Для чего нужно знать фонетику

Зачем нужна фонетика

Для чего нужно знать фонетику. Смотреть фото Для чего нужно знать фонетику. Смотреть картинку Для чего нужно знать фонетику. Картинка про Для чего нужно знать фонетику. Фото Для чего нужно знать фонетику

Гармоничное, плавно звучащее сочетание звуков придает речи особую выразительность и красоту. Зная законы фонетики, вы сможете избежать распространенных ошибок, которые приводят к неблагозвучию речи, к появлению труднопроизносимых и неприятных для слуха конструкций из слов. Неудачные с точки зрения фонетики фразы затруднят внимание, будут мешать восприятию текста. К примеру, оцените строку одного детского стихотворения: «Ах, почаще б с шоколадом…», такую фразу трудно произнести даже взрослому, не то что пятилетнему ребенку.

Фонетическая составляющая как бы создает вокруг слова ореол, который влияет на его значение, а также на впечатление от этого слова. Например, звучание слов «хрыч», «мямля» незаметно для слушателя вызывают неприятные эмоции, а «роза», «рано», «море» придают фразе напевность и красоту звучания.

Знание фонетики позволяет человеку управлять речью по своему усмотрению. Вы можете составить предложение так, что оно взволнует слушателя или читателя, вызовет в нем возмущение, а можете успокоить, внушить доверие и умиротворенность. Все это достигается при помощи различного сочетания слов и звуков. Особенно часто писателями используется аллитерация – повторение одних и тех же согласных для усиления эффекта.

Например, зная, что звук «р» в русском языке воспринимается как грубый, резкий звук, вы не станете его часто употреблять в любовном признании, но в призыве к действию или возмущении слова с этим звуком будут очень кстати. Сравните: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина…» (А.С. Пушкин) и «У взрослых дела. В рублях карманы. Любить? Пожалуйста! Рубликов за сто» (В.В. Маяковский).

При помощи звукоподражающих слов можно также передать характер звучания, например, фразы «И хруст песка, и храп коня» или «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь» сразу вызывают соответствующие ассоциации.

Каждый звук несет какую-то информацию, и повторение его в тексте будет оказывать на слушателя определенное влияние. Зная все правила фонетики и «подружившись» со звуками, вы сможете легко составить такой доклад, на котором слушатели не будут зевать, а полностью разделят все ваши мысли.

Источник

Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать

Наука о звуках речи.

Для чего нужно знать фонетику. Смотреть фото Для чего нужно знать фонетику. Смотреть картинку Для чего нужно знать фонетику. Картинка про Для чего нужно знать фонетику. Фото Для чего нужно знать фонетику

Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.

Что изучает фонетика

Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.

Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].

Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].

Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».

Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.

Зачем нужна фонетика

Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).

Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.

Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].

Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».

Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].

С какими науками связана фонетика

С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.

С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.

Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».

Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.

С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.

Как разобраться в фонетике

Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.

Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.

Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.

На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.

Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.

Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.

Источник

Для чего нужна фонетика

Для чего нужно знать фонетику. Смотреть фото Для чего нужно знать фонетику. Смотреть картинку Для чего нужно знать фонетику. Картинка про Для чего нужно знать фонетику. Фото Для чего нужно знать фонетику

Речь – это поток звуков, потому что в первую очередь люди произносят звуки, из звуков складываются слова. Порой кажется, что этот звуковой поток непрерывен, но это не так. Его можно разделить на отдельные части. Текст – фраза – речевой отрезок (такт) – слово – слог – звук. Получается, что звук – это самая малая единица языка. Как уже говорилось выше, звук сам по себе не имеет смысла, но играет смыслоразличительную роль. Например: майка, зайка, гайка, чайка, лайка. Изменяется всего лишь один звук – изменяется и смысл всего слова.

Но вернемся к тексту – исходной фонетической единице. Речь имеет не фонетический, а коммуникативный характер. Однако, текст обладает фонетическими характеристиками: ограничения и паузы. В тексте выделяются интонационные фразы, отрезки, имеющие логическое ударение. Благодаря им люди и слышат не сплошной поток, а отдельные законченные фразы, предложения, текст. Если предположить, что интонация, паузы (а это явления исчезли, перестали существовать, то без них фраза становится неясной, неоднозначной.

Для слова также характерно ударение. В русском языке оно не закреплено, то есть может падать на любые части слова. А вот, например, во французском – закреплено на последнем слоге. Ударение как фонетическое явление в языке с незакрепленным положением ударения также может выполнять смыслоразличительную функцию. Например: замок и замок.

Слог – это речевой выдох. Звук – это минимальный элемент потока речи. Итак, фонетика нужна для членения и восприятия речевого потока.

Знание фонетики и ее законов помогает и в выборе правильного написания слова. Мы слышим и произносим звуки, а пишем буквы. Правильное написание слова не всегда соответствует его фонетическому звучанию. Ведь один и тот же звук может на письме обозначаться разными звуками. И наоборот, одна и та же буква обозначает разные звуки.

Итак, звук – это минимальная единица речи. Звуки речи изучает раздел языкознания – фонетика. Знание законов фонетики, орфоэпических норм помогает делать нашу речь понятной, грамотной и благозвучной.

Источник

Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка

Содержимое публикации

Егорова Ирина Анатольевна

учитель муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6

Центрального района Волгограда»

Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка

Фонетика – учение о звуках и звуковой системе русского языка. Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка обусловлено в языке звуковой его стороной.

Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпичесих нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Как сформулировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.

Теоретической основой работы являются труды Львова М.Р., Рамзаевой Т.Г., Светловской Н.Н., Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик и др.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находиться в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т.е. у него недостаточно развит речевой слух, то етественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передачи своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе.

Роль усвоения фонетических знаний велика:

1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.

2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов.

3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, например, для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих – звонких согласных в слове.

4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонационного верного произношения предложений, соблюдения логических ударений, пауз и т.п.

5. знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного его употребления в речи. Например, слова стоит-стоит, мука-мука – различаются лишь ударением или формы слов руки-руки, реки-реки.

Мягкие и твердые согласные обусловливают лексическое различие слов лук-люк, флаги-фляги.

Вот почему изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1-2 классах.

Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фоентико-графических умений: умениями распознавать звук и букву, звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие, согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие, умение делить слова на слоги, находить и выделять ударный слог, с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме, пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строением речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов их своеобразии по сравнению с буквами и т.п.

В начальной школе не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие, тем не менее, необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове. Дети усваивают, что услышанное или произнесенное слово состоит из звуков, они учатся проводить слого-звуковой анализ слов.

Русское письмо звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Необходимо с 1-го класса учить распознавать звук и букву: первое мы слышим, второе мы пишем. Буква – это графическое изображение звука. А звук можно изобразить с помощью опорных сигналов и схем.

Как же это осуществлять на уроках обучения грамоте? Работая по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Моя любимая Азбука» решила «оживить человечков». Вырезали из плотной бумаги фигурку довольно условного «человечка». Приготовили шляпу-цилиндр, шляпу – «звоночек», 3 пары башмачков – синего, зеленого и красного цвета. Такие «человечки» у каждого ребенка. Класс ожил!

Данные «человечки» можно использовать на любом этапе урока.

Например: тема урока «Согласные звуки д, д, буква д».

Источник

Зачем нам эти звуки?

Для чего нужно знать фонетику. Смотреть фото Для чего нужно знать фонетику. Смотреть картинку Для чего нужно знать фонетику. Картинка про Для чего нужно знать фонетику. Фото Для чего нужно знать фонетику

Продолжение серии публикаций о занятиях с детьми, которые обучаются по форме семейного образования

— Что мы знаем про звуки речи?

— Они бывают гласными и согласными!… Согласные бывают твердыми и мягкими!… Гласных звуков 10, а согласных 21!

— Как это? Я считал! Мы с мамой считали!

Для чего нужно знать фонетику. Смотреть фото Для чего нужно знать фонетику. Смотреть картинку Для чего нужно знать фонетику. Картинка про Для чего нужно знать фонетику. Фото Для чего нужно знать фонетикуМой продвинутый ученик искренне недоумевает. В итоге он вспомнит, что гласных на самом деле 6, а вот о том, что твердый [м] и мягкий [м’] — это разные звуки, и не подумает.

Родители часто спрашивают, для чего тратить столько сил на характеристику звуков. А вид транскрипции их просто вгоняет в ступор. Впрочем, тут я их понимаю — запись типа [в л’ису рад’илас’ й’олач’ка] в тетради второклассника, действительно, — как бы это помягче сказать? — настораживает.

Так нужно ли все-таки тратить столько времени и сил на характеристику звуков? Попробую порассуждать на эту тему.

Когда ребенок учится читать, не вижу смысла долго и запутанно объяснять ему, что буква Ё выполняет две работы — обозначает звук О, смягчая при этом предыдущий гласный (клён) и обозначает два звука — йо (ёлка, копьё). Я — за слоговое обучение чтению (по методике Зайцева), где ребенок усваивает сразу слоги — твердые и мягкие.

Но если ребёнок учится читать буквенным способом (то есть изучает сперва буквы, потом способы их слияния), без звукового анализа обойтись сложно. У меня был ученик, очень умный мальчик, который имя свое писал — «ЛЬОНЙА». Читал он при этом неплохо, целыми словами. У ребёнка был синтетический способ восприятия информации, он не анализировал слова при чтении и не запоминал, как они пишутся. Наверно, таких ошибок бы не было, если бы он учился читать слоговым способом. Но в сложившейся ситуации нам нужен был разговор о том, какая буква какую работу выполняет.

Чтобы понять, почему надо писать ЁЛКА и ПРУТЬЯ (а не ЙОЛКА и ПРУТЬЙА), ребёнку нужно понимать 1) что у буквы ЕСТЬ РАБОТА — ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК; 2) что есть гласные, которые могут обозначать два звука в определенных позициях, а есть сочетания звуков, которые обозначаются одной буквой.

Умение УСЛЫШАТЬ и охарактеризовать звук становится важным, когда ребенок начинает писать. Вот тут выясняется, что в одних случаях мы точно СЛЫШИМ, какую букву надо писать (то есть, говоря по-научному, звук стоит в СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ), а в других случаях (когда звук в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ), мы слышим его нечетко и сомневаемся. Когда есть сомнение, надо проверять орфограмму (например, ставить безударную гласную под ударение).

Для чего нужно знать фонетику. Смотреть фото Для чего нужно знать фонетику. Смотреть картинку Для чего нужно знать фонетику. Картинка про Для чего нужно знать фонетику. Фото Для чего нужно знать фонетикуВо многих программах (в том числе и в традиционных, классических, по которым учились еще бабушки нынешних школьников), именно на проверку орфограммы тратится больше всего времени и сил.

Но чтобы проверить орфограммы в словах «голова», «кружка», «зябко», надо 1) УСЛЫШАТЬ ошибкоопасное место и 2) применить правило. В первом случае — изменить слово, поставив гласную под ударение (гОловы) или подобрать родственное слово (голОвка), во втором — изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после парного согласного стоял гласный (кружечка) или сонорный (зябнуть). То есть, чтобы использовать эти несложные правила, ребенок должен знать понятия гласного, согласного, парного согласного, сонорного. На вопрос подруги, для чего ее внучке в первом классе понятие сонорного звука, я ответила формулировкой такого правила.

Есть и другие орфографические правила, в которых используются характеристики звуков: правописание Ь после ШИПЯЩИХ, О-Ё после ШИПЯЩИХ и т.д.

Однако открытым остается вопрос о том, удобно ли будет ребенку пользоваться орфографическими правилами, возникнет ли у него вообще такая необходимость. Мой ученик Стасик писал практически без ошибок, но по русскому выше четверки не имел никогда. В средней и старшей школе моя принципиальная подруга филолог регулярно ставила ему тройку. Безударную гласную в словах «пилил пилой» Стасик проверял словом «пила» (где эта гласная — тоже безударная). Он просто знал, как пишется этот корень и даже не мог понять, чего мы от него хотим.

Есть еще один аргумент в пользу звукового анализа. Умение слышать и анализировать звуки — прямой путь к исправлению логопедических проблем, которые встречаются сегодня у множества детей. Опыт ТРИЗ-педагога, логопеда И.Н. Крохиной показывает, что пробуждение исследовательского интереса к звукам речи эффективно развивает способность эти звуки слышать и правильно произносить. Посмотрите, как ученики Инны Николаевны анализируют звуки и с каким удовольствием они это делают.

Что ж, возразят оппоненты, у логопедических детей, возможно, нет другого выхода. Но надо ли этим заниматься, если ребенок логопедических проблем не имеет? Раскроем этот вопрос, разделив его на части и попробуем найти ответы.

Думаю, теперь родители окончательно запутались в вопросе о том, как учить ребенка в наше время, и ждут какого-то продуктивного совета. «Бойся того, кто скажет: «Я знаю, как надо!»» — писал поэт Александр Галич, и был, на мой взгляд, прав. Однозначных советов не дам, но опишу свое видение ситуации.

Обучая ребенка самостоятельно, вы делаете свой выбор методических подходов, учебников, игр, упражнений. Главное, чтобы этот выбор был осознанным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *