Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи

Место патриотизма в жизни современной молодежи

Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть картинку Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Картинка про Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи

Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04

Статья просмотрена: 10749 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, Е. В. Место патриотизма в жизни современной молодежи / Е. В. Литвинова, Д. А. Шведов, В. Г. Дробчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35991/ (дата обращения: 28.12.2021).

Патриотизм — одна из фундаментальных основ российской государственности. Именно поэтому данная проблема является актуальной и часто обсуждаемой общественностью. Так что же такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной молодежи?

Патриотизм — это социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. [1]

Но, к сожалению, отношению к патриотизму в современном социуме довольно неоднозначно, и часто мы сталкиваемся с такими проблемами, как антипатриотизм и эмиграция. С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? Эти и другие вопросы освещены в данной статье.

Антипатриотичные настроения как феномен современного российского общества.

Все чаще в социальных сетях и СМИ начинают всплывать негативные высказывания россиян в адрес собственной страны и собственного народа. Интернет-ресурсы полны новостей, связанных с огрехами и промахами России на внешнеполитической арене, газеты пестрят заголовками об отсталости всех сфер российской экономики, из радиоприемников то и дело раздаются напыщенные голоса дикторов, саркастично высмеивающих традиционные российские ценности.

Казалось бы, недовольство этой части граждан вполне объяснимо и вызвано вполне объективными причинами: неоднозначностью государственной политики, коррупцией всех слоев власти, стагнацией экономики, падением уровня жизни и многим другим.

С такой позицией можно было бы согласиться, если б не одно «но». Подается подобное недовольство в предельно грубой, язвительной и русофобской форме, с целью наиболее цинично и жестко оскорбить чувства патриотически настроенных слоев граждан. Такая позиция направлена не на конструктивное выявление проблемы и ее устранение, а на презрительное высмеивание государства и граждан.

Почему же вообще стал возможен рост антипатриотических настроений в современном российском обществе?

Связано это со множеством причин: социальной неудовлетворенностью граждан, идеологическим вакуумом, возникшем после распада СССР и многим другим. Но основополагающим фактором является ложное представление части россиян о собственной стране как об отсталой стране третьего мира.

Особенно легко и непринужденно такое представление формируется в умах подрастающего поколения. Ведь еще с древности людям было известно, что любые идеи, услышанные в молодости от ровесников, родителей, учителей способны отложится в сознании человека на всю жизнь. Сейчас же, в век информационных технологий, все стало намного серьезнее: на молодежь в интернете, на улице, в социуме обрушиваются тонны противоречивой информации, выбрать из которой достоверную подчас оказывается крайне трудно.

В Октябре этого года большой общественный резонанс вызвали необдуманные слова студентки МГИМО Элины Бажаевой, дочери российского олигарха Мусы Бажаева. Отвечая на вопрос, где лучше — в России или в Америке, девушка позволила себе оскорбительную фразу «везде лучше, чем в рашке».

Придание инцидента огласке хоть и вызвало волну порицания и возмущения со стороны общественности, заставив Элину Бажаеву публично извиниться перед задетыми россиянами, но вряд ли изменило мнение девушки о собственной стране.

К сожалению, оскорблять Россию в последнее время становиться все более и более модно. Так, не стесняясь ничего, позабыв о каком-либо приличии, видные политики, телеведущие и публицисты на огромную аудиторию изо всех сил натужно поливают грязью наше государство.

Особо сильно достается нашей истории. Ее коверкают, искажают, и всячески дискредитируют. Уже обыденностью стало слышать в публичном пространстве тезисы «история — это не то, чем нужно гордиться», «история России насквозь пропитана пропагандой», «реальная история России преступна и маргинальна» и т. д.

К примеру, не так давно после установки в центре Москвы памятника крестителю Руси князю Владимиру частью так называемой просвещенной либеральной интеллигенции был устроен целый демарш против увековечивания памяти этому правителю. Владимиру припомнили и мрачное дохристианское прошлое, и жестокое покорение соседних племен, и насильственное принуждение к крещению в некоторых регионах Руси — одним словом, все, что, по мнению несогласных, делало невозможным установку монумента князю. Разумеется, при этом не было упомянуто ни слова о достоинствах Владимирской политики: объединении восточнославянских племен в единое государство, укреплении границ, экономическом союзе Руси с Византией и последовавшем небывалом росте торговых отношений между двумя странами.

Не удивительно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей, событий и процессов, у граждан нашей страны могут сложиться ложные представления о прошлом собственного государства.

Именно незнание собственной истории в большей мере способствовало возникновению и культивации антипатриотизма в нашей стране.

Патриотическое воспитание молодежи.

Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующее положение.

Почему же важно прививать любовь к родине и с какого возраста это делать предпочтительнее?

Совершенно очевидно, что подростковый возраст является наиболее подходящим периодом не только для формирования морально-нравственных качеств и ценностей, но и для осознанного подхода к обсуждению подобного рода тем, их восприятию и проецированию на себя. Молодежь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы их взгляды не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны. Патриотизм является способом сплочения как всего российского общества в целом, так и отдельно взятой ее категории — молодежи.

Тема патриотизма — вечная, а как к ней относится молодое поколение современного российского общества? Много ли патриотов среди современной молодежи?

Результаты проведенного социологического опроса среди студентов СПбГАСУ показали, что около 57 % опрошенных считают себя патриотами, 42 % — затрудняются ответить на данный вопрос, остальные патриотами себя не считают. И все-таки большинство молодых людей любят свою Родину и гордятся ее историческим прошлым, верят в ее будущее. Также прозвучал вопрос о желании покинуть Родину при условии невозможного возвращения обратно, на который 60,4 % опрошенных студентов ответили неодобрительно, т. е. подобное желание у них не возникает.

Много ли на сегодняшний день патриотов среди современной молодежи? Свидетельствующим фактором роста патриотических настроений среди молодого поколения может послужить проведенный центром общественного мнения «Ижтимоий фикр» социологический опрос. Полученные ими результаты подтвердили динамический рост чувства патриотизма среди молодежи. Абсолютное большинство опрошенных (94,3 %) отметили укрепление своих патриотических чувств.

Важность и актуальность патриотического воспитания существуют по сей день, поскольку именно вопрос патриотизма заслуживает особого внимания. Известно, что существует огромное количество образовательных программ, способствующих ознакомлению с этой темой. Так, например, в России разработана новая федеральная программа«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы» Федеральным агентством по делам молодёжи. Одной из целей данной программы является увеличение чувства гордости за свою страну среди молодежи.

Таким образом, основываясь все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в нашей стране особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения.

Проблема эмиграции среди молодежи.

Среди современной российской молодежи проблема эмиграции является наиболее обсуждаемой. Суть ее в том, что в кругу успешных молодых специалистов нередко поднимается вопрос о возможности переезда за рубеж для обустройства более комфортных жизни и деятельности, коими не может похвастать наша Родина. Неужели это связано с низким уровнем образования и плохим патриотическим воспитанием? Стоит обратиться к историческим и социологическим фактам о русской эмиграции, выяснив причины которой, найти исток столь актуальной ныне проблемы.

В Российской империи начала 19 века возникает такой феномен общества, как эмиграция. Это происходит в связи с указом Александра I, разрешающим российским подданным свободно выезжать за границу. Эмиграцию, происходящую в течение 19 века, трудно распределить по времени, но можно выделить несколько групп по разным причинам: трудовая, религиозная, еврейская и политическая. Трудовая, или экономическая эмиграция, является самой массовой в данный исторический период, т. к. в ее процессе Россию покинуло более 4 миллионов крестьян, ремесленников и чернорабочих. Вследствие религиозной эмиграции около 50 тысяч представителей разных конфессий предпочли сменить место проживания.

После Октябрьской революции новая власть закрыла границы, выезд из страны был возможен только с разрешения правительства так называемым «лояльным лицам». Спустя какое-то время побег и невозвращение из-за границы стали рассматриваться как преступление, предусматривающее наказание в виде конфискации имущества и расстрела. Но, тем не менее, эмиграция продолжалась и ее принято делить на три «волны». Первой волной (1917–1940 гг.) была так называемая «белая» эмиграция, причиной которой служила победа советской власти в революции и Гражданской войне. В число эмигрантов входили военные и гражданские лица. Вторая волна приходится на период Великой Отечественной войны и связана с перемещением войск Красной Армии по территории Европы. На третью волну эмиграции приходится период после смерти Сталина и до начала перестройки. В число эмигрантов входили диссиденты — граждане СССР, представляющие либерально-демократическую оппозицию действующему режиму власти. Так же данному периоду свойственна «утечка мозгов» — процесс массовой эмиграции из страны квалифицированных специалистов и ученых, который понес за собой весьма значительный ущерб в разных сферах жизни государства. Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть картинку Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Картинка про Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи

К началу нового столетия проблема «утечки мозгов» не теряет свою актуальность. В большинстве своем молодые ученые, а так же студенты покидают страну за более высоким уровнем образования и условий работы. Так же причинами смены страны проживания являются:

− Низкий уровень комфортности среды обитания;

− Низкий уровень оплаты труда;

− Неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;

− Научный и материальный успех за рубежом многих ученых, покинувших Россию;

− Бюрократизм и волокита в своей стране, блокирующие возможность продуктивного труда;

− Полное отсутствие соблюдения авторского права.

Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть картинку Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Картинка про Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи

Согласно опросу, проведенному среди студентов нашего вуза, можно сделать следующий вывод, что чуть менее половины будущих специалистов согласны эмигрировать из России. Но цифры говорят о том, все-таки большая часть студентов настроена патриотически, и они готовы работать на благо своей страны, поднимая уровень своей жизни и престиж нашей Родины в целом.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения. Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего.

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Патриотизм — национальная идея России

Одна из самых актуальных современных проблем Россиивоспитание молодёжи.

Важным аспектом развития общества является гражданская культура молодого поколения страны.

Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы.

Россия, патриотическое воспитание, массовая информация, Советский Союз, российский патриотизм, Российская Армия, преподаватель, патриотизм, молодежь, студент.

Актуальность патриотического воспитания молодежи.

Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Авторы: Нурлигенова Зауреш Нуркеновна, Тихонов

Патриотизм — это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории и культуре, и вера в собственные силы и силы общества.

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

патриотическое воспитание, Россия, подрастающее поколение, современный молодой человек, оценка, общество, Государственная программа, молодежная среда, какое поколение, современная молодежь.

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение.

В советском обществе патриотическое воспитание являлось составной частью нравственного воспитания, поэтому, понятие патриотизма

В поиске своего места в глобализированном мире, решая проблемы в разных сферах жизни общества, российское государство.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

Молодежь — национальное достояние России | Статья в журнале.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров.

Особое внимание должно быть уделено молодежи, как категории, наиболее чутко воспринимающей социокультурные изменения в обществе.

Источник

Патриотическое воспитание современной молодежи

Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Смотреть картинку Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Картинка про Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи. Фото Для чего нужно патриотическое воспитание молодежи

Дата публикации: 22.11.2017 2017-11-22

Статья просмотрена: 36810 раз

Библиографическое описание:

Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 28.12.2021).

В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]

С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]

Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.

Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.

Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.

Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.

В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.

Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.

29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.

Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.

Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]

Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:

– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;

– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;

– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;

Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.

Источник

Статья на тему «Патриотическое воспитание современной молодежи»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В настоящее время перед российским и мировым обществом проблемы патриотического воспитания молодежи становятся все более актуальными. Причинами этого становятся усиление националистических настроений среди молодежи, а также, проявление негативизма и жестокости к окружающим людям. Резко возрастает уровень преступности среди молодого поколения нашей страны. А ведь именно за этим молодым поколением стоит будущая жизнь нашей страны и всего мирового сообщества в целом.

Все в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [7, т.2, с. 543].

Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [7, т.2, с. 543].

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом означает осознание человеком своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов [2, с. 10].

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [9, т. 2, с. 160].

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [5, с. 218].

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение. » [7, с. 185].

Патриотизм также можно рассматривать как элемент общественного сознания, так и индивидуального сознания. Патриотизм как элемент общественного сознания представляет собой национальную и государственную идею единства народа, формирующаяся на основе истории, традиций, культура каждой нации. Как элемент индивидуального сознания патриотизм выражается в любви к Родине, гордости за свою страну. Таким образом, патриотизм является одним из составных элементов общественного сознания, в котором также отражено отношение личности к своей Родине.

Настоящий патриотизм включает в себя не только любовь к своей стране, но и уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям, культуре, то есть патриотизм неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [11].

Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [8, с.24-25]. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко [7, т. 2, с. 542], – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

Необходимо отметить, что же является целью патриотического воспитания. Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [7, т. 2, с 542-543].

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.

Условия наличия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [3, с. 51].

В заключении хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль – М.: Инфра-М, 1955. – 593с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 632с.

7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

8. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие [Текст] / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173с.

9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. [Текст] / К.Д. Ушинский – М., 1974. – 654 с.

11. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *