Для чего нужны четки мусульманину
О мусульманских четках. Применение, количество бусин, виды и значение четок.
Ислам – самая популярная и молодая религия мира. С каждым днем Ислам все больше вызывает внимание и симпатию среди различных народов мира. Как и в других популярных религиях четки в Исламе являются молитвенным атрибутом. Мусульманские четки несут в себе особый смысл, как у духовных лиц (имамов, муфтиев, дервишей) Ислама, так и у современного народа.
Какие названия носят мусульманские четки?
Из каких материалов состоят мусульманские четки?
Традиционные мусульманские четки изготавливают из бусин (зерен) размером 8-10 мм, выполненные из натуральных камней, дерева, реже из серебра или пластика. В старину мастерили четки из семян растений, зерен, дерева, минералов или ракушек. У древних высокопоставленных лиц можно было встретить четки из чистого серебра или золота, инкрустированные драгоценными камнями.
Можно ли выбрать камень для мусульманских четок по соответствию гороскопа?
В Исламе вера в гороскопы считается грехом. Мусульманские четки могут быть изготовлены из любого материала и камня, это никак не повредит владельцу четок.
Какое количество бусин (зерен) должно быть в мусульманских четках?
Мусульманские четки содержат 99, 33, 11 бусин. После каждой одиннадцатой бусины прикрепляют разделитель.
Что означает кисть или подвеска в мусульманских четках?
Каждая бусина нанизывается на прочный шнур и оба конца соединяются в единое целое. Место соединения нити символизирует веру в Единого Бога, которое украшается продолговатой бусиной, коннектором или подвеской (полумесяц, мечеть, арабские слова). Кисть из ниток или нескольких бусин с узлами на концах в мусульманских четках не является обязательным атрибутом.
Для чего используют мусульманские четки?
Главная функция четок – помощь при чтении молитв. Так же четки вешают в качестве талисмана в автомобиль, хранят дома на видном месте, носят с собой. Часто четки незаменимы для здоровья — это замечательный лекарь души, они вызывают успокаивающее действие, помогают сосредоточиться и направляют на правильный поток мыслей.
ЧЁТКИ В ИСЛАМЕ
В среде мусульман большое распространение получили чётки, которые используются в основном для поминания Аллаха (зикра).
Этот атрибут, который также именуют как тасбих, представляет собой нанизанные на тонкую нить бусины, зёрна, косточки или камни в определённом количестве. Чаще всего встречаются чётки с 11, 33 или 99 элементами. Во время зикра мусульмане произносят слова «СубханАллах» («Пречист Аллах»), «АльхамдулиЛлях» («Хвала Всевышнему»), «Аллаху Акбар» («Аллах велик») по 33 раза. По этой причине для простоты и минимизации ошибки верующего, который может сбиться со счёта, и используют тасбих.
Также чётки применяются мусульманскими народами и в иных целях. В частности, – это изящное украшение, которое женщины иногда носят на запястье. Кроме того, люди используют их и для морального успокоения, так как многие врачи и сегодня советуют перебирать чётки для профилактики неврозов. С помощью тасбиха можно быстро восстановить моторику пальцев после переломов или иных травм рук.
Зикр с чётками: нововведение или сунна?
В мусульманском мире с помощью чёток Аллаха поминают ещё со времён Пророка Мухаммада (с.г.в.). Известно, что отдельные сахабы, такие как Абу Хурайра, Абу Саид аль-Худри или Абу Дарда (р.а.), использовали камешки или кости при совершении зикра. Посланник Аллаха (с.г.в.), зная об этом, не запрещал своим товарищам поминать Всевышнего таким образом. Именно этот факт сыграл роль в появлении и распространении чёток по всему миру.
Тем не менее, вопрос об их необходимости при зикре остаётся дискуссионным. Одни учёные считают такую практику не только дозволенной, но и полезной для мусульман, причём как с религиозной точки зрения, так и с позиции психологии и медицины. Другие же полагают, что лучше вести счёт при поминании Аллаха на пальцах, не прибегая к тасбиху.
Сторонники чёток в качестве основного аргумента приводят в пример сахабов, которые использовали подобный атрибут для зикра. Подтверждением тому служат некоторые хадисы.
Передаётся со слов Касима ибн Абдуррахмана, что сподвижник по имени Абу ад-Дарда при посещении утреннего намаза приносил с собой финиковые косточки и каждый раз после завершения поклонения поминал Творца миров на них «до тех пор, пока они не заканчивались» (Ахмад).
В другом хадисе, приводимом Абу Даудом, говорится, что у Абу Хурайры был специальный мешочек, в котором лежали камешки для совершения зикра.
Приверженцы тасбихов также утверждают, что мусульманин, совершающий зикр таким образом, с меньшей вероятностью совершит ошибку, даже если случайно задумается о чём-то мирском.
В качестве доводов приводятся и слова многих великих богословов, таких как ас-Суюти, Хасан аль-Басри, Ибн Абидин, аш-Шаукани, которые утверждали о дозволенности тасбихов при поминании Господа.
На взгляд Ибн Taймии, вопрос о применимости чёток в религиозной практику зависит от намерения человека. Если он желает поминать Аллаха, используя тасбих для минимизации вероятности ошибки или же для облегчения зикра, то в данном случае это дозволено. Если же мусульманин носит их для красоты, или стремится тем самым продемонстрировать окружающим свою набожность, либо делает это с какой-то иной целью, не связанной с религией, то в таком случае использование чёток нежелательно.
В среде мусульманских богословов немало противников перебора чёток при поминании Всевышнего. Большинство таких учёных, за редким исключением, не считают такую практику запретной, но полагают, что лучше отчитывать зикр пальцами. Основным аргументом в пользу этого мнения служит тот факт, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сам никогда не совершал зикр при помощи камушков или иных посторонних предметов. Он всегда для этого использовал счёт на руках и призывал к этому своих сподвижников. Подтверждения тому можно найти в достоверных хадисах.
Сахаб по имени Абдулла ибн Амр вспоминал: «Я видел, как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поминал Господа, считая своими пальцами» (Тирмизи, Абу Дауд).
Кроме того, сторонники зикра без чёток уверяют, что таким путём верующий может обрести больший саваб. Пророк (с.г.в.), обращаясь однажды к женщинам, напутствовал: «Поминайте Создателя, повторяйте “Нет божества, кроме Аллаха” и “Пречист Аллах” и отсчитывайте число повторений кончиками своих пальцев, ибо они будут свидетельствовать в Судный день» (Тирмизи, Абу Дауд).
Приверженцы этого мнения опирались также на высказывания крупных учёных, таких как шейх Мухаммад аль-Усаймин и Мухаммад Альбани, которые советовали совершать зикр, ведя счёт на руках.
Как совершать зикр с помощью пальцев
Вести отсчёт лучше правой рукой. Об этом свидетельствует хадис, приводимый Абу Даудом, в котором сказано, что шайтан делает всё левой рукой.
На каждом пальце руки (кроме большого) имеется три места сгиба, каждый из которых можно использовать в качестве деления и проговаривать слова поминания Аллаха при прикосновении к ним.
Как правило, совершая зикр, верующие произносят слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар» по 33 раза. И если произносить их по разу на каждом изгибе поочередно на каждом пальце (например, первый изгбиб мизинца, затем первый изгиб безымянного, первый изгиб среднего и т.д.) а также слегка отгибать большой палец, когда счёт будет доходить до него, то наберётся 15 повторений. Таким образом, нужно дважды пройти по всей кисти, а после ещё трижды повторить слово зикра, и тогда мы получим необходимое нам число 33.
Чётки в исламе: нововведение или дозволенная практика?
В среде мусульман большое распространение получили чётки, которые используются в основном для поминания Аллаха (зикра).
Этот атрибут, который также именуют как тасбих (теспе), представляет собой нанизанные на тонкую нить бусины, зёрна, косточки или камни в определённом количестве. Чаще всего встречаются чётки с 11, 33 или 99 элементами. Во время зикра мусульмане произносят слова «СубханАллах» («Пречист Аллах»), «АльхамдулиЛлях» («Хвала Всевышнему»), «Аллаху Акбар» («Аллах велик») по 33 раза. По этой причине для простоты и минимизации ошибки верующего, который может сбиться со счёта, и используют тасбих.
Также чётки применяются мусульманскими народами и в иных целях. В частности, – это изящное украшение, которое женщины иногда носят на запястье. Кроме того, люди используют их и для морального успокоения, так как многие врачи и сегодня советуют перебирать чётки для профилактики неврозов. С помощью тасбиха можно быстро восстановить моторику пальцев после переломов или иных травм рук.
Зикр с чётками: нововведение или сунна?
В мусульманском мире с помощью чёток Аллаха поминают ещё со времён Пророка Мухаммада (с.г.в.). Известно, что отдельные сахабы, такие как Абу Хурайра, Абу Саид аль-Худри или Абу Дарда (р.а.), использовали камешки или кости при совершении зикра. Посланник Аллаха (с.г.в.), зная об этом, не запрещал своим товарищам поминать Всевышнего таким образом. Именно этот факт сыграл роль в появлении и распространении чёток по всему миру.
Тем не менее, вопрос об их необходимости при зикре остаётся дискуссионным. Одни учёные считают такую практику не только дозволенной, но и полезной для мусульман, причём как с религиозной точки зрения, так и с позиции психологии и медицины. Другие же полагают, что лучше вести счёт при поминании Аллаха на пальцах, не прибегая к тасбиху.
Доводы «за»
Сторонники чёток в качестве основного аргумента приводят в пример сахабов, которые использовали подобный атрибут для зикра. Подтверждением тому служат некоторые хадисы.
Передаётся со слов Касима ибн Абдуррахмана, что сподвижник по имени Абу ад-Дарда при посещении утреннего намаза приносил с собой финиковые косточки и каждый раз после завершения поклонения поминал Творца миров на них «до тех пор, пока они не заканчивались» (Ахмад).
В другом хадисе, приводимом Абу Даудом, говорится, что у Абу Хурайры был специальный мешочек, в котором лежали камешки для совершения зикра.
Приверженцы тасбихов также утверждают, что мусульманин, совершающий зикр таким образом, с меньшей вероятностью совершит ошибку, даже если случайно задумается о чём-то мирском.
В качестве доводов приводятся и слова многих великих богословов, таких как ас-Суюти, Хасан аль-Басри, Ибн Абидин, аш-Шаукани, которые утверждали о дозволенности тасбихов при поминании Господа.
На взгляд Ибн Taймии, вопрос о применимости чёток в религиозной практику зависит от намерения человека. Если он желает поминать Аллаха, используя тасбих для минимизации вероятности ошибки или же для облегчения зикра, то в данном случае это дозволено. Если же мусульманин носит их для красоты, или стремится тем самым продемонстрировать окружающим свою набожность, либо делает это с какой-то иной целью, не связанной с религией, то в таком случае использование чёток нежелательно.
Доводы «против»
В среде мусульманских богословов немало противников перебора чёток при поминании Всевышнего. Большинство таких учёных, за редким исключением, не считают такую практику запретной, но полагают, что лучше отчитывать зикр пальцами. Основным аргументом в пользу этого мнения служит тот факт, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сам никогда не совершал зикр при помощи камушков или иных посторонних предметов. Он всегда для этого использовал счёт на руках и призывал к этому своих сподвижников. Подтверждения тому можно найти в достоверных хадисах.
Сахаб по имени Абдулла ибн Амр вспоминал: «Я видел, как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поминал Господа, считая своими пальцами» (Тирмизи, Абу Дауд).
Кроме того, сторонники зикра без чёток уверяют, что таким путём верующий может обрести больший саваб. Пророк (с.г.в.), обращаясь однажды к женщинам, напутствовал: «Поминайте Создателя, повторяйте “Нет божества, кроме Аллаха” и “Пречист Аллах” и отсчитывайте число повторений кончиками своих пальцев, ибо они будут свидетельствовать в Судный день» (Тирмизи, Абу Дауд).
Приверженцы этого мнения опирались также на высказывания крупных учёных, таких как шейх Мухаммад аль-Усаймин и Мухаммад Альбани, которые советовали совершать зикр, ведя счёт на руках.
Как совершать зикр с помощью пальцев
Вести отсчёт лучше правой рукой. Об этом свидетельствует хадис, приводимый Абу Даудом, в котором сказано, что шайтан делает всё левой рукой.
На каждом пальце руки (кроме большого) имеется три места сгиба, каждый из которых можно использовать в качестве деления и проговаривать слова поминания Аллаха при прикосновении к ним.
Как правило, совершая зикр, верующие произносят слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар» по 33 раза. И если произносить их по разу на каждом изгибе поочередно на каждом пальце (например, первый изгбиб мизинца, затем первый изгиб безымянного, первый изгиб среднего и т.д.) а также слегка отгибать большой палец, когда счёт будет доходить до него, то наберётся 15 повторений. Таким образом, нужно дважды пройти по всей кисти, а после ещё трижды повторить слово зикра, и тогда мы получим необходимое нам число 33.
Как сделать чётки самому (видео)
В качестве материала для чёток нам понадобится одна нить и 11, 33 либо 99 одинаковых по форме и размеру элементов, а также один или три небольших предмета, которые будут выполнять роль разделителя. Для тасбиха подойдут любые мелкие предметы, но в основном используются камни, финиковые косточки и бусины.
Необходимо нанизывать все элементы последовательно на нить (часто используют тонкую леску) и закрепить так, чтобы они не слетели. В конце ряда из 11 либо 33 одинаковых предметов ставится разделитель.
Если создавать чётки с использованием 99 делений, то перегородку делают после каждых 33 из них. Дойдя до неё при зикре, вы поймёте, что уже повторили слова поминания необходимое количество раз.
Проще всего сделать чётки с 11 бусинками. На это будет затрачено меньше времени и материала. Однако помните, что для совершения полного цикла поминания Аллаха необходимо будет трижды перебрать всю нить.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Как читать мусульманские четки 4.79 / 5 ( 19 )
В современном мире четки можно увидеть в руках не только духовных лиц, но и мирян, которые используют их больше для релаксации (кто-то даже вешает их в машине), концентрации внимания, решения сложных ситуаций. Перебирание гладких бусин успокаивает ум и помогает отстраниться от внешних обстоятельств. Но изначально, функция четок была строго ритуальной. Их использовали для чтения молитв и похвалы Богу. Чтобы не отвлекаться, и не считать каждую прочитанную молитву, на нить нанизывали определенное количество камешков, косточек или бусин.
По внешнему виду четок можно определить, к какому религиозному течению (христианству, буддизму или исламу) относится человек, которому принадлежит этот аксессуар.
Как они выглядят
Четки для приверженцев ислама насчитывают 99, 33 или 11 зерен. Цифры эти не случайны:
Каждые 11 зерен разделены между собой для удобства более мелкой бусиной, либо деталью другого размера или формы. Оба конца замыкаются в круг. В духовном мире круг считается «венцом веры» и символом бесконечности. В нем аккумулируется сила.
Место соединения нити украшается одной большой продолговатой бусиной или камушком. Это должно напоминать творящему молитву, что Бог един. Часто бусина украшается кистью из шелковых нитей. Природный материал, из которого изготавливают четки для мусульман, может быть различным – дерево, полудрагоценные камни, минералы, кость или стекло.
Кроме распространенных обычных четок (бусины на нити), существуют еще так называемые «перекидные» четки, которыми пользуются некоторые горские народы Кавказа (кабардинцы, дагестанцы и др.). Такие четки перекидывают между пальцами руки, и они состоят из деталей продолговатой прямоугольной формы, между которыми нанизывает крошечные бусинки.
Как правильно мусульманам пользоваться четками в исламе
Прямое значение четок в исламе – чтение кратких изречений из Корана. Это основная причина, зачем нужны четки мусульманам. Однозначного ответа на вопрос, как правильно называются мусульманские четки, дать невозможно, так как у разных народностей, исповедующих ислам, они называются по-разному. Например, татары называют четки «диспе», арабы – «суббах», турки – «тасбих». Но все эти названия имеют в основе один корень, пришедший из тюркского языка. Переводится эта основа, как «восхваление Бога», «похвала Всевышнему».
Как перебирать четки в исламе
Мы уже писали выше, что 11 бусин в мусульманских четках символизируют число частей в молитве. Каждая часть – это определенное требование: выполнение поз и действий, чтение формул, фиксированных движений. Весь этот строгий порядок выполнения предписаний при ритуале моления называется ракат.
Ниже приведем последовательность всех частей в строгом порядке:
Выполняя каждое из этих действий, нужно отсчитывать одну из одиннадцати бусинок на четках. Надеемся, наша статья помогла вам найти ответ на вопрос: «Зачем мусульмане перебирают четки?»
Для чего нужны четки мусульманину
Мусульманские четки олицетворяют собой ряд бусин, узелков или зерен, нанизанных на нить, соединяющую их воедино, образуя кольцо, которое разделяется на три равных звена (в зависимости от количества шариков). На концах нити нередко можно увидеть привески, часто – пушистые шелковистые кисти. Классические мусульманские четки состоят из 99 бусин. Это число не взято из пустоты – именно таково количество имен Аллаха. Чаще встречаются изделия из 11 и 33 бусин, разделенных привеской или же своеобразным замком – шариком большего размера. Такие четки считаются традиционными. Интересным является факт, что любое количество нанизанных бусин делится на одно и то же число – 11. Это обусловлено тем, что мусульманская молитва состоит из 11 частей: намерение, стояние на ногах, воздаяние похвалы Аллаху, преклонение колен, падение ниц, слова молитвы, повтор имени Бога, утверждение, что нет Бога кроме Аллаха, приветствие, повторение имен Аллаха, повторение частей молитвы вместе с имамом.
Кстати, мусульманские четки носят особое название – «тасбих», что означает « повторять», « вспоминать». Нередко их шутливо называют «плеткой для шайтана».
Как можно догадаться основная функция тасбих – ритуальная. Перебираемые ловкими пальцами они создают определенный настрой, задают темп молитве, служат для счета прочитанных зикров (восхвалений Аллаха), способствуют духовной концентрации при совершении намаза. На данный момент четки – неотъемлемая часть каждого верующего человека.
Но этим достоинства сего гениального изобретения не ограничиваются. Еще в древности люди замечали, что перебирание четок способствует духовному умиротворению, снятию напряжения и концентрации внимания, а также с невероятной скоростью уходят стрессы, неврозы и бессонница. Также четки широко используются для подавления внезапных вспышек гнева, что необходимо правоверному мусульманину. Такое удивительное свойство вполне объяснимо – на кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, связанные с мозговыми центрами, и воздействие на эти точки положительно сказывается на психике, обеспечивает хорошее самочувствие.
Удивительно, но такое компактное и простое изобретение способно оказывать влияние и на физическое здоровье: оно играет роль своеобразного массажа не только для рук, но и для всего организма. Тасбих способны восстановить моторику пальцев после травм, облегчить боли при артритах (а то и вовсе вылечить), стабилизировать кровяное давление. Четки – просто клад для людей, страдающих от перепадов погоды и магнитных бурь, ибо они развивают устойчивость кровеносной системы к данным явлениям.
Ислам, с присущей ему яркостью цветов и великолепием форм, награждает четки еще одной функцией – эстетической. Человек, перебирающий тасбих, приковывает внимание окружающих, вызывает интерес к своей персоне, как к серьезной и духовной личности, а также к исламу непосредственно, ведь четки – показатель религиозного статуса. В настоящее время они становятся модным аксессуаром каждого верующего.
Стоит помнить, что интерес к четкам обусловлен еще и богатым разнообразием материалов, из которых они изготавливаются. Это могут быть драгоценные и полудрагоценные камни, минералы, горные породы, а также дерево, кожа и даже шерсть. Несомненно, четки, высеченные из страстного коралла, нежной бирюзы, солнечного янтаря или царственного аметиста служат показателем материального достатка человека, но это не первостепенная их цель. Микрочастицы материала, попадающие на кожу при перебирании тасбих, усваиваются организмом и обеспечивают его необходимыми веществами, микроэлементами, эфирными маслами, минералами металлами.
Пользу четок нельзя переоценить, а достоинства нельзя измерить определенным количеством. Несомненно, тасбих – это искра веры сквозь время, средоточие энергии и здоровья на кончиках наших пальцев.