Для чего нужна запятая в русском языке кратко
Зачем нужны запятые?
Многие из нас «не дружат» с пунктуацией. Таким людям сложно запомнить правила расстановки запятых, поэтому эти знаки препинания они либо пропускают, либо переполняют ими текст. Конечно же, всем нам хотелось, чтобы запятых было меньше – ведь проще не задумываться над тем, где грамотно ее поставить.
Но это только одна точка зрения. А представьте, если бы запятых не было бы совсем. Получилась бы история, как в мультфильме «Страна Невыученных Уроков». Герой, попав в волшебную страну, должен был грамотно проставить в предложении знаки препинания, решив тем самым судьбу неизвестного бедняги.
Функции запятой
Конечно, через мультфильм дети проще понимают, зачем нужны запятые. Однако во взрослой жизни отсутствие запятых запутало бы всех: длинные предложения потеряли бы свой смысл, а короткие – стали односложными, обрубленными, потеряли бы интонацию и эмоциональный окрас.
Выражаясь умно, в тексте запятыми выделяют конструкции и простые предложения в составе сложных, разделяют перечисления, обособляют определения, обстоятельства, вводные слова и междометия, а также используют их для выделения прямой и косвенной речи.
Если говорить о запятой в контексте смыслового предназначения, то этот знак препинания придает предложению интонацию, при помощи которой значимые части текста можно «окрасить» различными эмоциональными оттенками.
При разделении смысловых блоков предложения запятая не только разделяет их, но связывает, наполняя определенным смыслом, как отдельные части, так и само предложение. Такая функция знака препинания отлично показана на примерах с пропущенной запятой, в которых значение фраз зависит от того, где стоит запятая. Правильно поставленный знак препинания придает тексту не только конкретный, но и понятный смысл.
Одна лишняя запятая в тексте, как говорил Иван Бунин, «…нарушает всю музыку», искажая понимание текста и усложняя его восприятие.
Если рассматривать все функции запятой, можно точно ответить на вопрос «Зачем нужны запятые?». Они, запятые, как ни один знак препинания, помогают донести значение любой письменной речи.
Как «работают» запятые?
Запятые в устной речи нужны для того, чтобы отражать особенности ее интонации. Если в конце любой устной фразы мы отчетливо делаем паузу, на письме ставим точку. При перечислении предметов или действий мы делаем небольшую паузу, в письменной речи однородные члены предложения разделяем запятыми. Итак, запятая в устной и письменной речи нужна для того, чтобы придать тексту необходимую интонацию и эмоциональный окрас.
В современной пунктуации функции запятой немного изменились – кроме интонации, запятая стала выражать синтаксическую структуру текста. Разделение текста запятыми, кроме обособления и перечисления, помогает структурировать его, разбив более сложные предложения на простые. Это позволяет не только легко зрительно воспринимать текст, но и правильно понимать его, как того хотел автор. Итак, вторая функция запятой – помощь в восприятии текста.
Как красота может изменить мир, так и запятая может в корне поменять смысл предложения (вспомните примеры с пропущенной запятой). Именно эта функция запятой является самой безусловной.
Запятые в пунктуации
Запятая является письменным знаком препинания, который используется во многих языках.
Зачем нужны запятые в русском языке? В пунктуации русского языка запятые используют для выделения частей речи: некоторых определений и обстоятельств, обращений, уточнений, вводных слов или предложений, междометий. Запятые разделяют сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные бессоюзные предложения, однородные члены предложения при перечислении; разделяют прямую и косвенную речь.
Запятые в математике
Запятые в информатике
Запятые широко используются в языках программирования при перечислении элементов массивов, аргументов функций и других подобных элементов.
Запятыми разделяют табличные данные в текстовом формате CSV.
Запятые в культуре
В детских считалочках часто можно встретить строчки про запятую – «Точка, точка, запятая…». Кроме этого, запятая часто становилась героиней детских мультфильмов – «Приключения запятой и точки» и «В Стране Невыученных Уроков».
9 образцов сочинения на лингвистическую тему «Зачем нужны знаки препинания?»
Запятая — это знак препинания. Это маленький, но очень важный знак. Чтобы понять, насколько важны запятые, достаточно вспомнить пример «казнить нельзя помиловать». От того, где поставлена запятая, во многом зависит смысл написанного. Можно написать целое сочинение, зачем нужны запятые, но мы поговорим о конкретных случаях и примерах.
Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.
Зачем нужны запятые в тексте
Продолжим рассуждение о том, зачем нужны запятые, примерами и правилами расстановки запятых. Например, запятыми отделяют однородные члены предложения, если между ними нет союза: «Мама купила в магазине хлеб, масло, сыр и печенье». Без запятых такое перечисление визуально срослось бы в один поток слов.
Также запятые используют для выделения обстоятельств: «Задание было выполнено, несмотря на трудности». Для выделения причастных и деепричастных оборотов: «Дети вернулись домой, вдоволь нагулявшись на улице».
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?»
В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
Чтобы понять важность знаков препинания в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулся домой с радостным мурлыканьем, меня встретила любимая Мурка». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную несуразицу.
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» читают:
Сочинение на тему «Если бы я был учителем»
Сочинение на тему «Когда моя мама училась в школе», 6 класс
Поделиться:
(оценок: 17, в среднем: 4,29 из 5)
Зачем нужны запятые при письменном общении
Запятую необходимо ставить для выделения обращений: «Уважаемая Ольга Леонидовна, вчера я получил Ваше письмо». Теперь немного жизненных примеров, в которых отсутствие или наличие запятой после обращения меняет смысл: «Идиот выкинул важные документы!». Если запятой после слова «идиот» нет, значит, речь идет каком-то идиоте, который сильно напортачил, если же запятая после слова «идиот» есть, то тогда идиотом называют собеседника, и видимо, это он напортачил.
Запятую используют для выделения междометий: «Ой, это так неожиданно!», так на междометие усиливается смысловая нагрузка. Если же читать такое предложение без запятой, создается ощущение, что это шутка или сарказм. Вот зачем нужны запятые на письме, особенно, если вы общаетесь с собеседником посредством переписки. При неправильной расстановке запятых вас могут неправильно понять.
Запятые нужны для выделения уточнений: «Ждите звонка завтра вечером, после 18.00». Так мы обращаем внимание человека на само уточнение, и его будет сложнее пропустить и не заметить. Для выделения вводных слов: «Несомненно, в тот день случилось маленькое чудо». В таком предложении, если убрать запятую, смысл также может меняться, ударение может сместиться на слова «в тот день», на слово «случилось» или на слово «маленькое», и каждый раз будет меняться смысл написанного.
Теперь поговорим о том, зачем нужны запятые в предложениях сложных, сложноподчиненных и сложносочиненных. Запятые используются для разделения простых предложений в составе сложносочиненного: «На улице стояла жара, и шел теплый дождь» и сложноподчиненного: «Она успокоилась, когда узнала, что причин для волнения не было» и сложного бессоюзного предложения: «Трава зеленеет, солнце становится теплей, мысли не идут в голову». Теперь разберем примеры того, как нарушается строение сложного предложения, если в нем нет запятых: «Солнце светило в воздухе веяло теплом красиво летали ласточки». При прочтении могут получиться весьма странные простые предложения: солнце будет светить в воздухе и теплом будет веять красиво. И наконец, запятые используются для разделения прямой и косвенной речи: «Она сказала, что я похож на идиота».
Таким образом, запятые помогают разделить целое на части, помочь выделить один или несколько элементов и смысловые части определенной интонацией.
Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»
Обращения
Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.
Здравствуйте, дорогой Лев!
До свидания, Лидия Борисовна.
Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?
К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок — и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:
Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич!)
Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)
Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)
Ох уж эти междометия
Постановки запятой требуют утвердительные, вопросительные, отрицательные слова, а также междометия. После междометия всегда ставится запятая: «Грамотная речь, увы, в наши дни большая редкость». Но из здесь не все так просто. Междометие нужно отличать от таких частиц, как ох, ах, ну – они используются для усиления, а также частицы о, употребляемой при обращении. «У ты какая!», «О закрой свои бледные ноги!» (В.Брюсов). Здесь, конечно, все очень схематично и кратко – русская пунктуация гораздо сложнее и богаче. Но даже эти советы, надеюсь, помогут писать грамотно и ставить запятые там, где они оправданы правилами, и не использовать их там, где в них надобности нет. Желаю успехов в освоении «великого и могучего» и напоминаю:
Как верно произносить, говорить и писать – проверит знания и научит программа «Знаем русский». Новый сезон в эфире телеканала «МИР» с 3 сентября. Программа будет выходить на 18-й кнопке по воскресеньям в 7:20.
Каждую неделю телезрители смогут узнавать все новые и интересные факты о «великом и могучем». Вести передачу будет по-прежнему харизматичный Сергей Федоров, который обещает наполнить передачу не только интеллектом, но и искрометным юмором.
Главное – смысл
Самое главное – понять смысл предложения понять смысл предложения. Одна из функций знаков препинания – передача правильной семантики. Если запятая ставится не в том месте, смысл моментально искажается и появляется комический эффект. Например: «Вчера я развлекал сестру, которая болела игрой на гитаре». Для выделения самостоятельной части предложения необходимо прочесть предложение без этой части. Если смысл предложения понятен, то убранная часть – самостоятельная. Запятыми, как правило, всегда выделяются деепричастные обороты, вводные предложения и слова. Например: «На днях стало известно, что моя знакомая, возвращаясь из отпуска, забыла в вагоне поезда телефон». Если убрать из этого предложения деепричастный оборот, то его смысл почти не изменится: «На днях стало известно, что моя знакомая забыла в вагоне поезда телефон».
Однако встречаются случаи, когда деепричастие примыкает к сказуемому и по своему значению становится похожим на наречие. В таких случаях одиночные деепричастия запятыми не выделяют. «Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь» (А.С. Грибоедов). Если из этого предложения изъять деепричастие, то оно станет непонятным.
Обособленное определение
Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.
Под обособленным определением подразумевается прежде всего причастный оборот. Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:
Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.
Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.
Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.
Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.
Исключение: объединяющее слово
Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, подчинительным союзом), то запятая между этими частями предложения не ставится:
Когда пришла весна и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.
Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.
Это слово может быть не только в самом начале предложения:
Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.
Пунктуация – что это такое понятным языком, что она изучает и как быстро освоить тонкости пунктуации в русском языке
Наука о знаках препинания.
Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.
Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.
Знаки препинания в пунктуации
Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.
Чтобы вы легко запомнили все знаки препинания, я поделю их на группы. Первая – знаки, которые «завершают» предложение и всегда ставятся в конце предложения.
Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).
Вопросительный знак. Обозначает, что закончилось предложение, в котором содержался какой-то вопрос. При этом в предложении могут быть вопросительные слова, а могут и не быть: «Сколько вам лет? Восемнадцать есть?»
Иногда вопросительные знаки нужны для того, чтобы задать риторический вопрос – такой, который человек задает сам себе, не ожидая на него ответа: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» (из песни Витаса).
Восклицательный знак обозначает конец предложения, которое содержало в себе восклицание. Восклицание может помогать выразить восторг: «Ах, какие розы!», приказ: «Рот закрой» или даже оскорбление: «Болван!»
Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»
Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.
Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:
Еще запятая может выделять:
Как понять «разделяет и выделяет»
Разделять можно одинаковые вещи, то есть однородные члены или простые предложения в составе сложного. Смотрите: «Андрей, Миша, Витя, Коля пришли ко мне в гости» – мы «разделяем» эти подлежащие, потому что они «одинаковые», однородные. И нам важно, чтобы они не «склеились» в одно.
А вот «выделяем» мы то, что как раз «не одинаковое». То есть что-то, что отличается от всех остальных слов. Мы выделяем обращения, потому что они «особенные», они не являются членами предложения: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром». Мы выделяем причастные и деепричастные обороты, потому что они тоже отличаются от остальных слов, это часто подчеркивается даже интонацией.
Но в предложении «Я отдыхал, играя на скрипке, слушая дождь и посматривая в окно» первая запятая будет выделять обособленные деепричастные обороты от всего остального предложения, а вторая – разделять два ОДИНАКОВЫХ деепричастных оборота.
Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».
Скобки. Тоже выделяют что-либо, поэтому скобок всегда две: «Андрей Николаевич (учитель физкультуры) поставил мне 5». Скобками мы часто выделяем вставные конструкции. Я напишу про них в отдельной статье.
Точка с запятой. Скажу про этот знак так. Он используется, когда в предложении «много всего» и «черт ногу сломит». Автор столько всего понаписал, что запятые уже «не справляются» с разделением и приходится использовать точки с запятыми. Типичный тому пример – русская классика в лице Чехова:
Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.
Тире. Очень сложный знак. Он может выделять, как скобки и запятые: «Андрей Николаевич – учитель физкультуры – поставил мне 5».
Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.
Тире может выполнять разделительную функцию и ставиться между частями сложного предложения: «Начался дождь – мы сидим дома». Может употребляться на месте пропущенных слов: «Курить – здоровью вредить». Тире тут на месте пропущенного слова «значит».
Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.
Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».
Тире – это как «стрелочка», которая обозначает следствие. «Начался дождь – мы сидим дома» = «Начался дождь, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мы сидим дома».
А двоеточие – это как бы «обратная стрелка», то есть сначала следствие, а потом причина: «Мы сидим дома: начался дождь» = «Мы сидим дома ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО начался дождь».
Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:
Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.
Он только один – многоточие. Многоточие нужно для того, чтобы показать незавершенность мысли. То есть автор «думал-думал» и «недодумал»: «Хотя… может, она и права», «Был ли я прав? Хороший вопрос…»
Не надо ставить многоточие после каждого слова. Все люди прекрасно понимают, что вы таким способом не «задумываетесь», а просто не знаете правил русского и боитесь выглядеть неграмотным.
Что такое пунктограмма
Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».
В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.
Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:
Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».
Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».
Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.
Как научиться правильно ставить знаки препинания
Надо повторить вот эти темы:
Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.
Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.
Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.
Полезные материалы по теме статьи
Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:
Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.
Напишите, как вам статья
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, была ли эта статья для вас полезной. Сумел ли я объяснить вам, что такое пунктуация и какие знаки препинания она изучает. Если статья вам кажется поверхностной или, наоборот, слишком углубленной и сложной – скажите мне об этом.
Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.
Сочинение зачем нужны знаки препинания рассуждение 4 класс
В настоящее время представить письменную речь без знаков пунктуации не возможно. Если при устном разговоре по интонации собеседника можно понять, какой эмоциональный посыл несет его речь, то в письменном виде это сложно представить.
Если взять знаменитую фразу «казнить нельзя помиловать», то от того где поставить запятую, может решиться жизнь человека. Либо человека казнят, и жизнь будет прервана, либо помилуют, и он будет жить. Вот так одна маленькая запятая способна решить многое. Так же запятые выполняют обособляющую, выделяющую и разделительную роль. Запятая как передышка перед дальнейшим повествованием.
Без знаков препинания очень сложно обойтись. Например, если человек задает нам вопрос в устной форме, мы сразу поймем что это вопрос по вопросительной интонации. А если человек написал нам письмо, то, как понять где он задает вопрос, а где восклицает? В этом помогают вопросительный и восклицательный знаки. Они являются главными интонационными знаками, которые задают эмоцию тексту или высказыванию.
Описывая знаки препинания нельзя пройти мимо точки и многоточия. Точка – это знак завершенности, знак спокойный и однозначный. Если не знаешь, какой знак препинания ставить – ставь точку! У многоточия же другая функция, оно не дает завершенности, а наоборот заставляет думать о том, что будет дальше. Это как фильм, у которого двоякая концовка. Многоточие – это знак задумчивости и мечтания.
Знаки препинания, безусловно, очень важны и нужны. Не зря им посвящён целый раздел при изучении русского языка. Если бы писатели при написании книг опирались только на свое умение складывать слова во фразы и пренебрегали знаками препинания, то не было бы замечательных произведений, которые любит весь мир. Читатель не смог бы понять и оценить то, что хотел показать автор и возможно вообще не стал бы читать.
Конечно, изучение раздела “пунктуация” не всегда дается легко. Бывает сложно запомнить все правила и определения, но используя их на практике можно легко заметить то, как стала красивее, выразительней письменная речь, а вместе с ней и устная. Как говорил Пушкин «Знаки препинания существуют, чтобы выделять мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание».
Зачем нужны знаки препинания: их роль в русском языке
Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.
Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.
Какие знаки самые распространенные
Точка
Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.
Запятая
Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.
Многоточие
Ставится, если мысль не завершена.
Двоеточие
Двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. Cтавится при однородных членах предложения.
Точка с запятой
Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.
Вопросительный знак
Его мы ставим в конце предложения с вопросом.
Иногда авторы ставят знаки не по правилам, чтобы обратить внимание на какой-то особый отрывок в тексте. Такая пунктуация называется авторской.
Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.
Мультимедийные технологии при освоении пунктуации
Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке.
Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ.
Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.
Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя.
Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым».
Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.
Расстановка запятых
Самые большие трудности возникают во время расстановки в предложениях запятых. Ими выделяют обособленные части, прилагательные вместе с зависимыми конструкциями, обращения, вводные слова. Запятые необходимы во фразах с такими членами:
Существует множество видов определений, которые нужно обосабливать запятыми. К таким относят причастия, прилагательные с зависимыми словами, одиночные слова после имен существительных, члены предложения с добавочными обстоятельственными значениями. А также оторванные от определяемой конструкции части и те, что относятся к собственным именам и личным местоимениям. Еще сюда относят сравнительные степени прилагательных вместе с зависимыми словами.
Часто школьники не понимают, для чего нужна пунктуация в предложениях с союзом «как». Запятую необходимо ставить при сравнительных оборотах. Простой пример: он, как лев, выступал сильно и бодро. А также ею выделяют придаточные предложения и обороты «не кто иной, как» и «не что иное, как».
Но в некоторых случаях ставить запятую не нужно:
При приравнивании слов знак препинания не нужен: осмотрите меня как пациента. Его не ставят и в предложениях, где оборот означает образ действия. А также это относится к фразам, где конструкция — это часть сказуемого: родители ей как чужие.
Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»
Написала : Яна Николайчук
Предлагаем несколько образцов сочинения
Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.
Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения.
В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении.
Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).
Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.
В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22 (Хотя… посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.
Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме.
Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит.
Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок.
Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак.
Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки.
Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе.
Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы.
Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена.
Скобки и кавычки
Кавычки нужно ставить в предложениях, где слова не принадлежат автору. Обычно они ограничивают цитаты или прямую речь героев. Порой писатели заключают в этот знак слова, которые хотят выделить как общепринятые или неудачные. Такой подход позволяет подчеркнуть непрямое значение фраз. Иногда кавычки используют для выражения иронии или презрительного выражения.
Очень важно упомянуть в сочинении-рассуждении на тему роли знаков препинания функции скобок. Их используют, чтобы вставить в текст фразу, несущую дополнительную информацию. Не стоит злоупотреблять такой пунктуацией, так как перегруженные скобками предложения кажутся неважными. Читатель не воспринимает их как серьезные. Иногда этот знак используют для того, чтобы оторвать содержание одной части фразы от другой. Так точнее передается смысл конструкции.
Зачем нужны знаки препинания?
Знаки препинания — символы, используемые для оформления текста. Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, предложений, словосочетаний и слов, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.
Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?
Исторические сведения
Само слово interpunctio появилось в Древнем Риме, но его понятие отличалось от современного лингвистического значения. Еще в александрийской грамматике первого-второго веков до нашей эры была сформирована система пунктуации. Ее разработкой занимались Аристарх, Аристофан Византийский, Дионисий Фракийский. Сначала они использовали только точку, затем появились другие знаки.
В конце 15 века она приобрела окончательный вид, когда братья Мануции ввели определенные правила. Тогда пунктуация легла в основу всех европейских языков. Но в других культурах системы отличаются. Для эфиопского письма характерны словоразделительные знаки — пробелы и двойное двоеточие (: :). В индийском есть вертикальные линии, как и в тибетском.
Только в 20 столетии европейская система попала в другие страны. Практически полностью ее заимствовали Япония, Китай и Корея. Частично знаки препинания переняли Эфиопия, Лаос, Таиланд. Самая сложная система в немецком языке.
“Зачем нужна пунктуация” сочинение
Пунктуация – это система знаков и символов, используемых в письменной речи, выработанная в рамках языка. Пунктуация в русском и в английском языках может иметь общие знаки, но правила их постановки будут сильно отличаться.
Понимание того, зачем нужна пунктуация, помогает писать грамотно и легче выражать свои мысли. Пунктуация нужна для того, чтобы облегчить чтение текста, она отделяет предложения и их части друг от друга, тем самым позволяя выразить определенную мысль.
Функции знаков препинания в русском языке
Начиная рассуждение о том, зачем нужна пунктуация, следует обратить внимание на то, какие бывают знаки препинания, ведь их много, и каждый выполняет свою роль. Пунктуация может использоваться в тексте как внутри одного предложения, так и для разделения нескольких разных предложений.
Точкаотделяет одно предложение от другого и обозначает нейтральную интонацию. “Сегодня я буду ночевать один”. Также используется для сокращений: и т. д. – и так далее. Восклицательный знак отделяет предложения друг от друга, выражает эмоции удивления, страха, восхищения и многие другие.
Например: “Скорей, ты должен спешить!”. Восклицательным знаком могут выделяться обращения внутри предложения, так подчеркивается интонация: “Ребята! Пожалуйста, не опаздывайте на собрание”.
Вопросительный знак отделяет одно предложение от другого, выражает сомнение или вопрос: “А ты уверен, что все сделал правильно?”.
Зачем нужна пунктуация внутри предложения
Зачем нужна пунктуация? Сочинение выйдет нечетким, все мысли собьются в кучу, а смысл их может перепутаться без правильного выделения частей, то есть, без знаний правил пунктуации.
Запятая разделяет части предложения, помогает выделить отдельные мысли или обращения, отделить друг от друга простые предложения в составе сложного. “Мне неважно, что ты думаешь об этом” – сложноподчиненное предложение, “На обед были предложены борщ, пюре с котлетой. салат и компот из кураги” – однородные члены предложения.
Двоеточие акцентирует внимание на чем-либо, что следует за ним, разграничивает части предложения, связанные между собой, поясняющие друг друга, разграничивает слова автора и прямую речь либо обозначает начало перечисления (в этом случае двоеточие ставится после обобщающего слова).
“На прилавке лежали всевозможные пирожки с различными начинками: с капустой, с картошкой, с сыром, с яблоками, с повидлом и вареной сгущенкой” – перечисление. “Подумав и выдержав долгую паузу, он ответил: “Нет, мы никогда не сможем быть вместе”, и быстро вышел из комнаты” – прямая речь. Тире используется для обозначения паузы, заменяет пропущенные слова, обозначает прямую речь.
“Правильное питание – залог здоровья и долголетия” – тире можно читать как слово “это”. “- Во сколько вы завтра сможете подойти? – спросила кассирша. – В три часа, – ответила покупательница.” – прямая речь. Точка с запятой используется в предложениях со сложным составом, там, где для отделения частей запятой уже недостаточно.
“Это был сильный теплый ветер, уносивший все беды и горести за собой, делавший мир лучше с каждым вдохом, наполнявший легкие радостью; я впервые почувствовал его на море, и с тех пор стремился ощутить его вновь и вновь, год за годом возвращаясь в знакомую гавань”.
Зная, зачем нужна пунктуация, сочинение-рассуждение Вы напишите понятно и грамотно, сможете выразить свою мысль. С помощью пунктуации Вы обратите внимание именно на те моменты, которые Вам необходимо заострить.
Двоеточие и тире
Сложнее всего школьникам писать диктанты и сочинения. Функции знаков препинания не знают даже некоторые взрослые. Чаще всего проблемы возникают с запятыми, но и расстановка двоеточия и тире может вызывать затруднения.
Варианты для первого знака:
Двоеточие необходимо в предложениях, где вторая часть означает причину действия, которое совершает субъект из главной фразы (в дороге молчали: болтать мешала тряска). А также знак необходим в конструкциях, где одна составляющая дополняет или объясняет другую. После глаголов-предупреждений тоже нужно ставит двоеточие, а еще перед прямыми вопросами. Это правило касается и пояснения тем (сообщение: зачем нужно знать правила пунктуации).
Тире ставится в нескольких случаях:
При быстрой смене происходящего нужно поставить тире: загремели ворота — раздался собачий лай. Необходим знак и в конструкциях с резким противопоставлением: я рад служить — прислуживаться тошно. Когда во второй части предложения есть вывод из первой, то также нужно ставить тире. Пример: она умирает — ей ни к чему лгать.
Это требуется и в предложениях, где опущены союзы: ехала туда — пшеница уже желтела, он знал — начнется гроза. Подобным образом нужно писать конструкции со сравнениями. Пример: она слово молвит — соловей поет. Между основной частью и присоединительной конструкцией также нужно ставить тире: на стене нет образа — плохой знак.
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» – RuMozg
На протяжение всей жизни человек пользуется своим речевым аппаратом практический каждый день для обмена информацией с окружающими.
Во время разговора мы с помощью интонации разделяем поток слов на смысловые элементы, чтобы собеседнику было легче воспринимать нашу речь.
Но как обозначать это разделение в письменном виде? Для придания тексту осмысленности и ясности, с древних времен люди используют знаки препинания.
Знаки препинания – некие символы, которые мы используем в письменной речи, чтобы иметь возможность обогатить ее, сделать ярче. Без этих символов текст превратится в бессмысленный набор слов, который будет очень сложен для восприятия.
Например, точка, обычный значок, выглядящий так, будто был поставлен здесь совершенно случайно. Но именно точка обозначает границы предложения, логически завершая содержащуюся в нем мысль.
А восклицательный и вопросительный знаки, помимо завершенности сказанного, указывают, с какой интонацией должно быть воспринята и прочитана эта часть текста.
Запятая очень похожа на точку с хвостиком, но играет совершенно другую роль. Ее мы используем для перечисления, выделения междометий или обращений, разделения в одном предложении разных смысловых частей.
В произведении Лии Гераскиной “В стране невыученных уроков” один из описанных моментов очень ярко и поучительно демонстрирует большую важность этого знака препинания. Виктор Перестукин – главный герой книги, лодырь и неуч, умудрившийся за один учебный день получить сразу пять “двоек”.
Он отправляется в Страну невыученных уроков, чтобы исправить плохие оценки, в том числе по правописанию. Чтобы пройти одно из представленных испытаний, Вите предстоит правильно поставить запятую во фразе “казнить нельзя помиловать”, где место ее постановки значительно меняет смысл написанного.
Если поставить ее после первого слова, гибель будет неминуема, если же после второго – мальчика ждет помилование. Казалось бы, такая маленькая ошибка, а смысловая нагрузка меняется полностью!
Русский язык – могущественное орудие в руках говорящего. И лишь те, кто владеет им, как в устной, так и в письменной форме, может похвастаться тем, что он является полноправным наследником и носителем культуры великого народа.
Ведь на нем говорили такие поэты как Пушкин, Лермонтов, Есенин, представители современности тоже должны знать и любить свой язык, не допускать ошибок в речи, развивать свое наследие и совершенствовать, тогда русская культура сможет стать поводом для гордости и для наших потомков.
Окончание предложения
Обычно фразу заканчивают точкой. Но есть некоторые предложения, эмоциональная окраска которых требует другой пунктуации. Возможные варианты:
Первый знак нужно ставить, когда приходится говорить в сильном волнении. Он позволяет выразить гнев, радость, удивление, раздражение. Вопросительный знак требует от собеседника немедленного ответа. Это значит, что в устной речи ему соответствует определенная интонация. В таких фразах используются и специальные вопросительные слова, наталкивающие собеседника на продолжение диалога.
Многоточие имеет несколько различных значений: незаконченность и неуверенность. Знак заставляет читателя додумывать окончание фразы самостоятельно. Писатели используют его, чтобы показать — они не выразили свою мысль до конца. Автор пытается создать образ таинственности, скрытности — вот почему он ставит многоточие в предложениях.
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания» – новый вариант
Когда я учился в младших классах, я не обращал особого внимания на знаки препинания в своей тетрадке. Конечно, я знал, что для меня важно хорошо учиться и грамотно писать. Мне об этом не раз говорила мама, не раз мне это повторяли учителя.
За ошибки мне часто снижали оценки. Но я думал: «Ведь главное, чтобы меня поняли! Зачем мне засорять свои мысли запятыми и двоеточиями!» И брал пример со старшего брата, который совсем разучился грамотно писать, общаясь в Интернете. От него я взял привычку писать «электронным сленгом», использовать аббревиатуры: где надо, где не надо…
Я впервые понял ценность знаков препинания, когда меня перестали понимать друзья в переписке. Ведь знаки препинания передают смысл сказанного, чувства, эмоции. После двоеточия, например, в некоторых случаях следует перечисление объектов. Поди догадайся, что человек хотел что-то перечислить, если он двоеточие не поставил!
Я подумал о том, для чего знание правил пунктуации может пригодиться мне в жизни. Я, например, в будущем хочу стать начальником, руководителем. Как говорится, менеджером. Возможно, я буду издавать документы, подписывать распоряжения.
Наверное, сколько бы я не мечтал, у меня не сразу получится быть таким начальником, за которого все делает секретарь: что-то же мне придется делать и самому. А потом я представил себе инструкцию без запятых и тире.
И как мои сотрудники мучительно стараются понять: что же он имел в виду?…. Как же поступить?…
Хорошая учеба дает человеку массу ценных знаний, умений. Даже уважения к самому себе прибавляется. К тому же, хорошая или отличная учеба – залог успешного будущего, удачной карьеры, верного выбора профессии. С тех пор, как я стал обращать внимание на знаки препинания в своих сочинениях и классных работах, я действительно лучше учусь. И рад уже этому!
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания»
Да кому они нужны – эти точки, тире, кавычки, запятые и прочая дребедень?! Умение читать и писать в нашем мире, безусловно, необходимо, но обладать идеальной грамотностью и правописанием необязательно всем, рассуждал я. Но недавно произошел случай, который заставил меня поменять свое отношение к предметам гуманитарного цикла и к языку.
Дело в том, что полгода назад, по интернету, я познакомился с девушкой из Германии. По национальности она украинка, но живет и учится за границей потому, что туда переехала ее семья.
Наше знакомство началось с общего интереса к компьютерным технологиям и программированию. Молодежный сленг не обязывал задумываться над грамотностью речи.
Но после двух месяцев общения я понял, что эта девушка интересна мне не только как программист, но и как человек.
Кроме русского, она знает также немецкий и английский языки, а кроме программирования, занимается фотографией и пишет стихи. Вскоре она прислала мне письмо, в котором приглашала погостить у нее на летних каникулах.
А так же прислала в письме два красивых, ею написанных стихотворения, одно из которых было к тому же на английском языке. В тексте письма я сразу отметил наличие знаков препинания и идеальную каллиграфию почерка. Мне стало стыдно.
Девушка, живущая за границей, знала язык лучше, чем я, живущий на родине этого языка.
Не без посторонней помощи я все же написал ответ без единой ошибки. В ответе я обещал обязательно приехать в гости. А для себя решил, что обязательно выучу не только свой, но и немецкий язык.
Ведь намного интереснее изучать незнакомую страну, понимая ее язык.
И еще я подумал о том, что в глазах иностранцев, а главное, в глазах своей подруги, хочу выглядеть достойным представителем своей страны.
Точка
Термин интерпункция произошел от слова punctum, в переводе с латинского — точка. Именно с точки все и началось. Первыми, кто использовал точку в конце предложения были древние греки.
Как древнейший знак, точка также встречается в древнерусской письменности. Она ставилась между словами посередине, а не в конце предложения внизу, как это принято сейчас. Тогда точка имела значение нынешнего пробела.
Согласно словарю В. И. Даля: “точка” (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».
Точка — родоначальница русской интерпункции. От точки пошли такие названия знаков препинания, как:
В настоящее время точка может выполнять не только конечную роль в предложении, но и служить в качестве запятой, тире или точки с запятой. Таким образом, точка определяет предложение внутри текста. Деленные точками части сохраняют словосочетания с членами ключевого предложения, но при этом являются самостоятельными. В этом случае, точка оживляет предложение, обозначает длительные паузы создает прерывистость интонации и имитацию живой речи. Кроме того, основная функция точки — это законченность мысли.
Краткая история
Знаки пунктуации появились давно. Но те правила их употребления, которыми пользовались монахи и переписчики книг Древней Руси, существенно отличаются от современных. Самым древним из знаков является точка, но и она использовалась непривычным для нас образом. Знак располагался в центральной части строки между словами, написанными слитно. Принято выделять несколько периодов в развитии русской пунктуации:
На данный момент система знаков является полностью сформированной и никаких изменений не требует.