Дорожи тем что имеешь
Урок-дебаты «Дорожить тем, что имеешь или стремиться к тому, что недосягаемо? «
Урок-дебаты проводится с целью научить детей аргументированно и толернтно отстаивать свою точку зрения.
Содержимое разработки
Тема: Дорожить тем, что имеешь или стремиться к тому, что недосягаемо? На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Тема дебатов: «Синица в руке или журавль в небе»
Цель: умение отстаивать свою точку зрения, проявление толерантности.
развивать интерес у учащихся к литературному чтению, навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
формировать у учащихся навыки аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести дискуссию в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы.
Оборудование: рисунки детей к сказке, учебник «Литературное чтение», листы для выступления в группах.
Приветствие: Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на группы по просьбе учителя. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее, думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех.
Учитель. Начнем наш урок с разминки «Угадай, кто это?» Я прочитаю загадку, а вы скажите о ком пойдет речь.
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычецею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась –
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о. Рыбаке и рыбке!
– Объясните, какие человеческие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ автором? ( Легкомыслие – необдуманность, несерьёзность в словах и поступках) беспечность (беззаботность) – отсутствие тревоги, ни о чём не беспокоится; надо думать о завтрашнем дне, черствость – лишена душевной мягкости, чуткости; неотзывчивый, бездушный; эгоизм – поведение, целиком определяемое мыслью, о собственной выгоде, предпочтении своих интересов интереса других людей )
– Чему учит сказка (Не быть жадными, грубыми, злыми, безответственным)
Вопросы для подготовки:
– Почему Старуха оказалась у разбитого корыта? (Из-за своей жадности, безответственности, хотелось жить лучше)
– Кто из персонажей тебе более симпатичен? (старик, старуха, никто, одинаково)
– Осуждаешь ли ты кого-нибудь? (старика, старуху, никого, обоих).
– Я предлагаю поразмышлять над этой темой. Сегодня мы должны выяснить: права ли старуха.
– Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.
– А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, такая технология, как «Дебаты». Мы попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
Дебаты – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Правила ведения дебатов:
1. Утверждай и доказывай
3. Опровергай и доказывай
Особенности проведения дебатов
В дебатах принимают участие все.
Председатель: Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
— в начале аудитории по центру – председатель;
— справа от председателя – 4 спикера команды 1 (Лучше журавль в небе);
— слева от председателя – 4 спикера команды 2 (Лучше синица в руке);
— напротив председателя – эксперты (3 человека);
— в конце аудитории – ученики-зрители.
Деление на группы (спикеры) – проводится перед уроком.
1 – утверждающая сторона (защитники) доказывает, что старуха поступила правильно, что заставляла старика идти просить у рыбки лучше прежнего не зная последствий (лучше журавль в небе)
2 – опровергающая сторона (противники) доказывает, старуха поступила неправильно, что заставляла мужа идти просить рыбку лучше прежнего (Лучше синица в руке)
— внимательно слушают позиции сторон (1 и 2), которые подбирают аргументы «за» и «против»;
— формулируют вопросы и задают их любой из сторон;
— к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
Эксперты (судьи) придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.
— эксперты оценивают аргументы (выступления), но не участников.
— подбор аргументов и постановка вопросов.
Аргументы утверждающей стороны:
Мы считаем, что старуха поступила правильно, что заставляла старика идти просить у рыбки дом лучше прежнего
Старуха хотела лучшего для жизни, они со стариком уже были стары, жили бедно, помощи никакой не было.
Старуху можно понять, ей надоело жить в нищете
Когда появилась возможность жить хорошо, старуха не упустила такой шанс
Аргументы опровергающей стороны:
Мы считаем, что старуха поступила неправильно, что заставляла старика идти просить у рыбки дом лучше прежнего
Старуха скупа, зла, завистлива, в погоне за богатством осталась ни с чем
Старуха, став богатой, властной, забыла про своего мужа, чем богаче становилась, тем сильнее злилась на него.
Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь
1. Могла ли изменить свое поведение старуха? Обоснуйте свой ответ
2. Правильно ли поступила рыбка, оставив старуху у разбитого корыта?
3. Как бы жили старик и старуха, если бы старик не поймал рыбку?
Подведение итогов дебатов
Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:
Оцените активность каждого из участников дебатов. (аплодисментами)
Чьи выступления вам понравились? Почему?
Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук)
Достигнута ли главная цель дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения)
Критерии балльной оценки действий спикеров: (5 баллов – максимально)