Для чего нужна сурдина для акустической гитары
СУРДИНА
Смотреть что такое «СУРДИНА» в других словарях:
СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля
сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов
сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь
СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова
СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова
СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
Сурдина — (итал. sordino от sordo «глухой») приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр. Содержание 1 Применение сурдины … Википедия
Этимология выражения Под сурдинку
Существует единодушное мнение экспертов, что выражение «под сурдинку пришло к нам из жаргона музыкантов.
«Под сурдинку
Сурдинка в языке музыкантов – небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» – «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.
Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» – по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.» [1]
«Что означает под сурдинку
сурдинка, сурдина — специальное устройство при игре на музыкальных инструментах, позволяющее сделать звук глуше, тише. Для сольной, ансамблевой и оркестровой игры используются сурдины, которые изменяют звук в разной степени, но не заглушают его сильно. Для занятий используются так называемые «ночные сурдины», глушилки, которые очень сильно глушат звук и позволяют заниматься не причиняя беспокойства окружающим. Иносказательно «под сурдинку» — потихоньку, втихомолку, украдкой, тайком.» [2]
«Под сурдинку
Тайком, незаметно.
Если хотят сделать что-то втихомолку, втайне, не привлекая излишнего внимания, то можно сказать — действуют под сурдинку.
Это выражение пришло из речи музыкантов: сурдинкой (сурдиной) называют специальное приспособление, которым можно ослабить, приглушить звучание некоторых музыкальных инструментов.
Глагол «приглушить» напоминает нам о том, что само слово «сурдина» происходит от латинского слова «сурдус» — «глухой».
Любопытно, что похожее выражение «делать под шумок» таит в себе противоположное «звуковое» слово.
Оба выражения оказываются образными, но по-разному: под сурдинку —тихо, как при игре с сурдиной; под шумок — пока все кругом шумят и ничего не слышат.» [3]
Рис. 1. Сурдинка для духового музыкального инструмента
Однако, на мой взгляд, происхождение слова «сурдинка» гораздо древнее современного понимания оттого, что слово «сурдинка» является искажением слова «сиринга». Сиринга – духовой музыкальный инструмент греческого происхождения.
Рис. 2. Сиринга – флейта Пана
Таким образом, слова сурдинка, сиринга, сорока, абсурд, surdus оказались в одном коренном ряду, как это ни странно.
Сурдина
Сурди́на (итал. sordino от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.
Содержание
Применение сурдины
Сурдина на струнных инструментах
На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина — небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше. На контрабасе сурдина, как правило, не используется, так как его звук сам по себе несколько глуховат и не нуждается в ослаблении.
Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.
Сурдина на духовых инструментах
У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.
Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.
В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др.
Идиоматическое использование
В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует назначению сурдины как приспособления для приглушения звука.
Полезное
Смотреть что такое «Сурдина» в других словарях:
СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля
сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов
сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь
СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова
СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова
СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
СУРДИНА — Быть может, вам приходилось слышать выражение «под сурдинку»? Так говорят о чем то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментария.… … Музыкальный словарь
Зачем нужен звукосниматель для акустической гитары?
Что такое звукосниматель? Какова его роль? На что способен? Есть ли смысл тратить деньги на данную установку? Ответы на эти вопросы ищите в данной статье.
Почему появились звукосниматели?
Звукосниматель — это особое устройство, позволяющее преобразовывать звук в электрическое напряжение, усилить его, и трансформировать в более громкий. Звукосниматель воздействует на особенности звучания гитары.
Очень часто возникает желание усилить, сделать более мощным звук акустической гитары. Возможно, вы решили записаться, а может, вам предстоит выступление на концерте, где неизбежно встает вопрос об усилении звука.
В былые времена в этих целях использовался микрофон. Его использование сопряжено со многими существенными неудобствами: во-первых, микрофоны обладают способностью «заводиться», и в колонках появляется гул, а во-вторых, гитарист был «привязан» к микрофону, что совсем не кстати на концертах.
Поэтому в конце прошлого столетия в акустические гитары стали встраивать звукосниматели. Таким образом, гитара акустическая преобразовалась в электроакустическую.
Звукосниматели делятся на синглы (с одной катушкой), и хамбакеры (с двумя катушками), что обусловлено особенностями их конструкции.
Задача звукоснимателей состоит в том, чтобы наиболее реалистично и точно передать даже малейшее колебание струны, для них важен широкий частотный диапазон.
Какие они бывают?
Звукосниматели делятся на:
Магнитный звукоусилитель имеет большую визуальную сходность с датчиками для электрогитары. Но существенно отличается от них тем, что работает на несколько других частотах, поэтому на акустическую гитару ставить такой датчик не имеет смысла: это исказит ее глубокое звучание. Магнитные звукоусилители устанавливаются в специальное отверстие в верхней деке гитары — розетку и не требуют никаких грубых манипуляций с корпусом гитары.
Этот вариант усилителя является съемным, что очень удобно: вы всегда сможете его снять и насладится акустическим звуком.
Магнитный звукоусилитель годится лишь для тех гитар, на которых стоят металлические струны. Для классических гитар с нейлоновыми струнами такой усилитель не подойдет: колебания н струн из нейлона не могут быть им почувствованы.
Более подходящим типом для акустических гитар является пьезоэлектрический.
Пьезоэлектрический звукосниматель улавливает и усиливает все звуковые волны, которые чрез него проходят: звуки струн, рук гитариста, вибрации корпуса. Преобразование осуществляется с помощью специального пьзокристалла, который способен превратить механические колебания струн в электросигнал.
С помощью такого датчика достигается глубокое и интересное звучание гитары.
Этот тип звукоснимателя может быть как съемным, так и стационарным. Его положительным качеством является отсутствие «завода» от обратной связи.
Пьезоэлектрические звукосниматели могут быть разными:
Устанавливается как внутри корпуса гитары, так и снаружи. Для удобной эксплуатации снабжена липучками, поэтому ее легко поставить и снять. Чтобы добиться наилучшего звучания, нужно оценить ее работу на различных местах корпуса гитары и выбрать наилучший из вариантов.
Является более дорогим и более качественно звучащим датчиком по сравнению с предыдущим. Не является съемным. Если у вас нет достаточного опыта по установке таких датчиков, то лучше ее монтаж доверить профессионалу.
Надеемся, что прочитав эту статью, вы нашли ответы на интересующие вас вопросы.
Выбирайте тот вариант звукоснимателя, который подходит именно вам, и наслаждайтесь музыкой!