Для чего нужно запечатывать покойника
Расскажите пожалуйста, что такое запечатывание?
Расскажите пожалуйста, что такое запечатывание, подробно. И что значит, если родственники по каким-то причинам не дали запечатать человека во время отпевания в церкви, мотивировав священнику, мол, мы позже запечатаем?
Вера
Ответ
Священнодействие, именуемое в просторечии
«Священнодействие, именуемое в просторечии «запечатыванием» или «печатанием» покойного является необходимой частью погребения.
После пения «Вечная память» и чтения молитвы «Господь Иисус Христос Бог наш…» в «Последовании мертвенном мирских тел» говорится: «И полагаются мощи во гроб: архиерей же, или священник, взем персть лопатою, крестообразно мещет верху мощей, глаголя: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». И посем наливает верху мощей елей от кандила (лампады), или сыплет пепел от кадильницы, и тако покрывают яко обычно гроб.
Существует два вида «запечатывания». Один, когда оно совершается на кладбище и другой (не упоминаемый в требнике, но в силу различных обстоятельств, иногда вынужденно применяемый на практике), когда печатание тела умершего совершается песком или землей на месте отпевания: в храме или другом месте.
Бывают случаи, когда над умершим совершается панихида, а «печатание» выполняется позже. По-видимому автор вопроса и была свидетелем подобной ситуации.
При отпевании покойного нужно, конечно, прежде всего заботиться о душе умершего и выполнять все необходимое так, как написано в «Последовании мертвенном мирских тел».
Полагаю, речь идёт о прощании
Затем гроб заколачивают. Если родственники хотят проститься с покойным не в храме, а на кладбище, непосредственно перед тем, как гроб будет опущен в могилу, тогда гроб, естественно, не заколачивают, оставляя это до последнего момента.
Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.
Земля и похороны: обрядовые и магические действия
Традиционное захоронение гроба с телом в землю сопровождается обрядовыми действиями, совершаемыми священнослужителем при отпевании, в том числе заочном. Вместе с тем, с землей, взятой с мест захоронения, связаны разнообразные суеверия.
Земля при отпевании в церкви и на кладбище
В том случае, когда священник не сопровождает гроб до могилы, символическое предание тела земле происходит там, где совершалось отпевание, то есть, в храме или дома. В конце, когда усопшего полностью закрывают покрывалом, поверх него священник крестообразно сыплет землю со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). После этого гроб закрывают крышкой и доставляют к месту захоронения.
Если священнослужитель сопровождает усопшего на кладбище, то там совершается чин литии. Затем гроб опускают в могилу. Первым бросает горсть земли священник, осеняя гроб крестным знамением.
При заочном отпевании, когда гроб с телом покойного отсутствует, священнослужитель трижды благословляет землю тем же первым стихом 23-го Псалма. Эту землю вручают родственникам умершего.
Если он ещё не погребён, полученную в церкви землю надо высыпать поверх савана крестообразно: от головы к ногам и от правого плеча к левому. Затем гроб можно закрыть и приступить к захоронению.
Если погребение уже состоялось, землю, которую вручил священник, крестообразно сыплют на могильный холм.
В том случае, когда была проведена кремация, землю можно высыпать в урну с прахом покойного, символически предавая его земле.
Надо заметить, что суеверия сопровождают даже погребальную землю, полученную на заочном отпевании. Некоторые считают, что её нельзя хранить дома больше одного дня.
Могильная земля — любимый атрибут колдунов, магов и ведьм
Стойкие поверья наделяют особыми негативными свойствами землю, взятую с кладбища. Её применяют в сельской и дачной волшбе, рассыпая на участке соседа, чтобы подпортить ему урожай.
Некоторые умудряются забрасывать эту землю за шиворот родственникам похороненного, приговаривая: «Чтобы не снился, чтобы не скучать, чтоб покойника не бояться». Правда, знатоки кладбищенского колдовства утверждают, что подобные действия приводят лишь к порче на «усыхание» от болезней и апатии. Соответственно, могильная земля, засыпанная кому-либо в карман, лишает бедолагу денег и достатка.
У ведьм и колдунов разного калибра особенно популярен обычай сыпать землю, собранную на кладбище, возле порога или, например, в почтовый ящик. Специалисты по противодействию тёмным силам рекомендуют немедленно выметать такие гостинцы, выносить за пределы дома и бросать в костёр, причём туда же должен отправиться использованный веник.
Вопрос и ответ
Как ни странно, такие случаи действительно есть. Сыплют и даже надеются на эффект.
Находятся и такие «верующие». Хотя священнослужители определённо утверждают, что никакого вреда от земли, полученной при заочном отпевании, быть не может.
Соответствующая статья размещена на нашем сайте.
Отзывы
Выражаю огромную благодарность и признательность Федосееву Александру за помощь в организации похорон. Так сложилось, что, к сожалению, пришлось обращаться к услугам Городской Ритуальной Службы 2.
Я впервые сталкиваюсь с таким уровнем помощи. Реакция очень быстрая. Быстро решают все проблемы. Низкий поклон за такое отношение к клиентам. Сам бы я ковырялся, наверное, не знаю как и сколько.
Внимание!
Проявляйте терпение в ожидании ответа на Ваш вопрос.
«Запечатывание» Покойного Оценка: 




#1
Ryssov
#2
Волк Бусый
#3
Межемир
есть ещё одно объяснение. Но уже славянске. В славянской мифологии достаточно шроко известны упыри, вурдалаки, заложные мертвецы и прочее. землю «печатали» ещё и чтобы тело не поднялось. Душу такой «печатью» не удержишь ход событий не поменяешь. Но попытатся можно =)
по поводу сжигания
в землю так же много зарывали. Археологические раскопки много могил находят. А в степных зонах курганы частое явление. В некоторых племенах иногда покойного клали в лодку и спускали «за водой» по реке.
#4
Волк Бусый
#5
Гостья
либо нужно взять землю с могилы, и отнести в церковь, они там над этой землей «шаманят», и её вновь нужно отнести на могилу.
..могу твёрдо Вам сказать, что такого нет обряда, во всяком случае в столице.
Земля, чаще всего это песок, есть в любой церкви. Делается же следующее.
После отпевания и прочтения разрешительной молитвы над усопшим, священник берёт землю, которая есть в каждом православном храме(на самом деле это чистый песочек) и посыпает им покойника крестообразно(восьмиконечным крестом). После этого положено заколачивать гроб. Если же отпевание совершается заочно, то песок заворачивают в кулёчек и отдаётся родственникам, а те сами потом посыпают, после прощания и непосредственно перед тем, как заколотить гроб.
Вообще же хотелось бы, чтобы вопросы по обрядам других религиозных групп освещались не приблизительно и не домысливались. ПОтому что это выглядит нелепо и смешно. Оппонента надо знать, а для этого-изучать. Иначе последним будет смеяться он.
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Обряд погребения
Омовение и облачение умершего.
Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.
Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.
Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.
Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.
Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).
После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.
На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.
Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.
Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.
Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.
Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).
Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.
В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».
«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.
Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).
«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).
«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).
Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».
Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.
Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)
В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.
Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.
Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.
Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.
Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.
Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.
Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.
По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.
Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).
По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.
Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):
«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »
В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.
При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.
Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.
Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.
При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).
Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.
По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.
Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.