Для чего нужны группы поддержки
Для чего нужны группы поддержки
Классические очные группы поддержки примерно так и выглядят. Люди, объединенные общей проблемой (будь то зависимость, онкологическое заболевание или хроническая депрессия) собираются периодически вместе, чтобы поговорить о наболевшем и поделиться опытом преодоления с теми, кто действительно их понимает.
Такие группы — самоподдерживающийся организм. Они создаются силами волонтеров и поддерживаются на средства самих участников. Как правило, участники скидываются на организационные расходы (обычно это от 100 до 500 рублей за встречу).
Группы поддержки бывают разных форматов. Самые старые и распространенные — 12-шаговые программы преодоления химических зависимостей, то есть «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы». Они действуют по всему миру уже более 70 лет и доказали свою эффективность в пошаговом отказе от злоупотребления вредными веществами. Такие группы — отличный вариант для тех, кто только начал свой путь к трезвости. Самый первый шаг из 12 — это признание того, что у вас есть проблема, и вам нужна помощь. В группе вас поддержат морально и поделятся ценной информацией, например, контактами проверенных врачей и центров реабилитации.
Есть группы, не основанные на 12-шаговых программах. Они устроены более демократично: не нужно придерживаться готового плана выздоровления и отчитываться перед кураторами, как в «Анонимных Алкоголиках». Присоединиться к таким группам можно в любой момент и посетить столько встреч, сколько вы сочтете нужным. По такому принципу устроено большинство групп для людей с психическими расстройствами.
При хронических психических расстройствах полное выздоровление не всегда достижимо, а долгосрочные ремиссии бывают далеко не у всех. Но даже при наличии симптомов возможно значительно улучшить качество своей жизни и функциональность.
Группы взаимопомощи дают
● Выход из изоляции, социализацию;
● Место, где ничего не нужно скрывать и никем не нужно притворяться;
● Возможность увидеть свою ситуацию со стороны;
● Силы пережить кризис, навыки совладания со стрессом;
● Ответы на вопросы о жизни с заболеванием и лечении;
● Практическую помощь сотоварищей;
● Более активную жизненную позицию;
● Чувство собственной ценности, значимости.
В эпоху коронавируса большинство групп поддержки перешли на работу онлайн, то есть регулярные встречи по видеосвязи (например, по Скайпу). Благодаря этому к ним могут присоединиться люди из самых разных городов.
В последние годы к этому формату добавились группы поддержки в соцсетях. Это как правило закрытое сообщество, в котором каждый участник может опубликовать свой вопрос и получить сочувствие или нужную информацию. Критика и обесценивание проблем в таких сообществах строго запрещены.
Группа поддержки принципиально отличается от профессиональной психологической помощи, такой как, например, групповая психотерапия. Здесь не используют специальные психологические приемы и техники. Все участники равны, и каждый из них одновременно получает поддержку и оказывает ее сотоварищам. Вместо профессиональных знаний участники используют свой личный практический опыт жизни с заболеванием.
Если в вашем городе или по важной для вас теме пока нет группы поддержки, ее можно создать самостоятельно. Для этого нужен один свободный день в неделю и минимальные организационные навыки.
Хотите поговорить об этом: как работают группы поддержки и где их найти
Зачем нужны группы поддержки
Согласно современным исследованиям, участие в группах поддержки может помочь справиться с посттравматическим стрессом, депрессией и зависимостями. Кроме того, такие группы могут быть полезны людям без ментальных проблем, которые столкнулись со сложной жизненной ситуацией, хотят выговориться или узнать о том, как другие справляются в подобных случаях.
Группы поддержки отличаются от групповой психотерапии тем, что куратор группы, как правило, ведет группу не с позиции «сверху», а на равных. Все участники делятся своим личным опытом, своими трудностями, проблемами, радостями и победами. Это позволяет подвести некий логический итог, разобраться в себе, своих желаниях и стремлениях, отношении к ситуации, а часто — просто принять и пережить происходящее.
От дружеских посиделок такие группы отличаются тем, что куратор регулирует общение, в то время как друзья, зачастую из лучших побуждений, могут скорее усугубить психологическое состояние. И куратор нужен именно за тем, чтобы этого не произошло, и группа была для всех участников занятием полезным и наполняющим, а не травмирующим.
Группы психологической поддержки
В одном месте собраны группы по разным темам: для переживающих развод, одиночество, депрессию, страдающих компульсивными перееданиями, для тех, у кого диагностировали БАР, и еще несколько направлений. Есть и бесплатная группа для тех, кому помощь нужна срочно и прямо сейчас, кто находится в сложной жизненной ситуации и остро нуждается в поддержке.
Цена: 1500 руб. за посещение + бесплатная группа
Сайт: psy.group
Информационно-консультативный центр по проблемам насилия и зависимого поведения
Есть группы по разным типам проблем или жизненных ситуаций, в том числе: «Переживание утраты», «Перспективные отношения», «Творческая реализация», «Для грустных», «Для пострадавших от сект», «Для социальных работников» и другие. Интересно, что центр готов создавать новые тематические группы по запросу, если наберется достаточно участников.
Цена: уточнять у организаторов
Сайт: ikc-spb.com
Закрытый клуб предпринимателей и топ-менеджеров «Club 500»
Проект, направленный на поддержку и развитие бизнеса и самих предпринимателей. Среди активностей клуба — поддерживающие группы. Шесть-десять человек встречаются раз в месяц и обсуждают свои успехи и неудачи, мысли и дела по трем темам: личное, семья, бизнес. Организаторы уверены, что важен фокус на каждом аспекте, потому что в жизни все взаимосвязано. Иногда для того, чтобы поднять дела в бизнесе, нужно улучшить что-то в семейной жизни, а иногда наоборот — отвлечься и переключиться с семейных проблем на деловые задачи. Именно такие группы поддержки помогают выбрать верное решение, сориентироваться в большом потоке дел.
Цены за участие высокие, отбор строгий. В клуб принимают предпринимателей с личным доходом от 1 млн руб. в месяц. Филиалы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске и других крупных городах России.
Цена: единоразовая оплата за вступление в клуб от 150 тыс. руб., ежемесячный взнос от 40 тыс. руб.
Сайт: club500.com
Проект о ментальном здоровье матерей «Бережно к себе»
«Бережно к себе» основали три мамы и одновременно с этим помогающие специалистки: Дарья Уткина — доула и клинический психолог; Мария Карнович-Валуа — равный консультант в сфере репродуктивных трудностей; Ксения Красильникова — автор первой в России книги о послеродовой депрессии «Не просто устала».
Основная задача — менять представления о материнстве в более реалистичную сторону и помогать мамам, которые столкнулись с трудностями и непониманием.
Сейчас в рамках проекта #бережноксебе девушки записывают подкаст, публикуют полезную проверенную информацию на своем сайте и в инстаграме @postpartum.ru, а также ведут группы поддержки для мам. Главный принцип таких групп — не советовать (ведь для советов существуют профессиональные консультанты), а делиться опытом, создавая тем самым атмосферу равенства и принятия.
На онлайн-встречах можно выбраться из узкого круга своих знакомых и найти единомышленниц, оставаясь собой.
Общение в группах поддержки не заменяет традиционное лечение послеродовой и пренатальной депрессии, но может быть хорошим дополнением к нему или отдельным способом заботы о себе.
Как организовать группу поддержки?
Зачем нужны группы поддержки, что нужно для того, чтобы запустить свою группу, почему качественный человеческий контакт творит чудеса и как объединение коллективного опыта делает нас более устойчивыми – рассказывает активистка, психотерапевтка и художница Мила Ведрова. Также приводим опорный чек-лист важных аспектов работы группы поддержки, который можно использовать, если вы хотите организовать свою группу поддержки.
В данной статье, мы будем говорить преимущественно о так называемых peer support groups, в которых участие, организация, ответственность и поддержка оказываются по принципу «равный равному» – без приглашенного психолога или ведущего, когда процесс попеременно фасилитирует кто-то из участников и участниц группы. В данных группах все решения принимаются членами группы, а также участники группы отвечают за ее организацию. Это их основное отличие от терапевтических групп, где ответственность за проведение и организацию лежит на помогающих практиках или психологах. Участие происходит на добровольной волонтерской основе.
Что в самых общих чертах представляет собой группа поддержки?
Группы поддержки / группы самопомощи – тематические добровольные и самоорганизованные собрания, призванные объединить коллективный опыт, навыки психологической адаптации (как лучше всего справляться с этой жизнью и ее невзгодами и трудностями?), идеи, знания участников и участниц группы. Т.е. некоторое количество людей, объединенных общим опытом / идентичностью, которые собираются в строго оговоренное время на несколько часов с определенной периодичностью (раз в неделю, в две недели или в месяц) и, взаимодействуя по предварительно оговоренным правилам и принципам, делятся личным историями и теми сложностями, с которыми сталкиваются в связи со своим опытом или идентичностью. В таком пространстве есть возможность поддерживать друг друга, а также просить и получать поддержку для себя.
Чаще всего люди объединяются в группы самопомощи по признаку обладания схожим жизненным опытом, характеристиками идентичности и трудностями, с ними связанными. Группы поддержки могут быть нацелены непосредственно на поддержку и социализацию участников и участниц; на предоставление информации и повышение осведомленности касательно проблемы; на адвокацию прав и эмпауэрмент конкретной группы; либо на все выше перечисленное вместе. Важно, чтобы все участники и участницы группы поддержки обладали похожим опытом в контексте темы группы (т.е. формат группы, в котором группу поддержки для людей с РПП ведет человек, который никогда не переживал_а РПП, теоритически возможен в формате терапевтической группы, например, но это все равно создает разницу опыта, а значит может способствовать непониманию – и невозможности выражать те или иные чувства, например, злости и досады со стороны участников и участниц с опытом РПП в отношении людей без РПП, поддерживающих фэтфобную культуру).
Что может дать группа поддержки?
В чем заключается «магия» групп поддержки? Пространство группы дает возможность людям не чувствовать себя в одиночестве и изоляции; общаться и социализироваться; быть принятыми и получать поддержку, а также помогать в этом остальным участникам группы; делиться информацией и знаниями и слышать реальный опыт других людей, которые сталкиваются с теми же трудностями; возможность развивать осознанность, сопереживать и учиться давать качественную обратную эмоциональную связь, которая может быть поистине целительной. Кроме того, многообразие человеческих историй зачастую позволяет нам переосмыслить и по-иному посмотреть на свою жизненную историю; исследовать себя в контакте с другими людьми, в отношениях с собой; а также обрести необходимые силы, опоры и ресурсы, чтобы жить дальше в своей «реальной» жизни более полно, более радостно, более счастливо – вопреки тому непростому опыту, который мы имеем.
Чего не может дать группа поддержки?
Важно также понимать реальные ограничения работы в таком групповом формате – несмотря на то, что группы поддержки имеют мощный поддерживающий эффект, они уступают в глубине внутренней работы и не дают эффекта групповой и личной психотерапии. К сожалению, также группа поддержки не может помочь в избавлении от конкретных болезней или постановке точного диагноза, а также в достижении эффекта медикаментозного лечения и фармакотерапии – за этим необходимо обращаться за помощью квалифицированных медицинских специалистов. Также посещение группы поддержки не может гарантировать того, что вы получите универсальный рецепт или инструкцию по тому, как жить, но точно существенно расширите знания о том, как другие люди справляются с теми или иными сложностями, и наверняка сможете адаптировать это под свою ситуацию.
Благодаря чему работают группы поддержки?
На данном этапе можно заглянуть в чеклист и ответить на три первых вопроса: какая смыслообразующая тема будет объединять группу и кто будет выступать в качестве учасников и участниц (например, группы поддержки для активист_ок, переживающих выгорание); есть ли у группы цель и к каким изменениям в жизнях участни_ц она приведет (например, участники и участницы будут больше понимать про свой процесс выгорания, а также больше знать о способах и методах профилактики выгорания и реабилитации; кроме того, будет создано безопасное пространство, в котором о таком опыте можно будет говорить честно и открыто; образуется сеть поддержки друг для друга); в чем заключается ваша личная мотивация организовать группу поддержки (например, «у меня есть личный опыт выгорания, я создаю эту группу в том числе как пространство, где смогу о нем говорить, но также важно, что другие люди смогут там найти помощь и поддержку»).
Как распределяется ответственность? Кто будет фасилитировать группу?
Например, вы и пара ваших знакомых решили, что важно запустить группу, вы уже определились с форматом, нашли помещение и пригласили достаточное количество участни_ц. Важно понимать, что будет происходить дальше, и очень четко обозначать это для всей группы.
Группы поддержки работают как раз за счет равнозначной ответственности участни_ц процесса. Поэтому важно, чтобы все принимали в этом участие. На первых порах (до 3 встреч, например) группу могут фасилитировать люди, которые ее организовали, а значит уже чуть больше вкладывались в это дело – но важно, чтобы на следующих встречах другие участни_цы на добровольной основе брали на себя эти функции.
Что делает фасилитатор_ка?
Где и как вы можете найти участников и участниц для группы? Каким будет формат группы?
Приглашение к участию, в котором четко расписан формат группы, цели группы, время и место проведения (здесь, разумеется, нужно исходить из вопроса безопасности) распространяется онлайн и в местах, куда потенциально могут приходить люди с таким опытом и идентичностью.
Формат группы задается ее целями. Важно выбрать формат, который максимально отвечает вашим потребностям. Т.е. как часто вы встречаетесь, сколько длится встреча, как долго будет существовать группа и сколько в ней будет участни_ц (оптимальный размер: от 5 до 13 человек). Будет ли группа открытой или закрытой. В открытом формате на каждую встречу могут приходить совершенно разные участни_цы; важно подумать, кто и как может присоединяться. В закрытой группе ее состав определяется в несколько первых встреч, когда новые люди могут присоединиться, а после, скажем, 3-й встречи, группа закрывается и дальше работает в закрытом формате. Открытые группы позволяют большему количеству людей принять участие в разном формате; закрытая группа позволяет сделать пространство группы более безопасным, стабильным, а значит, способствует сплоченности и позволяет построить более доверительные отношения между участни_цами группы. Важно также продумать, будет ли группа бесплатной или она будет работать по принципу free donation, на какие цели будет идти free donation?
Отдельно можно подумать о том, будет ли группа онлайн или оффлайн. Важно понимать, что при всех преимуществах онлайн группы (отсутствие необходимости добираться до места встречи группы, арендовать пространство, относительная мобильность участни_ц), есть и существенные ограничения в виде вопросов безопасности (не видя людей живьем, мы очень часто можем по-иному считывать их невербальные проявления и ошибочно их трактовать). На мой взгляд, здорово, если у группы есть возможность встретиться живьем, чтобы познакомиться и поконтактировать, а потом уже работать онлайн. Тем не менее, лучше поддержка онлайн, чем никакой поддержи вообще.
Например, группа поддержки для ЛГБТК+ людей, работает на протяжении года с летними каникулами, встречаемся раз в две недели по субботам, с 18.00 до 21.00 (с 15-минутным перерывом в середине), группа открыта первые три встречи, после этого группа закрывается, максимальное количество участни_ц – 10 человек; работает по принципу free donation (эти деньги идут на оплату аренды помещения, а также покупку чая и кофе); группа набирается онлайн, для этого необходимо заполнить анкету онлайн, в том числе, чтобы избежать пересечения контекстов и исключить возможность потенциальных конфликтов, в силу того, что комьюнити зачастую небольшое (чтобы решить этот вопрос, можно задавать в анкете вопрос: «кого бы вы не хотели видеть на группе?»).
Или группа поддержки, для активист_ок, переживающих выгорание; 10 встреч по 2 часа еженедельно; группа проводится бесплатно; открыта для всех желающих на протяжении всего цикла встреч; можно просто приходить в указанное время по указанному адресу.
Где можно собираться и как можно найти помещение для проведения группы?
Для проведения группы необходимо комфортное помещение – теплое, достаточно светлое, чистое, хорошо проветриваемое, изолированное от других (непроходное), в котором достаточно пространства для рассадки всех участни_ц в круг, чтобы все участни_цы могли видеть друг друга. Важно, чтобы была возможность воспользоваться санитарным узлом, опционально – чай и кофе.
Искать пространство можно через сарафанное радио и социальные сети; также можно обратиться за помощью в библиотеки, дворцы / дома культуры и дворцы детей и молодежи, антикафе, кафе, церкви, и т.д.; обратиться к НГО и гражданским инициативам. Если рассказать о том, почему существование такой группы важно, можно договориться о сниженной стоимости аренды, безвозмездном или бартерном формате (когда вы делаете что-то взамен).
На каких правилах и принципах основана работы группы поддержки?
Как уже говорилось выше, группа поддержки эффективно работает именно за счет своей стабильности (систематичность встреч, их ограниченное количество, фиксированная продолжительность), а также за счет заранее оговоренных правил и принципов работы. Вот некоторые базовые правила, список можно дополнять, обсуждая опасения со всеми участни_цами группы и переформулируя их в правила и принципы (например, на нескольких первых встречах). Список правил и принципов стоит записать на флипчарте или иметь в распечатанном виде, так как его необходимо зачитывать в начале каждой встречи группы поддержки.
Например:
Безопасность. Участни_цы должны чувствовать, что могут высказать любые свои переживания без риска получить в ответ критику, нравоучения, ЦУ, обесценивание.
Анонимность и конфиденциальность. Никакие обсуждения, факты, имена не должны выходить за пределы группы.
Равенство. Кажд_ая участни_ца группы может запросить поддержку и дать поддержку друго_й участни_це.
Коллективная ответственность. Время для высказываний распределяется поровну, обязанности и фасилитация распределяются между всеми.
Безоценочное и уважительное отношение друг к другу вне зависимости от религиозных взглядов, национальной принадлежности, сексуальной и / или гендерной идентичности, и т.д.
Общение за пределами группы. Необходимо обсуждать всем вместе, контактируют ли участники и участницы за пределами группы и в каком формате; с одной стороны, возможность получить поддержку и помощь за пределами группы важна (например, в формате онлайн чата группы); с другой стороны, личное общение за пределами группы может также создавать дополнительную динамику, которая будет привнесена в группу (важно понимать, что она может быть конфликтной).
Обратная связь дается по запросу человека, котор_ая делится своей историей или сложной ситуацией. Важно, чтобы человек сам_а формулировал_а, в каком виде ему / ей / им нужна поддержка: схожий опыт других участников и участниц; слова поддержки и эмоциональные отклики на историю человека; конкретные советы, что делать в такой ситуации; внимательное слушание и молчание (когда просто важно чем-то поделиться и разместить в пространстве группы без откликов остальных).
Соблюдение границ группы (продолжительность фиксирована).
Использование мобильных телефонов во время встречи.
Опоздания. Как мы поступаем с опозданиями? Можно ли приходить за 15 минут до конца группы? Опоздания обычно не допускаются или принимается «лимит опозданий» в количестве 10-15 минут.
Пропуски группы. Сколько встреч можно пропустить? Необходимо ли предварительно предупреждать других участников и участниц?
Любые другие пункты, которые позволят сделать пространство группы безопасным для всех участников и участниц (обсуждение можно вести на первых встречах, но добавлять пункты позже, если в ходе группы вырабатываются какие-то новые правила взаимодействия).
Что делать на первой встрече группы поддержки?
Что происходит дальше?
Группа начинает свою работу. Каждая встреча начинается со знакомства, если появились новые люди; а также с зачитывания правил группы выбранн_ой на эту встречу фасилитатор_кой. После этого фасилитатор_ка может спросить, кто сегодня пришел на группу, желая обсудить какую-то свою ситуацию; либо что волнует участников и участниц больше всего в данный период жизни. Время группы может использоваться участниками и участницами группы – кто-то рассказывает свою сложную историю или ситуацию, которая вызывает эмоции (важно помнить, что с группой можно также делиться историями успеха, победами и радостью). Важно, чтобы это были не абстрактные общие вопросы, а очень конкретные, жизненные ситуации, напрямую из личного опыта рассказчи_цы. Далее рассказчи_ца сам_а или с помощью мягких наводящих вопросов фасилитатор_ки формулирует свой запрос, что бы ему / ей / им важно было получить от других участников и участниц (услышать про схожий опыт других участников и участниц; слова поддержки и эмоциональные отклики на историю человека; конкретные советы, что делать в такой ситуации; внимательное слушание и молчание (когда просто важно чем-то поделиться и разместить в пространстве группы без откликов остальных). После этого желающие откликнуться отвечают на запрос рассказчи_цы. После откликов рассказчи_ца может поблагодарить других и сказать, что из прозвучавшего для него / ее/ их было особенно важно. Так в рамках одной встречи может одна за одной прозвучать несколько историй. Фасилитатор_ка следит за тем, чтобы соблюдались правила группы, и если они нарушаются, аккуратно и мягко обращает внимание участни_ц группы на список правил. Завершать встречу можно коротким кругом, когда участницы и участники в паре слов или предложений обозначают, с чем завершают группу и с чем уходят с нее (что было важным именно для них?).
Что такое обратная связь?
Важно, чтобы обратная связь соответствовала запросу человека, который обращается за поддержкой и делится своей историей. Есть несколько общих правил касательно обратной связи, которые помогают сделать групповой процесс безопасным и рабочим:
Что такое эмпатия и в чем ее отличие от сочувствия?
Также важно помнить, что обратная эмоциональная связь – это
Группа взаимной поддержки (что это такое и кому она нужна) (1/2)
Все мы чем-нибудь болели или болеем. Поэтому практически каждый может получить
пользу, прочитав эту брошюру. Но ее авторы — психиатры, и поэтому в первую очередь
она адресована тем, кто столкнулся с расстройством психического здоровья, — нашим
пациентам и их семьям.
В течение нескольких последних десятилетий медицинская наука, бесспорно, добилась
очень больших успехов. Новые методы лечения и новые лекарства существенно облегчают страдания больных и избавляют от многих болезней. Но на месте решенных проблем возникают новые.Все чаще случается, что, хотя заболевание не удается излечить до конца, его проявления облегчаются настолько, что человек может жить полноценной жизнью вопреки болезни. Однако этому надо научиться, что совсем непросто. Трудность состоит не только в том, что болезнь накладывает определенные ограничения. Часто, особенно при психических заболеваниях, оказывается, что наиболее трудные проблемы связаны с бытующими у нас предубеждениями и предрассудками. К сожалению, обычное представление о том, что такое психически больной, очень мало соответствует действительности. Многие считают, что такой человек неизлечим, непредсказуем и опасен, и поэтому стараются держаться от него подальше. Иногда так думают и сами больные; из-за этого они начинают ощущать себя «людьми второго сорта». Все это происходит потому, что люди (и здоровые, и больные) очень мало знают о психических заболеваниях, о методах их лечения и о возможности выздороветь. Кроме того, симптомы психических болезней мало похожи на «обычные». Из-за этого человек, заболевший психическим расстройством, наталкивается на непонимание даже со стороны близких ему людей и оказывается в изоляции. Обсудить свои проблемы ему практически не с кем.
Путь к преодолению этих трудностей лежит через знания. Люди должны больше знать о
психических расстройствах. В первую очередь в этом нуждаются сами больные и их
родственники. Они должны иметь возможность:
— обсуждать свои проблемы в атмосфере понимания и дружелюбия;
— узнать, что представляет собой их болезнь, научиться различать правду и
— научиться ориентироваться в многочисленных методах лечения и лекарствах, оценивать их эффективность, справляться с их побочными действиями;
— восстановить уверенность в себе в окружении людей, свободных от предрассудков и предубеждений;
— найти применение своим способностям;
— найти место, где можно все это осуществить.
Все это очень хорошо получается в группах взаимной поддержки. В развитых странах
работают сотни тысяч таких групп. Они активно сотрудничают друг с другом, объединяясь в национальные и интернациональные сообщества. Мы постараемся объяснить, что такое группа взаимной поддержки, как она возникает, чем занимается, к чему стремится. Эта
брошюра написана на материале, накопленном в процессе работы такой группы в Москве, и рассчитана на то, чтобы распространить и преумножить ее бесценный и вдохновляющий опыт.
ЧТО ТАКОЕ ГРУППА ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ?
. У меня под окном летом, когда тепло, организуются спонтанные группы поддержки и
основном женщины от сорока до восьмидесяти. Если внимательно прислушаться, то
Отрывок, который использован в качестве эпиграфа, взят из статьи журналистки,
посетившей инкогнито одну из встреч нашей группы. Из ее текста видно, что, просидев с
нами два с лишним часа, она так и не поняла, что это за штука – группа взаимной поддержки. Это и в самом деле в двух словах не объяснишь. Пожалуй, легче сказать, чем
такая группа не является. Она, конечно, вовсе не «посиделки». Но она и не место, где
люди лечатся, и этим группа взаимной поддержки принципиально отличается от других
групп (например, психотерапевтических). Группа взаимной поддержки работает без
участия профессионалов, которых только время от времени приглашают, чтобы получить
ответы на накопившиеся вопросы. Некоторые группы никогда не приглашают профессионалов, предпочитая пользоваться специальной литературой, черпать сведения
из Интернета и т.д. Так что же все-таки это такое? Пожалуй, первая в мире группа взаимной поддержки описана О.Генри в рассказе «Родственные души». Помните? Грабитель забирается в дом и натыкается на хозяина. В самый острый момент, когда вор грозит хозяину пистолетом, обнаруживается, что оба мучаются ревматизмом. Напряжение сменяется взаимной симпатией, оба забывают о пистолете и долго с упоением обсуждают свои болячки и снадобья, которые могут помочь. Возможность поговорить об общей боли оказывается гораздо важнее, чем одному – украсть, а другому – защитить свое имущество. Конечно, О. Генри — юморист, и рассказ его — шутка. Однако, как всегда, прав был великий Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Возможность поговорить о своей беде с человеком, познавшим ее «на собственной шкуре» — это действительно очень большая ценность, и именно она, эта ценность, лежит в основе деятельности групп взаимной поддержки. Итак, группа взаимной поддержки — это объединение нескольких человек, которые страдают одним и тем же болезненным расстройством (или сходными болезненными расстройствами). Их встречи специально предназначаются для того, чтобы обсуждать проблемы, связанные с болезнью, и каждый участник сознательно и специально выделяет для этого свое время. Это очень важно, потому что благодаря этому никто не стесняется занимать внимание остальных своими рассказами. Люди часто говорят, что им и так надоела болезнь, и у них нет никакого желания «обмусоливать» ее с другими, такими же, как они сами. Это правильно. Но группа взаимной поддержки вовсе не занимается тем, что выслушивает стоны и жалобы своих членов. Группа действительно обсуждает болезнь, но это обсуждение продуктивно, оно направлено на то, чтобы узнать о болезни как можно больше, познакомиться с людьми, которые с ней уже справились, узнать, как они этого добились, или поделиться своим собственным опытом, который может быть полезен другим. Разумеется, кроме болезни, группа может обсуждать любые другие вопросы, возникающие у ее членов – от бытовых до общечеловеческих. Важно понимать, что работать в группе взаимной поддержки – это не просто встречаться с добрыми знакомыми. Деятельность группы направлена на достижение некоторой конкретной цели, общей для всех ее членов. Поэтому, несмотря на то, что группа состоит из добровольцев, она обязательно имеет некоторые признаки формальной организации. В частности, уже на первых встречах обычно обсуждаются некоторые правила, которые с момента их принятия становятся обязательными для всех членов группы. Правила для начала могут быть очень простыми, например, они определяют место, частоту и продолжительность встреч. Постепенно правил может становиться больше. Они рождаются очевидной необходимостью в ходе работы группы. Например, может понадобиться никому не разрешать говорить слишком долго, чтобы дать время высказаться и другим. В конце концов, получается что-то вроде устава группы, с которым знакомят новичков, а те, в свою очередь, решают, подходят ли им эти правила. Разумеется, такой устав не есть нечто незыблемое, – группа в любое время может его
Вот пример такого устава. Он принят группой поддержки, которая работает в Москве уже
три года. Подчеркнем, что это только пример. Каждая группа имеет право создать свой
Каждый участник группы согласен со следующими принципами:
1.Группа является открытой, то есть в любое время в нее могут быть приняты новые
члены, и каждый член группы может покинуть ее, когда захочет. Однако размер
группы не должен превышать 10-12 человек.
2.Все члены группы равноправны.
3.Члены группы терпимо и благожелательно относятся друг к другу.
4.Каждый член группы вправе выносить или не выносить на обсуждение группы свои
5.Каждый член группы вправе участвовать или не участвовать в обсуждении проблем
других членов группы.
6.Все члены группы должны заботиться о том, чтобы каждый, кто хочет
высказаться, имел эту возможность.
7.Личные проблемы членов группы без их согласия не должны обсуждаться за ее
пределами. Это необходимо для того, чтобы каждый мог свободнее говорить обо
всем, что его волнует.
8.Лечебные мероприятия могут и должны широко обсуждаться на заседаниях группы,
однако собственно лечение на них не проводится. Группа признает только
профессиональную медицинскую и психологическую помощь. Так называемые
нетрадиционные методы не поддерживаются и не обсуждаются.
9.Каждый член группы помнит, что он стремится не только получить помощь, но и
Очень важным условием нормальной и успешной деятельности группы является полное
равноправие ее участников. В группе нет руководителя. Разумеется, на каждой встрече
кто-то играет роль ведущего, но эта обязанность может переходить от одного члена
группы к другому, так же как и все другие обязанности (например, позаботиться о
чаепитии, вести записи, информировать членов группы о каких-то изменениях и событиях
Повторим, что никакого «начальника» в группе нет. Однако всякая организованная группа
– это сложный организм. Собираются вместе очень разные люди, с разными характерами,
с разными амбициями, с разным уровнем знаний. Даже если все члены группы симпатичны друг другу (а это очень важное условие), все равно разница в характерах неизбежно сказывается. Она может помешать нормальной работе и даже привести к конфликтам. Поэтому желательно, чтобы в группе был человек, обладающий определенными знаниями и умеющий обеспечить жизнеспособность и продуктивность группы. Можно по-разному называть такого человека: организатор, лидер, фасилитатор (от английского слова «facilitate», то есть «облегчать»). Последний термин лучше всего определяет роль такого человека в группе, потому что он именно облегчает ее работу; жалко только, что в русском языке нет подходящего слова. Откуда берутся такие «фасилитаторы»? Ассоциация «Общественные инициативы в психиатрии» в сотрудничестве с международной организацией GAMIAN-Europe создали для этого специальную школу, которую закончило около 40 человек.
ИСТОРИЯ ГРУПП ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Фактические данные по истории групп взаимной поддержки взяты из статьи Tomofumi Oka
и Thomasina Borkman ― «The History, Concepts and Theories of Self-Help Groups: From an International Perspective», The Japanese Journal of Occupational Therapy 34(7), 718-
Общая история. Все началось в 1935 г., когда несколько американцев, потерявших
надежду излечиться от алкоголизма, объединились в сообщество, названное «Анонимные
Алкоголики». Участие в этом сообществе оказалось необыкновенно эффективным.
Именно «Анонимные Алкоголики» стали родоначальником всех организаций взаимной
поддержки в области психического здоровья.
То, что это движение началось в США, неудивительно. Традиции общественной жизни
возникли в этой стране с самого начала ее истории. Переселенцы из множества стран
старались сохранить свой язык и культуру. Понимая, что государство не может и не
должно об этом заботиться, они делали это сами, объединяясь в сообщества.
Правительство всегда поддерживало такую инициативу, благодаря чему эти тради
ции крепли и развивались.
Для того чтобы общественное движение в области психического здоровья возникло и в
других странах, потребовался дополнительный стимул. В 60-е годы, когда в большинстве
развитых стран набрало силу движение в защиту гражданских прав, в его рамках
появились крупные общественные организации, защищающие права пациентов, в том
числе и страдавших психическими расстройствами. В 70-х годах они стали уступать место
небольшим группам, которые, как оказалось, приносят больше пользы их участникам: в
это время людей стала интересовать не столько большая политика, сколько их частная
В следующем десятилетии, то есть 20-25 лет тому назад, во многих странах появились
общественные центры, которые помогали работе групп взаимной поддержки. Эти центры
снабжали их информацией, координировали их работу, способствовали возникновению
новых групп и помогали им развиваться.
Как видим, в истории групп взаимной поддержки отчетливо прослеживаются две
тенденции, которые на первый взгляд противоречат друг другу. С одной стороны, –
это стремление к созданию маленьких групп, с другой стороны – возникновение крупных
общественных организаций. В действительности эти тенденции отлично сочетаются. Все
члены маленьких групп хорошо знают друг друга и способны позаботиться о каждом
персонально. Крупные общественные организации удовлетворяют стремление маленьких
групп «не вариться в собственном соку», знать, что происходит в других группах,
использовать их опыт и передать свой. Сосуществование больших и малых организаций
оказалось очень продуктивным. Оно стимулировало контакты между многочисленными
группами внутри отдельных стран, а в 90-е годы, благодаря развитию Интернета,
оказалось возможным возникновение международных связей и международных
общественных организаций, которые объединяют группы поддержки из разных стран и
даже целых континентов. Примером такой ассоциации является GAMIAN-Europe.
В наше время есть даже группы, объединяющие отдельных людей из разных стран,
– они общаются и работают с помощью Интернета.
Совершенно понятны причины, по которым в России общественное движение в области
психического здоровья запоздало. В течение 70 лет в нашей стране не было для него
условий. Теперь такие условия появились, и уже возникло много общественных
организаций, работающих в самых разных областях, в том числе и в области психиатрии.
Мы надеемся, что эта брошюра поможет их дальнейшему развитию.
Наша история. В 1991 г. одна из авторов этой брошюры, М.Н.Богдан, собиралась поехать
в США учиться социальной работе в области психиатрии. Готовясь к этой поездке, она,
естественно, много читала, и однажды натолкнулась на термин «self-help», что в переводе
на русский язык означает «самопомощь». Все мы помним, каким был в России 1991 год.
Поэтому нечего удивляться, что она подумала: «Это именно то, что нам сейчас
необходимо!» Эта мысль, казалось бы, мимолетная, запала ей в душу достаточно глубоко.
Когда через несколько лет (в 1994 году) она действительно попала в Америку, ей
бросилось в глаза, что на последней странице местной газеты было множество объявлений о встречах групп взаимной поддержки (self-help groups), которые объединяли людей с самыми разными проблемами, – от трудностей сохранить беременность до болезниАльцгеймера. И она снова подумала о том, как были бы нужны такие группы в России.
В 1996 г. была создана наша ассоциация – «Общественные инициативы в психиатрии».
Формируя ее политику, мы решили, что основные усилия мы приложим не к решению
глобальных проблем, а к проектам, направленным на конкретную помощь конкретным
людям, пусть даже немногим. Естественно, что мысль о группах взаимной поддержки
возникла вновь. В 1999 г. нам удалось получить грант от Института «Открытое
общество», благодаря которому и была создана одна из первых (а может быть, самая
первая) в Москве группа взаимной поддержки.
Страшно вспомнить, как это все начиналось. На первой встрече профессионалов было
больше, чем «новичков»-пациентов, хотя на самом деле новичками были все
присутствующие, – толком никто ничего не знал. Поэтому после торжественных
вступительных речей наступила тягостная пауза. Не будем описывать других
подробностей этой первой встречи, скажем только, что мы были очень удивлены, когда
через неделю наши «новички» пришли снова (двое из них посещают группу до сих пор).
Может быть, было большой удачей, что ни профессионалы, ни пациенты не знали толком,
что нужно делать. Иначе могла бы получиться не группа взаимной поддержки, а обычная
психотерапевтическая группа. А тут мы учились все вместе, мы были равны и в своем
незнании, и в желании научиться работать. Сейчас ясно, что мы нащупали правильный
путь, именно нащупали, потому что действовали исключительно по наитию. Позже,
общаясь с людьми, которые уже много лет работали в группах взаимной поддержки,
получая от них советы и методические материалы, мы увидели, что работаем правильно.
Но самое лучшее доказательство заключается в том, что группа живет, развивается и