Для чего нужна вирусология
Вирусное предупреждение
Вирусы – самая многочисленная форма организмов, которая присутствует повсюду. Они играют огромную роль в жизни растений, животных, бактерий, грибов и самого человека. Вот почему надо изучать вирусы, ведь это жизненно важно для каждой клетки на земле.
По своей природе они являются формой жизни крошечных размеров, способной вызвать инфекционную болезнь. Уже от конкретного организма зависит, сможет ли он противостоять маленькому агрессору. Каждый человек сталкивается с множеством вредных микроорганизмов ежесекундно. Доказано, что только более двухсот из них опасны. Самые известные: вирус герпеса, гепатита, гриппа, полиомиелита, свинки, энцефалита и СПИДа.
Значение вирусологии
Значение неклеточного агента сложно переоценить. Ученые немало времени провели в лабораториях, чтобы досконально разобраться во всех нюансах размножения и перемещения микроорганизмов. Изучение вирусов необходимо для регулярного контроля над их влиянием на все сущее на земле. Полученные знания помогут:
Исследование неклеточных инфекционных агентов
Существует огромное количество форм жизни. Их классификацией занимается Международный Комитет по Таксономии Вирусов (ICTV). Изучение самых маленьких началось лишь в 19 веке, хотя микроорганизмы появились одновременно с первыми клетками много миллионов лет назад. Ученые всего мира активно занимаются их исследованием, но большинство полезных достижений находятся в стадии разработки и не разглашаются.
Достижения в изучении вирусов
Вирусология, как наука, родилась в 1892 году. Ее основателем стал Д.И. Ивановский, который открыл возбудителя «табачной мозаики».
Совершенствование процесса вакцинации – введения в организм ослабленного или мертвого агента, а также вирусных белков для формирования антител и предотвращения возможного заражения.
Изобретение противовирусных препаратов. Приходится постоянно работать над этим, так как структура даже одного и того же микроорганизма может несколько мутировать, вырабатывая устойчивость к воздействию определенных веществ.
Доказано, что инфекции являются носителями генной информации. Если бы ученым получилось расшифровать эти данные, произошел бы ощутимый скачок в науке.
В начале 21 века был создан первый искусственный микроорганизм – вирус полиомиелита.
Определенные виды используются для оптимизации численности как животных, так и растений. Например, в Австралии искусственно распространяли возбудителей определенного заболевания кроликов, потому как их количество превысило допустимую норму.
Услышав слово «вирус», многие непроизвольно содрогнутся. Ведь ассоциации с болезнями, эпидемиями, неприятными изменениями в организме после его попадания в человеческие клетки вызывают только негативные эмоции. Одним из важных пунктов борьбы с вредными микроскопическими агентами является укрепление иммунитета. Вот почему надо заниматься спортом, чтобы иметь здоровый организм, способный противостоять самым различным инфекциям.
Трудности в научной деятельности
Изучение инфекционных микроорганизмов – специфическая деятельность, требующая наличия квалифицированных кадров, специального оборудования и немалых средств. Ведь каждый «агрессор» имеет свою структуру, особенности размножения и устойчивость к внешней среде. В стерильных условиях лаборатории поведение микроорганизмов несколько отличается от внешней среды. Все дело в активном смешении различных организмов. По этой причине прогноз в распространении активных мини-агрессоров может отличаться от реального положения дел.
До сих пор досконально не изучена природа вирусов, история их возникновения и развития.
Ученые столкнулись с тем, что эти маленькие агенты способны мутировать – изменяться под воздействием окружающей среды. Подобное поведение значительно усложняет работу по их изучению. Приходится мыслить точно так же: постоянно менять условия экспериментов, вести данные по скорости и форме появления мутации, воздействовать на них медицинскими препаратами.
Бывает очень сложно бороться с болезнями, которые спровоцировали вирусы. Лекарства попросту перестают давать должный эффект. Приходится начинать исследования заново, искать новые методы борьбы.
Понятие «вирус» произошло от латинского слова и в переводе означает «яд».
Инфекции существуют везде, где протекает жизнь. Известно, что они возникли одновременно с клетками и неразрывно с ними связаны.
Маленькие «агрессоры» считаются живыми организмами, ведь они способны размножаться. Но процесс протекает только в клетке, где они поселились. В большинстве случаев клетка-хозяин погибает.
Количество этих крохотных форм на планете превышает численность всех остальных организмов, даже вместе взятых.
Вирусы способны поражать все существующие клетки (как растений, так и человека).
В 5 г морской воды найдены больше миллиона неклеточных микроорганизмов.
Вакцины использовались еще до того, как были официально открыты вирусы. Теперь понятно, почему люди смогли побороть оспу, которая уносила жизни миллионов.
Вирусология
Вирусология — раздел микробиологии, изучающий вирусы (от латинского слова virus — яд).
Впервые существование вируса (как нового типа возбудителя болезней) доказал в 1892 году русский учёный Д. И. Ивановский. После многолетних исследований заболеваний табачных растений, в работе, датированной 1892 годом, Д. И. Ивановский приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается «бактериями, проходящими через фильтр Шамберлана, которые, однако, не способны расти на искусственных субстратах». На основании этих данных были определены критерии, по которым возбудителей заболеваний относили к этой новой группе: фильтруемость через «бактериальные» фильтры, неспособность расти на искусственных средах, воспроизведения картины заболевания фильтратом, освобождённым от бактерий и грибов. Возбудитель мозаичной болезни называется Д. И. Ивановским по-разному, термин «вирус» ещё не был введён, иносказательно их называли то «фильтрующимися бактериями», то просто «микроорганизмами».
Пять лет спустя, при изучении заболеваний крупного рогатого скота, а именно — ящура, был выделен аналогичный фильтрующийся микроорганизм. А в 1898 году, при воспроизведении опытов Д. Ивановского голландским ботаником М. Бейеринком, он назвал такие микроорганизмы «фильтрующимися вирусами». В сокращённом виде это название и стало обозначать данную группу микроорганизмов.
В 1901 году было обнаружено первое вирусное заболевание человека — жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.
В 1911 году Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы Рауса (лишь в 1966 году, спустя 55 лет, ему была вручена за это открытие Нобелевская премия по физиологии и медицине).
Содержание
Природа вирусов
Вирусы обладают уникальными свойствами, которые позволяют выделить их из общей массы микроорганизмов:
Разделы вирусологии
Общая вирусология изучает основные принципы строения, размножения вирусов, их взаимодействие с клеткой-хозяином, происхождение и распространение вирусов в природе. Один из важнейших разделов общей вирусологии — молекулярная вирусология, изучающая структуру и функции вирусных нуклеиновых кислот, механизмы экспрессии вирусных генов, природу устойчивости организмов к вирусным заболеваниям, молекулярную эволюцию вирусов.
Частная вирусология исследует особенности определённых групп вирусов человека, животных и растений и разрабатывает меры борьбы с вызываемыми этими вирусами болезнями.
В 1962 г. вирусологи многих стран собрались на симпозиуме в США, чтобы подвести первые итоги развития молекулярной вирусологии. На этом симпозиуме звучали не совсем привычные для вирусологов термины: архитектура вирионов, нуклеокапсиды, капсомеры. Начался новый период в развитии вирусологии — период молекулярной вирусологии.
Молекулярная вирусология, или молекулярная биология вирусов, — составная часть общей молекулярной биологии и в то же время — раздел вирусологии. Это и неудивительно. Вирусы — наиболее простые формы жизни, и поэтому вполне естественно, что они стали и объектами изучения, и орудиями молекулярной биологии. На их примере можно изучать фундаментальные основы жизни и её проявления.
С конца 50-х годов, когда начала формироваться синтетическая область знаний, лежащая на границе неживого и живого и занимающаяся изучением живого, методы молекулярной биологии хлынули обильным потоком в вирусологию. Эти методы, основанные на биофизике и биохимии живого, позволили в короткие сроки изучить строение, химический состав и репродукцию вирусов.
Поскольку вирусы относятся к сверхмалым объектам, для их изучения нужны сверхчувствительные методы. С помощью электронного микроскопа удалось увидеть отдельные вирусные частицы, но определить их химический состав можно, только собрав воедино триллионы таких частиц. Для этого были разработаны методы ультрацентрифугирования. Современные ультрацентрифуги — это сложноустроенные приборы, главной частью которых являются роторы, вращающиеся со скоростью в десятки тысяч оборотов в секунду.
Здесь нет надобности рассказывать о других методах молекулярной вирусологии, тем более что они меняются и совершенствуются из года в год быстрыми темпами Если в 60-х годах основное внимание вирусологов было фиксировано на характеристике вирусных нуклеиновых кислот и белков, то к началу 80-х годов была расшифрована полная структура многих вирусных генов и геномов и установлена не только аминокислотная последовательность, но и третичная пространственная структура таких сложных белков, как гликопротеид гемагглютинина вируса гриппа. В настоящее время можно не только свя.
С 1974 года начала бурно развиваться новая отрасль биотехнологии и новый раздел молекулярной биологии — генная, или генетическая, инженерия. Она немедленно была поставлена на службу вирусологии.
Научная работа «Значение вирусологии для жизни и здоровья человечества» 6 класс
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Приволжска
155550, г. Приволжск, ул. Социалистическая, 4, тел/факс (49 339) 3-14-02
Значение вирусологии для жизни и здоровья человечества
Работа ученицы 6 «А» класса
МКОУ СШ №1 г. Приволжска
Говяжовой Софьи Александровны
Руководитель: Тевризова Татьяна Александровна
учитель биологии и химии
МКОУ СШ №1 г. Приволжска
Введение
Бытует мнение, что животные, растения и человек численностью преобладают на планете Земля. Но это на самом деле не так. В мире существует бесчисленное количество микроорганизмов. И вирусы являются одними из самых опасных, так как могут стать причиной различных заболеваний человека, животных, растений и даже представляют смертельную опасность для человека.
Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит вирусную природу. К опасным вирусным заболеваниям относятся грипп , гепатит , краснуха , свинка , полиомиелит , клещевой энцефалит , бешенство , жёлтая лихорадка и др. Вирусы могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).
Цель исследуемой темы: выяснить значение вирусологии для жизни и здоровья человечества.
Рассмотреть строение вирусов;
Изучить историю открытия вирусов;
Уточнить вирусные заболевания человека, их опасность и способы передачи вирусных инфекций;
Выяснить наиболее эффективные медицинские меры против вирусных инфекций;
Провести анкетирование среди учащихся 1- 6 классов с целью выяснения практического значения прививки от гриппа;
Обзор литературы
Вирусы – это клеточные паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках, метаболизм которых после заражения перестраивается на воспроизводство вирусных, а не клеточных компонентов. Вирусы являются мельчайшими возбудителями инфекционных болезней. Симптомы вирусного заболевания – это следствие повреждения вирусами отдельных клеток.
Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами. Так же вирусы, не относятся ни к каким царствам. Они имеют неклеточное строение [8,9].
Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм. Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Однако наиболее крупные вирусы, например, вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии (хламидии), которые тоже являются паразитами и размножаются только в живых клетках. Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации (воспроизведения самих себя). [4]
Как говорилось ранее, вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица состоит из расположенного в центре носителя генетической информации и оболочки. Генетический материал представляет собой короткую молекулу нуклеиновой кислоты, это образует сердцевину вируса. Нуклеиновая кислота у разных вирусов может быть представлена ДНК или РНК, причем эти молекулы могут иметь необычное строение: встречается однонитчатая ДНК и двух нитчатая РНК. [2,3,4]
Оболочка называется капсид и выполняет несколько функций:
1) Защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений.
2) Определение потенциала к заражению клетки.
3) На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.
Оболочка образована субъединицами – капсомерами, каждый из которых состоит из одной или двух белковых молекул. Число капсомеров для каждого вируса постоянно (в капсиде вируса полиомиелита их 60, а у вируса табачной мозаики – 2130). Иногда нуклеиновая кислота вместе с капсидом называется нуклеокапсидом. Если вирусная частица кроме капсида, больше не имеет оболочки, её называют простым вирусом, если имеется ещё одна – наружная, вирус называется сложным. [2,3,4]
Рис. 1. Схематичное изображение строения вируса
У каждого вируса капсомеры капсида располагаются в строго определённом порядке, благодаря чему возникает определённый тип симметрии. При спиральной симметрии капсид приобретает трубчатую (вирус табачной мозаики) или сферическую (РНК-содержащие вирусы животных) форму. При кубической симметрии капсид имеет форму икосаэдра (двадцатигранника), такой симметрией обладают изометрические вирусы. В случае комбинированной симметрии капсид обладает кубической формой, а расположенная внутри нуклеиновая кислота уложена спирально. Правильная геометрия капсида даже позволяет вирусным частицам совместно образовывать кристаллические структуры. [3,10]
а) б) в) г)
Рис. 2. Схематичное изображение расположения капсомеров в капсиде вирусов.
Ещё, будучи студентом, Ивановский интересовался болезнями растений и изучал распространение заболевания, уничтожавшего урожаи табака. В первые годы работы он установил, что табак поражается двумя болезнями совершенно различной природы. Одна из них вызывается мельчайшим паразитическим грибком, и ее распространение связано с климатическими условиями. Эту болезнь Ивановский назвал «рябухой». За другой, появляющейся иногда на той же самой плантации и уже давно известной табаководам Голландии, он сохранил название «мозаичной болезни». Такое название она получила потому, что у больного растения некоторые участки листа теряли хлорофилл, а другие, наоборот, накапливали его так энергично, что лист становится пятнистым. Но сама природа заразного начала оставалась совершенно неясной.
Ивановский обнаружил, что вирусы способны жить и размножаться только в клетках живых организмов, на питательной среде получить их не удалось.
Рис. 3. Русский физиолог растений и микробиолог Д.И. Ивановский
14 февраля 1892 г. в Академии наук он сделал доклад «О двух болезнях табака». Эта дата в мировой науке считается днем рождения учения о фильтрующихся вирусах, или, как их теперь просто называют, вирусах. Мир не сразу признал это важнейшее и поистине великое научное открытие конца XIX века. Причиной было то, что ни сам Ивановский, ни те, кто повторил его опыты, не могли увидеть возбудителя мозаичной болезни листьев табачных растений. Д. И. Ивановский доказывал микробную природу данной болезни косвенным путем.
Ученый продолжал упорно работать. Он хотел, во что бы то ни стало увидеть «его». Изучая клетки листьев табака, пораженные мозаикой, он нашел в них скопления нерастворимых кристаллов. Ученый рассматривал это явление как одно из свойств вирусов мозаичной болезни. Тщательно проверяя свое наблюдение, он описал кристаллизацию вирусов табачной мозаики как закономерность. Но это открытие оставалось непонятым современниками. И только в 1935 г., когда знаменитый вирусолог У. Стэнли выделил вирус мозаичной болезни листьев табака в кристаллическом виде и доказал свойство ряда вирусов образовывать настоящие кристаллы и существовать в кристаллическом виде, вспомнили и об открытии Ивановского. История увековечила это открытие, и термин «кристаллы Ивановского» прочно вошел в обиход вирусологии [1].
Мы выяснили, что вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных, и у растений.
Так, например, вирусные болезни наносят большой ущерб животноводству. Например, вирус ящура, распространяясь со скоростью цепной реакции, способен разрушить животноводство в масштабе целой страны.
У растений же вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев. Вирусные болезни картофеля, огурцов, томатов, ячменя, гороха и других растений существенно снижают их урожайность [7, 8, 9].
Безусловно, проблемы вирусного распространения среди животных и растений, представляют не меньший интерес, но все же, мы в данном проекте рассматриваем вирусные заболевания, опасные для человека.
Наиболее распространенным вирусом является вирус гриппа. Грипп — это заразное вирусное заболевание дыхательной системы, опасное своими осложнениями. Болезнь поражает людей независимо от возраста. Чем слабее иммунная система человека, тем больше вероятность развития заболевания и его тяжесть [2,6].
Вирус грипп периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, классифицирующихся по трём серотипам А, В, С. Группа вируса из серотипа А разделённая на штаммы (H1N1, H2N2, H3N2 и т. д.) является наиболее опасной для человека. Эпидемии гриппа, вызванные серотипом А, возникают примерно каждые 2—3 года, а вызванные серотипом В — каждые 4—6 лет. Серотип С не вызывает эпидемий, только единичные вспышки у детей и ослабленных людей.
Все вирусы гриппа передаются от человека к человеку воздушно-капельным путём (при чихании и кашле). Больной заразен с первых часов заболевания и до 5—7-го дня болезни.
От заражения до развития полной картины болезни проходит от нескольких часов до 3 дней. Для гриппа характерно резкое начало: поднимается температура (до 39-40°С), возникает слабость, человека бьет озноб, появляются головные боли и боли в мышцах.
Впоследствии появляется заложенность носа и небольшое отделяемое из него, сухость, першение и боли в горле, сухой кашель. Возможно расстройство кишечника, связанное с интоксикацией.
Рис.4. Симптомы, лечение и профилактика гриппа.
Если грипп протекает без осложнений, болезнь заканчивается в течение 5-7 дней, но ещё 2-3 недели может сохраняться мышечная слабость, головные боли, утомляемость.
Сам по себе грипп не настолько опасен, насколько опасны его осложнения. Возникают они из-за того, что вирусы гриппа специфически действуют на организм:
повреждают мелкие сосуды (повышается их проницаемость и ломкость) и тем самым нарушают микроциркуляцию;
разрушают тканевые барьеры (поэтому токсины могут из крови свободно проникать в органы);
угнетают местный и общий иммунитет, поэтому дают возможность активизироваться патогенной и условно-патогенной флоре.
Тяжелое и осложненное течение гриппа особенно характерно для детей, а также пожилых лиц, страдающих хроническими заболеваниями легких и сердца.
Ранние осложнения гриппа встречаются редко, но протекают очень тяжело. К ним относят: отек легких, менингит (воспаление оболочек мозга), энцефалит (воспаление мозга), отек мозга и т.д. [5,6]
Большинство «поздних» осложнений связаны с присоединением бактериальной инфекции: бронхит и пневмония (воспаление бронхов и легких), синусит (воспаление околоносовых пазух), отит (воспаление уха), миозит (воспаление мышц), пиелоцистит (воспаление мочевого пузыря и почечных лоханок), миокардит и перикардит (воспаление сердечной мышцы и оболочки сердца).
Рис.5. Осложнения после гриппа.
Диагноз «Грипп» врачам без анализов поставить очень сложно (такие исследования проводят в редких случаях), поэтому в медицинских карточках до объявления эпидемии чаще всего можно увидеть диагноз «ОРВИ».
Грипп — вирусное заболевание, поэтому антибиотиками его вылечить нельзя. Для лечения гриппа применяют:
Римантадин (по данным ВОЗ он менее эффективен в отношении «современных» вирусов гриппа);
постельный режим (до нормализации температуры тела). Грипп относится к тем заболеваниям, которые необходимо «перележать»;
обильное питье (горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды), направленное на «промывание» организма и выведение из него токсинов и т.п.;
жаропонижающие средства: парацетамол, ибупрофен и т.д. применяют только в случае повышения температуры более 38°С, или если повышенная температура плохо переносится пациентом;
мази для носа: оксолиновая и др.;
при сухом кашле могут быть назначены противокашлевые средства;
при влажном кашле применяют средства для разжижения и облегчения отхождения мокроты (отхаркивающие);
аскорбиновая кислота, поливитамины;
при насморке — сосудосуживающие капли в нос. [2,5,6,8]
Самый эффективный способом профилактики гриппа – это поддержание собственного иммунитета в тонусе круглый год. Существуют разные способы укрепления иммунитета, к ним относят: закаливание, активный образ жизни, правильное и сбалансированное питание и др.
Основным медицинским методом профилактики является вакцинация. Любая вакцина от гриппа содержит в себе белки, к которым иммунная система вырабатывает защитные антитела. Её начинают проводить за 2-3 месяца до основного сезона заболеваемости (обычно – в октябре-ноябре) вакциной против определённого штамма вируса, эпидемию которого ожидают. После прививки человек считается защищенным от гриппа в среднем на 6-8 месяцев. На следующий год вакцинацию необходимо проводить повторно уже новым по составу препаратом. [6]
Рекомендуется в обязательном порядке проводить вакцинацию от гриппа следующим категориям населения:
Маленьким детям (вакцинация разрешается с шестимесячного возраста).
Людям старше 65 лет.
Больным хроническими заболеваниями (сахарным диабетом, бронхиальной астмой, аденоидами, сердечными недугами, патологиями крови, иммунодефицитами и т.д.).
Выделение именно таких групп объясняется просто: все эти категории населения обычно тяжело переносят грипп, у них чаще развиваются осложнения (воспаления бронхов, легких, внутреннего уха, околоносовых пазух и т.д.). Помимо этого, у людей, страдающих хроническими патологиями, грипп может усугубить течение основного недуга.
Лицам, которые контактируют с вышеперечисленными категориями населения, чтобы максимально обезопасить своего близкого или подопечного, также желательно привиться. Родители маленьких детей, не желающие делать прививку от гриппа своему ребенку, могут вакцинироваться сами.
Помимо этого, ежегодно иммунизироваться от гриппа должны учащиеся школ, студенты, медики, транспортные работники, учителя, воспитатели, преподаватели ВУЗов и представители других подобных профессий.
Хочется подчеркнуть, что эффективность и безопасность прививок от гриппа, за и против которых вправе быть каждый человек, – это не миф, а подтвержденный наукой факт.
Продолжая исследовать цель проекта, хочется остановиться на способах передачи вирусных инфекций.
Пищеварительный тракт, кишечник. Некоторые вирусы проникают в организм с пищей и водой (вирус гепатита А).
Половой контакт. Некоторыми вирусами можно заразиться при половом контакте, таким способом распространяются такие заболевания как ВИЧ или гепатит В.
Через кровь. Люди, получающие препараты крови или цельную кровь в лечебных целях, подвержены риску заражения инфекцией, передаваемой с кровью (например, гепатит В) [4,5].
Изучая литературу и познавая механизм действия вирусных заболеваний, мы делаем вывод, что защита от вирусов и их уничтожение — это главная задача медицины и человечества.
Наиболее эффективными медицинскими мерами против вирусных инфекций, как мы уже отмечали выше на примере вируса гриппа, являются вакцинации, создающие иммунитет к инфекции, и противовирусные препараты, избирательно подавляющие репликацию вирусов.
Создать лекарства, избирательно подавляющие вирус, но не наносящие вреда организму, – задача чрезвычайно трудная. Поэтому, противовирусные средства – препараты, обладающие малой широтой терапевтического действия. Максимальной эффективности можно достигнуть при их использовании с профилактической целью или местно, когда удается создать высокую концентрацию.
По принципу действия противовирусные препараты подразделяются на две группы: стимулирующие иммунную системы атаковать вирусы, и атакующие вирусы напрямую. Препараты второй группы различаются по этапу жизненного цикла вируса, на котором они активны: препятствующие проникновению вируса в клетку, препятствующие размножению вируса внутри клетки, и препятствующие выходу копий вируса из клетки [2,4,5].
В ходе работы было проведено анкетирование школьников 5 – 10 классов МКОУ СШ №1. Цель анкетирования: выявить отношение социума к выбранной теме и обосновать её актуальность. В анкетировании приняли участие 155 учащихся.
В ходе анкетирования были заданы два вопроса.
Вопрос №1. Вам в этом учебном году делали прививку от гриппа?
Вопрос №2. Вы болели гриппом в этом учебном году?
Таким образом, результаты анкетирования показали, что прививку от гриппа сделали 12 учащимся (8% опрошенных учащихся). Болели гриппом 58 человек (37% опрошенных). Хочется отметить, что среди тех, кому была сделана прививка, заболели гриппом 7 человек (58%). Прививка у большинства (8 человек из 12) была сделана за месяц до основного сезона заболеваемости, а надо – за 2-3 месяца.
Третья задача, не менее значимая, чем первые, — это выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства. Известно, что некоторые вирусы инфицируют клетки хозяина и размножаются в нём без признаков заболевания. Такие скрытые вирусные инфекции широко распространены среди многих групп вирусов, в том числе и оспы. Распознание действия вирусоносительства очень важно и для самого инфицированного организма, и для окружающих.
Решение этих важных научных и практических задач может идти более успешно, если вирусология расширит поиск новых видов вирусов, продолжит исследование молекулярной эволюции вирусов, уточнит системы видов, родов и семейств царства вирусов и т. д. Всё это имеет большое значение для жизни и здоровья человечества и природы в целом. [7]
Выводы:
Вирусы – клеточные паразиты, не имеют клеточного строения, состоят из генетического материала, расположенного в центре, внутренней области и правильной геометрической оболочки – капсида, образованной капсомерами, состоящими из белковых молекул.
Основоположником вирусологии стал русский ботаник Д.И. Ивановский в конце 19-го века.
К опасным вирусным заболеваниям человека относятся грипп , гепатит , краснуха , свинка , полиомиелит , клещевой энцефалит , бешенство , жёлтая лихорадка и др. Вирусы могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).
Способы передачи вирусных инфекций: воздушно-капельный, пищеварительный, непосредственный, половой контакты и через кровь.
К основным мерам борьбы против вирусных инфекций относятся: повышение собственного иммунитета, прием профилактических противовирусных препаратов, вакцинация.
8% (12 человек) опрошенных учащихся была сделана прививка от гриппа. Из них заболели гриппом 7 человек (58%). Прививка у большинства была сделана за месяц до основного сезона заболеваемости.
Важнейшие задачи, стоящие перед вирусологией: нахождение доступных и эффективных средств борьбы с особо сложными и опасными вирусными заболеваниями; создание профилактического препарата длительного действия; распознание скрытого вирусоносительства; дальнейшее уточнение природы вирусов.