Для чего нужны джорданы
Air Jordan – союз Майкла Джордана и Nike
Великий баскетболист и легендарная компания создали всемирно известный бренд Air Jordan, который до сих пор пользуется небывалой популярностью. Майкл Джордан и Nike с 1984 года совместно выпускали кроссовки, которые стали отдельным направлением в мире обуви. А ведь в самом начале Майкл не хотел идти на встречу с представителями компании. Он говорил, что совершенно не знаком с их продукцией и сомневается, что ему это нужно. В общем-то, Найк тоже сильно рисковали, предлагая невиданный до этого контракт тогда еще неизвестному баскетболисту. Но результат стал поистине беспрецедентным. Об этом свидетельствует история Air Jordan и его последующий долгий успех.
Содержание
В 2017 году состоялся долгожданный релиз The Air Jordan 6 Retro. Совершенно новые оттенки, вдохновленные февральским настроением. Air Jordan 6 All Star – шестигранный логотип и кожаный верх.
Nike Air Jordan
Несмотря на то, что в баскетболе в 80-е преобладал Converse, Найк уже заключили несколько контрактов с игроками NBA. Правда, не в обиду звездам тех лет, их значимость не была столь огромной, как хотелось бы компании. Поэтому маркетологи решают, что пришла пора менять стратегию. Надо выбрать перспективного и активного баскетболиста, с которым можно было бы сотрудничать на выгодных условиях. Двумя годами ранее они анонсировали Air Force 1. Уникальная технология амортизации, запущенная в кроссовках серии Air, идеально подходила для прыжков и бега.
Сони Ваккаро, один из управляющих, заявил, что Майкл Джордан непременно станет звездой НБА. Несмотря на сомнения компании, вся команда пошла на риск и предложила ему контракт. Еще бы чуть-чуть, и Джордан ушел к конкурентам. В то время он носил другие кроссовки и говорил своему менеджеру: «Не хочу никуда ехать. Просто сделай так, чтобы я поставил подпись на контракте с “Адидас».
Но Nike не просто предложили огромнейшую сумму, но и собирались создать именной бренд для баскетболиста. От такого молодому атакующему Chicago Bulls отказаться было невозможно.
Название было выбрано достаточно быстро. Из предложенных вариантов оба управляющих Питер Мур и Роб Штрассер сразу остановились на Air Jordan. И Мур буквально за пару часов нарисовал первый логотип – мяч с крыльями.
Штрафы за кроссовки Air Jordan
Забавная история связана с первыми выходами Майкла Джордана на поле в этих кроссовках. По функциональности они практически не отличались от первых Air Force 1. Но черно-красный цвет вызывающе смотрелся на площадке. Это привело к тому, что комиссар NBA возмутился наглости игрока. Ведь у всех баскетболистов должна быть белая обувь. Команде пригрозили штрафом в 1000 долларов, если Майкл будет играть в этих кроссовках. А если он не остановится, последующие штрафы будут составлять 5000 долларов. Но маркетологи Nike уловили в этом отличный способ рекламы обуви. Они заверили представителей Chicago Bulls, что будут оплачивать все штрафы. И после этого у компании появилась провокационная реклама «дьявольских» кроссовок:
«15 октября мы выпустили революционную модель спортивной обуви. 18 октября НБА запретили в ней играть. К счастью, они не могут запретить вам носить её».
Баскетбольные кроссовки Air Jordan
Майкл провел 82 игры с ошеломительными результатами. Мировую известность одного из самых успешных молодых баскетболистов разделяли и культовые кроссовки. Первые Air Jordan стоили 65 долларов и моментально раскупались во всех магазинах. Это было начало одного из самых успешных сотрудничеств спортсмена и бренда спортивной одежды и обуви. После этого компания, которая стала дочерним предприятием Найк, продолжила свое развитие.
Air Jordan I – дизайн, разработанный Питером Муром, позволил бренду заработать 100 миллионов долларов только за первый год. Красно-черные кроссовки на основе технологии Air.
Air Jordan III – еще одна популярная модель, созданная вместе с дизайнером и архитектором Тинкером Хэтфилдом. В период создания третьей модели Майкл хотел сам продумать дизайн, но Тинкер уговорил его сделать совместную работу. Так появилась культовая модель с новым логотипом Jumpman.
Air Jordan V с рефлектированным язычком и прозрачной подошвой вмиг стали популярны. Модель была лидером продаж и долго удерживала первое место.
Air Jordan VII стали известными благодаря интересной и забавной рекламе с кроликом Багсом Банни. Модель не сильно отличалась от предыдущей версии, но в ней добавилась новая улучшенная технология фиксации Nike Huarache.
Air Jordan IX – первая модель, выпущенная уже после завершения карьеры Майкла Джордана. Кстати, именно в этой модели стоит статуя спортсмена в Чикаго.
Air Jordan XI возродили кроссовки Джордан. К тому же, в этот период Майкл вернулся в спорт. Так что можно сказать, что кроссовки являются вторым рождением бренда и спортсмена. Изменена система вентиляции и амортизации.
Air Jordan XVI нельзя не упомянуть неординарную модель, созданную Уилсоном Смитом. Кожух, накрывающий кроссовки сверху, выделял кроссовки не только в линейке «Джорданов», но и среди всей обуви.
Air Jordan XXII получили свой внешний вид благодаря тому, что дизайнеры не смогли устоять перед формой и обтекаемостью истребителя «А-22 Raptor». Эти идеи воплотились в неординарной паре кроссовок.
Air Jordan 2010 – кроссовки, созданные в честь 25-летия бренда. На подошве красовался текст. В переводе это могло бы звучать так: «Я терпел поражения снова, снова и снова в моей жизни. И это то, почему я добился успеха».
Air Jordan XX8 – вернувшись к привычной нумерации, Тинкер в 2013 году создает неповторимую высокую модель. Черный сетчатый верх, технологии «Nike Zoom», «Jordan Flight Plate».
Несмотря на то, что мы упомянули не все кроссовки, можно сказать, что каждая серия была уникальна внешним видом и технологиями. С каждым годом обувь совершенствовалась, учитывая все особенности активного образа жизни спортсменов. И это не считая ограниченных серий и перевыпуск первых моделей.
Кроссовки Джордан составили половину от всей проданной обуви в США за 2013 год. И за последние годы популярность не падает. Классику баскетбольной обуви предпочитают Эминем, участвующий в совместном проекте с брендом. В Air Jordan появляются Канье Уэст, Рианна. У Jay Z любимыми остаются Jordan III. Рэпер J. Cole носит самую первую модель. Представители этого направления часто отдают предпочтение именно «Джорданам». Российский хоккеист Александр Овечкин наравне с ними выбирает удобные стильные кроссовки. Air Jordan PE (Player Exclusives) в свое время носили баскетболисты Би Джей Армстронг, Лэтрелл Спрюуэлл, Пенни Хардуэй.
История одной вещи: кроссовки Air Jordan I
Продолжаем знакомить вас со знаковыми предметами в истории моды. 5 июня состоится первый показ документалки «Майкл и его «джорданы» в рамках Beat Film Festival, и это отличный повод вспомнить, как Air Jordan I завоевали весь мир. Обо всем по порядку The Blueprint рассказала автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная» Екатерина Кулиничева.
Дизайн первых именных кроссовок легендарного баскетболиста Майкла Джордана разработал Питер Мур в 1985 году. Это сотрудничество было необычным для баскетбольного рынка того времени. Во-первых, бренд предложил молодому баскетболисту, еще не ставшему крупной звездой, необычно высокую по тем временам сумму ($500 000 в год), перебив все предложения конкурентов. Во-вторых, компания решила сразу выпустить на рынок именные кроссовки Джордана, а не давать ему для рекламы уже существующую обувь. В-третьих, Nike решили не просто выпускать именные кроссовки, а с самого начала строить полноценную империю спортивных товаров имени Джордана, которая включала бы также одежду и аксессуары. Это была рискованная бизнес-ставка, но она сработала.
Кроссовки имени Джордана
Название Air Jordan придумал еще при обсуждении будущего контракта агент баскетболиста Дэвид Фальк. Первый логотип именной линейки — баскетбольный мяч с крыльями — Мур нарисовал на салфетке, увидев значок капитана самолета, на котором он возвращался после встречи с Фальком. Это лого используется и сегодня и известно как Wings logo.
Второй логотип Air Jordan — с фигурой баскетболиста, известный как Jumpman, — нарисовал уже Тинкер Хэтфилд, взяв за основу постановочное фото из журнала Life 1984 года. Ради эффектного кадра Джордана попросили исполнить балетный прыжок — хотя в реальной игре он так мячи в кольцо не забивал. Автор оригинального снимка, фотограф Ко Рентместер в свое время получил от Nike 150 долларов за использование идеи, а потом долго судился с компанией в попытках выбить более значительные роялти, но проиграл. Суд постановил, что позу на фото нельзя считать объектом авторского права.
Когда-то автор первых «джорданов» Питер Мур был графическим дизайнером в Портленде, а его первой работой для Nike стал постер с Фэррой Фосетт, сделанный для магазинов бренда по мотивам ее знаменитой журнальной фотосессии на скейтборде и в кроссовках Nike.
Хотя первые «джорданы» рекламировались как инновационные и прорывные кроссовки, с технологической точки зрения они были довольно простыми: в середине 1980-х уже могли делать более сложную подошву. Как вспоминает Мур, об этом попросил сам баскетболист: Майклу не нравилось, что самые передовые кроссовки того времени давали слишком много амортизации, и в такой обуви он недостаточно хорошо чувствовал площадку. При этом стиль игры Джордана всегда был очень атлетичным, и тут как нельзя кстати пришелся крепкий кожаный верх.
После успеха первых «джорданов» Мур также поработает над Air Jordan II, но затем охладеет к проекту и передаст эстафету Тинкеру Хэтфилду. А еще позже вообще перейдет в adidas — редкий случай, когда фигура такого масштаба работала на оба гиганта спортивного рынка.
За каждый выход на паркет в Air Jordan I Майкла штрафовали на 5 и даже на 10 тысяч долларов, и эту сумму с удовольствием выплачивал Nike. Так звучит самая известная история про «джорданы» — и это миф. На самом деле в Nike заметно приукрасили и грамотно раскрутили менее драматичную реальную ситуацию. Джордану действительно делали предупреждения относительно его кроссовок из-за непривычно яркой и контрастной расцветки, которая не соответствовала тогдашним правилам NBA. Но это было еще до появления именной пары, когда Джордан играл в красно-черных Nike Air Ships, и предупреждение, судя по всему, получил именно за них (в официальной бумаге от NBA модель не указана).
Позже именно красно-черная гамма без белых элементов будет чаще всего фигурировать в рекламных материалах Air Jordan I, в том числе в знаменитом ролике. Когда именная модель была готова, Майкл хитрил: он надевал «джорданы» провокационных расцветок на разминку, выставочные матчи или на шоу-мероприятия вроде конкурсов бросков, но для официальных матчей переобувался, чтобы не получить штраф.
В Nike никогда публично не опровергали и не подтверждали историю со штрафом, прекрасно понимая, что споры — лучшая реклама. Поклонники кроссовок и баскетбола до сих пор ведут бесконечные дискуссии о деталях и посвящают этой теме полноценные расследования.
Феномен Майкла Джордана — это долгая и невероятно успешная карьера плюс уникальная харизма. Не любой титулованный спортсмен становится хорошо продающим брендом. Но благодаря удаче и правильным людям вокруг Джордан реализовал свой маркетинговый потенциал на 110%. Ему даже пришлось получать торговые права на написание своего имени по‑китайски, чтобы бороться с контрафактом. Он не был первым спортсменом, выпустившим именные кроссовки: до него были, например, баскетболист и тренер Чак Тэйлор с Converse, теннисист Стэн Смит с adidas и баскетболист Джулиус Ирвинг тоже с Converse. Но именно он до сих пор зарабатывает на товарах со своим именем больше других атлетов. Все потому, что помимо обычных контрактных выплат агенты Джордана в самом начале сумели дополнительно выбить ему роялти с каждой проданной пары именной обуви и других вещей.
Неотъемлемая часть личного бренда Джордана как публичной фигуры — его аполитичность. Он никогда не высказывался по острым вопросам, и его за это много критиковали внутри афроамериканского сообщества. Баскетболисту даже приписывают циничную фразу «Республиканцы тоже покупают кроссовки», но неизвестно, насколько точна эта цитата и что именно Джордан имел в виду. Сам он давал противоречивые комментарии на эту тему. В одной из серий документального сериала Netflix «Последний танец» Майкл утверждает, что это был шуточный обмен репликами в автобусе с коллегами по команде.
Отличные продажи первых «джорданов» стали для Nike подарком судьбы. К середине 1980-х компания начала испытывать трудности: беговой бум постепенно утихал, продажи кроссовок для бега падали, а эксперименты с попыткой завоевать рынок аэробики и повседневной обуви провалились.
Тем не менее история «джорданов» едва не завершилась уже в конце 1980-х. Баскетболист хотел уйти от Nike после двух именных моделей, когда закончился его первый контракт. Но в итоге остался. Считается, что одним из аргументов был дизайн, который предложил для Air Jordan III Тинкер Хэтфилд и который понравился баскетболисту. Самого Хэтфилда, сначала работавшего на Nike как архитектор, незадолго до этого едва не уволили из компании. Самым знаменитым дизайнером кроссовок в мире он станет уже потом, и во многом именно благодаря своей работе над «джорданами». В 1997 году Nike выделил Jordan в отдельный бренд в рамках своей империи — редчайший случай в спортивно-модном бизнесе.
Точное количество вариантов «джорданов», выпущенных с 1980-х по наши дни, посчитать невозможно. Существует более 30 моделей только так называемых номерных — моделей с римскими цифрами в названии, и у каждой есть еще много вариаций. Highsnobiety посчитал, что только первые «джорданы» выходили минимум в 23 оригинальных вариантах, и это не считая переизданий.
Air Jordan — история бренда
Вся линейка Air Jordan представлена компанией «Nike», разработчики создали отдельный суббренд Jordan для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и специфичность кроссовок.
Air Jordan – специальная технология кроссовок марки Jordan, которая позволяет почувствовать себя на баскетбольной площадке знаменитым игроком – Майклом Джорданом. Именно благодаря этой легенде и появились кроссовки Air Jordan.
С чего всё начиналось….
Старт производства Air Jordan отсчитывается с 1984 года. Именно в этом году молодая развивающая компания «Nike» во главе с Филом Найт подписала контракт с молодым на тот момент, никому незнакомым игроком национальной Баскетбольной Ассоциации – Майклом Джорданом для осуществления совместной рекламы новых кроссовок Air Jordan.
Майкл Джордан – легенда баскетбольного мира до настоящего времени, у него тысячи кумиров и поклонников, которые мечтают с ним познакомиться лично.
Обувь Air Jordan завоевала бешеную популярность у всех любителей баскетбола — от новичков до звезд NBA. С начала производства кроссы поступали в брендовые бутики и практически сразу распродавались. В связи с большой популярностью некоторым профессиональным игрокам кроссовки изготавливались на заказ. Продажа кроссовок в массовом формате началась в 1985 году.
Сам легенда баскетбола Майкл Джордан впервые надел кроссовки под своим брендом в чемпионате NBA 1984-1985 годов. Тогда он стал официальным представителем маркетинга линейки кроссовок Air Jordan.
Air Jordan – отличный выбор настоящих ценителей баскетбола. Так называемые Джорданы выпускаются и в настоящее время, пользуясь отличной популярностью среди спортсменов.
По статистике продаж за 2020 год кроссовки Air Jordan занимают лидирующие позиции среди остальных брендов. Это говорит о надежности и популярности образцов обуви линейки Джордан.
Социологические опросы и прогнозирование
В области баскетбола всегда царит атмосфера соперничества по различным вопросам, в том числе и в вопросе выбора обуви. Специалисты проводили множество опросов среди новичков и профессиональных игроков баскетбола и выясняли, какие кроссовки они предпочитают для игры. На выбор было предложено несколько брендовых вариантов, среди них оказались и Air Jordan.
70% респондентов с уверенностью заявили, что кроссовки Air Jordan являются наиболее удобными и подходящими для игры в баскетбол.
Основным преимуществами Джорданов оказались:
Кроссовки Air Jordan выпускаются под отдельным названием JUMPMAN, что так и переводится – прыгающий человек, что подчеркивает узкую направленность использования кроссовок. Поначалу Джорданы выпускались под брендом Nike, однако кроссовки третьего поколения получили новое название JUMPMAN, но исторически эти кроссовки так и относят к известному бренду, несмотря на то, что «Прыгающий человек» — это и есть тот же Nike.
В России Джорданы пользуется огромной популярностью среди молодежи. Кроме того, у многих баскетбольных клубов заключены контракты на поставку оригинальных Air Jordan для их команды.
Jordan: История Бренда
Как Джордан из именной линейки кроссовок стал одним из самых крутых баскетбольных брендов.
Как Джордан из именной линейки кроссовок стал одним из самых крутых баскетбольных брендов.
Как появился бренд Air Jordan
История Nike Air Jordan началась в 1984 году. Тогда Nike ещё не был легендарным спортивным брендом, каким его знают сегодня. Компании только предстояло вырваться на передовые позиции рынка баскетбольных кроссовок.
Для решения этой задачи руководство компании пошло на риск: подписание контрактов с молодыми атлетами. Спортивные успехи перспективных новичков по задумке менеджеров должны были ассоциироваться с маркой Nike.
Менеджеры Nike верили в его успех, но возникла проблема: сам Майкл не хотел сотрудничать с брендом. Баскетболист играл в обуви adidas и Converse, которые тогда считались лучшими на площадке, и мечтал получить предложение от них.
Руководство Найк проявило настойчивость и предложили новичку невиданную сумму контракта в 2,5 миллиона долларов и процент с продаж. На тот момент столько получали топовые игроки из НБА. Майкл согласился.
Первые кроссовки и успех Air Jordan
В 1985 году состоялся дебют Air Jordan I. Черно-красная пара кроссовок, которую сам Майкл назвал «дьявольской», потрясла спортивную и модную общественность. За именными Jordan’ами выстраивались очереди.
Успеху продаж способствовали новости о заключении столь дорогого контракта, победы Джордана на площадке и запрет НБА на кроссовки! По законам лиги обувь игроков должна была быть на 51% белого или чёрного цвета. Air Jordan I нарушали это правило, и каждый выход Майкла на площадку облагался штрафом в 5000$. Но Nike это было только на руку: шумиха вокруг запрета кроссовка сделала им невероятную рекламу. А после выхода рекламного ролика с гениальным слоганом: «НБА запрещает носить кроссы Майклу, но вам запретить не сможет» об Air Jordan и о Майкле узнали все.
С этого момента линия одежда и кроссовок практически ежегодно обновлялась современными моделями, а Nike стал одним из самых известных баскетбольных и лайфстайл брендов.
Стиль Jordan
Nike и Майкл Джордан во многом определили уличный стиль следующих поколений. Красно-чёрные джорданы стали новой точкой отсчета для всех будущих кроссовок.
К разработке дизайна новых моделей в Nike всегда подходили ответственно, стараясь учитывать потребности баскетболистов, тенденции в дизайне и личный стиль игры Джордана.
Дизайнеры Nike всегда старались выжать из кроссовок максимум, тщательно прорабатывая стиль и вкладывая в разработки максимальную функциональность и технологичность. Благодаря такому подходу за короткий промежуток времени из именной линейки начинающего баскетболиста «Chicago Bulls» Jordan превратились в один из самых влиятельных и технологичных баскетбольных брендов в мире.
Настоящее и будущее Jordan
В 2010 году вышло юбилейное, двадцатое поколение кроссовок Air Jordan. Дизайном новой модели занимался Тинкер Хэтфилд, который к тому времени знал о Джордане всё. На фиксирующих ремешках этих кроссовок с помощью лазера нанесено 200 символов, которые коротко рассказывают историю Майкла.
История кроссовок Air Jordan вышли за рамки одного спортсмена, а их успех превзошёл самые смелые ожидания компании. На сегодняшний день линейка включает 34 поколения и продолжает развиваться совместно с Nike, радуя игроков и фанатов стильными и технологичными вещами.
Как эффективный маркетинг сделал кроссовки Air Jordan культовыми
Air Jordan — одни из самых популярных кроссовок в истории. Они прочно укоренились в баскетбольной и хип-хоп культурах во многих различных цветах и вариациях. Рассказываем, как им удалось стать такими легендарными.
В своей магистерской диссертации основатель Nike Фил Найт писал, что доминирование на рынке Puma и Adidas может быть сломано лишь брендом, у которого есть эффективный маркетинг. Брендом, который продает не слишком дорогой товары, а к публике выходит через выдающихся спортсменов.
Это было точным попаданием для Nike. В то время как Adidas был гораздо более доминирующим на международном рынке, а у Converse — суперзвезды баскетбола Мэджик Джонсон и Ларри Берд в качестве амбассадоров, Nike осталась позади.
Даже сам Майкл Джордан не очень верил в компанию. Но его агент Дэвид Фальк призвал баскетболиста все же заключить этот контракт, который стал одним из самых про Nike еще мало кто знал, а сам Джордан только начинал свою баскетбольную карьеру в НБА. Новичок Chicago Bulls в свой первый же сезон стал настоящей звездой и это сильно помогло Nike.
Первые кроссовки Jordan
Затем Nike создали первые баскетбольные кроссовки Air Jordan для молодого Майкла Джордана. Так родился бренд Air Jordan 1.
Они вышли в 1985 году и стоили 65 долларов. Тогда это было относительно большая сумма, что показывало высокие амбиции Nike. Сам Майкл Джордан носил кроссовки трех разных расцветок — красного, черного и белого. Ведь они соответствовали цветам его клуба Chicago Bulls.
Nike использовала эту возможность. Bred получила прозвище Banned и становилась все более популярной. Компания пошла еще дальше. Nike создала рекламу, в которой прямо говорилось о запрете их обуви, и создала миф об обуви, которая давала несправедливые преимущества, поэтому ее пришлось запретить. Air Jordan 1 Banned моментально распродали.
Благодаря интервью с Джорданом ведущего одного из самых популярных вечерних шоу Дэвида Леттермана запрещенная обувь приобрела еще большую популярность.
Взгляд в настоящее
Все началось в 1985 году, но даже сегодня, более 35 лет спустя, бренд Jordan по-прежнему — неотъемлемая частью мира моды. Майкл Джордан, как представитель бренда, был одним из самых больших успехов Nike. MJ был не просто послом бренда, который держал пару кроссовок в рекламных роликах, он был самим брендом.
Nike дал Джордану собственный бренд, который напрямую ассоциировался с ним как игроком и его успехом. И Nike до сих пор придерживается этой стратегии, работая вместе с иконами спортивного мира, в их честь названа обувь, они разрабатывают некоторые детали. Nike сотрудничает с Леброном Джеймсом, Криштиану Роналду, Оделлом Бекхэмом-младшим и многими другими.
В то же время, однако, они больше не ограничиваются спортсменами. В 2009 году вместе с Канье Уэстом Nike выпустили первую обувь бренда Yeezy. Также они начали сотрудничество с рэперами Дрейк и Трэвис Скотт.
Искусственный дефицит — больший охват
Nike также сотрудничает с дизайнерами, чтобы создавать уникальные продукты. В основном они берут классические вещи Nike, например обувь, которую затем дизайнеры создают в новой вариации.
Такой подход привлекает внимание аудитории. На YouTube обзоры таких кроссовок получают сотни тысяч или даже миллионы просмотров. Вокруг ограниченных экземпляров развивается культ, хотя почти ни у кого нет.
Что же делать тем, кто не хочет тратиться на ограниченную серию? Покупать оригинальную модель. Можно приобрести классическую пару Air Jordans 1 за гораздо меньшие деньги. Это также относится ко всей другой обуви и одежде, адаптированной дизайнерами для ограниченного выпуска.
Таким образом, Nike привлекла огромное внимание к обуви ограниченным тиражом, а затем начала массово продавать оригинальные модели.
Чему мы можем научиться у Nike
Людям нравится хорошие истории
Мир потребления полон взаимозаменяемых, придуманных ими самими историй, Nike осмелилась публично использовать запрет НБА на свою обувь и создать миф. Обувь и ее история до сих пор остаются предметом интенсивных дискуссий.
Персональные бренды более аутентичны
В конце концов, Майкл Джордан не оказал большого влияния на технологию и дизайн «своей» обуви. Тем не менее бренд Jordan интенсивно ассоциируется с ним как с личностью. Его успех в сознании людей восходит к его легендарной обуви.
Большинство людей устали видеть в фотоаппарате звезд, держащих в руках продукты за большие деньги, продукты, которые они никогда бы не использовали сами. Связывая человека с брендом, компании также могут привлечь новых клиентов.
Искусственный дефицит привлекает внимание
Хотя кроссовок Nike ограниченного выпуска, созданных в сотрудничестве с дизайнерами, почти ни у кого нет, их знают все, кто хоть немного разбирается в культуре кроссовок.
Чем их меньше, тем больше внимания они привлекают. Оригинальная обувь становится альтернативой для тех, кто не может позволить себе ограниченную серию.