Для чего нужна светская этика

Светская этика в светской школе: «за» и «против»

Для чего нужна светская этика. Смотреть фото Для чего нужна светская этика. Смотреть картинку Для чего нужна светская этика. Картинка про Для чего нужна светская этика. Фото Для чего нужна светская этика

Наблюдая за процессами, которые происходят в нашем обществе, по отношению к курсу «Основ религиозных культур и светской этики», невольно замечаешь создание одних стереотипов и разрушение других.

В качестве аргументов в пользу изучения светской этики в школе я слышал и необходимость обучения детей этикету, и воспитание бесконфликтности по отношению к представителям других религий, предотвращение религиозных воин, воспитание патриотизма, любви, гордости и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и ее историю. Это и воспитание готовности к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию, вне зависимости от принадлежности либо не принадлежности к какой-либо конфессии, непритязательное ознакомление с нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры, религии в жизни человека и общества, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности, становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, доброжелательное отношение к окружающим людям, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России, осознании ценности человеческой жизни, ценность традиций и обычаев. Детям должны объяснить что такое добро и зло, честность и предательство, долг, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, равнодушие и жестокость, и многое другое. Эти дефиниции звучат в аннотациях к учебникам по светской этике, в СМИ, в государственных образовательных учреждениях от структур управления образованием до простой учительницы в школе.

На первый взгляд возникает ощущение – вот здорово! Наконец-то появится универсальный курс которых всех примирит, всем даст правильную установку, не вызовет религиозный воин и воспитает совершенного человека и гражданина с правильным мировоззрением, правильным отношением к собственной культуре и религиозной традиции. Тем более что в пояснительной записке к программе курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» для 4 класса прямо написано «задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства». Посыл хороший, но насколько он может быть достижим в светской среде?

В ряде регионов России случались и такие вот реальные истории, например – директор школы заявляет, мол «денег у нас нет на учебники по православной культуре, поэтому все скопом будете изучать светскую этику», глава округа или губернатор сказал что, мол «чтобы никто не обиделся ни православные ни мусульмане ни иудеи– все 100% учащихся будут изучать светскую этику», судя по откликам православного духовенства обсуждаемой епархии, в результате такой установки «сверху» обиделись все… Но эти истории уже стали типичными для ряда российских регионов. И всё это ради того, чтобы никто из учащихся не дай Бог не заинтересовался религиозными представлениями. Смешно, не правда ли?

Вообще исходя из голосования родителей и педагогов, которые настраивали родителей сделать выбор в пользу светской этики, не было представления о том, что такое светская этика, чаще всего с этим понятием ассоциировалось по признанию некоторых педагогов – обучение светской нравственности людей неверующих или безразлично относящихся к религии, но эту установку курс светской этики как раз и не осуществляет! О чем свидетельствует сама программа курса, где значительное количество часов уделено как раз традиционным религиям и особенностям их нравственной и религиозной культуры, да и в итоге перед педагогами и учащимися ставится цель воспитания человека, способного к «духовному саморазвитию». Светский подход не предполагает «духовное саморазвитие», иначе теряется светскость.

Так почему же «Основы светской этики» не соответствуют целям и задачам курса «Основы религиозных культур и светской этики»? На мой взгляд, причин несколько:

Во-первых, создается впечатление, что программа и учебник по светской этике были составлены на основе опыта ряда школ по проведению классных часов с классными руководителями. Исходя из личного опыта и опыта ряда коллег замечу, что большинство тем существующего курса, затрагивались именно на классных часах в светской школе начиная с 90-х годов прошлого века. Тогда спрашивается, зачем нужно выделять в отдельный курс то, что можно спокойно обсуждать на протяжении всего учебного года с 1 по 11 класс на классных часах либо на уроках обществознания?

Во-вторых, если обратиться к ряду Посланий Сятейшего Патриарха Кирилла, то следует отметить что ОРКСЭ имеет цель «духовно-нравственного воспитания школьников». Как можно духовно воспитать человека при отсутствии ориентиров в духовной жизни и вообще отсутствия таковой? Светский характер светской этики не может иметь ничего общего с духовным воспитанием подрастающего поколения. Тогда встает вопрос – почему в учебной программе светской этики используется это понятие «духовность», «духовное самосовершенствование». Не осознавая подлинный смысл и значение этих слов, авторы этики свели значение «духовность» к значению «культура, воспитание, уважение, совесть», однако «духовность», как может отметить любой христианин, к этим и аналогичным значениям совсем не сводится, это нечто совсем иное, это опыт Богообщения, жизни в Церкви, жизнь в благодати Святого Духа. Однако стоит отметить, что некоторые понятия из программы всё же близки к Церкви, и как раз этот фактор и является не однозначным в вопросе о границах светскости в данном курсе.

В-третьих, к сожалению некоторые родители, уступив давлению директора школы или руководителей повыше, или того хуже – самостоятельно посчитав, что для своих чад лучше выбрать светскую этику, мол «мы не знаем что будет на уроках православной культуры, а так хоть этикет изучат» поступили достаточно безрассудно и с более глобальной точки зрения. Результаты любого опроса, в том числе и опроса родителей, являясь достоянием статистики, оказывают непосредственное влияние на религиозную ситуацию в стране, особенно в оценке светскими властями реальной религиозной картины в регионах. В соответствии с этими данными будут выстраиваться конкретные отношения между властью и конфессиями и приниматься решения о перспективах тех или иных религиозных общин и их образовательных учреждений, кого будет поддерживать власть в данном регионе как доминирующую конфессию, а кого считать исключением? Когда православные родители не хотят отстаивать права своих детей изучать в школе близкую им культуру, отдавая предпочтение светской этике, то встает вопрос насколько они православны? Насколько они ассоциируют себя и своих детей с Православной Церковью, с православной культурой? Уже давно пора осознать, что от активной позиции православных мирян зависит будущее нашей Церкви в России. Насколько миряне готовы быть православными?

В-пятых, светская этика призвана воспитать толерантного человека, но не способна воспитать человека с конкретным религиозным мировоззрением. Когда воспитывают толерантного человека, то воспитывают не человека, а «аморфную массу», которая способна подстроиться под что угодно. Когда человек научится уважать свои религиозные традиции, сам станет носителем этих традиций, то он будет уважать других людей, бережно хранящих свои традиции и эти люди будут уважать его.

Это лишь некоторые тезисы, которые, надеюсь, дадут возможность задуматься читателю и самому определиться по отношению к этому курсу. Однако при всех «минусах» можно найти и несколько «плюсов». В курсе «Основы светской этики» наши школьники, и через них их родители, получат какую-никакую ориентировку в нравственном и патриотическом воспитании и образовании, элементарные представления о конфессиональном религиозном мировоззрении, а это может стать той питательной средой в будущем, для того, чтобы созреть до конкретного выбора и ассоциировании себя и своих детей с конкретной религиозной культурой.

Заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета, иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)

Источник

Класс: 4

Ключевые слова: светская этика

Презентация к уроку

Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

— Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»

— Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

— На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?

— У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

— Откройте учебник на стр. 6.

— Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.

— Запишите определение слова в рабочие листы.

— Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

— На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

— Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

— Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

— Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.

2. Работа с учебником.

— Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

— Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

— Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

— От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

— Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.

— Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

— Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

— В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

— В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

— Почему же так происходит?

— Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

— Как наградить человека, сделавшего добро?

— Как сделать жизнь людей лучше?

— На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

— Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)

— Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

— Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

— Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

— Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

— Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

— Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

— Какая бывает этика?

— Что такое светская этика?

— Что предполагает светская этика?

— Что такое религиозная этика?

— Назовите синоним слову мораль?

— Кто является основателем этики?
— Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

— Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.

Источник

Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян

Интервью с преподавателями новой школьной дисциплины

Для чего нужна светская этика. Смотреть фото Для чего нужна светская этика. Смотреть картинку Для чего нужна светская этика. Картинка про Для чего нужна светская этика. Фото Для чего нужна светская этика

Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

Для чего нужна светская этика. Смотреть фото Для чего нужна светская этика. Смотреть картинку Для чего нужна светская этика. Картинка про Для чего нужна светская этика. Фото Для чего нужна светская этика

Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, «умными очами». Как говорили в старину, «Отверзь умные очи». Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия для первачков еще как бы далеки.

– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают.

Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все.

Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат?

…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае.

Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека.

…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого.

В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно.

…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание.

Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

вообще четвертые классы маловаты для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

– Родители, да?

– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *