Для чего нужно изучать историю медицины сочинение

Для чего нужно изучать историю медицины сочинение

В современном мире равноценными составляющими образования являются воспитание, обучение и развитие. Задача гуманизации образования – это создание условий для самоопределения студента в пространстве современной культуры, которые раскрывают творческий потенциал его личности, показывают ценностные ориентации и формируют нравственные качества с последующей актуализацией их в профессиональной и общественной деятельности. Также неотъемлемой частью является подготовка специалиста, способного к постоянному самосовершенствованию.

Основополагающим звеном воспитания является мировой социально-исторический опыт, который формирует гармоничную и всесторонне развитую личность, способную проявлять инициативу, как в своей профессиональной деятельности, так и в социальной сфере современного общества, личность, осознающую нравственные ценности [1].

Исторически сложившийся тип воспитания при первобытной культуре основан на ориентации молодого поколения на воспроизводство деятельности взрослых и носит коллективный характер.

Становление цивилизации привело к необходимости применения иного типа воспитания, детерминированного социальным и экономическим неравенством, разделением труда, а, следовательно, и к формированию иных педагогических задач [2].

Российское воспитание сложилось под влиянием традиций западной культуры, накладываясь на национальные особенности и специфику социально-исторического развития Российского государства, пережившего экономические и политические катаклизмы, что нисколько не помешало формированию, пожалуй, одной из лучших образовательных систем мира.

Одним из главных воспитательных аспектов российского профессионального образования является привитие студентам нравственных качеств, необходимых для будущего успешного развития Российского государства.

История медицины, являясь частью общетеоретического блока фундаментальных дисциплин, выступает в качестве пропедевтической дисциплины, объединяя не только дисциплины учебного плана в рамках специальности, но и на разных уровнях высшего медицинского образования. Зачастую у студентов первого курса возникает неверное представление о своей специальности. Отсюда следует неправильное понимание отдельных дисциплин в процессе их освоения и, соответственно, выпадение важнейшего звена из формируемого багажа знаний специалиста.

История медицины конкретизирует представление студентов-медиков о будущей специальности, повышает уровень как общей гуманизации, так и профессиональной культуры, а также формирует морально-этические принципы предстоящей врачебной деятельности. Изучение долгого и сложного пути становления и развития медицины помогает будущим специалистам поставить опыт предков на службу настоящему.

Курс истории медицины раскрывает закономерности становления и развития врачевания с древнейших времен и до наших дней. Происхождение этой науки заложено в потребности человечества бороться за жизнь и сохранение здоровья.

Помимо изучения основных этапов становления и развития врачевания в различных странах мира, серьезное внимание уделяется ознакомлению будущих врачей с историей здравоохранения Кубани, основания и развития Кубанского государственного медицинского университета. Одно из первых занятий отводится на ознакомления студентов с музеем ВУЗа, что позволяет сформировать представление о роли и месте КубГМУ в системе здравоохранения Краснодарского края и Юга России.

В преподавании данного предмета необходимо рационально использовать справочную подачу материала, поскольку в истории науки следует соблюдать четкую периодизацию, достоверность фактов, которые позволяют проводить анализ мировоззренческих и философских основ мышления врачей.

Лекционный курс построен по хронологическому принципу. В материалах лекций используются труды известных специалистов в области истории медицины и материалы архивов.

При проведении семинарских занятий применяются различные наглядные пособия: стенды, научно-популярные фильмы, мультимедийные презентации.

Для лучшего усвоения материала на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КубГМУ была разработана методика составления учебных кроссвордов, для заполнения которых студент должен знать основные понятия, события, персоналии истории медицины. Задачей студентов является составление кроссворда опираясь на реферативные и презентационные материалы, а также научно-популярные фильмы, входящие в состав учебно-методического комплекса, данной дисциплины. Основой является вопрос или любое историческое событие, позволяющие дать ответ в одно слово. Кроссворд используется в качестве проверки знаний на семинарских занятиях. Данная методика формирует у студентов навыки работы в команде, развивает креативность и оригинальность мышления, а также способность обучаемого к самостоятельной оценке, переработке и использованию предоставленной ему информации. Основное отличие при составлении учебного кроссворда от традиционного контроля уровня знаний, состоит в том, что у студентов появляется неформальный интерес к работе с историческими источниками и учебниками, что позволяет осуществить принцип дифференцированного подхода к студентам и индивидуализации обучения. Развитие познавательных способностей является главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов [3].

Для проведения исходного контроля уровня знаний студентов к каждому занятию подготовлены контрольные вопросы. Контроль степени освоения компетенций по дисциплине определяется на семинарских занятиях путем устного опроса. Изучение курса истории медицины завершает промежуточный контроль знаний в форме зачета.

Таким образом, преподавание истории медицины является актуальным и неотъемлемым звеном образовательного процесса медицинского ВУЗа, основанного на современных методологических подходах и направленного на формирование мировоззрения бытия своей будущей профессии.

Источник

Нужна ли история медицины?

Некоторым кажется, что работа врача – сплошные розы, да к тому же без шипов. Другие соглашаются с трудностями профессии, но при этом по-хамски относятся не только к людям в белых халатах, но и к медицине в целом. Мотивируют такое свое отношение они тем, что “вы всё равно ничего не можете, не знаете. Вам только деньги на больных зарабатывать”.

Не скрою, финансовый вопрос очень важен для большинства специалистов, но нельзя отрицать и искреннее подвижничество, бескорыстное желание помочь ближнему. Обиднее всего выслушивать подобные суждения и терпеть такое безапелляционное отношение именно сейчас, в самом начале изучения медицинской науки, когда сложнее выработать в себе правильное отношение к больному, найти нужную линию общения с ним, его родственниками, научиться вселять в него веру в выздоровление.

В медицинский институт вчерашние школьники попадают по-разному: кого-то приводят родители-врачи, некоторые приходят сами, ещё толком не осознавая зачем, кто-то ориентируется на престижность образования. Есть и те, что приходят с желанием помогать людям, но они встречаются гораздо реже. Кому повезло, те поступили, кому нет, возможно, будут пытаться на следующий год или пойдут в другой вуз.

И вот у вчерашнего абитуриента, теперь студента, начались трудовые будни – кафедры, лаборатории, анатомичка, учишь одно, подчас не успевая выучить другое. Учишь везде – дома, в коридорах института, в транспорте.

Но всё чаще и чаще домашние, друзья, да и просто посторонние люди начинают задавать провокационные вопросы: “Что вы можете? Да ничего! Вам бы только деньги… Вот мой сосед обратился и умер…”. В начале пытаешься возражать, потом молчишь, а ещё позже сам начинаешь задавать себе вопросы, один неприятней другого: зачем всё это – бессонные ночи, книги, такая напряженная учёба. В других институтах всё проще. У студента хватает время и на кафе с друзьями, и на мальчиков, и многое другое. А в медицине “спасибо” всё равно никто не скажет, ведь в борьбе с недугом врач действительно чаще проигрывает. А так хочется гордиться будущей профессией, верить в прогресс медицинской науки. Хочется, в конце концов, уважения. Нет, не к себе лично, ты его ещё не заслужил, а просто к “людям в белых халатах”. К тем, кто тебя учит, заставляет пересдавать экзамены и зачеты по несколько раз. Потому что волнуются, переживают: каким врачом ты станешь?

От многого зависит хорошими или плохими специалистами мы станем, в том числе и от предметов, которые изучаем. Важнейший из них – ни кому не нужная история медицины. Подтверждает мои слова время, отведенное в расписании для изучения предмета. Всего 17 часов! А ведь только знания о прошлом профессии воспитывают гордость за выбранный путь, уважение к специальности. Пример тех, кто составляет гордость и славу российской медицины учит, каким ты должен стать, указывает дорогу, по которой необходимо идти желающему стать врачом. Трудно переоценить знания о прошлом будущей профессии. Это и грамотное отношение к сомнительным новшествам, старым бабкиным рецептам, верное направление научного поиска, присутствующее в работе врача. А вот здесь подробнее.

В работе последователей Гиппократа есть элемент неуверенности в принятии решения, страх навредить. И это естественно. Ведь человек не компьютер, не всегда и не всё может просчитать. В таких ситуациях проявляется мастерство, творческий подход. Именно здесь неоценимую помощь оказывают знания о прошлом. Они подчас на интуитивном уровне помогают найти единственно правильное решение, что-то заподозрить или наоборот, обратить внимание на несущественное. Это не означает, что современные знания не нужны, как иногда думают больные, указывая нам, молодым: “на компьютеры все надеетесь, талант надо иметь”. А между тем, талант нужно развивать. Это огромная работа над собой, большая заслуга преподавателей, в том числе и по истории медицины. Ведь это они учат тому, что ты не состоишься как врач, если не будешь постоянно учиться, в том числе и у прошлого. Ведь без истории не было бы настоящего, не состоится и будущее.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача курса – показать общие закономерности развития медицины, преемственность ее развития, ознакомить с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.

Настоящее пособие включает круг основных проблем, фактов, имен, дат, раскрывает связь медицины с социально-экономическими формациями, которые положены в основу периодизации; с достижениями в области естествознания, с развитием философии.

В программе подчеркнуты особенности развития отечественной медицины. Выделена советская медицина как качественно новый и высший этап в развитии отечественной и мировой медицины. Имена, произведения, даты, теории, концепции включены в программу с учетом главных задач, стоящих перед курсом истории медицины и, прежде всего, их значимости для развития всей медицины, а не отдельных ее отраслей.

История медицины состоит из двух больших разделов: общей и частной. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты. Общая история медицины преподается в лекционном курсе истории медицины. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин и их выдающихся деятелей.

Семинарские занятия посвящены углубленному изучению истории отечественной медицины. На этих занятиях студент изучает произведения классиков отечественной медицины с целью овладения историческим методом. Главная цель семинарских занятий – раскрыть основные черты отечественной и советской медицины, развитие общественной медицины.

При прохождении курса семинарских занятий каждый студент обязан написать доклад или реферат по истории отечественной медицины. Согласно учебному плану, после завершения лекционного курса и проведения семинарских занятий принимается зачет.

В связи с переходом на рейтинговую систему оценки знаний студентов возникла необходимость разработки и издания настоящего методического пособия по истории медицины для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также рядом обстоятельств: для унификации проведения семинарских занятий; в учебниках по истории медицины, которыми пользуются студенты для подготовки к занятиям мало данных о вкладе отечественных ученых в разработку отдельных проблем медицинской науки и практики; одна и та же тема в них излагается по-разному, а зачастую необходимая информация вообще отсутствует, или приводятся разные даты одного и того же события; необходимость определения объема знаний студентов по истории медицины и здравоохранения края. Настоящее пособие помогает студентам в самостоятельной работе при подготовке к практическим занятиям и к зачету.

Цели и задачи дисциплины

Главной задачей является обучение студентов историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских и гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества. На фактическом материале раскрыть самобытность развития отечественной медицины, ее прогрессивность, героизм и патриотизм.

Задачи изучения дисциплины:

– изучение основных этапов развития медицины (формирование народной, традиционной медицины, профессиональной, научной медицины); влияние мировых религий на развитие медицины; магическая и демонологическая медицина;

– представление о медицинских системах и медицинских школах; медицинское образование, первые медицинские учреждения;

– проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины; формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины;

– привитие студенту навыков системного анализа изучаемого явления и его историко-медицинской оценки;

– влияние гуманистических идей, научной революции и технической программы на развитие медицины.

– Медицина первобытнообщинного строя.

– Медицина периода рабовладения, первых древних государств.

– Медицина периода феодализма.

– Развитие медицины в период капитализма.

– Медицина на современном этапе (XX – начало ХХI вв.).

На практических занятиях основное внимание уделяется развитию медицины и здравоохранения в России, Сибири, в крае.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Количество часов – 15 (9 лекций)

Для чего нужно изучать историю медицины сочинение. Смотреть фото Для чего нужно изучать историю медицины сочинение. Смотреть картинку Для чего нужно изучать историю медицины сочинение. Картинка про Для чего нужно изучать историю медицины сочинение. Фото Для чего нужно изучать историю медицины сочинение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество часов – 25 (13 практических занятий)

Источник

Что является объектом изучения истории медицины? Каково значение изучения истории медицины?

История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формировании прогрессивного научного мировоззрения, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики и научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, дает критерии для правильной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения.

Изучение истории медицины приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения.

История медицины ― наука о развитии медицинских знаний и деятельности ученых в области медицины в соответствии с развитием человеческого общества.

Научная дисциплина «история медицины» изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

История медицины как предмет преподавания является самостоятельной дисциплиной и изучается в высших медицинских учебных заведениях нашей республики и многих зарубежных стран. Как самостоятельная дисциплина история медицины насчитывает почти 200-летнюю историю.

Изучение истории медицины будет продолжаться в течение всей учебы на всех медико-биологических и клинических кафедрах.

Основные задачи преподавания истории медицины:

― раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности;

― продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества;

― показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

― познакомить с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах.

Источник

Учебное пособие: Методические указания Пенза 2009 Тема История медицины как наука и учебная

Название: Методические указания Пенза 2009 Тема История медицины как наука и учебная
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Добавлен 05:05:18 15 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 1190 Комментариев: 12 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Методические указания Пенза 2009

История медицины как наука и учебная дисциплина (2 часа )

1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная.

2. Источники изучения истории медицины.

3. Периодизация и хронология всемирной истории.

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов–медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

2. Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины, с возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы.

Для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения развития медицины имеют материалы лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора, многочисленные изображения от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фонодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний –источниковедение.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.

Подобные же изменения в медицине имеют место и в других странах, ставших на путь общественного прогресса, на путь строительства социализма и коммунизма.

3. Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными чертами, отличающими их от других периодов. В основу периодизации истории медицины положена периодизация общей, так называемой гражданской истории – деление ее по общественно-экономическим формациям. Совершенно очевидно, что состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических формациях резко различаются.

Основными формациями являются: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй, перерастающий в высшую стадию – коммунизм. Не следуя за сменами общественно-экономических формаций непосредственно и немедленно, изменения в медицинской деятельности и науке все же происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества, отражали и отражают эти изменения, в каждой формации медицина имеет своеобразные черты. При этом в пределах каждой формации медицинская практика и наука Менялись, иногда весьма существенно, в связи со значительными изменениями в экономике, технике, науке, культуре, имевшими место в рамках данного периода.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005. – 560 с.

16. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

Первобытное общество: истоки эмпирического врачевания (2 часа)

1. Становление первобытного общества и первобытного врачева­ния.

2. Врачевание и зарождение культов и верований.

3. Врачевание в период разложения первобытного общества.

1. Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытно-общинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впервые обосновали классики марксизма-ленинизма.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли общественного продукта был для всех единым, т. е. главной отличительной чертой первобытного строя было отсутствие частной собственности и классов.

Историю первобытного строя можно восстановить по данным палеоантропологии, археологии и этнографии.

Большинство ученых считают, что процесс развития первобытного строя и становление человека (антропогенез) происходили одновременно и последовательно. Расселение первых людей ограничивалось областями с теплым климатом (Африка, Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Европа).

3. Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III-II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005. – 560 с.

16. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

Великие державы Древнего Востока:

особенности врачевания и медицины ( IV тыс. до н.э. – V в н.э.)

1. Врачевание в древней Мессопотамии.

2. Врачевание в древнем Египте.

1. Врачевание в древней Индии.

2. Врачевание в древнем Китае.

1. Из Индии медицина вместе с гонимыми буддистами была занесена в Тибет. До сих пор ламы довольствуются тем умственным богатством, которое им завещали древние индусы. Преподавание медицины производится особым ламой (эмчилама), который посещает больных с учениками. Основой жизни считаются, как и у индусов, воздух, теплота и мокрота. Число болезней весьма велико вследствие того, что припадок, сколько-нибудь значительный, дает повод к обособлению страдания в особый разряд. Применяются и заклинания для изгнания духов – остаток доисторической медицины. В Тибете мы встречаем особые больницы для животных. Хирургии и акушерства не существует.

2. В Китае медицина почти не вышла из доисторического состояния. Литература громадна; сочинение «Пу-тце-фанг» содержит 168 книг и 1960 трактатов и представляет руководство для лечения болезней; «Шин-ши-чун-шин» есть сборник из 120 книг; кроме того, есть множество других весьма объёмистых сочинений. Врачей в Китае очень много, потому что всякий грамотный человек, прочтя медицинские сочинения, считает себя способным лечить; есть, однако, врачи, получившие право на лечение после экзамена или по наследству. Анатомии не существует. Основой физиологии признается воззрение о существовании двух начал: деятельного (янг) и страдательного (ин); согласие их поддерживает здоровье, расстройство вызывает болезнь. При распознавании болезни обращается внимание на пульс; на каждой руке распознаются 3 особых пульса, и каждый из них разделяется на 24 вида. При этом необходимо соблюдать 7 правил осторожности. Китайские лечебные средства составляют невозможно пеструю смесь; здесь в ходу и растения, и неорганические соединения, и кости, рога, зубы, шерсть животных, и всевозможные отделения вроде мочи, кала и даже человеческого пота и крови! Хирургии почти не существует; при различных страданиях делаются проколы иглой или прижигания; гнойники не вскрываются; вообще, кровавые операции не производятся. Прибегают к приемам изгнания духов. В Японии до самого последнего времени была принята китайская медицина, она и до сих пор распространена в низших классах населения. Следует отметить частое пользование ваннами и притом такими горячими, что непривычный человек обжигает себе пальцы. Такие ванны при некоторых болезнях несомненно полезны.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005. – 560 с.

16. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

Медицина цивилизаций античного Средиземноморья

(конец III тыс. до н.э. – V в. н.э.) (2 часа)

2. Медицина в древнем Риме.

1. Основателем греческой иедицины признавался Эскулап – египтянин, переехавший в Грецию; учился он у центавра Хирона – полубога также иностранного происхождения. От Эскулапа вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением – асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте.

Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов медицины. Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило при посредстве инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю.

В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину. и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на острове Кос. Самой замечательной была последняя; из неё вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причём обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с другой стороны, чем врачи-практики – именно, они разрабатывали её научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики.

Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицина изучалась с различных сторон.

Значение Гиппократа состоит в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины. Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку. Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым – индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений, под влиянием болезней, древняя М. начала с жидкостей, почему патология Гиппократа называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом nepeвapuвaнии (кокции) жидкостей: напр. при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней.

Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицины Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной М. лишь недавно, напр. постукивание и выслушивание, а некоторые ещё ждут основательной разработки. Хирургия настолько законченная наука в гиппократовом сборнике, что невольно возбуждает удивление даже в наше время. К учению о переломах и вывихах, также о лечении ран современная медицина не может прибавить ничего существенного. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону гиппократовой хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов; оттого ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы.

2. Честь введения в Риме научной медицины принадлежит Асклепиаду. Он старался лечить, доставляя удовольствие: назначал ванны, прогулки и вообще приятно действующие средства. Так же удобны были его теоретические воззрения; он воспользовался господствовавшей тогда системой Эпикура и применял её к медицине, объясняя ею все болезни. Благодаря ему медицина пользовалась всеобщим уважением. Ученик Асклепиада, Темизон, был основателем школы методиков, насчитывавшей наиболее последователей среди римских врачей.

Подобно эмпирикам, методики отказывались познать скрытые стороны явлений; они задавались целью изучить то общее в болезнях, что поддается изучению посредством внешних чувств. Методики искали – произошло ли расслабление или сужение частей. Замечено сужение – следует назначать кровопускание, растирание, снотворные; при ослаблении разрешению болезни способствовали более обильная пища и укрепляющие средства. Если это лечение не помогало, прибегали к рекорпорации, или возрождению, которое состояло в медленном изменении привычек. Темизон был весьма талантливый врач, описавший хорошо проказу, ревматизм, водобоязнь. В его время начали применять лечение холодной водой. Императора Августа не могли вылечить его врачи; вольноотпущенник Муза испробовал действие холодной воды и поставил на ноги своего господина. Хармис применял подобное лечение. Одним из лучших представителей методической школы был Цельз, который своими энциклопедическими сочинениями способствовал распространению медицинских познаний. Его описания органов свидетельствуют о знании им анатомии. В лечении он следовал то Гиппократу, то Темизону. Хирургические его сведения весьма обширны. Его способ дробления мочевого пузыря употреблялся долгое время в древности; о трепане им даются точные указания; при трудных родах предлагается вытаскивание ребенка живого или мертвого по кускам; катаракта удалялась давлением вниз или разрезом.

Высшей степени блеска методическая школа достигла благодаря Сорану. Он предложил множество средств против кожных болезней, которые тогда были сильно распространены. Был противником проносных средств, исключительно местных болезней не признавал и доказывал, что всякое местное страдание отзывается на всем организме. Его противник Мосхион точно описал признаки предстоящего выкидыша и сообщил весьма полезные указания о воспитании новорождённых. Лучшим истолкователем методической школы был Целий Аврелиан. Он весьма точно описал распознавание болезней; оттого его соч. в течение средних веков были руководящими при лечении. Страсть изучать яды и противоядия теперь улеглась, и в М. осталось направление, искавшее улучшения лечения в новых лекарственных средствах. Появилось множество сочинений, в которых описывались новые и старые средства, при чём забывали точно определить болезнь, при которой данное лекарство полезно; указывали только, что средство ослабевает тот или другой припадок. Все подобные сочинения были обработаны и послужили основой для бессмертного произведения Диоскорида, вероятно, современника Плиния. Он описывает растения на основании своих собственных наблюдений; его сочин. считалось классическим до XVII ст. Кроме растений, Диоскорид описывает много других средств. Упоминаемый им жир из шерсти вошёл недавно в употребление под именем ланолина. Другим замечательным учёным был Плиний Старший.

После него было немало врачей, пользовавшихся большей или меньшей известностью. Всех их затмил знаменитый Гален, пользовавшийся до прошлого столетия славой непогрешимого писателя. Он написал 500 трактатов о М. Большинство их погибло, но оставшиеся составляют все-таки объёмистый сборник. Гален предпринял переделку медицинских знаний в духе отца М. Анатомия подробно изложена им в нескольких трактатах. В основу физиологии положены элементы, заимствованные из разных школ. При описании крови он довольно близок к открытию кровообращения. Механизм дыхания разбирается подробно, причём последовательно разобрана работа мышц, легких и нервов; целью дыхания считается ослабление теплоты сердца. Главным местом, где помещается кровь, признается печень. Питание состоит в заимствовании из крови нужных частиц и удалении ненужных; каждый орган отделяет особую жидкость. Отправления мозга исследуются перерезкой его на различных высотах; значение нервов выясняется также перерезкой их. Основным правилом гигиены признается следующее: необходимо поддерживать все тело и отдельные части в естественном состоянии и согласовать с последним всю жизнь. Искусство владеть своими страстями ставится на первый план при описании средств, при помощи которых можно достигнуть долголетия. В патологии, в противоположность Гиппократу, расстройства объясняются не одним изменением жидкостей, но отчасти изменениями в твердых частях и отправлениях. При лечении необходимо вызывать состояние, противоположное тому, которое составляет предмет жалоб; помогать природе в её полезных усилиях и подражать им. Следуя направлению своего века, Гален предлагает лекарства сложные, свойства которых определяются на основании не опыта, а умозрений. По обширности знаний, по стремлению связать их в стройную систему Гален заслуживает имя великого преобразователя; но его склонность к теориям, желание все объяснить и притом в выражениях, не допускающих возражений, — принесло М. немало вреда: враги здравого наблюдения в своих умствованиях в течение нескольких веков прикрывались авторитетом Галена. Оттого, начиная с XVI стол., поклонники научной М. с такой яростью нападали на Галена и в этом отношении переходили всякую меру. После смерти Галена М. в Риме и других местах надолго пришла в состояние упадка. Образованность везде исчезла, и в М. обнаружился поворот к худшему: появились суеверные приемы лечения, вера в колдовство и амулеты — признаки доисторического строя мысли. Из врачей этого периода лишь немногие заслуживают упоминания; таковы Орибаз, Аэций, Александр (из Траллеса), Павел Эвгинский. Все это люди высокодаровитые, учёные, но не составившие эпохи в истории медицины.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005. – 560 с.

16. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

Медицина эпохи раннего и классического средневековья:

этапы становления научного направления ( V XV вв.) (6 часов)

1. Медицина в Византийской империи (395–1453 гг.)

2. Медицина в Древнерусском государстве (IХ–XIV вв.)

1. Медицина в арабоязычных халифатах (VII–XI вв.)

2. Медицина народов Средней Азии (X–XII вв.)

1. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV–XVII вв.)

2. Медицина в Западной Европе в периоды Раннего (V–X вв.)

и Классического (XI–XV вв.) средневековья

В Западной Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма «Regimen Sanitatis». К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Писатели Средних веков в Зап. Европе, как и арабские, не отличаются самостоятельностью направления. Только с XIII в. у немногих представителей М. замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005. – 560 с.

16. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

Медицина периода позднего средневековья:

утверждение опытного знания и клинического наблюдения (4 часа)

1. Эпоха Возрождения – эра революции естественных и общественных наук

2. Медицина Западной Европы в период позднего средневековья.

1. В XV в. греки, бежавшие из разоренного турками Константинополя, способствовали распространению на Западе греч. литературы. Вскоре среди врачей обнаруживается стремление изучать древних и появляется целый ряд переводчиков и комментаторов: Леониценн, Манарди, Валла, Шампье, Линакр, Корнарий, Фуксий, Массария, Муза Брассаволе и др. Благодаря им Гиппократ, Диоскорид, Аэций и т. п. сделались доступны европейским врачам в неискаженном виде; знакомство с древними не замедлило отразиться на изучении болезней, которое сделалось более основательно и точно. Новое направление сказалось в ряде весьма любопытных наблюдений, сборники которых издали Масса, Амат Лузитан, Мунделла, Тринкавелла, Валлериола, Шенкий, Платер, Форест и др. Успехи анатомии сделались заметны с XVI в.; тогда стали устраивать анатомические театры, кафедры анатомии. Сильвий Дюбуа в течение 40 лет читал практический курс анатомии. Но истинным основателем новой анатомии был Везалий.

2. В своем великом сочинении «De corporis humani fabrica» он изложил много новых открытий, выяснил ошибки Галена, который вскрывал только животных. Непосредственно после Везалия появляется целый ряд анатомов, которые изучают различные отделы своей специальности и делают множество открытий. Первое место среди них занимает Фаллопий; после него заслуживают упоминания: Коломб, Евстахий, Арентий, Варолий, Инграссий, Фабриций из Аквапенденте и др. Патологическая анатомия начинает разрабатываться. Бенивиени излагает результаты своих многочисленных вскрытий в особом сочинении. Донат особенно настаивает на пользе вскрытий для объяснения причин болезней. Успехи наблюдательной физиологии сказываются в XVI ст. Михаил Серве открыл легочное кровообращение и доказал, что возрождение крови происходит не в печени, а в легких. Вскоре после того Коломб и Цезальпин открывают независимо малое кровообращение, а Цезальпин даже недалек от мысли о большом кровообращении.

Сочинения по гигиене не отличаются особенной оригинальностью. Меркуриал изложил правила древних о гимнастике; Корнаро на себе самом выяснил пользу умеренности в пище; Санкторий в течение 30 лет изучал соотношение между пищей и невидимыми потерями, применил термометр и гигрометр к изучению жизненных явлений, придумал прибор для исследования пульса и занимался много патологической анатомией. Клиническая М. может похвалиться важными приобретениями. Были точнее изучены распознавание и лечение известных болезней, изучены новые страдания (цинга, коклюш, сифилис); разработан вопрос о заразительности, предложены против сифилиса ртуть и сассапарель. Из писателей следует отметить Фернеля, классическое сочинение которого включает всю известную тогда патологию и исправляет много ошибок, перешедших от арабских авторов. Хирургия держалась прежнего направления, хотя некоторые представители её представили немало замечательных наблюдений. Таковы: Беренгер де Карпи, Везалий, Фаллопий, Виго, Маджи, Франко, Вюрц, Гильмо и особенно Амбруаз Варэ. Изучая вещества с целью открытия жизненного эликсира, средневековые алхимики открыли и изучили множество химических соединений. Множество новых фактов должны были поколебать веру в теоретические воззрения древних и привели к построению новых систем. Аргентерий восстает против Галена и арабов, исправляет их ошибки, но не дает ещё цельной системы.

Гораздо решительнее выступили против старых воззрений несколько писателей, стремившихся совершенно уничтожить доверие к древним. Они указывали на важность химии и видели в ней основу всей М., но к подобным воззрениям примешивались алхимические и астрологические бредни, вера в магию, волшебство, сны. Агриппа вносит в М. учение о духах, которые управляют миром и телом, Кардан доказывает влияние планет на все части тела. Парацельс, в своих писаниях, доказывает, что каждая часть тела зависит от какой-нибудь планеты; всеми отправлениями заведует особое начало, или архей, на которого и должен влиять врач. Болезни зарождаются от звезд, ядов, пороков природы, колдовства и Бога. Лечение достигается молитвами, заговорами и лекарствами; из последних особенно действительны соединения металлов. Несмотря на смешные и вредные стороны своих учений, Парацельс полным отрицанием древней М., указаниями на важность химии и употреблением неорганических соединений – заставил М. вступить на новый путь, приготовленный успехами других наук.

1. Медицина народов Американского континента до и после конкисты

2. Медицина в Московском государстве (XV–XVII вв.)

Общественно – политическая и экономическая обстановка в России в XVII веке характеризовалась бурным развитием экономики страны, оживлением торговли (в первую очередь морской). В этот период времени Россия ведет многочисленные войны. Появляется большая масса раненых солдат иматросов, которым необходимо было оказание квалифицированной помощи. В связи с этим значительное внимание уделяется медицинскому делу. Петром 1 издается указ об организации постоянных военных госпиталей. В 1707 году в Москве открылся первый из них. Впоследствии аналогичные госпитали были организованы в других городах. Получает свое развитие и «гражданская» медицина. Были сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности, издается указ об организации «вольных» аптек, открывается «инструментальная изба». Обращается внимание на необходимость охраны здоровья народа. В труде М.В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа», содержатся требования к улучшению медицинской помощи женщинам и детям, борьба с антигигиеническими обычаями. Выдающимися представителями медицинской науки в России этого времени были: первый русский профессор медицины С.Г. Зыбелин, анатом и хирург М.И. Шеин, акушер и педиатр Н.М. Максимович-Амбодик. Эпидемиолог Д.С. Самойлович и др. В их трудах нашли отражение вопросы возрастной анатомии, педиатрии. В связи с развитием медицинских учреждений возникает потребность в медицинских кадрах. Для их подготовки были организованы госпитальные школы. В 1707 году была открыта первая школа при первом госпитале в Москве. Позднее были открыты аналогичные школы при других открывшихся госпиталях. Данная система подготовки отечественных медиков полностью себя оправдала. Обучение врачей здесь было практическим, по существу – клиническим и имело значительные преимущества перед схоластическим преподаванием в университетах Западной Европы того времени. В 1764 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт медицинский факультет Московского университета. С приходом русских ученых-медиков обучение в Университете также как и в госпитальных школах приобрело практическую направленность.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005. – 560 с.

16. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

Медицина Нового времени: медико-биологическое направление

1. Становление научной анатомии

2. Развитие учения об общей патологии

3. Этапы эволюции гистологии

1. Эмпирическая и экспериментальная микробиологии

2. Успехи физиологии и экспериментальной медицины

3. Отечественная медицина Нового времени

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – стб. 47 – 512.

10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

11. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

13. Семенченко В.Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *