Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник

Подключение электровентилятора через реле: особенности и схемы

Настало лето, жаркая погода. Многие едут на дачу, путешествуют на машинах, часами стоя в пробках. Из-за жары электровентилятор легко может сгореть перегревшись. В такие дни данное устройство просто необходимо, чтобы радиатор с двигателем обдувались. Включается оно только в тот момент, когда происходит блокировка муфты. Но чтобы не ждать, когда это время наступит, можно сделать кнопку с принудительным включением, а как подключить вентилятор охлаждения в своей машине — узнаете ниже!

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Схема подключения вентилятора радиатора

Датчик включения двигателя ставится на радиатор, имеющий у себя внизу небольшую пластину. От температуры она начинает нагреваться, двигая красный стержень, соединяющий контакты вместе. Один из контактов всегда соединяется с кузовом, уже через него скрепляясь с минусовой клеммой аккумулятора. Минус подается на электромагнит реле.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

На другой контакт идет плюс при включении зажигания. Электромагнит притягивает к себе железку, соединяющую вместе контакты (30, 87) и на электровентилятор через предохранитель от генератора идет плюс, что заставляет всю конструкцию работать.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Электросхема вентилятора охлаждения происходит по следующему описанию:

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Когда температура снижается у двигателя — датчик, соответственно, размыкается, ток прекращает течь, электровентилятор останавливается: происходит отключение системы.

Обратите внимание, что схема подключения вентилятора охлаждения через реле отличается тем, что весь заряд идет на массу. При его замыкании ток течет через первичную обмотку, контакты 87, 30 замыкаются — I начинает течь в цепи электродвигателя. При понижении температуры происходит обратный процесс.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Первичная обмотка подключается к плюсу 12 В на катушку зажигания. Провод тянется к 86 выводу реле. С 85 тянется на датчик вентилятора. С датчика включения провод приходится на массу. Получается минимум проводов, а реле находится в непосредственной близости от датчика включения.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Варианты схем

Схема включения вентилятора охлаждения с помощью реле зависит только от правильного соединения плюса с минусом, соответственно, проводов!

Как работает реле

Электровентилятор со временем начинает потреблять большое количество электроэнергии, в отличие от нового. Пусковые токи могут просто испортить выключатель температуры.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Основная задача реле — коммутация высоко токовых цепей с помощью низко токового управляющего сигнала.

Типичное реле представляет собой катушку на сердечнике, являющуюся электромагнитом и группу контактов, замыкающихся или размыкающихся между собой. Катушка срабатывает при очень низких значениях тока в несколько миллиампер. Пропускаемые контакты дают пройти через себя большие токи.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Обозначается реле на схеме буквой К с числовым индексом, показывая его порядковый номер и при помощи 2-х блоков: первый — электромагнит, второй — группа контактов.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Характеризуется оно следующими параметрами: напряжение, ток, при которых срабатывает реле, а также U, ток комутации: какую величину I он сможет пропускать по своим контактам. Превышать U нельзя — может возникнуть напряжение контактов, последующее их прилипание друг к другу.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Подключение вентилятора охлаждения через реле

Имеется электровентилятор, от него отходят 2 провода. Один ведет к термодатчику, другой — к реле. Дополнительно можно подключить лампочку контроля работы Карлсона через 87 контакт для лучшей визуализации, диагностики.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

На крышке вы увидите обычную схему 4-х контактного реле, с помощью которого можно понять какие контакты являются электромагнитами:

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

По схеме подключения электровентилятора через реле 30 и 85 пускают на аккумулятор. На датчик вентилятора идут только минусовые провода. Если вы кинете к нему плюсовой — он у вас постоянно будет перегорать. На 2 минусовых провода подключается кнопка, чтобы замыкать цепь.

При разрыве тока на реле электровентилятора возникает искра, поэтому стали делать модели со встроенным диодом.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

87 идет на фишку вентилятора, 80 — на датчик охлаждения. Плюсовой провод подцепляете сразу к вентилятору, кидая на массу.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Совет: 2 провода, отходящих от вентилятора лучше всего спаять (скрутить, заизолировать). Это нужно для того, те не повредеились, т.к. здесь могут проходить большие нагрузки, сам разъем находится в моторном отсеке, где присутствует влага, контакты окисляться, поэтому лучше перестрахуйтесь!

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для отдельного использования реле используется кнопка, фиксирующаяся при включении, она будет давать минус на 86 контакт, замыкая его. Протягивается она на рулевую колонку через магнитолу (можно попробовать спицей), в итоге получается принудительное включение вентилятора. Синий провод идет на массу, коричневый — на управляющие контакты.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Причины неисправности вентилятора

Первое, что нужно проверить — уровень тосола в расширительном бочке. При недостаточном уровне его температура может не достигнуть нужной точки, при которой включается датчик. При полной исправленной цепи питания вентилятор включаться не будет.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Если не будет открываться термостат, в него не сможет попасть горячий тосол. Это является причиной, по которой вентилятор неисправно работает.

Проверить, генерирует ли термостат — просто! Нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, пощупав нижнюю часть радиатора — они должны быть горячими.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Можно приступать к проверке самого вентилятора и цепей его питания:

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Бывает такое, что вентилятор работает постоянно. Связано это с:

Источник

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Смотреть картинку Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Картинка про Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора. Фото Для чего нужно реле в автомобиле для вентилятора

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *