Для чего нужно давление в шинах
Давление в шинах автомобиля: какое оно должно быть
Правильно накаченные колеса и подходящая по сезону резина – это комфорт передвижения и безопасность для всех участников дорожного движения. Какое давление должно быть в шинах, как его проверить, почему в зимний и летний период оно разное, а также таблица значений для разных марок – обо все этом далее в статье.
Почему важно соблюдать правильное значение и как его узнать
Каждый автопроизводитель устанавливает для своих моделей индивидуальные параметры, среди которых присутствует и показатель давления воздуха в шине в зависимости от типоразмера покрышки и времени года. Автомобилистам нужно следить за тем, как накачано колесо, допуская погрешность не более 10%.
Корректно накаченная шина обеспечивает не только комфорт управления автомобилем, но и безопасность. Автомобиль стабильно движется по дороге за счет полного сцепления протектора с поверхностью, хорошо управляется, четко реагирует на движения руля при маневрировании, обгоне и повороте.
Какое должно быть конкретно давление для каждого колеса, производитель определяет после многочисленных тестов опытного образца ТС и расчетов инженеров. Для лета и зимы характеристика меняется за счет естественного сжатия и расширения воздуха. При определении значения давления в колесе учитывают следующие факторы:
Диапазон значений давления прописан в технических документах и руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
Если автовладелец дорабатывает основные части авто – переустанавливает двигатель, меняет элементы кузова, ставит шины большего типоразмера, соответственно, параметры давления, которое установил завод-производитель, меняется.
Давление в шинах – величина непостоянная и меняется из-за увеличения или снижения температуры. При езде на максимальной скорости, при резком и агрессивном торможении температура воздуха повышается, происходит его расширение и, как следствие, давление увеличивается.
Для легковых автомобилей при определении величин необходимого давления учитывают все возможные условия эксплуатации. Кроме того, водители самостоятельно меняют давление в колесе в зависимости от требований конкретной дороги.
Например, при передвижении по мягким грунтам водители приспускают колесо, чтобы увеличить площадь соприкосновения протектора с поверхностью. После проезда шина подкачивается до установленного значения. Если необходимо загрузить машину полностью, давление в шинах также необходимо подкорректировать, увеличив параметр до указанного производителем уровня, который рекомендуется для такого типа передвижения.
На большинстве автомобилей на кузове установлены специальные таблички с выбитыми цифрами давления, которое считается нормальным. Отдельно указываются цифры для переднего и заднего колеса. Шильдики с данными обычно крепятся в проеме водительской двери или на люке топливного бака.
Последствия при езде на перекаченных и ненакаченных колесах
Неопытные автомобилисты ошибочно считают, что лучше перекачать колесо, чем не докачать, ориентируясь на гиперкары, колеса которых стандартно накачаны сильнее среднего показателя.
В действительности, и перекачанная, и подспущенная шина одинаково плохо влияют на поведение авто. Если колесо накачано недостаточно, площадь соприкосновения покрышки с дорогой увеличивается, протектор наплывает на дорогу и изнашивается по краям.
Признаки того, что давления в шине недостаточно:
Если давление чрезмерное, покрышка имеет недостаточную площадь контакта с дорогой, и износ происходит в центре протектора. Признаки и последствия того, что колесо перекачано:
Не рекомендуется перекачивать колеса и при сильной загрузке автомобиля, ошибочно полагая, что вес груза нивелирует избыток давления.
Как и в чем измеряют давление
В странах Европы, РФ и СНГ давление воздуха измеряется в барах или в атмосферах. Параметр рассчитывается отношением 1 кгс на 1 кв. см. Для измерения используют манометр, прибор дает погрешность в 1,5-2 % от той, которая учитывается производителем.
Для американского рынка используется стандарт psi – отношение силы в фунтах на площадь в дюймах.
Таблица перерасчета давления в барах в систему измерения psi:
Принятые средние стандарты | |
psi | Бар |
26 | 1,81 |
28 | 1,9 |
29 | 2,0 |
30 | 2,11 |
32 | 2,2 |
33 | 2,30 |
35 | 2,40 |
36 | 2,50 |
38 | 2,60 |
39 | 2,70 |
41 | 2,80 |
42 | 2,90 |
44 | 3,0 |
При температуре ниже десяти градусов Цельсия уровень давления в колесе легкового автомобиля снижается на 10 %. Летом показатель, наоборот, увеличивается на 10% от среднего значения. При этом вес накачанного воздуха не меняется. Это учитывается при замерах уровня давления в шинах зимой.
Давление в “докатке”
Значения для “докатки” стандартно выше, чем показатели в штатных колесах, на 20-50 %. Эксперты рекомендуют не перекачивать аварийное колесо более 4.2 бара. Это обусловлено характером эксплуатации докатки, которая предназначена для аварийного использования и рассчитана на единичную поездку до ремонтной мастерской.
Почему появляется разница в значениях для передней и задней осей
При конструировании машины используется такое инженерное понятие как развесовка по осям. Оно обозначает, что на передние и задние колеса приходится различный процент от общего веса автомобиля.
Для каждой модели развесовка разная. Например, для ВАЗ 2108 показатели распределения веса машины следующие:
Развесовка на модификации Jeep Grand Cherokee 2000 года – примерно 55% на 45%.
Для равномерного распределения веса нужно, чтобы давление в переднем колесе было чуть выше, чем в заднем, поскольку передняя часть многих авто тяжелее, чем задняя. Конкретные величины давления в задних и передних шинах определяются производителем и указаны в полной таблице ниже.
Показатели давления для зимы и лета
Для зимы значение атм. или psi в задних шинах, как и в передних, должен быть увеличен. При температуре минус 20 градусов воздух сжимается до 20% – это приводит к тому, что колесо становится недокаченным. Поэтому при переходе на зимнюю резину водители докачивают колесо, нагнетая в покрышку воздух и доводя уровень давления до необходимого показателя, ориентируясь на рекомендации производителя для зимнего вождения. Стандартно воздух нагнетают, пока манометр не покажет увеличение давления на 0,2-0,3 атмосферы.
При полной загрузке автомобиля рекомендуется незначительно подкачивать колесо, увеличивая показатель давления на 0,1 бара. Перекаченное колесо на полностью загруженном автомобиле не улучшает управление и не увеличивает безопасность.
Средний показатель давления для зимней и летней резины на самые популярные диаметры колесных дисков:
Размер | Уровень давления для летней резины, бар | Для зимних покрышек, бар |
R13 | 1.9 | 2.1 |
R14 | 2 | 2.2 |
R15 | 2 | 2.2 |
R16 | 2 | 2.2 |
R17 | 2.2 | 2.4 |
Как самостоятельно контролировать
Многие современные автомобили имеют встроенную систему TPMS – контроль давления в шинах в режиме реального времени. В зависимости от класса авто система может работать по разному принципу, но режим передачи данных одинаков: обработанные сигналы от датчиков показываются на дисплее в числовых значениях.
Если автомобиль не имеет системы электронного контроля, то проверять давление в шинах приходится старым проверенным способом, подключая манометр к каждому колесу и вручную контролируя цифры давления.
Для тех, кто не хочет пачкаться и возиться с манометром, есть вариант косвенной проверки давления колес с помощью установки специальных колпачков контроля на каждый ниппель.
После того, как на вентиль установлен колпачок, проверять параметр давления придется визуально во время остановки авто. Верхняя часть колпачка прозрачная, и если показывается зеленый цвет – давление в норме, если появляется индикатор с желтым – давление в колесе снизилось примерно на 0,3 бара, и необходимо подкачать колесо. Появление красного сигнала означает, что значение превысило диапазон допустимого на 0.7 бар – показатель критический, и передвижение становится опасным.
Чтобы правильно определить, какое давление должно быть в шинах конкретной модели, необходимо ориентироваться только на указания производителя. Даже для одной модели может быть установлен свой диапазон допустимых значений для конкретной комплектации, под определенный тип мотора и пр.
Таблица значений давления в шинах легковых автомобилей по моделям
Полная таблица значения давления в шинах по наиболее популярным брендам для всех размерностей:
Почему важно следить за давлением в шинах: советы водителям
Шины — это единственный элемент автомобиля, который находится в постоянном контакте с дорогой. Один из главных показателей их исправности — давление. Оно влияет не только на эффективный расход топлива, но и на безопасность.
Как правило, автопроизводители рекомендуют выдерживать давление в шинах от 2,0 до 2,8 атмосферы. Но на практике бывают ситуации, когда следует отступать от этой нормы.
Проверять давление в шинах следует не реже одного раза в месяц, для этого есть несколько способов. Разбираемся, почему так важно соблюдать оптимальный показатель давления и на что это влияет.
В этом материале:
Чем опасно неправильное давление в шинах
Давление в шинах — это то сопротивление, с которым воздух «давит» на внутреннюю площадь резины. Правильно накачанные шины прослужат дольше, обеспечат лучшие ходовые качества и повысят безопасность поездки. Если в колесах слишком низкое давление или они перекачаны, то автовладелец рискует столкнуться с рядом проблем: от покупки новой резины до угрозы попасть в аварию.
Давление в шинах ниже нормы
Недокачанные шины — это шины, давление в которых ниже рекомендованного значения. В этом случае увеличивается пятно контакта резины с дорогой, что приводит к повышенному трению или сопротивлению качению. Визуально выдать такую проблему может изношенные внешний край протектора.
Повышенное трение с дорогой может привести к перегреву покрышки, ее сползанию и даже разрыву. Кроме этого, пониженное давление в шинах приводит:
Давление в шинах выше нормы
При избыточном давлении в шинах, то есть выше рекомендованной производителем нормы, пятно контакта уменьшается. Как результат основное трение с дорогой принимает на себя центральная часть шины.
Повышенное давление в шинах приводит к чрезмерной чувствительности к неровностям дороги и риску повреждения шины, вплоть до ее разрушения. Перекаченные покрышки также:
Признаки неправильного давления в шинах
Комментирует автоэксперт, мастер спорта международного класса по автоспорту, Татьяна Елисеева
Для перекаченных шин:
Какое давление должно быть в шинах
Для каждой модели автомобиля производитель устанавливает свое оптимальное давление в шинах. Этот показатель зависит от массы авто, скоростного режима эксплуатации, количества пассажиров (частичная или полная посадка), а также загруженности багажника [1].
Информацию о рекомендуемом давлении в шинах можно найти в справочнике по эксплуатации автомобиля или на одной из табличек/наклеек в салоне. Они могут быть:
Таблица измерения давления в шинах
Давление в шинах измеряется в нескольких единицах. В России обычно указывают в кг/см2 (или атмосферах) и барах (bar). Эти два показателя практически равны, отчего часто используются как синонимы:
На зарубежных моделях чаще применяются фунты на квадратный дюйм (pound per square inch) или «psi».
Для удобства автопроизводители могут указывать давление сразу в двух единицах — bar и psi. Таким образом необходимости самостоятельно рассчитывать по формулам отпадает. В противном случае, это можно сделать в одном из онлайн-калькуляторов или свериться с таблицей популярных значений.
Самые распространенные значения давления в шинах в bar и psi
Давление в шинах летом и зимой
Существенное влияние на давление в шинах оказывает температура: когда она падает, то и давление в колесах снижается вместе с ней. При понижении температуры на 10 градусов Цельсия шины подспускает в среднем на 0,07–0,14 бара или от 1 до 2 psi [2].
Для летней резины обычно используют показания, рекомендованные производителем. Но зимой к этим цифрам советуют прибавлять около 0,2 бар [3].
Специалисты также рекомендуют проверять и корректировать давление в шинах при температуре наружного воздуха. В холодное время года подкачку лучше выполнять не в теплом гараже, а на улице. Летом перед такой манипуляцией стоит убедиться, что одни колеса автомобиля не стояли под палящим солнцем, а другие в тени.
Когда следует корректировать давление: 5 примеров
Иногда давление в шинах следует корректировать по ситуации. Например, при полной загрузке машины или буксировке прицепа. Для таких случаев автопроизводители, как правило, отдельно указывают оптимальное давление.
Но бывают моменты, которые попадают в разряд экстремальных и нестандартных (особенно, если до этого машина чаще всего ездила по городу). Автомобильный эксперт Татьяна Елисеева разобрала самые распространенные из них:
Длительная поездка по трассе
Приводит к нагреву колес, особенно летом, и поэтому надо перед такой поездкой придерживаться рекомендаций производителя. Мы не знаем, что нам встретится: заплаточный ремонт дороги или проливной дождь. Ведь для каждой из этих ситуаций рекомендации будут противоположные. Играть с давлением могут спортсмены, когда условия трассы известны и инженеры можно всегда поменять настройки. Для дальней дороги обывателю надо просто выбрать среднее.
На бездорожье
Шины надо стравливать, особенно на песке. Вопрос на сколько? Можно стравливать и до 0,7 атм, но не очень опытный автомобилист может неаккуратным движением сорвать колеса в пробуксовку, а если при этом водитель будет резко крутить руль (например, пытаясь зацепиться за край колеи), то шина может соскочить с диска. И такие случае встречаются регулярно.
По укатанному снегу и льду
При околонулевой температуре по укатанному снегу, льду или шуге для новых колес (типа «липучка» или шипованных) лучше чуть-чуть перекачать колеса, чтобы из центральной зоны пятна контакта выдавливалась вода и шуга и протектор лучше работал. Колесо должно очищаться, чтобы работал протектор. Когда оно забивается снегом тормозной пусть и сцепные свойства сильно ухудшаются.
Если на машине изношенные колеса, но с допустимой глубиной протектора для зимних шин (4 мм), то надеяться на правильную работу протектора не стоит. Такая невысокая шашечка уже не выталкивает снег. В таком случае надо снижать давление в колесе, тем самым увеличивая то самое пятно контакта.
На загруженной машине
На проселочной дороге важным фактором будет именно общая масса машины. В этом случае давление выбираем по загрузке – конкретные показатели надо посмотреть на центральной стойке кузова. Там вы увидите примерно следующую рекомендацию: чем больше загруженность машины – тем выше должно быть давление в задних колесах.
Но сильно разбитая дорога может привести к грыжам, разрывам и повреждениям шин. Поэтому если повышаем давление, то по плохой дороге едем максимально спокойно и размеренно. Или слегка отступаем от рекомендации производителя и поднимаем давление не так сильно, как рекомендует производитель.
В горной местности
Главный фактор изменения поведения колеса – это не перепад давления на высоте, а наличие большого количества крутых поворотов и долгих торможений. Шина будет нагреваться не только от нагрузок, но и от работы тормозных механизмов. Поэтому идея, что из-за низкого давления надо поднимать давление в шинах – неправильная, ведь куда большее влияние в этом случае оказывает температура колеса.
Как проверить давление в шинах
Рекомендованное давление всегда указывается для холодных шин. Это значит, что автомобиль не был в движении в течение трех часов или проехал менее 1,6 км (или одну милю).
Проверить давление в шинах можно двумя способами: самостоятельно или на станции СТО. В первом случае, достаточно воспользоваться общедоступной «подкачкой» на АЗС или приобрести манометр. Это устройство для измерения давления в шинах бывает трех видов:
Еще один вариант — установка специальных колпачков контроля давления на каждый ниппель. Такой гаджет работает следующим образом: верхняя часть колпачка прозрачная и в зависимости от уровня давления в ней появляется индикатор трех цветов. Зеленый — давление в норме, желтый — колесо спускает, красный — давление превысило норму.
Для чего нужно давление в шинах
Давление в шинах играет исключительно важную роль в управляемости, комфорте, безопасности и экономичности автомобиля, поэтому данному параметру нужно уделять большие внимание. О том, какое давление должно быть в шинах различных колес и автомобилей, как его изменять в зависимости от условий и как правильно производить измерение — читайте в предложенной статье.
Какое значение имеет давление в шинах?
Первые пневматические шины появились еще в 1888 году, однако в то время они использовались только для установки на велосипеды, а первые автомобили обходились цельнолитыми резиновыми колесами. Уже в начале XX века пневматические шины стали использоваться на автомобилях, водители сразу оценили все преимущества этой новинки, и к 20-м годам колеса с привычными для нас покрышками вытеснили колеса других конструкций.
Характеристики шин (а с ними и многие характеристики автомобиля) во многом зависят от давления заключенного в них воздуха. Давление в шинах прямо или косвенно влияет на следующее:
Причем давление в шинах может оказывать как положительный, так и отрицательный эффект, то есть — улучшать или ухудшать управляемость, увеличивать или уменьшать тормозной путь, скорость начала «аквапланирования» и т.д. Поэтому существует некоторое оптимальное давление, которое обеспечивает наилучшие характеристики. Пониженное и повышенное давление оказывает различное влияние.
Пониженное давление проявляется следующими эффектами:
Таким образом, понижение давление в шинах оказывает как отрицательные, так и положительные эффекты. Причины этого понятны и кроются в изменении формы приспущенного колеса: при понижении давления боковые части протектора, обычно приподнятые над поверхностью дороги, опускаются, вследствие чего увеличивается площадь контакта колеса с дорогой. Большая площадь — это большее сцепление с дорожным покрытием, отсюда худшая управляемость, меньший тормозной путь и повышенный расход топлива. Увеличенная площадь контакта колеса с дорожным покрытием обеспечивает снижение удельного давления, а значит — повышает проходимость. Также приспущенная шина становится мягче, поэтому повышается комфорт поездок.
Повышенное давление в шинах имеет противоположные эффекты:
При повышенном давлении уменьшается площадь пятна контакта покрышки с дорогой, вследствие чего повышается износ центральной части протектора, ухудшается проходимость и маневренность, а главное — движение автомобиля становится более жестким, начинают чувствоваться даже незначительные неровности дороги, что негативно сказывается на комфорте. Однако это не мешает многим водителям сознательно повышать давление в колесах, что обычно делается для повышения грузоподъемности грузовых автомобилей и для снижения расхода топлива.
Необходимо заметить, что здесь речь идет об изменении давления на 5-15% (редко — на 20%) от номинального. Такое изменение практически незаметно на глаз и без манометра трудно определить, насколько давление соответствует оптимальному. Поэтому при подкачке колес следует пользоваться манометром, что позволит избежать ошибок.
Требования к давлению в шинах различных типов автомобилей
Давление в шинах зависит от ряда характеристик — массы автомобиля, количества осей, нагрузки на ось и т.д. Оптимальное давление для каждого конкретного автомобиля устанавливается производителем, его значение определяется в результате ряда тестов и испытаний, поэтому его следует придерживаться и автовладельцам.
Обычно номинальное давление в шинах указано в таблице, которая расположена на стойке двери со стороны водителя, на внутренней стороне дверцы перчаточного ящика («бардачка») или на крышке бензобака. В таблице обычно указаны оптимальные давления отдельно для колес передней и задней оси без нагрузки и с нагрузкой, а также для различных типов запасных колес — обычного размера и компактного («банана»).
При накачке колес и проверке давления в шинах необходимо придерживаться значений, указанных в данной таблице — это гарантирует оптимальные характеристики автомобиля, в том числе комфорт, управляемость, маневренность и т.д.
Если говорить конкретно, то давление в шинах легкового автомобиля лежит в пределах 1,4-3 атмосфер (140-300 кПа), причем давление в шинах передних колес обычно меньше, чем в задних, так как нагрузка на заднюю ось в большинстве случаев больше. Давление в шинах грузовых автомобилей значительно выше — от 5 до 9 атмосфер, при этом в шинах односкатных колес давление обычно несколько выше, чем в шинах двускатных колес.
А о чем говорит значение давления, указанного на самой покрышке? Это значение всегда выше давлений, указанных в таблице, так как это — максимально допустимое давление, которое выдерживает данная покрышка, и при накачке шин на это давление ориентироваться нельзя! Но иметь его в виду стоит, особенно любителям ездить на перекачанных колесах — это может спасти от неприятностей, в том числе и от аварий, спровоцированных взорвавшейся шиной.
Однако указанные производителем значения давления в шинах оптимальны только для некоторых определенных условий, главным образом — летом в сухую погоду при не слишком продолжительных поездках. В других условиях, особенно зимой, при долгом движении или при преодолении труднопроходимых участков дороги, давление не только можно, но и нужно изменять, так как для данных конкретных условий оптимальными будут иные значения давления.
Но прежде, чем говорить о давлении шинах в зависимости от условий, нужно несколько слов сказать о том, как правильно производится измерение давления.
Периодичность и способы проверки давления в шинах
Профессионалы и любители спорят о том, насколько часто нужно проверять давление в шинах. Так, специалисты рекомендуют проверять давление каждый день, непосредственно перед утренним выездом. Ежедневная проверка поможет избежать вынужденной остановки в дороге и потерю времени, если за ночь одно из колес спустило, а водитель сразу этого не заметил.
Однако каждый день осматривать колеса и проверять давление получается далеко не всегда, да и в большинстве случаев этого делать не нужно — достаточно проводить проверку хотя бы раз в одну-две недели. Обязательно необходимо производить измерение давления в шинах перед дальними поездками. И всегда следует проверять степень накачки колес после длительной стоянки, так в этом случае очень высока вероятность, что шины спущены.
Производить измерения уровня давления в покрышках нужно с помощью манометра — этот инструмент сегодня доступен и позволяет проводить проверку очень точно и быстро. Но владельцы многих современных автомобилей могут обойтись и без специального прибора. В ряде автомобилей устанавливается система контроля давления в шинах TPMS, которая производит измерение постоянно и повещает о критическом изменении давления в шинах.
Проводить изменение давления можно только на холодных шинах. Холодными шины могут считаться в двух случаях:
Ни в коем случае нельзя измерять давление в шинах сразу же после длительных поездок, так как нагретый воздух имеет большее давление, и оно может ввести в заблуждение.
Если при проверке выясняется, что давление в одной из шин упало, необходимо накачать ее до номинального значения, а затем проверить на предмет наличия утечек. Обычно утечки возникают из-за проколов или по вине вышедшего из строя вентиля, а в случае бескамерных колес — из-за ухудшения герметичности в месте прилегания покрышке к колесному диску. Если давление в одном из колес постоянно падает, то обязательно нужно установить причину утечки и устранить ее, либо произвести замену шины или камеры.
Изменение давления в шинах в зависимости от текущих условий
Большинство из водителей постоянно ездят с тем давлением в шинах, которое установят они сами или на СТО, и мало кто знает, что давление можно менять в зависимости от текущих условий.
Изменять давление в шинах можно не только сезонно, но и в зависимости от текущих дорожных условий. Так, если необходимо преодолеть раскисший от дождя участок грунтовой дороги, то давление в шинах стоит несколько снизить, в этом случае, как мы уже говорили, увеличится площадь пятна контакта, понизится удельное сопротивление, и как итог — повысится проходимость. Также колеса можно приспустить и при преодолении дороги с гравийным покрытием или изобилующей острыми камнями — шины с пониженным давлением станут мягче, поэтому лучше будут противостоять проколам и обеспечивать комфорт движения. После проезда проблемного участка давление в шинах необходимо восстановить.
Постоянный контроль давления в шинах и его изменение в зависимости от ситуации — хорошая привычка, которая присуща опытным водителям и тем, кто привык чувствовать контроль над автомобилем и дорогой. Взяв за привычку измерять и регулировать давление в шинах, вы увеличите ресурс резины, повысите безопасность автомобиля и сможете с достоинством выходить из сложных дорожных ситуаций. И в этом окажут помощь верные спутники водителя — манометр и насос.