Для чего нужно изучать экономическую теорию
Зачем изучать экономическую теорию?
Выяснив, что является предметом нашей науки, мы задаемся следующим вопросом — стоит ли его изучать. Поскольку вы взяли в руки эту книгу, вы должны иметь некоторое представление о том, чем это может быть вам полезным.
Одна из выгод от изучения экономики — более глубокое понимание нашего собственного положения как действующих субъектов. Например, зачастую люди неадекватно воспринимают издержки, связанные с их собственным выбором. Поняв, что наши издержки измеряются неиспользованными альтернативами, мы, возможно, иначе взглянули бы на некоторые самые обычные решения — акты выбора, совершаемые нами каждый день.
Давайте рассмотрим один типичный пример. Наверняка у каждого из вас есть знакомый, который своими руками ремонтирует дом, затрачивая на это много времени и усилий. Возможно, человек делает это просто ради удовольствия. Экономическая наука не дает рецептов по достижению еще большего удовольствия — это не руководство по самосовершенствованию!
Однако частенько подобный умелец признается, что он делает всё своими руками, чтобы «сэкономить». «Смотри, — говорит он, — если бы я заказал ремонт крыши специалистам, это стоило бы мне пять тысяч долларов. Выполнив работу сам, я уложился в тысячу, потратившись только на материалы». Экономист может указать ему, что его расчет ошибочен и он, не исключено, действовал вопреки своим собственным намерениям. Он не принял во внимание издержки не использованных им возможностей. Если ремонт крыши занял у него 100 часов и он мог за это время на своей основной работе заработать дополнительно 8000 долларов, то, сделав ремонт самостоятельно, он в действительности ничего не сэкономил, а, наоборот, потерял много денег. Этот пример связан с долларами и центами, но в других случаях мы забываем учитывать в своих расчетах психологические издержки. Когда неверный муж обманывает свою жену, уместен вопрос, полностью ли он учел все связанные с этим издержки. Возможно, это именно так, и тогда экономическая наука оставляет эту проблему этике и религии. Но очень часто люди, предпринимая какое-либо действие, стремятся к немедленной, лежащей на поверхности прибыли и не учитывают менее очевидные и более отдаленные во времени издержки. Бастиа сформулировал это как проблему того, что видно, и того, что не видно. Он считал, что важная задача экономической науки заключается в том, чтобы научить нас «не судить о вещах исключительно по тому, что видно, но принимать во внимание и то, что не видно».
Понимание экономической науки необходимо также потому, что именно на ее основе формулируется экономическая политика. Должны ли мы повысить минимальную заработную плату, оставить ее без изменения либо вообще перестать ее регулировать? Можем ли мы повысить наш уровень жизни, защищая отечественную промышленность протекционистскими барьерами? Каким будет результат приватизации сферы социального обеспечения? Все это экономические вопросы.
Некоторые полагают, что на эти вопросы нужно отвечать с «практической» точки зрения, рассматривая каждый конкретный случай в отдельности. Приверженцы этого взгляда призывают при ответе на них пренебречь теорией. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс видел ошибку в таком рассуждении: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
Необходимость изучения экономической теории
Основным доводом в пользу изучения теоретических основ экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются каждого человека в частности и общества в целом без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они работают, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Любой человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее – работать по найму или организовать собственное дело, положить деньги в банк или купить акции, и вообще, что такое деньги?
Как писал автор всемирно известного учебника «Экономика», лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».
Изучение экономики, экономических теорий и методов экономического анализа создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных,экономических процессов и явлений.
Начиная систематическое изучение дисциплины, необходимо прежде всего выяснить, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.
Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – хозяйство, номос – закон), оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.) и, во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.
Согласно современному пониманию, экономика – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.
Роль экономической теории в жизни общества
1. Экономическая теория и другие экономические науки
Во-вторых, экономика – это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, области, региона, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Кокшетау, народное хозяйство Северо-Казахстанского региона, экономика Казахстана и т.д.
И, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества. Выделяют, например, экономику сельского хозяйства, промышленности, труда и др.
На основе этих трех значений можно дать и более общее определение данного термина. Экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной, или иными словами, как с экономической наукой. Однако экономических наук много – целая система, в которой можно выделить две главные линии.
Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.
Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (экономику определенной отрасли национального хозяйства, историю экономики страны и пр.)
Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности или сельском хозяйстве и т.д.).
2. Предмет, функции и методы познания экономических процессов
У любой науки есть свой предмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория – наука общественная. Это значит, что наряду с другими такими же науками (историей, педагогикой, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, у каждой социальной науки своя сфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у истории – процесс развития общества и пр.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.
Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности. Люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но потребности постоянно растут, так растет население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограниченны и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.
Таким образом, суть социально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен и пр.) Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет экономической теории: поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.
Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные:
2. Теоретико-методологическая (методологическая).
4. Практическая (прикладная).
Познавательная функция состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономику общества и представлять полученные знания в теоретическом виде, т.е. обобщенно и систематизировано.
Методологическая функция проявляется в том, что экономическая теория, как уже отмечалось, служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.
Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой. Поэтому все учебные программы предусматривают изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяю людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу и т.д.)
Наконец, практическая функция, или, как ее еще называют, прагматическая или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.
В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – экономическими законами.
Экономические законы – это законы развития экономических явлений. Всякий закон выражает собой сущность явления, закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубленные познания человеком явления, мира. Экономический закон – это необходимое, существенное в экономических явлениях и процессах.
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими их них для сферы экономики являются следующие девять:
Наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности.
Эксперимент. Он предполагает проведение искусственного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия.
Моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования.
Метод научных абстракций. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного.
Анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых изучается. В процессе синтеза происходит соединение расчлененных элементов в единое целое.
Исторический и логический методы. Они применяются в единстве и основаны на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить четкую, логическую взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.
Индукция и дедукция. Эти два метода представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, а рассуждения в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией.
Заключается в отображении хозяйственных процессов, явлений с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
Экономисты изучают экономику на четырех уровнях: макроэкономическом, медиумэкономическом, микроэкономическом и мегаэкономическом.
Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие ее основные подразделения, как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор.
Медиум, или мезоуровень – это нечто среднее между макро- и микроэкономикой: регион, область, город, район и т.д.
Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Это может отдельная отрасль, фирма или семейное хозяйство.
3. Экономическая политика и ее цели
Экономическая теория всегда используется для выработки экономической политики. Экономическая политика – это деятельность государства по решению экономических проблем и приведение в действие их механизмов. Исследования и выводы экономической теории используются для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, разработки стратегических экономических прогнозов. В свою очередь, осуществление задач экономической политики приводит к изменению экономической системы, ее совершенствованию, а это отражается на развитии экономической теории, реальном приращении нового научного знания.
Позитивная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она формулирует научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория, которая олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика, или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении.
Экономическая политика направлена на достижение следующих целей:
Полная занятость: работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.
Стабильный уровень цен: необходимо избегать значительного повышения уровня цен, т.е. инфляции.
Экономическая эффективность: максимальная отдача при минимуме затрат.
Экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни.
Экономическая свобода: предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.
Справедливое распределение доходов: человек должен жить достойно, т.е. получать нормальное вознаграждение за труд.
Социально-экономическая обеспеченность: государство должно обеспечить существование больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев.
Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей является далеко не простым делом. Сначала необходимо четкое определение целей. Затем признать возможные последствия альтернативных программ достижения целей. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность: только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности экономической политики. Задачи экономической теории, или экономического анализа, заключается в том, чтобы привести в систему и обобщить факты. В конечном итоге внести порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов пуста, но факты без теории бессмысленны.
Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, т.е. реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена распределения и потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. История экономических идей изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали и изменением хода событий.
Основополагающим показателем правильности всякой экономической теории служит ее соответствие практическому опыту, наблюдаемым фактам. Известный экономист Морис Аллэ заявил: «Подчинение данным наблюдения – золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы ни была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться». Польза достоверной теории возрастает, если она основывается на научных методах познания.
Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и возможность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики.
Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, определяющие их целесообразное поведение.
Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Борисов Е.Ф. Экономическая теория.-М.: ООО Издательство Проспект, 2004.-544 с.
Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории.-М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-335с.
Экономическая теория/Под ред. В.Д.Камаева.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2002.-640с.
Зачем изучать экономическую теорию?
Зачем изучать экономическую теорию?
Выяснив, что является предметом нашей науки, мы задаемся следующим вопросом — стоит ли его изучать. Поскольку вы взяли в руки эту книгу, вы должны иметь некоторое представление о том, чем это может быть вам полезным. Если вы не намереваетесь стать профессором в этой области знания, что вам даст изучение экономики?
Одна из выгод от изучения экономики — более глубокое понимание нашего собственного положения как действующих субъектов. Например, зачастую люди неадекватно воспринимают издержки, связанные с их собственным выбором. Поняв, что наши издержки измеряются неиспользованными альтернативами, мы, возможно, иначе взглянули бы на некоторые самые обычные решения — акты выбора, совершаемые нами каждый день.
Давайте рассмотрим один типичный пример. Наверняка у каждого из вас есть знакомый, который своими руками ремонтирует дом, затрачивая на это много времени и усилий. Возможно, человек делает это просто ради удовольствия. Экономическая наука не дает рецептов по достижению еще большего удовольствия — это не руководство по самосовершенствованию!
Однако частенько подобный умелец признается, что он делает всё своими руками, чтобы «сэкономить». «Смотри, — говорит он, — если бы я заказал ремонт крыши специалистам, это стоило бы мне пять тысяч долларов. Выполнив работу сам, я уложился в тысячу, потратившись только на материалы». Экономист может указать ему, что его расчет ошибочен и он, не исключено, действовал вопреки своим собственным намерениям. Он не принял во внимание издержки не использованных им возможностей. Если ремонт крыши занял у него 100 часов и он мог за это время на своей основной работе заработать дополнительно 8000 долларов, то, сделав ремонт самостоятельно, он в действительности ничего не сэкономил, а, наоборот, потерял много денег. Этот пример связан с долларами и центами, но в других случаях мы забываем учитывать в своих расчетах психологические издержки. Когда неверный муж обманывает свою жену, уместен вопрос, полностью ли он учел все связанные с этим издержки. Возможно, это именно так, и тогда экономическая наука оставляет эту проблему этике и религии. Но очень часто люди, предпринимая какое-либо действие, стремятся к немедленной, лежащей на поверхности прибыли и не учитывают менее очевидные и более отдаленные во времени издержки. Бастиа сформулировал это как проблему того, что видно, и того, что не видно. Он считал, что важная задача экономической науки заключается в том, чтобы научить нас «не судить о вещах исключительно по тому, что видно, но принимать во внимание и то, что не видно».
Понимание экономической науки необходимо также потому, что именно на ее основе формулируется экономическая политика. Должны ли мы повысить минимальную заработную плату, оставить ее без изменения либо вообще перестать ее регулировать? Можем ли мы повысить наш уровень жизни, защищая отечественную промышленность протекционистскими барьерами? Каким будет результат приватизации сферы социального обеспечения? Все это экономические вопросы.
Некоторые полагают, что на эти вопросы нужно отвечать с «практической» точки зрения, рассматривая каждый конкретный случай в отдельности. Приверженцы этого взгляда призывают при ответе на них пренебречь теорией. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс видел ошибку в таком рассуждении: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 1 Введение в теорию бухгалтерского учета и баланса
Глава 1 Введение в теорию бухгалтерского учета и баланса 1.1. Понятие о теории бухгалтерского учета как науке Хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад в связи с распадом родового строя и появлением частной собственности. Собственнику имущества было необходимо
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Моим студентам посвящается Порой можно услышать мнение, что экономическая наука – материя сухая и скучная. Между тем экономическое устройство общества содержит не меньше увлекательных проблем, чем неразгаданные тайны самой
Глава 13 Введение в макроэкономическую теорию
Глава 13 Введение в макроэкономическую теорию Содержание данной главы вводит читателя в общий круг проблем функционального анализа, определяет ключевые вопросы макроэкономики, указывает на общенаучные и специфические методы исследования, характеризует изучаемую
Литература для написания рефератов по разделу «Введение в экономическую теорию»
Литература для написания рефератов по разделу «Введение в экономическую теорию» Занятие 11. Аникин А. В. Юность науки. – М.: Политическая литература, 1985.2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. – М.: Инфра-М, 2002.3. Осипов Ю. М. Теория хозяйства: Начала высшей
Ответы к разделу «Введение в экономическую теорию»
Ответы к разделу «Введение в экономическую теорию» Занятие 3Задача 1. Альтернативная стоимость компьютера равна двум магнитофонам.Задача 2. Граница производственных возможностей.Функционирование экономической системы на границе ее производственных возможностей
Глава 13 Введение в макроэкономическую теорию
Глава 13 Введение в макроэкономическую теорию Занятие 1 Предмет и методология макроэкономических исследований Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Предмет и метод макроэкономики. Основные макроэкономические
ЧТО ТАКОЕ ЛСП? ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ? ЗАЧЕМ ЕГО ИЗУЧАТЬ?
ЧТО ТАКОЕ ЛСП? ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ? ЗАЧЕМ ЕГО ИЗУЧАТЬ? Аббревиатура ЛСП расшифровывается как «логико-структурный подход» (аналог в английском языке: LFA – Logical Framework Approach). Что это такое? Это, как ясно из названия, подход, алгоритм или расписанный по шагам примерный набор
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 1. ВведениеРазведывательная и контрразведывательная деятельность являются одной из разновидностей информационной работы, основополагающий принцип которой — четкое разделение понятий: данные (сведения),
2. Взгляд на экономическую теорию благосостояния В.Парето. «Оптимум по Парето»
2. Взгляд на экономическую теорию благосостояния В.Парето. «Оптимум по Парето» До сих пор в центре нашего внимания были вопросы поведения экономических субъектов (потребителей и фирм), исследование условий оптимизации их поведения, которое сводится к максимизации
Как следует изучать экономику?
Как следует изучать экономику? Последний вопрос, которым мы здесь затронем, состоит в том, как лучше приступить к нашей науке. Господство над материей и энергией, обретенное благодаря потрясающим успехам физики и химии за последние три столетия, нередко мешает разглядеть
Введение и идея № 1 Как превратить теорию в реальные результаты
Введение и идея № 1 Как превратить теорию в реальные результаты * * *Соедините бизнес с результатами исследований мирового класса – и вы получите огромные
1 Введение в теорию ограничений
1 Введение в теорию ограничений Глубинные знания должны прийти в систему извне и только по приглашению. Э.
Моральные ценности – совмещаем теорию с практикой
Моральные ценности – совмещаем теорию с практикой Важнейшим приоритетом для нас являются моральные ценности, которые заключают наше поведение в определенные рамки. Эти ценности соотносят наше поведение с идеалами, а теорию – с практикой. Любая совместная оценка