Для чего нужно изучать устное народное творчество
Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни»
Надежда Смольянинова
Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни»
Мы живем в сложное перестроечное время, когда каждый заботится о том, как прожить спокойно день. Поэтому с годами на многое начинаешь смотреть по-другому, заново что-то открываешь и переоцениваешь. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое знаем очень поверхностно. Восстановить связь времен поможет фольклор.Именно он рассказывает нам: как жили люди, работали; раскрывает духовный мир русского человека.
Я ничего не знала о фольклоре, когда «познакомилась» с ним в раннем возрасте, и этому способствовала моя бабушка. Именно она мне рассказывала сказку «Курочка Ряба» и пела колыбельную песню «Про волка». Слушая ежедневно сказку, я сама быстро выучила ее. Колыбельную пела кукле-голышу. И только потом, спустя двадцать лет, я поняла, что мне тогда было всего один год. В подростковом возрасте услышала от бабушки много русских народных песен, которые она раньше пела в деревне. Самой ее любимой была «Уж ты, сад, ты, мой сад». А еще массу частушек и пословиц. Все эти знания непроизвольно отложились в моей голове до поры до времени. Родились мои дети – вот тогда все это доброе и полезное я вспомнила. Работая почти тридцать лет воспитателем,я постоянно обращалась к русскому народному творчеству: то собирала русские народные игры, то потешки, то кропотливо изучала быт людей, их одежду и т. д. Все это пригодилось мне в моей работе.
Дети в отличие от взрослых умеют радоваться всей душой. В минуты общения с ними, находясь в русской избе детского сада, всегда хочется очень много рассказать, показать, объяснить, дать потрогать вещи,сделанные старинными мастерами: сундук и самовар, прялку и кочергу, зыбку и вышитые одеяла. Здесь же водим хороводы, поем, разучиваем и показываем драматизации и сценки из театра Петрушки. Все дети, без исключения, бывают заинтересованы.
Если Вы хотите знать о значении фольклора в современной жизни, то могу ответить однозначно: он нужен! Нужен каждому ребенку, так как от соприкосновения с ним маленький человечек становится добрее, лучше, умнее, учится адекватно мыслить, сравнивать добро и зло, делать хорошие поступки.
Фольклор – это основа нашего уклада жизни, он – как воздух, которым мы дышим. Это то, без чего не может жить каждый русский человек.
Задача педагогов дошкольных и школьных учреждений состоит в том, чтобы на протяжении нескольких лет (пока ребенок находится в детском саду и школе) знакомить детей с русским фольклором и дать им знания, которые потом им пригодятся в жизни.
Беседа о значении почтовой открытки Конспект занятия на тему: «Беседа о назначении почтовой открытки» Для детей подготовительной группы. Цель: Формирование знаний о почтовых.
Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.
Консультация для родителей «О творчестве и значении рисования для развития детей» Родителям – о творчестве и значении рисования для развития детей. Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых.
Педагогическое эссе «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» Самая главная проблема нашего общества – это сохранение и укрепление здоровья детей. Потому что современная жизнь предъявляет весьма высокие.
«Пластмасса в современной жизни. Ее качества и свойства». Занятие для детей старшего дошкольного возраста Занятие Для детей старшего дошкольного возраста. Пластмасса в современной жизни. Её качества и свойства. Цель: Учить детей распознавать.
Консультация «Актуальность логопедической помощи в современной жизни» Актуальность логопедической помощи в современной жизни. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.
Эссе «Дети — цветы жизни» «…Дитя – владыка человечества, ибо в жизни всегда господствует грядущая, ожидаемая, ещё не рождённая чистая мысль, трепет которой мы чувствуем.
Эссе «Детство — это восход судьбы в человеческой жизни» Эссе на тему: «Детство – это восход судьбы в человеческой жизни» Подобно восходу солнца – детство олицетворяет становление судьбы человеческой.
Роль устного народного творчества в развитии речи детей
Оксана Хохлова
Роль устного народного творчества в развитии речи детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 комбинированного вида городского округа Власиха Московской области
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей«
Выполнила: Хохлова О. В., воспитатель
Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова.
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять уже на втором году жизни, когда у ребенка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками.Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого событияи стремительного действия.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Дразнилки – это форма проявления детской сатиры и юмора. Это вид творчества почти всецело принадлежащий и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест –о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло!»
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать; на дворе- трава, на траве-дрова.
Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала знания о мире. Еще не умея говорить, ребенок отлично понимает, о чем поет его мать. Учеными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются к жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И это не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом, делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие (медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественно литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную,интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. По прочтении сказки необходимо провести беседу с детьми, обсуждая сюжет, образы сказочных персонажей, их действия, взаимоотношения и поступки. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.
Устное народное творчество открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление, воображение, обогащает эмоции и дает образцы русского народного языка.
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Воспитание детей средствами устного народного творчества – часть общей системы эстетического воспитания.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Цель: Формирование у дошкольников полноценной фонематической речи, развитие фонематического восприятия, автоматизация правильной речи, обучение родному языку.
— воспитывать интерес к устному народному творчеству через знакомство с фольклорными жанрами;
-учить применять народное слово в разных видах деятельности;
-показать красоту образного языка;
-активизировать словарный запас;
-повысить речевую активность;
-развивать внимание;
-развивать пространственное мышление и творческое воображение;
-развивать коммуникативные навыки;
-формировать умение слушать, отвечать на вопросы, также задавать вопросы по содержанию;
-знакомить детей с окружающим миром, природой;
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
1) С помощью обогащения социального быта дошкольников, расширится их кругозор;
2) Повысится интерес к устному народному творчеству у детей;
3) Дети ближе познакомятся с окружающим миром, природой (растения, животные, птицы, с укладом жизни и быта русского народа.
4) Совершенствование диалогической и монологической речи.
5) Сформируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
6) Сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
7) Сформируются коммуникативная и социальная компетентность детей;
8) У детей повысится словарный запас.
Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводили в музее «Русского быта», который находится в соседней группе. Дети с большим удовольствием ходили в музей на экскурсии, мы проводили в нем занятия.
Реализацию поставленных задач я начала:
— с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству
— с составления перспективного плана работы для детей среднего, дошкольного возраста
— с консультаций и бесед для родителей.
Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.
1. Создание развивающейречевой среды в группе:
соответствие требованиям программы.
2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).
3.Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:
Работа с родителями:
родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В неё записываю потешки, загадки, прибаутки. Это помогает родителям дома повторять всё это с детьми. Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.
И теперь я рассчитываю на помощь родителей, когда мы вплотную решили заняться драматизацией. Ведь дети взрослеют и я ставлю задачу перед собой, используя устное народное творчество, помочь детям эмоционально читать стихи, умело вести беседу, применять свои знания произведений в различных ситуациях, с желанием принимать участие в праздниках, развлечениях, в играх – драматизациях.
Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста
НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II «Курочка Ряба» Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.
Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Поэтому цель нашей работы: раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, потешки, частушки, пословицы и поговорки, загадки обычно называют фольклором.
ВИДЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие.
Пестушки– не большие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…»).
Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников.
Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения.
Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой.
Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира.
Русские народные подвижные игры. В них проявляется любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры.
Хороводы. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение.
Русская народная песня. Являются основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.
Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников.
Как же построить педагогический процесс дошкольного учреждения, чтобы максимально охватить многообразие духовного богатства русского народа и народов других национальностей. В педагогический процесс должны войти следующие направления работы:
1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, в том числе и народной культурой края, в котором мы живем, а также и с культурой других народов.
2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой, семеновской росписи).
Должны решаться следующие задачи:
-во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр.;
-во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.
Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения требует применения нетрадиционных форм его организации, таких, как семейные часы, кружковая работа, совместные праздники.
Значение устного народного творчества.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада.
Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте, происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.
Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.
В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.
Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки»
Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности.
Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.
Методика ознакомления с устным народным творчеством.
Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:
1. Чтение и рассказывание на занятиях:
— нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);
— объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;
— чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);
— чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.
2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).
Педагогические выводы.
— речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;
— активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.
Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.
Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Поэтому педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с произведениями устного народного творчества в соответствии с «Программой», обеспечить усвоение ребенком их содержания и правильное понимание. Слушая потешку, сказку или песенку, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить чувства, настроения героев, обратить внимание на смысловую сторону слова, его произношение.
Что же нужно сделать, чтобы устное народное творчество стало действенным фактором личностного развития ребенка?
1. Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов.
2. Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок.
3. При планировании работы по приобщению дошкольников к истокам народного творчества необходимо:
— равномерно распределить фольклорный материал в течение учебного года;
— заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию;
— своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей;
— яснее видеть намеченную цель, которая поставлена в соответствии с возрастом детей.
4. Важно, чтобы занятия по ознакомлению с фольклором были необычны, интересны детям, чтобы на них царил дух народности.
5. В процессе ознакомления с фольклором очень важна реализация воспитательных задач, поддержание эмоционального настроя.
Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста. Раннее и дошкольное детство – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.