Для чего нужно читать басни

Басни мы любим читать с самого детства. У многих из нас хранятся в памяти образы из басен, которые при тех или иных ситуациях всплывают в нашей голове. Эти рассказики, небольшие по размеру, но с глубоким смыслом, учат нас уму-разуму и сопровождают по жизни.

Что такое басня?

Басня – это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость – лисе, упрямство – ракам или баранам, мудрость – сове, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.

Форма речи басни – это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни

Что такое метафора

Басня – это произведение, в котором авторы употребляют метафоры – вид троп, в которых осуществляется перенос свойств с одного предмета на другой. Метафора является скрытым сравнением, в котором основные слова фактически опущены, но подразумеваются. Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы.

Животные басни

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни

Понятие морали в басне

Басня – это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни

Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей – нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни

Чему учат басни?

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басниРусский человек любит басню. Басня для него – это настоящий театр комедии и сатиры, кукол и драмы. Что касается драмы, то ещё французский теоретик Шарль Бате, труды которого штудировали самым тщательным образом русские литераторы XVIII-XIX века, как бы узаконил драматическую природу басни.

Пороков, недостатков, злободневных проблем в нашем обществе ещё хватает. Есть они сейчас, были они и во времена И.А.Крылова, жившего несколько сотен лет назад, были и во времена Эзопа и мудреца Вишнушармана ( III–IV вв. н. э.), писавшего басни для царских детей.

А коль есть пороки, коль есть то, что нужно исправлять, будут и басни. Басня, как говорится, это и есть жанр, придуманный для «исправления нравов». Это некая «маленькая комедийка», на самом-то деле затрагивающая основы человеческого мироздания.

Басня – это иносказательный труд. К иносказанию сочинители обращаются тогда, когда высмеять напрямую какой-либо злободневный порок или действие нельзя по тем или иным причинам. Именно в этом случае нас и выручает басня.

Произведения такого рода – вещь нравоучительная. Так чему же учат басни? Они призваны научить нас познать самих себя, они способствуют тому, чтобы мы смогли увидеть, в первую очередь, свои недостатки. Басенные творения подсказывают нам, как можно пороки искоренить, или, по крайней мере, свести их к минимуму. Басни помогают нам постичь вечные, прописные истины, о которых мы забываем, порой, в суете жизни.

Вот пример непревзойдённого мастерства – работа «Зеркало и обезьяна» И.А.Крылова. Зеркало – это такая вещь, которая врать не будет. С ним бесполезно спорить, что-то доказывать. Мартышка, взглянув на своё отражение в зеркале, не была в восторге от увиденного. Но, исключая себя, она тут же обратила взор к другим.

Никто не желает в чем-то неприятном узнать себя. Все кивают, как правило, на других. Но, может быть, не стоит прилагать «титанических усилий» и думать о других, а в первую очередь стоит обратить внимание на себя? Начать, как говорится, с самого начала, то есть с себя?

Басни учат нас быть правдивыми по отношению к себе и другим, быть искренними, добросердечными, работящими. Они учат человеколюбию, доброте, отзывчивости, пониманию, умению взглянуть на всё со стороны. А со стороны, как говорится, виднее…

Чему ещё учат нас басни, например, басни Крылова? Они учат нас русскому языку. Нашему самому родному русскому языку. Если есть желание выучить русский язык, то следует познакомиться с произведениями Крылова. Обороты речи, удивительно точные интонации, неповторимый стиль – и вы освоите не только азы русского языка.

Многое, из того, что сотворил Крылов, вошло в русскую речь навеки, обретя статус пословиц и поговорок.

Автор статьи: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басни Ольга Тычинина
Консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»

Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей

Что такое басня.

Басня – небольшое произведение, выполненное в форме стихотворения или прозы с иносказательной передачей текста. Героями могут быть люди, животные, растения и даже вещи. В начале или в конце произведения в виде короткой фразы передаётся мораль или нравственный смысл, который высмеивает пороки или восхваляет достоинства человека.

По сравнению со сказкой басня короткая и рассказывает об одном событии. Сказки же описывают несколько событий, собранных в одну или несколько сюжетных линий.

История жанра.

Родиной жанра принято считать Древнюю Грецию. Первый баснописец — раб Эзоп (в VI-V веках до н. э.) сочинял нравоучительные рассказы. Его сборник насчитывает около 400 басен. Талантливому и строптивому рабу хозяин дал свободу. Позже сюжеты Эзопа перенимали известные писатели. Поэтому иносказательную манеру жанра назвали «Эзопов язык».

Эпоха Возрождения знакомит с творчеством Лафонтена. Оно основано на древнегреческих мифах, фольклоре Франции, Индии. Его басни высмеивают порочные человеческие черты характера, спрятанные в образах животных. В некоторых произведениях мораль скрыта в тексте и читающий должен сам найти истину. Мудрость философских рассуждений и ироничность, актуальны в настоящее время для детского и взрослого поколения.

Лучшие стихотворные басни для детей по праву принадлежат первому русскому творцу этого жанра Крылову Ивану Андреевичу. Около 200 детских басен в шутливой форме высмеивают пороки людей. Простой стихотворный ритм с элементами беседы легко запоминается. Афоризмы автора до сих пор используются в разговорной речи и среди писателей.

Тонкий юмор, живое сценическое действие и точно подмеченный смысл вызывает интерес у взрослых и детей, да и в театральных инсценировках пользуются популярностью.

Басни Крылова показывают, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму.

В каком возрасте этот жанр может быть понятен и интересен ребенку?

Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен.

«Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, — писал Белинский. — Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».

По замечаниям методистов, к восприятию басен ребенок готов уже в 5-6 лет. Басни Крылова привлекательны для детей благодаря динамичному сюжету, мастерски выстроенным диалогам, юмору и стихотворной форме, в которой написаны произведения. Ребенку несложно проследить и запомнить сюжет, где действуют 2-3 персонажа. Кроме того, за каждым персонажем закреплена одна характерная черта животного, иногда знакомая еще с народных сказок: Лиса хитрая, Осёл упрямый, Мартышка вертлявая, Ворона доверчивая, глупая и т. д. Поэтому герои в процессе знакомства детей с разными баснями будут легко узнаваемы. По этой же причине будет достаточно легко организовать с детьми после прочтения басни беседу, чтобы выявить нравственный идеал.

Как привить любовь у детей к басням?

Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему басню. Театральные эффекты и выразительность при чтении (пусть каждый герой говорит своим особым голосом) только приветствуются! Если ребенку это понравится, вы можете вместе посмотреть мультипликационный фильм, послушать аудиозапись.

Так как басни написаны в XIX веке, то некоторые слова могут быть непонятны. Их следует обязательно разъяснить. Потом можно организовать беседу, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Часто дети затрудняются объяснить смысл басни своими словами. Они понимают услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир. Поэтому нужно проводить ассоциации: приводить примеры из личного опыта ребёнка, подбирать подходящие по смыслу русские пословицы. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают её нравоучительный характер. Всё это не только вызывает интерес к беседе, но и помогает осознать жизненность ситуаций, изображенных Крыловым. Интересны будут и творческие задания, где нужно побыть художником или актером. При их выполнении также необходимо сотворчество взрослого и ребенка и ваша искренняя заинтересованность в этой деятельности. Развитию речи способствуют пересказы по сюжетным картинкам.

Обязательным должен быть выход на мораль басни. Это вопросы: чему учит басня? Можно ли поступать так, как герой басни?

Таким образом, басни И. А. Крылова способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.

Что такое хорошо и что такое плохо детям-дошкольникам помогут понять следующие басни:

«Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». «Лисица и виноград».

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басниТворческий проект «В мире басен И. А. Крылова» в старшей группе Детское творчество к 250-летию со дня рождения И. а. Крылова. «По страницам басен И. А. Крылова» Муниципальное дошкольное образовательное.

Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка» III. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Проблемные ситуации и этические.

Для чего нужно читать басни. Смотреть фото Для чего нужно читать басни. Смотреть картинку Для чего нужно читать басни. Картинка про Для чего нужно читать басни. Фото Для чего нужно читать басниК 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. Инсценировка басен. Сценарий для учащихся школы-интерната Идея инсценировки в соединении нескольких басен в одно целое. Музыку я использовала из м/ф «Пластилиновая ворона». Сцену разделили на две.

Консультация для родителей «Роль народных сказок в эмоционально-нравственном развитии ребенка» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Смирнова Наталия Евгеньевна, воспитатель.

Мастер-класс «Методика заучивания наизусть художественных произведений басен И. А. Крылова» МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Методика заучивания наизусть художественных произведений. Заучивание басни И. А. Крылова «Кукушка и петух» Задачи образовательной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей» Пояснительная записка В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.

Значение пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста. Консультация для родителей В жизни существует,не долгий но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение-это дошкольный возраст. И.

Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, прибаутки, перевертыши, считалки,.

Источник

Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста

Басня — это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующий лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Характерной особенностью басен является то, что в них содержится афористически сформулированный вывод, мораль, нравоучение, которое может и подразумеваться.

Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

В IIклассе учащиеся знакомятся с прозаическими баснями Л. Толстого “Муравей и голубка”, “Садовник и сыновья” и басней К. Ушинского “Солнце и радуга”. В этих трех баснях действующими лицами являются и люди, и птицы, и явления природы. Сюжет их прост, состоит из двух-трех эпизодов с острой ситуацией и быстрым развитием действия, что позволяет второклассникам ярко представить себе происходящее и определить свое отношение к персонажам.

Психологические и педагогические исследования показали, что детям восьми лет сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: “. иная басня. есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель”. Именно такой подход к изучению басен во IIклассе и должен принять за основу учитель.

Первая басня, с которой знакомятся второклассники, — “Муравей и голубка” Л. Толстого. Это несложное произведение напоминает собой сказку и довольно легко воспринимается и осмысливается детьми. Беседы с учащимися после чтения басни свидетельствуют о том, что все второклассники уясняют предметную сторону произведения, т. е. последовательность событий, соотносят поступки с действующими лицами.

В дальнейшей работе необходимо подвести детей к раскрытию смысла басни, помочь им понять, ради чего совершается поступок героя, выразить к нему свое отношение. Уясняя главную мысль произведения, учащиеся делают вывод о том, что “нужно помогать тем, кто находится в беде”.

Необходимо отметить, что в этой басне обобщающий вывод имеет непосредственно очевидный характер.

Как видим, во IIклассе содержание басен и работа с ними не требуют понимания аллегорического смысла. Вполне достаточно, чтобы второклассники поняли конкретные события, которые описываются в произведении, и главную его мысль, т. е. сделали вывод, вытекающий из этих событий и поступков персонажей.

Несколько иной характер носит работа с баснями в IIIклассе. В нее входят: предварительная беседа, выразительное чтение басни учителем, объяснение непонятных слов и оборотов с р ихсмысловым разбором, чтение басни учащимися, заключительная беседа. Третьеклассники знакомятся с тремя баснями И. Крылова: “Стрекоза и Муравей”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и места? Ответы детей выявят понимание ими событийной стороны басни. После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне, говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать. Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова, например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое внимание уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни. Язык басен Крылова насыщен диалектными словами, выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащения активного словаря учащихся новыми словами и понятиями. При объяснении лексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами: в одних случаях это может быть подбор синонима или синонимического выражения, в других — обращение к контексту, в третьих — обращение к составу слова и т.д.

К этой басне дается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными (данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтения басни). Третьеклассники находят синонимические выражения к таким словосочетаниям, как а возу всё нет ходу (воз не двигается с места), из кожи лезут вон (очень стараются), объясняют понимание выражения Да только воз и ныне там (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выражения явится опорным для нескольких вопросов — в плане понимания идейной стороны басни: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повезти воз с поклажей? Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему Крылов, рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни выражениеКогда в товарищах согласья нет.

Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегорию еще и тем, что в этих строчках (первых трех) выражена главная мысль произведения. Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняют строкиНа лад их дело не пойдёт (не будет ладиться), И выйдет из него не дело, только мука (ничего не сделают, а только намучаются) и по просьбе учителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будет ладиться, спориться.

Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.

IV класс — новая ступень в работе учащихся над жанром басни. Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться в зависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детей с басней И. Крылова “Слон и Моська” приводятся в систему знания учащихся, о басне как о литературном жанре. С помощью учителя третьеклассники вспоминают, что такое басня, какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.

Басню “Слон и Моська” четвероклассники читают после небольшой предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому проникновению в смысл текста.

Работа над текстом басни начинается с выявления тех эмоциональных реакций, которые она вызвала у детей. Содержание басни вызывает у ребят смех, они чувствуют ее глубокий подтекст. При этом преобладает эстетическое восприятие текста: понимая смысл произведения, учащиеся стремятся осознать его художественную функцию, учатся за словами видеть образ, реальную жизнь.

Голубь”, аллегория (иносказание) которых составляет их специфику. За конкретными образами героев и их действиями учащимся необходимо понять и осознать мораль этих басен.

Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И. Крылове как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества.

Начинать работу лучше с басни “Чиж и Голубь”, так как основные ее смысловые отношения вытекают из наглядного содержания. А поскольку она близка басне Л. Толстого “Муравей и голубка”, то дети пересказывают содержание последней, вспоминая вывод: “Помогай товарищу, если он в беде”.

Затем учитель читает басню И. Крылова “Чиж и Голубь”.

После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя третьеклассников от сюжетной основы баски: “Что случилось с Чижом? А что произошло с Голубем?) к мотивам поступков героев (как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению к Чижу?”. Например, ответы детей на последние вопросы были такими: “Голубь был бесчувственный”; “Он не сочувствовал беде, в которую попал Чиж”; “Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, и являются моралью басни, которая в значительной степени раскрывает ее аллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляется идейный смысл басни: друг познается в беде. Здесь очень важно заострить внимание детей не на отрицательных явлениях, которые учащиеся должны осудить, а на положительном выводе, вспомнив еще раз басню Л. Толстого “Муравей и голубка”: “Что же нужно сделать, когда у товарища беда? Какую помощь вам приходилось оказывать товарищам, родителям?”, т. е. содействовать тому, чтобы третьеклассники могли в качестве примера привести свои жизненные ситуации и оценить их.

Следующим этапом работы над басней является выразительное чтение, способствующее более глубокому пониманию и осознанию прочитанного. Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителя выявляют интонацию каждой логически законченной части, соответствующей смысловому содержанию. Так, они говорят, что

Следующая встреча учащихся с басней Крылова “Лебедь, Щука и Рак” должна дать им более глубокое представление о специфических особенностях басни. В этой басне так же, как и в предыдущей, в роли персонажей выступают животные. Третьеклассники могут прослушать басню по фонохрестоматии и ответить на вопрос: почему Лебедь, Щука и Рак не могли сдвинуть воз

Обращаемся, прежде всего, к образным представлениям, возникшим у детей при чтении басни: какой вам представляется Моська? У значительного числа учащихся появляется абстрактный образ Моськи. “Нечто маленькое, неприятное”,— говорят дети. В своих высказываниях дети осуждают заносчивость, глупость и тщеславие Моськи. Таким образом, идя от первичного восприятия текста к более осознанному его осмыслению, учащиеся глубже проникают в тот подтекст, который заложен в идейном содержании басни.

Самостоятельно готовясь к выразительному чтению басни по ролям, учащиеся думают над тем, как вела себя Моська со Слоном, и подбирают соответствующие интонации для чтения: как уговаривала ее шавка? Огорчилась ли Моська, что Слон ее не замечал? Какой смысл вложил автор в две последние строчки басни?

Читая басню по ролям, каждый исполнитель стремится наиболее полно почувствовать и передать внутреннее состояние персонажа в данной ситуации, оттенками голоса показать те чувства, которые он испытывает.

Обобщая ответы детей, учитель еще раз подчеркнет сатирическую направленность басни, указывающую на аллегорию и мораль. Дома детям предлагается выучить басню наизусть.

Вторая басня, с которой знакомятся четвероклассники,— “Ворона и Лисица”. Она более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя.

Понимание ключевых слов басни — лесть, льстец, царь-птица, вещунья, каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже приоткрыть ее подтекст.

После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров художественного слова или учителя.

Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно предложить нарисовать 10—11 рисунков, соответствующих определенным строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 — 4 рисунка. На следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст, иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу каждой группы.

Басня “Кукушка и Петух”, заключающая изучение этого литературного жанра в начальных классах, идентична по замыслу некоторым изобразительным средствам и идейной направленности басне “Ворона и Лисица” Поэтому работу над ней необходимо вести в сравнительном плане, отдавая инициативу высказываниям детей.

Прочитав самостоятельно басню “Кукушка и Петух”, учащиеся находят слова в тексте, в которых заключена мораль басни. При этом они поясняют, какие человеческие пороки осуждает автор в данном произведении.

Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен “Ворона и Лисица” и “Кукушка и Петух”, в частности, показать, что общего в действиях Кукушки, Петуха и Лисицы, т. е. чем они похожи.

Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу, способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения, то и в творческую лабораторию писателя.

Найдите слова и выражения, употребленные автором для выявления характерных особенностей персонажей басни. С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев?

Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносный смысл? Каким образом автор добивается этого?

Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что, высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка, носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.

Затем дети читают басню по ролям. На дом им предлагается прочитать одну из басен И. Крылова, С. Михалкова, которые не изучались в классе.

Обобщая знания детей о басенном жанре, учитель на следующем уроке предлагает ребятам такие вопросы: чем отличается басня от стихотворения и сказки? Что может быть общего у этих произведений? Какие крылатые слова из басен стали пословицами? Что высмеивают в своих баснях современные писатели, в частности С. Михалков?

Как видим, в систему изучения жанра басни в начальных классах положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Учет имеющихся у школьников знаний, умений и навыков и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *