Для чего нужно любопытство человеку
Любопытство человека
“Когда вам любопытно, вы видите вокруг себя много интересных вещей”.
Какая польза от любопытства?
Любопытство – это ключ к совершенствованию. Любопытный человек хочет познать то, что его интересует. Если по каким-то причинам он остается не удовлетворен полученными знаниями, любопытство заставляет его искать ответы в других местах и другими способами.
Любопытство – главная причина всех изобретений, произведений искусства и новаторских изобретений.
Любопытство приносит с собой радость, энтузиазм и желание жить. Оно делает жизнь интереснее и расширяет кругозор.
Конечно, любопытство имеет и негативную сторону, когда оно превращается в пустые разговоры и сплетничество. Но в этом посте мы поговорим о положительных проявлениях любопытства.
Интересные факты о любопытстве
1. Любопытному человеку никогда не бывает скучно
Всегда есть что-то такое, что можно было бы узнать, изучить или исправить. Жизнь для любознательного человека всегда интересна и увлекательна.
Любопытный человек может найти интерес в любом месте и в любое время.
2. У любопытных больше денег
Любознательные люди проявляют больше интереса и к своей работе. Они задают вопросы, учатся и расширяют свои профессиональные знания.
Это позволяет им быть более эффективными, и, естественно, они получают гораздо больше денег за свой труд, нежели обычные сотрудники.
3. Любопытный человек – интересный и непредубежденный
Сила любопытства открывает разум для новых целей и идей. Это не позволяет человеку тонуть в стереотипах.
Разумный человек обладает большим количеством знаний и реализует их на практике. Поэтому с ним всегда есть о чем поговорить, он привносит интерес и живость в разговор.
4. Любопытство привносит творчество в жизнь
Любопытные люди видят вещи по другому. Они хотят узнать все про то, что они исследуют. Это дает им более широкий взгляд на жизнь. Такой необычный подход еще называют “творческой жилкой”.
Творческий подход применим везде, начиная от искусства, заканчивая бизнесом.
5. Любопытные люди популярнее
Любознательный человек проявляет интерес ко многим людям, задаете вопросы и никогда не зацикливает разговор на себе. Это делает его приятным собеседником и хорошим другом.
Это может показаться странным, но если человек задает вопросы и проявляет интерес к людям, они будут считать его самым дружелюбным человеком во всем мире.
Сила любопытства
Любопытство развивается с детства, когда ребенок задает множество вопросов. Он растет в незнакомом мире и хочет получить ответы. Даже несмотря на помощь родителей, он совершает действия из любознательности, обучаясь на собственном опыте. Его не остановить.
Но любопытство умирает слишком рано. Мы сосредотачиваемся на бытовых знаниях и начинаем думать, что их запаса хватит на всю оставшуюся жизнь. Это объясняется как ленью, так и когнитивным диссонансом: чтобы не испытывать внутренних противоречий, многие явления в мире проще объяснять при помощи примитивных причинно-следственных понятий. Действительно, зачем учить сложные экономические теории, если с валютным курсом, ценами на нефть и финансовой политикой государства все и так понятно. Зачем учить теории и историю геополитики, если все можно объяснить заговором масонов или рептилоидов. И таких «зачем» очень много. Мы вырастаем и теряем свое любопытство, просто потому что на все это нет ни времени, ни желания.
Вспомните, когда вы последний раз после прочитанной книги или просмотренного фильма заходили хотя бы в Википедию и узнавали информацию об этом творческом проекте? Когда заинтересовывались человеком настолько, что не судили его за странные идеи, а просто слушали и наслаждались беседой? Вероятно, так вы поступаете не часто.
С практической точки зрения, любопытство кажется лишним. Верно, зачем тратить время и усилия на то, чтобы выяснить, как работает мир, если можно сфокусироваться на действительно важных вещах, например, том, как заработать много денег? Но такое мышление ограничивает человека, да и с точки зрения практики любопытство важно.
Большинство успешных людей любознательны. Они прочли огромное количество книг, познакомились со разными людьми и им по-прежнему интересно многое, что происходит в мире. Есть, конечно, вероятность, что они стали бы успешными и без этого качества, но что, что если они стали такими благодаря ему?
Зачем нужно быть любопытным?
Согласно Википедии, любопытство – это бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Оно является толчком к познанию нового. Это интерес, лишенный рационального зерна.
Несмотря на то, что это бессознательное стремление, его можно развить, о чем мы и поговорим немного позже. А теперь о преимуществах.
Любознательность помогает избавиться от стереотипов
Когда нам любопытно, то мы не делим людей на расы и пол, а воспринимаем личность без стереотипных привязок. И уж точно не вешаем ярлыки исходя из пары известных нам частных случаев.
Стереотипы могут относиться не только к людям, но и, например, к методам, техникам и подходам. Если вы любопытны, то начинаете экспериментировать. И есть большая вероятность получить совершенно новую идею.
Избавляет от стресса и эмоционального выгорания
Пытливая природа человека – это топливо, которое помогает избавиться от стресса. Особенно ярко это проявляется в отношениях с людьми. Когда вы уравновешены и любознательным, то вряд ли пойдете на обострение конфликта, если собеседник выскажет какую-то непопулярную мысль. Скорее всего, вы сначала захотите узнать, почему он считает именно так.
Вы сможете любую стрессовую ситуацию рассматривать как любопытную, а не болезненную. Искать новые подходы, менять тактику, пытаться понять, что работает, а что нет.
Развивает когнитивные функции
Не нужны научные исследования, чтобы заметить за собой одну вещь: если вам любопытно, то информация усваивается намного лучше и запоминается надолго. И наоборот: если скучно, то забывается почти сразу.
Когда вы любопытны, то стремитесь развить случайно пришедшую в голову мысль. Например, поискать информацию в интернете, прочесть книгу, провести небольшой эксперимент.
Если вам отказали в получении работы после собеседования, то вы начнете анализировать то, что на нем произошло. Подключите все мозговые ресурсы, чтобы понять причинно-следственные связи и выяснить, что сделали неправильно.
Является двигателем интеллектуальных достижений
Это то, что заставляет нас продолжать учиться, делать новые попытки и двигаться вперед. Мы много говорим о мотивации, но при этом именно любопытство является топливом для нее.
Будет нелишним также напомнить, что многие величайшие открытия были сделаны благодаря любопытству.
Повышает продуктивность
Человек медленнее устает, если ему любопытно. Он не воспринимает работу как обязанность и не считает учебу мукой. В таком состоянии он может находиться часами и при этом забывать про сон и отдых.
Вы когда-нибудь работали над долгосрочным проектом? Если да, то знаете, как тяжело трудиться над ним, если он кажется пресным и неинтересным. И как повышается продуктивность, если задача интересна.
Итак, как же развить в себе это качество?
Как стать любопытным
Мы собрали несколько рекомендаций из разных источников и считаем, что они помогут развить любознательность.
Читайте книги на разные темы
Любопытство требует начальных знаний. Нам сложно развивать этот навык, если мы совершенно не понимаем, что происходит вокруг.
Есть люди, которые читают только фэнтези. Или детективы. Или журналы о садоводстве. Не зацикливайтесь на чем-то одном, читайте все:
Удивительно, но вся эта информация не только сделает вас интересным человеком (что для кого-то и вовсе цель жизни), но и поможет находить так называемые пересечения: это когда вы понимаете, что книга об истории Рима помогла придумать идею в области моды.
Варьируйте свои интересы
Леонардо да Винчи был гением, которого интересовало все вокруг. Вот выдержка из его дневника:
Вы представляете, каким сумасшедшим в хорошем смысле был этот человек? Каких масштабов была его личность? Да Винчи, вероятно, был самым разносторонним человеком в истории, к чему стоит стремиться и всем, кто занимается саморазвитием.
Изучайте новые слова и включайте их в свой словарь
Новые слова способны разжечь фантазию и изменить мышление. В качестве упражнения возьмите словарь и выпишите из него 100 слов, которые покажутся вам интересными или любопытными. Выясните, что они значат, узнайте об их происхождении. В течение недели вставляйте их в разговоры или хотя бы начинайте думать с их использованием.
Посещайте книжные магазины, библиотеки и музеи
Здесь все просто – это источники знания, доступные каждому.
Не бойтесь задавать глупые вопросы
Некоторые люди боятся задавать вопросы, чтобы не выглядеть глупо. Но именно это и делает их во многом глупыми.
Глупые вопросы, даже заданные самому себе, направляют мышление в совершенно другую сторону. Они способны помочь в решении многих проблем.
Фокусируйтесь на краткосрочных целях
Безусловно, долгосрочные цели нужны, если вы хотите добиться успеха. Но когда развиваете любознательность, важно все-таки включить мышление ребенка. Он не думает о том, что случится даже завтра, ему интересно то, что происходит здесь и сейчас.
Краткосрочные цели – те, которые ставятся на срок не более одного месяца. При помощи них можно ставить жизненные эксперименты, получить интерес к новым областям, заинтересоваться чем-то совсем незначительным.
Используйте правило 20%
Корпорация Google ввела для своих сотрудников правило 20%. Оно гласит, что каждый работник имеет право выделять 20% своего времени на создание проектов, которые считает важными.
Подумайте: на что можно выделить 1/5 своего рабочего дня. Эта деятельность не обязательно должна привести к какому-то материальному результату. Важно, чтобы она несла удовлетворение и помогала справиться со скукой – главным врагом развития.
Заведите дневник идей
Нам в голову постоянно приходят идеи. В основном глупые, конечно, но это неважно. Записывайте все.
Тема совершенно неважна. Думаете о том, как захватить мир? Напишите об этом. Знаете, как решить какую-то проблему человечества? Напишите и об этом. Чем больше идей, тем лучше. Это упражнение позволит всегда подмечать детали из окружающего мира и тут же заинтересовываться ими.
Начните с вопроса
Лучший способ развивать любопытство – неустанно задавать вопросы. Задавайте себе вопросы о том, что слышите, что видите, что чувствуете, что обоняете. Выясните, почему у вас сформировалась определенная манера поведения в тех или иных ситуациях. Задавайте вопросы о поведении людей, мотивации, ценностях, о способах решения их проблем. Абсолютно обо всем!
Когда вы задаете вопросы, то не воспринимаете все, как должное. Если не задаете, то живете на автопилоте, не осознавая при этом, что существует множество скрытого за привычным порядком вещей. Вопросы помогают глубже понять суть вещей и насладиться полученными знаниями.
Простой пример из жизни: вам звонят и говорят, что это телефонный опрос. Вы отвечаете на вопросы, кладете трубку. Спросите себя:
Да, верно, такие вопросы можно себе задавать обо всем. Это не только повысит настроение и когнитивные навыки, но и позволит увидеть, как интересен этот мир.
Не принимайте себя всерьез
Дети не боятся показаться глупыми. Им, в общем-то, все равно. Взрослые же надевают маски, несмотря на то, что порой это приносит одни беды.
Если мы слишком серьезные, то не способны расслабиться и впустить новые знания. Давно известно, что многие открытия были совершены во время отдыха. Творчество не любит напряжения.
Что такое любопытство с научной точки зрения?
Как вы думаете, что значит быть любопытным? Ученые полагают, что любопытство — это одна из черт личности. У каждого из нас она выражена по-своему. Выходит, одни люди интересуются окружающими, знаниями или ощущениями больше, чем другие. Или нет? Любопытство имеет ряд преимуществ, однако оно также связано с риском. Чтобы разобраться в том, что же такое любопытство и какие преимущества оно несет в себе, ученые обратили свой взор на мозг.
Каждый из нас любопытен по-своему
Как связаны любопытство и мозг?
Бывало ли у вас такое, что вы изучали тему, которая не вам не интересна, а потом обнаруживали, что вы о ней ничего не помните? На самом деле этому есть научное объяснение — согласно результатам исследований, пребывание в состоянии любопытства увеличивает нашу способность запоминать интересную информацию. А вот если вам приходится изучать то, что вас совсем не интересует, вспомнить что именно вы изучали будет крайне затруднительно.
А вы считаете себя любопытным? Расскажите о темах, которые вам интересны участникам нашего Telegram-чата и спросите, чем интересуются они.
Это может показаться очевидным. Если вам что-то интересно, вы обращаете на это больше внимания. Что, в свою очередь, облегчает запоминание. Однако влияние любопытства на мозг намного сложнее. Когда что-то кажется нам любопытным, память становится лучше. В результате мы лучше запоминаем даже то, что нам не особо интересно. Не секрет, что любопытство связано с обучением и эту связь можно увидеть. Любопытство приводит к активации нескольких областей головного мозга, известных как гиппокамп (отвечает за память) и черное вещество (отвечает за положительные эмоции).
Связь между страхом и любопытством
Некоторые специалисты в прошлом полагали, что любопытство развилось как инстинкт, который помогает нам адаптироваться к новым условиям, побуждая к исследованию. Однако это, кажется, противоречит другим теориям, предполагающим, что мы боимся нового из-за потенциальной опасности, которую может нести в себе что-то, о чем раньше мы ничего не знали.
Любопытство связано с риском и жаждой острых ощущений
Кажется, что любопытство и страх могут быть спровоцированы одними и теми же ситуациями, причем любопытство иногда перевешивает страх перед исследованием чего-то нового. У некоторых людей страх может частично отвечать за пробуждение любопытства. Мы знаем, что системы в мозге, связанные с получением вознаграждения, активируются, когда нам интересно. Это указывает на то, что любопытство является своего рода жаждой получения дополнительной информации. В тоже самое время любопытство связано с риском, стрессоустойчивостью и поиском острых ощущений.
Что общего между любопытством и типом личности?
Согласно исследованиям, некоторые люди испытывают любопытство чаще или интенсивнее, чем другие. Но разве любопытство — только черта личности? Специалисты предполагают, что все люди одинаково любопытны, однако каждый человек испытывает «индивидуальное любопытство», которое проявляется в интересе к каким-то конкретным вещам или ситуациям. Ученые называют это «типом» любопытства.
- Исследователи выделяют два типа любопытства, которые хорошо исследованы:
В недавно опубликованном исследовании ученые хотели понять, отличается ли работа мозга у людей с разным типом любопытства. Специалистам также было интересно, вызывает ли момент любопытства активность в тех же самых областях мозга, которые объясняют, насколько любопытен человек в целом.
Существует несколько типов любопытства: эпистемическое и социальное
Согласно предварительным результатам ученые определили важную область, связанную с эпистемическим любопытством, но не с другими типами. Это свод головного мозга — структура, которая соединяет гиппокамп и области мозга, связанные с обучением, поиском информации и исследованием. Чем больше нас интересует информация в целом, тем лучше работают связи в мозге, отвечающие за обучение, поиск информации и мотивацию.
Проверить, какая информация лучше всего утоляет ваше любопытство, можно нашем канале в Яндекс.Дзен.
Как использовать любопытство?
Это исследование может помочь нам понять, как лучше использовать любопытство в реальном мире, например, на работе и в учебных заведениях. Поскольку свода головного мозга связана с улучшенным обучением, это говорит о том, что мы должны стремиться создавать учебную среду, которая способствует исследованию идей и поиску информации. Важно помнить о том, что любопытство делает нашу память и делает работу мозга лучше.
4 причины, почему важно быть любознательными
Любознательность – это важная черта характера любого гения. Невозможно представить себе интеллектуального и одновременно нелюбознательного человека. Такие знаменитые люди, как Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Гульельмо Маркони, были любознательными. Именно это помогло им достигнуть многого в своей жизни.
Почему важно быть любознательным?
1. Открываются новые реалии и возможности
Любознательный человек видит мир по-другому. Перед ним постоянно открываются новые реалии и возможности. Нелюбознательный человек тонет в рутине повседневной жизни и не видит света в конце тоннеля. Пытливость ума позволяет человеку ежедневно открывать новые миры, переступать через стереотипы, жить ярко и интересно.
2. Постоянная гимнастика для ума
Любознательные люди задают себе вопросы и ищут на них ответы. Их головной мозг «не вянет», а находится постоянно в тонусе. Из-за этого у любознательного человека никогда не будет проблем с памятью и с логикой.
3. Рождение новых идей
Ежедневно гениальные идеи гибнут в головах самых обычных людей. «Чепуха» — говорим мы себе. «Не выдумывай» — говорят нам окружающие. Благодаря любознательности из мимолетной идеи может появиться на свет новое научное открытие. Подумайте о тех временах, когда у людей не было ни телевизора, ни телефона, ни холодильника, ни антибиотиков. Все эти вещи появились на свет именно благодаря любознательности изобретателей.
4. Яркая и насыщенная жизнь
Любознательность можно сравнить с двигателем автомобиля. Чем мощнее мотор, тем быстрее мчится машина. Чем любознательнее человек, тем больше впечатлений от жизни он способен получить.
Поделитесь постом с друзьями!
Почему люди любопытны — что говорит наука?
Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?
Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.
Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь
Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.
Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.
Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.
Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.
Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?
фото: tominsup / flickr.com
Удивительно, но ученые реально считают, что у людей есть определенный ген или, вернее, набор «генов любопытства». Инструменты взаимодействия их пока не изучены, но примерные рассуждения по этому поводу уже есть, как и их модели.
Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:
«Любопытство включает в себя такой большой набор поведений, что, вероятно, нет и не может быть одного „гена любопытства“, который заставлял бы людей задумываться о мире и исследовать окружающую среду. Тем не менее любопытство имеет генетический компонент. Гены и окружающая среда взаимодействуют многими сложными способами, чтобы формировать и направлять поведение людей, включая их любопытство».
Ученые действительно выявили изменения в конкретном типе гена, который чаще встречается у отдельных певчих птиц, которые особенно заинтересованы в изучении окружающей среды, согласно исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Proceedings of the Royal Society B, Biological Science. У людей мутации в этом гене, известном как DRD4, были связаны со склонностью человека искать что-то новое и не уставать от жизни.
Поэтому, формально, можно сказать, что любопытство одних людей отчасти проистекает из их генетических особенностей и (возможно) может передаваться генетическим путем, то есть быть врожденным или даже приобретенным при должном и прилежном обучении. Повторимся, ученые пока знают лишь приблизительный механизм, и все свойства любопытства, а также важность его использования человеком и другими животными.
Кто любопытней всех на свете? Младенцы!
фото: Henley Design Studio / unsplash.com
С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».
«Если ребенку не любопытно, то развития не происходит», — отмечает Кэтрин, преподаватель по развитию языка и коммуникации в Манчестерском университете (Великобритания).
Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).
Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…
Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.
Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.
Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.
В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.
Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.
Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона
фото: Pixabay / pexels.com
Среди животных особенно выдающимся любопытством славятся вороны. Они используют это самое перцептивное любопытство в качестве инструмента обучения не хуже, чем младенцы человека. Считается, что именно любознательность и любопытство в изучении окружающей среды помогают воронам искать пути добычи еды крайне нестандартными способами, да и вообще, быть на голову выше многих обитателей города, в том числе хищников вроде кошек.
Видео взято с YouTube-канала «PLOS Media»
Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство
фото: Kristi Evans / pexels.com
Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!
С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».
По-научному это звучит следующим образом:
«Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria — исследование и ерistemоlоgia — теория познания) — теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения „понятийного конфликта“, обусловленного противоречиями между „символическими реакциями“ (т. е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданности), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения», — такое объяснение дал в 1954 году психолог Б. Берлайн.
Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.
Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…
Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе. «Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.
Итого:
Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.
Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!