Для чего нужно убирать игрушки
Как научить ребенка убирать игрушки
Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:
Вместе с психологом Галиной Швец и организатором пространства Евгенией Харченко разбираемся, как без криков и ссор приучить ребенка убирать игрушки и почему уборкой нельзя наказывать.
Уборка — не наказание
Приучать ребенка к уборке игрушек можно уже с 10 – 12 месяцев и лучше делать это на собственном примере. Родители приходят домой, переодеваются в домашнюю одежду, а вещи, в которых ходили на работу, убирают на место или в стирку. Ребенок видит это и со временем тоже начинает убирать за собой.
Иногда маме проще самой разложить игрушки по местам. Но тогда ребенок не поймет, что уборка — это норма для всей семьи, а не только для него, папы или мамы по отдельности.
Примером для ребенка нужно быть во всем — отношения к порядку это тоже касается. Если родители убираются с недовольным видом, будто уборка — это тяжелая часть их жизни, тогда и ребенок будет относиться к ней так же. Он сделает вывод, что это уборка — это что-то плохое.
Галина Швец, психолог
Нужно показать ребенку, что наводить порядок в комнате и раскладывать игрушки на местах приятно, а уборка — это даже весело. Например, можно бросать игрушки в корзину, как в баскетболе, или танцевать под музыку. Также важно рассказать ребенку про результат: объяснить, что после уборки в комнате будет чисто и появится больше пространства для игры, а еще можно будет пойти поиграть на улицу или попить чай с печеньем.
До трех лет мама приглашает ребенка убирать комнату, а после трех лет — просит. Ребенок может отказаться. Тогда родители продолжают спокойно раз за разом просить прибрать в комнате и говорить о плюсах порядка.
Во многих семьях действует правило: сделал что-то плохое — иди мой посуду, поздно пришел с улицы — убирай комнату, иначе родители не будут с тобой разговаривать. В таких условиях любой труд для детей — это наказание. Поэтому наказывать уборкой нельзя.
Галина Швец, психолог
Если дети не убирают игрушки, а маму или папу это выводит из себя, родителю надо разобраться с собой и понять, почему его не слушают и не слышат. Взрослому надо посмотреть на себя: возможно, они не замечают, когда ребенок убирается в комнате — тогда он просто не видит смысла делать это еще раз.
В моей практике был случай: мама жаловалась, что дочка не хочет застилать кровать. Я спросила: «А что вы говорите, когда она ее застелит?» Мама ответила, что ничего, мол, это же само собой разумеющееся. Получается, ребенок выполнил просьбу мамы, а та этого не оценила и продолжает ходить с недовольным видом. Нужно обязательно отмечать достижения детей и хвалить их, говорить: «Ты молодец, с каждым разом у тебя получается всё лучше».
Ребенок должен понимать, что его любят безусловно, даже если он не убрал игрушки — так формируются доверительные отношения. Если же родители требуют и приказывают, ребенок потеряет доверие к ним, не будет рассказывать о своих переживаниях или событиях, которые его беспокоят.
Также нельзя платить ребенку за уборку. Отношения должны быть близкими и доверительными, а не экономическими.
Как правильно просить
Чтобы попросить ребенка убрать игрушки, надо установить с ним контакт: прикоснуться к ребенку, убедиться, что он свободен, видит родителя, готов слушать, что ему говорят. Если мама заходит в комнату со словами «Что за бардак!», а ребенок в это время играет или рисует, то не стоит ждать от него реакции: ребенок занят игрой и его мало интересуют окружающие звуки. В таком случае надо подойти к нему, погладить по голове, отвлечь и попросить убрать машинки с пола. Если ребенок не готов делать это прямо в эту же минуту, надо договориться, что он сделает это сразу после того, как закончит все свои дела.
Галина Швец, психолог
Прежде чем просить ребенка прибрать игрушки, родителю надо успокоиться. Если маму или папу трясет от беспорядка, ребенок видит это и понимает, что происходит что-то плохое. Он не может спокойно воспринимать просьбу, пугается. Поэтому для начала надо успокоиться и четко сказать ребенку, что он должен сделать. В противном случае он не будет исполнять приказы, а если и будет, то из чувства страха.
Не поможет | Можно попробовать |
Да сколько можно, наведи уже, наконец, порядок! | Мне было бы так приятно, если бы ты убрал книги на место и заправил кровать |
Пошла и убрала свою комнату! | Я была бы так рада, если бы ты убрала игрушки в контейнер и разложила карандаши по коробкам |
Пока не уберешься, я не буду с тобой разговаривать! | Было бы здорово, если бы ты навел порядок, а потом давай попьем чай или погуляем |
Оскорбления сделают ребенка неуверенным в себе, замкнутым, он может начать ненавидеть себя, потому что все в семье справляются с уборкой, а он нет. Так ребенок делает вывод «Я плохой» и в дальнейшей жизни ему будет сложно строить отношения с другими людьми. Он будет бояться, что не справится с задачами на работе или просьбами партнера.
До трех лет — приглашаем к уборке
До трех лет дети только начинают понимать, что происходит вокруг, поэтому лучше приглашать их присоединиться к своим делам. Опять же, делать это надо спокойно и доброжелательно, без криков и угроз.
Евгения Харченко, организатор пространства
Дети начинают откликаться на предложение класть игрушки на место с восьми месяцев, с года, с полутора лет. Точного времени нет, каждый ребенок развивается по-своему.
При этом важно научить ребенка сортировать игрушки. Детям до трех лет лучше складывать игрушки в закрытые коробки или сундуки: в этом возрасте они открывают шкафы, лезут во все коробки и так познают мир. Поэтому, если игрушки будут лежать в контейнерах с крышкой, детям будет интереснее: сначала они достанут саму коробку, откроют, а уже потом примутся на игрушки. Кроме того, мамам сложнее ухаживать за открытыми стеллажами, потому что пыль на них надо протирать ежедневно. С закрытыми шкафами это можно делать раз в месяц.
Игрушки для развития и поделок должны лежать отдельно, играть в них можно в определенном месте, например на специальном столике. Так ребенок приучается к порядку: едят на кухне, занимаются тоже в определенной зоне — и когда ребенок пойдет в школу, он быстрее привыкнет к рабочему месту.
Мелкие игрушки стоит убрать сразу после игры, а большие машины или метрового плюшевого медведя — вечером, перед сном. Крупные игрушки не мешаются под ногами и не создают бардак.
Начинать уборку надо с одной игрушки в день, на следующий день можно убрать уже две и так далее, пока ребенок не научится раскладывать по местам все игрушки разом.
Уборка может быть не только веселой, но и познавательной, помогать развиваться. Так, можно попросить ребенка называть цвета игрушек: «Давай уберем красный мяч, желтого мишку, белую машинку, игрушку из-под стула, куклу со стола».
С трех до семи лет — дети хотят быть большими
В дошкольном возрасте дети начинают подражать взрослым, поэтому можно говорить: «Тебе уже четыре, теперь ты можешь сам следить за своими игрушками и книжками!» Теперь уборка — часть ответственности ребенка, прямо как у взрослого.
Евгения Харченко, организатор пространства
С трех до семи лет ребенок уже должен знать, где и какие игрушки лежат, поэтому понадобятся прозрачные контейнеры. Маленькие игрушки удобно складывать в зип-пакеты — так ребенок будет знать, в каком из них лежат нужные ему детали.
Если в этом возрасте ребенок только учится убираться сам, то начинать надо с сортировки. Выкладываем все игрушки на пол и делим их на категории: животные, конструкторы, куклы, машинки. Потом рассматриваем каждую категорию отдельно. Например, раскладываем двадцать кукол, а потом снова делим на две части и показываем ребенку. Затем просим выбрать пять самых любимых — и дальше так же со вторым десятком. С трех до семи лет ребенок уже понимает, что ему нравится, а что нет, поэтому тех кукол, которые ребенок не выбрал, можно на время убрать, а потом, например, отнести в пункт помощи малообеспеченным. Так у ребенка останутся только любимые игрушки, за которыми легче следить.
Родители могут выбрать количество игрушек, а какими именно они будут, определяет ребенок.
Не стоит скидывать игрушки в один контейнер. У ребенка он будет ассоциироваться со свалкой, где весь мусор скидывают в одну кучу.
С семи до десяти лет
В семь лет дети обычно идут в школу. Начинается период уроков и домашних заданий, дети больше играют в уно и шашки, а машинки, куклы и мягкие игрушки отходят на второй план.
Евгения Харченко, организатор пространства
В этом возрасте стоит использовать закрытые системы хранения. Это поможет ребенку влиться в учебный процесс. Если стеллажи будут открытыми, а коробки прозрачными, ребенок будет отвлекаться на игрушки и не сможет сосредоточиться на учебе.
У младшего школьника игрушек становится меньше, они меняются. Теперь главная любовь ребенка — это настольные игры. Чтобы коробки занимали меньше места, можно переложить их содержимое в зип-пакеты. Главное, чтобы ребенок был не против. Если он хочет сохранить упаковку, лучше так и сделать, чем ругаться на пустом месте.
Детям от семи до десяти лет достаточно напоминать, что раз в неделю они раскладывают вещи по местам. А еще они должны знать, что родители всегда готовы им в этом помочь.
Для чего нужно убирать игрушки
Какие требования к детским игрушкам
Должно быть место игрушкам для предметной деятельности (совок, ведерко, всевозможные каталки, лейки), для сюжетно-ролевой (куклы, мебель, посуда, наборы доктора, парикмахерская, машинки, автомойки и т.д.), для развития речи (мягкие игрушки, фигурки животных, настольные игры, дидактические материалы), а также для развития пространственного воображения и мелкой моторики (кубики, конструкторы, геометрические фигуры и прочее).
Это значит, что игрушка должны быть выполнена из качественных и экологичных материалов, покрашена безвредными, нетоксичными красками. Кроме того, игрушка должна иметь гладкую поверхность, без шероховатостей, не содержать острые и легкоотламывающиеся элементы. Она должна быть легкой в уходе, переносить мытье и стирку.
Она должна быть яркой, привлекать внимание, вызывать позитивные эмоции, быть доброй и правдивой, не искажать действительный образ предмета. Не следует покупать «страшные» игрушки и те, которые могут вызывать агрессию.
Организуйте пространство для малыша
Для того, чтобы избавиться от беспорядка в детской комнате надо организовать пространство таким образом, чтобы каждая игрушка имела свое место и была в любой момент доступна малышу.
Для хранения игрушек сейчас магазины предлагают всевозможные ящики, коробки, емкости, которые бывают на колесиках и без, встроенные в специальные горки или отдельно. Родителям при оформлении детской комнаты или уголка стоит учитывать где и как будут храниться игрушки.
СОВЕТ!
Крупным игрушкам лучше отвести место на полу, тем, которыми ваш ребенок играет наиболее часто оставить на уровне глаз, а мелкие хранить повыше на открытых стеллажах, где также можно разместить книги, настольные игры, краски, пластилин, наборы для творчества.
Зачем нужно учить ребенка убирать игрушки
Некоторые молодые мамы стараются сами убирать игрушки, объясняя это тем, что «мне не сложно, я это сделаю быстрее и что наубирается еще», что в корне неверно. Ведь складывание игрушек воспитывает чувство порядка, аккуратность, бережное отношение к материальным ценностям, будь то игрушки, книги или вещи, это те качества, которые позволят вашему малышу быть организованным и уверенным во взрослой жизни. Поэтому, когда у вашего ребенка к двум годам после осознания «мое» появляется желание в установленном порядке, надо не упустить это время, помочь малышу стать самостоятельным, будущим помощником.
Кроме того, это поможет вашему ребенку лучше адаптироваться в детском саду, ведь он будет видеть, что все игрушки в детском саду лежат на своих местах, как и у него дома.
Как научить ребенка собирать игрушки
Существует множество советов, как приучить ребенка убирать игрушки, но какой именно подойдет вашему ребенку неизвестно. Ведь каждый ребенок личность со своими особенностями, которые знаете только вы. Главное – это терпение и последовательность, ведь вы закладываете основу в будущий характер своего ребенка, поэтому отнеситесь к этому ответственно, если не хотите убирать за своим чадом все остальное время. У вас все получится, если вы будете заниматься этим каждый день в одно и тоже время, например, перед ужином или перед водными процедурами, но при этом уборка не должна вызывать неприязнь у ребенка, не заставляйте его, если он болен, голоден или чрезмерно эмоционален.
Первое и самое главное – это личный пример. Если у вас в доме вещи разбросаны где попало, нет порядка, то трудно объяснить малышу почему он должен делать иначе. Речь не идет об идеальном порядке, ведь в доме, где растет малыш, этого добиться нереально, а скорее всего об общей системе – вещи должны лежать в шкафу, обувь стоять на полке, посуда помыта и сложена в сушку, кровать застелена и т.д.
Во-вторых, превратите уборку в игру «Уложи игрушки спать», «Помоги игрушкам добраться до дома», «Сосчитай игрушки» и т.д., при этом разговаривайте с малышом, проговаривайте то, что вы делаете – «Машинки отправим в гараж», «куклы уложим в кроватки», «фломастеры поставим в стаканчик», «книги уберем на полку», чтобы малыш видел и слышал последовательность, запоминал и впоследствии мог сам проделать необходимые операции. Малыши любят копировать ваши действия, с удовольствием помогают, причем обставьте постепенно дело так, что сначала ребенок помогает вам, а потом вы ему.
В-третьих, уборка должна быть посильна и понятна малышу. Направляйте его – «собери кубики в коробку», «я сложу конструктор, а ты сложи мягкие игрушки в корзину», «сначала сложим карандаши и альбом, а потом покажем рисунок папе»…
Что делать, если ребенок не хочет собирать игрушки?
Самый распространенный и действенный метод – убрать игрушки в мешок и сложить в кладовку, когда ребенок ляжет спать, при этом вы говорите – игрушки, с которыми плохо обращаются или не хотят складывать уходят от своих хозяев к другим деткам. Для примера прочтите вместе с малышом «Федорино горе». Утром, проснувшись и не найдя свои игрушки, малыш обычно пересматривает свое отношение к этому.
Другим приемом может быть сожаление «Как жаль, что я не смогу с тобой почитать книжку, так как после всех своих дел мне нужно будет убрать игрушки».
Последнее, никогда не наказывайте малыша, постарайтесь убедить его в необходимости складывать игрушки, скажите «что сегодня ты можешь отдохнуть, а завтра …». И, конечно, не забывайте хвалить ребенка, если он справился со своей работой, никогда не переделывайте даже если игрушки сложены не так, как вам хотелось бы, создавайте ситуацию успеха и у вас все получится.
Какие требования к детским игрушкам
Должно быть место игрушкам для предметной деятельности (совок, ведерко, всевозможные каталки, лейки), для сюжетно-ролевой (куклы, мебель, посуда, наборы доктора, парикмахерская, машинки, автомойки и т.д.), для развития речи (мягкие игрушки, фигурки животных, настольные игры, дидактические материалы), а также для развития пространственного воображения и мелкой моторики (кубики, конструкторы, геометрические фигуры и прочее).
Это значит, что игрушка должны быть выполнена из качественных и экологичных материалов, покрашена безвредными, нетоксичными красками. Кроме того, игрушка должна иметь гладкую поверхность, без шероховатостей, не содержать острые и легкоотламывающиеся элементы. Она должна быть легкой в уходе, переносить мытье и стирку.
Она должна быть яркой, привлекать внимание, вызывать позитивные эмоции, быть доброй и правдивой, не искажать действительный образ предмета. Не следует покупать «страшные» игрушки и те, которые могут вызывать агрессию.
Организуйте пространство для малыша
Для того, чтобы избавиться от беспорядка в детской комнате надо организовать пространство таким образом, чтобы каждая игрушка имела свое место и была в любой момент доступна малышу.
Для хранения игрушек сейчас магазины предлагают всевозможные ящики, коробки, емкости, которые бывают на колесиках и без, встроенные в специальные горки или отдельно. Родителям при оформлении детской комнаты или уголка стоит учитывать где и как будут храниться игрушки.
СОВЕТ!
Крупным игрушкам лучше отвести место на полу, тем, которыми ваш ребенок играет наиболее часто оставить на уровне глаз, а мелкие хранить повыше на открытых стеллажах, где также можно разместить книги, настольные игры, краски, пластилин, наборы для творчества.
Зачем нужно учить ребенка убирать игрушки
Некоторые молодые мамы стараются сами убирать игрушки, объясняя это тем, что «мне не сложно, я это сделаю быстрее и что наубирается еще», что в корне неверно. Ведь складывание игрушек воспитывает чувство порядка, аккуратность, бережное отношение к материальным ценностям, будь то игрушки, книги или вещи, это те качества, которые позволят вашему малышу быть организованным и уверенным во взрослой жизни. Поэтому, когда у вашего ребенка к двум годам после осознания «мое» появляется желание в установленном порядке, надо не упустить это время, помочь малышу стать самостоятельным, будущим помощником.
Кроме того, это поможет вашему ребенку лучше адаптироваться в детском саду, ведь он будет видеть, что все игрушки в детском саду лежат на своих местах, как и у него дома.
Как научить ребенка собирать игрушки
Существует множество советов, как приучить ребенка убирать игрушки, но какой именно подойдет вашему ребенку неизвестно. Ведь каждый ребенок личность со своими особенностями, которые знаете только вы. Главное – это терпение и последовательность, ведь вы закладываете основу в будущий характер своего ребенка, поэтому отнеситесь к этому ответственно, если не хотите убирать за своим чадом все остальное время. У вас все получится, если вы будете заниматься этим каждый день в одно и тоже время, например, перед ужином или перед водными процедурами, но при этом уборка не должна вызывать неприязнь у ребенка, не заставляйте его, если он болен, голоден или чрезмерно эмоционален.
Первое и самое главное – это личный пример. Если у вас в доме вещи разбросаны где попало, нет порядка, то трудно объяснить малышу почему он должен делать иначе. Речь не идет об идеальном порядке, ведь в доме, где растет малыш, этого добиться нереально, а скорее всего об общей системе – вещи должны лежать в шкафу, обувь стоять на полке, посуда помыта и сложена в сушку, кровать застелена и т.д.
Во-вторых, превратите уборку в игру «Уложи игрушки спать», «Помоги игрушкам добраться до дома», «Сосчитай игрушки» и т.д., при этом разговаривайте с малышом, проговаривайте то, что вы делаете – «Машинки отправим в гараж», «куклы уложим в кроватки», «фломастеры поставим в стаканчик», «книги уберем на полку», чтобы малыш видел и слышал последовательность, запоминал и впоследствии мог сам проделать необходимые операции. Малыши любят копировать ваши действия, с удовольствием помогают, причем обставьте постепенно дело так, что сначала ребенок помогает вам, а потом вы ему.
В-третьих, уборка должна быть посильна и понятна малышу. Направляйте его – «собери кубики в коробку», «я сложу конструктор, а ты сложи мягкие игрушки в корзину», «сначала сложим карандаши и альбом, а потом покажем рисунок папе»…
Что делать, если ребенок не хочет собирать игрушки?
Самый распространенный и действенный метод – убрать игрушки в мешок и сложить в кладовку, когда ребенок ляжет спать, при этом вы говорите – игрушки, с которыми плохо обращаются или не хотят складывать уходят от своих хозяев к другим деткам. Для примера прочтите вместе с малышом «Федорино горе». Утром, проснувшись и не найдя свои игрушки, малыш обычно пересматривает свое отношение к этому.
Другим приемом может быть сожаление «Как жаль, что я не смогу с тобой почитать книжку, так как после всех своих дел мне нужно будет убрать игрушки».
Последнее, никогда не наказывайте малыша, постарайтесь убедить его в необходимости складывать игрушки, скажите «что сегодня ты можешь отдохнуть, а завтра …». И, конечно, не забывайте хвалить ребенка, если он справился со своей работой, никогда не переделывайте даже если игрушки сложены не так, как вам хотелось бы, создавайте ситуацию успеха и у вас все получится.
Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй
Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге «Как стать ленивой мамой» рассказывает, чем именно «ленивая мама» полезна для развития ребенка.
Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.
История первая: что нравится игрушкам
Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?
Подзываю детей к себе.
— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?
— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?
— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?
Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.
История вторая: сказка для уборки
Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »
А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.
— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.
— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.
— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?
— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.
Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».
Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:
— Мама, ты же обманываешь?
— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?
Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.
История третья: разделить задачу на кусочки
Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.
В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.
— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.
Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.
— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.
Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.
История четвертая: сколько нужно игрушек?
Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.
Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.
Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.
Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.
Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.
Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.
История пятая: играет тот, кто убирает
Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.
— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.
— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.
Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.
— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?
— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.
— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.
Егорка не выдерживает:
— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.
Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!
P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.
P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:
— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.