Для чего нужны глаголы
Зачем нужны глаголы
Функции глаголов в русском языке разнообразны. Они могут называть:
• конкретное действие (рисовать, писать);
• движение и перемещение в пространстве (ходить, плавать);
• физическое и душевное состояние (спать, грустить);
• деятельность органов чувств (слышать, осязать);
• изменение состояния (краснеть, смущаться) и т.д.
Грамматические категории глагола показывают, как протекает действие во времени, как оно соотносится с действительностью. Начальной формой этой части речи является инфинитив, по которому определяются постоянные признаки.
К морфологическим признакам глагола относятся:
• Вид − постоянный признак глагола. Совершенный вид, определяемый по вопросу «что сделать?», указывает, что данным глаголом названо завершенное действие, доведенное до определенного результата (сказать, проплыть). Несовершенный вид, определяемый по вопросу «что делать?», обозначает действие, длящееся во времени (читать, бегать).
• Переходность – постоянный признак. Переходные глаголы управляют формой винительного падежа существительного без предлога (читать книгу, рассказывать историю), непереходные – не сочетаются с этой формой.
• Возвратность – постоянный признак. К возвратным глаголам относят непереходные глаголы, имеющие в своем морфемном составе суффикс (постфикс) «-ся» (учиться, смеяться).
• Наклонение – изменяемый признак глагола. Он характеризует только спрягаемые формы глагола и выражает отношение называемого действия к существующей действительности. Изъявительное наклонение указывает на реальность (читаю, читал, буду читать); условное – на возможность действия (читал бы); повелительное – на необходимость (читай, читайте).
Также глаголы имеют грамматические категории залога, времени, лица, числа и рода. Обратите внимание, что глаголы не склоняются, как именные части речи, а спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам.
Глагол имеет, как и любая часть речи, синтаксические признаки, а именно: выполняет синтаксическую роль в предложении, согласуется с подлежащим, способен сочетаться с управляемыми словами, определяться наречиями.
Обратите внимание, что глагол в предложении может выполнять любую синтаксическую функцию.
• «Я (что сделал?) поговорил с товарищем». – Глагол «поговорил» является сказуемым.
• «Я пришел к товарищу (зачем?) поговорить». – Глагол «поговорить» в форме инфинитива является обстоятельством.
• «Больше всего я люблю (что?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является дополнением.
• «Поговорить с товарищем – это мое любимое занятие». – Глагол «поговорить» является подлежащим.
• «Я люблю одно занятие – (какое?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является несогласованным определением.
Рассказ для чего нужны глаголы
Что такое глагол в русском языке?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте
употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
Непостоянные признаки глагола:
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Видеоурок «Глагол как часть речи»
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К. Г Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Для чего нужен глагол в рассказе
Функции глаголов в русском языке разнообразны. Они могут называть:
• конкретное действие (рисовать, писать);
• движение и перемещение в пространстве (ходить, плавать);
• физическое и душевное состояние (спать, грустить);
• деятельность органов чувств (слышать, осязать);
• изменение состояния (краснеть, смущаться) и т.д.
Грамматические категории глагола показывают, как протекает действие во времени, как оно соотносится с действительностью. Начальной формой этой части речи является инфинитив, по которому определяются постоянные признаки.
К морфологическим признакам глагола относятся:
• Вид − постоянный признак глагола. Совершенный вид, определяемый по вопросу «что сделать?», указывает, что данным глаголом названо завершенное действие, доведенное до определенного результата (сказать, проплыть). Несовершенный вид, определяемый по вопросу «что делать?», обозначает действие, длящееся во времени (читать, бегать).
• Переходность – постоянный признак. Переходные глаголы управляют формой винительного падежа существительного без предлога (читать книгу, рассказывать историю), непереходные – не сочетаются с этой формой.
• Возвратность – постоянный признак. К возвратным глаголам относят непереходные глаголы, имеющие в своем морфемном составе суффикс (постфикс) «-ся» (учиться, смеяться).
• Наклонение – изменяемый признак глагола. Он характеризует только спрягаемые формы глагола и выражает отношение называемого действия к существующей действительности. Изъявительное наклонение указывает на реальность (читаю, читал, буду читать); условное – на возможность действия (читал бы); повелительное – на необходимость (читай, читайте).
Также глаголы имеют грамматические категории залога, времени, лица, числа и рода. Обратите внимание, что глаголы не склоняются, как именные части речи, а спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам.
Глагол имеет, как и любая часть речи, синтаксические признаки, а именно: выполняет синтаксическую роль в предложении, согласуется с подлежащим, способен сочетаться с управляемыми словами, определяться наречиями.
Обратите внимание, что глагол в предложении может выполнять любую синтаксическую функцию.
• «Я (что сделал?) поговорил с товарищем». – Глагол «поговорил» является сказуемым.
• «Я пришел к товарищу (зачем?) поговорить». – Глагол «поговорить» в форме инфинитива является обстоятельством.
• «Больше всего я люблю (что?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является дополнением.
• «Поговорить с товарищем – это мое любимое занятие». – Глагол «поговорить» является подлежащим.
• «Я люблю одно занятие – (какое?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является несогласованным определением.
Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Самостоятельная часть речи. Обозначает действие.
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
«Значение глагола в речи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
« Значение глагола в речи»
Цель урока: Раскрыть значения глагола в речи
Совершенствовать знания учащихся о частях
речи, о главных членах предложения.
Продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение.
Развивать связную устную речь учащихся
посредством полных ответов на вопросы.
Развивать мыслительные операции в ходе
выполнения упражнений, при работе с
Приобщать детей к устному народному
творчеству посредством внедрения загадок,
Способствовать воспитанию бережного
отношения к природе, любви к русскому
Оборудование: учебники, таблица «Части речи», карточки
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие.
Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Настроение стало похоже на солнышко?
Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2. Сообщение темы урока.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет ил и поёт.
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
— о какой части речи это стихотворение?
3. Проверка домашнего задания.
1. Какие части речи мы знаем?
2. Какая часть речи называется существительным?
3. Какая часть речи называется прилагательным?
4. Какая часть речи называется местоимением?
5. Какая часть речи называется глаголом?
4. Работа по теме урока.
1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова « Парус»
В последнем четверостишье найдите глаголы. Прочитайте стихотворение без них.
Какой вывод можно сделать? (смысл не понятен)
Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.
Тема нашего путешествия: «Значение глагола в речи».
И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.
Откройте «Дневник путешествия», запишите число, тему урока.
Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.
Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие. По-другому их называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.
1. Словарная работа.
1 ) Не зверь, и не птица,
Напишем это слово в тетрадь с комментированием
2) Маленький мальчишка в сером армячишке.
Крохи собирает. (Воробей)
3) Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака)
Запомните написание этих слов.
Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т. е. «оживим» эти предметы. Составим предложение.
Например: Воробей скачет по асфальту
Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)
Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.
Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения.
Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:
Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.
Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.
Сядьте тихо, полежите,
Быть хорошими старайтесь
И за дело принимайтесь.
Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.
Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.
Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы речи.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие.
Стирать Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?
Давайте запишем их.
Послушаем отрывок из сказки А. С. Пушкина. Постарайтесь услышать глаголы речи. («Сказка о мёртвой царевне…»
Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.
Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы труда.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.
Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»
(работа по карточкам)
Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены предметы. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняются с помощью этих предметов. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.
Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы. Напишем.
Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?
Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.
Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы звучания
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.
Работа со скороговоркой
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы
Вставить буквы, объяснить их написание. Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.
Найти глаголы. Это глагол звучания.
Работа с пословицей
Как аукнется, так и откликнется
Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.
Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.
Следующее облачко – глаголы цвета
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Глаголы цвета найти и написать.
Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.
Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
Следующее облако – глаголы чувства
Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.
О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.
От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (на доске)
Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.
Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства?
Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.
Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз повторим.
Работа по учебнику
Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.
Упражнение 177. Вставить подходящие глаголы.
VI Оценки. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами К. Паустовского