Для чего нужно дпи детям
Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей
Изучая произведения декоративно-прикладного искусства, их особенности и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, развивает творческую личность, повышает культурный уровень.
Многие произведения народных мастеров являются образцами подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в не расторженном единстве. Люди веками отбирали в природе идеальные формы, сочетания цветов и создавали новые орнаменты.
Сейчас в России наблюдается подъём интереса к народной культуре. Изучаются разнообразные стороны не совсем ещё утерянного народного быта. Для старшего поколения важно сохранить и передать частицы народного искусства более молодому поколению. По этому уже дошкольников знакомят с народным творчеством. Важно заинтересовать и приобщать к изучению декоративно-прикладного искусства. Для детей дошкольного возраста самое главное это мотивация. А главный инструмент-это получить «вещичку», сделанную своими маленькими ручками.
Декоративно-прикладное творчество позволяет развивать у детей фантазию,выбор материала,технику изготовления, что способствует развитию индивидуальной личности.
Изучая традиции, мы неизбежно проявляем культурологический аспект. Самое главное на занятиях приобщать детей к народной культуре, через познание.
На сегодняшний день занятия рукоделием становится актуальным,так как вещь сделанная своими руками получается неповторимой, индивидуальной, особенной, мы вкладываем в неё свои чувства, фантазию,любовь и по этому эта вещь неповторима.
Своим примером мы учим детей к бережному отношению к старинным традициям мастеров,уважению к труду людей,через собственный труд. Занятия декоративным творчеством могут повлиять на самоопределение ребёнка и повлиять на выбор профессии в будущем.
Человек по натуре своей-художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.
Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного искусства «Осенний сюрприз» Каждый год в дошкольном учреждении проводится выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Осенний сюрприз». Дети совместно с.
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития.
Открытое занятие «Взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и музыкально-поэтического творчества русского народа» Тема: «Взаимосвязь декоративно — прикладного искусства и музыкально — поэтического творчества русского народа». Программное содержание:.
Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством.
Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Эта удивительная кукла» В рамках Года литературы отделом образования совместно с Центром детского (юношеского) технического творчества с. Прибельский был организован.
Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного искусства «Бабушкин сундук» В начале месяца в нашем детском саду как обычно прошел мини педсовет на котором мы, воспитатели, узнали что проходит городской конкурс.
Оригами как вид декоративно-прикладного искусства в детском саду Конкурс лучшая поделка оригами в подготовительной группе. Хотела бы поделиться с Вами своим увлечением оригами. ратким обзором по проходящей.
Положение об организации выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества «Краски осени» (фотоотчёт) УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ №3 «Берёзка» ___ Положение о выставке рисунков и декоративно-прикладного творчества «Краски осени.
Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж» Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы: Художественная деятельность является неотъемлемой частью.
Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей
Александра Петровна
Значение народного декоративно-прикладного искуства для эстетического воспитания детей
Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А. Б. Бакушинский, И. Я. Багуславская, Г. К. Вагнер, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, С. Б. Рождественская, А. Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».
Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В. С. Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль».
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе со школьниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества
Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:
1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у школьников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.
Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен детям.
Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным.
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития.
Праздник «Начало всех начал». Ознакомление с фольклором и произведениями народного декоративно-прикладного искусства МАДОУ д/с№3,ст. Новодеревянковская. Воспитатель:Дорошкова Анжела Николаевна. ПРАЗДНИК «НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ». (посвящается фольклору и произведениям.
Проект по формированию целостной картины мира у детей. Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства Очень важное дело воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей. Став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте. Искусство.
Дополнительная образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Декупаж» Пояснительная записка. Направленность дополнительной образовательной программы: Художественная деятельность является неотъемлемой частью.
Самообразование «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей посредством декоративно-прикладного творчества» Хочу поделиться с вами своими взглядами и опытом. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей.
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к произведениям.
Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Марина Маташкова
Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного образования позволяют детям заниматься самыми разными направлениями деятельности человека.
Одно из направлений – декоративно-прикладное искусство, имеющее важное значение в умственном, духовном, творческом развитии детей.
В ДШИ им. А. И. Плотнова занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся во всех возрастных группах, соответственно дополнительным общеобразовательным и предпрофессиональным программам.
Занятия декоративно-прикладным искусством (бисероплетение, вышивка, шитье, лепка, аппликация) очень важны для умственного развития ребенка. Это развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления, внимания, памяти – все это напрямую связано с развитием головного мозга детей. Известно, что человеческий организм стареет в меньшей степени, если человек постоянно занимается развитием мелкой моторики.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский).
С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности – это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения.
Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но их необходимо учить этому, и чем раньше, тем лучше. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал труд. Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Трудовая деятельность требует от него сообразительности, сосредоточения внимания, развивает его мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память.
Все это используется при реализации программ обучения детей, которые направлены не только на развитие познавательных интересов, творческих способностей, но и на умственное развитие детей.
Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.
Презентация «Использование нетрадиционых изобразительных техник в создании эстетической развивающей среды в ДОУ» Презентация из опыта работы по оформлению эстетической предметно-развивающей среды в ДОУ. Содержание презентации знакомит педагогов с техниками,.
Декоративно-прикладное творчество для детей 3-7 лет. Что это, виды, картинки
Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.
Что такое декоративно-прикладное творчество?
Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими. Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства.
Исторически сформировалось множество самобытных направлений декоративно-прикладного творчества. Это вышивка, лепка, художественная роспись, шитье, ковка металла, чеканка, резьба по дереву, работа с природными материалами.
Актуальность приобщения к творчеству детей
Стремление познать и преобразить окружающий мир заложено в детях с раннего детства. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.
Вовлечение детей в творческий процесс формирует в них важные жизненные качества и раскрывает их способности. Помимо формирования художественных и прикладных навыков работы с тем или иным материалом, дети в процессе творчества получают огромный опыт общения и созидания. Работая и общаясь в коллективе, дети учатся взаимопомощи, умению слушать и понимать.
Проявляются и формируются качества личности, такие как наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность. А развитие фантазии, умение преображать вещи, добиваться своей цели — формирует уникальную целеустремленную личность, уверенную в своих силах и способностях.
Направления работы
В процессе знакомства и приобщения детей к творчеству важно сформировать у них желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции и одобрение окружающих.
Цели и задачи творческого развития детей 3-7 лет
Результатом как основной цели, так и многогранных задач по приобщению ребенка к декоративно-прикладному творчеству, является формирование гармонично и интеллектуально развитой самостоятельной творческой личности, наделенной широкими знаниями о предметах окружающего мира и возможностях их творческого преображения. Подробнее цели и задачи творческого развития детей представлены в таблице.
Цели творческого развития детей
Задачи творческого развития детей
Техника работы по ручному труду
Осваивая основы декоративно-прикладного творчества, дети обучаются ручному труду. Прежде всего, это умение обращаться с инструментами, а так же с помощью инструментов, приспособлений и техник обрабатывать материал, создавая предметы и произведения декоративного искусства.
Обучение ручному труду проводится от простых методов к более сложным. Параллельно с этим постигаются основы моделирования и конструирования.
Сенсорное воспитание
Декоративно-прикладное творчество для детей – один из способов, который в увлекательной форме позволяет раскрыть в ребенке все заложенные способности. Обучение основным направлениям и техникам строится поэтапно.
Со временем ребенок все больше постигает структуру, свойства материалов с которыми он работает, понимает как тот или иной материал может повести себя при определенной обработке, какая получится форма или как изменятся свойства предмета. Это является основой сенсорного воспитания. Дети начинают чувствовать фактуры, возможности взаимодействия с предметами, понимать цвета, их гармоничное сочетание.
Эстетическое воспитание
Из задач сенсорного воспитания естественным образом формируется эстетическая основа мировоззрения ребенка. Эстетическое чувство – это восприятие и видение прекрасного в произведениях творчества, природе и жизни.
Человек с развитым чувством прекрасного, всегда будет самодостаточным и уверенным в себе.
Главной задачей эстетического воспитания является раскрытие в ребенке чувства созидания, которое позволяет видеть и оценивать гармоничное сочетание цветов и фактур, создавать художественные композиции, выбирать цвета, соответствующие задуманному образу.
Нравственное воспитание
Декоративно-прикладное творчество для детей – это увлекательное занятие, что развивает умение трудиться в коллективе. Общаясь с ровесниками и преподавателем, у ребенка формируются социальные навыки, которые помогают в формировании личности. Личностные навыки, которые формируются при работе в коллективе:
Какие материалы используются для работы?
Для целей детского творчества используются разнообразные материалы. Это могут быть природные, бросовые материалы, ткани, веревки, старые вещи, бумага и многое другое. Цель декоративного искусства – при помощи подручных материалов создать вещь, которая бы могла использоваться в быту или служить украшением.
Материалы, которые потребуются:
Виды декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное творчество в зависимости от используемых материалов и техник классифицируется по видам.
Для детей эта классификация имеет упрощенный вид и представлена следующими типами:
Экопластика
Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию и воображение у ребенка.
Экопластика из природных материалов бывает 2 видов:
Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек, желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или человека.
Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя или человека.
Один из видов народно-прикладного творчества для детей — моделирование
Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.
Пластика
Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность, позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое тесто, цветное соленое тесто.
Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а так же аппликацию на бумаге или картоне.
Создавать красивые фигурки из пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно. Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге соединяются в готовую фигурку.
Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы «закрашивая» картину. Такую поделку помещают в рамку.
Новогодние поделки в разной технике
Новогодняя тематика очень привлекательна для детей, она поднимает настроение в предвкушении новогодних чудес. Для изготовления новогодних поделок можно использовать разные техники.
Снежинки из фигурных макарон
Простое, но очень увлекательное занятие – создание елочных украшений в виде снежинок из фигурных макарон. Материалы:
Порядок выполнения действий:
Елка из шишки
Другой интересный вариант – елка из шишки:
Работа с бумагой
Большой простор для творчества и вдохновения дает работа с бумагой. Существуют сотни техник использования бумаги в творчестве.
Сюда можно отнести следующие:
Для детского творчества выбираются наиболее адаптированные техники. Создание фигурки из папье-маше, например, декоративной тарелки, доступно даже дошкольнику.
Порядок создания поделки:
Квиллинг – один из популярных видов творчества, развивает в детях воображение и доставляет эмоциональное удовлетворение от полученного результата. Процесс работы увлекательный, но не сложный.
В наборах для квиллинга есть большой выбор полос бумаги разных цветов. Их скручивают в спирали, формируя с помощью прищипывания геометрические фигуры. Полученными элементами выкладывают подготовленный рисунок. Поделка получается яркая и ажурная.
Техники рисования
Рисование – это создание художественного образа с использованием различных техник нанесения краски.
Самые популярные техники рисования, используемые в детском творчестве:
Использование ярких красок и создание собственных художественных произведений очень вдохновляет детей. В технике рисования отпечатками пальцев можно нарисовать картину с гроздью рябины, где красные ягоды созданы при помощи пальчикового рисования.
Панно с использованием листьев:
Работа с нитками, веревками
Макраме и разные техники вязания – это лишь малая часть техник, которые используются в декоративно-прикладном творчестве для детей. Макраме – несложный вид творчества, позволяющий создать различные декоративные элементы для интерьера посредством плетения и завязывания узлов разных видов.
Обучение детей вязанию из ниток на спицах и крючком лучше начинать с младшего школьного возраста. Для дошкольников существует множество других видов творчества с использованием ниток и веревок.
Примеры поделок из ниток:
Работа с тканью
Использование ткани в работе с дошкольниками занимает важное место. Чаще всего детей учат разным техникам вышивки и декоративных строчек. Создание из тканей мягких игрушек так же очень привлекает детей.
Популярным детским творчеством является создание мережки на небольшом отрезе ткани.
Этот процесс требует терпения и усидчивости, но результат превосходит ожидания. Например, можно создать свой собственный носовой платок с мережкой по краям и вышитыми инициалами на одном из углов.
Мягкую игрушку можно создать из носка, снеговик из белого носка делается очень просто:
Работа с нетрадиционными материалами
К нетрадиционным материалам можно отнести бросовые материалы: пластиковые бутылки, упаковки от йогуртов, киндер-сюрпризов, втулки от бумажных полотенец, бумажные кассеты из-под яиц, ватные диски, ватные палочки, трубочки для коктейля.
Кассета из-под яиц может с легкостью превратиться в цветную гусеницу, для этого нужно:
Чтобы сделать облако с радужным дождем, нужно взять:
Порядок выполнения работы:
Аппликации из ватных дисков всегда выглядят аккуратно и красиво.
Смешанные техники
Смешанные техники подразумевают под собой использование одновременно 2 или более техник декоративно-прикладного творчества. На примере поделки «Снеговик из одноразовой ложки» можно представить, как сочетаются техники рисования, работы с тканью и нитками.
Для поделки необходимы следующие материалы:
Порядок выполнения работы:
Использование в образовании дошкольников элементов декоративно-прикладного творчества учитывает возрастные особенности детей: их природное любопытство и стремление познавать новое. Одновременно с этим стимулируется формирование личности ребенка, раскрывающее его творческие способности и таланты.
Видео о самых красивых видах декоративно-прикладного творчества
13 самых красивых видов декоративно-прикладного искусства: