Для чего нужно милосердие
Что такое милосердие и что нужно делать чтобы стать милосердным?
Что такое милосердие, в каких людских поступках оно проявляется – актуальный вопрос. Современный мир имеет развивающуюся большими темпами технологическую революцию, упростившую повседневную жизнь каждого из нас. В гонке за личными благами, незаметно мелькают чужие проблемы, но кто захочет остановиться, подать руку помощи нуждающемуся в поддержке, ведь у каждого свои заботы.
Доброта сердца, перенимающая чужие страдание и проблемы, желание протянуть руку помощи, невзирая на вину или невиновность человека – вот что значит милосердие. Основа любви к ближнему, наличие которой помогает спасать жизни и решать чужие проблемы, проявлять понимание, оказывать помочь другому – избавлять ближнего от трудных обстоятельств. Тесно связанные с милосердием черты характера:
Милосердие в христианстве
Дела телесной милости к ближнему:
Для чего нужно милосердие?
Стремление жить в мире, наполненном радостью и приятными взаимоотношениями, заложено в человеке. Милосердие и доброта – фундамент гармоничных отношений во многих религиях и древних культурах, им посвящены работы философов. Строить отношения в социуме по принципу справедливости легко анализируя ошибки другого человека, но такая позиция лишает возможности получить снисхождение в трудную минуту.
Получать помощь не требуя взамен отплаты – развиваться духовно, вкладывать свою лепту для изменений в лучшую сторону, привносить в мир добро, дарить радость. Никто не знает, в какую трудную минуту возникнет его нужда в помощи, кто окажется рядом – сделает милосердный поступок, невзирая на социальный статус или прошлые ошибки. Отрывать от сердца частичку доброты и заботы всегда приятно.
Быть милосердным значит, что направленное другому человеку благо отдано безвозмездно – не для всеобщей похвалы, публичного признания или последующего благодарения. Милосердие успокаивает совесть – подаренный шанс протянуть руку помощи человек не отверг, а в силу своей возможности облегчил жизненные обстоятельства находящегося в худом положении дел. Милосердие погашает гнев, подавляет эгоизм, а это возможность накопить духовные богатства:
Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Милосердие и сострадание, сделанное анонимно, считается высшей степенью добродетели. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный поступок, достойный уважения. Основные принципы милосердного отношения основываются на любви к ближнему, проявленной заботе и оказанной помощи. Быть милосердным значит:
Почему человек должен быть милосердным?
Милосердие в современном мире
Нужно ли милосердие в наше время?
Милосердие в наше время – зеркало, показывающее нравственный облик личности. Современный мир наполнен контрастами, социальный статус, разделяющий людей, показывает, что бедному и простому легче разделить страдания нуждающегося, ибо они ему знакомы. Богатому и знатному нет дела к элементарным заботам и проблемам других людей, даже если он в состоянии оказать помощь и устранить проблемы для тысяч людей.
Милосердие как путь к радости
В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).
Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».
Милосердие – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обожения. А милосердие к ближним доступно всем.
Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.
В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.
Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в Великий четверг этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.
Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на Пасху выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».
Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.
Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.
Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.
Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.
Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.
Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно молиться о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.
Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.
Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.
Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:
Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.
Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское блаженство. Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.
Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».
Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.
А вот как предостерегает нас святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».
Н.В. Гоголь уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».
В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.
Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:
1. Подавайте хотя и немного, но с любовью. Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.
2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.
3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.
4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).
По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.
Помочь ближнему можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.
Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.
В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.
Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.
Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.
Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.
Милосердие и сострадание: что делает нас человечнее?
К аждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.
Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.
Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.
Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.
Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.
В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?
Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.
Милосердие — это способность видеть чужую боль
В разных религиях существует множество наставлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», какие действия являются правильными, какие неправильными и так далее. И часто даже бывает так, что эти наставления противоречат друг другу. Так что же является основой всего? Что является самым главным на духовном пути? Исполнение всех ритуалов или нечто иное? Можно сказать, что самым главным на духовном пути является милосердие или, как говорится в христианстве, любовь к ближнему. Тут ещё можно много рассуждать о том, кто является ближним, а кто нет, но главное в проявлении милосердия — это способность чувствовать чужую боль.
Ведь если мы не чувствуем чужую боль, то откуда может возникнуть желание эту боль прекратить? Попробуем разобраться в том, для чего нужно милосердие, кто нуждается в милосердии и сострадании, а кто нет. Какого человека можно считать милосердным? Как люди проявляют милосердие, всегда ли это происходит во благо? И почему нужно быть милосердным? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье:
Что такое милосердие?
Итак, милосердие — что это такое? Наиболее полно это понятие раскрывается в христианстве. Рассматривая такое качество, как милосердие, с точки зрения христианства следует вспомнить самое начало «Библии», где говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. И с точки зрения христианства милосердие — это умение в каждом видеть эту божественную искру, независимо от того слоя различных недостатков, под которым она сокрыта. Чуть выше мы уже затрагивали вопрос о том, кто является ближним и о ком гласит одна из базовых заповедей христианства «возлюби ближнего своего». Учитывая, что божественная искра есть в каждом, каждое живое существо может считаться ближним и, следовательно, возлюбить следует каждого.
Что же такое милосердие, говоря кратко? Милосердие — это способность чувствовать чужую боль так же, как свою. Милосердие — это качество мудрого человека. Но даже те, кто пока пребывают во мраке невежества относительно мироустройства и своей природы, так же часто даже неосознанно способны проявлять милосердие. Мало кто способен пройти равнодушно мимо замерзающего зимой на улице котёнка. И это говорит о том, что милосердие и сострадание — это наша истинная природа, которая лишь временно сокрыта под слоем заблуждений подобно тому, как солнце сокрыто за облаками. Но это ведь не значит, что его там нет.
Что такое милосердие и как оно проявляется? Когда мы чувствуем чужую боль, то неизбежно стремимся помочь человеку. Часто можно слышать совет следовать правилу «Не просят – не лезь», и надо признать, что отчасти доля правды в этом есть. Мы не всегда можем адекватно оценить ситуацию и понять, что человеку нужна помощь и, самое главное, какая именно помощь ему нужна.
Быть может, кто-то думает, что дать денег алкоголику, который с протянутой рукой стоит у церкви, — это богоугодное дело, но совершенно очевидно, что ничего хорошего в этом поступке нет: мы же участвуем в деградации этого человека таким образом. И чаще всего подобные поступки продиктованы именно желанием почувствовать себя благодетелем, который помогает всем вокруг. О том, что от такой помощи один вред, часто предпочитают не задумываться.
Почему важно милосердие?
Почему важно проявлять милосердие? Как говорил Иисус в «Нагорной проповеди»: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Тут важно заметить, что мотивацией к проявлению милосердия, конечно, должна быть не мысль о том, чтобы быть помилованным. Тут речь о том, что милосердие — это наша истинная природа, и тот, кто не противоречит ей, идёт верным путём, и потому будет помилован.
Также важно помнить о законе кармы. В Священном «Коране» говорится: «Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром». Об этом же писал и легендарный царь Соломон: «Отпускай хлеб свой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его».
Но, снова-таки, мотивация, конечно, должна быть не в том, чтобы делать добро ради того, чтобы получать его обратно (хотя на начальном этапе даже из понимания этого следует отказаться от зла и творить добро), а в том, чтобы слушать своё сердце, которое всегда настроено на то, чтобы делать добро. И только лишь наши эгоистичные мотивации, которые часто навязаны нам окружением, СМИ, неправильным воспитанием, ложными приоритетами и так далее, заставляют нас поступать иначе.
В чём проявляется милосердие?
Милосердие и сострадание — это то, что делает нас человечнее. Но всегда ли то, что мы считаем добром, таковым является? Вот, к примеру, вышеописанная ситуация с алкоголиком у церкви. Может быть, внешне это и выглядит, как благостный поступок, но по итогу ничего хорошего в этом нет. Как же определить, в каких ситуациях и как правильно проявлять милосердие?
Когда кто-то из взрослых вырывает у ребёнка из рук девяносто девятую по счёту конфету, наверное, с точки зрения ребёнка, с ним поступили нехорошо, и он даже может сильно огорчиться. Но с объективной точки зрения это и есть проявление милосердия. И напротив, не вырвать из руки у ребёнка эту самую девяносто девятую по счёту конфету — это будет жестоко.
Поэтому милосердие — это искреннее желание избавить другого человека или любое другое живое существо от страданий. Проблема в том, что мы часто и сами имеем весьма искажённое представление о страданиях и их причинах. Именно поэтому сегодня дети уже с раннего возраста имеют ожирение, сахарный диабет и проблемы с зубами, и всё потому, что в данном случае милосердие проявляется в какой-то явно искажённой форме, а любовь родителей часто измеряется количеством сахара, потребляемого ребёнком.
Милосердие — это качество или чувство?
Истинное проявление милосердия происходит из сострадания, то есть способности чувствовать страдание другого живого существа. Когда человек стремится помочь другому не потому, что прочитал об этом в какой-то умной книжке, а потому, что буквально физически чувствует чужую боль, — это и есть милосердие. Поэтому милосердие — это чувство, которое толкает человека на помощь тому, кто переживает страдание.
С другой стороны, милосердие — это также и качество человека. Ведь если у него есть это чувство сострадания и желание помочь, то милосердие становится постоянным качеством такого человека, без которого он уже не представляет свою жизнь. Для такого человека любовь, доброта и желание помочь ближнему становятся такими же естественными, как процесс дыхания. И точно так же, как человек не может жить без дыхания, так же милосердные не могут оставаться безучастными к судьбе окружающих.
Как проявляется милосердие?
В любом деле главное — благой мотив. И если даже прямо сейчас у нас нет возможности облегчить чьи-то страдания (хотя, между нами говоря, всегда есть возможность кому-то помочь), то уже взращивание хотя бы самого намерения помочь ближнему ведёт нас к развитию милосердия. Важно заметить, что речь не идёт о таком виде сострадания, когда человек обливается слезами, просматривая очередной выпуск новостей о каком-то наводнении на другом конце земли.
Это типичный случай защитного механизма: человек таким образом как бы снимает с себя ответственность и необходимость реально помогать людям. На уровне подсознания он сам себе придумывает оправдание: я не безразличный, я сочувствую. Но часто за таким сочувствием людям на другом конце земли человек в упор не видит страданий тех, кто живёт с ним в одной квартире.
Поэтому важно не обманывать себя, а взращивать в себе искреннее намерение помогать окружающим и делать это при каждой удобной возможности, но, что не менее важно, избегать насилия. Если мы прочитали статьи о вреде алкоголя, это не значит, что нужно теперь бежать и выбрасывать из дома весь алкоголь или распугивать всех окружающих агрессивными проповедями о том, как «спаивают наш народ», это, к сожалению, так не работает. Что же делать? Всё просто — личный пример. Всё, что мы можем делать, — это менять себя и подавать позитивный пример. И, если окружающие будут видеть, как меняется наша жизнь к лучшему, они обязательно изменят своё мировоззрение.
Таким образом, милосердие должно гармонично сочетаться с благоразумием. Далеко не всем и не всегда нужно помогать так, как мы себе это представляем. Важно понимать, что у каждого в этой жизни свои уроки и свои трудности и, например, давать деньги в долг человеку, который не собирается и не хочет искать работу (а деньги потратит явно не на самое необходимое) — это поступок очень далёкий от истинного милосердия.
Гораздо разумнее будет помочь человеку найти работу, но, как показывает опыт, часто такие люди как раз не торопятся искать работу и найдут тысячу и одно оправдание тому, почему они ничего не могут, и им нужно просто помогать деньгами. В такой ситуации будет разумно занять выжидательную позицию. Жизнь часто самый лучший учитель, и иногда, чтобы человек был готов принять нашу адекватную помощь, нужно время.
Нельзя дать какие-то конкретные рекомендации о том, что можно делать, а что нельзя, в каких ситуациях нужно помогать, а в каких нельзя: в каждой ситуации и с каждым отдельным человеком всё индивидуально. Единственное, что можно посоветовать, это следовать золотому правилу нравственности: поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами. И самое главное — надо понимать, что далеко не все страдания идут во вред человеку.
Часто именно через страдание происходит развитие. И далеко не всегда нужно сломя голову бежать и избавлять человека от страданий; может быть, именно эти страдания — это то, что сейчас ему нужно для развития. Речь, конечно, не идёт о том, что нужно бросать человека тонущим в реке или горящим в доме. Одним словом, во всём нужно знать меру и проявлять здравомыслие.