Для чего нужно портфолио в начальной школе
Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника?
Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.
В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.
Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.
Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).
«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.
Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.
На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».
Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.
Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.
Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).
Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.
«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.
«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.
В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.
Зачем ученику начальной школы портфолио?
Вы со всей ответственностью и серьезностью отнеслись к подготовке своего малыша к школе и вот ваш ребенок уже первоклассник. Ещё только начались первые школьные дни, и ребенок вам сообщает, что ему теперь нужно портфолио ученика начальной школы. Что ещё за портфолио? – недоумеваете вы. Ведь есть дневник! Не удивляйтесь, уважаемые родители, сегодня во многих школах кроме дневников для оценок требуется ещё и портфолио ученика, и этот документ ведется с самого первого класса. Да только купить портфолио как дневник в магазине нельзя. Его придется делать самостоятельно.
Естественно, ваш малыш не сможет сделать портфолио сам, так как он еще не умеет грамотно писать и читать, поэтому задача создания портфолио первоклассника ложится на плечи родителей. Что же представляет собой портфолио ученика начальной школы и как его правильно сделать?
Термин портфолио не новый, он пришел к нам из эпохи Ренессанса. Портфолио школьника стало модным в школах США в 1980 годах. К нам в Россию практика составления портфолио пришла с задержкой.
Что представляет собой портфолио ученика начальной школы?
Портфолио – альбом, папка или, другими словами, дневник достижений. Портфолио представляет собой личный дневник учащегося, в который он самостоятельно (а в начальной школе с помощью родителей) вносит свои достижения, результаты олимпиад, грамоты и другие творческие успехи.
Зачем ученику нужно портфолио?
На этот вопрос Министерство Образования отвечает следующим образом: «Портфолио необходимо школьнику для повышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, для развития стремления к самосовершенствованию, для совершенствования навыков самооценки».
Обязательно ли нужно портфолио?
Не все родители согласны с тем, что ребенка начальной школы кроме школьной программы нужно еще нагружать работой по формированию портфолио. Работа по заполнению листов портфолио учеников первого-второго класса – это часто дело родителей, поскольку ребенок ещё не может правильно заполнить папки и не умеет грамотно писать. Некоторые родители признаются, что им приходится «фильтровать» материал, который дети создают для своего портфолио, например, это относится к семье и личной жизни ребенка в целом. Некоторые родители ограничивают время ребенка, проводимое за компьютером при составлении портфолио, поясняя это тем, что не следует раньше времени губить ребенку зрение. Но всё равно, несмотря на некоторые отрицательные моменты, многие родители положительно относятся к ведению такого дневника.
Правильное оформление портфолио ученика начальной школы
Удобнее всего для хранения портфолио использовать большую папку со скоросшивателем. В прозрачные файлы вкладываются листы формата А4 и подшиваются в папку. Такие листы удобно заменить при необходимости или дополнить нужный раздел новой информацией.
План составления портфолио
Классный руководитель ученика предлагает план для составления портфолио (в некоторых школах такой план принимается на педсовете школы). Основные разделы портфолио в любом случае похожи.
Оформление титульного листа
На титульном листе указывают: фамилию, имя и отчество ученика, его класс и школу. Неплохо, если на титульном листе будет фотография ученика.
Раздел портфолио «Мой мир»
В этом разделе можно разместить следующую информацию:
· происхождение и значение моего имени;
· моя семья, мои родственники;
· мой город (село), мой край;
· моё хобби, моё творчество (сочинения, стихи, рисунки);
Раздел портфолио «Учеба»
В этом разделе размещается сводка успеваемости ученика, интересные творческие работы по разным предметам, график роста скорости речи и т.д. Этот раздел фактически дублирует школьный дневник с оценками по предметам.
Раздел портфолио «Мероприятия и экскурсии»
В этом разделе собираются сведения об участии школьника во внеклассных мероприятиях, его отзывы о мероприятиях и экскурсиях.
Раздел «Отзывы и пожелания»
В этом разделе размещаются отзывы учителей о работе и творческой деятельности ученика. Рекомендации и советы педагогов для конкретного ребенка.
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Макогон Н.М.-МО начальных классов
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.
Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.
Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цель и задачи портфолио
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:
— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
— содействовать индивидуализации образования ученика;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой;
3. Функции портфолио
Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
4. Оформление портфолио
Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих портрета выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения его дальнейшего развития и обучения.
Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
— систематичность и регулярность ведения портфолио;
— достоверность сведений, представленных в портфолио;
— целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
Процессу формирования портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.
Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть портфолио (после контрольных работ), обучает ученика порядку пополнения портфолио основным набором материалов шкале.
Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио.
Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию портфолио.
На каникулы портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
5. Структура и содержание портфолио
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ». Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Ребенок сам выбирает фотографию для титульного листа (это может быть не строгий портрет), реализующую возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА». Раздел посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.
Из опыта работы с портфолио
Я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах :
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Мы уже с ребятами 3-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.
А теперь попробуй нарисовать свою родословную. Впиши в нарисованные фигуры фамилии, имена и отчества своих родственников.
В давние времена, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось ДРУЖИНА. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века, и теперь другом называют самого верного и надёжного человека, который всегда разделит с тобой радость и горе и придёт к тебе на помощь.
Чтобы человек стал для тебя настоящим другом, он должен быть…
Соедини стрелками рисунок друга только с 5 чертами характера, которыми, на твой взгляд, он должен обладать. А теперь посмотри на себя со стороны и ответь на вопрос: «Какой ты?» Запиши пять черт характера, присущих тебе.
Как я отношусь к людям
Тебе нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь, дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент?
Это приятно, не так ли?
А ты можешь ответить людям тем же? Это очень просто. Постарайся следить за своими поступками и эмоциями каждый день. Удаётся ли тебе быть добрым, внимательным, приветливым, весёлым, вежливым в общении?
Заполни таблицу, выбрав верные для тебя утверждения:
Это случается редко
Стараюсь, но не всегда получается
Никогда не делаю этого
Приветливо здороваюсь каждое утро
Доклад на тему «Портфолио ученика начальной школы по стандартам ФГОС»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Районное методическое объединение
на тему: Портфолио ученика начальной школы по стандартам ФГОСТ .
Подготовила: Алимагомедова Хабсат Магомедгаджиевна
Учитель начальных классов МКОУ «Урибская СОШ»
С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе!
Что такое портфолио ученика начальной школы и есть ли в нем смысл?
Само понятие «портфолио ученика» к нам пришло из стран Европы, где это давно стало обычным делом. У нас же это только начинает приживаться в школах и многие родители еще не до конца понимают, в чем же смысл этого сборника. На самом деле это довольно нужная вещь с точки зрения воспитательной работы. Зарубежные психологи утверждают, что если портфолио детей находятся в классе в свободном доступе, т. е любой желающий может их посмотреть, то сравнивая заслуги других деток, у них появляется желание еще больше увеличить свои персональные успехи.
“ В педагогической литературе портфолио характеризуется как: Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен».
Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе как по действующим, так и по новым образовательным стандартам, является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован» .
3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Учителю и родителям нужно стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Вот, что в итоге получилось у меня на конец года. (презентация)
(министр образования В.М.Филиппов «Комсомольская правда» 14.01.2003)
Нам всем необходимо привыкать к формуле:
Аттестат + портфолио = Образовательный рейтинг выпускника школы
1. Для поступления в вуз необходимо закончить специальный профильный класс.
2. Поступление в профильный класс осуществляется на конкурсной основе.
3. В конкурсном отборе участвует не только аттестат, но и портфолио (8-9 класс).
Портфолио должно помочь решить следующие важные педагогические задачи:
-поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Портфолио достижений школьника: какая в нём польза и стоит ли его вести
Рисунки, аппликации, дневники — родители собирают в отдельную папку все первые и очень важные достижения взрослеющего ребёнка. А потом к ним прибавляются школьные грамоты и сертификаты. Разбираемся, зачем собирать портфолио ученика и как оно может помочь при поступлении в университет.
В большинстве школ ведение портфолио достижений школьника — дело добровольное. В положении о портфолио, которое существует в некоторых школах, даются скорее ориентиры, как его вести, а не требования. Общее пожелание к портфолио (и его смысл) — предоставление учеником максимально полной информации о своих способностях и достижениях.
Что должно быть в хорошем портфолио:
Любая дополнительная информация о себе будет только полезна. Но необходимый список достижений для поступления лучше уточнять в конкретном вузе. Вообще, портфолио достижений, по задумке Дмитрия Медведева, должно было стать логичным дополнением к результатам ЕГЭ и удобным способом самопрезентации абитуриентов. Хотя поступление в вуз — не единственный повод фиксировать свои успехи.
Павел Северинец, директор школы № 444 (Москва)
«Портфолио — это просто красивая папка с грамотами и сертификатами для показа родственникам и знакомым. К сожалению, этот инструмент фиксации роста достижений ребёнка не работает. Нет единых требований и подходов. А электронный вид портфолио только декларация. Красивый образ будущего. В лучшем случае оно пригодится при переходе из школы в школу».
Соня Волошко, 6 класс
«Портфолио — это память на всю жизнь. Я дважды меняла школу из-за переезда, и оба раза учителя смотрели моё портфолио. Но больше ни разу о нём не спрашивали. Мы с мамой собираем его с детского сада. В нём все мои грамоты, сертификаты об участии в школьных олимпиадах и конкурсах. Я не выбрасываю вообще ничего. Пригодится ли мне это в университете, я не знаю, не думала об этом. Но бросать его вести не планирую. Я люблю время от времени пересматривать всё, что там есть. У моей мамы есть похожая папка, её я тоже часто смотрю. И свою папку я сохраню для детей».
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ)
«Портфолио — это исключительно индивидуальная история. За его содержимое (перечень индивидуальных достижений) можно получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при приёме в вуз. В сумме — не более 10 баллов. Это очень обширный перечень достижений, и у каждого вуза он свой. Например, в нашем вузе золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“ (ГТО) даёт поступающему пять баллов; победителям и призёрам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников — 10 баллов. Даже волонтёрская деятельность может принести абитуриенту дополнительные пять баллов. Важно, чтобы число баллов не конкурировало с общим рейтингом ЕГЭ. Для 10-15% ребят, предъявляющих свои достижения, эти баллы играют роль. И это, безусловно, стимул для них. Я не думаю, что в школе должны уделять особое внимание ведению портфолио. Человек сам решает, какие достижения может использовать с пользой для себя».
Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университете (ДВФУ)
«При поступлении в топовые университеты индивидуальные достижения, как правило, не играют большой роли в конкурсе: сильные абитуриенты поступают по олимпиадам из списка Минобрнауки или с очень высокими баллами ЕГЭ. Иногда портфолио помогает при поступлении на не самые популярные направления (к примеру, инженерные). А ещё оно влияет на мотивацию в выборе университета: если вы посещали, например, инженерные классы при вузе, выиграли после этого проектный конкурс и получили дополнительные баллы — вы, скорее всего, выберете вуз, который помог этого добиться».
Мария Баранова, директор Центра довузовской подготовки и организации приёма НИТУ «МИСиС»
«У тех школьников, которые целенаправленно формируют своё портфолио, больше шансов поступить в выбранный вуз, в том числе и без вступительных испытаний. Качественное портфолио обязательно включает в себя участие в олимпиадах: всероссийских, которые входят в перечень МОН, или тех, которые вузы проводят самостоятельно. Портфолио продолжает работать и после поступления: в НИТУ „МИСиС“ все данные о грамотах, дипломах, сертификатах и так далее, которые принёс абитуриент, фиксируются. И ими пользуются Студсовет, дирекции институтов, Центр карьеры университета для того, чтобы максимально вовлечь первокурсников в жизнь университета».
Виктория Шепталина, студентка 3 курса Московского государственного областного университета (МГОУ)
«Мне при поступлении в университет не пригодилось школьное портфолио. Но я считаю, что это очень полезная штука, особенно если вы хотите принимать активное участие в мероприятиях своего вуза и заниматься организацией кружков по интересам. Например, у нас организовали литературную гостиную те, кто в школе писал стихи и получал за это грамоты в школьные годы».
Несмотря на противоречия и отсутствие единых подходов к содержанию, портфолио — вещь явно нелишняя. И пусть оно будет. Хотя бы про запас.