Для чего нужны экскурсии на предприятия
«Недостаточно просто привезти людей на завод», — Сергей Рыжов о развитии промышленного туризма
Экскурсии на производства – это возможность разнообразить программу делового мероприятия уникальной и аутентичной активностью. А ещё промышленный туризм — мощный инструмент развития и продвижения региональных брендов. В 2020 году методологию по внедрению промышленного туризма в регионах одобрило Агентство Стратегических Инициатив. Мы выяснили у идеолога проекта Сергея Рыжова, как развивается промышленный туризм в России, кого может заинтересовать экскурсия на завод, и что интересного можно увидеть на предприятиях Самары.
— Промышленный туризм широко распространён в странах Западной Европы, Японии и в США. Как и когда появился проект развития промышленного туризма в России?
Все началось около десяти лет назад в Самаре, тогда мы в компании MICE Market стремились сформировать уникальный туристический продукт. Пришла идея, почему бы не организовывать экскурсии на предприятия? Так появился проект «Как рождаются вещи».
Нужно понимать, недостаточно просто привезти группу на завод, показать людям станки и указать на выход. Необходимо, чтобы гид был подготовлен и многое знал о предприятии в частности и отрасли в целом. Экскурсовод должен быть в курсе подробностей производства продукции, разбираться в технологиях, уметь интересно рассказать об истории этого места. Экскурсионный продукт имеет название, технологическую карту маршрута, он предусматривает интерактивные активности и вручение сувенирной продукции. Разработка экскурсий – это большая работа.
Сергей Рыжов,
основатель агентства бизнес-туризма MICE Market в Самаре, общественный представитель Агентства стратегических инициатив
В 2014 году на волне импортозамещения предприятия и сами стали проявлять интерес к развитию промышленного туризма. Тогда нам регулярно приходилось организовывать такие экскурсии для правительственных делегаций. Чтобы не проводить ночи перед мероприятием в подготовке каждой такой экскурсии, мы создали методологию, где по шагам расписали, как создавать экскурсионный продукт для любого предприятия. В методологии прописано:
В 2018 году мы поняли, что готовы делиться этой практикой с нашими коллегами из других регионов. Проект начал развиваться, и сейчас вышел на федеральный уровень.
— Зачем нужен промышленный туризм организаторам мероприятий?
В Самарской области мы уже давно предлагаем участникам деловых мероприятий в свободный день программы посетить не только традиционные туристические локации, но местные производства. И всё чаще деловые туристы делают выбор в пользу предприятий. Все понимают, что посетить производство не так просто, обычно эти процессы скрыты от глаз посторонних. А они могут быть очень интересны. Например, в Тольятти проводятся экскурсии в цех подразделения «АвтоВАЗа» Lada Sport. Там работают со спортивными моделями автомобиля LADA Vesta и гоночными автомобилями. Там работают с гоночными моделями автомобиля LADA Vesta. Вообще, не так уж много людей знает, что «АвтоВАЗ» производит гоночные автомобили, а участники этой экскурсии могут увидеть их своими глазами. Промышленный туризм позволяет разнообразить мероприятие, создать тот самый bleasure-эффект, когда работа (business) соединяется с развлечением (pleasure). Другие экскурсии могут быть интересны участникам тематических мероприятий, например, на производстве ГК «Эковоз» гостям показывают, как мусор превращается в сырьё.
— Если организатор мероприятия хочет включить в программу технический тур на производство, какие сложности могут его ожидать?
Нужно понимать, что предприятия – это не музей. Сюда невозможно запустить сотню человек с теплохода и прогнать их по производству. Каждое предприятие отличается своей степенью открытости: одни готовы принять туристов раз в месяц, а другие – каждый день, третьи не смогут разрешить экскурсию для иностранцев, а четвёртые работают только с бизнес-группами. В наших планах создать на сайте проекта возможность бронирования с чёткими прозрачными условиями, чтобы организаторы сразу могли понять, какие экскурсии подходят для их группы.
Кстати, мы собрали в одной статье больше 20 идей технических туров на предприятия для делового мероприятия на любую тему
— Какую пользу от промышленного туризма получают сами производства и регион?
Регионам промышленный туризм помогает расширить пул мероприятий, которые можно привлечь в регион, наладить экспорт знаний и услуг на зарубежный рынок. Также это способствует продвижению региона на федеральном и международном уровне, укрепляет положительный имидж дестинации. Есть и другие задачи, которые решает промышленный туризм:
Учеников 7-9 классов знакомят с производством, показывают, что заводы и фабрики — это не страшно, а интересно и перспективно.
Абитуриентам демонстрируют не только место их обучения, но и предприятия, на которых они будут работать, а кроме этого – городскую среду. То же самое касается и студентов.
Практически в каждом регионе есть свои особые экономические зоны и технопарки. Если внутри такого пространства уже создан готовый инвестиционный продукт, то экскурсии помогут найти и заинтересовать потенциальных вкладчиков.
Несмотря на разницу между конечными продуктами процессы у многих производств совпадают. «Походы» друг к другу в гости способствуют формированию профессионального комьюнити в регионе. Организуя такие реверсные миссии по обмену опытом, можно помочь предприятиям улучшить свои процессы, внедрить лучшие практики.
Мы получали обратную связь от предприятий о том, что после внедрения экскурсий сотрудники этих предприятий начинали более ответственно относиться к своей работе. У них возникает хорошее ощущение, что их труд кому-то интересен и важен.
Промышленный туризм помогает формировать и укреплять маркетинговую стратегию региона, популяризовать местные бренды и подсвечивать экспертизу региона.
Например, благодаря экскурсиям у туристов появилась возможность побывать на Жигулёвском пивоваренном заводе. Ранее это было невозможно. А ведь Жигулёвский завод – один из ярких символов Самары и входит в перечень старейших пивоваренных заводов России. Продукция, которую он выпускает, известна на всю страну. Людям интересно узнать, как устроены процессы на заводе. После посещений в социальных сетях появляется множество отзывов, и это помогает развенчивать мифы, двигает предприятие к прозрачности и открытости.
Появляются и совершенно новые бренды. Например, на предприятии ООО Фирма «Нектар» сформировался бренд «Волжский посад», и промышленный туризм используется для его развития и продвижения. На экскурсиях предприятие показывает туристам собственные сады, из урожая которых производятся соки и нектары. Они занимают целые гектары неподалеку от национального парка «Самарская Лука», где возвышаются единственные на Русской равнине тектонические горы, обитают редкие виды животных.
— Как изменился проект развития промышленного туризма в 2020 году?
В 2020 году было заключено стратегическое партнёрство с Министерством промышленности и регионами-пилотами, а также разработаны модели стратегии развития промышленного туризма, поддержки проектов и организации туров на предприятия. Были сформулированы чёткие технологии разработки промышленных туров, подготовлена программа «10 шагов по развитию промышленного туризма в регионе» и база лучших практик. По итогу 2020 года 15 регионов уже подписали соглашение о внедрении методологии промышленного туризма.
В июне 2020 года редакция Event LIVE сообщала, что Проектный офис по развитию туризма АСИ обнародовал методологию развития промышленного туризма. Опираясь на методологию, региональные предприятия смогут разработать собственную туристическую программу, основываясь на особенностях производства и продукции, а также истории компании. Методология также упростит подготовку условий для промышленного туризма силами местных властей. Краткая версия методологии доступна на сайте АСИ. Методология разрабатывалась в поддержку проекта «Как создавались вещи» компании MICE Market.
«Сначала команда проекта «Как рождаются вещи» активно открывала для туристов автомобильные заводы, вагоноремонтные депо, молочные и кондитерские предприятия, резиденции технопарка, телестудии, IT-компании Самарской области, создавая интересный экскурсионный продукт. Затем на площадке АСИ команда создала универсальное, легко внедряемое решение по развитию промышленного туризма», – отметила Ольга Захарова, замглавы АСИ.
— Как проходит внедрение методологии в регионах?
На сегодняшний день мы работаем с Проектным офисом по развитию туризма АСИ в тандеме и сопровождаем проект, делимся нашим опытом. Регионы подписывают соглашение на внедрение методологии, затем определяются ответственные органы и задачи, которые будут решаться в ходе работы. После этого мы совместно определяем пилотные предприятия и формируем первые продукты. Наша команда прилетает на инспекции, даёт рекомендации по доработке продукта. По итогам этого процесса регион уже может презентовать продукт для конкретной целевой аудитории.
— Какие планы на 2021 год?
В этом году мы планируем доработать методологию, разработать стандарты безопасности при проведении экскурсий и подготовить программу акселератор для обучения специалистов в сфере промышленного туризма. Будем создавать центры компетенций, рассказывать, как разрабатывать туры, как их продвигать, как проводить экскурсии. А ещё мы собираемся и готовимся объявить первую в России премию в области промышленного туризма.
Промышленный туризм как новый тренд 2021 года
Эксперт: Вазген Аветисян, генеральный директор Центра развития регионального туризма.
Особенность организации кластера промышленного туризма в том, что он может возникнуть в любом регионе нашей страны, так как в каждом из них есть добывающие и/или что-то производящие предприятия. Главная проблема создания подобных экскурсий — это неготовность предприятий «открываться» для экскурсий. Неготовность же, в свою очередь, можно охарактеризовать тремя факторами:
При создании туристического индустриального продукта я рекомендую использовать шоу-технологии, так как, по большому счету, мы должны развлечь нашего гостя, поднять ему настроение и оставить хорошее впечатление. Да-да, косвенным конкурентом такому продукту является поход в кино или театр, в парк аттракционов, музей или зоопарк. Другими словами, продукты индустриального туризма относятся больше к индустрии развлечений, чем к индустрии гостеприимства. Поэтому и подход в производстве таких продуктов должен применяться соответствующий.
Еще одной особенностью индустриального туризма является наличие очень широкого пула целевых аудиторий: от местных и жителей региона до туристов и вип гостей региона, от школьников и студентов до семей с детьми и пенсионеров. У них у всех разные мотивы потребления продукта, мы не будем сейчас углубляться в эти подробности. Но факт есть факт — спрос на промышленный туризм есть и, в связи с отсутствием на российском рынке громких и понятых предложений, будет только расти.
На мой же субъективный взгляд отличным примером создания туристического экскурсионного продукта на производстве является завод «Чистая Линия» (Московская область, производство мороженого).
Эксперт: Бердышев Сергей Николаевич, экономист, специалист по рекламе (с 2004 г.) и территориальному брендингу (с 2010 г.), консультант и соорганизатор Праздника русского алмаза (с 2011 г.), автор курса «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга», создатель онлайн-журнала «Геонаследие».
Промышленный (индустриальный) туризм превращается в один из действенных инструментов по выводу предприятий из кризиса, обусловленного экономическими последствиями пандемии COVID-19. Промтуризм обещает новые источники дохода, продвижение бренда, создание имиджа открытой компании, повышение инвестиционной привлекательности, рост клиентуры, расширение деловых связей и даже увеличение кадровой базы за счет привлечения ценных специалистов. Вдобавок организованные экскурсии на предприятия подлежат противоэпидемическим ограничениям в значительно меньшей мере, чем пляжный отдых, например.
Кому выгоден промышленный туризм в 2021 году?
Кроме того, промтуры на все перечисленные группы предприятий неизменно представляют интерес для журналистов и блогеров, профессионалов (поставщики, потенциальные клиенты, финансисты, ученые, инженеры), а также студентов, проходящих обучение по соответствующему профилю.
Великолепная семерка know-how при создании туристского продукта
Туристский продукт создается конкурентоспособным и привлекательным при условии правильной эксплуатации объектов туристского показа, сосредоточенных на территории предприятия.
Эксперт: Моисей Фурщик, руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию.
В принципе, целевая аудитория для промышленного туризма очень широка. Многие предприятия могут быть интересны людям самого различного возраста. Но наиболее важным сегментом все-таки представляются школьники. В том числе ввиду полезности промышленного туризма в целях профориентации. Причем посещение таких объектов школьниками в современной жизни можно больше ожидать не в формате «экскурсии всем классом», а в рамках семейных путешествий.
Необходимо отметить, что очень редкий объект промышленного туризма сам по себе может быть причиной туристической поездки. Более реальным вариантом является включение такого объекта в комплексный маршрут. То есть промышленный туризм должен развиваться в сочетании с какими-то другими смежными видами туризма и опираться на существующие турпотоки. В мегаполисах такой «микс» формируется автоматически, а вот в других регионах подобные сочетания необходимо создавать целенаправленно.
Например, семья, приехавшая на неделю покататься на горных лыжах в Шерегеш, вполне может один из дней посвятить поездке на промышленное предприятие или угольный разрез в той же самой Кемеровской области. Но для этого у них должна быть соответствующая информация, выстроенная логистика и т.д.
Существенной проблемой для развития промышленного туризма является то, что подобная деятельность в финансовом отношении незначительна в масштабах крупного предприятия. Но при этом требует особой организации пространства, наличия соответствующих специалистов и т.д. Такие сложности усиливаются в России тем, что у нас часто установлены избыточные требования по техническому регулированию, а также повышенное внимание уделяется «производственной безопасности».
Поэтому в наших условия промышленный туризм может быть успешен при сочетании 2 факторов. Во-первых, для предприятия важна имиджевая составляющая. Во-вторых, организация процесса в значительной степени доверена профессиональной туристической компании.
Экскурсии на предприятия как элемент профильной специализации студентов морского энергетического техникума
Экскурсии на предприятия как элемент профильной специализации студентов морского энергетического техникума
Экскурсии на предприятия как элемент профильной специализации студентов морского энергетического техникума
преподаватель специальных дисциплин
Краевого государственного профессионального
образовательного автономного учреждения
«Камчатский морской энергетический техникум»
В данной статье рассматриваются особенности организации и проведения экскурсии на профильное предприятие, использованы фотографии экскурсии на профильное предприятие ТЭЦ-2, электрическую подстанцию.
Основная задача средних специальных учебных заведений – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой – формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками, внедряются такие уроки, как уроки-семинары, уроки-дискуссии, а также уроки-экскурсии.
Для того чтобы объединить учебный процесс в техникуме с реальной профессиональной жизнью активно применяются в процессе обучения тематические экскурсии, которые позволяют развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), а также увидеть особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают и на эмоциональную сферу будущего специалиста.
Экскурсия — одна из распространенных форм профориентационной работы и получения профессиональной информации. Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. При этом уроки-экскурсии выполняют следующие функции:
1) С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
2) Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
3) Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
4) Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации обучающихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.
Во время экскурсии на предприятия студенты имеют возможность ознакомиться с организацией производства, новым оборудованием, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности. Студенты могут представить себя в условиях предприятия, что усиливает их мотивацию к изучению специальных дисциплин, способствует получению новых знаний и формированию профессиональных компетенций.
Для активизации познавательного интереса и профессионального самоопределения студентов в нашем техникуме при изучении дисциплины «Устройство и техническое обслуживание электрических подстанций» организуются посещения профильных предприятий ТЭЦ-2, электрической подстанции. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только ознакомить студентов с современной техникой, технологией производства, организацией труда, устройством и принципами действия трансформаторов и основного оборудования подстанции, но и получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей.
Перед экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения студентов самостоятельному анализу профессиональной деятельности специалистов на объекте. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности студентов, поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, перед студентами ставится определенная задача. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают умением самостоятельно анализировать профессиональную деятельность. Навык анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает студенту разобраться в сложном мире профессий и выбрать мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.
Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий:
в) аналогичное ознакомление с работой вспомогательных служб и участков;
г) ознакомление с учебно-производственной базой и формами подготовки кадров для предприятия (экскурсия в базовое училище, учебный цех предприятия).
Профориентационную тематику экскурсий нередко расширяют, планируют дополнительные экскурсии по конкретной теме: «Перспективы развития предприятия», «Молодые специалисты» и т. д.
Подготовка педагога к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора предприятия, которые студенты будут посещать. Исходя из цели и задач экскурсии, преподаватель определяет вопросы, на которые студентам следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самостоятельно. Намечая план маршрута, преподаватель продумывает, как обеспечить безопасное передвижение студентов по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более интересной.
Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:
1. Название предприятия.
2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.
3. Современное оборудование, используемое в цехах.
4. Работники основных профессий предприятия.
5. Технологическая последовательность обработки материалов.
6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций.
7. Технологическая последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.
Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед студентами. Если студенты должны ознакомиться только с оборудованием, то все внимание сосредотачивается на нем. Если же с технологическими процессами, то изучают их.
Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:
1. Подготовка обучающихся к экскурсии (подготовительная беседа по содержанию и по организационным вопросам).
Особое внимание следует уделить технике безопасности и повторить её на объекте. Необходимо предупредить студентов, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор фотоматериалов для отчета студентов можно производить по разрешению преподавателя и экскурсовода.
Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.
2. Вводная беседа на предприятии.
Преподаватель, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы студенты знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия.
Рисунок 1 – Вводный инструктаж на электрической подстанции КСИ
3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения студентов, объяснения специалистов предприятия.
Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих поддержанию интереса к наблюдаемым объектам. Вести рассказ необходимо понятным для обучающихся языком, избегая узкоспециальных терминов.
Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова.
Рисунок 2 – Знакомство со схемой электрической подстанции КСИ
Привлечение работников предприятия к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.
4. Сбор иллюстрированных материалов.
Рисунок 3 – Фотографии для отчета
5. Встречи и беседы с производственниками.
Во время экскурсии студенты всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Поэтому преподавателю необходимо заранее договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное.
Рисунок 4 – Обзорная экскурсия на подстанции КСИ
При посещении предприятия студенты наблюдают за теми объектами, которые ранее видели только на схемах, чертежах или фотографиях. Кроме того, здесь же могут спросить специалиста по имеющимся или возникшим вопросам своей специальности и получить квалифицированный ответ, что также способствует их профильной специализации.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии.
По завершении экскурсии преподаватель организует беседу студентов со специалистами, в ходе которой студенты также могут задать вопросы на интересующие их темы.
В конце экскурсии подводятся итоги. Преподаватель напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, что студенты усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для студентов непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы.
Рисунок 5 – Фото на память
7. Подведение итогов.
Рисунок 6 – Отчет по экскурсии
По итогам экскурсии студенты готовят и представляют публично устные или письменные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки, пишут сочинения, составляется коллективный отчет, содержащий ответы на следующие вопросы:
— Что нового и интересного мы узнали на экскурсии?
— С какими профессиями познакомились?
— Что хотелось бы посмотреть (узнать) на следующей экскурсии?
— С какой профессией в дальнейшем я бы хотел связать свою жизнь?
В рамках профориентационных мероприятий, проводимых КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум» экскурсионные посещения профильных предприятий Камчатского края для студентов специальности «Электроснабжение» стали регулярными. Студентам такие мероприятия нравятся, так как они раскрывают связь между полученными знаниями на теоретических занятиях и будущей трудовой деятельностью, позволяют сформировать у молодежи полное представление об их профессиональном будущем, включая выбор будущей специальности, области деятельности и места работы.