Для чего нужна супервизия
Супервизия для психологов. Что это такое, как проходит и зачем она начинающим консультантам?
Статья создана при участии эксперта
Пантюшиной Ольги Игоревны
Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.
Супервизия — это работа психолога (супервизанта) с более опытным коллегой (супервизором). Он помогает разбирать сложные ситуации из практики, а во время обучения проводит сессии для тренировки.
Разберемся, какой бывает супервизия, что происходит во время сеанса и как выбрать специалиста.
Читайте в статье:
Какой бывает супервизия
Виды супервизии различаются по уровню, форме и формату. Например, в группе и индивидуально, онлайн и очно. У каждого вида своя цель и задачи.
Виды супервизии по уровню:
Одни виды супервизии нацелены на будущих и начинающих психологов, другие — больше подходят экспертам с опытом. Мы собрали все в одну таблицу:
Психологам без опыта и с небольшим опытом
Необязательно останавливаться на одном виде. Например, сочетание групповых и индивидуальных сеансов помогает и набраться опыта на примерах коллег, и проработать личные трудности.
Учитесь на чужих ошибках
Получите на почту чек-лист «9 ошибок начинающих психологов» и узнайте, как их избежать
Как проходит сеанс
Индивидуальная супервизия. На сеансе разбирают конкретный случай из практики психолога или его запрос о выборе методов и стратегии терапии. Вместе с супервизором психолог анализирует записи с консультации или свой рассказ о ней.
Супервизор не дает прямого ответа — он задает вопросы, которые помогают супевизанту найти свои контрпереносные / переносные реакции и понять, про что они.
Супервизия помогает консультанту увидеть клиента со стороны и самого себя с позиции беспристрастного наблюдателя. Понять, как он может затягивать психолога в игровой процесс, в роль спасателя. Либо обнаружить, как свои же процессы толкают специалиста в эту роль.
Групповая супервизия. На сессии 6–10 участников обсуждают методы терапии и стратегии консультирования. Один психолог рассказывает о своей проблеме, потом супервизор и остальные участники дискуссируют и помогают найти решение. На следующей встрече к группе и супервизору обращается другой психолог.
На индивидуальной супервизии группа тоже может присутствовать, но она не участвует в обсуждении — сначала наблюдает со стороны, а потом дает обратную связь. Этот формат подходит для обучения будущих психологов.
Супервизия для психологов без практики. О том, как проходит сеанс для психологов без опыта работы, рассказывает наш преподаватель-эксперт и супервизор Ольга Игоревна Пантюшина:
Для специалистов, у которых нет практики, это может быть 15-минутная учебная консультация с последующим разбором и обратной связью от супервизора и других участников группы. Здесь супервизант видит свои точки роста и успехи, это мотивирует его идти дальше. Для многих это дебют в роли консультанта — когда начинающий психолог видит, что все получается, у него появляется ощущение крыльев за спиной.
Сколько стоит супервизия
Цена зависит от квалификации специалиста и формата. По данным сайта поиска специалистов Профи, в Москве можно пройти супервизию по цене от 1 000 до 10 000 рублей за час. Средняя стоимость 3 000 – 5 000 рублей / час.
Групповая супервизия зачастую дешевле, чем индивидуальная. Это хороший вариант для начинающих психологов, которые еще не наработали клиентскую базу.
Как выбрать супервизора
Супервизор — это наставник, который помогает менее опытным психологам проанализировать их чувства, эмоции, реакции.
Это не тот, кто все знает и умеет, а тот, кто может свежим и опытным взглядом разобрать проблему, рассмотреть ее с другой стороны.
Критерии, по которым можно выбрать подходящего супервизора:
Где искать супервизора? В той организации, где вы проходите или проходили обучение, по рекомендациям коллег, в интернете на психологических порталах, например, в сервисе B17.
Супервизия нужна каждому психологу. Это не только инструмент профессионального роста, но и средство защиты от профессионального выгорания. Для успешной работы психологом нужно пройти минимум 50 часов супервизии и в дальнейшем регулярно посещать ее.
Статья создана при участии эксперта
Пантюшиной Ольги Игоревны
Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.
Супервизия для московских психологов, что это такое и для чего нужна
23 ноября 2021 года
В помощи и поддержке нуждаются не только клиенты психологов, но и сами специалисты. Зачастую они вместе с человеком входят в эпицентр кризиса, выдерживают самые тяжелые чувства и состояния, несут серьезную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Справиться с такими состояниями помогает более опытный коллега — супервизор. О формах и методах профессиональной поддержки психологов рассказывает Федор Шаньков, специалист Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудник Психологического института РАО.
Высокая степень неопределенности и ответственности в помогающих практиках зачастую ведет к профессиональному истощению: умеющему оказывать помощь необходимо также уметь самому ее запрашивать и получать. Супервизия — основная форма профессиональной поддержки и развития помогающих специалистов.
В рамках супервизии в присутствии более опытного коллеги исследуются клиентские случаи, проясняются терапевтические отношения, развиваются определенные профессиональные навыки.
С какими вопросами чаще всего обращаются к специалисту:
Последние научные исследования подтверждают, что эффективность психотерапии определяет не подход, конкретный метод или знания специалиста, но прежде всего качество отношений между психологом и клиентом, способность эксперта постоянно расти, честно и регулярно исследуя свой опыт работы. При этом показано, что психологи, как и педагоги, самостоятельно не могут оценить качество своей работы, для развития им необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов, супервизора и профессионального сообщества.
По международным стандартам к психотерапевтической практике допускается профессионал, который окончил полноценную многолетнюю программу обучения в одном из психотерапевтических направлений. На деле этим все не заканчивается. Далее психолог призван: постоянно продолжать обучение, посещать международные конференции, чтобы быть в курсе новых научных данных, осмыслять опыт, чувствовать свою причастность к профессиональному сообществу; ходить к своему собственному психотерапевту, чтобы отделять свои переживания от переживаний клиентов; регулярно посещать интервизии и супервизии, получать обратную связь о своей работе.
В среднем в году супервизоры МСППН проводят около 300 индивидуальных и более 200 групповых супервизий. Также каждый новый сотрудник проходит так называемую экспертную супервизию, где определяется его профессиональный уровень, развитие компетенций, ограничения и допуски для работы с клиентами.
Основные форматы поддержки
Индивидуальная. Психолог представляет супервизору случай индивидуального, семейного или группового консультирования. Фокус встречи может быть направлен на психологические особенности клиента, трудности контакта, «слепые пятна» в работе, стратегию и тактику ведения случая, влияние на него социального и организационного контекста. Обычно это час-полтора офлайн- или онлайн-работы один на один.
Групповая. Работа с группой коллег по определенной модели (например, калейдоскопическая модель супервизии, балинтовская группа, обучающая супервизия). Какие основные результаты данного формата? Это и объемное, многомерное понимание феноменологии консультации, и профилактика профессионального выгорания, и получение коллегиальной поддержки. Основное преимущество групповой супервизии в том, что она дает возможность развить профессионализм за счет обмена опытом с другими коллегами в условиях уважения и безопасности.
Командная. Формат, который предполагает работу с группой специалистов, занятых ведением одних и тех же клиентов. Например, супервизия соведущих групп или коллег из одной бригады. Здесь фокус держится на прояснении различного и общего в понимании клиента, выстраивании целостной стратегии командной работы по взаимодействию с ним.
Психологу зачастую хочется помочь всем, кто к нему обращается, и признать свои ограничения иной раз трудно. Например, в каких случаях лучше перенаправить клиента к психиатру, а в каких — к другому узкопрофильному специалисту, работающему с определенной темой (например, расстройствами пищевого поведения, травмой насилия, игровой зависимостью и т. п.). Супервизор всегда вынужден соблюдать баланс между ответственностью за качество работы супервизанта (психолога) и уважением к его самостоятельности, проявлять должную заботу не только о благополучии специалиста, но и, через специалиста, о благополучии клиента.
Итак, в рамках супервизии — помощи помогающему — лучше осознается профессиональный опыт, значительно развивается профессиональное мышление и навыки работы, оказывается сильная эмоциональная поддержка, в которой так нуждаются те, кто постоянно призван поддерживать других. Супервизия для психолога — это практика заботы о себе, сохранения своего профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, вторичной травматизации, источник профессионального и личного роста. Это необходимая часть работы психолога, который хочет эффективно, этично, эстетично и экологично заниматься помощью другим.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что такое супервизия и для чего она нужна психологу?
В начале своей практики я была уверена, что справлюсь без супервизии, считая, что справлюсь со всем сама и это совсем не сложно. Здесь включался и материальный аспект, я считала, супервизию дорогой процедурой. К этому добавлялся страх показаться некомпетентной, что супервизор — это тот самый надзирающий за твоей работой человек, способный обесценить её, выискивать в работе малейшие ошибки и кидать их в лицо, высокомерным тоном. То есть, в моем представлении супервизор — это некий экзаменатор, который только и ищет к чему бы прицепиться и застыдить.
К счастью, — это оказалось большим мифом. Если сказать по-простому, то супервизор — это твой коллега, которого мы нанимаем в помощь и для поддержки своего профессионального опыта. Не для оценивания, не для экзамена, не для осуждения и не для размазывания твоей профессиональной идентичности. Это коллега, который со стороны может заметить что-то очень важное о самом психологе в момент работы, об отношениях клиент-психолог, в процессе, заметит, где специалист вкладывается больше, чем требуется, а где есть избегание, которое возможно связано с личной историей психолога. Супервизору легче со стороны наблюдать за переносом и контрпереносом: родительский, сиблинговый, божественный, гуру-перенос.
Что такое супервизия?
Супервизия — это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вместе узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе. Супервизия направлена на обнаружение, как ресурсов психолога, так и ограничений, на возможность раскрытия стиля, особенностей конкретного специалиста.
Виды супервизии
Чтобы получать качественную помощь, необходимо понимать какой вид супервизии мы хотим. Через это понимание мы формируем ЗАПРОС к супервизору. Итак, какая супервизия нам нужна?
Типы супервизии
Вопросы, которые супервизор задаёт на супервизии
Как видите вопросы доброжелательные, направленные на создание безопасного диалога и проявления интереса к собственной работе. Супервизия является профилактикой эмоционального выгорания. Осталось дело за малым: подобрать себе супервизора по душе.
Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства
Людмила Степанова, нарративный практик,
член МПАП (практик высшего проф. мастерства),
кандидат психол. наук, доцент каф. психологии БГУ
Что же это такое – супервизия?
Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.
Супервизия и прохождение личной терапии –это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе»!
Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.
Зачем нужна супервизия?
– поддержка в работе с «трудными » клиентами;
– защита интересов клиента;
– живое обсуждение гипотез;
– взгляд со стороны на перенос и контрперенос;
– возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта;
– получить новые знания о себе и личностно вырасти;
– расширение осознавания своих профессиональных ограничений;
– возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики;
– эмоциональная поддержка в трудных ситуациях;
– развитие творческого подхода к работе.
Эти два пункта отметила, чтобы привести их к единообразию с остальными.
Обязан ли психолог ходить на супервизию, и как часто и как долго?
Это очень сложный вопрос, и вряд ли на него можно получить однозначный ответ. Законодательно в Республике Беларусь это никак не урегулировано. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? На мой взгляд, чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 2-3 месяца.
Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.
В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.
Интервизия – это что же это такое и чем она отличается от супервизии?
Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе. Если очень кратко и обобщенно, то интервизия выглядит так. Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность » из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.
Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.
Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.
Зачем нужна интервизия?
– более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания;
– понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу;
– уточнение личных потребностей;
– видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста;
– профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.);
– развитие умения принимать другие точки зрения;
– поддержка профессиональной идентичности;
– взаимная поддержка и признание проделанной работы.
Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго?
И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Этот вопрос также не регулируется законодательством в Республике Беларусь. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.
Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в месяц до одного раза в неделю – это зависит, как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится три часа. Например, интервизии, участники которой проходят обучение в рамках какого-либо направления психотерапии или консультирования, целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, для того, чтобы более глубоко закрепить, как теоретические знания, так и практические навыки. Для более опытных психологов такие встречи можно проводить, например, один раз в месяц.
Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.
Балинтовские группы – а это что такое и зачем они нужны?
Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.
Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в неделю до одного раза в две недели, сама встреча длится три часа с 10-ти минутным перерывом и за одну встречу разбирается два случая.
Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?
Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, НО есть существенные отличия.
Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе – основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента, внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом; внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом. То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.
Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные » моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные » эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными ». Либо это могут быть так называемые «фантастические » терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.
Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.