Для чего нужна цифровая подпись

Для чего нужна цифровая подпись

Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.

Как получить

Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:

Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.

Приложение КриптоПро CSP

Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.

Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.

Где можно применять

Недостатки

Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.

Как получить

Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.

Где можно применять

Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.

Недостатки

НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.

Квалифицированная электронная подпись

Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.

Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.

КЭП состоит из двух частей:

КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.

Как получить

Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.

Для работы с квалифицированной подписью потребуются:

Где можно применять

Если коротко — везде.

Недостатки

У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.

Источник

Использование электронной подписи

Электронная подпись необходима, чтобы сдавать отчетность, участвовать в закупках, вести юридически значимый электронный документооборот, подавать арбитражные иски, обращаться в госорганы и т.д. Посмотрим, в каких ситуациях без нее точно не обойтись.

В России применение электронной подписи регулируется федеральным законом от 06.04.2013 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Закон устанавливает виды электронных подписей, правила признания юридической силы подписанных документов, правила выдачи и использования электронной подписи.

В России используют три вида электронной подписи:

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Подробнее о каждом из видов можно прочитать в этой статье.

Простая и неквалифицированная электронная подпись придают документу юридическую силу только на основании нормативных актов, выпущенных Правительством РФ, или договоренностей между участниками электронного документооборота. В обоих случаях должна быть возможность проверить личность подписанта.

Электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью обладает такой же юридической силой, как и бумажный, который завизирован собственноручной подписью.

Если действующее законодательство не обязывает применять конкретный вид подписи для тех или иных действий, то участники электронного документооборота могут использовать любой вид подписи по договоренности между собой.

Использование ЭП в работе

Отчетность через интернет

Основная сфера применения электронной подписи — это сдача электронной отчетности. Большинство категорий бизнеса обязаны через интернет представлять отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие контролирующие органы. Для отправки отчетности через интернет потребуется квалифицированный сертификат электронной подписи (далее — КЭП), выпущенный на сотрудника, который обладает полномочиями подписывать электронную отчетность организации.

Отчетность в ЕГАИС ФСРАР

Особняком стоит взаимодействие с единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС) ФСРАР. Система создана, чтобы контролировать алкогольный рынок: производство, оптовую и розничную продажу спиртосодержащих напитков.

Для подключения к системе и взаимодействия с ней организации или индивидуальному предпринимателю нужна специальная квалифицированная электронная подпись — КЭП для ЕГАИС ФСРАР. Это связано с требованиями безопасности и техническими особенностями ключевых носителей: криптографические операции происходят в самом носителе, а не на компьютере пользователя.

Участие в электронных торгах

Больше половины закупок всех бюджетных организаций проводятся в формате электронных аукционов. До июля 2018 года для участия в госзакупках нужна неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — это требование 44-ФЗ «О контрактной системе».

С помощью НЭП участники госзакупок аккредитуются на электронных торговых площадках и подписывают контракты в случае победы в закупке. Но специалисты рекомендуют сразу же оформить КЭП, необходимую для других действий, связанных с участием в госзакупках: например, она нужна, чтобы оформить банковскую гарантию через интернет, обратиться в ФАС или арбитраж.

Кроме того, КЭП подойдет для участия в электронных закупках компаний с госучастием и коммерческий компаний, которые тоже проводят часть своих закупок на электронных площадках.

Чтобы приобрести подходящую электронную подпись для участия в торгах в качестве поставщика, уточните требования к виду подписи на тех площадках, на которых планируете участвовать в электронных торгах.

Планируете участвовать в электронных торгах впервые? СКБ Контур поможет разобраться в сложных процедурах государственных и коммерческих торгов с помощью услуги Сопровождение торгов. Вы пройдете полный цикл от аккредитации на площадке до подписания контракта вместе с нашими специалистами. Услуги сопровождения торгов предотвратят ошибки, которые допускают новички. Мы проанализируем документацию, правильно составим и подадим заявки. Для победы вам останется подготовить конкурентное предложение.

Электронный документооборот

Все больше организаций, особенно с большим количеством контрагентов, переходят на электронный документооборот, оценив плюсы этой технологии:

По договоренности между собой стороны могут использовать любой вид электронной подписи, но гарантом юридической силы электронных документов без подписания дополнительных соглашений между участниками документооборота является только КЭП. Кроме того, государство установило обязанность использовать квалифицированную электронную подпись для счетов-фактур.

Работа с государственными информационными системами

Многие ведомства и госорганы предоставляют услуги или принимают отчетность в электронном виде. Чтобы работать на этих порталах, также понадобится электронная подпись.

Большинство площадок принимают базовые квалифицированные подписи, например:

Для некоторых нужен квалифицированный сертификат, который содержит в структуре специальный идентификатор, например:

Выберите сертификат для работы с конкретным ведомством с помощью Мастера подбора сертификатов.

Использование ЭП в частной жизни

С квалифицированной электронной подписью физические лица могут:

Как получить электронную подпись?

Пакет документов для получения электронной подписи различается для юридических и физических лиц. Но общий порядок действий одинаков:

Источник

Понятие электронной цифровой подписи: как оформить, хранить и использовать в 2021 году

1. Введение

Прогресс не стоит на месте и все больше предпринимателей внедряют в свою деятельность систему электронного документооборота. Посредством интернета теперь можно представлять отчетные документы, декларации, заявления на участие в различных тендерах и др. Все эти документы необходимо заверять электронной подписью, которая свидетельствует об их подлинности.

2. Что представляет собой ЭЦП

Электронная подпись – это закодированная информация о лице, как физическом, так и юридическом, которая необходима для его идентификации при подаче документов в электронном виде. Также она позволяет защитить документ от редактирования сторонними лицами.

Документы, заверенные электронной подписью, имеют точно такую же юридическую силу, как и документы подписанные вручную.

3. Кем осуществляется выдача

Электронную подпись могут выдавать исключительно организации, имеющие аккредитацию Минкомсвязи. Со списком данных организаций можно ознакомиться здесь. На этом ресурсе Вы также можете получить подробные сведения о правилах подачи заявления и о пакете документов, которые необходимо представить для получения электронной подписи.

4. Процесс оформление электронной цифровой подписи

Оформление электронной подписи включает в себя следующий порядок действий:

5. В каком виде хранить ЭЦП?

Электронная цифровая подпись представляет собой набор символов в текстовом формате, поэтому поместить ее можно на любом носителе. Однако для правильного функционирования, необходимо соответствующее программное обеспечение. Поэтому логично хранить файл в следующих местах:

Это наиболее простой и самый экономичный способ хранения электронной подписи. Такие хранилища предусмотрены в каждой ОС. При установленном Windows, подпись будет размещаться в его реестре. Однако у этого способа есть несколько недостатков. Воспользоваться подписью можно только на компьютере, где она храниться. А в случае повреждения или переустановки операционной системы, доступ к электронной подписи будет утерян. Для пользования подписью, размещенной в ОС, необходима установка криптопровайдера. Это программа, преобразовывающая криптографические алгоритмы.

Это устройство, внешне напоминающее флешку, предназначенное для безопасного хранения ЭЦП. Как и любой другой носитель, токен имеет ограниченный объем памяти, он варьируется от 32Кб до 256Кб. Обычно один сертификат требует от 4 до 10Кб, поэтому Вы можете самостоятельно рассчитать, сколько подписей вместиться в данный носитель. Для полноценной работы с подписью в этом случае тоже требуется наличие криптопровайдера. В 2021 году в наличии есть токены со встроенным программным обеспечением, они имеют маркировку ЭЦП или ГОСТ.

6. Процесс использования

Как уже было сказано ранее, использовать подпись можно после установки криптопровайдера. Он расшифровывает крипто-ключ в месте хранения и производит подписание. Сам процесс подписания состоит из сложных математических алгоритмов с вовлечением большого количества символов. Некоторые программные обеспечения уже имеют встроенную функцию работы с электронными подписями. В качестве примера можно привести Microsoft Word,в котором можно создавать и подписывать документы.

7. Где можно применить ЭЦП

Так как электронная подпись равнозначна обычной подписи от руки, то использовать ее можно во всех областях электронного документооборота. Особенно это удобно при представлении документов в налоговую службу, пенсионный фонд, страховые компании и т.д. Также ею заверяют коммерческие сделки.

Источник

Как получить электронную подпись

И в каком случае какой вид пригодится

Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.

Что такое электронная подпись

По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:

Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»

Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.

Зачем нужна электронная подпись

Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.

Вот как используют электронную подпись юридические лица:

А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:

Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:

О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.

Как устроена ЭП

Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:

Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.

Виды ЭП и их отличия

В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.

Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.

Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.

Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.

Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.

Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.

Целостность подписи проверяют двумя способами:

Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.

Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.

У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.

Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.

Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.

Где можно использовать электронную подпись

ПростаяНеквалифицированнаяКвалифицированная
Внешние и внутренние электронные документы+++
Документооборот с физическими лицами+++
Госуслуги++
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика++
ПФР и ФСС+
Арбитражный суд+

Как начать работать с квалифицированной электронной подписью

Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.

Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.

Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.

Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП

Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.

Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.

Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:

Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:

Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.

Как приобрести подпись физическому лицу

Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.

Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:

Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р

Токен1200 Р разово
Электронная подписьот 950 Р в год
Программа СКЗИ0 Р

Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р

Токен1200 Р разово
Электронная подписьот 1500 Р в год
Программа СКЗИ0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р

Как подписать документ электронной подписью

Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:

Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:

Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт

Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».

В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».

Как проверить подлинность подписи

Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:

Можно ли передать подпись другому

Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.

Что делать, если потеряли электронную подпись

Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.

Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.

Как перевыпустить сертификат

Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):

> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»

Теперь немного про ключи и зачем нужны:

(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Итак, как все таки работает электронная подпись?

Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐

Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть фото Для чего нужна цифровая подпись. Смотреть картинку Для чего нужна цифровая подпись. Картинка про Для чего нужна цифровая подпись. Фото Для чего нужна цифровая подпись

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *