обновление стратегического плана и стимулируется его реализация. Тем самым механизм стратегического планирования становится эффективным средством повышения качества управления, активизации общественной инициативы, повышения степени социального согласия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Для чего нужна стратегия развития города

Опрос: Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

Опрос: Местный референдум

Опрос: Муниципальные выборы

Опрос: Сход граждан

Опрос: Территориальное общественное самоуправление

Опрос: Публичные слушания, общественные обсуждения

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

Глава государства неоднократно призывал обеспечить единство всех уровней публичной власти, предлагая обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами. Среди ключевых задач и перспектив развития местного самоуправления Президент называет значительное улучшение координации во всем, что касается местного самоуправления на федеральном уровне. В частности, по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, Президент поручил правительству начать разработку проекта новых Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года. Кабинет министров должен представить документ президенту до 1 октября 2021 года.

Кроме того, правительство до 1 сентября 2020 года разработает методические рекомендации по организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов для обеспечения достижения целевых показателей соответствующих национальных проектов.

Государственная Дума на протяжении нескольких лет продолжает работу над изменениями в федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172. Документом предусмотрено внесение изменений в этот закон в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования. прорабатывает несколько вариантов изменений.

От полномочий до целей и задач

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления разработал проект закона, который предусматривает расширить полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Предлагается наделить их полномочиями определять долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, разрабатывать, утверждать и реализовывать документы стратегического планирования, вести их мониторинг и контроль.

Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа будут вправе разрабатывать и утверждать стратегию социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации.

При этом проект закона предполагает, что документы стратегического планирования для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, включая прогноз социально-экономического развития, будут разрабатываться, утверждаться и реализовываться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период, для определения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, согласованных с целями и задачами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Проектом закона также предусмотрено, что должна содержать Стратегия социально-экономического развития муниципального образования. В частности, она должна содержать оценку достигнутых целей социально-экономического развития, а также оценку текущего социально-экономического положения, цели и задачи социально-экономического развития, показатели достижения целей и решения задач социально-экономического развития, сроки и этапы реализации стратегии.

Помимо этого в ней должны быть определены ожидаемые результаты реализации стратегии, оценка финансовых ресурсов, а также информация о муниципальных программах, утверждаемых для реализации стратегии.

В проекте закона особо подчеркивается, что стратегия социально-экономического развития является основой для разработки муниципальных программ, схемы территориального планирования и плана мероприятий по ее реализации.

Проект также предполагает, что прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается каждые три года на шесть и более лет. Корректировка прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период осуществляется в соответствии с решением местной администрации с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период.

От рекомендаций – к действию

12 марта состоялось заседание «круглого стола», на котором обсуждались эффективные практики стратегического планирования на муниципальном уровне, проблемы и пути их решения. В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, научных организаций, специалисты и эксперты.

8 мая председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко направил высшим должностным лицам субъектов РФ ряд рекомендаций. В них, в частности, говорится, что участники «круглого стола», обсудив выступления и представленные материалы, пришли к выводу, что эффективное функционирование системы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеет ключевое значение для успешного социально-экономического развития страны.

Во многих муниципальных районах и городских округах накоплен значительный опыт организации работы по стратегическому планированию, который позволяет обеспечивать условия для их поступательного социально-экономического развития. Вместе с тем, в настоящее время, документы стратегического планирования в РФ на региональном и муниципальном уровнях не всегда являются в достаточной степени взаимно согласованными и сбалансированными по целям, приоритетам, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам, срокам реализации. По этим причинам затрудняется достижение в установленные сроки целей и ожидаемых результатов, определенных в документах стратегического планирования значительной части муниципалитетов.

Эксперты отметили ряд проблем и актуальных задач в этой сфере. Одна из задач – это повышение уровня вовлеченности местного населения в процессы стратегического планирования. Среди основных проблем участники «круглого стола» назвали затруднительность прогнозирования финансовых возможностей местных бюджетов в краткосрочной и среднесрочной перспективе по причине недостаточной предсказуемости предоставления трансфертов из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам, а также недостаточность федерального участия в организации качественного методического обеспечения стратегического планирования на муниципальном уровне. По этой причине реализация принципа единства методологии организации и функционирования системы стратегического планирования обеспечивается не в достаточной степени.

Еще одной важной проблемой, по мнению экспертного сообщества, является сложность и длительность процедуры регистрации документов стратегического планирования муниципальных образований в федеральном государственном реестре, а также отсутствие значительной части первичных статистических данных в разрезе муниципальных районов и городских округов

Для повышения результативности стратегического планирования на муниципальном и региональном уровнях участники «круглого стола» рекомендовали принять дополнительные меры по совершенствованию системы стратегического планирования.

Правительству РФ рекомендовано рассмотреть возможность закрепления критерия, отражающего качество стратегического планирования на муниципальном уровне, при актуализации критериев оценки проектов, участвующих во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика».

Минэкономразвития, в частности, рекомендовано разработать организационно-правовые механизмы для большей согласованности документов стратегического планирования, а также рассмотреть вопрос и подготовить предложения об организации системной работы по проведению обучающих мероприятий на основе единой методологии. Помимо этого Минэку предложено принять меры по совершенствованию функционирования федеральной информационной системы «Стратегическое планирование» ГАИС «Управление», подготовить методические рекомендации по разработке документов, а также организовать на постоянной основе распространение положительного опыта субъектов РФ.

Министерству науки и высшего образования предложено совместно с Минэкономразвития организовать на постоянной основе работу по научно-экспертному обеспечению функционирования системы стратегического планирования в РФ и ее системную научную проработку.

Федеральной службе государственной статистики совместно с Минэкономразвития –сформировать необходимые стратегические показатели в разрезе муниципальных районов и округов, а также городских округов.

Органам государственной власти субъектов РФ – изучить положительный опыт субъектов РФ по обеспечению согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования и закрепить соответствующие организационно-правовые механизмы согласования в нормативных правовых актах субъекта РФ, оказывать содействие органам местного самоуправления во внедрении современных управленческих технологий, а также подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Зачем муниципалитетам в обязательном порядке нужны документы стратегического планирования и пространственного развития?

Совершенствование системы территориального планирования территорий также стало главной темой заседания экспертных групп по трансформации делового климата (ТДК) в Министерстве экономического развития России с участием экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута, Ростова-на-Дону 23 сентября 2019 года.

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

В ходе заседания руководитель института территориального планирования (ИТП) «Град» Анна Береговских отметила необходимость определить требования к целевым показателям и индикаторам по каждому национальному проекту с привязкой к территориальному планированию, заявив, что в рамках ТДК Минэкономразвития полгода назад подготовило доклад по совершенствованию территориального планирования, но никакого отклика до сих пор нет. При подготовке этого доклада экспертная группа выяснила, что исключительно в рамках территориального планирования ситуацию поправить невозможно. Это вызвано невозможностью провести связку со стратегическим планированием внутри территориального планирования.

Еще тогда администрация города Сургута связала генеральный план с документами стратегического планирования муниципального образования, предварительно публично обсудив план мероприятий по реализации стратегии с гражданами города, советом при главе города по стратегическому управлению, и согласовав с депутатами городской думы.

Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть фото Для чего нужна стратегия развития города. Смотреть картинку Для чего нужна стратегия развития города. Картинка про Для чего нужна стратегия развития города. Фото Для чего нужна стратегия развития города

К сожалению, пока на уровне муниципальных образований, генеральный план городских округов и схема территориального планирования муниципальных образований районного типа в систему документов стратегического планирования верхнего уровня пока не включены. Остается надеется, что такое решение будет принято в ближайшее время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *