Для чего нужно дерево
Зачем нужны деревья
Деревья по праву называются легкими Земли. Они дают жизнь всем живым существам. Но нельзя забывать, что сами деревья могут быть полезны не только в качестве источника кислорода. Лиственный покров многих видов является источником питания травоядных животных.
Для приматов, многие из которых уже находятся на грани вымирания, деревья, помимо всего прочего, являются и домом. Некоторые виды шимпанзе даже научились строить для себя импровизированные жилища, в которых, применяя большие пальмовые листья, они устраивают себе лежбище. Гнезда многих птиц вьются на вершинах их стволов, ведь чем выше от земли, тем больше шансов выжить потомству.
Древесина является универсальным и качественным природным материалом для строительства домов. В древней Руси, когда каменные палаты были уделом лишь князей, простой люд срубал себе избы из деревьев. Сейчас же возведение зданий из дерева становится превосходным конкурентом таким классическим способам строительства, как кирпичная кладка и установка железобетонных блоков.
Вся производимая сегодня мебель в той или иной степени изготовлена с применением древесины. Приятно иметь дома деревянный книжный шкаф или стол, изготовленный из цельной древесины. Но не каждому это по карману. Поэтому сейчас в мебельной промышленности широкое применение обрело использование отходов от лесопереработки.
Почему леса так важны для нашей планеты?
Обезлесение является одной из наиболее серьезных угроз, которые стоят перед человечеством. Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Ecology Letters, леса накапливают углерод и противодействуют изменению климата, помогают предотвратить эрозию почвы и регулируют водный цикл. Особенно положительно леса влияют на состояние окружающей среды если в них присутствует большое разнообразие деревьев. Более того, леса важны для общего состояния здоровья планеты. Их польза для общества и разнообразие жизни возлагают на нас ответственность и обязанность защитить планету от обезлесения.
Уничтожая леса мы приближаем катастрофу
Леса представляют собой одни из самых красивых и волшебных мест на Земле. Тем более ужасным является их уничтожение. Сотни видов живых существ ежегодно лишаются привычных мест обитания. Вырубка лесов ради сельскохозяйственных нужд уже сегодня поставила под угрозу вымирания миллион видов. Лесные пожары с каждым годом становятся все опаснее и масштабнее. Если ситуация не изменится, чума под названием обезлесение может закончится катастрофой. Чтобы окончательно развеять сомнения, давайте познакомимся с некоторыми причинами, которые демонстрируют необходимость сохранности лесов на нашей планете.
Еще больше увлекательных статей о нашей планете, Солнечной системе, галактике и Вселенной читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен
Леса помогают нам дышать
Загрязнение воздуха ежегодно уносит жизни семи миллионов человек
Леса перерабатывают кислород, необходимый для жизни, и поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем (или выделяем). Подсчитано, что одно зрелое и покрытое листвой дерево обеспечивает ежедневное снабжение кислородом от 2 до 10 человек. Фитопланктон в океане более плодовит, поскольку он обеспечивает половину кислорода Земли, но леса остаются ключевым источником качественного воздуха на планете.
Жизнь более 2000 миллионов человек зависит от лесов
Несмотря на то, что мы этого не замечаем, леса помогают нам каждый день
Согласно данным WWF, леса обеспечивают нас кровом, средствами к существованию, водой, едой и топливом. Практически все виды деятельности прямо или косвенно связаны с лесами. Некоторые из них легко перечислить: добыча древесины, производство бумаги и др. Другие менее очевидны, так как во многие продукты повседневного пользования (лекарства, косметика и моющие средства) входят компоненты, содержащиеся в лесных травах и деревьях.
Леса — это больше, чем просто деревья
Обезлесение уже поставило под угрозу вымирания миллион видов живых существ
80% биоразнообразия Земли проживает в лесах. Насекомые и черви обеспечивают почву питательными веществами, пчелы и птицы распространяют пыльцу и семена, а волки и крупные кошачьи держат голодных и травоядных зверей в страхе. Биоразнообразие является ключевым фактором существования как для экосистем, так и для человека. Помимо прочего, деревья создают жизненно важные теневые оазисы благодаря ветвям и листьям. В городе деревья помогают поддерживать прохладу в зданиях, уменьшая потребность в вентиляторах или кондиционерах, в то время как большие леса могут регулировать региональные температуры.
Леса очищают воздух
Сохранение лесов помогает эффективно бороться с загрязнением воздуха
Леса очищают воздух в гораздо больших масштабах, чем может показаться. Деревья поглощают широкий спектр загрязнителей воздуха, включая окись углерода, двуокись серы и двуокись азота. Леса спасают миллионы жизней.
Леса помогают нам лечить болезни
В лесах растет огромное количество лекарственных трав
Около 70% известных растений обладают противораковыми свойствами и встречаются в тропических или влажных лесах. Простая прогулка по лесу приносит пользу для здоровья, помогая избавиться от стресса, снизить артериальное давление, сделать вас счастливее и укрепить иммунную систему. Последнее может быть отчасти связано с тем, что деревья выделяют в воздух соединения, называемые фитонцидами, которые заставляют организм стимулировать естественные клетки, которые атакуют инфекции и защищают от заболеваний.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Недавно ученые были удивлены тому, насколько мало они знают о Земле. В школе нам рассказывали, что пустыня Сахара является одним из самых безжизненных мест н…
Несколько ведущих астрономов с мировым именем, в том числе и британский королевский астроном сэр Мартин Рис, полагают, что инопланетяне используют не различн…
Ученые нашли способ управлять хищными растениями при помощи смартфона и нескольких электродов. 🥀 Они подключили к питающейся насекомыми мухоловке два провода и сделали так, чтобы растение закрывало свою «пасть» строго по их приказу. На видео показано, для чего это нужно.
Конспект «Кому нужны деревья в лесу?»
Ольга Подузова
Конспект «Кому нужны деревья в лесу?»
Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.
обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;
развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;
развивать умения проводить опыты
воспитывать бережное отношение к природе;
Материалы и оборудование:
мультимедийная презентация, карточки с изображением деревьев, резиновые игрушки диких животных, макеты деревьев, пластиковые стаканчики с водой, скрепка, деревянный брусок, загадки, стихи о лесе.
Интеграция образовательных областей:
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня наша очередная экскурсия в мини- музей «Эко система «Лес»» и мы свами отправимся в путешествие, а куда отгадайте?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Чудеса увидишь в нем.
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес —настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.
Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества — фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины — все это фитонциды, убивающие микроорганизмы. Плоды, цветы, листья, ветки и корни — источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой — холод.
Воспитатель: Ребята, природа существует независимо от человека.
Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.
Скажите, что мы отнесем к живой природе?
Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.
Воспитатель: Почему вы их отнесли к живой природе?
Дети: Потому что они рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются, умирают.
Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе. Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.
Вы догадались, о чем я говорю?
Дети: Вы говорите о деревьях
Воспитатель: Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.
Что относиться к неживой природе?
Дети: камень, песок, земля
Воспитатель: А какие деревья вы знаете?
Дети: берёза, дуб, осина, ёлка
(Работа с макетом Ель)
Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Показ дерева макета ели)
Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые смолой деревья. (Показ дерева макета сосны)
• Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
• Какие части растений расположены под землей, над землей?
• Что нужно для роста растений?
• Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
Подскажите, какие обитатели леса живут на деревьях? (Белка, бурундук, сова, насекомые, гусеница, жук)
Воспитатель: Насекомые, птицы, и мелкие животные
А под деревьями? (заяц, ёжик, муравьи, насекомые,)
(Дети показывают кому нужны деревья, на макете «Ель»)
Воспитатель: Все верно.
А мы по лесу гуляли,
И лисичку повстречали.
Под кустом она сидит –
Видно, зайку сторожит.
А мы по лесу гуляли,
И зайчонка повстречали.
Зайка скачет по дорожке,
Быстрые у зайки ножки.
А мы по лесу гуляли,
Ёжика мы повстречали
По дорожке он идет,
На спине грибок несет.
А мы по лесу гуляли,
Белочку мы повстречали.
Белка кушает без спешки,
Зубками грызет орешки.
А мы по лесу гуляли,
И медведя повстречали.
Мишка по лесу шагает,
Ребятишек он пугает.
Мы от страха задрожали,
И от мишки убежали.
(Просмотр презентации о лесных обитателях)
Ребята мы уже с вами говорили, что люди используют древесину хотите поэкпериментировать?
Готовую древесину используют благодаря их свойствам.
А какие свойства древесины мы выясним с помощью опытов?
Воспитатель, предлагает детям пройти в лабораторию.
Подвиньте к себе емкости с водой. Возьмите скрепку и опустите ее в воду. Что с ней стало? (Утонула). Почему? (Тяжелая).
А теперь возьмите деревянный кубик и опустите в воду. Что стало с кубиком? (он плавает, не тонет).
Это первое свойство – дерево не тонет.
Люди использовали это свойство при строительстве кораблей, лодок, сплавляли бревна по воде.
Второй эксперимент проведу я. У меня в руке лучина из дерева. Попробуем ее зажечь. Что произошло? (Она горит).
Это второе свойство. Люди заметили, что при горении дерево дает тепло и стали использовать древесину для отопления.
— Что ж давайте экспериментировать дальше. Возьмите в руки пенопласт. Попробуйте отломить кусочек. Что произошло? (легко ломается).
А теперь возьмите деревянный брусок. Попробуйте отломить кусочек (не ломается).
Как вы думаете если из пенопласта сделать стол, каким он будет? (легко сломается).
А из чего получится прочный стол? (из дерева).
Правильно! Это очередное свойство древесины. Она плотная и прочная. Древесина – не тонет;
— горит, давая свет и тепло;
Проходите в мини- музей, присаживайтесь.
Ребята, что нового вы узнали на экскурсии- путешествии?
Кому нужны деревья в лесу?
Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу, заботится о птицах и животных.
Конспект НОД «Не просто бумага-деревья в лесу» Цель: познакомить со свойствами бумаги; рассказать о многообразии бумаги (бумага для письма и рисования, салфетки, цветная бумага для аппликации,.
Беседа «Кому нужен одуванчик?» Цель; дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика ю,воспитывать у детей заботливое отношение к природе,желание эмоционально.
Беседа по экологии для детей 5–7 лет «Кому нужен лес?» Беседа по экологии для детей 5-7 лет «Кому нужен лес?» Цели и задачи: 1. Дать детям представление о лесе, что все растения и животные находятся.
Конспект НОД «Витамины нам нужны» в старшей группе Конспект НОД «Витамины нам нужны» в старшей группе Цель: Формировать представление детей о витаминах содержащихся в овощах и фруктах, о.
Конспект занятия по краеведению. Тема: «Если звезды зажигаются, то это кому-то нужно» Цель: способствовать расширению и углублению знаний и представлений об изменениях в природе осенью. Устанавливать связи и причины явлений.
Самодельная настольная дидактическая игра «Кому нужна вода?» У нас в младшей группе проходил экологический проект «Кому нужна вода?» Я придумала и сделала вот такую игру. У меня давно лежали небольшие.
Консультация для родителей «Кому поможет логопед?» Кому поможет логопед? Печальная статистика доказывает, что сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Развитие ребёнка.
Конспект занятия по познавательному развитию «Зачем нужны деревья?»
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в лес, заучивание стихотворения В. Берестова.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
— Ребята, подойдите к окошку и скажите, что вы видите за окном? Как называются деревья, которые вы видите? (Береза, тополь, рябина и др.) Вам нравятся эти деревья? За что они вам нравятся? (Они красивые, высокие.) А как вы думаете, деревья и кусты живые существа? (Да живые. Они растут, размножаются, умирают.) Почему? (Если дети затрудняются, сравнить с зимним состоянием деревьев.) В какое время года появляются листочки? (Весной.) Почему? (Подвести детей к выводу: для роста растений нужен свет, тепло, вода.) Без чего дерево не может расти? (Корня.)
— Что еще есть у дерева? (Использовать «волшебный экран».) Дети называют и выкладывают дерево, его составные части и картинку – лес. А если за деревьями ухаживать, то вырастет их много. Где вы видели много деревьев? (В лесу, парке.)
— А что было бы, если бы на земле не было деревьев, лесов? Чем же дерево полезно? (Деревья очищают воздух, создают прохладу, некоторые – дают вкусные плоды. Из деревьев делают мебель, игрушки, фанеру, бумагу. Деревья служат пищей для насекомых, животных.) Чем неудобны вещи, сделанные из дерева? (Они могут сгореть.)
— Подойдите к столу. (Показ деревянного бруска.) Ответьте какими свойствами обладает дерево? (Оно твердое, тяжелое, легкое, мягкое.) Давайте проведем опыты и убедимся в свойствах дерева.
1 опыт. Вот у меня кусочек дерева и железа. Опускаем их в таз с водой. Что мы видим? Какой можно сделать вывод? Значит дерево легкое, а железо тяжелое.
2 опыт. Попробуем вбить гвоздь в дерево. Что случилось с гвоздем? Вывод: дерево – мягкое, железо – твердое.
3 опыт. Распилим дерево. Что сыплется из-под пилы? Опилки. Они тоже используются для нужных целей. На заводе опилки собирают, прессуют и используют для изготовления мебели. Обратите внимание на столы, шкафы, которые изготовлены из прессованных опилок. Значит, мы выяснили, что дерево мягкое, легкое, поэтому из него изготавливают мебель, игрушки посуду и другие вещи.
— Давайте превратимся в деревья, покажите это при помощи рук и ног.
— Вот подул ветер, закачались деревья, ветер стал еще сильнее, налетел ураган и сломал дерево. (Дети изображают качающиеся деревья и поломанное дерево.)
Ветром дерево качало,
Ветром дерево ломало,
Ранка на его стволе
И макушка на земле.
(Воспитатель поднимает «веточки», «упавшие деревья», лечит.)
— Ребята, а вам жалко, когда ветер рвет листья с дерева, ломает их? Кто еще может принести вред дереву? (Насекомые, животные, люди.)
— Пройдите, пожалуйста, за столы. Перед вами лежат деревянные дощечки и гуашь. Нарисуйте на своих дощечках красивые и ветвистые деревья, а затем мы поставим их вместе и у нас получится настоящий лес. (Расписываем и составляем свой «лес».)
— Как защитить деревья? (Высказывания детей.)
— Предлагаю поиграть в игру «Дерево это…». Я буду начинать, а вы продолжать. Надо придумать для кого чем служит дерево.
— В заключении нашего занятия я хочу прочитать стихотворение В. Берестова:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
— А сейчас мы пойдем на прогулку и посмотрим, не нуждаются ли деревья в нашей помощи?
Зачем городу деревья
Все понимают — но никто не знает. Так можно описать отношение человека к деревьям в городе. Да, они нужны — но зачем? Тут многие уже «плывут». А может вообще это атавизм, устаревшие традиции.
Зелёный портал попробует разобраться, для чего насаждения в городской черте.
Плотность городского населения растет угрожающими темпами. Сегодня половина человечества (а это 3,5 млрд. чел.) проживают в городах. К 2050 году прогнозируется показатель в 70%. В Беларуси самый высокий показатель на постсоветском пространстве — 75% городских жителей (в РФ 74%). Тенденция определяет повышенное внимание к строительству поселений, их планированию.
Деревья откровенно мешают урбанистическому обществу. Они занимают драгоценное пространство (полосы насаждений вдоль дорого чудесно подходят для парковок), «забирают» деньги из городского бюджета на содержание (читайте ниже) и сложно вписываются в новое строительство (попробуйте получить разрешение на вырубку). Но без них никак! Деревья обязаны быть в городе — и вот почему.
Что приносят деревья?
Деревья поглощают множество веществ, таких как диоксид серы, озон и монооксид углерода.
Создание и поддержание древесной растительности в городе
Город должен оставаться частью естественного ландшафта. Гармоничное сочетание цивилизации и природы обеспечивает устойчивое развитие. К несчастью администрации, деревья не растут просто так. В дикой природе они развиваются стабильно, а вот при соседстве человека растениям приходится выдерживать серьезные нагрузки. Если общество хочет видеть зеленые насаждения из окна и гулять по аллеям, то следует помогать своим «соседям».
Работой с деревьями занимается городское лесное хозяйство. В Беларуси эти обязанности выполняет «Зеленхоз» или коммунальные службы. От них требуется следующее:
Если вспомнить тщательное ландшафтное проектирование при высадке, то это целая индустрия. И заниматься зелеными насаждениями в городе должны крупные специализированные организации, имеющие штат специалистов и техники. Это, к сожалению, встречается крайне редко.
Главная проблема выделения средств в том, что долгосрочные перспективы никто не оценивает, а сиюминутной коммерческой выгоды от выращивания деревьев нет. Поэтому уход за насаждениями происходит не охотно, «спустя рукава» и без научного подхода. Результаты плачевны, но оценивать их будет уже следующее поколение.
P.S. В 1898 году увидела свет книга Эбенизера Говарда «Города-сады будущего». В ней англичанин подробно описал новую концепцию поселения. «Город-сад» должен стать заменой изжившему себя городу, пораженному хаотической застройкой, промышленной деградацией и тотальным загрязнением. Основные положения:
Создано два таких города в Великобритании — Лечворт и Велвин, которые процветают сегодня.
В России было попытки сделать город-сад: в барнауле, поселок Сокол в Москве, Красный город-сад в Ростове и другие.
К середине ХХ века концепция утратила популярность. Сегодня в развитии городов используются лишь отдельные аспекты теории.