Для чего нужно метание малого мяча
Метание малого мяча в цель ГТО
Метание различных предметов в цель – весьма древнее занятие. Стрелы, копья, камни – первые метательные предметы. Изначальна это был удел охотников, воинов. Дальше это стали использовать во время обучения молодых юношей и девушек с целью развития у них правильных навыков выживания в разнообразных условиях. Такие упражнения присутствовали практически во всех спортивных состязаниях, хоть и имели различные интерпретации.
Касательно обучения молодежи, то здесь обычно применяется небольшой теннисный мячик, весом до 60 грамм, которым необходимо попасть с определённого расстояния в круглый обруч (диаметром 90 см). Упражнение развивает ловкость, точность, сноровку, умение быстро ориентироваться, быть сконцентрированным, внимательным, правильно распределять свои силы.
Условия:
ГТО метания мяча в цель
Немного о школьных нормативах
Нормативы метания мяча в цель в школе
Учитывая, что теннисный мячик имеет небольшой вес и не представляет особой опасности для окружающих, использовать его как инструмент для развития точности и сноровки можно с младших классов. Вся суть упражнения сводится к тому, что ученик должен попасть в цель (обычно это внутренняя часть обруча) с установленного расстояния. Часто это упражнение выполняют по принципу «зачет», «незачет». Его суть сводится к тому, что цель выставляется на одинаковом минимально допустимом расстоянии. Засчитываются все попадания в цель. Для уменьшения количества не сдавших норматив ученикам дается по несколько попыток.
Как вариант могут использоваться командные игры с необходимостью точной передачи мяча. В этот перечень можно включить игру на «выбивного», пионербол, простую попарную передачу мяча друг другу в процессе разминки. Вариаций, как правильно развить в учеников точную подачу (передачу) мяча на расстоянии может быть множество. Все зависит от имеющихся площадей для выполнения упражнения, а также размера мячей.
Обычно броски мячиком по цели осуществляются на открытых стадионах под непосредственным присмотром педагогов. Дальность размещения цели зависит от возраста учеников, а также от пола. Мальчикам нужно бросать точнее и дальше чем девочкам. Старшеклассники должны попадать на большем расстоянии чем ученики начальной школы. Важно учитывать меры безопасности во время метания мяча, предусматривать дополнительное свободное расстояние по направлению, куда его будут бросать.
Следует отметить, что в будущем такой навык будет полезен для спортсменов, участвующих в командных соревнованиях с мячом. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей – далеко не полный список популярных спортивных состязаний, где точность является одним из ключевых факторов успеха. Поэтому, если молодые люди заинтересованы в дальнейшей спортивной карьере, подходить к этому простому, но весьма эффективному упражнению следует с предельной внимательностью.
о технике метания мяча в цель
Рассмотрим классическое метание теннисного мячика в обруч диаметром 90 сантиметров. В этом случае потребуется приготовить свободную площадку шириной порядка 10 – 15 метров и длиной около 30 метров. На определенную дистанцию от линии старта устанавливается и жестко закрепляется обруч на высоте порядка метра от поверхности земли.
Упражнение выполняется с места. Для этого ученик:
Перед началом упражнения в обязательном порядке необходимо выполнить общую разминку организма. Также целесообразно провести несколько тренировочных бросков с тем, чтобы настроить глазомер. В этот момент не следует полностью вкладываться в бросок.
Методические рекомендации «Метание малого мяча на дальность»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Метание малого мяча
Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида.
Техника метания мяча подразумевает разбег протяженностью в 20 м. На практике это расстояние немного колеблется в зависимости от индивидуальных характеристик спортсмена. Сам разбег должен быть равномерным, но с ускорением. Важен и шаг: легкий, пружинистый (ни в коем случае не бег с наклоном корпуса вперед). Кроме того, во время разбега необходимо контролировать положение толчковой руки. Условно разделив разбег на две равные части, получим подготовительную – собственно набор скорости легкоатлетом, и бросковую – подготовку к метанию снаряда. Здесь огромное значение имеет координация движений. Необходимо сохранить скорость, набранную в первой части разбега, и при этом завести руку для броска за спину. В начале разбега спортсмен опирается на переднюю часть стопы и слегка наклоняет корпус вперед. Перед финальным усилием необходимо сделать несколько «бросковых» шагов и отвести за это время руку со снарядом назад. Чтобы облегчить задачу, на дорожке для разбега обычно помечается место, в котором необходимо начать движение руки назад.
Метание малого мяча один из самых простых и доступных видов метаний.Техника метания мяча практически одинакова с техникой метания гранаты и копья (за исключением держания снарядов).Мяч держится фалангами пальцев, мизинец придерживает мяч с одной стороны, большой с другой, остальные три пальца, на которых лежит мяч, держатся вместе. Держится мяч на уровне верхней кромки головы, над плечом. Условно метание можно разделить на три части: разбег, финальное усилие и торможение.
Торможение. Стремительное движение вперёд, возникающее под действиеминерции разбега гасится за счёт перескока-перестановки ног с левой на правую.
Освоение техники метания малого мяча целесообразноначать с держания и выбрасывания снаряда.
Для этого рекомендуется выполнить следующие подготовительные упражнения:
2. Бросание снаряда с шестиметрового расстояния в щит для достижения максимальной дальности отскока мяча. Добиться свободного движения рукой.
— бросок согнутой рукой;
-отсутствие хлестообразного движения рукой;
-метание мяча сбоку;
-локоть правой руки направлен в сторону
Далее следует овладеть техникой метания мяча с места за счёт выполнения упражнений :
1.Тренировки в парах, во время которых партнёр помогает бросающему сымитировать финальные движения.
-низкое опускание (ниже оси плеч) правой руки с мячом перед броском;
-опускание локтя правой руки;
— ранний поворот туловища при выбрасывании мяча.
Техника метания с бросковых шагов.
Для точного овладения техникой данного движения рекомендуется выполнить упражнения:
1.Стоя левым боком в сторону метания, левая нога впереди. Выполнить метание мяча с одного шага.
2. Метание мяча после выполнения скрестного шага. Добиться слитного выполнения без пауз.
3.Метание мяча с 4-х бросковых шагов. Постепенно увеличивать скорость выполнения.
-чрезмерное отклонение тела назад во время двух первых шагов при броске;
— некоторое торможение во время скрестного шага;
-выполнение паузы перед броском.
Затем следует освоить технику выполнения разбега и отведения мяча.
Для этого целесообразно выполнить следующие упражнения:
Имитация отведения мяча (вперёд-вниз-назад) в ходьбе.
Имитация отведения мяча в беге. Добиться попадания на контрольную отметку левой ногой.
Метание мяча с 4-х бросковых шагов. Добиться выполнения отведения на первые два шага.
Для решения задачи обучить технике метания мяча с полного разбега рекомендуется выполнить упражнения:
Имитация попадания на контрольную отметку левой ногой при ходьбе, беге.
Имитация метания мяча с полного разбега. Выполнить без мяча. Обратить внимание на ритм движения.
Выполнение метания мяча с 6-8 шагов разбега. Постепенное увеличение скорости и длины разбега.
Метание мяча с полного разбега. Подбор и замер ступнями для индивидуального разбега.
-низкий темп при разгоне на предварительном этапе разбега;
-чрезмерно резвый старт при беге на полусогнутых ногах;
-рваный ритм бега на предварительном отрезке разбега;
-излишняя ширина бросковых шагов;
Далее следует совершенствование техники метания мяча в различных погодных условиях и соревнованиях.
Техника метания малого мяча
Содержание
Техника метания малого мяча [ править | править код ]
Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида.
Метание копья по объему часов на уроках физкультуры занимает в школе значительное место. Этот вид легкой атлетики изучается как в младших, так и в старших классах.
На занятиях в зале применяются теннисные мячи, которые, отскакивая при ударе о место приземления, безопасны в эксплуатации. При занятиях на улице используются специальные хоккейные мячи.
В соответствии со школьной программой метание малых мячей проводится на дальность с места и с разбега, когда техника движений в основном идентична технике метания копья, а также в вертикальные и горизонтальные цели.
Кроме того, некоторые разновидности метания малого мяча предложены к использованию на соревнованиях, входящих в комплексную программу «Детской легкой атлетики ИААФ».
Метание малого мяча с разбега относится к циклическо-ациклической группе скоростно-силовых упражнений. Общая структура движения слагается из ряда фаз. Предварительная часть метания подразделяется на держание снаряда и разбег, который состоит из двух фаз (предварительной и заключительной — бросковых шагов). Финальная часть включает в себя элементы финального усилия и фазу сохранения равновесия после броска (рис. 7.4).
Разбег. Первая (предварительная) фаза разбега начинается из исходного положения до контрольной отметки, которая подбирается индивидуально. Задача этой части разбега — сообщить системе «метатель—снаряд» первоначальную скорость, в результате чего она приобретает определенное количество движения, и точно попасть ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом с оптимальной скоростью, его длина преодолевается за 6 —12 беговых шагов.
Вторая (заключительная) фаза разбега, которая также подбирается индивидуально и зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска, начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие. Задача этой фазы состоит в отведении снаряда для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги данной части разбега называются бросковыми. Их количество зависит от способа отведения снаряда и колеблется в диапазоне 4ч— 6 шагов. При этом, используя четное количество шагов, метатель должен попасть на контрольную отметку левой ногой, нечетное количество — правой (анализ техники будет проводиться для тех, кто метает мяч правой рукой).
В спортивной практике используются различные варианты отведения снаряда при выполнении бросковых шагов («прямо-назад», «дугой вперед-вниз-назад», «дугой вверх-назад» и другие). Наиболее простым и широко распространенным способом, изложенным при анализе техники, которым пользуются большинство метателей, считается отведение «прямо-назад». Оно осуществляется на четыре бросковых шага.
Попадая на контрольную отметку левой ногой, метатель безостановочно выполняет первый шаг правой. Стопа ставится прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой части разбега. Одновременно начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом, суставе, движется вперед.
Второй шаг, выполненный левой ногой, сопровождается дальнейшим поворотом оси плеч направо почти до угла 90° от и. п. и полным выпрямлением правой руки со снарядом. Таз в этом шаге также поворачивается направо, примерно на 45°. Кисть руки со снарядом располагается немного выше одноименного плеча. Между выпрямленной правой рукой и туловищем образуется прямой угол, который сохраняется в дальнейших движениях. Для поддержания скорости рекомендуется удерживать вертикальное положение туловища. Важно при выполнении шагов разбега свести к минимуму вертикальные колебания ОЦМТ. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается процесс отведения снаряда.
Третий шаг называется скрестным. Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная его задача заключается в осуществлении «обгона» снаряда и своевременном выносе левой ноги вперед при постановке правой на опору. Скрестный шаг выполняется путем активного сведения бедер и проталкивания левой ногой, что придает дополнительное ускорение нижним звеньям тела метателя и выводит ось таза вперед по отношению к оси плеч. Таким образом происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется предварительное натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии. Туловище при выполнении данного шага отклоняется назад, и плечи увеличивают поворот вправо. Заканчивая скрестный шаг, стопа правой ноги ставится с внешнего свода на пятку с последующим перекатом на носок. Постановка ноги осуществляется близко к проекции ОЦМТ.
Левая нога в этот момент после быстрого снятия с опоры (за счет активного проталкивания в результате предварительного сильного натяжения мышц ее передней поверхности) выносится вперед и завершает разбег <шаг четвертый).
При осуществлении бросковых шагов очень важно соблюдать ритм их выполнения с акцентом на ускорение в последних шагах перед финалом.
Финальное усилие. Заключительная фаза броска начинается до постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге в момент прохождения ОЦМТ над правой опорной ногой. Этот шаг выполняется без фазы полета. В финальном движении необходимо скорость, набранную в разбеге, максимально увеличить в момент броска:
После прохождения ОЦМТ правая нога начинает активно разгибаться, поворачиваясь бедром внутрь по направлению разбега. С этого момента начинается «захват» снаряда. Элемент «захвата» необходим для последующего натяжения мышц туловища и метающей руки, участвующих во время выпуска снаряда..
Левая нога, почти прямая, ставится с пятки на расстоянии около одной стопы влево от линии разбега с дальнейшим переходом в упор на всю стопу. Это необходимо для создания условий вращательно-поступательного движения вокруг оси, условно проходящей через левую стопу и левое плечо. В данный момент (после «захвата») правая рука со снарядом сгибается в локтевом суставе, а предплечье и кисть, оказываясь сзади плеча, супинируются. Левая рука при этом начинает отводиться влево и пронируется.
Выпрямив правую ногу и повернув правую часть таза вперед, метатель, осуществляя «тягу» снаряда, выходит грудью вперед, выводит правый локоть вперед-вверх и переходит в положение «натянутого лука», названное так из-за внешнего сходства, где правая рука со снарядом, прогнутое туловище и левая нога образуют соответствующую дугу.
Далее, путем сокращения предварительно растянутых мышц и использования инерции системы «метатель-снаряд», происходит разгибание туловища и движение грудью вперед.
Заключительная часть финального усилия осуществляется наиболее мощным движением — «рывком». Выпуск снаряда заканчивается хлестообразным движением предплечья и кисти правой руки. Рука со снарядом проходит над плечом. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямляется.
Сохранение равновесия. После выпуска снаряда для погашения инерции движения метатель производит перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска.
Применяемые на практике варианты метания малого мяча с разбега обусловлены индивидуальными особенностями спортсменов и отличаются способом отведения снаряда и количеством бросковых шагов.
Отведение «прямо-назад» выполняется некоторыми метателями на 6 бросковых шагов.
Отведение «дугой вперед-вниз-назад» осуществляется на 5 бросковых шагов. Особенность этого варианта заключается в движении правой руки, которая с первого броскового шага выпрямляется вперед, затем, не сгибаясь, свободно, по большой амплитуде, одновременно с поворотом плеч вправо на 90° совершает движение по дуге вниз-назад и приходит в такое же положение, как при метании способом «прямо-назад» перед скрестным шагом.
Отведение «дугой вверх-назад» выполняется на 4 бросковых шага, при этом на первые два осуществляется отведение мяча назад по дуге вверх-назад без значительного поворота плеч вправо. При третьем шаге правая нога ставится прямо по направлению разбега, и метатель заканчивает его в положении, сходном с положением «натянутого лука». Этот вариант отведения больше способствует точности попадания «в снаряд» и может применяться на начальном этапе обучения или при метании малого мяча в цель с места.
Методика обучения технике метания малого мяча [ править | править код ]
Процесс обучения технике метания малого мяча предваряет создание необходимых условий для усвоения изучаемых движений с помощью специально-подготовительных упражнений. Данные упражнения направлены на развитие соответствующих двигательных качеств и овладение основными закономерностями метательных движений, без которых обучение технике метания будет затруднительно.
Надо помнить, что метание мяча осваивается успешнее теми спортсменами, у которых хорошая подвижность в суставах грудной части позвоночника и плечевого пояса, лучше развиты скоростно-силовые качества, хорошие координационные способности.
В результате проведенной подготовки создаются необходимые предпосылки к обучению и начинается целенаправленное изучение техники метания.
Задача 1. Создать представление о технике метания малого мяча.
Методические указания: при объяснении и показе обратить внимание на ведущие элементы техники, отметить особенность целевых установок в бросках на точность и на дальность.
Задача 2. Обучить держанию снаряда и технике броскового движения в финальной фазе при метании малого мяча.
Задача 3. Обучить технике отведения малого мяча «прямо-назад» при выполнении разбега.
Методические указания. имитационные упражнения и упражнения без броска следует выполнять под счет. Так, при отведении на месте из и. п. левая нога впереди, рука со снарядом над плечом, на счет «раз» плечи поворачиваются вправо, левая рука выводится локтем вперед, правая нога сгибается. На счет «два» рука с мячом отводится назад. На счет «три», разгибая правую ногу, поворачиваясь грудью вперед и выводя руку с мячом локтем вперед-вверх, метатель занимает положение «натянутого лука». На счет «четыре» имитируется рывок. После раздельного выполнения эти движения осуществляются слитно.
При отведении снаряда в движении каждый счет соответствует выполненному бросковому шагу.
Скрестные шаги следует делать быстро, проталкиваясь вперед, без вертикальных колебаний ОЦМТ.
Пробежки со снарядом осуществляются равномерно и равноускоренно.
Задача 4. Обучить сочетанию элементов предварительной и финальной фаз движения и технике метания малого мяча в целом.
Методические указания: при выполнении броска со скрестного шага необходимо произвести постановку левой ноги на опору синхронно с разгибанием правой ноги и одновременным поворотом правой стороны таза налево-вперед.
При метании с трех шагов разбега ритм движения следует регулировать длиной шагов, размеченной ориентирами (первый шаг равен трем стопам, а второй и третий — четырем), и быстротой их выполнения.
В бросках с укороченного и полного разбега надо корректировать контрольную отметку и следить за ритмом бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.
Задача 5. Совершенствовать технику метания малого мяча С учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Методические указания, при совершенствовании техники уточняются длина разбега, ритм выполнения движения, количество бросковых шагов и другие элементы метания. Индивидуализация техники происходит при постоянном развитии необходимых двигательных качеств.
Прочность образования навыка лучше всего проверяется специальными тестированиями и выступлениями на соревнованиях;
Техника и методика обучения метанию малого мяча в цель [ править | править код ]
Метание малого мяча в цель проводится в младших классах. Техника броскового движения этих упражнений подобна технике финальной фазы, выполняемой при метании мяча с разбега. Однако двигательная установка для приложения усилий здесь направлена не на дальность броска, а на точность выполнения заключительной фазы метания.
Создание представления о технике движения, постановка задач обучения, подбор средств и необходимых методических указаний соответствуют тем, которые применяются для обучения ; технике держания снаряда и выполнения финального усилия при метании малого мяча с разбега (задачи 1 и 2).
Для оценки успешности овладения техникой метания малого мяча, выявления основных ошибок и причин их возникновений можно проводить сравнительный анализ удачных и неудачных попыток (табл. 7.2).
Обеспечение техники безопасности
На учебно-тренировочных занятиях по метаниям для исключения травматизма необходимо соблюдать ряд организационных требований:
Таблица 7.2. Ошибки, возникающие при метании малого мяча, их причины и способы устранения
Ошибки, встречающиеся при разбеге
Скованность метателя в предварительной фазе разбега
Слишком быстрое начало разбега, бег на полусогнутых ногах
Повторный, равномерно ускоренный бег 20—30 м высоко на передней части стопы. Левая рука и плечи, двигаются свободно и разноименно, как при обычном беге, кисть со снарядом над правым плечом
Затруднен переход от предварительной фазы разбега к бросковым шагам
Нет постоянства при выполнении предварительной фазы разбега
Многократное выполнение предварительной фазы разбега со своевременным попаданием на контрольную отметку. Первые беговые шаги от стартовой отметки делать одинаковыми по длине
Нарушение ритма бросковых шагов
Нарушены оптимальные длина бросковых шагов и время их выполнения
Для стабилизации ритма бросковых шагов выполнять их по ориентирам с оптимальной скоростью
Излишний наклон туловища назад при первых двух бросковых шагах
Слишком высокое поднимание бедер в беге и расслабление мышц туловища при выполнении отведения снаряда
Туловище держать вертикально и «убегать» вперед от снаряда при многократных пробежках с повторным отведением правой руки назад
Нарушение прямолинейного продвижения в бросковых шагах’
Поворот стоп вправо на первых бросковых шагах при отведении снаряда
Отведение снаряда в беге по прямой линии с постановкой стоп по ходу движения
Пассивное продвижение вперед при скрестном шаге
Скрестный шаг выполняется преждевременно, без маха правым бедром
Бег скрестными шагами с отведенной правой рукой с акцентом на вынос правого бедра вперед
Высокий полет в скрестном шаге
Увеличенный мах правой ногой вверх после слишком активного толчка левой
Бег скрестными шагами с акцентом на быструю постановку правой ноги вперед на внешний свод стопы
Несвоевременное сгибание правой руки в локтевом суставе при выполнении скрестного шага
Излишняя закрепощен-ность плечевого пояса, слишком раннее начало финального усилия. Слишком низко опущена правая рука
Имитация и выполнение скрестного шага с концентрацией внимания на «обгоне» снаряда.
Удержание кисти с мячом выше плечевого сустава
Затруднено выполнение «захвата» снаряда
Левая нога в четвертом бросковом шаге ставится по линии разбега или правее
Левую ногу следует ставить левее линии разбега на расстоянии одной стопы
Ошибки, встречающиеся при выполнении финального усилия
Затруднен переход от разбега к финальному усилию
Излишний поворот оси плеч и таза вправо при «обгоне» снаряда. Правая стопа развернута наружу больше чем на 45° в
Во время двух последних бросковых шагов удерживать голову у левого плеча, направив взгляд по ходу разбега. Следить за правильным углом поворота стоп
Наклон туловища влево и сгибание в левом тазобедренном суставе при «захвате» снаряда и броске
Бросок осуществляется только одной рукой. Недостаточное выпрямление левой стороны тела
Имитация финального усилия по элементам. Направить усилие при разгибании правой ноги точно в грудь. Выполнять «захват» снаряда левым боком за рукой вперед через ось левое плечо-левая стопа
Бросок согнутой рукой
Плохой замах и недостаточный «обгон» снаряда
Перед «захватом» снаряда полностью выпрямить правую руку. Во время финального усилия не спешить с рывко-вым движением
Бросок рукой сбоку
Нарушено прямое направление движения кистью при выполнении броска
При «обгоне» снаряда увеличить поворот плеч вправо, а при броске проносить кисть над плечом, ближе к голове
Сгибание левой ноги в коленном суставе перед выпуском снаряда
Слишком короткий четвертый бросковый шаг
Ошибки, встречающиеся при сохранение равновесия
Выход за дугу после выпуска снаряда
Малое расстояние от постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге до линии дуги
Откорректировать контрольную отметку. Своевременно выполнять финальное усилие