Для чего нужны госзакупки
Для чего нужны госзакупки
7 МИН
Что такое государственные закупки и как в них участвовать
Объясняем, кто может стать поставщиком для государственных учреждений и компаний и что для этого нужно.
Государственные закупки — главный способ для бюджетных учреждений и госкомпаний найти товары и услуги по максимально выгодной цене. Для этого они размещают заказ с конкретными характеристиками работ или нужной продукции на электронных торговых площадках, где предприниматели, желающие участвовать в торгах, могут оставить заявку. Поставщика определяют в ходе тендера. В зависимости от вида торгов, побеждает тот, кто предложил самую низкую цену или лучшие условия исполнения контракта.
Торги проходят на специальных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП), аккредитованных правительством: восьми общедоступных и одной специализированной. Оператором малых закупок, отдельной категории тендеров, выступает агрегатор «Берёзка».
Полный список операторов электронных площадок из Распоряжения Правительства РФ № 1447-р
Виды госзакупок
В России государственные торги регулируют два федеральных закона:
В законах есть как дублирующие друг друга нормы, так и уникальные требования к заказчикам. Что касается 44-ФЗ, большая часть требований к процессам прописана в самом законе. В тендерах по 223-ФЗ заказчики под каждый контракт составляют положение о закупке — документ, в котором прописывается вся информация о процедуре, сроках и требованиях к участникам.
Кто может стать поставщиком
Стать поставщиком может практически каждый — госзаказы доступны для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и даже простых физических лиц.
Но есть некоторые ограничения:
Для каждого тендера заказчик выставляет определённые требования. Часть из них прописаны в законе и универсальны. Например, участвовать в торгах по ФЗ-44 не могут организации с налоговыми задолженностями или находящиеся в стадии ликвидации и банкротства.
44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки
Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:
Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.
Какие закупки регулирует 44-ФЗ?
Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.
ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:
Как организована контрактная система
Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.
Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.
В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.
ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.
По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.
Какими способами осуществляются госзакупки
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
Электронный аукцион
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Открытый конкурс
Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Запрос котировок
Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).
Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.
Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Госзакупка
Тендер госучреждений, где компании соревнуются за право стать их поставщиком
Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.
Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.
С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.
Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.
Чем отличаются госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Отношения с разными типами заказчиков регулируют разные законы. По 44-ФЗ заказчик — федеральные и муниципальные бюджетные организации. Такие госзакупки финансируют из федеральных и муниципальных бюджетов, а требования к поставщикам и заключению соглашений установлены законом.
Заказчик по 223-ФЗ — компании с долей государства более 50%, то есть госпредприятия. Они проводят тендеры за свой счет. Закон здесь мягче: заказчики могут сами указывать требования к поставщикам и сроки.
Виды госзакупок
Госзакупка бывает конкурентной и неконкурентной.
Конкурентная. В рамках такой закупки участники соревнуются за право стать поставщиком. Кого выберут, зависит от типа закупки. Всего их четыре: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений.
Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.
Неконкурентная. Это закупка, при которой контракт заключают с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком. По закону такую закупку проводят, если сумма контракта меньшее 300 000 ₽.
Еще неконкурентную закупку проводят, если услугу может оказать только одна компания. Например, если заказчику нужно провести воду или отопление.
Кто может стать поставщиком
Стать поставщиком может любой: физлицо, самозанятый, индивидуальный предприниматель, коммерческие компании и бюджетные организации. Но есть нюансы. Например, физлицо не может поставлять товары, но может предоставлять услуги. Иногда заказчики прописывают условия, которые ограничивают подачу заявок:
Кроме условий заказчика, поставщик должен соответствовать требованиям закона, поэтому для участия в тендере нужно подавать пакет документов.
Какие документы нужны для участия в госзакупках
Набор документов зависит от вида закупки. Мы подготовили для вас примерный список бумаг, которые могут понадобиться для участия в торгах.
Документы для конкурса по 44-ФЗ:
Документы для конкурса по 223-ФЗ:
Заказчик может запросить дополнительные документы: обычно полный перечень указывают в условиях участия в закупке.
Где искать информацию о госзакупках
Информацию о госзакупках можно найти на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — ЕИС. На портале можно посмотреть открытые конкурсы и аукционы, а еще те, что только планируют провести.
При переходе на страницу товара или услуги можно прочесть детали заказа.
Как участвовать в закупках
Чтобы участвовать в госзакупках, нужно купить электронно-цифровую подпись — ЭЦП. Ее предоставляют аккредитованные удостоверяющие центры.
Чтобы принять участие в тендере, нужно зарегистрироваться на Госуслугах — учетная запись поможет подключиться к ЕИС и подать документы.
Важен формат участия в торгах: если вы подаете заявку как ИП или юрлицо, нужно завести соответствующий аккаунт на портале.
Зайдите в личный кабинет на сайте единой информационной системы, используя логин и пароль Госуслуг. Часть данных загрузится автоматически, а остальное придется заполнять вручную или заверить недостающие документы электронной цифровой подписью и загрузить их.
Если в закупке будут участвовать сразу несколько сотрудников компании, их полномочия тоже нужно подтвердить с помощью электронной цифровой подписи. Платить за регистрацию не нужно. Аккаунтом единой информационной системы можно пользоваться три года.
Чтобы участвовать в закупках, нужно зарегистрироваться и получить аккредитацию на электронной торговой площадке. Их список есть на ЕИС. Часть данных площадка получит из личного кабинета на сайте единой информационной системы, а остальные документы придется загрузить вручную. Площадка проверит их в течение одного рабочего дня и предоставит доступ к закупкам.
Сколько нужно заплатить за участие
Чтобы участвовать в госзакупках, нужно внести плату оператору площадки ― 1% от договорной стоимости. Для крупного и среднего бизнеса максимум ― 5000 ₽, а для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ― 2000 ₽.
Заказчику нужна гарантия, что поставщик предоставляет верные сведения и не откажется от контракта в последний момент. Поэтому участники должны обеспечить заявку: перечислить деньги на специальный банковский счет или получить банковскую гарантию.
Размер обеспечения — суммы, которую надо перечислить на специальный счет до завершения сделки, устанавливает заказчик в установленных законом пределах. При небольшой сумме сделки обеспечение не требуется. Если договорная стоимость превышает 1 млн рублей по нормам 44-ФЗ и 5 млн рублей по нормам 233-ФЗ, заказчик может требовать от 0,5 до 5% стоимости договора.
Госзакупки: семь наивных вопросов начинающего поставщика
Вы предприниматель и мечтаете о надёжном и крупном заказчике? Тогда пора поучаствовать в госзакупках. Что это — разбираемся по пунктам.
Зачем нужны госзакупки?
Госзакупки — это система, в которой в качестве заказчика участвуют государственные компании. А в качестве поставщиков и подрядчиков — предприниматели, от самых крупных до самых маленьких, или же физлица. Посредством госзакупок государство может закупать самые разные товары и приобретать самые разные услуги. Так детские сады ищут поставщиков завтраков и обедов, школы — дешёвые канцелярские товары, органы власти нанимают строителей крупных объектов, ремонтируют дороги и мосты и пр.
Например, недавно власти через госзакупки заключили договор с архитектором, который разработает концепцию исторического парка возле Дома Советов.
А Музей Мирового океана ищет поставщика оборудования, которое позволит посетителям совершать виртуальные погружения на глубоководном аппарате «Мир».
Участие в госзакупках — отличная возможность для любого предпринимателя получить надёжного и крупного заказчика. Это ещё и возможность увеличить объём продаж и расширить географию торговли.
Кстати, закон допускает возможность участия в так называемых «простых» закупках физлиц, без статуса ИП. Им могут быть интересны аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т. д.
Заказчик — всегда государство?
Да. Приставка «гос» здесь неслучайна. Закупку государственных структур регламентируются 44-м ФЗ, говоря о госкомпаниях, если предприятие на 100% является государственным, то его закупки также попадают под действие 44-м федерального закона. Если же компания принадлежит государству минимум на 50%, то здесь вступает в действие закон № 223-ФЗ.
Я начинающий предприниматель. Могу ли я участвовать в госзакупках?
Поставщиком товаров или услуг по госзакупкам может выступать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:
Так что возможность участия в госзакупках есть и у начинающих предпринимателей. Но прежде чем совершать сделку стоит взвесить все риски.
Сейчас государство ратует за увеличение госзакупок с участием малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. К 2020 году доля таких госзакупок в общем числе должна вырасти более чем в два раза и составить 42%, отмечала ранее глава регионального управления ФАС Ольга Боброва.
Для сравнения, в прошлом году доля таких госзакупок составила лишь 19% (1,9 млрд руб.).
Правда ли, что госконтракты дают только «своим»?
Как утверждают эксперты Центробанка, это неправда.
Если у вас достойный товар или услуга, то есть все шансы получить госзаказ. И для этого не нужно тратить деньги на рекламу, но придётся потратить время и силы, чтобы разобраться в деталях, — пишут эксперты на сайте «Финансовая культура». https://fincult.info/
Где проходят торги?
Заказчики могут осуществлять закупки на различных площадках в интернете. На 100% государственные предприятия ищут поставщиков на пяти электронных, бесплатных площадках. Такие закупки жёстко регламентированы, изменить условия закупки походу нельзя.
Если же компания принадлежит государству минимум на 50%, то здесь возможностей для закупок больше. Заказчик может размещать условия на самых разных площадках в интернете, их до 170. Правда, большинство берут плату за посредничество. Закон № 223-ФЗ, который регулирует эти закупки, более гибок, чем 44-й.
Вся информация о заказах государственных компаний размещается в единой информационной системе в сфере госзакупок на сайте zakupki.gov.ru. Там можно посмотреть не только актуальные закупки, но и информацию о тех, которые уже закрыты или только планируются.
Госзакупка — это всегда конкурс или аукцион?
Не всегда. Госзакупки могут быть неконкурентными, когда ни конкурс, ни аукцион среди участников вообще не проводятся. Например, когда это закупка у единственного поставщика. По закону такое возможно, если, например, закупка разовая и сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей. Также неконкурентный способ применяют, если нужная услуга есть только у одного поставщика — например, заказчику нужно водоснабжение, теплоснабжение или газоснабжение.
А виды конкурентных госзакупок — это аукционы, конкурсы, а также запросы котировок, запросы предложений. В ходе конкурса заказчик выбирает поставщика по разным критериям. Если речь идёт об аукционе, там его выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.
Конкурентные госзакупки могут быть открытыми, принять участие в которых может любой поставщик, и закрытыми, где участвуют только те поставщики, которых пригласил заказчик, отмечают эксперты ЦБ.
По статистике ЕИС, самые распространённые способы закупок — электронный аукцион и закупка у единственного поставщика. Если ваша услуга не эксклюзивна, то проще всего начать именно с электронного аукциона, где может принять участие любой предприниматель, советуют в ЦБ.
Я готов участвовать в аукционе, с чего начать?
Материал подготовлен в рамках программы регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области»
Подписывайтесь на Калининград.Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни и истории региона в Instagram, читайте только самые важные новости в Viber и получайте ежедневный дайджест главного за сутки — в Telegram
Как предпринимателю получить госконтракт
И попасть на электронную торговую площадку
Я занимаюсь социологическими исследованиями и иногда работаю для государственных заказчиков.
В конце 2018 года мои заказчики сказали: «Если хочешь и в следующем году с нами работать, подавай заявку через электронную торговую площадку». Я понятия не имел, как это делается.
Пришлось разбираться с нуля. Оказалось, что на электронной торговой площадке нельзя просто взять и зарегистрироваться. Я потратил много времени, сделал несколько ошибок и чуть не опоздал с заявкой. В итоге все-таки успел — и победил в конкурсе.
Я получил уже пять госконтрактов через систему электронных закупок. Если вы предприниматель и собираетесь работать с государственными структурами, но не хотите метаться, как я, эта статья для вас. Расскажу, что и в какой последовательности делать ипшнику, чтобы участвовать в электронных торгах.
Что такое госзакупки
Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны — мебель, канцтовары, электричество. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, школы привлекают частные охранные предприятия, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.
Организации или предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, — это поставщики. Сами госорганы — заказчики, а вся система — госзакупки.
Государственные и муниципальные предприятия не вправе просто выбрать поставщика, который им больше понравится. Поставщиков определяют через систему госзакупок по закону о госзакупках — 44-ФЗ. Например, заказчик объявляет конкурс или аукцион, поставщики подают заявки — и побеждает лучшая.
До 2019 года я тоже участвовал в конкурсах и иногда побеждал. Но это были бумажные заявки. С 2019 года госструктуры обязаны проводить закупки в онлайне при помощи электронных торговых площадок — ЭТП, или операторов. Исключение — закрытые способы определения поставщиков: они не всегда проходят в электронной форме.
ЭТП — это сайт, где заказчики размещают объявления о конкурсах, а поставщики подают заявки на участие. Там же подводят итоги и объявляют победителя торгов. Похоже на биржу, где малый и средний бизнес предлагает свои услуги по заявкам госструктур.
По 44-ФЗ в России работают восемь электронных площадок:
Чтобы работать с государством, нужно попасть на такую площадку. Предприниматель может искать подходящие конкурсы только на одной или на всех площадках сразу. Для этого обязательно там аккредитоваться.
Сначала я думал, что просто зайду на сайт оператора и создам личный кабинет. Оказалось, что так нельзя. Аккредитацию дают автоматически на всех площадках, но только после прохождения нескольких шагов. Расскажу каких.
Первое условие для работы на госзакупках — сертификат электронной подписи, ЭП. Подходит не любая ЭП, а именно электронная подпись для торгов. Если у вас есть электронная подпись, которой вы подписываете декларацию для налоговой, не факт, что она подойдет.
Электронную подпись для торгов не дают бесплатно. Ее надо покупать в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, УЦ. Аккредитацию, или разрешение на работу, центрам дает Министерство связи. У них работает специальный сайт, где перечислены все аккредитованные УЦ. Но не все из них готовы сделать для ИП электронную подпись для торгов — надо уточнять на сайте или по телефону.
Для изготовления ЭП нужно подать заявку. УЦ вышлет форму заявления и счет. Сертификат отдают лично в сервисном центре.
Если за ключом поедет представитель по доверенности, ему необходимо взять с собой оригинал паспорта и заверенную печатью ИП доверенность на получение сертификата ключа подписи.
Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня. Лучше начинать процесс аккредитации на ЭТП именно с получения подписи: она понадобится в дальнейшем.
Сертификат электронной подписи дадут в виде флешки. Чтобы работать с ним, нужно вставить флешку в компьютер и настроить его. У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в УЦ — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали.
Мои ошибки при изготовлении ЭП. У меня уже была электронная подпись, которой я подписывал налоговую декларацию. Я думал, что ее будет достаточно, поэтому заранее ничего не делал. В последний момент выяснилось, что моя подпись не подходит.
Я не мог поверить, что за ЭП нужно платить. Слышал, что их делают бесплатно, искал и нашел где. Оказалось, что УЦ «Главное управление информационных технологий и связи» бесплатно делает электронные подписи для госструктур, муниципалов и общественных организаций. Для предпринимателей — нет. В итоге только потратил время.
я заплатил за электронную подпись
Я чуть не переплатил. Первый УЦ выставил мне счет на 5950 Р за годовой сертификат. У меня уже оставалось мало времени, поэтому я хотел его оплатить. Решил все-таки сравнить цены: автоматический подбор на сайте другого УЦ предложил мне 5900 Р за год. Я позвонил им, и в процессе разговора менеджер предложила вариант за 4500 Р без ненужных мне функций.
Как избежать ошибок. Выбирайте УЦ, у которого есть сервисный центр в вашем городе. Проверьте, делает ли этот УЦ подписи для предпринимателей.
Перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Но сначала сверьтесь со своими планами. Электронная подпись также требуется для участия в закупках коммерческих организаций по 223-ФЗ, в закупках РЖД, закупках малого объема и имущественных торгах. Если сейчас возьмете сертификат только для работы по 44-ФЗ, он может не подойти для других площадок.
Например, я сказал менеджеру, что мне ничего не нужно, кроме участия на площадке закупок по 44-ФЗ, а сейчас уже работаю на площадке «Электронный магазин» — это закупки малого объема, они проходят по другим правилам. Хорошо, что моя подпись подошла для этого и не пришлось выпускать еще одну.
ЕСИА — это Единая система идентификации и аутентификации. По-простому ЕСИА — госуслуги. Если у вас нет там учетной записи, придется ее создать и подтвердить. Сделать это можно при помощи электронной подписи.
Руководство пользователя ЕСИА:
создание и подтверждение учетной записи — с. 17—55,
регистрация как ИП — с. 82—85
На основе подтвержденной учетной записи физлица необходимо зарегистрироваться на госуслугах как ИП. Одновременно автоматически появится личный кабинет на сайте госзакупок, но после все равно придется туда зайти и зарегистрироваться в качестве участника закупки.
ЕСИА и ЕИС не одно и то же, хоть и связаны между собой. ЕИС — это Единая информационная система, попадают в нее через сайт госзакупок.
После регистрации в ЕСИА личный кабинет на госзакупках уже создан автоматически, но туда надо войти и заполнить регистрационные данные. Войти не так просто, и здесь обязательна электронная подпись.
Личный кабинет открывается не в любом браузере: мне удается войти только через Internet Explorer. Это вообще основной браузер для госзакупок.
Сначала нужно настроить рабочее место. Я кое-как сделал это самостоятельно, а потом узнал, что настройку за меня мог сделать специалист УЦ, где я купил электронную подпись. Это входит в ее цену.
Если в обслуживание по ЭП настройка не входит, придется скачивать и устанавливать программы «Криптопро CSP» и «Криптопро ЭЦП Browser plug-in». Это делается в процессе выполнения «Инструкции по настройке рабочего места». Еще у системы госзакупок работает техническая поддержка, но они ни разу не взяли трубку. Поэтому вместе с электронной подписью стоит покупать пакет техподдержки, чтобы все технические вопросы переложить на профессионалов.
Когда настроите рабочее место, сможете попасть в личный кабинет участника закупок. Часть данных заполняется автоматически — они переходят из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Остальное нужно заполнить вручную. Потом нужно подписать эту информацию электронной подписью — и вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок, ЕРУЗ.
Мои ошибки при регистрации в ЕИС. Я думал, что ЕИС и ЕСИА — одно и то же. У меня была учетная запись физлица на госуслугах, но я не сделал личный кабинет ИП, а пытался сразу зарегистрироваться на госзакупках. Это у меня не получалось, я менял настройки, скачивал инструкции, нервничал и долго не мог понять, почему от меня требуют зарегистрироваться в ЕСИА, если я этим и занимаюсь.
Если бы догадался сразу обратиться в свой удостоверяющий центр, они удаленно сделали бы всю настройку за меня и я бы не тратил время и силы.
Как избежать ошибок. Проверьте предварительно, стоит ли у вас Internet Explorer. Лучше сразу работать в нем, чем мучиться, настраивая привычный браузер, и потом все равно установить Internet Explorer. Почему-то госорганы отдают предпочтение именно ему.
Всегда обращайтесь за консультациями в свой удостоверяющий центр. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы все работало. Ведь срок действия электронной подписи истечет, и в следующий раз вы можете купить сертификат в другом месте — там, где лучше сервис.
И не путайте ЕСИА и ЕИС, хотя они и похоже звучат.
После регистрации в ЕИС можно войти на выбранную торговую площадку. Логин и пароль создавать не нужно, вместо этого необходимо вставить флешку с электронной подписью. Авторизация пойдет через ЕСИА, поэтому потребуется пароль от госуслуг.
У сайта ЭТП тоже трудности с работой в большинстве браузеров. Я могу зайти в личный кабинет на своей торговой площадке тоже только из Internet Explorer. И даже это получилось не сразу — пришлось опять обращаться в техподдержку моего удостоверяющего центра. Специалист снова удаленно подключился к моему компьютеру, сначала настраивал сам, потом советовался с коллегами, что-то скачивал, и через час проблема вдруг решилась. На радостях специалист признался, что он все испробовал, не знал, что делать дальше, и даже не понял, что в итоге привело к успеху. Спасибо ему за упорство.
После выбора ЭТП можно искать закупки, но при цене контракта от 1 млн рублей потребуется обеспечение заявки: это сумма, которая вносится на специальный банковский счет. Там ее временно заблокируют, и заявку допустят к участию. Счет такого типа так и называется — специальный счет участника закупок.
Спецсчета имеют право вести не все банки, а только те, что есть в перечне, утвержденном правительством. Обратитесь в один из них.
Когда я делал себе спецсчет, Тинькофф-банка еще не было в этом перечне. Поэтому основной счет ИП у меня в Тинькофф, а спецсчет — в Сбере. Чтобы его открыть, пришлось сначала сделать в Сбербанке обычный расчетный счет, а потом дополнительно к нему — специальный. Денег за это не взяли, обслуживание спецсчета тоже бесплатное.
Через некоторое время после открытия спецсчета он появится в личном кабинете на ЭТП: банк сам передаст сведения.
Что и где сделать, чтобы участвовать в госзакупках
Я разбирался во всем сам, делал ошибки, терял время, поэтому весь процесс аккредитации на электронной торговой площадке занял у меня месяц. На самом деле можно быстрее.
Что сделать для участия в госзакупках
Шаг | Где | Цена | Срок |
---|---|---|---|
Электронная подпись | Удостоверяющий центр | 4500—6000 Р на год | 1—3 рабочих дня |
Регистрация в ЕСИА | Госуслуги | Бесплатно | Моментально |
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП | Сайт госзакупок | Бесплатно | 2 рабочих дня |
Спецсчет | Банк из перечня | По тарифам банка | В день обращения |
Запомнить
Olesya, со стороны поставщика еще хуже
5-й пункт из того что нужно запомнить: через пол года половина этой статьи будет не актуальной)))
Елена, это я утрирую. Точно не скажу что поменяется. На практике там много нюансов которые постоянно меняются. Например 2018 год. Федеральные площадки в начале года перешли на квалифицированную электронную подпись (ЭП), летом обратно, и ближе к зиме снова на простую. А ЭП выпускается на 1 год минимум. Следовательно кто к концу 2017 года сделал себе простую подпись, вынуждены были менять их на квалифиц-ую. А это опять оплата, приезд в УЦ, возня с документами. И еще при этом в разных УЦ подписи выпускают немного по разному. Кому то не пришлось менять, кому пришлось если подпись выпущена на ООО а не ИП. Многие меняли ЭП, а затем летом опять. Затем еще и корневой сертификат менялся у удостоверяющих центров, нужно было клиентам переустанавливать его. В течение года некоторые площадки перестали работать со старыми версиями крипто-про, необходимо было менять. Закупки оборонки перешли на специализированную площадку где сначала нужно подать заявку на регистрацию, ждать неделю, потом оплатить счет, и хорошо если бухгалтер заметит что счет наполовину с НДС а наполовину без и оплатит правильно. Потом площадка спецсвязью отправляет документы и диск с супершифрующей программой, ибо нельзя для военкомата даже бумагу продавать через простую площадку. Этот диск с документами привозят два бугая с спецсвязи. Один караулит другой оформляет бумаги. Потом сложный процесс заполнения этих документов и регистрации какого либо копмьютера под эту программу. Потом нужно подать заявку на аккредитацию и ждать опять 5 дней. Затем ближе к осени участники должны были открывать спецсчета в банках и регистрироваться в еис. Поменялись немножко требования к заявкам по 44 фз, и требования к поставщикам, изменился порядок предоставления деклараций. Отменили бумажные закупки. Появилось несколько новых федеральных площадок. И это только часть из того что изменилось. Написал что вспомнил. Еще много изменений сто стороны заказчиков было вроде как. И это я опустил великое множество мелочей которые всплывают в самый неожиданный момент. Поэтому, эта статья скорее подойдет чтобы поверхностно понять принцип работы в закупках.
Елена, да всё, дармоеды заняты перекладыванием из пустого в порожнее.