Для чего нужны демоны

Демон в доме: топ 10 признаков включая одержимость

Демон в доме проявляется как в виде незаметных признаков, так и через такое серьёзное состояние как одержимость. Есть много подсказок демонического угнетения и присутствия, в данном обзоре представлены 10 самых основных.

Что такое демоны и откуда они берутся

Демоны часто описываются как сверхъестественные и злые существа, которые существуют во многих религиях по всему миру, под разными названиями. Например, в исламе существует эквивалент, подобный демону, известный как джинн.

Самая крайняя стадия воздействия демонов это, конечно же одержимость. Однако, до того, как она происходит, могут возникнуть множество других воздействий и проявлений демонической сущности. Как демон может проникнуть в вашу жизнь? Существует три основных причины:

1. Странные шумы в доме и пропавшие предметы

Звук демона — гортанный, суровый рык, не похожий ни на что из того, что производит обычное животное. Это может происходить в определенных местах, например, в шкафах или коридорах. Вы даже можете слышать слова, вопросы или угрозы.

Могут также издаваться и другие звуки, в том числе стук, топот или царапанье стен, пропадать мелкие вещи. В некоторых случаях люди сообщали, что слышали три необъяснимых стука подряд — число, которое часто повторяется демонами как насмешка над Святой Троицей или цифрой 3 (время распятия). С этими фактами связана и особая паранормальная активность в час ведьм (3:00).

2. Испуганные домашние животные: возможно демоны уже в доме…

Многие считают, что собаки, кошки и другие животные могут видеть призраков. Когда собака начинает лаять на невидимый объект, она может быть свидетелем проходящего духа. Но бывают и такие случаи, когда животное боится — напугано, даже рычит или шипит от невидимой силы, скрытой от человеческих глаз.

Ваш питомец может начать вести себя агрессивно без видимой причины, а бывают даже случаи, когда животное якобы заболело во время демонического нападения.

3. Таинственные Тени или Темные Призраки

Появление так называемых Таинственных теней или Темных призраков может быть признаком присутствия демона. В некоторых случаях тени принимают гуманоидные формы.

Однако, они появляются и как животные, или даже как простые аморфные капли, совсем ни на что не похожие. Вы можете встретить кратковременные проблески прямо за пределами вашего зрения, или же они могут выглядеть как полные тени.

4. Ночные Демонические кошмары

Сны — это крайне малоизученная вещь. Сновидения могут многое рассказать нам о том, кто мы, и о том, что на самом деле думает наше подсознание. Сны также, возможно, могут действовать как окна в мир, выходящий за пределы нашего понимания. Однако, это не всегда мир, в который мы хотим войти.

Многие сообщали о странных и страшных снах, которые сопровождают необъяснимую, паранормальную деятельность в их домах. Однако демонические сны необязательно должны включать в себя реальные встречи с демонами. Они могут быть просто отражением, каких либо ужасных событий.

5. Физический ущерб вещам с религиозной символикой

Все знают, что демоны не любят святых символов. Они могут пытаться избавиться от распятия, Библии, чёток или других религиозных артефактов. Они могут повредить все, что они рассматривают как угрозу своему присутствию.

Чаще всего, можно стать свидетелем, как святое распятие или икона падает со стены. Однако бывают и редкие случаи самовозгорания библий и крестов.

6. Отвратительный запах появляющийся без причины, свойственен появлению демона в доме

Одним из наиболее распространенных признаков появления демона является ужасный, гнилой запах. Запах разложения или гниения яиц (серы). Такого рода запахи присущи именно опасным и могущественным демонам.

Соответственно запах мирных призраков (демонов) часто является чем-то нейтральным или знакомым, например, духи или табак.

7. Случаи регулярного или странного невезения

Известно, что демоны иногда привязываются к людям, истощая их энергию. Это вызывает всевозможные необъяснимые чувства, в том числе истощенные эмоции, перепады настроения и даже невезение.

Могут часто происходить аварии, страдать материальное положение. Но в этой, на первый взгляд, случайной картине несчастья может быть нечто большее, чем кажется. В этом может быть виновата демонических сил.

8. Демон в доме по приглашению: «дружелюбные демоны»

Не зря знающие люди предостерегают от использования спиритических досок или других инструментов гадания или духовного общения. Любые духи, которые кажутся «дружелюбными» или претендуют на связь с умершими членами семьи, в большинстве случаев, таковыми не являются.

Они говорят вам то, что вы хотите услышать. Это облегчает им задачу снижения вашей обороны и взятия власти в свои руки. Чаще всего это происходит с пользователями магических досок (Ouija board). Рано или поздно демон обнаруживает себя как злую силу, вызывающую хаос в жизни любого, кто осмелится его вызвать.

9. Физические и психологические нарушения вызванные демоническим угнетением

Признаком демонического присутствия могут быть физические недомогания, прямой физический вред и психические расстройства.
После прямого демонического воздействия могут остаться царапины, следы укусов и другие раны без какого-либо обычного объяснения.

Они могут произойти где угодно на теле или даже на предметах в доме — крошечные, загадочные царапины, которые, кажется, бросают вызов всему здравому смыслу.

Однако при демоническом угнетении отличить его последствия от обычных болезней бывает крайне сложно. Поэтому диагностика проходит по косвенным признакам и приметам.

10. Демоническое овладевание человеком (одержимость демоном)

Одержимость, это самое сильное проявление воли демона. На этом этапе, как правило, все защитные барьеры сняты и демон постепенно овладевает своей жертвой.

Присутствие паранормальной сущности в доме или её привязанность к чьей либо личности, вполне может быть предвестником будущей одержимости демоном.

Источник

Демонология — виды демонов из различных источников

Существуют различные виды демонов — классификация составлялась в разные времена разными авторами из числа монахов, оккультистов и философов. Узнайте, какие демоны существуют, чем они отличаются между собой и какое отношение имеют к ангельским чинам.

Виды демонов — чины в демонологии

В современной демонологии виды демонов — не раскрытая полностью тема. Но известно, что каждый представитель нечистой силы имеет строго регламентированный круг обязанностей, за рамки которого выступает довольно редко. В разные времена средневековая, современная, классическая демонология и ведущие авторы, изучающие эту науку, создавали различные способы классификации сил ада.

Все демоны когда-то были ангелами. Некоторые авторы, например, И. Виер и Р. Бертон считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует девять ангельских чинов, и демонических чинов столько же.

Девять демонских чинов

Первый чин — это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Таковыми являются языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает демон Вельзевул.

Второй чин — демоны лжи. Их задача — обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Среди этих представителей демонической иерархии правителем является Пифон.

Третий чин — борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является Велиал.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоныЧетвертый чин — мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. Повелевает мстящим демонам Асмодей.

Пятый чин — демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно — как обычным человеком, который обладает даром, так и посланником Бога. Повелитель обманщиков — Сатана.

Шестой чин властвует над воздушной стихией, с помощью которой его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.

Седьмой чин — фурии, которые разжигают войны и раздоры. Их влияние можно заметить в больших масштабах, когда речь идет о военных конфликтах или крупных городских столкновениях. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. Их правитель — Абаддон.

Восьмой чин — обвинители и соглядатаи. Они наблюдают за людьми, замечая их малейшие грехи и греховные мысли. При этом данные представители нечистой силы никогда не упускают шанса сделать пакость. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю Астароту.

Девятый чин — искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Чаще всего именно эти демоны являются людям, их проще вызвать, но имейте в виду, что пользу от вашего общения получите не вы, а нечисть. Руководит ей Маммон.

Существует еще одна классификация демонов, привязанная к ангельской иерархии. До падения все демоны занимали в ней свои места. По средневековым записям, которые были получены во время изгнания демона Балберита из девушки по имени Мадлен, демоны после низвержения в ад заняли места в новой, темной иерархии в соответствии с теми местами, которые занимали на небесах. Иными словами, падшие херувимы среди демонов занимают такое же положение, как херувимы на небесах.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Иерархия демонов

Первый уровень

Первый уровень демонической иерархии соответствует ангельскому, состоящему из серафимов, херувимов и престолов. Выше них — только князь Люцифер:

Второй уровень

Второй уровень иерархии демонов соответствует чину господства, силы и власти в ангельской иерархии:

Третий уровень

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Третий уровень — это бывшие начала, архангелы и ангелы:

Классификация демонов по их месту обитания

Виды демонов по их месту обитания выделил монах Михаил Пселл, который жил около тысячи лет назад. Он утверждал, что не все демоны проживают в аду. По словам этого автора исторических, религиозных и философских трудов, демоны имеют определенные места обитания и редко выбираются из них. Первоисточник не сохранился до наших дней, но его неоднократно цитировали другие авторы, например, Генри Хэлиуэлл.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

По этой теории, огненные демоны обитают в высших слоях воздуха, лунном эфире или вовсе над луной. Они не спускаются ни в мир людей, ни в ад. По Пселлу, они явятся только в Судный день.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Воздушные демоны проживают в воздухе мира людей. Именно они — та самая нечистая сила, которой должен остерегаться каждый человек. Эти демоны умеют вызывать природные катаклизмы, становиться видимыми и влиять на жизнь людей. Время от времени они спускаются в ад по своим делам. Воздушные злые духи упоминаются в Гоэтии.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Земные демоны, как и воздушные, обитают среди людей. Они могут скрываться в камнях, лесах и горах. Этот вид нечистой силы любит вредить людям, но далеко не все они злые. Некоторые из демонов земли тайно живут среди смертных, выдавая себя за обычных людей.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Водяные демоны живут в источниках воды. Они вредят мореплавателям и подводной живности. Водная нечисть агрессивна, никогда не говорит правды и довольно беспокойна. Чаще всего она является в обликах женщин.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Подземные демоны обитают в пещерах и горных расщелинах. Они вредят шахтерам и представителям других профессий, которые работают под землей. Подземной нечисти приписывают также разрушение фундаментов домов и землетрясения.

Демоны-светоненавистники, гелиофобы или люцифуги живут в аду и никогда не выходят за его пределы. По Пселлу, они непостижимы и недостижимы для смертного. При встрече с человеком люцифуг обязательно убьет его, задушив или отравив своим дыханием. Светоненавистники боятся только света, никаким колдовством или магической печатью удержать, вызвать или защититься от них невозможно. Они сторонятся людей и никогда не отвечают на различные вызовы.

По Пселлу, можно призвать только воздушного, земного, водяного и подземного демона. Это можно сделать в месте, соответствующем его сущности. Например, с водной нечистой силой лучше общаться на берегу водоема, с земной — в лесу, с подземной — в пещере. Для вызова воздушного демона это условие не нужно, воздух и так находится вокруг вас.

Виды демонов в демонологии — разделение по роду занятий

Обязанности демонической сущности раскрывают его мощь. Чем сильнее демон, тем большее влияние он оказывает на человека в частности и мир в целом. Классификация демонов по роду их занятий и уровню могущества впервые была введена Альфонсом де Спиной в 15 веке. Она часто подвергается критике, поскольку многие обязанности нечистой силы этот источник не упоминает, а большинство известных демонов не вписывается в рамки этой классификации.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Парки — римские богини судьбы, почти совпадающие с греческими Мойрами. (Картина «Три мойры», Марко Биджо, 1525 год)

Парками называли богинь, плетущих человеческие судьбы в римской мифологии. Подобные персонажи имеются в большей части языческих пантеонов мира. Де Спина причислил их к демонам, во власти которых находятся человеческие судьбы.

Чистые демоны — это могущественные существа родом из ада, которые нападают только на святых. Демоны-обманщики являются только людям, обычно в человеческом облике. Их цель — обмануть, ввести во грех праведного человека, получить его душу. Существуют еще демоны сна, или кошмарные демоны, которые насылают страшные сновидения и питаются энергией спящего.

Два вида представителей адского войска приставлены к ведьмам и колдунам. По де Спине, у каждой ведьмы имеется помощник, который практически всегда находится в облике небольшого животного. Отдельный вид демонов внушает им ложные воспоминания о шабашах — источник называет происходящие в реальном мире шабаши выдумкой.

О том, кто такие инкубы и суккубы, знает практически каждый. Это демонические сущности, которые соблазняют человека и питаются его энергией. Де Спина добавил к этим двум видам еще один — демонов, которых интересует мужское семя. По христианским поверьям, из него рождаются бесы и демоны.

Если верить этому автору, существуют еще марширующие призраки, которые являются в виде толпы людей и также являются представителями нечистой силы. Домашний полтергейст им также отнесен к демонам.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Демонолотарий Стефани Коннолли

Уже в наше время была еще одна попытка выделить разновидности демонов по роду их занятий и сфере ответственности. Классификация современного демонолога и жрицы демонолатрии Стефани Коннолли ближе к традиционным представлениям о роде занятий нечистой силы разных рангов и уровней влияния. Она является и более удобной для практиков, которые занимаются вызовом представителей адских сил и работой с ними.

У каждого демона имеется своя сфера ответственности, и каждый из демонов имеет в своем подчинении низших демонов, бесов, чертей и прочих представителей адского войска. Разумеется, вряд ли получится вызвать могущественного демона, но он может послать для помощи магу кого-то пониже рангом.

Ненависть, мстительность, гнев и война управляются Андрасом, Абаддоном и Агалиарептом. К этим демонам и их слугам обращаются для того, чтобы навести порчу, отомстить с помощью магии врагу, а также обрести помощь в противостоянии сильному сопернику.

Демоны могут как отнять жизнь, так и даровать ее. За здоровье и исцеление отвечают Веррин, Верье и Велиал. У них можно попросить помощи в борьбе с тяжелой болезнью, если вы занимаетесь черной магией для целительства.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Природными силами и стихиями повелевают Люцифер, Левиафан и Дагон. У них можно просить помощи для облегчения контакта с природными источниками энергии, а также усилении мощи обряда, в котором важную роль играют стихии.

Богатство, удача и все материальные составляющие жизни человека находятся под влиянием Бельфегора, Вельзевула и Маммона. У них можно попросить удачи в любом деле, обогащения — причем без каких-либо ограничений по способам заработка, а также разорения врага.

Тайные знания колдунам и магам дают демоны Пифон, Ронве и Делепитора. К ним обращаются за советом колдуны, которые работают исключительно с силами тьмы. Для белых магов этот путь закрыт.

Классификация демонов в демонологии Корнеллия Агриппа — планетарные соответствия

В демонологии классификация демонов может быть привязана к планетам. Множество древних источников гласит о неких духах планет. Например, таковые довольно подробно описываются в «Ключе Соломона». Сложно сказать точно, кто описан в этом источнике – духи или демоны, ведь христианская демонология отнесла к представителям нечистой силы вообще всех мифологических персонажей, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к Богу.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Оккультная Философия. Книга 4

Планетарная классификация демонов ада была составлена Корнелием Агриппой. Подробно она описана в четвертом томе «Оккультной философии» этого автора. Каждому из таких существ соответствует определенный внешний вид, манера поведения, а также ряд вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Последние соответствуют значению планет в общепринятом смысле, например, демоны Венеры могут помочь с приворотом или обретением привлекательности.

Итак, существуют демоны или духи Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Все они приходят в различных обликах, а их появлению сопутствуют физические явления вокруг магического круга — например, лунные демоны вызывают дождь, а меркурианцы повергают всех присутствующих в ужас. Для общения с ними необходимо четко соблюдать все соответствия. Каждой планете соответствует определенное время суток, металл, цвет, камень и другие важные компоненты призыва демонов.

Христианская демонология — классификация в соответствии с грехами

Христианская демонология отталкивается от связи между способностью человека грешить и демонами, которые имеют непосредственное отношение к превращению праведников в грешников. Впервые связал демонов и человеческие пороки демонолог П. Бинсфельд в 16 веке таким образом:

Люцифер — гордыня;
Маммон — алчность;
Асмодей — похоть;
Сатана — гнев;
Вельзевул — чревоугодие;
Левиафан — зависть;
Бельфегор — лень.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

В 19 веке оккультист из Лондона Ф. Баррет изменил классификацию в одной из своих книг. Маммон стал покровителем соблазнения и искушения, а не жадности и жажды наживы. Впрочем, материальные блага — это одно из искушений для человека. Асмодей, по мнению Баррета, повелевает не похотью, а местью и гневом. Сатана — известный обманщик, не имеющий никакого отношения к гневу и мстительности. Вельзевул же в этом источнике назван властелином ложных богов, которые на самом деле являются демонами. Чревоугодие Баррет «передал» Маммону, как властелину искушения.

Кроме этого, Фрэнсис Баррет добавил в список еще несколько демонов, которых не было в более ранней классификации:

Пифон — князь духов лжи;
Велиал — вместилище порока;
Мерихим — предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
Абаддон — демон войн;
Астарот — демон обвинителей и инквизиторов;
Азазель — козел отпущения.

Русская демонология и ее особенности

Русская демонология зародилась еще до прихода православной веры на земли древних славян. В нечистую силу наши предки верили всегда. Славянская демонология несколько изменилась под влиянием христианской. Но сведения о нечистой силе славян сохранились неплохо, поскольку христианство только добавило новых персонажей, не повлияв никак на уже существующих.

Упыри и заложные покойники, а также другие виды «ходячих мертвецов» — одни из самых ярких персонажей русской демонологии. Во времена казачества в России и Украине верили в людей, которые обладают демоническими способностями — здухачей и двоедушников. Во время сна, если верить старинным преданиям, они получают практически полную власть над ситуацией.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Бадзула — демон, который способен сделать любого человека пьяницей и бродягой. В облике женщины в лохмотьях он появляется возле поселений ближе к зиме. Если пустить бадзулу на ночлег, семья вскоре обеднеет и распадется. Поэтому к путникам зимой относились довольно настороженно — в холода наши предки редко отходили далеко от родных мест.

Лесная, болотная, полевая и речная нечисть — неизменные персонажи русского фольклора. Немало сведений о них сохранилось в приметах и народных сказаниях. Черти, вопреки распространенному мнению, испокон веков проживали неподалеку от людей, по верованиям славян. Злых духов множество — Злыдни, Потвора, Песиголовец и многие другие.

Наши предки стремились защититься от нечистой силы теми способами, которые имелись в наличии. До наших времен дошла их обережная система символов, а также старинные заговоры, которые направлены на разрушение темных чар и изгнание злых духов. Болезни лечили такими же способами, поскольку верили, что их вызывают особые демонические сущности — Лихорадка, Тряска и другие.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Многие персонажи русской демонологии в прошлом были людьми. Например, это русалки, мавки и навки. Славяне пытались задобрить злых духов, чтобы они не вредили. Некоторые из них и вовсе добры к людям, например, таковыми являются домовые, с которыми и по сей день принято дружить.

В целом, существует множество разных видов демонов, а русская демонология и вовсе отличается от классической, поскольку она берет корни из древних славянских верований. Каждый представитель сил ада занимается исключительно своими обязанностями, и далеко не все они отвечают на призывы магов.

Источник

Мой любимый демон: зачем христиане открыли адские врата, придумали черную магию и научили дьявола заниматься сексом

Разум человека рождает чудовищ, и с ними живется нелегко. Однако гораздо страшнее, когда демонов рождает массовое сознание. Общество начинает яростно бороться с несуществующим врагом: вместо вируса, которого нет, общественный организм убивает здоровые клетки. Подобных «ошибок» история человечества знает много, и одна из них связана с христианством.

Придумав ад, христиане не только населили его демонами, но решили выпустить чудовищ на свет божий — прямиком в средневековую жизнь. Последствия известны: костры зажглись по всей Европе, и добрались даже до петровской России. Разбираемся, как все это могло произойти, у кого христиане позаимствовали имена демонов, а также кто отомстил миру — и нам всем — за сожжение ведьм.

Там, где рождаются демоны

Христианская демонология как явление — понятие более чем противоречивое. Не только из-за абстрактности объекта изучения (инфернальные духи — это вам не геном человека), но и по самому факту своего рождения. Потребность в изобретении демонологии — и понятия «демон» — была вызвана философскими проблемами, которые возникли еще у ранних христиан: как может существовать зло в мире, созданном всеблагим Богом?

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Отчасти следуя за гностиками, христианские идеологи нашли объяснение в «падших ангелах», в которых изначально были заложены «семена раздора», приведшие к появлению зла.

Господь «попустительствует» демонам с простой целью: они должны искушать человека, греховного по своей сути, чтобы он мог острее проявить свои качества — добрые или злые.

При этом в самой Библии, и особенно в Новом Завете, четких свидетельств о появлении «падших ангелов» практически нет: образ духа, искушающего Христа, есть, но вот подробного описания этого злого гения мы не найдем — кто он, откуда? К слову о гениях: первоначально слово «даймон» появилось в Древней Греции, а затем перекочевало в Рим: оно обозначало дух, служащий посредником между человеком и богами. Такой «помощник» дается каждому человеку при рождении и покидает его лишь после смерти своего владельца. Синонимом «даймона» можно считать и хорошо нам знакомое слово «гений», которое в христианстве превратилось в «ангела».

Для понимания истоков демонологии важно обозначить, что демонология — несамостоятельное явление. Эта наука была бы невозможна без убежденности людей в реальности потустороннего мира и колдунов с их мистическими ритуалами. Придумывать всю эту сложную систему заново не пришлось. Христиане обратились к традициям иудаизма, где существование предсказательниц и волшебниц признавалось, хоть и с некоторыми оговорками.

Первым и наиболее знаменитым гримуаром (книгой с описанием процедур и заклятий для вызова духов) считается трактат «Ключи Соломона», написанный в I–II веках н. э. на греческом языке.

В нем описывается легенда о ветхозаветном царе Соломоне (правил около X века до н. э.), который получил власть над демонами с помощью кольца архангела Рафаила. В нем же приводятся и подробнейшие указания по вызову того или иного духа — с соответствующим перечнем заклинаний и обрядов. Эта книга послужила основным источником знаний для авторов Средневековья, когда в Европе вспыхнул интерес к черной магии: на ее основе были написаны практически все трактаты о демонологии.

Так, одним из наиболее знаменитых трудов является книга «Малый ключ Соломона». Точная дата ее появления неизвестна, однако Корнелий Агриппа, ученый, оккультист и врач, упоминает о ней в своей работе «О неопределенности и суетности всех наук и искусств», изданной в Париже в 1531 году. В сущности, книга является попыткой «расшифровки» «Ключей Соломона» и систематизации имеющихся в ней знаний.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

В трактате рассказывается о 72 демонах — каждому из них не только дано имя, но также и приписаны определенные способности, даны характеристики, а некоторые из духов даже весьма красочно изображены.

Этот список во многом стал каноническим для демонологов, хотя труды на популярную тему появлялись и до него, и после, и в каждом давалась своя система классификаций: по «противостоянию» с ангельскими чинами, по могуществу, по месту обитания демонов, по связи со смертными грехами и т. д.

Существует сразу несколько трудов, создание которых приписывают церковным деятелям. В частности, это «Гримуар Гонория», автором которого, предположительно, является Папа Гонорий III (1148–1227) и «Руководство Папы Льва III» (750–816), содержащее список «чудодейственных заклинаний», составленных понтификом для Карла Великого, который скептически относился к чародейству. Книги интересны хотя бы тем, что магические обряды в них описаны не алхимиками или чернокнижниками, а важными представителями церкви. Однако главное все же не это: самое занятное, что и Гонорий III, и Лев III в своих ритуалах призывают не демонов, а нейтральных духов или даже ангелов: они обращаются к ним с некими «искаженными молитвами», непринятыми в христианстве. Так, в «Малом ключе Соломона» можно найти такое воззвание к Богу:

«О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром — подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь».

Фактически эти труды представляют собой памятники «христианской магии» и отлично описывают то весьма странное отношение к своей религии, которое имели священнослужители в разные эпохи.

Отдельного внимания заслуживает «Книга священной магии Абрамелина» (XIV–XV век): внимание привлекает как понятие само «священной магии», то есть магии якобы узаконенной и легальной, так и интригующее содержание.

По мнению автора труда, волшебником может стать каждый желающий, если пройдет необходимую систему подготовки и обучения. В общем, это настоящий культ с четко описанными тренировками «магических мускулов» — такому могли бы позавидовать и в Хогвартсе.

Труд, приписываемый некоему раввину XV века, обрел славу в XIX веке, а позднее его по достоинству оценил Алистер Кроули. Знаменитый оккультист целые куски из трактата включил в свою книгу «Магия в теории и на практике» — одну из важнейших книг для всего учения Телема.

Впрочем, написанием гримуаров занимались далеко не только священники, но также и обычные образованные люди. Одним из наиболее знаменитых трудов этой категории является трактат «Обманы демонов» врача, философа и ученого Иоганна Вейера. Книга была издана в 1563 году и даже носила некоторый просветительский характер: автор выступал против преследования ведьм, убеждая, что это не люди используют духов для злых целей, а нечисть выбирает себе случайных жертв среди населения, так что и спрос с простых смертных не может быть велик. Отдельным приложением к труду, пользовавшемуся спросом, вышла книга «Псевдомонархия демонов»: в ней Вейер рассказывал, как правильно призывать демонов и как их отзывать.

Однако вернемся к самой демонологии. Как писалось выше, основным гримуаром и источником знаний для последующих оккультных изысканий служил труд «Ключи Соломона». С учетом времени его появления и отсылок непосредственно к ветхозаветной истории, нетрудно догадаться, что демоны тоже напрямую связаны с периодом истории до нашей эры.

Это объясняет тот факт, что практически все имена злых духов не были придуманы христианами специально: в демонологию они плавно «перекочевали» из десятков религий, существовавших до иудаизма или одновременно с ним. И это вполне логично: иудаизм, а позднее христианство, яростно боролся со старыми верованиями, уничтожая их последователей и разрушая их храмы.

Таким образом, имена прежних богов становились запрещенными, однако истребить их до конца в народной памяти часто не удавалось — во-первых, долгое время люди продолжали «подпольно» следовать своей прежней религии, а во-вторых, в иудаизме и христианстве имена древних божеств стали именами демонов и не дали им окончательно исчезнуть.

Расскажем о нескольких наиболее знаменитых и могущественных демонах, которых боялись в Средние века и чьи имена знакомы многим из нас.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Имя одного из высших демонов, по версии создателей игры Diablo, некогда пугало целые города и страны. По мнению историков, именно Ваал был верховным богом у финикийцев и многих семитских народов. Более того, «ваал» было не только именем собственным, но и служило определением слова «бог».

Культ Ваала, считавшегося сыном Дагона (бога плодородия, изображаемого в виде рыбы), распространился не только по Средиземноморскому побережью, где обрел своих самых рьяных сторонников в Карфагене, но и попал в Северную Европу. Считается, что именно он является прообразом Велена, кельтского бога солнца.

В Греции же Ваал превратился в титана Кроноса, которого победил Зевс. Так эллины старались продемонстрировать восточным народам превосходство своей религии и культуры над местными верованиями.

Иудеи повсеместно истребляли почитателей Ваала: в Библии есть эпизод, где пророк Илия убивает всех жрецов древней религии в захваченном иудеями городе. Среди иудеев именем этого божества пугали людей, ему было запрещено поклоняться: ученые полагают, что неотъемлемой частью культа являлись человеческие жертвоприношения, в том числе и детские. Впрочем, окончательных доказательств этой теории нет: кое-кто из исследователей уверяет, будто в огне в честь Ваала сжигали не живых людей, а их трупы.

В христианской демонологии Ваал считался наиболее влиятельным демоном, сильнее которого был разве что сам дьявол. Под его предводительством находится 66 адских легионов, а призвавшего его человека Ваал может наделить необычайным умом и способностью становиться невидимым. Но, конечно, плата будет высока.

Астарот

Интересный путь превращений прошел Астарот, прежде чем стать важнейшим демоном в иерархии ада. Первоначально Астарот был женщиной, Астартой, которая, в свою очередь, была греческим вариантом богини любви и власти Иштар: они «заимствовали» ее у шумеро-акадской цивилизации через финикийцев. Также Астарта считалась женой Ваала, то есть верховной богиней. Вместе с угасанием культа своего небесного мужа и усилением борьбы иудеев с древними религиями она также была наделена исключительно отрицательными качествами, и в какой-то момент сменился ее пол — бывшая богиня любви стала нечестивым духом Астаротом.

Среди демонологов он считается едва ли не сильнейшим порождением чистого зла и отвечает за казначейство ада. Людей он соблазняет похотью, тщеславием и алчностью. Также призвавшему его человеку он может рассказать все о прошлом и будущем.

В «Малом ключе Соломона» Астарот изображается в виде безобразного ангела — исхудавшего мужчины с вороньими крыльями за спиной. Он восседает на адском драконе и держит в одной из рук гадюку со смертельным зловонным дыханием.

Астарот был популярен долгие века подряд, и его часто старались призвать оккультисты. Так, поговаривают, что именно к нему взывал в ходе своих черных месс аббат Гибург, друг мадам де Монтеспан, фаворитки Людовика XIV, которая мечтала любой ценой удержать возле себя ветреного французского императора. К образу демона обращались не только маги, но и художники, и писатели. Например, Михаил Булгаков лишь в последний момент решил изменить имя своего знаменитого «черного мага»: исходное имя Воланда — Астарот.

Левиафан

По поводу Левиафана у демонологов разных времен не было единого мнения: кто-то причислял его к демонам, равным по силе Люциферу, — так полагал, например, немецкий теолог XVI века Питер Бинсфельд, — а кто-то отводил ему роль «нейтральной силы», существующей вне конфликта райских сил и адских легионов. Любопытно, что существовала также и точка зрения, что Левиафан — это еще одно из имен Сатаны, так как чудовище чаще всего изображалось в виде змия, а именно змий, как известно, предложил Еве отведать то самое яблоко познания, с которого все и началось.

Что же касается самого образа Левиафана, то его, как и многое другое, придумали не христиане и даже не иудеи.

Первые упоминания о могущественном змии можно найти еще в угаритской мифологии (Угарит — торговый город на территории Сирии, расцветший примерно за полторы тысячи лет до н. э.).

С приходом города в упадок, в упадок пришла и его религия, в соответствии с которой Левиафан был приспешником Яма, бога моря. На его место заступил культ Ваала и вытеснил прежние верования, но не полностью. Судя по всему, миф о змии оказался столь сильным и впечатляющим, что он пережил этот этап и благополучно добрался до иудаизма и христианства: здесь Левиафан стал символом вечных и неотвратимых мук для грешников.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Суккуб и инкуб

Ловко придумано: как появились чернокнижники и ведьмы

Если существование демонологии было весьма умозрительной темой — в конце концов, это скорее вопрос к теологам и христианским философам, и к реальной жизни он имел мало отношения, — то вот существование магии, ведьм и колдунов действительно волновало людей. Долгое время это не приводило ни к чему серьезному.

Вплоть до XII–XIII веков среди светских и церковных властей господствовала идея, что сама вера в магию — это и есть ересь.

Этой точки зрения, например, придерживался Карл Великий. Сторонники подобных взглядов были убеждены, что вера в волшебство противоречит сути христианского учения, где «потусторонние силы» имеют исключительно божественное происхождение. А значит, какие могут быть чернокнижники? Эдикт лангобардского короля Ротара от 643 года, например, запрещал верить в то, что кто-либо может быть вампиром и высасывать кровь из человека. В документе запрещалось убивать людей, заподозренных в использовании магии.

И все же к XIII веку умами людей завладела вера в чернокнижников и ведьм, чудесной силой которых наделяли те самые демоны из «Ключей Соломона». Сейчас трудно сказать, что послужило главной причиной такого развития событий — отчасти, это связано со страшной чумой, поразившей Европу.

Другой существенной причиной была и многократно возросшая сила церкви, уже не удовлетворявшейся властью над душами людей.

Клирикам нужна была и фактическая власть над прихожанами — и над их кошельками: как известно, жертвами преследования ведьм зачастую становились представители состоятельных семейств, чье имущество переходило местному духовенству после смерти своего владельца или владелицы.

Идеологическую основу под решение об официальном признании существования ведьм было найти несложно. Во-первых, уже были гримуары, в которых речь шла о демонах, — ну а если есть демоны, то наверняка найдутся и люди, которые их призывают.

Во-вторых, упоминания о прорицательницах и ворожбе можно найти в Библии, правда в Ветхом Завете. Так, в Первой книге Давида к помощи магии прибегает не кто-нибудь, а израильский царь. После смерти пророка Самуила филистимлянская армия решила выдвинуться в сторону Израиля, и тогда правитель Саул захотел обратиться к прорицательницам, чтобы узнать, чем для него обернется грядущая битва.

Однако с этим были трудности: к тому моменту из иудейских городов были изгнаны все ведуньи — обращаться к ним за советом было запрещено. Но одну женщину гонцы все же нашли: ею оказалась Аэндорская волшебница. Саул обещал не наказывать ее за магию, лишь бы она рассказала о грядущем — после долгих уговоров она согласилась и предрекла Саулу гибель, а его семье — страшные беды. Ее слова сбылись. С учетом этого канонического эпизода становится ясно, что признать магию реально существующей было легко.

Преследование ведьм началось в конце XIII века, и, по свидетельствам историков, одним из первых «магических» дел можно считать случай с Элис Кителер, жившей в Ирландии.

Женщина была богата, однако ей явно не везло с мужьями — друг за другом они умирали. Когда и четвертый муж занемог, он обыскал дом и нашел непонятные склянки и рукописи в комнате жены. Мужчина тут же обвинил ее в колдовстве, а местный священник, давно боровшийся с семьей Кителер, радостно его поддержал. Тяжба между представителем церкви и аристократкой длилась долго и с переменным успехом (Элис успела даже посидеть в тюрьме), однако ей все же удалось избежать наказания, и с помощью связей она лишила своего противника целого прихода. Вполне счастливая история — в дальнейшем случаев, когда обвиненному в колдовстве человеку так сильно везло, найти сложно: Церковь хорошо подготовилась к противостоянию со знатью, так что представители даже самых влиятельных родов в XIV–XVII веках не могли спать спокойно.

Наибольшее количество ученых трудов о ведьмах и особых церковных указов на эту тему было создано в конце XV–XVI веков. Так, в булле папы Иннокентия VIII, появившейся в 1484 году, говорилось о том, что «в Германии многие лица обоего пола входят в союз с дьяволом». Несколькими годами позже в Кельне была впервые издана книга «Молот ведьм», написанная монахом Генрихом Крамером и теологом Якобом Шпренгером. Исследование ведовства получило значительное развитие в XVI веке, однако из-за сложности и неоднозначности изучаемого вопроса у демонологов, теологов и священников происходили вечные споры.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

О том, чтобы опровергнуть саму идею преследования колдунов, речи не шло: Шпее лишь старался «гуманизировать» существующее законодательство.

Также на рубеже XVI–XVII веков было предпринято и несколько попыток для «классификации» людей, занимающихся магией.

Например, немецкий теолог Питер Бинсфельд в 1589 году предложил такую систему обозначений для различных магов: femina sage (мудрая женщина), lamia (кровососущее ночное чудовище), incantator (чародей), magus (знахарь), maleficius (злой, приносящий вред), sortiariae mulier (предсказывающая будущее с помощью жребия), strix (ночная птица), veneficia (отравитель), vir sortilegi (волшебник). А Уильям Вест, видный английский исследователь магии, утверждал, что существует шесть «классов» волшебников: колдуны, колдуны-прорицатели, ведьмы, гадатели, фокусники, чародеи и заклинатели.

Об инквизиторских пытках и обвинениях, которые выдвигались против ведьм, говорить не будем: все это достаточно хорошо известно благодаря многочисленным фильмам и художественным текстам, которые, увы, недалеко ушли от реальных фактов. Ну а о том, что для подозрения в использовании магии достаточно было лишь соседских сплетен, доведенных до ушей церковников, и так знает каждый человек.

А как с ведьмами в православии?

История с инквизицией, пожалуй, тот весьма нечастый случай, когда наша страна выглядит куда более цивилизованным местом, чем западный мир. Конечно, и в России были многочисленные случаи преследования за колдовство (не говорим сейчас о ереси) в период европейского Средневековья, однако они носили не столь массовый характер и были вызваны не вполне религиозными причинами. Так, в XIII веке епископ Владимирский Серапион в своем «Поучении» приходит в ужас и недоумение от того, что люди все больше верят в байки про ведьм и чародеев, и всякое негативное явление связывают именно с ними.

«От которыхъ книгъ или от кихъ писаний се слышасте, яко волхованиемь глади бываютђ на земли и пакы волхлваниемђ жита умножаются?» — пишет он.

Прежде проповедей Серапиона о чародействе упоминалось и в своде церковных законов Ярослава Мудрого («Церковный устав Ярослава»), который был составлен князем совместно с митрополитом Иларионом.

В этом документе оговаривалось, что женщина, оказавшаяся «чародейницей, наузницей, или волхвой, или зелейницей», не должна подвергаться никаким общественным наказаниям — наказать за магию ее может только муж, по своему усмотрению.

При этом в тексте отдельно указывалось, что чародейство не может служить поводом для развода. По церковным правилам максимальной «карой» за магию мог стать пост — от двух недель до двух лет, в зависимости от вида используемого колдовства.

Отношение к чародейству на Руси в целом было весьма противоречивым. Практически каждый человек так или иначе прибегал к различным мелким заговорам, приговорам, заклинаниям: «С гуся вода, с тебя худоба», «Уродись, пшеничка, горох, чечевичка», «Ей, туча, ей — не иди на косарей» и т. д. Вполне нормальным было и обращение к ворожеям, особенно если речь шла о девушках-просительницах, которые хотели отвести от себя сглаз или сделать любовный приворот. «Народная магия» была столь популярна не только по причине неграмотности населения, но также и потому, что христианство в XIII веке не до конца укрепилось на Руси, а языческие верования хоть и ушли в подполье, но полностью вытеснены не были.

Любопытная деталь: в западных странах ведьм и колдунов преследовала, в первую очередь, церковь, принуждая светскую власть подчиняться своей воле, но в России процесс выстраивался по иной схеме. Религия в княжествах всегда была тесно связана со светской властью, ведь «всякая власть от Бога», а значит, еретики и чернокнижники опасны именно князю или царю. Нередко именно местные городские власти или воеводы преследовали подозреваемых в магии, видя в них угрозу для всего общественного строя — кстати, колдуны и действительно нередко бывали настроены против законной власти.

В то же время в России охота на ведьм продолжалась дольше, чем в Европе.

Историки указывают разные даты, однако к началу XVIII века преследования людей, подозреваемых в сношениях с дьяволом, в западных странах практически прекратились, тогда как в Российской империи продолжились вплоть до девятнадцатого столетия.

Еще в «Артикулах» Петра I было особо сказано о магах среди солдат, причем наказания за колдовство предполагались суровые, вплоть до сожжения:

«Ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть».

Кстати, расследованиями чародейств занималось печально знаменитая Тайная канцелярия.

С достаточной регулярностью в России совершались и «суды Линча» — они продолжались вплоть до XX века. Знаменитый ученый и писатель Иван Франко однажды вспоминал, что еще в XIX веке на территории Украины некоторых людей сжигали заживо или протаскивали через огонь, подозревая в них упырей. Однако такие народные суды были характерны не только для отдаленных частей империи, но и для крупных городов. Так, благодаря газете «Новое время» (1895 год, № 7036) известен следующий случай, произошедший 25 сентября 1895 года на Никольской улице в Москве:

«Часовня Святого Пантелеймона на Никольской еще не была отперта, а около нее уже толпилось человек триста. Между ними находились крестьянский мальчик Василий Алексеев и какая-то простая женщина, одержимая припадками — не то истерического, не то эпилептического свойства. Возле этой пары стояла крестьянка Наталья Новикова; она разговорилась с мальчиком и подарила ему яблоко… Мальчик куснул яблоко, и надо же быть такому несчастью, чтобы как раз вслед за тем с ним сделался истерический припадок. На крик Алексеева прибежал с ближайшего поста городовой и отвез больного в приемный покой. Толпа, конечно, всполошилась… На Новикову начинают нажимать; она струсила и решила лучше уйти подальше от греха: народ — зверь, с ним не сговоришь. Пока она пробиралась к Проломным воротам, толпа рычала, но не кусалась; со всех сторон ругательства, отовсюду свирепые взгляды, но ни у кого не хватает мужества перейти от угроз к действию… В это время кто-то громко и отчаянно крикнул:

— Братцы… бей колдунью!

И в ту же минуту Новикова была сбита с ног и десятки рук принялись молотить по ней кулаками… Молотили с яростью, слепо, не жалея, насмерть… И, не случись на Никольской в ту пору опозднившегося прохожего, чиновника Л. Б. Неймана, Новиковой не подняться бы живой…».

Ведьмы наносят ответный удар

Инквизиция была официально упразднена в 1908 году: вернее, ее переименовали в Священную конгрегацию Священной Канцелярии. Инквизиторы исчезли, и по воле церкви костры больше не полыхали в Европе, однако ничто не проходит бесследно: любое зло, как известно, вполне в состоянии породить новое зло — даже еще масштабнее, чем прежде.

В 1935 году в Третьем рейхе по требованию Генриха Гиммлера при СС был создан особый отдел H-Sonderkommando, который занимался сбором информации о деятельности инквизиции на территории Германии в XIII–XVII веках.

Для чего нужны демоны. Смотреть фото Для чего нужны демоны. Смотреть картинку Для чего нужны демоны. Картинка про Для чего нужны демоны. Фото Для чего нужны демоны

Буква «H» в названии отдела появилась неспроста: это первая буква слова “hexe”, что в переводе означает «ведьма». Организация, тесно сотрудничавшая с печально известной Аненербе, просуществовала до 1944 года. Ее специалисты проделали весьма впечатляющую работу: специально для Гиммлера со всех оккупированных стран в Прагу свозились труды, посвященные магии и оккультизму. Это выяснилось буквально недавно: в 2016 году в Национальной библиотеке Чешской Республики под Прагой был найден архив, который не разбирали с конца войны. В нем хранилось 13 тысяч книг, которые так или иначе были посвящены ведьмам, колдовству и черной магии.

Столь пылкий интерес к оккультизму у Гиммлера был неслучаен: из разных источников известно, что он на дух не переносил священников и католицизм, увлекался мистикой и вообще был склонен верить в магию рун и спиритические сеансы. Его интересы во многом повлияли на внешнее оформление идеологии Третьего рейха, в частности на его символику и атрибутику.

Но любопытно другое: католицизм, по мнению рейхсфюрера СС, был ничем иным, как «испорченной» евреями версией христианства. Следуя своей странной логике, он полагал, что одним из доказательств этого являлся тот особо кровавый разгул инквизиции, который происходил на территории Германии и действительно достиг невиданных для Европы размахов.

В глазах Гиммлера все это было лишь очередным актом борьбы евреев с германской нацией. Именно поэтому он и его единомышленники любили многократно преувеличивать число убитых колдунов: порой озвучивались цифры едва ли не в миллионы жертв. Этим фактом они старались объяснить тот упадок, который переживала Германия на протяжении многих веков с момента начала охоты на ведьм.

В ноябре 1935 года Гиммлер выступил на общеимперском крестьянском праздновании и открыто призвал «вернуть долги мировому еврейству», от рук которого страдали немецкие ведьмы:

«Во многих случаях мы можем предвидеть, что еврей, наш извечный враг, прикрываясь какой-то личиной, ведет игру своими кровавыми руками… Мы видим, как судебные процессы зажигали костры, на которых обращались в пепел бесчисленные тысячи женщин и девушек нашего народа».

Как говорится, если бы даже инквизиции не было, Гиммлеру стоило бы ее придумать для обоснования собственных идей.

И еще один занимательный факт: 3 мая 1939 года шеф Службы безопасности СС, Рейнхард Гейдрих, направил своему подчиненному, доктору Шпенглеру, директиву, в которой требовал изучить родословную Гиммлера. Нет, в его семейном древе отнюдь не собирались искать еврейские корни — рейхсфюрер СС хотел узнать, связан ли его род с ведьмами и колдунами. Как быстро выяснилось, связь была, причем самая прямая: специалисты СД нашли упоминания о некой 48-летней вдове из Маркайстайма, Маргарет Гимблер, которая 4 апреля 1629 года была приговорена к аутодафе за ведовство — она была сожжена в тот же день, прямо на городской площади.

Распаленному ненавистью обществу не так важно, кто окажется жертвой — мифические колдуны или же реальные евреи. Толпа стремится к удовлетворению собственного ненасытного чувства мести и желает избавиться от всего, что может показаться непривычным, опасным, нарушающим привычный ход вещей. Самому же источнику «опасности» для этого вовсе необязательно существовать — любой достаточно влиятельный и талантливый пропагандист вполне может изобрести его самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *