Для чего нужна типология личности
Типология личности
Типология личности – это сверхпопулярная, востребованная на сегодня сфера как в классической науке и ее прикладных направлениях, так даже и в обыденности, житейской психологии. Относить себя самого к типу представляется интересным занятием. Однако, чтобы типирование не стало развлечением, такое отнесение всегда должно соответствовать цели. Чаще всего цель эта состоит в том, чтобы типируемый, понимая собственную индивидуальность, развивался как личность, разрешал психологические проблемы, не просто отнес себя к одному типу и огородил.
Разные авторы, описывающие личностные различия, понятие типологии личности и в ключе дифференциальной психологии понятия индивидуальности, даже темперамента, характера описывали синонимичными по своему значению, ставя между ними подчас знак равенства. Индивидуальность некоторыми рассматривалась в широком значении как личность, характер сливался с личностью. Здесь дифференциальная психология обнаруживает расхождения с общей, которая отделяет, четко разграничивая эти понятия.
Индивидуальность традиционно определяется суммой свойств, отделяющих одну личность от другой. Свойства могут пересекаться и коррелировать между собой, формируя устойчивые характеристики. Однако такая сумма свойств не является еще типом. Рассматривая понятие типологии личности, мы теперь предполагаем набор не только взаимосвязанных черт, но тех, что вместе обладают целостной структурой, гештальт организацией. Различаясь с классами свойств, простых объединений, тип предполагает строгое выделение остова характеристик, опору на эти характеристики, главную черту, какая центрирует все остальные.
Психологические типологии личности
Следует различать два способа построения типологических классификаций – путь снизу и путь сверху. Путь снизу еще называют эмпирическим или индуктивным, когда мы идем от частного свойства к набору свойств, их обобщению. Так строятся такие конкретные основные типологии личности, как, например, классификация психопатий в психиатрии. Второй же путь, путь сверху – можно назвать теоретическим и дедуктивным. Исследователь здесь идет от теоретического предположения, от какой-то важной, но, возможно, даже не всегда доказуемой аксиомы, от общего и к частному выделяет сначала основные признаки типа, которые затем пытается эмпирически обосновать, проверить. Таким способом строил типологию психоаналитик Карл Юнг.
Основные типологии личности для своего построения имеют три задачи. Исследовательская задача – найти обоснование, как правило телесное, морфологическое, анатомическое или анатомо-физиологическое для типов характера – как говорили древние, связать душу с телом. Эмпирико–описательная задача – выделить максимальное количество индивидуальных классов или конкретных типов, например, аномалий характера, с той целью, чтобы к каждой такой группе выработать определенные, именно им адресованные советы для управления поведением. Чем более многообразна классификация – тем более точными могут стать такие индивидуально направленные советы и указания. Третья, собственно терапевтическая задача, не всегда заметная сразу, связана с выстраиванием типологии сверху, точнее, дедуктивно. Любое обсуждение индивидуальности связано с психотерапией, и исследователь здесь рискует, не зная в точности особенностей каждого представителя типов, однако это оправдывается тем, что выделение таких общих характеристик есть определенный язык и средства, какие предлагаются типируемому для понимания собственной индивидуальности.
Присутствие психотелесных соответствий в строении тела и характера позволяет нам обосновать телесную сущность психологических свойств. Гиппократ описывал гуморальную, жидкостную теорию этой взаимосвязи. Сеченов, Павлов, Теплов, Небылицын опирались на свойства ЦНС. Темперамент обосновался на телесной конституции субъекта, которая даже житейски сочетается для нас с его определенным жизненным стилем, способом поведения. Это хорошо показано в новелле «Толстый и тонкий». Толстый добродушен, разговорчив, тонкий же насторожен, иногда мстителен, злопамятен, наблюдателен. Однако житейское наблюдение всегда поверхностно, интуитивно, в нем частное принимается за общее.
Эрнст Кречмер, немецкий психиатр начала прошлого столетия, строил свою конституциональную типологию, что описана в его книге «Строение тела и характер», в три шага. На первом этапе он выделил основные типы конституции и соотнес их с наличием психического заболевания. Кречмер поставил себе задачу выделить четкие параметры во внешности у каждого обнаруженного им типа личности так, дабы он обладал конкретным лицом. В итоге после он отделил три типа, максимально различных между собой, хотя изначально типов было много больше, также смешанные, не имеющие качественной специфики.
Первый тип, астеник, отличается слабым развитием костно-мышечной системы, кажется выше действительного своего роста по причине худобы, имеет угловой профиль – несколько редуцированный подбородок и вытянутый нос. Второй тип, названный атлетиком, имеет фигуру, отвечающую стереотипу маскулинности. Третий тип, именуемый словом пикник, имеет развитые полости тела, его фигура напоминает модель снежной бабы. Даже если пикник следит за собой, его выдает лицо – оно имеет пятиугольный профиль, а также короткая шея.
Астеническому телосложению свойственны психологические характеристики, описывающиеся как шизотимия, буквально – склонность к расщепленности. Шизотимик имеет абстрактное мышление, его можно найти среди математиков и философов, там, где есть необходимость в построении модели мира, в дистанцировании от мира для его систематизации. Шизотимик – человек идеи, последовательный и пламенный ее сторонник. Пикническому же свойственна циклотимия, связанная с эмоциональными колебаниями. Циклотимики предпочитают те области знания, в каких есть необходимость описать объект, каким он есть, например, география, ботаника. Он не просто воспринимает мир, но ощущает его, дает ему эмоциональную оценку. Он склонен учитывать реальную ситуацию, менять свои позиции, если реальность изменилась, склонен к компромиссу.
Кречмер наметил некую полярность, противостояние между типами, что получит развитие в дальнейших типологиях. Также он подходил к выделению свойств по принципу корреляции, потому и сегодня кречмеровский подход к дифференциации проявляется в попытке найти третью сторону, например, средовые воздействия, объясняющие формирование определенных телесных и психологических параметров.
За Кречмером вслед продолжил изучение типов личности во взаимосвязи с телом его последователь Шелдон. Стратегия анализа у Шелдона изменилась. Если Кречмер рассматривал конкретных носителей типов, то Шелдон не выделяет целостных типов и не ставит целью качественный анализ, но описывает каждый характер перечнем параметров, количественно. Шелдон у каждого носителя выделяет признаки определенного телосложения, его индексы.
Далее на стыке психологии и психиатрии были выделены психические заболевания, вслед за ними – акцентуации, которые являются обострением черт, однако не являются нарушением, находятся в пределах нормы. Изучением акцентуаций занимались Ганнушкин, Личко, их методики и сейчас широко используются в психиатрии и дифференциальной области психологии.
Типология личности Юнга
Юнг вслед за философом Кантом строит свою типологию с тем, чтобы раскрыть средства к развитию личности. Он имеет дело со своими пациентами, которым типология может помочь пережить психологические трудности, однако Юнг относит к типируемым и себя, и здоровых людей. Свой анализ, в отличие от диагностической карты акцентуаций по Ганнушкину и Личко, Юнг не скрывает от своих пациентов.
Юнг, просматривая истории искусств, музыки, поэзии, философии, замечает то, что людей обычно выделяют парами, например, рационального и эмоционального. В этой парности он видит важный смысл, и делает основное свое открытие – подобно природным противонаправленным силам, например, растяжения, сжатия, выдоха, вдоха, можно выделить и в психике две противоположные направленности, установки на экстраверсию и на интроверсию.
Обе направленности присутствуют в психике каждого субъекта, но одна всегда из них преобладает. Это Юнг объясняет через ту психоаналитическую конструкцию, в какой в сознании присутствует одна установка, а в бессознательном – ей противоположная. Идея Юнга здесь состоит однако в том, чтобы уравновесить себя.
Далее Юнг выделяет еще одну дихотомию, друг другу противопоставленные мышление и эмоции, затем говорит о доминирующей психической функции. Он находит еще одну пару характеристик, сенсорика–интуиция. Все эти функции он рассматривает неравновесно присутствующими в структуре психики, одна всегда из них доминирует.
Сенсорика есть ощущение, наше восприятие того, как происходит действие нашего поступка. Эмоция связана с принятием воспринятого события на эмоциональном уровне. Мышление позволяет осмыслить ситуацию. Интуиция же, обозначающая по Юнгу способность к предвосхищению последствий поступка, его будущих результатов, связана со способностью к воображению.
За Юнгом вслед мог бы идти еще один автор, Лазурский, который рядом с выделением типов рассматривает уровни развития. Данная попытка присутствует, хотя и далеко не бесспорна.
Типология Майерс-Бриггс
Индикатор типов (MBTI) Майерс-Бриггс базируется на типологии Юнга. Обе ее создательницы не имели психологического образования, однако после прочтения «Психологических типов» у Юнга принялись активно типировать на практике, проводя наблюдения за поведением людей, его исследования. Живя в военное время, они имели возможность наблюдать за большими массами людей в нестандартных ситуациях, и на основании этого материала подробнее описали различия типов.
Далее MBTI получила эффективное развитие как система, позволяющая формировать рабочие коллективы, подбирать персонал, прогнозировать в компании поведение сотрудников. Специалисты, использующие MBTI, своей целью имеют построение правильного менеджмента в связи с типами личностей как руководителя, так и подчиненных. MBTI позволяет отделить не только сильные, но также слабые стороны субъекта и, сконцентрировавшись на сильных характеристиках, поместить сотрудника на максимально подходящую для него позицию в организации.
Согласно MBTI, тип человека представлен в четырех форматах. Первый – источник энергии, откуда человек черпает энергию. Экстраверт принимает энергию извне, ему необходимо постоянно действовать и общаться, таков его способ выживания и зона комфорта. Именно в процессе взаимодействия с миром внешним он получает толчок для развития и материал для него. Интроверт, напротив, черпает внутри себя энергию и потому любит уединение.
Следующий – центр внимания, способ получения сведений об окружающем нас мире. Здесь дело мы имеем с сенсорикой как опорой на органы чувств, интуицией как надсознательным процессом анализа, прогнозирования и предвосхищения событий. Сенсорный тип базируется на настоящем и уже полученном прошлом опыте, тогда как интуит способен видеть образно, целиком всю картину, словно сверху.
Далее следует центр принятия решения по мыслительному или же чувствующему способу. Мыслительный тип рассуждает на основании правильного и неправильного, а чувствующий – базируясь на личных ценностях.
И последняя пара характеристик, суждение и восприятие, связаны со стилем жизни индивида. Люди суждения живут в упорядоченном, предсказуемом мире, тогда как люди восприятия живут в глубоком, стихийном мире с открытыми вариантами для всевозможного выбора, оттого и решений, какие они не принимают вплоть до крайнего момента.
Соционика
Одновременно с Бриггс Майерс над своей типологией, названной соционикой, которая также является продолжением типологии Юнга, работала Аушра Аугустинавичюте. В основу ее легла и теория Кемпинского так называемого информационного метаболизма. Соционика стала областью знаний, которая изучает, как человек принимает, затем перерабатывает, а после выдает информацию. Позднее стали говорить не только об информационном, но уже об энерго-информационном обмене.
Помимо деления на дихотомии по вертности, а также деления на сенсориков, интуитов, мыслителей, что получили в соционике название логиков, и чувствующих, что именуются этиками, рациональных людей суждения и так называемых иррационалов, людей восприятия, соционика еще и имеет модель психики, 8 упорядоченных функций, расположенных в приоритете. Здесь рассматриваются ментальный, витальный блоки, подтипы, акцентуации типов.
Отдельного внимания в соционике заслуживает теория о дуальности – идеальной совместимости типов, дополняющих друг друга и образующих посредством своего энергетического и информационного обмена замкнутое кольцо. Такой обмен связан с отдачей каждого в паре содержания по сильным своим функциям и запрос на прием по слабым. Считается, что так называемые дуалы по соционике подают друг другу информацию по наиболее комфортным каналам, при этом взаимно защищают партнера в болевых для него вопросах.
В соционике помимо дуальных отношений рассматриваются отношения между всеми типами, что делает эту типологию уникальной. Она позволяет не только описать носителя типа, но и сознательно эффективно влиять на него, насколько это получается в рамках своего типа, подавая информацию и энергию по нужным для него каналам. Описаны области творчества, в которых типируемый будет максимально эффективен, действовать сможет не только без истощения, но, напротив, получая удовлетворение от самореализации. А также области наименьшего сопротивления психики, деятельность в которых окажется не только неоправданно затратной для носителя типа, но и даже часто травмирующей.
Сегодня соционика получила широкое развитие как типология и даже область философии, а некоторые специалисты стремятся вывести ее в статус отдельной науки. Практическое значение эта типология имеет в бизнесе, личных отношениях, самоидентификации, ценностном самоопределении, профессиональной ориентации, создании оптимально функционирующих коллективов.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Типология и психодиагностика: зачем и как измерять личность
— Голова? Она ж предмет тёмный и исследованию не подлежит.
— Подлежит, любезный, еще как подлежит. Психику человека исследуют сотни психометрических инструментов, психологических методик и тестов.
Для чего нужна психодиагностика и типология личности?
Если коротко. Психологическая диагностика определяет и описывает тип и личностные особенности человека.
Чем это полезно?
Как применяют
психометрические инструменты
Психодиагностика, как и психология, «имеет долгое прошлое, но короткую историю»
Индивидуальные различия между людьми и их характерами существовали с древности. В первобытном социуме знахари лечили, вожди руководили, собиратели собирали, охотники охотились. И все они обладали определенными индивидуальными психологическими особенностями. Теперь их называют soft-skills ― или мягкими навыками.
Если говорить о первобытном знахаре, то чисто технически он должен был разбираться в лекарственных травах, но чтобы стать хорошим знахарем этого мало — нужно терпение, чтобы собирать травы, сострадание, чтобы помогать соплеменникам.
Кроме того, Платон предлагал упражнения для классификации людей под выполнение конкретных задач, например, солдат. Это были первые тесты на профпригодность.
При наборе в школу Пифагора тестировали не только умение решать задачи, но и манеру смеяться, реагировать на неудачу. Аристотель в «Этике» описывает качества людей, обладающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.
На каком бы уровне развития ни находилось человечество, всегда было разделение труда и, следовательно, потребность в разных психологических типах личности людей и необходимость это измерить.
Психодиагностика, психометрия ― в переводе с греческого «познание души», область психологии, которая измеряет, оценивает, описывает и анализирует индивидуально-психологические особенности человека и групп людей.
Психодиагностика пытается ответить на вопросы:.
Психологическая типология — система, образованная с целью объяснения разницы между людьми, является краеугольной для дифференциальной психологии. Это своего рода классификация групп людей по какому-либо принципу. Например, поведенческие психотипы по классификации DISC.
Психодиагностика как автономная область психологии начала развиваться в конце XIX века. Сначала становление шло благодаря потребностям армии и спорта. Нужно было выявлять и классифицировать людей стрессоустойчивых, нацеленных на результат, обладающих определёнными ценностями.
Затем, с развитием рыночной экономики, психодиагностические тесты начинают разрабатывать для применения в бизнесе, а затем адаптировать для обычной жизни.
Типологию личности по стилям поведения DISC широко применяют во всем мире при отборе работников.
XXI век — бурное развитие психологии личности и психометрических инструментов
Если в прошлом типировать людей и выявлять их личностные и поведенческие особенности было нужно для физического выживания, то в XXI веке тесты на определение типа личности помогают сохранить психологическое здоровье.
Цивилизация сейчас развивается стремительно. Человечество за всю историю еще не сталкивалась с таким количеством и темпом изменений в технологиях и социокультурных процессах.
Людям всё сложнее ориентироваться в информационном и социальном многообразии. Какую профессию выбрать? Как развиваться? Как строить карьеру? Как найти личное счастье или сохранить отношения?
Да, рекомендаций как быть счастливым, успешным, здоровым море: прокачивать нужные черты характера и поведения, правильно распределять время, ставить цели, регулярно отдыхать, вести здоровый образ жизни, высыпаться, нежиться в ароматной ванне, устраивать информационный детокс и медитировать на закате.
Это само по себе очень полезно, но почему-то не спасает от ада на работе и в семье, токсичных людей и эмоций, стресса, выгорания, депрессии, тревожных расстройств и прочих болезней XXI века. Следить за психологическим здоровьем сейчас так же важно, как и за физическим: разбираться в себе, понимать и принимать свои личностные особенности.
Это способствует успешному развитию психологии вцелом, её отдельных факторов и направлений, в том числе и психометрических тестов. Деятельность психологов становится всё более разнообразной и востребованной.
Психодиагностика спасает от стресса
Казалось бы, как такое возможно?
Во-первых, у психологических тестов есть социальный психотерапевтический эффект. Психодиагностика помогает человеку понять и принять себя — свои индивидуальные поведенческие и психологические особенности, перестать равняться на то, что модно, социально одобряемо или считается правильным в конкретной среде. Что отличает всех психологически устойчивых людей? Они не боятся быть собой и не тратят уйму психической энергии на то, чтобы проявлять качества, которых у них нет.
Примитивный, но показательный пример. Человек по натуре интроверт, а от него ждут проявлений экстравертивного поведения: на работе ― блестяще презентовать проекты, вдохновляюще выступать на совещаниях. А дома быть душой компании ― много общаться, веселиться, балагурить. Но интроверт по своему психологическому типу — человек больше спокойный и замкнутый, такова его психофизиология.
Во-вторых, помогает от стресса буквально — с помощью некоторых психометрических инструментов можно оценить и описать стресс, эмоциональное выгорание. Например, тестированием факторов стресса на рабочем месте.
Что может показать психодиагностика
Концепций, определений, классификаций типирования личности
и психодиагностических инструментов очень много.
Некоторые наиболее распространенные: соционика, «Большая пятерка»
или теория черт, типология характеров, психософия, MBTI ― типология Майерс-Бригс,
типология Юнга, типология темпераментов по Гиппократу, поведенческие стили DISC и другие.
Мы остановимся и дадим короткие описания тех инструментов психодиагностики, которые разработаны TTISI и применяют в основном в бизнесе. Хотя они могут быть весьма полезны и в обычной жизни.
C помощью инструментов TTISI можно измерить 5 слоев личности человека. И каждый из слоев по-своему будет влиять на человека.
личностные компетенции, навыки;
установки — взвешенность и реалистичность суждений.
Прежде чем подробнее рассмотреть каждый инструмент, хотим заострить внимание вот на чем.
Во-первых, не существует ни одного универсального ключа, которые открывает все двери. Одной диагностикой не измерить все слои личности. Такого теста в природе не существует.
Во-вторых, сам по себе каждый из этих инструментов полноценно исследует свой пласт личности. Но есть еще и их взаимная интеграция. Довольно полную картину о разнообразных личностных особенностях человека и о том, как он будет проявлять себя в разных ситуациях можно составить только с помощью нескольких инструментов.
Эти другие психодиагностические теории и методы применять стоит осознанно, а лучше под руководством опытного консультанта. Если цель — вынести что-то полезное, а не просто развлечься с помощью психологического теста.
5 слоев личности человека,
которые исследуют психометрические инструменты TTISI
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/4df54f6bc7cfde6cd5bce6cc693910d1.jpg/s/s1200x/a/4105/sc/442″ >
5 слоев личности человека,
которые исследуют психометрические инструменты TTISI
5 слоев личности человека,
которые исследуют психометрические инструменты TTISI
5 слоев личности человека,
которые исследуют психометрические инструменты TTISI
Больше о DISC
Что такое типология DISC
DISC — группа психологических описаний поведенческих моделей. Основана на работах психолога и изобретателя Уильяма Марстона.
Инструмент исследует врождённые поведенческие особенности психологического типа ― тестирует то, как человек действует, реагирует на проблемы и сложности, принимает решения, относится к правилам, ограничениям.
DISC классифицирует и описывает, насколько по-разному люди относятся к другим людям, трудностям, установленным правилам и изменениям. Если сильно упростить типологию DISC, то тест выделяет четыре основные категории людей, которые для наглядности обозначают цветами.
Например, если говорить о типировании для бизнеса, то можно так коротко описать типы поведения сотрудников:
Как определить стиль поведения по DISC
Часто можно встретить обозначение профилей как CD, CI, DI и любые другие сочетания букв из аббревиатуры DISC. Это происходит потому, что чистых типов в природе встречается не так много.
Относительно чистый поведенческий тип личности онлайн можно определить с помощью психологического экспресс-теста DISC.
Но в большинстве случаев в каждом человеке присутствуют все четыре фактора в различных пропорциях, это и составляет уникальный стиль поведения личности. В DISC компании TTISI насчитываются 384 различных вариаций профилей — смешанных типов DISC. Поэтому те, кто профессионально применяет типологию DISC: HR-специалисты, бизнес-тренеры, консультанты, психологи, методисты, тренинг-менеджеры обычно проходят сертификационную программу обучения методике.
Движущие силы мотивации
Кроме врождённого поведенческого психотипа, у каждого есть ценности и убеждения. Это совокупность симпатий, антипатий, взглядов, склонностей, рациональных и иррациональных суждений, предубеждений и шаблонов.
Когда все эти элементы сливаются воедино, они образуют вектор, в соответствии с которым человек осознанно или неосознанно действует.
Это влияет на человека так же сильно, как поведенческий тип. Такая устойчивая система мотивации формируется примерно к 21 году и может измениться только при сильных потрясениях и кризисах.
В основе типологии лежит теория Э.Шпрангера ― шесть шкал мотивации человека. Каждая шкала мотивации собой ключевое слово-понятие, вокруг которого группируются ценности человека, которые побуждают его к действию.
Знания — насколько человек ценит знания, обучение и новые открытия).
Польза — насколько человек ценит практичность, полезность и отдачу от вложенных способностей, ресурсов и времени).
Власть — это то, как человек относится к индивидуальности, статусу, авторитету и личному влиянию).
Эстетика — это то, как красота и внешняя форма окружающего пространства влияет на состояние человека).
Люди — это то, насколько человек хочет отдавать, быть полезным и помогать другим людям).
Порядок — стремление к осмысленным и четким системам жизненных принципов, которые соответствуют личным воззрениям.
Больше о Движущих силах мотивации
1. Ключевое понятие ― знания
Интуитивный | Интеллектуальный |
— Знания для практического применения. — Приступает к проекту при минимуме информации. — Сначала использует опыт, потом ищет информацию и учится. — Интуитивен. | — Изучает тему теоретически «вдоль и поперек». — Приступит к проекту при максимуме информации. — Опирается на информацию и факты, а не на интуицию. — Верит в то, что все можно постичь познанием. |
Интуитивный | Интеллектуальный |
— Уточнение и использование конкретных знаний в связи с определенной практической задачей. — Опора на предшествующий опыт в качестве руководства к действию. — Выработка решений, основанных на интуиции. — Использование быстрых средств обучения, как интернет, аудиокниги, обучающие видео на Youtube и т.д. | — Посещение семинаров и тренингов для знакомства с новыми подходами и идеями. — Возможности углублять свое понимание проблем, изучать как можно больше и глубже. — Анализ, уточнение, систематизация информации. — Деятельность, связанная с изучением, исследованиями и открытиями, где необходимо постоянное обучение. |
Что вызывает стресс?
Интуитивный | Интеллектуальный |
— Необходимость обосновывать интуитивные догадки тем, кто скептично к ним относится. — Необходимость проводить обширные исследования, прежде чем принимать решения. — Необходимость участвовать в теоретических дискуссиях. | — Ограничение в получении новых знаний или субъективный подход к выполнению проектов. — Нахождение в среде без возможности интеллектуального роста. — Необходимость принятия решений без предварительного сбора всей доступной информации. |
Интуитивный | Интеллектуальный |
— Имеет склонность приступить к проекту, не владея всей необходимой информацией. — Может принимать поспешные решения без учета новой информации. — Порой слишком сильно полагается на предшествующий опыт и интуицию. | — В погоне за истиной и знаниями может игнорировать вопросы практического характера. — Считает получение знаний важнее возможности или необходимости применять их на практике. — Исключает субъективные соображения в процессе принятия решений. |
2. Ключевое слово ― польза
Самоотверженный | Практичный |
— Готов вкладываться в проект, практически ничего не ожидая для себя взамен (в том числе достойную заработную плату). — Ориентирован на «высшее благо» (идею), а не на конкретную отдачу от личного вложения ресурсов. — Ценит людей за то, кем они являются, а не за то, что они могут дать. | — Стремится к ощутимым, практическим результатам. — Склонен к максимизации производительности и отдачи от вложенных способностей, времени, энергии и ресурсов. — Всегда болезненно реагирует на растрату времени, ресурсов или упущенные возможности. |
Самоотверженный | Практичный |
— Мотивирует ориентация на процесс выполнения задачи, нежели практичный результат. — Комфортно когда рабочий процесс организован без ограничений в ресурсах, людях и времени. — Мотивирует работа, направленная на достижение и реализацию «высшего блага» (идеи). | — Важно чтобы человеку предоставили достойное вознаграждение на основе эффективности и практичности его работы. — Нравится поиск креативных путей извлечения большей выгоды из задачи или проекта. — Важно иметь отдачу от вложенного времени, способностей и ресурсов. |
Самоотверженный | Практичный |
— Демотивирует оценка деятельности исключительно с точки зрения эффективности и возврата инвестиций. — Неприятно когда людей воспринимают исключительно в качестве ресурса для достижения результатов. — Будет не комфортно работать в команде заинтересованной исключительно в продуктивности, практичности и экономичности задачи. | — Неинтересен безвозмездный вклад в проект. — Демотивирует неэффективное использование времени, способностей и ресурсов. — Демотивирует отсутствие вознаграждения за значительные достижения. |
Самоотверженный | Практичный |
— Готов участвовать в деле без учета личных обстоятельств. Например, финансового положения или очень затратной по времени дороги до работы. — Может взяться за задание, несмотря на нехватку необходимых ресурсов ― времени, способностей, финансов. | — Не готов участвовать в деле безвозмездно. — Склонен к трудоголизму и погоне за выгодой от вложенных ресурсов. — Ориентируется в проекте на выгоду порой в ущерб цели и логики. |
3. Ключевое слово ― власть
Сотрудничающий | Властвующий |
Вдохновляет помогающая роль и внесение вклада без особой потребности в личном признании. | Вдохновляет статус, признание и распоряжение личной свободой. |
Сотрудничающий | Властвующий |
— Действует без потребности в личном признании. — Важнее вклад в общее дело, а не на продвижение по карьерной лестнице. — Склонен отодвигать в сторону личные интересы во благо компании/сообщества. | — Важны статус и общественное признание. — Отстаивает свое право распоряжаться собственной свободой и судьбой. — Будет долго и усердно работать, чтобы добиться повышения. |
Сотрудничающий | Властвующий |
— Важно принятие совместного решения. — Ощущение принадлежности к группе мотивирует его. — Нравится успех, не влекущий за собой необходимость выступать в качестве лидера. — Признание в качестве командного игрока. | — Должности с возможностью получить повышение. — Важно иметь авторитет, соразмерный ответственности. — Разработка стратегий и достижение успеха. — Организация групп людей и руководство ими. |
Сотрудничающий | Властвующий |
— Не комфортно публичное признание за его заслуги. — Демотивирует полная ответственность за разработку стратегии. — Обстановка, в которой каждый преследует только личные интересы. — Задачи где необходимо в одиночку нести ответственность за результат. | — Опасается потери положения в обществе или власти. — Демотивирует отсутствие возможности продвинуться вперед. — Не приятно отсутствие уважения, полагающегося в связи с положением или титулом. — Необходимость выполнять незаметную работу. |
Сотрудничающий | Властвующий |
— Может упустить возможность взять на себя лидерство. — Может чувствовать себя некомфортно, когда на него обращено слишком пристальное внимание. — Предпочтет идти за лидером или идеологии иногда в ущерб себе. | — Личное продвижение ставит выше интересов других людей. — Склонен к чрезмерному стремлению к контролю и управлению людьми и проектами. — Следует принципу «цель оправдывает средства». — Недостаточно высокое положение в обществе или нехватка авторитета. |
4. Ключевое слово ― эстетика