Для чего нужно читать библию

НУЖНО ЛИ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ?

Для чего нужно читать библию. Смотреть фото Для чего нужно читать библию. Смотреть картинку Для чего нужно читать библию. Картинка про Для чего нужно читать библию. Фото Для чего нужно читать библию

Но перед чтением нужно правильно себя настроить.

Может возникнуть вопрос, если в Ветхом завете все так плохо, местами кроваво, а в большинстве своем просто скучно, зачем его читать? Мне Ветхий завет показался более интересным, чем Новый по причине своей историчности.

Тут наверное самое время обсудить, зачем вообще читать Библию:

— Если вы живете в стране, в которой верующие люди составляют ощутимую часть общества;

— Если вас интересует история нашего общества;

— Если вам нужны аргументы для бессмысленных интернет-споров;

— Если вы хотите повысить свою эрудицию в целом;

— Безусловно, если вы верующий человек;

— Если вы псевдоверующий, тоже неплохо было бы почитать. А то Пасху все отмечают и в прорубь ныряют, а об исторических корнях мало что знают.

В книгах пропускал части, где идет перечисление родословен, а также, как писал ранее, описание норм и правил жизни. Их можно прочитать один раз, этого хватит в целом для понимания, если вы конечно не планируете выстраивать свою жизнь в соответствии с такими предписаниями.

Если вы добрались до этого места и (вдруг) вы даже почитали или полистали Ветхий завет, то сейчас будет один из ключевых моментов с моей точки зрения. Станет понятно, почему все таки правильнее идти по пути Ветхий-Новый завет, а не наоборот Новый-Ветхий завет, как рекомендуют христиане (причем они рекомендуют читать Ветхий завет выборочно).

Что мы узнали из Ветхого завета? Евреи=иудеи= «сыны Израиля» являются богоизбранным народом, потому что подписали договор с Богом (Завет=договор). Возможно вы возмутитесь этим фактом, но каждый народ имеет право считать себя богоизбранным, просто кому-то не повезло, например египтянам с их религией, сейчас нет ни египтян, ни бога Ра (хотя чудеса той религии до сих пор признаются Чудом Света), а евреям условно «повезло».

Итак, евреи жили по своей религии, описанной в Ветхом завете, до рождества Христова. Как известно (хотя оспаривается некоторыми), Иисус был евреем и на базе иудаизма он развил несколько новое направление, которое позже вылилось в христианство. По сути евреи сказали бы, что он создал секту.

Христиане не могли отбросить Ветхий завет, потому что без него рушилась бы основа религии, но и следовать Ветхому завету буквально, как это делали иудеи/евреи они тоже не могли в силу понятных принципиальных разногласий. Как следствие, родился Новый завет (т.е. как бы новый договор между людьми и Богом), который соответствовал духу новой религии.

Именно по этой причине я рекомендую начать чтение с Ветхого завета, так как он является основой иудаизма и христианства, и оказал большое влияние на ислам.

Теперь, если вас интересует христианство, можно перейти к Новому завету.

Прочитав все Евангилие можно воспользоваться перечнем книг Нового завета на Вики и выбирать те, которые покажутся вам наиболее интересными. Как минимум нужно обязательно почитать Апокалипсис=Откровения, чтобы понять, что ждет верующих в конце их пути и что дает такую богатую пищу сценаристам, писателям и поэтам.

Заострю внимание, что поступать лучше всего именно в такой последовательности. Т.е. обязательный минимум к прочтению, потом осознанный выбор, если сразу начнете скакать по книгам вразброс, может не сложиться единой картины в голове. Условно единой, скажем так.

Погрузившись немного в тему у вас могут появиться более конкретные вопросы, о которых вы захотите узнать поподробнее. Опять ищем ответы в интернете и возвращаемся к Библии. К примеру договор с евреями предусматривал обязательное обрезание:

Гл.17 Ст. 10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

эта норма соблюдается у иудеев и в исламе, но не у христиан. Ответ:

Гл.10 Ст. 16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего

Одна из целей Нового завета как раз уйти от жестких ограничений, накладываемых Ветхим заветом (обрезание, субботы и пр.), сосредоточившись больше не на формальном следовании букве Завета, а на духовной составляющей.

Для чего нужно читать библию. Смотреть фото Для чего нужно читать библию. Смотреть картинку Для чего нужно читать библию. Картинка про Для чего нужно читать библию. Фото Для чего нужно читать библию

«. и вы будете, _как боги_, знать добро и зло» (Бытие, 3:5) [7, c. 7].И сказал Господь Бог: вот, Адам стал _как один из нас_, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие, 3:22) [7, c. 7].

А упустил ссылку на множество богов.

Гл.1 Ст. 50 но поручи левитам скинию (шатер) откровения и все принадлежности ее и все, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой;

С левитами связаны и некоторые версии развития самого иудаизма, так как есть мнения, что левиты существовали сами по себе и Моисей попал под их влияние, а потом евреев приобщил к верованиям левитов. Много интересного с исторической точки зрения можно почитать и по этим темам.

Несмотря на то, что в развитых странах общий уровень религиозности идет на снижение, прогнозы на 2050 год неутешительные. Процент неверующих остается приблизительно на одном уровне, в районе 14%. Порядка 70% населения мира будут сторонниками либо Христианства, либо Ислама, поэтому знание Библии будет востребовано еще очень долго.

Я бы рекомендовал потратить время и почитать, и жизнь ваша заиграет новыми красками.

Отдельно отмечу, что хотя я и потратил на чтение Библии и других материалов около 3-х месяцев, этого времени ничтожно мало для столь сложной темы, поэтому по мнению приверженцев той или иной религии какие-то мои выводы могут казаться ошибочными, пишите в комментарии, буду уточнять и дорабатывать.

Источник

10 крутых причин изучать Библию каждый день

Для чего нужно читать библию. Смотреть фото Для чего нужно читать библию. Смотреть картинку Для чего нужно читать библию. Картинка про Для чего нужно читать библию. Фото Для чего нужно читать библию

Эта статья написана для христиан. Хотите знать десять причин, которые вдохновят вас изучать Библию каждый день? Когда мы стали христианами, мы стали детьми Бога и получили вечные отношения с Богом. Самая главная заповедь Христа: возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением (Евангелие от Матфея 22:37).

Наше общение с Богом состоит из 2 составляющих: молитвы и изучения Слова. Часто христиане совершают большую ошибку: они имеют убеждения по поводу стабильности в молитве, но у них не хватает убеждений по поводу каждодневного изучения Писания. Когда-то давно я прочитал очень вызывающий отрывок, который помог мне получить глубокие убеждения:

«Кто отклоняет ухо от слушания закона, того и молитва мерзость» (Притчи 28:9).

На самом деле я могу общаться с Богом, но не узнавать Его волю для своей жизни. Кто-то может сказать: ну вот, теперь я должен буду изучать Библию, иначе моя молитва будет мерзостью. Но Бог нас очень любит, и хочет, чтобы нам нравилось, и было интересно с ним общаться.

Часто христиане на самом деле любят Бога, но просто не имеют достаточной мотивации, и не знают как это лучше делать. Когда влюбленные ходят на свидание, и у них романтические отношения, они будут делать разные особенные вещи. Особенно их вдохновляют какие-то сюрпризы. Почему часто в браке со временем особенные чувства угасают и наступают семейные будни? Просто люди перестают делать особенные вещи, у них наступает лень и творческая деградация.

Но хорошая новость состоит в том, что любые отношения можно восстановить. Я являюсь христианином почти 20 лет, и я с уверенностью могу сказать, что мне становится более интересно изучать Библию с каждым днем, и я могу этим заниматься часами, потому, что я это делаю разными способами. Бог не может дождаться времени, когда Он начнет нам рассказывать о своих чувствах, рассказывать нам Свои интересные истории, когда Он сможет вместе с нами мечтать, утешать нас, веселить нас, наставлять и тренировать нас. На самом деле уже здесь, на земле, мы можем почувствовать себя хоть частично как на небесах.

Зачем изучать Библию каждый день:

1. Бог очень сильно хочет говорить с нами. В книге Исайя 65:1-2 написано как Бог пытается открыться всем людям и говорит: «Вот Я! Вот Я». Он хочет, чтобы мы видели Его во всем: в Его творениях, в Его влиянии на нашу жизнь, но прежде всего Он хочет говорить с нами через Слово, которое Он записал через апостолов и пророков. В Откровение 3:20 Иисус хочет войти к нам, провести с нами время и говорить с нами. Интересно, что этот отрывок стоит в послании 7 церквям, то есть, обращен к людям, которые давно в церкви, и имеют свою христианскую историю.

2. Мы сильно нуждаемся в Его Словах. Мы нуждаемся в Его утешении, в Его поддержке, Его обличении, Словах веры, благодати и истины, Его Слово приятно для нас (Притчи 2:10).

3. Именно благодаря Его Слову мы духовно родились, и можем помогать духовно рождаться другим людям (Послание Иакова 1:18). Люди спасаются не благодаря нашей философии или нашей мудрости, и даже не благодаря нашим отношениям, но только с помощью посеянного в них Слова Божьего.

4. Слово Бога оживляет меня духовно (Псалом 118:25). Даже когда я чувствую, что я умираю духовно, Слово Бога может меня оживить в любой ситуации. В Иезекииль 37 написано как Бог оживлял даже сухие кости!

5. Слово Бога является для меня духовной пищей. В Евангелии от Матфея 4:4 Иисус Христос сказал, что для духовной жизни нам необходима пища со стола Бога. Когда я хорошо питаюсь, я буду чувствовать себя хорошо духовно.

6. Слово Бога меня очищает. В Евангелии от Иоанна 15:3 Иисус говорит, что мы очищаемся от наших грехов, неправедных мыслей, мотивов, от всякой нечистоты. В Послании Римлянам 12:2 Павел призывает нас обновляться нашим умом, и тогда мы сможем познать благую, угодную волю Бога для нашей жизни.

7. Благодаря Слову Бога я могу возрастать духовно. В Послании Евреям 6:1 написано, что мы не должны стоять на месте, но должны стремиться к совершенству и, изучая Библию, духовно возрастать (1 Петра 2:2). В 1-ом Послании Коринфянам 2:10 говорится, что Дух Святой помогает нам понимать тайны Божьи, если мы копаем глубоко.

8. Слово Бога помогает нам избегать разных глупостей и неприятностей. Притчи 1:10-19; Притчи 2:12-22. Часто люди думают: откуда у меня столько неприятностей в моей жизни, почему Бог так сильно меня испытывает и наказывает? Но правда заключается в том, что многие проблемы – результат неправедных мыслей, планов, грехов и просто элементарной глупости (Галл.6:7). В этих случаях надо обижаться не на Бога, а на себя.

9. Слово Бога помогает нам жить мудрой, счастливой и успешной жизнью. Притчи 2:1-10; Притчи 3:1-10. Если христиане будут в своей жизни руководствоваться писаниями, они смогут быть примером даже для неверующих (Евангелие от Матфея 5:13-16). У меня есть в церкви друг, который был на дорогом бизнес-семинаре очень богатых неверующих людей. Он очень удивился, когда преподаватель провел семинар по книге Притчи Соломона. Нам очень важно помнить, что Библия не только теоретическая, но и практическая книга. Интересно, что в послании Ефесянам 1:8 Бог дарит нам свои богатства через всякую премудрость (понимание Бога и Его воли) и через разумение (понимание как исполнять Его Слово на практике).

10. Именно Слово Бога будет нас судить в последний день. Иоанна 12:48. Некоторые христиане считают, что, исходя из этого отрывка, Бог будет судить только неверующих людей, а все верующие на суд не приходят (Евангелие от Иоанна 5:24). Это правда, если мы поверили во Христа, покаялись, крестились и остаемся верными — мы спасены. Но Библия говорит, что будет также суд для верующих, когда мне нужно будет отчитаться за прожитую христианскую жизнь: за полученные дары и таланты (Евангелие от Матфея 25:14-30), за жизнь в церкви (2 Послание Коринфянам 5). Интересно, что в 5-й главе слово «мы» и «нас» используется 26 раз и относится именно к христианам. За наши мотивы и правильное строительство Дома Бога (1 Послание Коринфянам 3:6-15).

Сколько времени нам необходимо выделять, чтобы слушать Слова Бога — Библию? В книге Иисус Навин 1:8 Бог вдохновляет изучать Библию день и ночь, и Он обещает, что тогда в нашей жизни будет успех. Иисус много учил своих учеников: в разных местах, на разные темы, даже после своего воскресения Он продолжал 40 дней учить (Деяния 1:1-3). Апостол Павел пишет, что Он преподал верующим обильные наставления (Деяния 20:2), и передал им все свои знания и навыки (Деяния 20:21,27,31). Апостол Павел не сильно переживал, что Его проповедь затянется до полуночи, и кто-то даже сможет уснуть (Деяния 20:8-10), но для него было очень важно, чтобы люди укрепились в Слове. Когда он уходил из Ефеса, он сказал: теперь я за вас могу быть спокойным, потому что вы способны самостоятельно изучать Библию, которая способна назидать вас, вдохновлять, освящать и даст силы дойти до конца (Деяния 20:32).

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Зачем читать и изучать Библию самостоятельно?

Для чего нужно читать библию. Смотреть фото Для чего нужно читать библию. Смотреть картинку Для чего нужно читать библию. Картинка про Для чего нужно читать библию. Фото Для чего нужно читать библию

Многие люди в своей жизни пытались начинать читать Библию, ведь она есть почти в каждом доме. Библия очень большая книга и на первый взгляд сложная и неинтересная. Так зачем изучать Библию самостоятельно?

Развитие современных технологий позволяет на своем смартфоне посмотреть библейский фильм или ролик на ютюбе на интересующую тему. Это ведь гораздо проще и быстрее, чем изучать Библию самостоятельно, читая тысячи страниц текста, не правда ли?

В этой статье я постараюсь рассказать о нескольких причинах, почему все же стоит подумать о том, чтобы начать личное изучение Библии. Но выбор, конечно, делать каждому из вас.

Зачем читать и изучать Библию

Читать Библию, чтобы иметь личное общение с Богом

Библия, или, как ее еще часто называют, «Слово Бога», есть записанное многими пророками и авторами обращение Бога к каждому человеку на земле. Было время, когда Бог говорил с людьми голосом. Например, в райском саду, когда Бог общался с Адамом и Евой. Было время, когда Бог общался с пророками в Ветхом Завете: во снах, в видениях или через Своих ангелов. Сегодня Бог обращается к людям через Своего Сына — Иисуса Христа:

В прошлом Бог многократно и по-разному говорил с нашими предками через пророков. В эти же последние дни Он говорил с нами через Своего Сына, Которого Он назначил наследником всего и вся и через Которого сотворил мир. (К Евреям 1:1-2)

Чтобы слышать Бога, необходимо читать Библию, особенно Новый Завет, где описана жизнь Иисуса Христа и Его учение.

Когда человек молится Богу, он говорит Богу то, что у него на сердце или в мыслях. Мы рассказываем Богу о своих желаниях, говорим Ему о своей боли или радости. Просим Его о чем-то или же благодарим. Но вы думали о том, как узнать то, что Бог хочет сказать вам? Бог говорит с людьми через Библию. Библия — это не справочник на все случаи жизни. Библия — это инструкция для духовной жизни каждого человека. В ней описаны основные принципы взаимоотношений Бога и человека. Этих принципов достаточно, для того чтобы каждый человек мог вести полноценное общение с Богом и узнать то, что Бог хочет от его личной жизни и обрести спасение.

«Блаженны осознающие духовную потребность в Боге, ибо Царство Небесное принадлежит им» (От Матфея 5:3).

Конечно, Бог влияет на жизнь человека не только через Библию. Бог может влиять на жизнь человека через события в его жизни. Он может вызывать в человеке угодные Ему желания. Бог давал сны человеку и, возможно, что дает их и сейчас. Но лишь Библия является надежным источником информации от Бога. Библия — самая достоверная книга древности на земле. Бог хочет общаться с людьми. Он хочет общаться с вами. И Его слово находится рядом с вами — вам надо лишь открыть его и начать лично читать Библию.

Изучать Библию, чтобы знать истину

Одна из особенностей нашего века — обилие информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой — это очень плохо. Чем больше информации, тем сложнее разобраться, что есть истина и где искать правду. Часто бывает, что голос правды настолько незначителен, что его никто уже не слышит. Это не так страшно, если речь идет о том, как правильно ловить рыбу, но как быть, когда речь идет о взаимоотношениях Бога и человека? Как разобраться в том, какая информация о Боге в этом мире истинная, а какая — нет? Ведь от этой информации зависит не только земная жизнь человека, но и его судьба в вечности.

У каждого человека есть свое мнение. Мы не замечаем, как эти мнения навязываются нам с экранов телевизоров и смартфонов. Как целая индустрия кино влияет на сознание и мировоззрение сотен миллионов людей по всему миру. Мы не замечаем этого, ведь когда твой любимый кумир говорит что-то о вере или о Боге, мы не задумываемся, так ли это на самом деле.

На нас так же сильно влияет наше окружение: наши друзья и родственники. Если вы родились в верующей семье, которая на самом деле придает большое значение вере, то скорее всего и вы тоже будете уделять ей большое значение. Но если вы видите лицемерие, связанное с христианством, то вам будет сложно доверять тому, кто начнет говорить с вами о вере. Как быть?

Необходимо личное познание истины. На страницах Библии Иисус Христос сказал однажды такие слова:

«Я ваш путь, истина и жизнь. Никто не придёт к Отцу, кроме как через Меня» (От Иоанна 14:6).

Иисус говорит о том, что никто не придет к Богу, как только через Него. Иисус говорит, что Он и есть истина. Познавать истину — значить познавать жизнь Иисуса Христа, познавать Его учение и применять его к своей личной жизни. Сейчас нам не хватит места в этой статье, чтобы объяснять истинность заявлений Иисуса Христа на страницах Библии. Если вы действительно хотите разобраться в этом — начните лично изучать Библию, чтобы узнавать истину. Напишите нам через раздел контакты, если у вас будут вопросы, и мы постараемся ответить на ваши вопросы.

Другие распространяют сплетни о Сыне Божьем — Иисусе Христе. Одни говорят, что Его не было. Другие говорят, что Он не воскресал, а третьи — что Он лжец и мошенник, который просто подстроил ветхозаветные пророчества в Своей жизни.

Если вы хотите знать правду о Боге, знать правду об Иисусе Христе — вам просто необходимо изучать Библию лично. Вы должны знать истинного Бога — Бога, который любит этот мир, любит каждого человека на земле и хочет, чтобы все люди были спасены и познали истину. Вам надо лично узнать об Иисусе Христе и о том, что Сын Божий отдал за вас Свою жизнь. Он заплатил за ваши грехи Своей кровью, чтобы вы получили возможность родиться заново и начать новую жизнь.

«Это хорошо и угодно Богу, Спасителю нашему, Кто хочет, чтобы все люди были спасены и познали истину. Ибо существует лишь один Бог и лишь один Посредник между Богом и людьми, Христос Иисус, Кто Сам был человеком. Он пожертвовал Собой, чтобы заплатить за грехи всех людей. Таким образом Он засвидетельствовал любовь Божью» (1 Тимофею 2:3-6).

Важнейшая цель написания Библии под мудрым Божьим руководством — дать человечеству план спасения от грехов. Красной нитью через всю Библию проходит мысль о Божьем плане спасения для каждого человека. В Новом Завете этот план стал очевиден — спасение человека от вины за свои грехи находится в Иисусе Христе. Никакая философия, никакой образ жизни, никакая другая вера не спасет человека от вины за совершенные грехи. Только принятие Иисуса Христа как Господа своей жизни. Только покаяние, крещение и жизнь по вере согласно Его учению до конца своих дней.

Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал Своим единственным Сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в Него, не погиб, а обрёл вечную жизнь. Не для того послал Бог Своего Сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через Него. Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего. (От Иоанна 3:16-18)

Конечно, изучение Библии приносит огромную пользу человеку, который ее читает и применяет на практике. В этой статье был описан основной смысл Библии. Кроме этого Библия:

Этот список можно продолжать еще очень долго. Читайте Библию. Изучайте Библию. Не верьте слухам о Боге. Ищите истину и познавайте ее.

Источник

Слово Божие всегда должно звучать в сердце

Зачем каждый день читать Евангелие? Чему может научить Ветхий Завет? Нужно ли искать в Апокалипсисе параллели с сегодняшним днем?Почему аскетическую литературу полезно читать людям семейным? О чтении Священного Писания и духовной литературы мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

Для чего нужно читать библию. Смотреть фото Для чего нужно читать библию. Смотреть картинку Для чего нужно читать библию. Картинка про Для чего нужно читать библию. Фото Для чего нужно читать библию

— Чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Есть очень много хорошей духовной литературы. Но Евангелие — это первоисточник, это основа основ, слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя. Такое чтение может быть разным. Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам — отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я ее рекомендую): читать в день три главы Нового Завета — по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время.

Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать — по кафизме в день или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…» — это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания, не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день, и я с трудом представляю себе, чтобы человек не мог найти несколько минут для чтения.

Жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнет день с чтения и потом в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а еще лучше — стараться исполнить) — он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно прилагать усилия.

— Владыка, а что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию?

— Это понятие достаточно широкое. Конечно, в основе — книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Затем толкования на Писание — это литература, которая в доступной форме объясняет и дополняет его.

Есть огромный корпус аскетической монашеской литературы: это книги, в которых изложен духовный опыт людей, сумевших жить согласно Евангелию, в основном тех, кто признан Церковью святыми. Чтение таких книг помогает нам, хоть мы и не ведем столь же напряженную аскетическую жизнь, стать причастниками опыта святых, пользоваться его плодами. Еще, конечно же, сюда можно отнести жизнеописания подвижников, святых угодников Божиих.

В общем, это большой корпус книг, и он постоянно дополняется. В последние десятилетия появились замечательные духовные книги наших современников, ныне живущих или живших совсем недавно. Все эти книги говорят об одном: как жить человеку сегодня, в тех условиях, в которые он поставлен, но при этом исполнять заповеди Божии — так же, как их исполняли те, кто жил и сто, и тысячу, и почти две тысячи лет назад.

— Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов? Почему нельзя доверять исключительно самому себе?

— Собственно говоря, любую древнюю книгу невозможно понять без толкований. Любой текст может быть адекватно воспринят только в обширном контексте — в контексте своего времени, культуры, истории того народа, где он появился. С помощью толкований, объяснений читающий приобщается к реалиям этого текста. Это первое.

Второе: как правило, святоотеческие толкования созданы людьми, которые жили гораздо ближе к эпохе Христа и апостолов, чем мы с вами. Это объяснения людей, знавших такие подробности из земной жизни Спасителя, из истории Церкви, о которых мы сегодня можем даже не подозревать.

И потом, надо понимать: Священное Писание не упало с неба готовым, в привычном для нас виде. Оно родилось в Церкви — это книги, отобранные самой Церковью. Церковь едина в понимании их смысла, и это единство отражено в толкованиях святых отцов. Поэтому когда современный человек берет книгу и говорит: «Вот сейчас-то мы начнем все с чистого листа, поскольку мы люди умные, гораздо умнее тех, кто жил раньше, и найдем здесь то, чего никто не находил» — он действительно что-то находит, что называется, «от ветра головы своя». Но насколько это соответствует самому Священному Писанию? Как правило, или очень мало, или даже противоречит ему. Я не хочу сказать, что сегодняшнему человеку недостает глубины, но у него отсутствует знание реалий того времени, в которое текст был создан: исторических, политических событий, духовных движений. Поэтому, не учитывая толкований тех или иных книг Священного Писания, невозможно правильно их воспринять.

— Можно ли дома читать Новый Завет и Псалтирь в переводе на русский язык?

— Да, можно и нужно. Хорошо знакомиться и со славянским текстом, чтобы понимать его за богослужением. Но дома нужно читать на русском или на том языке, который является для человека родным. Священное Писание переведено сегодня на подавляющее большинство языков мира, и, конечно, надо читать на том языке, который тебе понятен и близок.

Для чего нужно читать библию. Смотреть фото Для чего нужно читать библию. Смотреть картинку Для чего нужно читать библию. Картинка про Для чего нужно читать библию. Фото Для чего нужно читать библию

— Молиться надо перед началом любого дела. В молитвословах есть молитвы перед чтением Священного Писания — можно их прочитать, а можно своими словами попросить у Бога разумения и помощи, так же, как мы просим Его помощи в других делах.

Чтение Ветхого Завета сложнее, чем чтение Нового Завета. Это очень древние книги, и ситуации, которые в них описываются, происходили так давно, что многое мы не можем понять и принять — опять же без толкования. Но читать Ветхий Завет нужно, потому что Новый Завет происходит из Ветхого, эти две части Библии неразрывно связаны друг с другом.

Думаю, возможны разные способы чтения Ветхого Завета. Самый простой — читать от начала до конца, подряд. Кто-то делает это спокойно, а кто-то «застревает» в излишних подробностях древнего быта еврейского народа, например, описываемых в книгах Второзакония и Чисел. Если так, то можно их пропустить, потому что там действительно много того, что касается истории народа в большей степени, чем истории спасения человечества. Но желательно все-таки прочитать Ветхий Завет полностью.

Стоит ли его читать постоянно, ежедневно, так же, как Новый Завет, — это решать самому человеку. В Ветхом Завете тоже очень много назидательного и полезного. Такие книги, как Псалтирь, Притчи, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова, целый ряд других — необыкновенно поучительны. Христиане первых веков, у которых еще не было той массы духовной литературы, которую мы имеем сегодня, вдохновлялись именно образами Ветхого Завета. Вспомним Великий канон преподобного Андрея Критского, который мы читаем во время Великого поста. Ветхий Завет был главным назидательным чтением христиан на протяжении многих столетий! Они видели в этих книгах самое главное, ведь сквозная линия, которая проходит через весь Ветхий Завет, — это взаимоотношения человеческой души и Бога. Там есть замечательные образцы, прекрасные примеры того, как нужно поступать человеку и как ни в коем случае нельзя.

Это глубокая и поучительная книга, в ней можно найти очень много смыслов. Жаль, что для современного человека Ветхий Завет постепенно «умолкает»: ему неинтересны, скажем, книга Премудрости Соломона или книги Маккавейские, где христианину можно почерпнуть много полезного.

― Владыка, следующий вопрос ― от нашего читателя: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: ″Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни″. Но ведь святоотеческая литература — это в основном монашеские книги. Можно ли и нужно ли их читать мирянам?».

— Эти слова святителя Игнатия имеют несколько иной смысл. Здесь он говорит об аскетической литературе и проводит различение между книгами, предназначенными для отшельников, безмолвников и для тех, кто жил в общежительных монастырях. Как правило, наставления второго рода имеют общий характер, то есть годятся для любого человека, в том числе и для живущего в миру. Прежде всего, это первые три тома известного «Добротолюбия» — большой хрестоматии святоотеческой литературы, где собраны творения таких авторов, как преподобные Антоний Великий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, авва Дорофей. Будучи монахами и описывая монашеский опыт, они тем не менее создали книги, которые важны для каждого христианина, потому что очень точно описывают те внутренние процессы, что происходят в любой человеческой душе.

Возьмем, к примеру, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. Каждая глава в ней — это целое сокровище. Если человек, живущий в миру, прочитает ее, он возьмет столько, сколько сможет понести. Или книга аввы Дорофея — необыкновенно легкая, прозрачная, говорящая об основополагающих вопросах человеческой жизни, движениях человеческого сердца. Я убежден, что ее нужно прочитать каждому человеку, приходящему в Церковь. Может быть, после Евангелия именно с нее и надо начинать знакомство с христианством ― с тем, что оно представляет собой не в теории, а на практике.

Ведь, собственно говоря, что такое семья? Это такое же общежитие, как в монастыре, только маленькое. Трудно жить в общежитии, где много людей, но еще труднее жить вдвоем-втроем, потому что люди при этом всегда находятся вместе. Даже в монашестве жизнь в скиту, где меньше насельников, считается более высокой ступенью, чем жизнь в большом монастыре. В массе людей можно спрятаться, выбирать себе тех, с кем ты будешь общаться, и уклоняться от тех, с кем общаться сложно, не хочется или не интересно… Поэтому монашеская литература даже семейному человеку может сказать много важных вещей о том, как нужно жить и как относиться к тем, с кем ты живешь, с кем видишься постоянно. Это очень полезное чтение.

— Следующий вопрос, думаю, очень важен для многих: «Уважаемый Владыка! Вы обладаете большим священническим и архиерейским опытом. Какую литературу можно посоветовать человеку, который хочет открыть для себя мир Православия? С каких авторов лучше начинать делать первые духовные шаги?»

— Собственно говоря, я только что на него ответил ― это авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник. Есть замечательный русский духовный писатель — святитель Феофан Затворник. Прежде всего, хочу посоветовать его письма к разным людям, они много раз издавались в наше время. Это удивительные письма ― необыкновенно простые и в то же время очень глубокие. У него есть несколько книг для мирян, для тех, кто жил той же жизнью, что и мы сегодня. Одна из самых известных так и называется: «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».

В последнее время появились книги новых очень интересных авторов: прежде всего, греческих подвижников XX века. Из них самым известным является старец Паисий Святогорец. Его книги я рекомендовал бы прочитать всем, желающим узнать, что такое христианство в целом ― начиная от самых глубоких понятий и заканчивая какими-то внешними проявлениями, о которых мы часто даже не задумываемся. У старца Паисия есть очень хорошее сравнение. Он говорит: «Вот ты идешь по горной тропе, а сзади тебя идет брат. Если ты христианин, то, отведя ветку дерева от своего лица, ты задержишься и будешь ее держать, пока тот, кто идет за тобой, не пройдет мимо. А если ты ее отпустил и она ударила идущего за тобой ― ты не христианин». Ведь мы живем и порой не замечаем каких-то самых элементарных вещей! А христианином нужно быть во всем, начиная от поступков самых незаметных и, казалось бы, малозначащих.

Румынское православное христианство очень интересно, очень глубоко. Там было и есть много настоящих подвижников, один из них — известный старец Клеопа (Илие). Мне приходилось с ним встречаться, в свое время я бывал у него в монастыре Сихастрия. Много поучений румынских подвижников есть сегодня на портале Православие.ru. То, что публикуется, очень интересно и свидетельствует об очень глубоком опыте духовной жизни, адекватном святоотеческому.

Много всего можно прочитать. Но видите ли, в чем дело ― все мы люди очень разные: и те, кто читает книги, и те, кто их написал. И здесь действует известный закон ― подобное притягивается подобным. Скажем, кому-то нравится святитель Игнатий (Брянчанинов) настолько, что затмевает собой всех других авторов. А у меня, например, такое отношение к святителю Феофану Затворнику, а святителя Игнатия я читаю более отстраненно. Это не значит, что кто-то из этих авторов лучше, правильнее, а кто-то нет. Есть такое святоотеческое понятие ― чувствилища души. И вот эти чувствилища у разных людей на разные вещи откликаются по-разному.

Поэтому сначала, как я уже сказал, надо читать Священное Писание. Обязательно познакомиться с Новым Заветом ― это главное, а потом начинать читать святоотеческую литературу. И дальше уже в том море литературы, которое существует, стараться выбирать то, что находит наибольший отклик в твоем сердце.

Еще очень важно вот что. Когда я был молодым, книг не было, духовную литературу никто не издавал. Что-то можно было найти только в спецхранах или в частных библиотеках. Поэтому тогда прочитать, допустим, того же святителя Игнатия или Феофана Затворника было просто счастьем. И каждая такая книга переворачивала человека, меняла все его мировосприятие. Сегодня книг достаточно, есть люди, которые очень много читают ― но при этом не меняются внутри. Духовная литература должна иметь некое воздействие на человека: он должен меняться от этого чтения, должен обязательно пытаться воплотить в своей жизни то, что он прочитал. А сейчас часто бывает так: да, он читал, он вроде бы «в курсе», но при этом прочитанное никак не соотносится с его жизнью. Такое чтение ― пустая трата времени.

— Новый Завет завершается книгой «Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Это, пожалуй, самая сложная и таинственная книга Священного Писания. Нужно ли ее читать, ведь многое остается непонятным?

— Апокалипсис надо прочитать. Достаточно сделать это один раз. Обязательно параллельно с чтением или после него познакомиться с толкованием. Классическое толкование на Апокалипсис, признанное всей Церковью,— это толкование святителя Андрея Неокесарийского. Оно много раз издавалось, есть оно и в Интернете. Собственно говоря, надо прочитать Апокалипсис и оставить его, потому что в этой книге ― тайны будущего века, которые не могут быть сейчас полностью понятными. Нам надо помнить, что этот мир придет к своему концу, но как-то особо рефлексировать над этой книгой не стоит. Недаром Церковь не ввела Апокалипсис в череду богослужебного чтения. Это единственная книга Нового Завета, которую мы не читаем в храме.

— Нужно ли искать параллели между современными событиями и тем, что описано в Апокалипсисе? Сейчас многие пытаются это делать…

— Вы знаете, при желании параллели с Апокалипсисом можно найти абсолютно в каждом из минувших 2000 лет от Рождества Христова. Всегда были и есть какие-то неблагоприятные тенденции, которые в их развитии могут привести к концу человеческого общества. Но как сказано в Писании, ненаше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7), поэтому рассуждать об этом не полезно для человека. Надо просто помнить всегда, что наш личный Апокалипсис, то есть окончание нашей земной жизни, может наступить в любую минуту. Вот это надо знать, к этому нужно готовиться и ради этого исправлять свою жизнь.

— Интересный вопрос от нашего читателя: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих письмах неоднократно говорит, что духовная жизнь православного христианина должна быть чем проще, тем лучше. Как это понять

— Это говорили очень многие святые отцы, начиная с древних и заканчивая почти нашими современниками. Помните известное выражение преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»? Имеется в виду, что сам человек должен быть проще. Это в первую очередь евангельское требование: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Простота в хорошем смысле ― открытость, отсутствие самокопания, каких-то постоянных метаний ― должна быть присуща каждому христианину. Знаете, ведь есть люди, которые не могут ни на что решиться, от важного и вплоть до мелочей. Но с этим качеством в себе нужно бороться. Если есть необходимость что-то сказать или сделать — скажи и сделай. Будет какая-то реакция ― дальше поступай сообразно тому, что получил в ответ. Еще простота как отсутствие хитрости, лукавства, изворотливости. Не та простота, которая хуже воровства, но простота как открытость человека к Богу и окружающим людям ― вот это правильная и хорошая простота, которая заповедана каждому из нас. Именно о ней говорят святитель Игнатий и многие другие святые.

Газета «Православная вера» № 24-25 (524-525)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *