Для чего нужно заниматься музыкой детям
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?
Лариса Горчакова
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?
Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:
1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Пение и музыка:
— развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
— обогащение словаря ребенка;
— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
— пение в группах развивает способность работы в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Что дети приобретают через занятия музыкой:
— Воспитание характера без риска и травм;
— Развитие математических способностей;
— Развитие навыков общения;
— Развитие структурного мышления;
— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
— Выявление новых черт характера;
— Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.
А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!
У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.
«Бояре». Хороводная игра Участники игры делятся на две команды по сговору. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7-8 шагов.
10 причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поет песни Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая.
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители!
По мнению Дины Константиновны Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора психологии и искусствоведения.
Причина первая
Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон (пианист, композитор, аранжировщик, представитель джазового искусства) начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
Причина вторая
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
Причина третья
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из под репетиторской палки.
Причина четвертая
Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
Причина пятая
Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Причина шестая
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.
Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Причина седьмая
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Причина восьмая
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Причина девятая
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
И, наконец, последнее…
Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Почему? Смотрите пункты 1-9.
Детали…
Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене.
Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте.
К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно.
На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга. » Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения.
Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Мария-педадгог детской ШколыИскусств (Thursday, 20 February 2014 16:20)
Анна,Вы профессионал в своем деле. Очень интересная,познавательная статья. Огромное спасибо Вам за любовь к музыке,что Вы дарите детям счастье окунуться в прекрасный мир звуков.
Наталья (Thursday, 20 February 2014 17:53)
Анна, я готова доверить вам, как профессионалу своего ребёнка.
Светлана (Thursday, 20 February 2014 21:38)
Анна (Saturday, 22 February 2014 15:08)
Анна, вы прекрасный педагог! Спасибо за Вашу статью!
Анна (Saturday, 22 February 2014 15:13)
Спасибо большое за Вашу статью!
Моя мама очень хотела, чтобы я занималась музыкой! А я совсем этого не понимала в детстве и убегала с занятий,о чем я сейчас ооочень жалею!
Елена (Monday, 24 February 2014 16:59)
Лиана (Tuesday, 25 February 2014 14:14)
Очень познавательная статья. Родителям на заметку. Музыка творит невероятные чудеса!
Лилия (Thursday, 27 February 2014 11:54)
Рекомендую родителям внимательно прочитать
Нат Семина (Wednesday, 15 October 2014 19:30)
Укулеле, флейта или клавесин: зачем современным детям заниматься музыкой
Музыка не только дарит эмоции, но и развивает воображение и интеллект. А занятия этим видом искусства приучают к дисциплине и помогают добиваться поставленных целей.
Музыка для каждого
В России давно сложились традиции музыкального образования. Музыку изучают в средней школе, а после уроков дети могут посещать музыкальные кружки и учиться играть на разных инструментах.
Ребята, которые хотят заниматься музыкой более профессионально, поступают в школы искусств. В Москве обучение по этому направлению предлагают 133 учреждения, что значительно превышает количество школ, обучающих изобразительному искусству и хореографии. При этом ребятам предлагают новые направления и новые инструменты, которые в музыкальные школы закупают в рамках проекта «Искусство — детям». Более того, у детей есть возможность заниматься на таких редких инструментах, как альт, фагот, блокфлейта. В 15 школах искусств можно научиться играть на органе, а в двух школах есть три клавесина.
А главное, уверены педагоги, музыкой может заниматься каждый ребенок. У каждого малыша есть какой-то талант, а как его способности будут развиваться, уже зависит от домашней обстановки и социальной среды.
«Можно определить музыкальные способности тестами, но для обучения необходимы три составляющие: способности ученика, компетентный преподаватель и родитель, который заинтересован в процессе обучения», — считает Наталья Осипова, преподаватель детской музыкальной школы имени Н.С. Голованова по классу «флейта».
Некоторых ребят приводят на музыкальные занятия родители, которые сами обучались музыке в детстве. В других семьях детей отдают в музыкальный коллектив, в котором когда-то занимались родители.
«У нас в ансамбле прослеживается преемственность поколений. Сначала ходили бабушки, потом мамы и папы. А теперь они приводят своих детей, потому что знают — наша система обучения гарантирует не только профессионализм, но и яркое счастливое детство», — говорит Анна Аверьяненко, главный хормейстер Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева Московского дворца пионеров.
Желание заниматься музыкой может появиться после похода на концерт, детей могут вдохновить музыканты или какие-то произведения. А кто-то, как, например, Наталья Осипова, решает посвятить свою жизнь музыке после обычного урока в школе.
«В 10 лет на уроке музыки нам поставили симфоническую сказку “Петя и волк” Сергея Прокофьева, где персонажей изображают разные духовые инструменты. И меня впечатлил образ птички, которую изображала флейта. И в тот же день я попросила родителей отвести меня на занятия. С тех пор музыка стала моей профессией и жизнью», — рассказала она.
Некоторые дети просто хотят быть похожими на своих кумиров — современных исполнителей. Они посещают занятия для себя, а не ради музыкальной карьеры. Например, как ребята из кружка по игре на укулеле (миниатюрная гавайская гитара с четырьмя струнами) в школе № 1544.
«Сегодня укулеле — популярный инструмент, на котором играют многие музыканты. Дети выбирают занятия на укулеле, так как на нем легко и приятно исполнять любимые песни. Ребята хотят быть похожими на своих кумиров и стать такими же яркими и свободными в выражении эмоций», — говорит Екатерина Затонская, преподаватель кружка.
Фантазия, игры и индивидуальный подход
На то, как ребенок будет заниматься и усваивать материал, влияют не только профессионализм, но и личные качества преподавателя.
«Личность педагога очень важна. Как он может увлечь детей, как преподносит материал, его харизма, опыт. Если он выступает на сцене и ученики приходят посмотреть, это их вдохновляет и мотивирует», — говорит Федор Шагов, преподаватель Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена по классу «туба».
Преподаватель должен виртуозно владеть инструментом и при этом быть грамотным наставником, находить подход к каждому ребенку. Если учитель проводит различные мероприятия, такие как фестивали и концерты, то это тоже вдохновляет учеников, считает Наталья Осипова.
Сегодня меняется и подход к преподаванию, многие специалисты стараются совмещать традиционные методики с новыми, развивать свои авторские методы.
«Мы вводим инновационные методики в обучении пению, используем большой комплекс гимнастик и упражнений, например дыхательные упражнения. Мы работаем над свободным ощущением своего тела, раскрепощением, чтобы дети уверенно чувствовали себя на сцене», — рассказывает Анна Аверьяненко.
Важно найти подход к каждому ученику, учитывать его музыкальные предпочтения, предоставить ему свободу выбора. Любимые мелодии сразу увлекают ребят, им проще их изучать. «У нас много современных произведений. В мае мы выпустили клип на песню Coldplay. А молодые композиторы пишут музыку для нашего ансамбля песни и пляски», — говорит Анна Аверьяненко.
Также стоит интересоваться, чем еще занимается ребенок, что любит. «Можно обсудить то, что ребенку нравится, например музыку к фильму «Гарри Поттер». Тогда занятия перестанут быть рутиной. Задача преподавателя — найти ключ к каждому ученику и открыть ему путь в мир музыки», — говорит Наталья Осипова.
Использование игровых практик делает занятия увлекательными. Федор Шагов считает, что маленьких детей можно увлечь сказкой. А Наталья Осипова советует придумывать интересные названия для упражнений и подключать фантазию ребенка. Например, в ее пособии есть картинка, на которой музыкальная теория изображена в виде «дерева флейтового мастерства».
Вовлеченность родителя — залог успеха ребенка
Если взрослые сами слушают дома произведения мировых классиков или ходят с детьми в театр и на концерты, то у ребенка постепенно развивается хороший вкус.
Но от родительского участия зависит и продуктивность обучения. Мама и папа являются связующим звеном между ребенком и преподавателем. Родителям необходимо держать на контроле домашние задания — это 80 процентов успешного обучения, считает Екатерина Затонская. Также важно отслеживать, с каким настроением занимается ребенок.
«Ребенок часто боится что-то сказать преподавателю, а чуткие родители замечают, что он теряет интерес. Тогда преподаватель может попробовать новую методику или сменить репертуар», — говорит Екатерина Затонская.
Музыка как вечный двигатель
По мнению педагогов, дети, которые занимаются музыкой, более открытые и эмоциональные, более уверенные в себе. Они комфортнее себя чувствуют в этом мире, бережнее относятся к природе и друг к другу.
«Занятия музыкой воспитывают волю и дисциплину. Заниматься нужно регулярно, без перерывов, с таким же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале», — говорит Федор Шагов.
Благодаря занятиям музыкой у ребенка развиваются математические способности, пространственное мышление, память. Маленькие музыканты лучше говорят и пишут, им легче дается грамматика и иностранные слова.
«Музыканты постоянно открывают для себя новые возможности для самореализации, оттачивая технику игры на инструменте или педагогическое мастерство, развиваются интеллектуально и духовно. Музыкальное искусство — это perpetuum mobile (вечный двигатель) прогресса человечества», — говорит Наталья Осипова.
Зачем учить ребёнка музыке?
Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
— Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.