Для чего нужны гаммы на фортепиано

Для чего нужны гаммы на фортепиано

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Тип материала: Доклад

Последовательное изучение гамм в освоении фортепианной техники и их значение

Краткое описание работы: Что дают нам гаммы и как их разучивать в начальном периоде обучения учащихся музыкальных школ

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. Что такое гамма? Гамма –это чередование звуков в определенном порядке, т.е. звукоряд от тоники до её повторения. Гамму для поступенного звука ряда придумал музыкант в XVI в. Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена ещё в клавирной педагогике при обучении игре на клавишно-струнных инструментах- чембало, клавикорд, клавесин. Игра гамм становится «основой фортепианного обучения к концу XVIII-XIX, когда фортепиано вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется фортепианный стиль и виртуозное исполнительство. «Музыкальная таблица умножения»-назвал гаммы И.Гофман. Гаммы нужны пианисту всегда. Их освоение начинается в младших классах и продолжается в консерватории. Игра гамм является завершающим этапом по организации пианистического аппарата.

Что дают нам гаммы?

Приобретение пианистических навыков легато; Умение вести певучую линию, выработка идеального звука и нужного звуковедения.

Приобретение подвижности и гибкости рук, постановка руки.

Ощущение клавиатуры «кончиками пальцев».

Развитие моторики и беглости пальцев.

Развивается синхронность, внимание и координация.

Гаммы, а также аккорды и арпеджио- развивают ладовый, мелодический и гармонический слух, усваивают направление движения (вверх,вниз).

Гаммы помогают освоить основные формулы фортепианной техники. Гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры. Гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений. (Такие понятия как звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, арпеджио и т.д.).

О порядке изучения гамм.

Когда мы начинаем знакомить уч-ся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей. Мажор сменяет минор, также как вечер сменяет день, после лета наступает осень, меняется настроение человека, за веселым может быть грусть. Меняются различные «тональные краски» в музыке. У некоторых композиторов было цветное видение тональностей (А.Скрябин, Н.Римский-Корсаков). Существует несколько методических рекомендаций. М.Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. Она элементарна по своей структуре подкладывание 1-го пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность, прикосновение, ловкость и гибкость 1-го пальца. Другой вариант- начать с гамм, имеющих наименьшее количество знаков. От До мажора двигаться по квинтовому кругу тональностей. К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда уч-ся ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными навыками игры на инструменте. Лучше всего приступать к гаммам, когда хорошо освоены пятипальцевые позиции. Прежде чем изучать гамму «руками», нужно изучить её головой. Сыграть гамму и произносить вслух ноты или название интервала между соседними нотами(т.е. для мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон). Выучив одну гамму, запомнив её звучание следует остальные гаммы подбирать по слуху.

В начальный период необходимо следить за свободой пианистического аппарата, чтобы не было зажатости и скованности. Добиваться певучей и мягкой игры, чтобы не было ощущения «точечности» звучания. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре Ь для левой руки, так как в их звукоряде есть формула Ф.Шопена. Играя эти гаммы, ученик сразу учится придерживаться середины клавиатуры, а не спускаться к краям клавиш. Длинные пальцы на черных клавишах, кисть приобретает естественную форму, исключающую зажим мышц. Первый палец «сохраняет верность белым клавишам», остальные на черных. Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным или как одноименные. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с «тряской рук». Чтобы этого избежать, нужно начинать упражнения на легато с 2-х 3-х нот с дальнейшим прибавлением до 5 звуков. Кисть движется за звуком, собранная, пальцы не оттопыриваются, а двигаются за играющими пальцами. Кисть и предплечье при игре звуков гаммовой позиции делают вспомогательное, объединенное движение. Кистевые вспомогательные движения, сочетающиеся с движениями плеча и предплечья-пианистические движения с пружинным «дышащим» запястьем, которые способствуют гибкости и пластичности рук. Эти движения освобождают руки от переутомления. Можно сравнить с образными представлениями: «Лодочка», «Радуга» и др.

Как разучивать гаммы:

Каждую гамму следует разучивать отдельно каждой рукой в медленном темпе, правую руку вверх, а левую руку вниз.

Играть в пределах одной октавы, затем в две октавы.

Играть гаммы с различной артикуляцией, различными штрихами.

Играть гаммы с различной динамикой, исполнять с разными заданиями: вверх на крещендо, вниз- диминуэндо.

Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами в различных ритмах, с ударениями по 4, 8, 3 и 6 звуков.

Осуществлять слуховой контроль. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Вслушиваться в мелодический характер гаммы, учиться на гаммах навыкам певучей игры легато.

Чисто механическое, формальное исполнение скучно. Интерес к игре занимает к игре сказки. Быстрая игра не должна допускаться. Основная задача-улучшение качество исполнения. Темп берется тот, в котором всё прослушивается и получается.

1. слабый слуховой контроль:

2. Передерживание пальцев на клавишах. (Пальцы не должны «вязнуть» в клавишах. Взятие и снятие должно быть активным и точным.)

3. Ритмическая звуковая неровность. (Несовпадение рук- «кваканье» получается). Надо стараться активно работать пальцами, высоко приподнимая, Поиграть на нон легато или стаккато. Чаще всего дело в левой руке, которая немного отстает и появляется несинхронность. Можно применить гамму в синкопированном ритме, начинает движение левая рука.

4. Тряска рук (Неумение вести мелодическую линию от звука к звуку). Чтобы преодолеть разорванность в исполнении надо услышать гамму внутренним слухом, как единую, цельную мелодическую линию, ощутить направленность к верхней ноте- тонике.

5. Низкий первый палец, неумение его подкладывать. Полезно начинать играть с хроматической гаммы. Полезно наращивать звуки, начиная с одного, двух и т.д. Остановка на тонике расчленяет октавы, помогает осознать тонику-финиш. Игра «броском».

Часто у уч-ся прогибаются фаланги пальцев. Нужно закрепить кончик пальца на клавише. (Полезны упражнения на столе).Не прогибать запястные косточки, а ощущать в них опору пальцев.

«Не выкалачивать» 1-м пальцем при смене позиции, вслушиваться в ровное звучание гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

Играть гаммы можно разными штрихами, менять артикуляцию и динамику, менять темп, ставить задачи художественного порядка. Наряду с артикуляционными динамическими, темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и варианты ритмические, например в пунктирном ритме.

Художественные задачи при игре гамм:

Сыграть гамму певучим форте, пропеть гамму штрихом легатиссимо в динамике пиано. Исполнить гамму серебристым, прозрачным, легким звуком, с постепенным затуханием.

Осваивать гаммы двумя руками удобно в Ми мажоре. Ученик знакомиться с симметричной, «зеркальной» аппликатурой, запоминая положение 4-го пальца: на 7-й ступени правой руки и на 2-й ступени в левой руке.

Как запомнить порядок следования пальцев для каждой гаммы?

Аппликатура гамм подчиняется двум правилам:

1) Применять первый палец на черных клавишах запрещается.

2)В пределах одной позиции (т.е. без подкладывания и перекладывания)

пальцы следуют друг за другом без пропусков. Исключения составляют минорные гаммы мелодические: до #, фа #, соль #, где на вершинке, перед движением правой руки вниз, за первым следует 3-й. Аппликатура гамм, которая начинается с черной или с белой для правой руки вверх, для левой руки вниз. Если с черной, то первый палец берется на первой белой клавише, после черной. Аппликатура гамм начинающихся с белой клавиши следует в форме 3+4, исключение Фа мажор, фа минор в правой руке и Си мажор и си минор в левой руке, где порядок следования пальцев обратный. Итак, 3+4 или 4+3. Эти правила сложились в эпоху классического венского стиля.

Аппликатурные сходства между собой:

Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор и Си мажор для правой руки и Фа мажор для левой ( для правой руки вверх, левой вниз).

Гаммы Си мажор для левой и Фа мажор для правой. (пр вверх, для лев. вниз).

В мажорной гамме от черной клавиши 4-й палец правой руки приходится на си бемоль, в левой на соль бемоль.

Фа#, до # и соль # объединяются по признаку изменения аппликатуры в мелодическом виде в отличие от гармонического варианта. Порядок пальцев учить отдельно для мажорных гамм До, Соль, Ре, Ми- 4-й палец правой руки на 7 ступень, левой на 2-ю. Си мажор и Фа# мажор- 4-й палец на Ля# правой руки, левая рука- Фа#.

Специального разговора заслуживает аппликатура хроматической гаммы, существует целый ряд её аппликатурных вариантов, которые образуют 2 группы.

К первой группе относится аппликатура:

французская (1-3 палец)

Ко второй группе относится:

1) Английская (одна четырёхпальцевая позиция)

2) Листовская (5-ти пальцевая)

Работая над хроматической гаммой учимся играть её с любой клавиши в том числе с чёрной.

Достичь идеального легато в обоих голосах гаммы всё же трудно, поэтому приходится выбирать такую аппликатуру, которая при движении правой руки вверх обеспечивала бы легато в верхнем голосе, а вниз- в нижнем. Запястье при игре гамм на легато находится в высоком положении, а первый палец легкий, не «лежащий» и не тяжелый.

Игра арпеджио и аккордов. Перед игрой арпеджио и аккордов стоит работать над подготовительными упражнениями. Арпеджио изучается параллельно с игрой аккордов. Это поможет освоить их структуру. С младшими учащимися можно играть трезвучные аккорды, т.к. их мышцы ладони ещё не могут обеспечить растяжение, необходимое для этого. Надо помочь ученику ощутить участие крупных мышц и внимательно следить, чтобы не поднимались плечи. Закрепить такую игру аккордов можно, попросив ребёнка аккомпанировать в ансамблях повторяющимися аккордами. Аккорды по четыре звука играют более взрослые ученики. Основная функция руки и пальцев брать различные предметы. Пальцы активно «берут» аккорд и так же естественно. Необходимо ощутить весомую, тяжёлую руку при эластичном запястье и следить за его состоянием. Оно не должно подниматься. Можно проверить другой рукой насколько оно пружинит. Важно, чтобы при смене аккордов пальцы вели руку, а не наоборот. Короткие арпеджио по четыре, а для начинающих по три звука сначала можно поиграть с остановками на основном тоне каждого следующего построения, затем без остановки. Эти арпеджио играют, предварительно открыв ладонь и пальцы. Необходимо следить, чтобы пальцы не «вязли» в клавише. Одновременно можно работать над ломаными арпеджио. Они играются вращательным движением предплечья.

При игре длинных арпеджио опять идёт подкладывание и перекладывание пальцев, но делать это сложнее т.к. первому пальцу необходимо дотягиваться до отдалённых клавиш. Здесь также надо вводить предшествующие упражнения. В игре этих арпеджио тоже должна звучать ровная мелодическая линия. Чтобы выровнять звук, полезно учить длинные арпеджио трезвучия с лёгкими пальцевыми акцентами на каждом первом из четырёх звуков.

Постепенно в работу вводим арпеджио уменьшённого септаккорда, как наиболее удобное для детей, при игре которого в руке неизменно сохраняется ощущение малой терции. После того как закрепится этот навык игры можно начать работу над длинным арпеджио доминантсептаккорда. Здесь неоднородность интервальных шагов вырабатывает у учащихся быстроту реакции, координированность движений. Это арпеджио полезно для развития растяжений: здесь употребляются все пальцы подряд, и интервал терция может попасть на последовательность из третьего и четвёртого пальцев. По мере ускорения темпа игра с тщательным подкладыванием первого пальца сменяется позиционной игрой.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978

2. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Сост. Ширинская Н. М., 1984.

3. Гнесина Е. Фортепианная азбука. Вступ. ст. М.,1978

4. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.,1995

5. Милич.Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. Киев, 1977

© 2020 «Мелодинка. Олимпиады и публикации». Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта «Мелодинка. Олимпиады и публикации»:
Всероссийское СМИ «Талантоха». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Источник

Что такое гаммы, для чего они и как их играть?

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.

Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано
Формула для минора:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:

А это гамма Ля-минор (натуральный вид):

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Гаммы развивают

С какой гаммы начать

Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.

Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.

Мажорные гаммы

В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепианоДля чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.

Арпеджио

Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.

Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.

Короткие арпеджио

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Длинные арпеджио

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.

Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9 — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Двойные терции

Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:

Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть фото Для чего нужны гаммы на фортепиано. Смотреть картинку Для чего нужны гаммы на фортепиано. Картинка про Для чего нужны гаммы на фортепиано. Фото Для чего нужны гаммы на фортепиано

Как заниматься

Также полезно играть разными штрихами

Использовать разную динамику

Отличная статья 95

Бесполезная статья 7

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *