Для чего нужно управление человеческими ресурсами
Управление ресурсами предприятия
Управление ресурсами предприятия представляет собой организацию всех составляющих, на которых держится фирма. В первую очередь, это экономическая сторона дела. Грамотное управление финансами — залог того, что компания просуществует долгое время. Из-за неправильного управления предприятие может влезть в долги или обанкротиться. Помимо планирования денег нельзя упускать из виду управления персоналом, материальной базой, информационными ресурсами. Если использовать специальные программы, облегчающие управление бизнесом, можно получить максимальную выгоду и производительность от организации.
Эффективное управление ресурсами предприятия с помощью 1С:ERP Управление предприятием 2
Процессы управления ресурсами предприятия
Чтобы правильно управлять ресурсами фирмы, нужно понимать, какие процессы необходимо включить и задействовать. В них входят закупки сырья, продуктов, товаров, их поставка, управление имеющимися запасами и прочее. Закупка ресурсов считается главным элементом, без которого нечем будет управлять. Выделяют такие процессы управления ресурсами компании:
Управление материальными ресурсами предприятия
Правильное управление материальными ресурсами является залогом успеха предприятия. Без материальной составляющей не было бы остальных процессов, на которых держится фирма. Чтобы труд приносил немалую прибыль, организации нужно создать точную и беспроигрышную структуру движения материальных средств.
Большая часть материальных ресурсов — это главные материалы, из которых изготавливают конечную продукцию. Если брать, к примеру, автомобиль, то это — металл, резина, ткань, кожа, стекло и прочее.
Что касается материалов-помощников, то это те, которые необходимы для обработки, обслуживания готовой продукции, придания ей эстетичности. В основном это смазочные материалы, также всевозможные красители, крепеж и прочее. Сюда можно также отнести упаковку.
Все современные промышленные предприятия имеют вычислительную технику, которая позволяет моделировать материальные потоки, разрабатывать улучшенные схемы управления материальными ресурсами. То, насколько рациональна и продумана организация снабжения сырьем, определяет уровень и рост производительности. Это влияет на формирование цен, снижение себестоимости каждой единицы товара и, как следствие — повышение прибыльности фирмы.
Поставка важных материальных ресурсов считается первым звеном всего производственного процесса. От организации поставки, своевременности привоза сырья в нужном количестве зависит постоянство выпуска продукции, а также то, насколько она будет качественной, долговечной и рентабельной. Для того, чтобы деятельность фирмы была эффективной, необходимо постоянное снабжение производства необходимыми ресурсами в соответствии с заданиями, прописанными в плане. Процесс нужно осуществлять с минимальными потерями финансов при хранении материалов на складе и перевозке транспортными средствами.
Управление человеческими ресурсами предприятия
Нельзя сбрасывать со счетов и человеческие ресурсы, которые не менее важны, чем материальные и финансовые. Ведь именно люди руководят процессами производства, делают закупки, составляют графики и планы, выбирают поставщиков. Грамотное управление человеческими ресурсами необходимо потому, что оно:
Люди считаются важным ресурсом на любом предприятии. Они контролируют качество выпускаемой продукции, что невозможно полностью автоматизировать, придумывают новые проекты, создают полезные инновационные товары, правильно рассчитывают финансы. Люди постоянно развиваются, стремятся к самосовершенствованию. Материальные ресурсы очень ограничены. Людские же — безграничны.
Организация должна преследовать такие принципы:
Управление трудовыми ресурсами предприятия
Трудовые ресурсы — это потенциал работников, как физический, так и интеллектуальный. Управление этими ресурсами представляет собой постоянную деятельность, которая направлена на максимально эффективное использование человеческого потенциала. Делается это для того, чтобы достичь целей, которые поставила перед собой фирма. При этом учитываются интересы самих работников. Управление решает такие задачи как развитие сотрудников, их повышение, продвижение вверх по карьере, а также удовлетворение нужды предприятия в квалифицированных работниках.
Что касается развития сотрудников, то это напрямую связано с кадровой политикой. Она заключается в таких моментах:
Также проводится анализ «текучести» кадров.
Перед наймом работника четко определяются его задачи, квалификация, а также человеческие качества. После успешное управление позволяет уравновесить задачи со способностями сотрудника. То есть, руководитель дает конкретному человеку те задания, с которыми тот сможет справиться максимально хорошо.
Также руководители изучают причины увольнения сотрудников, делают все возможное, чтобы обеспечить стабильность кадров. Прислушиваются к пожеланиям и замечаниям трудящихся, определяют основные методы, которыми можно заинтересовать и простимулировать персонал. Обычно это повышение заработной платы, финансовые вознаграждения, льготы, оплачиваемый отпуск, хорошие условия работы, командировки и прочее.
Частые проверки, оценка качества выполняемой работы подталкивает сотрудников к тому, чтобы выполнять свои задачи как можно лучше, по возможности совершенствоваться. Руководство после проведения оценки выдает премии, повышает зарплату или же выносит благодарность. Также делает обратное: понижает в должности или увольняет нерадивых работников.
Управление информационными ресурсами предприятия
Информационные ресурсы являются ценными знаниями, которыми пользуются руководители и их подчиненные. В основном это информация о клиентах, их ценностях и желаниях. Все это хранится на дисках, цифровых хранилищах, облачных папках — электронных носителях, которые позволяют сберегать большое количество полезных сведений и пользоваться ими в любой момент. Это важно, так как объемы информации увеличиваются, ею становится сложно управлять и держать под контролем. Если в организации возникает информационный хаос, это приводит к замедлению всех процессов.
Главными задачами управления информационными ресурсами считаются:
Управление производственными ресурсами предприятия
Немаловажными элементами деятельности любой формы являются производственные ресурсы. В них входят все орудия труда, применяемые в процессе работы, материалы, также сам труд и приходящая информация. Все они воплощают собой единую структуру, которая позволяет в совокупности взаимодействовать и создавать материальные блага.
Управление позволяет повысить эффективность использования каждого из этих ресурсов. Также сделать все возможное, чтобы они максимально точно функционировали в системе производства. Поэтому, чтобы решить подобную организационную задачу, используются подсистемы, которые связаны между собой. Это организация труда, информационных процессов, движения материальных средств.
Все эти подсистемы направлены на то, чтобы управлять ресурсами и эффективно их использовать во всех процессах, происходящих в компании.
Управление экономическими ресурсами предприятия
Управление экономическими ресурсами, использование информационных технологий и специальных программ для его воплощения даст возможность вывести предприятие на новый уровень работы. Прежде всего, проводится постоянный мониторинг экономического состояния фирмы, чтобы своевременно обнаружить ошибки, а также разглядеть потенциал и возможности для будущего роста. Используют показатели, которые сигнализируют о нормальном развитии компании или же об отклонениях от нормы.
Если обнаружились серьезные отклонения от стабильной работы экономической деятельности, согласно системы нормативных плановых финансовых показателей, сначала определяют масштабы этих нарушений. А после выбирают лучшие системы защиты, способные предотвратить массу потерь. Также исследуются факторы, из-за которых предприятие развивается не по плану.
Цели управления могут быть следующими:
Необходимо постоянно уделять внимание контролю экономических ресурсов, а также реализовывать мероприятия, которые улучшают эту сферу производства. После проведения контроля результаты фиксируются и время от времени анализируются, чтобы можно было вносить коррективы в те меры, которые будут приниматься в дальнейшем.
По мере того, как развивается управление, повышается его эффективность. Ее определяют ростом положительных изменений на предприятии, наличием ресурсов, которые нужны для создания продукции, а также условиями их применения. Также ее определяют степенью достижения тех или иных целей, сопоставлением роста и развития предприятия с затраченными на это ресурсами.
ERP система управления ресурсами предприятия
ERP представляет собой систему, которая позволяет эффективно планировать ресурсы фирмы. Это целый комплекс программ, объединенных одной целью — управление ключевыми процессами производства. Электронная система позволяет автоматизировать многие элементы деятельности. Это касается:
1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!
Также она полезна и в другом — дает возможность руководству видеть полную картину того, как работает компания. С помощью ERP-системы можно создавать новые стратегии, принимать текущие решения, а также улучшать управление. Ее главным достоинством считается хранение, а также применение ценной информации в нужное время. Система позволяет иметь нужные сведения под рукой, а также предотвращает риски их утери. Благодаря автоматизации, налаженному устройству всех модулей информация о каждом отделе предприятия, по каждому работнику всегда будет находиться в доступности.
Не менее важным преимуществом является то, что теперь можно легко управлять финансами. Также вовремя подавать отчеты, предотвращая возможные ошибки и человеческий фактор, создавать наперед прогнозы касательно прибыли.
В систему ERP входят такие модули:
Система ERP позволяет управлять проектами, анализировать затраты на их осуществление, чтобы деятельность была прибыльной и результативной. При управлении производством можно осуществлять мониторинг, следить за заказами, следить за качеством выпускаемой продукции, вести документацию, не забыть о плановом техобслуживании оборудования, проводить своевременный ремонт техники, анализировать показатели производственного труда.
При управлении логистикой система позволяет следить за процессами поставок товара, закупок материалов, хранения готовой продукции на складах. Также управлять транспортом, отслеживать его местонахождение.
Можно автоматизировать управление персоналом. Это касается поиска нужных кадров, отбора, обучения, а также оценки работы каждого сотрудника. Система позволяет проводить аттестации, мотивировать работников, рассчитывать заработную плату и многое другое.
Как эффективно организовать управление человеческими ресурсами
Что такое человеческие ресурсы
Современная концепция управления персоналом
До сих пор некоторые руководители рассматривают человеческие ресурсы в основном как статью постоянных и неизбежных расходов. Но сегодня персонал компании понимается в первую очередь как важнейший ресурс, один из значимых элементов всей системы, который необходим для ее нормального функционирования.
Общая концепция управления человеческими ресурсами включает следующие основные аспекты:
1. Корпоративная культура. В каждой компании существует определенный набор сложившихся убеждений и моделей поведения, которые позволяют сотрудникам эффективно взаимодействовать между собой. Это и называется «корпоративной культурой». Поскольку от нее в значительной степени зависит эффективность работы персонала, она является одним из главных ресурсов компании.
Классическим примером эффективной корпоративной культуры является компания Microsoft. В ней в первую очередь обращают внимание на интеллект сотрудников и их способность к нестандартному мышлению, поэтому в каждом офисе корпорации можно увидеть плакат с надписью «Думай!».
2. Наличие общей стратегии развития персонала. Этот аспект очень важен, так как обычно сотрудникам для продуктивной работы нужно знать свои перспективы в данной компании. Им нужна стабильность! Поэтому лучше, если они смогут видеть вектор собственного развития. И самой компании необходимо точно понимать, какие решения она будет принимать в ближайшем будущем. Из-за постоянных изменений планов сотрудники оказываются в состоянии нестабильности. А это наиболее часто приводит к текучести кадров.
4. Наличие «рычагов влияния», конкретных инструментов воздействия на персонал. К ним относятся как юридические документы (договора, официальное оформление), так и всевозможные льготы, премирования и прочее. Они нужны для мотивации персонала. Чем больше «рычагов влияния» и чем шире амплитуда их использования, тем интенсивнее можно воздействовать на подчиненных. Инструменты эти могут быть положительными (система поощрений) и отрицательными (система удержаний и штрафов).
К этому вопросу можно подойти творчески. Руководство московской компании «СКМ Групп» премирует лучших топ-менеджеров и рядовых сотрудников интересными мероприятиями, например, участием в русской охоте или трофи-рейдах на автомобилях. А в одном из подразделений компании Cognex есть даже специальный директор по развлечениям для персонала.
Основная модель управления человеческими ресурсами
Стандартная схема организации управления персоналом выглядит следующим образом:
1. Подбор персонала. Выбор конкретного человека, с которым впоследствии компания будет работать.
После того как сотрудника приняли в штат, следует определить критерии оценки его работы. По истечении определенного периода времени производится аттестация работника, то есть анализируются его достижения в соответствии с выбранными критериями. По результатам аттестации можно изменить сферу развития сотрудника и оплату его труда. Таким образом достигается возможность адекватно оценивать эффективность работника, мотивировать его и способствовать дальнейшему профессиональному росту.
Человеческий ресурс требует постоянной самомотивации и/или мотивации извне. Только так он может непрерывно оставаться эффективным. Из этого следует, что показатели эффективности работы сотрудника необходимо своевременно менять, так как они быстро устаревают, и их мотивирующий потенциал понижается. Ни одна система не будет оставаться эффективной долго. Однако важно при введении новой системы не потерять достижений предыдущей.
Знания, компетенции и условия деятельности
Во-первых, нужно создать такую систему, в которой знания, накопленные в компании, будут передаваться естественным путем. Имеются в виду не только тренинги и различные семинары, которые проводят специально приглашенные специалисты, но и обмен знаниями внутри компании.
К примеру, компания Nokia придает работе с персоналом и его обучению огромное значение, инвестируя в его развитие значительные средства. Ее четыре учебных центра для подготовки новых сотрудников обслуживают 50 стран мира.
Интересен в этом плане опыт японских компаний. Их сотрудники регулярно переходят из одного отдела в другой, получая при этом необходимое образование. Таким образом компания создает взаимозаменяемых специалистов широкого профиля.
Во-вторых, должна происходить передача компетенций. Это передача навыков, которые необходимы людям в конкретных областях, например, настойчивость, упорство, заинтересованность и т.д. На разных должностях будут полезны различные качества, которые нужно развивать, поддерживать и стимулировать, чтобы они приносили наибольшую выгоду компании.
В-третьих, компания должна создать адекватные условия для трудовой деятельности работника. Только тот человек, который обладает необходимыми знаниями и компетенциями и находится в адекватных условиях, может эффективно выполнять поставленные перед ним задачи. Например, в офисе токийской рекламной компании TBWA Hakuhodo не только созданы комфортные условия для работы сотрудников, но даже есть поле для гольфа и боулинг. А рабочая зона покрыта газоном, что позволяет улучшить людям настроение, а значит, повысить их производительность.
Подведем итоги
Для того чтобы результативно управлять персоналом, одним из основных ресурсов любой компании, необходимо правильно организовать весь процесс. Для этого нужно:
1. Выбрать и внедрить конкретную модель управления человеческими ресурсами.
2. Организовать деятельность персонала, учитывая необходимость передачи знаний и компетенций внутри компании и создания условий для продуктивной работы сотрудников.
На самом деле, в статье есть много вещей, с которыми спорить глупо, но кое-что всё же вызывает, по меньшей мере, сомнения.
Процесс, разумеется, цикличен.
Всё, персонал сформирован, подобран, введён в пул ресурсов, готов к работе.
По поводу «передачи навыков», к коим, почему-то, отнесены «настойчивость, упорство, заинтересованность», мне сложно что-то сказать. Ибо я как-то привык к несколько иной трактовке понятия «навык» 🙂 Может, отстал от жизни.
Человеческие ресурсы: определение, управление, особенности. Управление человеческими ресурсами в организации
Человеческие ресурсы представляют собой потенциальные возможности человека в плане трудовой, умственной или физической деятельности.
Определение понятия
Человеческие ресурсы могут быть рассмотрены с нескольких точек зрения. Так, довольно большой интерес представляет индивидуальный потенциал отдельно взятого человека. Если рассматривать данное понятие в контексте коллектива, то речь пойдет о социально-психологическом аспекте. Если же нужно определить совокупный потенциал общества в целом, то говорят о социологическом исследовании.
Управление человеческими ресурсами
Поскольку функционирование любого предприятия основано на человеческом факторе, то появляется объективная необходимость в регулировании данного процесса. Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы.
Человеческие ресурсы и персонал
Довольно часто при осуществлении практической деятельности по управлению кадрами граница между понятиями персонала и человеческих ресурсов несколько размывается. Тем не менее это не совсем одно и то же, а потому стоит четко знать разницу между ними.
Так, говоря о кадрах, стоит отметить, что к ним относятся только те люди, которые работают на предприятии на основании официально оформленных трудовых отношений. А если говорить о персонале, то здесь имеется в виду часть работников, относящихся к оперативному управлению, а также внештатные сотрудники.
Такое понятие, как человеческие ресурсы, является намного более емким и широким. Оно подразумевает способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, умственной и эмоциональной деятельности, которые помогают ему эффективно участвовать в производственной деятельности.
Если рассматривать человеческие ресурсы и персонал с точки зрения управления, то стоит отметить, что в первом случае решаются глобальные долгосрочные задачи, а во втором речь идет об оперативных программах.
Планирование человеческих ресурсов
Планирование подразумевает четкое определение потребности и стоимости человеческих ресурсов на определенный момент времени. Оценивается не только численность, но также и квалификационные показатели.
Эффективное планирование следующим образом влияет на результаты работы предприятия:
Ресурсы как система
Поскольку управление людьми представляет собой достаточно сложную процедуру, то справедливо будет сказать о существовании такого явления, как система человеческих ресурсов. Если рассматривать ее с точки зрения организации, то можно выделить следующие основные задачи:
Управление ресурсами
Система управления человеческими ресурсами ставит перед собой две основные цели:
Для того чтобы управление человеческими ресурсами в организации было эффективным, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:
Развитие ресурсов
Человеческий потенциал имеет тенденцию к постоянному нарастанию. Это связано с тем, что со временем предприятие или организация начинают требовать все большей отдачи от своих сотрудников. Именно поэтому развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых вопросов руководства фирмы.
Огромное значение в протекании этих процессов играет политика руководства предприятия по данным вопросам. Важна также и доброжелательная атмосфера, требуется и методическое обеспечение. Так, например, крупные фирмы имеют такую практику, как проведение лекций и семинаров для новых кадров, а также внедрение обучающих программ.
Проблемы человеческих ресурсов предприятия
Еще одной важной проблемой организацией является уделение недостаточного внимания или же полное игнорирование необходимости управления человеческими ресурсами. Тем не менее стоит понимать, что кадры не имеют способности к саморегулированию. Должна быть выработана четкая политика по данному вопросу.
Одной из самых серьезных недоработок современного руководства является рассмотрение организации в отдельности от персонала. Так, иногда работники оказываются не готовы к переменам в работе предприятия.
Концепция управления персоналом
Данная категория включает в себя несколько аспектов:
Самой большой ошибкой можно считать недооценку человеческой составляющей в работе предприятия. Зачастую именно это упущение руководства является причиной серьезны экономических проблем.
Специфика человеческих ресурсов
Человеческие ресурсы организации имеют ряд особенностей, которые отличают их от прочих ресурсов организации:
В управлении персоналом стоит руководствоваться принципом уважения. Также стоит перенимать опыт ведущих зарубежных фирм по данному вопросу.
Рекомендации по эксплуатации человеческих ресурсов
Для того чтобы использование человеческих ресурсов на предприятии было эффективным, менеджеры должны руководствоваться рядом рекомендаций в своей деятельности:
Управление человеческими ресурсами
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность управления человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами – это непрерывный процесс, ориентированный на целевое изменение мотивации сотрудников с целью получения от них максимальной отдачи (наибольших конечных результатов при наименьших затратах).
Приведенное определение выделяет стержневую, самую важную – но не единственную – функцию управления человеческими ресурсами. Можно обозначить и другие задачи, которые решает управление человеческими ресурсами как самостоятельный вид деятельности менеджеров:
Этот перечень задач раскрывает содержание управленческой деятельности в сфере персонала. Однако назвать список функций исчерпывающим так же было бы некорректно. Кроме того, в таком описании слабо отражается специфика управления.
Можно привести другое определение управления человеческими ресурсами, которое не претендует на содержательную полноту, но отражает ключевое качество управления человеческими ресурсами в организации.
Управление человеческими ресурсами – это комплекс управленческих (правовых, экономических, организационных) мероприятий, которые обеспечивают соответствие качественных и количественных характеристик персонала требованиям компании, а также направленность его трудового поведения в соответствии с целями и задачами организации.
Управление человеческими ресурсами или персоналом осуществляется в любой организации независимо от сферы ее деятельности и масштаба. В менеджменте персонала выделяют две группы целей:
Готовые работы на аналогичную тему
Подходы к управлению человеческими ресурсами
В настоящее время признано три основных подхода к управлению человеческими ресурсами:
Экономический подход помещает в центр внимания техническую, а не управленческую подготовку работников на предприятии. Речь идет в первую очередь об овладении трудовыми приемами. Организация при этом воспринимается как механизм, состоящий из строго подогнанных друг к другу частей. Подобная организация функционирует в соответствии с несколькими принципами:
Организационный подход предполагает восприятие персонала не как трудовых ресурсов, а как человеческих ресурсов, содержащих в себе совокупность социопсихологических и социокультурных характеристик. Отличия человеческих ресурсов от трудовых:
В организационном подходе внимание уделяется следующим положениям:
В последнее время получила развитие гуманистическая парадигма, которая рассматривает организацию как культурный феномен и помещает в центр внимания собственно человеческую сторону организации:
Этот подход позволяет понять, что эффективное организационное развитие предусматривает трансформацию не только технологий, навыков и структур, но и лежащих в основе совместной деятельности ценностей.