Для чего нужны еловые ветки на похоронах
Зачем во время похорон дорогу закидывали еловым лапником
Похороны у русского народа всегда сопровождались большим количеством ритуалов и обрядов. Так, например, существуют определенные похоронные блюда, песнопения, традиции, связанные непосредственно с кладбищем.
История традиции класть лапник на дорогу
Традиция усыпать еловыми лапами путь к кладбищу родилась очень давно. Из-за этого сложно достоверно определить смысл, значение и необходимость такого ритуала.
Одна из версий уходит к тем временам, когда умерших людей не хоронили в земле, а сжигали. Некоторые ученые считают, что в этом случае еловые ветки служили не как средство, чтобы выложить дорогу, а как замена привычным сейчас цветам.
Кроме того, также как и в других народах, славяне отправляли в последний путь с умершим и ценные для него вещи. Например, это могли быть украшения, что-то из одежды, бытовые приборы. Некоторые археологи находили в подобных захоронениях даже останки животных и птиц.
Зачем путь к кладбищу усыпали ветками
Изучение русских традиций и культуры началось довольно поздно. До девятнадцатого века даже высшие слои общества не интересовались тем, как выглядит быт у простых крестьян или работяг. Именно по этой причине далеко не всегда можно точно определить смысл и значение того или иного обряда.
Такая теория подтверждается и тем, что к этому моменту даже простой народ далеко не всегда понимал, зачем раз за разом повторяет одни и те же ритуалы. Так, в русских селениях люди могли по-разному отвечать, зачем они выкладывают дорогу лапником.
Однако большинство ответов сводится к двум основным вариантам. Согласно первой версии, лапник выкладывали для того, чтобы душа мертвого человека смогла быстрее найти дорогу обратно домой, следуя по ветвям елей и сосен.
Обряд пошел из того убеждения, что мертвые могут видеть только цветы и некоторые растения. А вот душа такого родственника ещё некоторое время обитает в доме, и, если она не найдет дорогу к нему, то будет обречена на страдания.
Вторая трактовка полностью противоположна первой версии. Так, люди утверждали, что выкладывают хвою для того, чтобы по колючей дороги мертвые не смогли проникнуть обратно в мир живых. Такая теория была распространена особенно в Архангельской области. В этом регионе так же считали, что еловые лапы, выложенные в форме крестов, отпугивают не только мертвых, но и всех злых духов.
Зачем на похоронах дорогу до кладбища закидывают еловыми ветвями
В традиционном обществе принято ритуализировать все самые значимые события в жизни человека: немалым количеством традиций окружено рождение, вереница специальных обрядов шлейфом стелется за свадебными процессиями, и, конечно, мощный пласт верований и обычаев закреплен за прощанием с умершим человеком …
Это и старинная традиция причитания, и особая похоронная еда (как правило – кисель и кутья), и представление о необходимости выдерживать траур после смерти родного человека. Одним из самых ярких и таинственных похоронных обычаев, широко распространенных в России и по-прежнему практикуемым в деревнях, является обычай выкладывать дорогу от дома усопшего до кладбища еловыми ветвями.
Истоки традиции
Нет сомнений в том, что эта традиция достаточно давняя по происхождению, точное время ее появления укутано тьмой веков. Довольно сложно, вместе с тем, указать, когда она фактически могла зародиться. Связано это с тем, что какие-то бытовые реалии довольно редко находили свое отражение в летописных источниках, а хрупкие и недолговечные еловые лапки даже потенциально не могут попасть в поле зрения специалистов-археологов.
Для ряда древнейших археологических культур характерно возложение цветов в могилы к своим мертвым, об этом живо свидетельствует пыльца, которую находят в захоронениях. Наука настолько далеко продвинулась вперед, что мы можем даже безошибочно определить, какие именно растения возлагали в могилы. Этот процесс находится в ведении довольно узкой и перспективной дисциплины палеоботаники. Однако следы хвойных растений в погребальных урнах ранних славян не были обнаружены.
Хотя, порой, в захоронениях находят даже кости птиц и животных. Так, например, в могилах мужчин древнегерманской народности бастарнов находят останки воронов.
Можно предположить, что уже в те времена еловый лапник использовался не как посмертный инвентарь, а как материал, которым выкладывают путь до могилы, но опровергнуть или доказать это утверждение довольно сложно.
Трактовки обычая
Систематическое научное изучение культурных реалий русских крестьян начинается только в XIX веке. На самом деле, это довольно поздно. Общество к тому времени сумело в значительной мере модернизироваться и какие-то реалии материальной и духовной культуры оказались навек забыты. Так, например, бесследно канула в лету традиционная русская волынка, уступив свои позиции завозной заморской гармошке.
До этого времени отечественная имперская знать мало интересовалась народной культурой, считала ее низкой и недостойной изучения. И, в сущности, тот факт, что образованные дворяне все-таки обратили внимание на обычаи своих крепостных, тоже является результатом заимствования европейского культурного опыта. Связано это оказалось с тем, что в начале XIX века в Европе становится невероятно популярным такое масштабное художественное явление, как романтизм. И, если предшествовавшая ему идеология классицизма сводилась к тому, что культуру низших слоев надо истребить, привив им представление о лоске светскости, то романтики были первыми в Европе, кто серьезно увлекся стариной родных стран: они собирали сказки, песни, обряды. Именно романтиками, к слову, были братья Гримм, коллекционеры народных преданий.
В Россию же романтический интерес к народности пришел довольно поздно, и многое к тому времени оказалось забыто. И, судя по всему, уже тогда крестьяне сами довольно плохо понимали, зачем они выкладывают дорогу от дома умершего человека до могилы еловым лапником. Это утверждение можно сделать исходя из того, что порой в одном регионе люди давали на этот вопрос разные ответы. Видимо, в каждой семье в ритуал вкладывали какой-то свой смысл, пытаясь объяснить старинную традицию. А сами делали это исключительно потому, что так принято, заведено, так поступали их старшие родственники и сами они могли видеть дорожки из свежесрезанного лапника в годы своего детства.
В целом, все варианты ответов можно поделить на две большие категории.
Первая группа ответов сводится к тому, что душе умершего будет проще найти дорогу до своего кладбища от дома, шествуя по дороге, выложенной лапником. Якобы мертвые могут видеть только цветы, а душа некоторое время после самой смерти человека продолжает жить в доме. И для того, чтобы мертвый безошибочно нашел дорогу в иной мир, путь ему указывают ельником.
Вторая совокупность ответов диаметрально противоположна первой. Утверждают, что мертвец может захотеть вернуться обратно в мир живых, но колючая хвоя будет врезаться ему в стопы и он не сумеет по ней пройти. В некоторых регионах Архангельской области сильно было убеждение, согласно которому оживший мертвец не сможет вернуться в дом по дороге из еловых лапок, так как они по форме отдаленно напоминают крест. В статье «Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале» М.С. Толстой приведены следующие ценнейшие свидетельства на этот счет. Она приводит слова крестьян, объясняющих это мнение. В частности там есть такая реплика: «Сейчас ветки покойнику кидают, а раньше старики говорили все — только утопленникам и удавленникам кидают… Чтоб им дорога была колючая, что они самоубийцы». С точки зрения чисто этнографической, второй комплекс мнений выглядит значительно убедительней. Страх того, что мертвый сумеет вернуться в мир живых и начнет беспокоить родных и близких издавна был знаком человечеству. Для профилактики таких неприятных визитов принимался ряд мер: могилы заваливали камнями, подозрительных мертвецов хоронили, уложив ничком, пробивали тела острыми предметами, ломали конечности и т.д.
Однако нам неизвестны примеры того, чтобы эти специальные ритуалы, предназначенные для маргинальных членов крестьянской общины (сумасшедших, пьяниц, просто злых людей) переходили на иные категории населения.
Вероятно, этому обряду можно найти еще одно объяснение: людям зачастую хочется как-то дополнительно украсить уход их родных из жизни, сделать для них в последний раз что-то красивое, яркое, запоминающееся. Для этого мы и в современности возлагаем к могилам цветы. А в историческом прошлом у людей не было круглогодичной возможности раздобыть живые цветы, поэтому они брали те растения, которые остаются зелеными даже в условиях свирепых русских зим. И так, наломав молодого ельника, крестьяне украшали им дорогу к кладбищу, чтобы отправить в последний путь родного человека …
RAMRITUAL.RU
ДОСТОЙНЫЕ ПОХОРОНЫ ПО ДОСТУПНОЙ ЦЕНЕ
Зачем покойнику еловые ветки?
Зачем покойнику еловые ветки? В современной России на похоронах можно часто увидеть, как вырытую могилу украшают лапником. Более того, обкладывают им холм. Как и многие другие обычаи, эта традиция уходит своими корнями в нашу дохристианскую историю. Тогда зародились многие ритуалы, привычные нам в повседневности. Так, еще в Каменном веке могилы не только украшались цветами и растениями – в этом действии древний человек видел магический смысл.
Прежде всего ель считалась исключительно деревом мертвых. По причине того её не сажали возле домов, а в еловых лесах располагали кладбища. Помелом из еловых веток опахивали могилы, кроме того для изготовления гроба использовались еловые доски. В погребениях Северной Карелии исследователи обнаружили еловую кору, которой были покрыты умершие. Ель называли Древом Предков или Дедовым Древом. Так же в обрядах, связанных с Новым Годом, она становилась Мировым Древом. Вокруг это дерева водили хороводы… Позже христианство вдохнуло в этот символ новый смысл. В результате рождественская елка стала образом вечной жизни, принесенной на Землю с приходом Иисуса Христа.
Обкладывая могилу и холм еловыми ветками, выстилая ими дорогу по кладбищу, мы символически провожаем наших покойных в последний путь. В результате аккуратно выложенные еловые ветки придают всей церемонии особую красоту, строгость и торжественность.
Ритуальная служба “Городское Похоронное Бюро”. Оказываем все виды услуг по достойному погребению и сопровождению похорон. Продажа всех необходимых ритуальных принадлежностей.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Дополнение: Похоронные обряды. Ель
Дополнение: Похоронные обряды. Ель
Этот материал является дополнением для одной из статей, которая называется «Похоронные обряды Древних Славян» и была опубликована ранее.
Здесь я постараюсь описать дерево Ель, как неотъемлемую часть похоронной обрядности наших предков. Это очень интересные обычаи, которые связанны с вечнозелёным деревом, и которые удивительным образом, хоть и небольшой своей частью, дошли до наших дней.
Вообще вечнозелёные растения относились к разряду тех хтонических символов и образов, которые несли в себе информацию о вечности жизни.
Этого нельзя сказать о еловом лесе, так же, как и о дубовом. Здесь всегда царит полумрак, много теней, появляется ощущение чего-то таинственного, запредельного, даже пугающего. Соотношение вечнозелёного, как неумирающего, и мрачная атмосфера елового леса и ели, как его составляющей, отвели этому дереву именно роль символа Нави или Потустороннего Мира.
Как мы уже успели понять: ель напрямую связана с культом предков, которые ушли в иной мир. Как дерево, оно имеет ещё и некую связь с Древом Мира, которое соединяет Навь, Явь и Правь.
Таким образом, роль ели в традиции славян имела огромное культовое значение. Ельник называли тёмным лесом, туда запрещали ходить как детям, так и многим взрослым (тот самый дремучий бор из древнерусских сказок).
В стародавние времена ельник или еловый лес был кладбищем. Хоронили в еловом лесу таким образом: аккуратно приподнимали живую ель вместе с корневищем, ложили туда покойника и опускали ель обратно. Ель накрывала собой умершего человека и становилась его могилой. Позже, когда людей перестали так хоронить, а просто закапывали в земле, то для места расположения кладбища продолжали выбирать еловый лес.
Даже в наше время многие действующие кладбища находятся именно в еловом лесу. Так же до нас дошёл обычай выстилать дорогу еловыми ветками, по которой на похоронах несут гроб с умершим. Такая дорога, устланная еловыми ветками, как бы открывает коридор в иной мир, по которой душа может уйти из этого мира.
Похоронные обряды славян очень тесно связаны с елью. Кроме того, что кладбища располагались в еловом лесу, на дороге расстилали еловые ветви, часто сами носилки делали именно из еловых досок, помелом из еловых веток опахивали могилы, для изготовления гроба использовались еловые доски (иногда сосновые). Еловые ветки, которые застилают могилу, являются традиционным обычаем у славян, так же во время похорон ими застилают пол в доме и метут еловыми ветками за собой, возвращаясь с церемонии похорон (заметают), что бы покойник не увязался.
Также ель слушали. Для этого человек, который желал получить ответ, ложился спать под кроной ели, которая находилась возле его жилища.
Из всего этого можно сделать вывод: Ель, как непосредственно связанная с миром духов и мёртвых, является одним из самых важных деревьев в обрядности, обычаях и традициях, магии и миропонимании Славян.
Дайте умереть
Когда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Люди, вы что — перестали умирать?
Ну, согласитесь — как-то все стало с этим делом неправильно. «Последний путь» превратился в какую-то санитарную процедуру. Собирается кучка родственников у морга, заходят в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. Хорошо если усопший был верующим — хотя бы в церкви полежит, подышит. А если нет? Сразу на кладбище! Из всех посмертных ритуалов — только вскрытие. Такого покойника даже покойником не назовешь. Так — продукт жизнедеятельности.
Когда я, наконец, заметил пропажу смерти, до последнего надеялся, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Но вот я звоню Евгению Евгениевичу — моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном Обухово — и он одним махом мои надежды развеивает.
— Никаких запретов нет, просто люди изменились. Ты разве не знаешь, что каждые двадцать лет люди полностью меняются? Ничто не мешает им и сегодня хоронить как раньше — ну, разве что с оркестрами теперь проблема. Раньше при каждом ДК был оркестр, на каждом предприятии был оркестр, в одном Обухово у нас было три коллектива. А сегодня на весь Ногинский район, пожалуй, только МЧС играет, и то не на похоронах. После перестройки люди стали умирать по-другому.
— По-другому — это как?
— Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивляются, когда чья-то жизнь вдруг заканчивается. Приходят к нам беспомощные, как дети — ой, а что теперь надо делать?
Говорят, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Но странное дело: чем сильнее там или сям влияние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Люди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородиться от смерти, не пускать ее в свой мир. Не держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним Псалтирь, не хоронить по-человечески. Чем короче путь от морга до могилы, тем лучше. Пробки опять же, расстояния огромные, не наездишься. Даже дома, в которых мы живем, не приспособлены для выноса гробов. Год назад в нашем доме хоронили по-человечески одного армянина — они еще умеют. Вынос гроба из подъезда превратился в сложнейшую инженерную операцию — чуть за болгаркой бежать не пришлось.
За последние пару десятилетий произошла полнейшая эмансипация покойников. Они теперь лишены всех посмертных обязанностей, которыми были обременены еще совсем недавно. Они больше не вынуждают весь двор выражать соболезнования родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. Они больше не обогащают сознание живущих рядом подростков первыми размышлениями о смысле жизни, а также знакомстсвом с творчеством Фредерика Шопена. Как только человек умирает, он перестает иметь всякий смысл для окружающих. Три дня до похорон нужны лишь для того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и снять ресторан.
А раньше эти последние три дня жизни покойника имели огромное значение. Он успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Вообще — от нежелания живых общаться с мертвыми, проигрывают прежде всего живые.
Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да — море большое и страшное. Но в то же время — оно очень красивое. Нет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.
А я не хочу маскарад. И в морг не хочу. И пожалуйста — не надо пудрить мне лицо перед панихидой, я ведь не клоун. Конечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу. Я обещаю сильно не вонять. Я очень постараюсь.