География это один из самых любимых предметов в школе, так как он интересен и делает много открытий для школьников. Один из разделов общей географии это экономическая география, которая занимается изучением экономического аспекта жизни общества. Термин экономическая география появился в 1751 году и был введен ученым М.В. Ломоносов. Экономическая география является полным оппонентом физической географии, и развивалась вместе с социальной географией, начиная с 17 века до 19 века.
Одно из определений экономической географии определяет ее как наука, которая изучает пространственное и территориальное развитие экономики. Существует такое понятие как новая экономическая география (НЭГ), которая подразумевает анализ и создания моделей экономического развития. Инициаторами НЭГ это экономисты, которые заняты определением выгодных условий для развития экономики в определенных странах.
Кому и зачем нужна экономическая география?
Экономическая география изучается в первую очередь экономистами. Эта наука позволяет определить тонкости экономического развития во всех странах мира. Это особенно важно в развитие внешней торговли. Импорт и экспорт тесно связаны с экономической географией, также как и экономическое развитие любой страны. Одна страна не может экономически развиваться без другой, и между странами созданы тесные связи сотрудничества. Такое случается в связи с тем, что у каждой страны есть свои ресурсы и климатические условия, из-за чего экономика не может развиваться одинаково. Таким образом, возникает необходимость обмена.
Кроме этого, социально-экономическая география позволят узнать побольше о культуре других стран, о людях и их обычаях. Эти знания пригодятся не только специалистам, а еще и тем, кто любят побывать за границей. Для того, чтобы отдохнуть за границей и получить только приятные впечатления от отдыха, необходимо знать куда вы едете, и как себя там нужно вести. Общие знания о странах мира можно получить путем изучения экономической географии. Далеко не только природа играет роль в благополучии какого-то путешествия. Люди и экономическое развитие намного больше на это влияют. Можно найти еще много причин, соответственно которым стоит изучать экономическую географию, и вы их найдете, если сосредоточитесь на роль, которую она играет, и определите ее значение для общества.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
§ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Вспоминаем. Кто из учёных первым употребил термин «география»? Почему карту называют «альфой и омегой» географии? Почему география имеет право называться самостоятельной наукой?
Для чего мы это изучаем? Почему современному человеку столь необходимы знания в области социально-экономической географии? Мы узнаем, как отсутствие знаний по географии может привести к проблемам развития государства. Возрастает ли роль географии как науки в условиях глобализации?
Сайт:
Профильное обучение
Курс:
География. 10 класс
Книга:
§ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Напечатано::
Гость
Дата:
Понедельник, 27 Декабрь 2021, 15:01
Оглавление
Предмет и задачи социально-экономической географии мира. Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Социально-экономическая география мира (СЭГ мира) является одной из интереснейших географических дисциплин, потому что только она позволяет одновременно ответить на три вопроса о любой территории или стране: какие имеются ресурсы, чем характеризуется население и как развивается хозяйство. А если к полученному ответу подключить исторические знания и географическое мышление, можно сделать прогноз демографического и социально-экономического будущего страны.
Социально-экономическая география мира — это область науки, которая изучает географические закономерности развития населения, мирового хозяйства и мирохозяйственных связей, процессов на политической карте мира или в целом территориальную организацию общества в мире и отдельных странах в различных регионах планеты. Поэтому предметом изучения социально-экономической географии мира являются: динамика политической карты мира, процессов, связанных с изучением географии населения; взаимообусловленность природных ресурсов, хозяйства и общества; пространственно-временные закономерности динамики секторов мирового хозяйства.
Специфическая особенность социально-экономической географии мира — это то, что она изучает свои объекты под углом зрения их территориальной организации, т. е. взаиморасположения, взаимодействия, взаимодополнения и управления. В этом заключается её прикладная значимость.
В условиях глобализации и перехода к постиндустриальной стадии перед социально-экономической географией мира стоит широкий перечень задач (рис. 1).
Экономико-географическое изучение стран, или страноведение, в настоящее время становится всё более гармоничной частью трёх основных объектов СЭГ мира — политической карты мира, населения и мирового хозяйства.
Вклад выдающихся учёных в развитие социально-экономической географии мира. Каждая наука гордится именами учёных, исследователей, которые своим трудом формируют её мировой и общественный имидж. В течение многих столетий сформировались национальные научные школы экономической географии: немецкая, французская, британская, российская, американская, белорусская и др. Мы познакомимся с учёными, внёсшими наиболее значимый вклад в понимание тех вопросов, которые вам предстоит усвоить в ходе изучения учебного предмета «География. Социально-экономическая география мира».
Собственное видение социально-экономической географии мира как научного направления, изучающего природу, население и хозяйство во взаимной обусловленности и взаимозависимости, изложил в своих работах российский учёный В. Н. Татищев (рис. 2). Он доказал практическую значимость географии для «военного и земского управления». Эта мысль подтверждается современной востребованностью социально-экономической географии в практике регионального управления.
О взаимосвязи природных и экономических явлений, населения, хозяйства стран и факторов размещения производительных сил писал выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов (рис. 3). Его вклад в развитие социально-экономической географии мира заключается также в доказательстве необходимости изучения населения как источника «могущества государства», причин сокращения численности населения и принятия мер, способствующих его росту. О необходимости изучения социально-экономической географии на разных территориальных уровнях впервые было сказано в работах выдающегося советского экономикогеографа Н. Н. Баранского (рис. 4). Разработка понятия «географическое разделение труда» и основ страноведения также принадлежат этому учёному. Принципы природно-хозяйственного районирования и географического прогнозирования социально-экономического развития страны были разработаны известным советским экономикогеографом Ю. Г. Саушкиным (рис. 5) наряду с его другими многими научными открытиями.
Мир и Беларусь. Вспомните из учебной дисциплины 9-го класса «География Беларуси» имена белорусских учёных-экономикогеографов и расскажите об их вкладе в развитие социально-экономической географии.
Место социально-экономической географии в системе наук. Социально-экономическая география мира расширяет и углубляет знания о мире как сложной социальной, экономической, политической, культурной и экологической системе, тесно взаимодействуя со многими науками.
В мире всё взаимосвязано. С какими науками социально-экономическая география имеет наиболее тесные связи? Приведите примеры, каким образом связаны между собой GPS-навигатор и география.
Социально-экономическая география работает в тесном контакте с физической географией и картографией. Она связана со многими направлениями физической географии — климатологией, гидрологией, метеорологией, почвоведением, биогеографией и др. Например, без знаний физической географии о тектоническом строении, природных условиях, климатических и почвенных особенностях территории или страны невозможно объяснить закономерности размещения полезных ископаемых, специализацию и географию сельского хозяйства, отраслевую структуру и географию промышленности и пр.
Используя картографические способы изображения различных объектов, СЭГ мира разрабатывает картографические модели развития различных отраслей хозяйства.
Исторический подход при изучении политической географии, населения, отраслей мирового хозяйства выступает одним из основных при объяснении происходящих современных процессов. Поэтому СЭГ мира всецело опирается на связи с историей.
При изучении населения той или иной страны необходимо знать большой перечень демографических показателей. Для этого социально-экономическая география мира на протяжении всей истории обращается к демографии.
Тесные связи сложились у СЭГ мира с экономикой. Например, без знаний показателей экономического развития, внешней торговли, масштабов производства нельзя провести грамотный анализ территории или страны по уровню социально-экономического развития, определить хозяйственную специализацию, товарную и географическую структуру торговли. В исследованиях объектов локального, регионального и национального уровней социально-экономическая география взаимодействует с региональной экономикой.
В последние годы XX в. укрепилась взаимосвязь экономической и социальной географии с экологией. Это позволяет по-новому подойти к решению территориальных проблем рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные направления социально-экономической географии мира. Традиционными направлениями социально-экономической географии мира являются политическая география, география населения и география мирового хозяйства, которая, в свою очередь, подразделяется на географию сельского хозяйства, географию промышленности и географию сферы услуг.
Однако эти три основных направления развиваются в настоящее время в новых условиях. Для них характерны региональные конфликты в мире, бурное развитие науки и технологий, демографический переход и постиндустриальные тенденции, транснационализация и глобализация. Данные процессы происходят в мировом хозяйстве настолько масштабно в ХХI в., что изменяют привычную структуру СЭГ мира. Это приводит к появлению новых направлений в её структуре (рис. 6).
Роль СЭГ в условиях глобализации и обеспечении устойчивого развития. В начале XXI в. социально-экономическая география стала важнейшей и наиболее динамичной из географических наук, имеющих большое практическое значение для оптимизации размещения общества, совершенствования территориальной организации хозяйства и др.
В условиях глобализации и значительных изменений в географии населения и мирового хозяйства расширился социально-экономический заказ географической науке. Практическая значимость СЭГ выходит на первый план.
В настоящее время экономикогеографы участвуют в решении важнейших вопросов менеджмента территориального развития (рис. 7).
Экономикогеографы осуществляют социально-экономическое районирование страны, выделяют регионы, их границы, анализируют структуру и функции хозяйства, принимают активное участие в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития территорий. Они также участвуют в разработке национальных стратегий устойчивого социально-экономического развития.
Мир и Беларусь. Республика Беларусь одной из первых на постсоветском пространстве в 1997 г. разработала Национальную стратегию устойчивого развития (НСУР) на период до 2010 г. После её реализации были разработаны НСУР на период до 2020 и до 2030 гг. В настоящее время разрабатывается проект новой стратегии до 2035 г. В разработке всех стратегий участвовали ведущие учёные-экономикогеографы Беларуси, в том числе из Белорусского государственного университета.
Таким образом, выход в практику хозяйственного планирования стал отличительной чертой современных экономико-географических исследований.
Экономическая и социальная география в системе географических наук
Социальная и экономическая география представляет собой комплекс географических наук, знакомящих человека с территориальной организацией общества, их законами и закономерностями. Данный предмет включает в себя определенные составляющие нескольких сфер: экономику, географию, социологию. Поэтому науку часто называют общественной географией.
Экономическая и социальная география делится на:
Социальная и экономическая география состоит из следующих отраслей:
Каждая отрасль направлена на изучение определенного аспекта. Экономическая география включает исследование территориальных экономических систем, социальная география изучает системы социальные, а вот география населения ориентируется на предмет, связанный с системами расселения.
Связь социально-экономической географии с другими естественными науками происходит через отрасли физической географии. В первую очередь это:
В своих исследованиях ученые опираются на знания следующих наук:
Также не обойтись без логики и диалектики, ведь именно они подкрепляют теоретическим и методологическим багажом географические исследования.
Социально-экономическая география занимается изучением системы расселения в городах и селах, социумы, условия жизни населения, социальные ситуации в населенных пунктах, что говорит о ее связи с социологией.
Развитие экономической географии
Развитие экономической географии, как в принципе и другой науки, происходит в соответствии с запросами и потребностями человечества. Считается, что первый этап образования экономической и социальной географии приходится на XVII – начало XIX века. В этот период Шарль Луи Монтескье рассматривал влияние природных условий на развитие общества. И. Кант особое внимание уделил роли природы в формировании общества.
Гумбольдт первым обратил внимание на отличительные особенности культурных и естественных ландшафтов, на то, как происходит изменение природы в результате человеческой деятельности, на разностороннюю связь между природой и человечеством. Гумбольдт внес действительно весомый вклад в развитие географии. Он создал учение о ландшафте, выделил ландшафтные зоны, ввел понятие биосферы, техносферы, ноосферы. Несмотря на то, что понятие «экономическая география» еще в 1760 году ввел М.В. Ломоносов, широко использовать его стали лишь во ІІ половине 19 века.
В начале ХХ века в Германии получила признание антропогеографическая концепция Ф. Ратцеля. Ученый утверждал, что между людьми и животным миром существует много общего, поэтому он рассматривал государство как организм, для которого характерна (как и для всех живых существ) борьба за существование. Благодаря Ратцелю появилось понятие жизненное пространство, он считается основоположником геополитики.
С начала XIX века экономическая география занималась вопросами размещения. Самыми известными учеными этого периода были И. Тюнен и А. Вебер.Важным моментом в истории развитии географии стало создание школы «географии человека» во Франции. Ее возглавил Поль Видаль де ла Блаш, она была признана лучшей страноведческо-описательной школой.
В России развитие географии приходится на XVIII век. Это связано с внешнеполитическими успехами государства и формированием общероссийского рынка. И.К. Кирилов первым из ученых сделал экономико-географическое описание Российской Федерации.
Предмет изучения экономической и социальной географии
Изучая физическую географию, мы уже знаем, что география представляет собой настоящую систему наук, каждое звено которой тесно связано между собой. Благодаря им человек имеет представление о географической оболочке Земного шара, о ее устройстве и о всех, происходящих в ней, процессах. На изучение оболочки направлены все географические науки, так как она включает в себя природу планеты во всем своем многообразии.
Изучением природы географической оболочки занята физическая география. Но мы должны понимать, что важной составляющей этой оболочки считается общество. Вот как раз общество и его взаимодействие с окружающей средой и есть предмет изучения социальной и экономической географии.
Каждая географическая наука имеет свой конкретный предмет для исследования. А все вместе они направлены на изучение расположения объектов на определенных территориях. Причем наука может охватывать как всю площадь Земного шара, так и какой-то участок на местном уровне.
Итак, главным предметом любой географической науки является расположение определенных объектов. А задача социальной и экономической географии как раз выяснить особенности этого расположения.
Общество представляет собой сложное образование. В данное понятие входит человечество с его хозяйственной деятельностью и тем, что получается в процессе всей этой деятельности. Все составляющие части науки имеют более точный объект и предмет изучения. Специалисты экономической географии занимаются исследованием расположения хозяйственной деятельности человечества, в то время как география населения направлена на определение особенностей размещения человечества.
На расположение абсолютно всех общественных объектов в определенных местах влияет целый ряд факторов, в результате чего наблюдается урегулирование жизни общества на данной местности. Основная задача социальной и экономической географии – определить и выявить, насколько эффективно размещено население и хозяйство на конкретной территории.
Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии
Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:
Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:
С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:
Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.
Статья «Значение социальной экономической географии в системе школьного образования».
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья «Значение социальной экономической географии в системе школьного образования».
«…Истинное богатство страны состоит не в деньгах, а в землях, строениях и всякого рода предметах потребления. Его источником является труд».из книги Адама Смита, шотландского экономистаXVIIIвека, «Исследование о природе и причинах богатства народов».
«…Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет».
Эти строки Александра Сергеевича Пушкина из первой главы поэмы «Евгений Онегин» известны всем чуть ли не со школьной скамьи, но мало кто задавался целью анализа и оценки их по достоинству. В этих нескольких строках Пушкин показывает современность, грамотность, своего героя на примере его умения разбираться в вопросах экономики, насколько это было важно уже в Х I Х веке! За этими строчками, мне кажется, скрыто тогдашнее экономическое положение Российской империи. Но это отдельная тема для исследовательской работы. Моя же цель – показать, что современному человеку просто необходимы знания «о природе и причинах богатства народов» для того, чтобы элементарно выживать в быстро меняющемся мире.
И начинать развитие данных компетенций, предметных, метапредметных и личностных надо ещё в стенах школы.
Экономическая и социальная география представляет собой междисциплинарную область познания – это наука, которая находится на стыке общественных, естественных и технических дисциплин. В составе экономической и социальной географии выделяются следующие научные дисциплины: экономическая, социальная, политическая, культурная, рекреационная, медицинская, поведенческая, военная география; география населения, сферы обслуживания, природных ресурсов и др. Именно поэтому она остается актуальной для современного человека.
Экономическая и социальная география раскрывает картину состояния хозяйства и жизни населения в разных странах, помогает глубже познать современный этап их развития, конкретно представить себе мир. Объектом изучения экономической и социальной географии является освоенная часть географической оболочки Земли.
Современный человек должен уметь ориентироваться в сложной многогранной мировой системе для того, чтобы в последующем суметь не только адаптироваться, но и успешно ориентироваться, суметь занять свое место в этом разнообразном мире. Одна в этом из основных ролей отводится географии.
География – предмет мировоззренческого характера, формирующий у школьников комплексное, системное социально-ориентированное представление о Земле. География формирует у учащихся гуманистическое мировоззрение, ответственное отношение к окружающей среде.
Большое влияние на хозяйство оказывают природные условия. Богатство природы благоприятствует развитию хозяйства. Отсутствие минеральных богатств, трудные для сельского хозяйства климатические условия, бедные почвы, наоборот, тормозят развитие хозяйства. Умение правильно оценить природные условия с точки зрения возможностей их использования в хозяйстве — важная задача экономической географии. Для того чтобы научиться этому, надо обладать знаниями по физической географии.
Технический прогресс приводит к появлению новых технологий и расширению ресурсной базы производства и жизнедеятельности людей, а также к изменению экологической ситуации, эволюции принципов и форм территориальной организации не только отдельных отраслей, но и общества в целом. В итоге меняется пространственный рисунок хозяйства различных регионов планеты. Этими вопросами занимается также наш предмет.
Экономическая и социальная география занимается также анализом цифровых показателей и различными экономическими расчетами. Некоторые задания в учебнике требуют от учащихся умения работать со статистическими таблицами, производить подсчеты, строить графики и картодиаграммы. Экономическая и социальная география исследует также особенности и закономерности территориальной организации хозяйства в разных странах и районах. В сферу интересов социальной географии входит вся совокупность общественных (а не только производственных) отношений в отдельных регионах. Социальная география изучает пространственные формы организации жизни людей (социумов), исследует региональные типы образа жизни.
Экономическая и социальная география – это наука, которая находится на стыке общественных, естественных и технических дисциплин. В составе экономической и социальной географии выделяются следующие научные дисциплины: экономическая, социальная, политическая, культурная, рекреационная, медицинская, поведенческая, военная география; география населения, сферы обслуживания, природных ресурсов и др.
Ежедневно и ежечасно мы получаем информацию о «мире вокруг нас». При этом очень важно, чтобы она опиралась на более систематические базовые знания, даваемые нашей общеобразовательной школой, которая опирается на рекомендации ЮНЕСКО о воспитании молодых поколений в духе уважения ко всем народам мира и лучшего взаимопонимания между ними. Этому способствует общая культурологическая направленность, углубление гуманитаризации среднего образования.
Школьная география – единственный предмет в школе с двуединым содержанием (естественным и общественным). Такое уникальное положение должно сулить большие выгоды, однако мы оказались в некотором роде на «острове невезения». Вместо того чтобы занять в системе предметов «два стула», мы оказались «между ними».
Бывает, что в этом виноваты и мы сами, учителя. Разделяя географию на физическую и экономическую, забывая о географическом синтезе, не уделяя должного вопроса странове-дению, увлекаясь фактами, схематизацией, шаблонами (особенно при работе с картой). Страдает порой и форма изложения, забывая, что «в любой области человеческого знания заключена поэзии» (Паустовский). Забываем заповедь Баранского Н.Н., что апелляция к мозгам школьника должна быть обязательно дополнена апелляцией к их эмоциям.
Своеобразным «сценарием» к подходу изучения должен стать учебник, но сам учитель является «режиссером» всего этого «действа», поэтому от его умения многое зависит, будет ли этот предмет значимым для ребят. Значимым не в плане сдачи ЕГЭ, а значимым в плане приобретения жизненного опыта, умения анализировать, иметь свою точку зрения на ту или иную проблему или же событие в стране и в мире. География один из тех главных предметов, который учит патриотизму, что всегда было и особенно актуально сейчас.
Современный мир диктует изменения, т.к. все, что приобретает застывшие формы обречено на гибель. «Учиться должно быть интересно и «жизненно»». Фундаментальные знания базовые приобретаются сейчас в процессе проблемного обучения, нужно ориентировать у учащихся на самостоятельное добывание знаний и их применение. Для этого, я считаю, преподавать современную географию не возможно без привлечения СМИ.
Мир очень динамичен, особенно сейчас, а любая наука – она страдает определенным фундаментализмом. Только не социальная географии! Современный учитель географии обязан быть в курсе новых событий. Например, я часто начинаю урок с видеоролика последних новостей, если они касаются темы урока. Это касается почти всех тем экономической и социальной географии. После просмотра мы обсуждаем этот сюжет, выясняем о какой проблеме идет речь, насколько объективно отражены факты, каковы могут быть причины и последствия.
Например, в теме «население мира» о проблемах мигрантов из арабских стран, о проблемах народонаселения и их решения в странах разного типа. Просмотренный сюжет может вызвать целую дискуссию – ученики учатся мыслить при этом, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в дипломатичной форме. Такие уроки носят не только информативный характер, но и воспитательный, развивающий, приобретается жизненный опыт.
Одна из самых актуальных и «больных» тем, если можно так выразиться, это темы связанные с экологическими проблемами, которые уже достаточно давно приняли глобальный характер. Проблемы существуют достаточно давно, и обсуждают и пытаются решать их не сегодня. Вспомните, еще в середине ХХ века Римским клубом была разработана «модель устойчивого развития», а в конце ХХ на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Декларация об окружающей среде в которой излагались основные принципы экологического права. Но воз, как говориться и ныне там, во многих странах эти проблемы продолжают усугубляться катастрофическими темпами. К таким странам относится и наша Россия.
«Успех страны завтра – это воспитание и образование её населения!» Понимая это ФГОС 4 поколения – новые стандарты образования включили экологичность мышления в перечень необходимых компетенций. И какой же предмет как не география всегда несла и продолжает нести эту важную миссию – воспитание экологического мышления. К сожалению, учебники физической географии зачастую страдают формальным подходом к данной проблеме. В разделах социальной и экономической географии 9, 10, 11 классов содержат гораздо больше потенциала в этом вопросе.
— Существуют ли примеры успешного решения проблем?
Когда что создается новое или меняется, хорошо бы учитывать мнение того, кого мы учим (вспомним историю с Курчатовскими дорожками). Для этого мной был составлен и проведен социологический опрос мнений уч-ся по следующим вопросам:
Какие разделы географии вам запомнились и понравились больше всего:
Какие темы запомнились вам из уроков? Чем они вам запомнились?
Как можно использовать знания, полученные на уроках географии в жизни? Как вы используете их уже сейчас?
Зачем вообще нужны географические знания современному человеку?
Может быть, вы уже знаете, какую профессию вы хотели получить? Может быть знания, полученные по географии, каким-то образом помогут вам в дальнейшем выборе профессии?
Литература: Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 стр.