Для чего нужна технология в школе для девочек

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕгор Стегнеев

Похожие презентации

2 Создание одежды – это сложный многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий. Художники-модельеры проектируют новые модели одежды. Модельеры – конструкторы разрабатывают чертежи конструкций этих моделей, по которым затем изготовляются лекала для кроя. Инженеры-технологи продумывают в деталях весь процесс технологического исполнения моделей. Портные непосредственно занимаются пошивом одежды, т. е. специалисты, которые могут выполнить технологическую обработку любого узла одежды и собрать все детали в готовое изделие. Дизайнеры одежды, интерьера, ландшафта. Выбор ткани – дело сложное. Не каждая ткань подходит по фактуре, расцветке, предназначению. Голубые глаза становятся ярче от голубых и синих цветов, а карие кажутся более глубокими и выразительными в сочетании с коричневыми тонами одежды. Белый цвет делает, светлую блондинку несколько белесой, особенно зимой и весной, когда сходит загар, но одновременно подчеркивает нежность ее кожи; шатенку с бело-розовой кожей белый цвет, безусловно, освежит; брюнетку с такими же типом кожи он сделает фарфорово-белой, а волосы ее выгодно выделит. Синий цвет прекрасно подходит белокожим, а вот для темной кожи он не годится – подчеркивает желтизну лица. Блондинкам, как правило, идет голубой и синий цвет, золотистые волосы прекрасно сочетаются с зеленым; шатенок выгодно оттеняет розовый и гранатовый цвет; брюнеткам к лицу красный, вишневый, зеленый, желтый. Выбор ткани значительно зависит от особенностей фигуры: светлые тона несколько полнят, темные делают ее более стройной.

3 Термины, которые используются при шитье. При машинных работах. Обметать – обработка открытых срезов зигзагообразной строчкой, это предотвращает их осыпание. Обстрочить – отделочная строчка по краю изделия или детали. Можно обстрочить клапан, пояс или карман. Настрочить – соединение двух деталей настрочным швом. Застрочить – закрепление машинной строчкой подогнутого края или припуска на шов. Втачать – соединение стачных швом двух деталей по выпуклым и вогнутым срезам. Обтачать – соединение обтачным швом двух деталей, которые в дальнейшем вывертываются. Притачать – соединение стачным швом мелкой детали или части детали с основной либо более крупной. Стачать – соединение стачным швом двух или нескольких деталей, приблизительно одинаковых по размеру, также двух срезов одной детали. При ручных работах. Сметать – временное соединение двух или нескольких деталей сметочными стежками. Приметать – временное прикрепление к основной детали мелкой сметочными стежками. Наметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками. Этот прием используют, как правило, тогда, когда одна деталь с подогнутым краем накладывается на другую. Заметать – временное закрепление подогнутого края сметочными стежками. Вметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками по выпуклым и вогнутым линиям. Пришить – прикрепление к изделию фурнитуры, украшения, отделки.

4 Техника безопасности Иглы и булавки 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице. 2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. 3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. 4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии. 5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. 6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. 7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки. Ножницы 1. Ножницы хранить в определенном месте – на подставке или рабочей коробке. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. 3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. 5. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 6. Использовать ножницы только по назначению.

5 Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине Санитарно-гигиенические требования 1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. 3. Стул должен стоять против иглы. 4. Расстояние между работающим и машиной должно быть см. 5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку. Правила безопасной работы 1. Волосы спрятать под косынку. 2. На швейную машину не класть посторонние предметы. 3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. 4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. 5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. 6. Перед работой проверять исправность электрического шнура. 7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя. 8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Источник

Девочки — на кухню, а мальчики — в столярку. Почему предмет «Технология» так любит сегрегацию

Для чего нужна технология в школе для девочек. Смотреть фото Для чего нужна технология в школе для девочек. Смотреть картинку Для чего нужна технология в школе для девочек. Картинка про Для чего нужна технология в школе для девочек. Фото Для чего нужна технология в школе для девочек

Мы учим детей, что «мужской» и «женской» работы и обязанностей не бывает. А потом они приходят в школу и идут на «Технологию». Девочки — шить и готовить, мальчики — пилить и строгать. Наш блогер, учитель истории Татьяна Губанова, объясняет, почему такой подход устарел, но поменяется нескоро.

В российской системе школьного образования на официальном уровне не обсуждается проблема гендерного неравенства. Тем не менее, игнорировать наличие огромного количества гендерных стереотипов в учебниках и рабочих программах современные родители и учащиеся уже не могут (что, конечно, радует). Например, перед началом учебного года в СМИ появились новости о возмущении самарских родителей программой по предмету «Технология» (в советской школе это называлось «Труд»).

«А зачем что-то менять?»

Конечно, стереотипы маскулинности и фемининности сложились задолго до появления школы, системы образования и «Труд». Согласно стереотипным представлениям существуют «мужские» и «женские» сферы деятельности. А значит, учить девочек и мальчиков нужно разным вещам: девочек — готовить, шить, стирать, заниматься дизайном, в конце концов; мальчиков — чертить, мастерить, ремонтировать и т. п. Учить этому детей надо, конечно, по отдельности. И вроде бы такая система уже давно сложилась. Зачем что-то менять?

Один из очевидных признаков гендерного неравенства — сегрегация по признаку пола. Это касается и системы школьного образования. Конечно, есть ряд обстоятельств, при которых девочки из школ (классов) с раздельным обучением добиваются больших профессиональных успехов. Некоторые даже находят причину этих достижений в отсутствии постоянной утомляющей конкуренции с мальчиками. Есть ли здесь какая-то закономерность или на самом деле все эти случаи являются своеобразным исключением — сказать сложно.

Но очевидно, что обучение мальчиков и девочек по абсолютно разным программам формирует у них разные навыки, закрепляет и без того достаточное количество стереотипов.

Это фактически дискриминация — не давать возможности детям выбирать программу по интересам

Получается, во многих школах девочек всё ещё учат ведению домашнего хозяйства, укрепляя стереотип об обязательной для будущей женщины роли домохозяйки (функции которой, как известно, не оплачиваются). А мальчиков учить основам самообслуживания никто не хочет.

Некоторые из авторов программ, реализуемых на уровне основного общего образования по предмету «Технология», делят курс на два направления: «Индустриальные технологии» и «Технология ведения дома». При этом авторы отмечают: «Выбор направления обучения школьников не должен происходить по половому признаку, а должен исходить из интересов и склонностей учащихся…» [Тищенко А. Т., Синица Н. В. Программа по технологии для 5-8 классов, М.: Вентана-Граф, 2015].

То есть получается, свобода выбора у детей (и их родителей) всё-таки есть? Формально — да. Но только юридически. На практике всё иначе.

Учителя против. Дети — тоже

Почему не стоит ждать того, что дети сами как-нибудь решат эту проблему и сделают смелый выбор в пользу своих интересов (даже при условии того, что их к их интересам в школе будут прислушиваться)? Просто представим ситуацию: мальчик-пятиклассник, увлекшийся кулинарией, объявляет о намерении заниматься изучением «ведения дома» в группе с девочками. Очевидно, за этим могут последовать постоянные насмешки, буллинг и иной набор негативных проявлений со стороны сверстников. Именно поэтому резко возросший интерес родителей к данной проблеме совершенно оправдан.

Почему нельзя просто взять и написать одну программу для всех, чтобы обучать девочек и мальчиков совместно?

Вообще-то авторы рабочих программ допускают построение комбинированного урока из двух направлений. Но учителя, скорее всего, всё равно будут отдавать предпочтение уже готовому варианту программы, требующему меньшей траты усилий при её составлении, то есть вариант гендерно-дифференцированный.

Исследуя этот вопрос, мне удалось поговорить с одним из самарских учителей технологии (по просьбе респондента, имя и личные данные не названы). По словам педагога, значительная часть самарских школ (около половины) ещё придерживается тактики половой сегрегации на уроках технологии. На вопрос «Какое отношение у учителей технологии к практике совместного обучения детей на своих уроках?», респондент отвечает:

«Большая часть учителей — женщины. И, конечно, они относятся к этому отрицательно, не хотят брать объединённые группы. Некий возрастной критерий даёт о себе знать. То есть это люди «старой формации», которые привыкли работать в одном направлении, являются специалистами только в одной области, например, ведение домашнего хозяйства. Все эти индустриальные технологии от них далеки.

Получается, что одной из очевидных проблем, препятствующих переходу к совместному обучению, является проблема компетенции, а также низкий уровень заинтересованности учителей в том, чтобы в принципе что-либо менять, прежде всего, в своей работе».

И, конечно, переход к совместному обучению мальчиков и девочек происходит не по инициативе педагогов, учеников или их родителей, а после соответствующего решения школьной администрации.

«В некоторые школы уже поступило новое оборудование, учителя перешли на преподавание по новым [совмещённым] программам, но после нескольких занятий по этой новой программе родители девочек пошли жаловаться. Они говорят: «Мы не хотим заниматься по этой программе. Верните нам старую технологию. Учите наших девочек шить, готовить — это им в жизни нужно, более востребовано для них. Девочкам не нужно изучать паровые двигатели, они выучат это в своё время на физике, а на данный момент на технологии нам это не нужно».

Когда читаешь комментарии и обсуждения новых ФГОС, в основном все говорят, что всё равно должно быть гендерное разделение. То есть сами дети уверены, что женщины должны выполнять какие-то задачи по дому, мужчины — уметь забивать гвозди. О чём это говорит? Сами дети не понимают, зачем что-то менять.

Причина этого кроется в несовершенстве программы. Особенно, в части для «для мальчиков»: непонятны цели преподавания предмета.

«Сейчас еще не выпустили новый учебник по технологии, но разработка и изменение программы уже происходит. В этом учебнике будет наоборот перекос в сторону технологий, которые в нашем традиционном понимании более доступны мужчинам. Те же самые паровые двигатели, к примеру.

На днях смотрела интернет-семинар, посвящённый анализу олимпиадных заданий по технологии. Все вопросы, связанные с техникой, современными технологиями, электротехникой у девочек просто «зависают». Она [ведущая online-семинара] возмущается, говорит: «Это же элементарный принцип эксцентрикового механизма в швейной машине, а девочки этого не понимают!». Надо понимать, что это девочки, которые не просто сидят на уроках технологии, а готовятся к олимпиаде. Те дети, которые уже прошли 4 этапа Всероссийской олимпиады школьников!»

Получается, интеграцию курсов технологии некоторые педагоги видят в том, что «программу девочек» нужно дополнить темами из «программы мальчиков» при сохранении половой сегрегации на уроках. Такими «мужскими» разделами являются изучение того же парового двигателя или технологии обработки конструкционных материалов (деревообработка и металлообработка). Даже с консервативной позиции не становится понятной необходимость изучения названного материала (и для девочек, и для мальчиков) уровне общего образования в условиях высокой специализации труда.

Зачем вообще «Технология»?

Проблема гендерного неравенства вскрыла еще одну, возможно, не такую очевидную: какая же основная цель изучения предмета «Технология» на уровне основного общего образования? Из самого содержания программ сложно выяснить их направленность: школьников учат каким-либо полезным повседневным навыкам или предмет «Технология» имеет профориентационный характер (мальчиков и девочек с помощью уроков готовят к поступлению в ссузы)?

На мой взгляд, и в том, и в другом случае, гендерные стереотипы становятся препятствием для того, чтобы в будущем обучающиеся смогли почувствовать себя социально удовлетворёнными личностями. Это ущемляет права не только девочек, но и мальчиков, которые (в случае с первой целью программы) не смогут получить некоторых элементарных знаний и навыков; (в случае со второй целью программы) будут ограничены в возможности осваивать «азы» профессии, к примеру, модельера или дизайнера.

И снова про деньги

Я думаю, и родительская общественность, и особенно органы управления образованием в какой-то степени привыкли, что все методические изменения будто бы происходят сами собой. Такой вывод я делаю на основе ограниченного финансирования в системе образования, в том числе и в отношении «Технология».

Если разложить все выявленные проблемы «по полочкам», получается, подавляющее большинство из них — финансовые. Проблема устаревших рабочих программ и учебников может решиться созданием специальных методических комиссий. Возможно, разработкой новой стратегии преподавания и, соответственно, нового учебного материала. Работа специалистов в этой области, конечно, не может строиться исключительно на альтруизме — это сложно и энергозатратно.

Проблема низкой мотивации педагогов и школьных администраторов, не желающих ничего менять хотя бы на уровне своей школы, тоже объяснима. Учителю с зарплатой 15000-20000 руб/мес (в некоторых случаях — меньше) вряд ли захочется ломать голову над изменением рабочей программы и полным перестроением устоявшейся стратегии преподавания.

Даже в случае ухода от оппозиции «для мальчиков» — «для девочек», оформления чёткой, целостной концепции преподавания предмета, школам понадобятся огромные средства. Предположим, основным приоритетом на уроках технологии будет уклон в технологии информационные (робототехника, программирование, 3D-технологии и т. д.). Это будет значить, что школы надо в короткие сроки оснащать дорогостоящим оборудованием. Ресурсов «Кванториумов» и прочих оборудованных площадок на данный момент однозначно не хватит.

Безусловно, хочется пожелать удачи и терпения родителям, не побоявшимся высказать своё несогласие со сложившейся гендерной несправделивостью. Именно благодаря этой смелости появляется возможность диалога.

Такие разговоры, на мой взгляд, являются отличным доказательством того, что гендерное неравенство никогда не существует в вакууме, не является частным противоречием мнений или «делом вкуса». Гендерное неравенство — это всегда сложный комплекс проблем, который неочевидно, но глобально влияет на жизнь каждого человека.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Зачем нужна технология в школе?

Зачем нужна технология в школе.

Современное образование такой урок как труд, назвало технологией. Для того, чтобы успевать за изменениями и прогрессом нужно понимать как та или иная вещь появляется или создается. Какими навыками должен человек обладать, для того чтобы выполнять какую то работу, какие материалы для выполнения работы он должен подготовить. На все эти вопросы ответит школьный предмет-технология.

Дети знакомятся с ним еще с юного возраста. Девочки изучают шитье, вышивание и штопку, вязание на спицах и макраме, кулинарию, склеивание, вырезание и другие общие умения, правила ухода за домом и одеждой. Мальчики выполняют ремонтные и строительные работы, изучают столярное дело, резку по металлу, работу на станках.

В нашем обществе современных технологий изделия, сделанные своими руками отходят на второй план, и зачастую дети даже не представляют, что игрушку из Фетра можно сделать самостоятельно. Что все материалы и приспособления для этого легко найти в магазинах для рукоделия. А учитель технологии расскажет и покажет пошагово, как выполнить работу.

Вот они приходят на урок со всем необходимым, начинают подбирать эскиз для своей будущей игрушки и понимают, что это дело не простое. Они начинают осознавать, что им нравится, а что нет, что они смогут сделать, а что потребует больше времени и серьезных затрат. Тут главное педагогу дать понять ребенку, что все в его силах и помочь выполнить работу от начала до конца, изучив всю технологию изготовления игрушки. Бывает, сталкиваясь с первыми неудачами, когда не правильно вырезал или сшил не там где надо, дети готовы бросить работу и не возвращаться к ней. Но преодолевая трудности, и двигаясь дальше, детям хочется уже доделать, и увидеть конечный результат. Некоторые из детей после звонка с урока продолжают сидеть над работой и не могут оторваться, уж очень хочется закончить игрушку и увидеть какой она получится.

Наступает тот день, когда игрушка готова, она сшита, набита синтепоном, у нее есть глазки, а может и хвостик. Она настоящая! Они вертят ее в руках, в их глазах радость и гордость от своей работы. Ребенок начинает решать, кому он ее подарит: сестренке или маме с папой, а может и вовсе дома сделает еще для того, чтобы подарить всем кого любит. Он не помнит про неудачи и трудности, с которыми сталкивался во время изготовления игрушки. Ребенок держит результат своей работы в руках и понимает, что сделать, что то своими руками реально.

Дети, которые активно работают на уроках технологии, наиболее бережно начинают относиться к вещам вокруг них. Они начинают ценить не только свой труд, но и труд других людей. Они могут оценить и сравнить работу другого ребенка со своей работой. Им уже не хочется просто отсиживаться на уроках, они хотят научиться делать, что то еще. Появляется цель изучать технологии других изделий и процессов, подходить к выполнению работ творчески. Он самореализуется в работе и понимает, что это результат его трудовой деятельности. Такой ребенок, вырастая, получает не поверхностные знания, он получает практические умения и навыки, необходимые в жизни. Он может применить их на практике: если у кофты недавно купленной, разошелся шов, он возьмет и зашьет ее, если на штанах образовалась дырочка-наложит заплатку. А главное он с удовольствием помогает родителям в труде и дома.

Источник

Что изучают на уроках технологии в школе

Содержание статьи

Для чего нужна технология в школе для девочек. Смотреть фото Для чего нужна технология в школе для девочек. Смотреть картинку Для чего нужна технология в школе для девочек. Картинка про Для чего нужна технология в школе для девочек. Фото Для чего нужна технология в школе для девочек

Разделение классов на группы

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Технология для девочек

Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Технология для мальчиков

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.

Источник

Всем вам борща, товарищи, или Почему «технология» в школе безнадёжна

Для чего нужна технология в школе для девочек. Смотреть фото Для чего нужна технология в школе для девочек. Смотреть картинку Для чего нужна технология в школе для девочек. Картинка про Для чего нужна технология в школе для девочек. Фото Для чего нужна технология в школе для девочек

В 2021 году в школах до сих пор остаётся разделение на уроках труда: девочки шьют и готовят, мальчики выпиливают или (в лучшем случае) сидят за компьютерами. Наш блогер Елена Кулешова уверена, что такой подход давно устарел. Да и навыки, которым обучают детей, надо расширять.

Мой дядя Игорь очень увлекался выпиливанием и выжиганием. Моя тётя Таня, старшая сестра дяди Игоря, научилась шить и вышивать, что очень пригодилось ей впоследствии в нелегком деле одевания трёх детей в условиях дефицита. Моя бабушка Зоя отлично вязала и шила, а дедушка Витя умел лить мормышки и чинить моторы. Всё это было актуально в военные и послевоенные годы.

Мне шитьё кривобоких косыночек и халатиков уже не пригодилось. А что наши дети?

Главное — что в трусах

Грубый заголовок? Отнюдь. Исключительно формой половых органов, как мне видится, руководствовались составители программы трудов (технологии) в средней школе. Хотя, честно признаюсь, никогда не видела, чтобы половник при варке борща держали чем-то иным, кроме руки. А руки у нас всех одинаковые.

Тем не менее, школы предпочитают отправлять мальчиков строгать чурочки и выжигать прибором «Узор-1» бесполезные доски, а девочек — резать «оливье» и подрубать батистовые платочки. А потом, умиляясь, стоять и смотреть, как мальчики поглощают салатик, чтобы потом, роняя слезу восторга, мыть за ними посуду.

Дорогие мои читатели, если вы считаете, что я утрирую, позвольте привести вам расшифровку беседы школьного психолога с мальчиком, который пришёл в первый класс, и ему там не понравилось:

— Ты чего плачешь? Домой хочешь?

— А нельзя домой. Хочешь ты или нет, но ты обязан ходить в школу, и ты будешь ходить в школу. Выучишься, потом пойдёшь в институт, потом станешь работать, женишься, у тебя появится такой же мальчик, как и ты, и ему тоже нужно будет ходить в школу. Ты же этого хочешь, да?

Занавес. Коллега, мальчику всего 7 лет! А вы ему рисуете безысходную каторгу, в которой, кроме учёбы из-под палки, работы, семьи без любви ничего нет! Жизнь самовоспроизводящегося раба, которую старое поколение педагогов (не без исключений) считает вершиной счастья, потому что «стабильность» и «как у всех».

Но у нормального ребёнка такой сценарий жизни вызовет судороги ужаса

И, конечно, отвращение к школе. Зачем школа, если после неё у человека нет выбора, нет будущего, нет воли и разума. Одно сытое животное существование и копирование себе подобных. Ни слова о коллективе, огромном мире, интереснейших знаниях, возможностях, которые эти знания дают. Ни слова о счастье совместного достижения, искусственном интеллекте, космосе и иных мирах.

Институт, удобная обслуживающая жена, диван, работа, гараж. В женском варианте: институт, ресурсный питательный муж, дети, много еды и одежды, Турция, телевизор.

Уроки технологий в этой концепции школьного воспитания — квинтэссенция социально-полового ориентирования. Мальчики сколачивают полочки и женятся на девочках, чтобы зачинать новых мальчиков и девочек. Девочки рожают детей и варят борщи, чтобы кормить мальчиков и деточек, пока мальчики сколачивают полочки, которые продадут, чтобы накормить девочек и деточек.

Это работающая схема. Годов для 60-х прошлого столетия. Но почему она так живуча, чем плоха и что с этим делать?

Какая гадость этот ваш «труд»

Мальчикам нельзя варить борщи, а то что-нибудь отпадёт. А девочкам нельзя сколачивать полочки, а то что-нибудь вырастет. Наверное, мне не надо рассказывать, откуда пришло это разделение, да? Многократно уже сказано про традиционные гендерные роли, заек-лужаек, кормильцев-домохозяек, «за мужем как за каменной стеной», домашний уют и прочую красоту, милую сердцу наших бабушек.

Только вот скворечники можно купить где угодно, домашние полочки никому не нужны, а штопка носков превратилась в забытое искусство. Да, навык готовки нужен всем, как и навык пришивания пуговиц, мытья окон или, скажем, пересадки цветов. Но он нужен всем, ведь девочки уже давно вышли из амплуа служанки. Хочешь есть? Приготовь. Не хочешь готовить? Закажи.

Вне зависимости от того, какой формы у тебя нижнее бельё и есть ли у тебя борода

Более того, появилось множество трудовых навыков, которым сегодня надо обучать детей вместо (или параллельно) с приготовлением еды. Но учить некому. О каких навыках речь? Скажем, программирование станции Алиса. Или робототехника и мехатроника. Или кодирование на Питоне. Не нравится? Окей, работа с соцсетями, конструирование сайтов, обучение ведению бюджета (оба пола, оба!), сборка икеевской мебели, готовка в мультиварке, подбор еды по калоражу и аллергиям, навыки работы с иголкой и ножницами для мелкого ремонта (оба пола, оба!).

Садоводство, электрика (ну, вы поняли, да?), экстренная сантехника, основы ремонтных работ для квартиры. Вождение с 14 лет и автомеханика (для мальчиков и девочек, чтобы потом не было шовинистических воплей про блондинок и обезьян с гранатой — научите сначала, а потом возмущайтесь).

А ещё переплётное дело, малярное ремесло, программирование обучаемых нейросетей, обучение уходу за домашними животными и сборка велосипедов. Я могу долго продолжать. Почему же эти программы отсутствуют в списке школьных предметов? Да всё просто: не умеют и не хотят.

Подход должен измениться

Но виноваты не только учителя. Весомую лепту в бесполезное и нудное времяпровождение вносят и родители, которые тоже считают, что мальчики должны уметь пилить и строгать, а девочки — мыть и варить. Этому есть объяснение: их так воспитали. Они, в детстве ненавидя «труды», не умея ни будку сколотить, ни чулок заштопать, настырно тащат детей по тому же пути. Они не понимают, чем может быть полезна робототехника и распределенные реестры. Они не видят смысла в программах, написанных ребёнком: «Чё-то там квадратик за кружочком гоняется, чепуха какая-то». Они живут прошлым и не собираются учиться новому.

Поэтому девочки — на кухню, мальчики — в гараж. Плодиться и размножаться, надёжная профессия, не жили богато, нечего и начинать. Искусственный интеллект нас погубит. Пластиковая пища, всё в телефонах своих сидите! При этом мир изменился кардинально, и бытовые навыки, которые должны были бы прививать труды, тоже изменились. Сейчас важнее уметь забронировать отель и заказать в сервисе доставки носки, чем эти самые носки штопать. Но этому никто не учит.

А про «технологии» я вообще молчу. Знаете ли вы учителя, способного без запинки перечислить все 16 топовых сквозных технологий?

Я — нет. А учить детей этим технологиям хотя бы на уровне обзора кто будет? Ситуация с тем, как учитель на примере обучения нейросети машинному видению рассказывает о Deep Learning кажется мне невероятной. А между тем, дети 6-7 класса вполне способны эту информацию воспринять. Второклассники могут спроектировать первую нейросеть — сама лично видела. Ученики 10-11 класса собирают и проектируют роботов, которые, скажем, мониторят состояние грядок. А ещё дети строят майнкрафт-школы, в которых ведутся настоящие онлайн-уроки, а то и целые виртуальные миры.

А главное знаете что? Никого в этой концепции обучения не волнует, во что одет конструктор робота — в платье или штаны. Потому что «технологии» — это о прикладной науке, а не о половых органах. Потому что «труды» — это о бытовых навыках, а не о лифчиках и гульфиках. Потому что школа — это подготовка к жизни человека разумного, умелого, мечтающего и воплощающего. Приспособленного к жизни в XXI веке, а не в XIX. И умение сколотить полочку или сшить передник никак не соотносится с этой подготовкой.

2023 год объявлен годом учителя, и мне бы очень хотелось, чтобы главным его достижением стало кардинальное изменение отношения к предмету «технологии». Как именно? Очень просто. Это должен быть предмет об актуальных навыках — технических или бытовых. В нём должно быть минимум теории, он должен состоять из проектной прикладной работы на 90%, а главное — ребёнок должен сам выбрать направление, не боясь, что кто-то будет заглядывать ему в трусы прежде, чем дать допуск.

Всем борща товарищи, и пусть никто не уйдёт голодным!

P. S. Тем, кто ПОДУМАЕТ, что я призываю не учить детей готовить, убираться и пришивать пуговицы, а только лишь мастерить роботов, рекомендую ПЕРЕЧИТАТЬ статью заново. И не по диагонали.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *