Для чего нужно обществознание юристу
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Обществознание – основа профессии «Правовед»
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
Зачем же нужно изучать обществознание?
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Обществознание к тому же является учебной дисциплиной. Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии: политолога, социолога, культуролога, юриста, экономиста, психолога, педагога, правоведа, менеджера (по отраслям) и т.п.
Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий – правовед. Правовед — специалист по правоведению, ученый-юрист, знаток действующего законодательства, а также основ и философии права. Правоведение (или юриспруденция) — наука, которая изучает совокупность знаний о государстве, управлении и праве. Правовед как специалист в области правоведения — точно знает, что и как, а самое главное почему. Опираясь на законы государства, поможет уладить любую ситуацию, в которую по разным причинам попал его клиент.
Специалист в этой области должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.
Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:
· общую теорию государства и права;
· историю политических и правовых учений;
· историю государства и права, конституционное право;
· отрасли национальной системы права.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Обществознание – основа профессии правовед
О предмете обществознание
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества.
Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
Зачем же нужно изучать обществознание?
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.
Обществознание к тому же является учебной дисциплиной.
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений:
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии:
Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий – правовед.
Специалист в этой области должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.
Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:
Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры.
Особенности профессии
Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.
Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов».
Медицинские противопоказания
Профессионал должен в совершенстве знать действующее законодательство как России, так и других стран, владеть иностранными языками, поскольку это дает правоведу возможность не только изучать оригинал нормативных первоисточников, а и практику передовых стран мира.
Важным профессиональным качеством является профессиональная мобильность, способность к быстрой адаптации ко всем изменениям в законодательстве. В дальнейшем правовед может работать в органах государственной исполнительной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры, подразделениях УВС, юстиции, нотариата, юридических и экономических службах организаций, предприятий различных форм собственности.
Среди знаменитых и великих правоведов:
Где получить образование?
Специальность юриста-правоведа в Самарской области можно получить в Самарской Академии государственного и муниципального управления. Базы практик будут определяться совместно с администрацией города Самары и администрациями районов города Самары.
На предпоследнем курсе начинается обучение по специализации в зависимости от дальнейшего выбора направления юридической деятельности. Специализации, реализуемые в Академии по специальности:
Государственно-правовая специализация нацелена на подготовку студентов к работе в различных органах государственной и муниципальной власти и управления в качестве юрисконсультов, руководителей правовых служб.
Государственный и муниципальный служащий должен иметь высококвалифицированную юридическую подготовку, знать правила толкования нормативных актов, действия их во времени, в пространстве, по кругу лиц и некоторые другие основные постулаты правовой теории для грамотного правового обеспечения деятельности муниципальных образований, осуществления контроля за соответствием требованиям законодательства различных документов правового характера, принимаемых муниципальными образованиями, уметь защищать права и законные интересы государства, общества и граждан.
Поэтому студенты изучают:
В дальнейшем выпускникам придется работать с гражданами, юридическими лицами, а также с документами, прецедентами, готовить иски, претензии, искать и устранять пробелы в договорах и других нормативных документах.
Уголовно-правовая специализация готовит студентов к работе в следственных, прокурорских, правоохранительных и судебных органах, то есть к деятельности в сфере борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений, поддержания обвинения или осуществления защиты в суде по уголовным делам.
Студенты дополнительно изучают для этого:
Работа по указанной специализации связана с уголовно-правовой защитой прав и законных интересов граждан и лицами, преступившими закон.
Квалификация выпускника – юрист.
Дальнейшая трудовая деятельность выпускников осуществляется в организационно-правовой форме различных профессий (судья, следователь, прокурор, адвокат, юрисконсульт, нотариус, корпоративный юрист и др.).
Зачем нужны юристы?
Одна моя подруга как-то спросила: зачем нужны юристы и почему им так много платят, ведь любой человек может найти ответ на свой юридический вопрос в законе. Открыл Консультант+ и готово. Вопрос особенно любопытен, учитывая что тогда она как раз работала в отделе кадров большой юридической фирмы.
Я не сразу нашелся, что ответить — не ожидал, что кто-то может усомниться в абсолютной необходимости моей профессии. Поэтому даю обстоятельный ответ только сейчас. Даша, этот пост для тебя. )
Конечно, юристы не входят в топ пять жизненно важных профессий. “Помогите! Есть ли на борту самолета юрист?” — прозвучит неожиданно, согласитесь. И в постапокалиптическом будущем юристы понадобятся только при условии удовлетворения более базовых, чем правосудие и договорная работа, потребностей. Тем более нельзя сказать, что к юристам питают большие симпатии. Иллюстрацией тому восклицание мятежников в Генрихе IV: “the first thing we do, let’s kill all the lawyers!” (первым делом перебьем всех законников).
В общем, обращение к услугам юриста, обычно, вызвано не праздным интересом, а необходимостью. Почему и когда такая необходимость возникла?
Позволю себе исторический экскурс во времена, когда потребность в юристах действительно отсутствовала — правление царя Хаммурапи, второе тысячелетие до нашей эры. Вавилонский царь Хаммурапи известен в первую очередь тем, что он принял первый известный человечеству законодательный акт.
Его законы были высечены в камне, выставленном на всеобщее обозрение. Их положения были казуистичны, то есть регулировали конкретную ситуацию (казус), а в остальных случаях не были применимы. “Если человек украл корову, то должен возместить ее стоимость в тридцатикратном размере, а если не может заплатить, то должен быть убит”.
Вот и все, никаких двойных толкований. Закон уже есть, но юристы еще не нужны.
Казуистичность — отличительная черта архаичных законов от ветхозаветного Пятикнижия до Русской правды. Просто, понятно, однозначно. Но такая простота не очень удобна — все возможные варианты не предусмотреть, большинство отношений остается без регулирования.
Право развивалось, законы становились более сложными и гибкими— учитывали не конкретный случай, а устанавливали общее правило, охватывающее широкий спектр возможных ситуаций. С одной стороны законы стали более универсальными, с другой — менее буквальными. Понадобились специалисты, которые смогли бы трактовать и применять формальные нормы в конкретной ситуации.
Не случайно первые профессиональные юристы появились в Древнем Риме одновременно с возникновением первых высококачественных правовых норм, близких к современным.
Юристы нужны потому что на самом деле в современных законах нет прямого ответа на юридические вопросы.
Закон — не инструкция и не методичка. Нужную норму закона нужно, во-первых, сперва найти, во-вторых, — понять. Чтобы получить правильный ответ требуется учесть массу дополнительных факторов: значение юридических терминов, применимость нормы, исключения из правила, судебную практику.
В идеале закон должен быть понятен и неспециалистам, но решение сложных вопросов обычно проще делегировать специально обученным людям.
Окей, распределение обязанностей — это логично. Но можно потратить время и разобраться самостоятельно— это полностью заменяет работу юриста? Только отчасти.
Работа юриста не сводится только к чтению и пересказу законов.
Усидчивость, внимательность, хорошая память — важные качестве для юриста, но не главные.
Я считаю, что самое главное качество юриста — умение логически мыслить. Потому что норма закона— по сути силлогизм, и из системы норм (нескольких силлогизмов), нужно вывести логическое заключение. Второе важное качество — умение видеть общую картину, то есть учесть все факторы, имеющие юридическое значение: все применимые законы, позицию судов, фактические обстоятельства. Третье — понимать юридические термины и то, как право работает. Отличать диспозитивную норму от императивной, юридическое лицо от физического и так далее. В общем как раз то, чему учат на юридическом факультете.
Зубрить законы и помнить наизусть все нормы не имеет смысла, гораздо важнее ориентироваться в законах и знать, где искать нужное правило. Но и для этого придется все-таки выучить базовые нормы и разбираться в законах, которые регулируют отрасль, на которой специализируется юрист, то есть все равно держать в голове достаточно большой объем информации.
Умея все вышеперечисленное юрист сможет дать консультацию, поможет составить договор, написать исковое заявление, судья сможет принять обоснованное решение, юристы из аппарата Парламента — написать законопроект, а юрист-теоретик — раскритиковать все вышеперечисленное.
Это очень общий ответ на очень общий вопрос. Чтобы найти подходящего юриста нужно учесть специфику профессии — юридические знания очень плохо конвертируются. Местный юрист вряд ли поможет разобраться с иностранным правом, и наоборот. Еще юридические знания быстро устаревают — меняются законы и практика их применения. Наконец, юрист должен разбираться в той отрасли, к которой относится проблема. Редко можно найти специалиста, одинаково хорошо разбирающегося в недвижимости и уголовном праве.
Хороший юрист поможет перевести закон с юридического языка на человеческий, расскажет о вариантах правового решения проблемы и даст представление ситуации с юридической точки зрения. Иногда именно последнее может дать неожиданно ценный эффект.