Для чего нужны 10 заповедей человеку
Зачем соблюдать заповеди?
Наш век несправедлив к великому благословению, которое дал нам Бог.
К благословению заповедей. Наш век считает, что соблюдение заповедей — это механическая, поверхностная этика, а разговор о соблюдении заповедей — морализаторство, ведущее к ханжеству.
Однако на самом деле все не так. Если мы будем внимательны, то обнаружим, что и Евангелие, и отеческая письменность, и опыт Церкви исполнены побуждений к соблюдению заповедей и определяют святость — среди прочего — и как выражение их соблюдения. «Если любите Меня, то и заповеди Мои соблюдаете», — говорит Сам Господь. Попытка соблюдать заповеди переносит нас от сомнения и опасных акробатических «опытов» к реальной действительности наших немощей.
Часто мы читаем ту или иную книгу, ведем красивую беседу, говорим о широте сердца, о восторжении ума, о духовных восхождениях, а немного погодя, дома, нас перебивает муж или жена, — и мы возражаем с напором и раздражением. В чем же тогда смысл всех этих бесед?
Мы держим четки в руке, возможно, соблюдаем посты (потому что мы так привыкли), но не можем соблюсти заповеди любви и терпения. И взаимной уступчивости, прощения. Мы ведем себя по-монашески традиционно и при этом остаемся очень жестокосердными людьми. И именно заповеди и наше усердие размягчают душу как отбойный молоток. Заповеди существуют ради двух причин: чтобы смирять нас и чтобы указывать нам путь.
Сколько усердия нужно для того, чтобы исполнить любую из заповедей! Сколько старания! Легче прочесть отрывок из «Добротолюбия» или «Аскетики» аввы Исаака и считать, что мы все поняли и ощутили, что достигли некоего якобы «духовного состояния», чем попытаться не сказать хотя бы одной неправды из тех, что мы называем «повседневной ложью», или принять нашего ребенка таким, какой он есть, или потерпеть наших родителей, или взаимно потерпеть друг друга. Мы видим, что когда мы пытаемся соблюсти заповеди, это оказывается очень трудным для нас. И таким образом мы смиряемся перед ними.
Заповеди не только смиряют нас, но и служат своего рода «дорожными знаками» на нашем пути. Вы часто видите на горных серпантинах справа и слева от асфальта столбы, покрытые фосфоресцирующим веществом: они показывают дорогу, когда она запорошена снегом. То же самое делают и заповеди: они показывают, куда мы идем.
Поэтому очень важно каждому христианину с помощью духовника определить те из заповедей, в которых именно ему необходимо подвизаться в своей жизни. Таким способом человек непрестанно научается, усердствуя в конкретной заповеди. Он не оправдывает себя с легкостью, когда не справляется, не остается равнодушным, но честно стоит на стороне истины. Человек не обманывается, не обольщается относительно себя, но смотрит, какие из заповедей и в какой мере может исполнить. Так, он различает путь и маршрут, и затем с молитвой просит содействия Божия и Его благословения, чтобы если какая-то из заповедей могла быть преобразована в его личный опыт, то это произошло бы только по благодати Божией.
В духовной жизни стяжание добродетели — не наше достижение или успех, но дар Божий и плод Святого Духа. Наши же — согласие и доверие к Его благодати.
Зачем соблюдать Закон Божий?
Для чего человеку нужны Десять Заповедей? Сегодня многие говорят, что они были даны для евреев, а для людей, живущих в современном обществе, Божьи заповеди потеряли актуальность. Так ли это на самом деле?
Десять Заповедей — это краткое изложение обязанностей человека перед Богом. Они лежат в основании человеческой морали и нравственности. Божий Закон — это достояние всего человечества. Он столь же важен для людей сегодня, как и для евреев во времена Моисея. Этот Закон непреложен. Именно он проводит черту между добром и злом.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Псалом 18:8). Ни один законодатель не смог бы издать такой закон, каким является Десятисловие. Это — совершенные правила. Все самые справедливые человеческие законы можно разглядеть между строк этого немногословного свода нравственности, добра и совершенства, в котором выражено всё, чем должны определяться отношения человека с Богом и человека с его ближними.
Десять Заповедей не только олицетворяют вечные основы добра, но открывают человеку сущность греха. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», — пишет апостол Иоанн (1 Иоанна 3:4). Нарушая Закон, человек нуждается в том, чтобы его простили. Вот почему Христос спустился с небес и умер за людские грехи, которые являются нарушением Закона. Если бы этого не произошло, наш мир был бы обречён на погибель, ибо Закон говорит, что «возмездие за грех — смерть» (Римлянам 8:23). Подобно тому, как нарушение естественных законов природы в нашем мире приносит неизбежные последствия, нарушение нравственного Закона неизменно отражается на духовной и интеллектуальной жизни человека. Сам Христос, подчёркивая важность соблюдения Закона, говорил: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Матфея 5:19). «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди», — сказано в другом месте Священного Писания (Матфея 19:17).
Изменил ли Христос, живя на земле, требования Закона? Нет, но Своей жертвой Он уничтожил проклятие смерти, довлевшее над человеческим родом, взяв на себя грехи каждого человека, но Десять Заповедей остались незыблемыми, поскольку они являются основанием Его престола. Он не только раскрыл истинное значение нравственного Закона, но и Сам исполнял его. Он больше, чем кто бы то ни было, возвеличивал этот Закон.
Что даёт человеку соблюдение Закона? Соблюдая его повеления, человек обретает благосостояние, счастье и блаженство. Это не просто свод запретов и правил. В основе Божьего Закона лежит любовь, а не принуждение. Я хочу исполнять Закон, потому что люблю Бога и своего ближнего. Только послушные Его Закону станут гражданами Его царства.
Но зачастую можно услышать: «Я живу спокойно, закон не нарушаю, никого не убиваю, не краду. В чём я согрешил? У меня всё прекрасно!»
Разъясняя в Нагорной проповеди смысл шестой и седьмой заповедей («Не убивай», «Не прелюбодействуй»), Христос раскрыл духовную природу Божьего Закона, объяснив, что он касается не только внешней стороны наших поступков, но также и мыслей, и сердечных намерений. Десятая заповедь говорит: «Не пожелай», запрещая человеку иметь нездоровые желания. Следовательно, повиновение этой заповеди требует не просто внешней порядочности, но прежде всего чистоты сердечных побуждений.
Еще один очень важный момент: необходимо соблюдать не только какую-то часть Закона, а все заповеди. Например, если человек соблюдает заповедь «Не убивай», но не принимает во внимание заповедь «Помни день субботний», то он всё равно будет считаться нарушителем Закона.
Как жить так, чтобы соблюдение Закона стало частью нашей жизни? Может ли человек исполнять Закон, полагаясь только на свои силы? Нет, лишь в возрождённом и обновлённом благодатью Божьей сердце будет жить естественное стремление повиноваться заповедям Божьим. Бог обещает Свою милость тем, кто соблюдает Его Закон и делает так, чтобы повиновение заповедям стало естественным желанием нашего сердца.
Закон требует послушания, но сам он не может сделать нас послушными. Он как зеркало, благодаря которому человек видит свои грехи и свою испорченность. Заповеди ведут грешника к Христу. Верующий в Иисуса Христа признаётся праведным, и его грехи прощаются. Закон — это не путь к спасению, а путь спасённых. Христос наделяет верующего человека силой Своей благодати, спасает и освящает нас. Бог не оставил человека запутавшимся в своём непослушании — Он дал людям возможность начать новую жизнь.
Верующий во Христа избавляется от наказания за нарушение Закона, Господь дарит ему новое сердце, которое наполнено любовью к Богу и послушанием Его заповедям.
Статья подготовлена по книгам «Библейские чтения в кругу семьи» «Вероучение Священного Писания» (Ханс и Даниэль Хайнц).
Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не убивай.
Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не прелюбодействуй.
Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.
ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не укради.
Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.
ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
А это значит:
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Источник:
святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Объяснение десяти заповедей, данных Моисею
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»
Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею
«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.
О Десяти Заповедях на «Правмире»:
Фильмы о десяти Заповедях:
Заповеди в православии: зачем они нужны сейчас?
Нам пришло письмо: «Зачем нужны заповеди? Все и так понято: что хорошо, а что плохо. К тому же заповеди ничего не имеют общего с сегодняшним днем. Может быть, можно быть хорошим человеком и христианином, ничего не зная о них?»
Что такое Заповедь?
Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».
В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:
Как понять, что Заповеди — это откровение?
В наше время воспринимать заповеди, как откровение достаточно тяжело, потому что вся современная мораль и этика основана как раз на христианских заповедях. Родители с детства учат детей не обманывать и не брать чужого. То, что изменять жене — это плохо, так же очевидно, как и то, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Заповеди проникли в нашу жизнь и давно стали основой «правильной» жизни.
Но когда-то и факт, что Земля это шар, было ошеломляющим открытием. Таким же, как в XX веке стала правда о том, что время в разных местах вселенной идет по-разному. Или открытие квантовой физики, которая вообще по сути своей противоречит привычной нам логике.
Заповеди в свое время стали точно таким же Духовным открытием. Десять Заповедей Моисея (а говорить мы будем о них, хотя строго говоря, в Ветхом Завете в общей сложности 613 заповедей) — это целая система, которая фундаментально и конкретно сообщила о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
Иудейский народ получил эти заповеди первым (19-я глава книги Исход) и до этого как-то разделял поступки на правильные и не правильные, но все они базировались на представлениях, которые перетекали из рода в род. При этом не было однозначного ответа, какое же поведение на самом деле помогает быть безотрывно с Богом.
В общем, десять Заповедей, которые Моисей получил во время долгого пребывания на горе Синай, стали откровением — то есть, святыней. А к святыне еще более трепетное отношение, нежели к правилам. Они — основа основ.
Зачем нужны заповеди?
С одной стороны, спустя тысячи лет после обретения Заповедей человек как никогда интуитивно понимает и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть и правда может показаться, что ничего нового в отношении морали в них не сказано. В крайнем случае, — если нас плохо воспитали родители или молчит голос «совести», — есть государственные законы, которые максимально подробно прописывают, что можно, а что нельзя практически во всех социальных сферах.
Но с другой стороны, — в реальной жизни — понятия о добре и зле неожиданно оказываются расплывчатыми. Жизнь — не лабораторный кабинет, в ней масса ситуаций: изощренных и разнообразных.
Джеймс Бонд — положительный герой в фильмах, который на самом деле все время убивает.
По сути, мы живем в мире, где провести границу между добром и злом все сложнее. Все перемешалось.
И с этой точки зрения Заповеди не только не устарели, а наоборот — актуальны. Они — как компас в любой сложной этической ситуации. Они просты и жизнь человека могут сделать гораздо проще — потому что в них вещи названы своими именами.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».
(Псалом 18)
Заповеди — это опора и помощник.
Заповеди — выкристализованное понятие о добре и зле. Они — прямое отражение христианской мысли о том, что любой поступок в конце концов — это либо шаг к Богу, либо шаг от Него.
Это не означает, что вся жизнь становится схемой. Именно поэтому в Библии возник образ фарисея — человека, который формально выполняет все 613 ветхозаветных заповедей, но при этом так же далек от святости, как последний грешник.
Главная цель христианина — стяжать Благодать Духа Святого и обрести после смерти Жизнь Вечную. Соблюдая заповеди, можно стать святым, а можно им не стать. Но стяжать Благодать, не соблюдая Заповеди, невозможно.
Заповеди помогают хранить в сердце память о том, что есть добро, а что зло — вне зависимости от обстоятельств. А то, что Заповеди Моисея ничуть не устарели, мы попробуем показать в тексте ниже.
Заповеди Моисея: о чем они на самом деле
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
Возможно, это наиболее актуальные заповеди для нашего времени. Мы окружены вещами и слишком привязаны к ним. Компании создают целые бренды, чтобы в человеке было стремление: соединить свою жизнь и сердце с продуктами компании.
Продукция Apple и гаджеты вообще; бренды одежды; образы из фильмов, которыми хочется вдохновиться; спортивные кумиры.
Душа растрачивается на стремления, которые не имеют никакого отношения к Вечности, и на Вечность у нее не остается сил. Человек оказывается заперт в мире земных условностей и на деле становится менее свободным и более несчастным.
Эти две Заповеди про то, чтобы хранить сердце от чрезмерного восхищения вещами и кумирами. Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь — казалось бы, такая сложная и запутанная, — в чем-то становится проще.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».
Формально, текст заповеди про то, что нельзя клясться именем Бога. Но по сути она про то, чтобы человек был правдив и целостен во всем. И чтобы все мысли в человеке были бесхитростны и являлись правдой. Достаточно попробовать прожить так хотя бы один день, чтобы понять: соблюдать эту заповедь — настоящее искусство.
Четвертая заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».
Это заповедь не про «выходной». Она — помощник не потеряться среди мирской суеты. Отрекаться от работы — неправильно. Но забыть за работой и бытовой суетой то, что ты человек с Царствием Божием внутри — легче простого.
Эта заповедь и про то, что надо работать, и про то — что у человека обязательно должно быть время, когда он остается наедине с Богом и мыслями о Вечной жизни. То есть эта заповедь про гармонично выстроенную жизнь — чего в суете мирской нам так не хватает.
Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь, при кажущейся «старомодности» и простоте, — одна из самых трудновыполнимых. Как тяжело нам бывает находить общий язык с родителями! Чаще всего мы конфликтуем или избегаем их.
Но вообще в этой заповеди речь не только про родителей, как таковых, но и про трепетное отношение к устоям, которые возникают в обществе. Да, что-то из семейных или общественных традиций является пережитком времени, и на фоне этого легко отрицать полезный опыт предков. Но еще легче при этом «потеряться» окончательно.
Опыт предыдущих поколений — это не «клеть», а помощник в том, чтобы не взваливать на себя непосильную ответственность вообще за все решения.
Шестая заповедь: «Не убивай».
Это заповедь не просто про убийство. Она призывает вообще не разграничивать убийства на «плохие» и те, к которым можно отнестись с пониманием (например, благородная месть). Убийство само по себе в чудовищных масштабах разлучает человека с Божием замыслом. В том числе, аборт.
Единственное исключение — военная служба в военное время.
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».
Не прелюбодействуй — значит, не изменяй даже в мыслях. Любой поступок — это следствие мысли. Даже простое восхищение другим мужчиной или женщиной, когда ты в браке, наносит невидимый урон семье.
Монашеская традиция — следить не только за мыслями, но и за помыслами. В миру не нужно быть монахом. Но в отношении с противоположным полом эта практика следить за помыслами — наиболее актуальна.
Восьмая заповедь: «Не кради»
Родители учат своих детей не воровать. Но воровать можно не только вещи, но время и силы у другого человека. Это заповедь не только про воровство, но и про внимание к другому.
Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Это заповедь про осуждение. Мы писали подробно про эту заповедь. Осуждение — это не только не говорить плохо о человеке, а не оценивать жизнь другого вообще.
Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Зависть бывает открытой, бывает — скрытой и не очевидной даже для самого человека. По большому счету, мы все живем, сравнивая нашу жизнь с окружающими. Зависть не только вредит миру человека, но она в конечном итоге бесполезна, потому что человек может погнаться за тем, в чем не его призвание, и оказаться в ситуации куда худшей, чем был изначально.
Вот так — в десяти Заповедях сформулирован нравственный «атлас», который должен помочь человеку.
Святые говорили, что заповеди — это не попытка каким-то жестким образом ограничить человека, а наоборот — открыть ему новый Мир, в котором легче чувствовать Бога и саму жизнь.
Новозаветные заповеди блаженств
Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.
А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.
Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).
Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.
В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.
Изречения святых отцов о Заповедях
«Душа, преступая заповеди, утрачивает свой образ» (преподобный Макарий Египетский).
«Если возлюбишь путь правды [Заповеди] — обретешь Вечную Жизнь» (преподобный Ефрем Сирин).
«Заповеди Божии — есть Жизнь Вечная» (преподобный Авва Исаия).
«Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах» (святитель Иоанн Златоуст).
«Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу и в общение с Богом» (святитель Игнатий Брянчанинов).
«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей» (преподобный Ефремя Сирин).
«Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога» (преподобный Ефрем Сирин).
Икона Воскресения Христова
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте