Для чего нужны гуманитарные науки

Критическое мышление и польза гуманитарных наук: дайджест образования №30

Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужны гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужны гуманитарные науки. Фото Для чего нужны гуманитарные науки

Тема недели: какие важные навыки помогает развивать гуманитарное образование

В эпоху Индустрии 4.0 бизнес стремится роботизировать как можно больше задач и процессов. На этом фоне в России возник дефицит ИТ-специалистов. Многие отдают детей в технические ВУЗы, но это не значит, что гуманитарные специальности больше не востребованы. Согласно опросу РАНХиГС, в России половина директоров крупных и средних компаний получили гуманитарное образование. Так, глава московского офиса Google Юлия Соловьева — лингвист, а CEO Mail.ru Group Борис Добродеев окончил исторический факультет МГУ.

С распространением искусственного интеллекта и больших данных растет спрос на критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. При этом чтобы отличать фейковые новости от настоящих, нужно разбираться в истории, культуре и психологии. Эти знания можно получить, обучаясь гуманитарным специальностям.

Например, обучение историка не сводится к заучиванию длинного списка дат. Студенты учатся структурировать информацию, анализировать первоисточники и замечать новые тенденции — чтобы сделать правильные выводы, нужно быть объективным и мыслить критически.

Обучение на историческом факульте в России отличается от учебы за рубежом. отечественные ВУЗы более консервативны. Они чаще делают упор на политические и экономические аспекты истории, игнорируя новые подходы. Например, в России менее распространены гендерные исследования. Иностранные университеты уделяют больше внимания критическому мышлению и объективной оценке чужого мнения, анализу разных интерпретаций одного события. При этом преподаватели зарубежных истфаков почти не проводят устные экзамены. Вместо них — рефераты или исследовательские работы, которые помогают студентам лучше разобраться в теме и не тратить время на заучивание дат.

Цифра недели

На 398% увеличилось количество пользователей Coursera в марте-апреле 2020 года.

Новости недели

Статья недели: как участие родителей в образовании ребенка влияет на его успехи

Главную роль в образовании детей играет семья — ребенок будет учиться лучше, если родители поверят в его успех. При этом безразличие негативно скажется на мотивации школьника.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, дети простых рабочих реже поступают в престижные вузы, чем их сверстники из семей среднего класса. Школьникам не хватает поддержки со стороны родителей — они не верят в свои силы, даже если хорошо учатся в школе. В таких семьях нет высшего образования, поэтому детям не рассказывают о возможностях, которые оно открывает.

Изменить ситуацию поможет вовлечение родителей в образование ребенка: общение с преподавателями, посещение собраний. Так родители узнают об успехах и проблемах школьник, смогут вовремя помочь и дать подходящий совет.

Инструкция недели: как научиться мыслить критически

Эксперты Всемирного экономического форума включили критическое мышление в число навыков, необходимых во время Четвертой промышленной революции. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Чтобы развить этот навык, нужно тренироваться и следовать нескольким правилам:

Исследование недели: доходность образования в России падает

Доходность образования показывает, насколько вырастет доход человека после каждого дополнительного года обучения. В среднем по миру его оценивают в 8–9%, однако в странах с развивающейся экономикой этот показатель выше.

Перед распадом СССР доходность среднего профессионального образования составляла 2–3%, высшего — 5%. Обучение было массовым и бесплатным, а расслоение в обществе небольшим, поэтому и показатели были невысокими. Согласно исследованию экспертов Всемирного Банка, в 1996–2003 годах доходность образования в России постоянно росла, а максимальное значение достигло 9,1%. Для женщин показатель был выше, в 2003 году он составил 23%. Такая тенденция созвучна мировому тренду и связана с движением за гендерное равенство.

При этом после 2003 года средняя доходность образования в России начала падать, достигнув 5,6% в 2018 году. Сейчас профессиональное обучение практически не дает преимуществ студентам. Заработная плата растет только у выпускников ВУЗов, разрыв увеличивается. По мнению аналитиков Всемирного Банка, низкие показатели можно объяснить невысоким качеством образования в колледжах или стагнацией в экономике.

Что почитать

Книгу американского философа Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки». Марта размышляет о том, почему экономический рост не всегда улучшает качество жизни людей. Рассказывает, как гуманитарное знание помогает переломить этот тренд и усилить демократические ценности.

Что посмотреть

Курс лекций Мичиганского университета о критическом мышлении в эпоху больших данных. Профессор Ричард Нисбетт рассказал о значимости статистики и экспериментов в современном мире, а также об опасности когнитивных искажений. В рамках курса он объяснил, как применять методы критического анализа в науке и в бытовой жизни.

Что послушать

Выпуск подкаста Strelka Podcast о том, зачем получать образование в зарубежных университетах и как получить грант на обучение. Вы узнаете, как адаптироваться к жизни в чужой стране, попасть на стажировки в известные компании и получить от ВУЗа максимум пользы.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Зачем нам гуманитарные науки?

Примечание редактора: Введите в строку поиска слова «гуманитарные науки», и сразу выскочит фраза «гуманитарные науки подвергаются нападкам». Большинство студентов сегодня выбирают профессии из сферы бизнеса, точных наук и технологий. Похоже, что неоспоримым лидером здесь являются технологии, которые дают надежду на решение любых проблем.

Что все это значит для высшего образования? Почему гуманитарные науки переживают кризис легитимности? И почему это важно?

Мы спросили об этом четырех бывших президентов университетов — Клемсонского (Clemson University), Флоридского (University of Florida), Висконсинского (University of Wisconsin) и Виргинского политехнического института (Virginia Tech), предложив им высказаться и дать свои прогнозы по данному вопросу.

Берни Махен (Bernie Machen), Флоридский университет

Критическое мышление, понимание искусства и человеческой природы, а также представление о нашем месте в обществе и в мире природы — это важнейшие характеристики образованного человека.

Исторически гуманитарные науки и общеобразовательные предметы способствовали развитию такой личности. Однако то, что происходит сегодня в университетах, вызывает вполне реальные опасения.

Как отмечает Американская академия наук и искусств, снижение числа студентов, выбирающих в качестве специализации гуманитарные науки, имеет как минимум три причины.

Причина первая. Научное сообщество, и особенно государственные высшие учебные заведения, снимают с себя ответственность за управление работой по составлению учебных планов и программ. За последние 30 лет профессиональные дисциплины, такие как бизнес и инженерное дело, уничтожили ряд ключевых учебных планов и приспособили курсы обучения к конкретным потребностям.

Причина вторая. Администраторы и даже законодатели штатов подчеркивают, что общеобразовательную подготовку (традиционные гуманитарные дисциплины, составляющие «основу», такие как английский язык и история) можно ограничить рамками средней школы и средних учебных заведений. В таком случае, высшее образование должно быть нацелено на подготовку к работе.

Причина третья. Гуманитарные и общественные науки делают явно недостаточно для стимулирования интереса к изучаемым в их рамках дисциплинам.

Нам во Флоридском университете пришлось добиваться принятия закона на уровне штата, чтобы вернуть в учебную программу гуманитарные науки. Теперь все студенты обязаны пройти 12-часовой курс и сдать зачет.

Сегодня каждый первокурсник нашего университета должен пройти курс обучения под названием «Что такое добропорядочная жизнь». Программа начинается со следующего высказывания: «Этот вопрос становится особенно актуальным, когда вы все больше и больше участвуете в принятии решений, которые будут определять ваше будущее и будущее других людей. Чтобы делать разумный, нравственный и обоснованный выбор в жизни, полезно задуматься над тем, каким образом человек может жить как индивидуум и как член местного и глобального сообщества».

Что-то случилось с признанием того факта, что в университетском образовании есть как минимум три цели: помочь человеку понять, кто он такой, что его волнует и что мотивирует; помочь ему понять свое место в большом мире; а также подготовить его к будущей работе.

Джим Баркер (Jim Barker), Клемсонский университет

Анализ Берни Махена попадает в самую точку. Базовая учебная программа в государственных университетах сокращена, а общеобразовательные предметы все больше преподают в общественных колледжах. В противовес этой тенденции Клемсонский университет (подобно Флоридскому университету и прочим вузам) разработал новые программы. В нашем случае это междисциплинарные исследовательские программы для студентов, реализуемые в рамках инициативы «Творческий поиск».

Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужны гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужны гуманитарные науки. Фото Для чего нужны гуманитарные науки

Задумайтесь вот о чем. Рыночная стоимость Apple Inc достигла сегодня 770 миллиардов долларов. Это самая дорогая в мире компания, которая стоит больше, чем Exxon и Berkshire Hathaway вместе взятые.

Но во время презентации своего iPad в 2010 году основатель компании Стив Джобс сам заявил следующее: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно. Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».

Исходя из своего опыта, могу сказать, что руководители бизнеса и работодатели признают ценность такого слияния, и ищут его в наших выпускниках. Чтобы преуспевать в обществе, где у них может быть до шести различных карьер, выпускники ВУЗов со специализацией в бизнесе, естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, должны быть также людьми любознательными и творческими, должны критически мыслить и уметь общаться.

В этом плане я могу привести пример выпускника архитектурного факультета Клемсонского университета Карла Собочински (Carl Sobocinski), чья работа по реконструкции исторических зданий и по превращению их в рестораны вызвала возрождение города Гринвилла в Южной Каролине и дала Собочински карьеру «серийного предпринимателя» в сфере услуг.

Чарльз Стигер (Charles Steger), Виргинский политехнический институт

В мире полно сложных и часто трудноразрешимых проблем. И, к сожалению, зачастую частичная оптимизация — это самый лучший выход из положения.

Решение проблем и эффективное применение таких решений требует задействования самых разных аспектов человеческого интеллекта. Это может быть и дедуктивное рассуждение, и субстантивное эстетическое суждение.

Возьмем в качестве примера проект в жилищном строительстве. Чтобы построить само здание, надо рассчитать метраж на семью, сделать расчет прочности конструкций, выполнить требования противопожарной безопасности и так далее. Все это известно и поддается расчетам. Здесь идеальным инструментом является логическое дедуктивное рассуждение.

Но есть и психологические, социологические, экономические и экологические составляющие с сотнями переменных величин. Многие из них не поддаются количественной характеристике, и тем не менее, для обеспечения успеха проекта их необходимо учитывать. И здесь дедуктивные рассуждения необходимо дополнять эстетическими суждениями и интуицией на базе знаний. Эстетические суждения, в свою очередь, основаны на способности узнавать сложные закономерности ассоциаций и ключевых структурных переменных, которые меняются от задачи к задаче.

Как формируются и развиваются эти дополнительные способности логически мыслить? Через опыт. Способность узнавать сложные закономерности со множеством переменных величин большой степени неопределенности развивается не на лекциях, а на основе приобретаемых опытных знаний и получаемого опыта. А это развивает интуицию.

Если не объединить исследования в сфере гуманитарных наук и общеобразовательных дисциплин, а также в естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, то будущее поколение студентов лишится возможности критически мыслить, лишится той среды, которая необходима для преодоления вызовов, могущих возникнуть в будущем.

Кевин Рейли (Kevin Reilly), Висконсинский университет

Джордж Бернард Шоу считал все профессии заговором против непрофессионалов.

Преподаватели гуманитарных дисциплин это жуткие заговорщики. Их специальный жаргон (типа «герменевтики») получил широкое распространение. А разговоры о «гносеологии пост-структуралистской переопределенности» не очень-то располагают студентов к литературе.

По иронии судьбы этот «инсайдерский обмен» происходит в период, когда западный канон получает распространение и соединяет поп-культуру в таких областях как кино, телевидение, музыка и новые социальные медиа. Следующий курс получит название «Джеймс Джойс и зомби в ирландской кинематографии».

Совершенно очевидное отсутствие соединительной ткани трех элементов образования — основной предмет специализации, общее образование и факультативные программы — вызывает все большую обеспокоенность по поводу отсутствия представления о том, что образованный американец 21-го века должен знать и уметь.

Но мы это знаем. Работодатели постоянно подают сигналы о том, чего они ищут в своих сотрудниках из числа выпускников колледжей: это умение ясно писать, убедительно говорить, эффективно анализировать информацию, работать в составе разных групп, а также понимать конкурентную среду глобальных знаний.

Все эти характеристики формируются и проверяются в целенаправленном гуманитарном и общем образовании. Именно этих способностей ждет от своих сотрудников работодатель. И что крайне важно, этих способностей американская демократия ждет от своих граждан. Дело в том, что в сегодняшнем нагромождении окружающей нас информации и дезинформации гражданин, не обладающий теми мыслительными способностями, которые дают нам гуманитарные науки, имеет все шансы лишиться своей гражданственности.

Нет сомнений в острой необходимости пересмотреть и перестроить базовые программы общего и гуманитарного образования, помогающие формировать интеллектуально активного, информированного и энергичного гражданина и лидера. Хорошая новость состоит в том, что общество именно этого хочет от колледжей и университетов.Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужны гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужны гуманитарные науки. Фото Для чего нужны гуманитарные науки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Зачем изучать гуманитарные дисциплины

Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужны гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужны гуманитарные науки. Фото Для чего нужны гуманитарные науки

Что развивают гуманитарные дисциплины?

Если ученый не осознает гуманитарной цели своей деятельности, наука может принести человеческому обществу как пользу, так и весьма ощутимый вред.

Методология науки

Совсем не случайно на заре человеческой истории именно философы делали выдающиеся открытия и в других областях, в том числе в точных и естественных науках.

Коммуникативная функция

Гуманитарные дисциплины несут и коммуникативную функцию. В первую очередь это является задачей филологических дисциплин. Речевое общение – потребность человека. С развитием технологий возрастает и роль общения. Чтобы человек мог свободно общаться с другими людьми, он должен владеть соответствующими навыками и базовыми понятиями. Такую возможность предоставляют филологические дисциплины.

Не повторять трагедий

Говорят, что незнание истории ведет к ее повторению. Развитие человеческого общества происходит в соответствии с определенными закономерностями. Эти закономерности уже описаны выдающимися историками прошлого. Именно поэтому изучение истории имеет большое значение в современном мире. Человек учится понимать, к каким последствиям могут привести те или иные процессы, происходящие в данный момент, а также его собственные действия. В условиях бурного развития коммуникационных технологий это особенно важно. Человек, не имеющий базовых знаний в области гуманитарных дисциплин, в первую очереди истории, легко становится объектом манипуляций. Именно на плохое знание гуманитарных наук рассчитаны методики управления общественным мнением.

Источник

Зачем бизнесу гуманитарные знания

Профессор Оксфордского университета Андрей Зорин объясняет, как гуманитарные науки учат трезво оценивать свои возможности и быть более успешными лидерами

Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужны гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужны гуманитарные науки. Фото Для чего нужны гуманитарные науки

Доктор филологических наук, профессор факультета средневековых и современных языков Оксфордского университета и МВШСЭН Андрей Зорин в лектории бизнес-школы «Сколково» прочитал лекцию о том, почему не только цифры и точный расчет, но и гуманитарные науки влияют на прибыльность бизнеса. «Идеономика» публикует отрывок из его выступления о роли гуманитарного знания в бизнесе и бизнес-образовании, об эмоциональном интеллекте лидеров и о стратегиях выживания в русской культуре.

Место в мире и истории

У гуманитарных знаний есть широкая и разнообразная сфера применения, в том числе они нужны людям из бизнеса. Почему именно им? Да потому что бизнесмены выходят за пределы своего сообщества, устанавливают и налаживают контакты с внешним миром. Первыми бизнесменами были купцы, и у них, в отличие от воинов, не было задачи убивать друг друга, они торговали. А что важно знать тем, кто торгует? Что люди бывают разными, у них иначе устроены мозги, чувства, переживания — в реальности представление об этом дает только гуманитарное знание. Конечно, многое достигается опытом, но именно гуманитарное знание учит человека не воспринимать собственное представление о мире как естественное, данное самой природой.

С другой стороны, оно дает представление о собственном месте в мире и истории. О том, откуда ты взялся, что ты сейчас делаешь, каковы перспективы твоего дела. Оно приучает думать и рассчитывать свою жизнь немножко дальше завтрашнего дня. С ним проще стратегически мыслить, и, главное, понимать, что есть сугубо технологическое отношение к миру – ты принимаешь правильные решения, пользуешься правильными рецептами, и все в порядке, — а есть отношение сугубо фаталистическое: от меня ничего не зависит, [все будет,] как карты лягут. Гуманитарное знание учит понимать, что от тебя зависит многое, но далеко не все; учит оценивать пределы твоих возможностей, что можно спланировать, а что — нет. Оно дает возможность, умение, привычку думать сложно.

Культура как пожизненный приговор

Если мы понимаем, как именно культура определяет наши мысли и представления, мы получаем возможность их менять. И мысли, и поступки, и до известной степени даже саму культуру — хотя это и не в пределах возможностей одного человека. Культура — не пожизненный приговор. Она меняется, она рукотворна, ведь ее создают люди. Культура — это система ненаследственной передачи информации из поколения в поколение, и она подвержена изменениям, в том числе сознательным. Какие-то изменения происходят прямо на наших глазах. То, что мы думаем так, как задано культурой, вовсе не означает, что мы обречены всегда так думать и чувствовать. А это представление очень полезно: ты понимаешь, что другие люди думают и чувствуют по-другому, и это помогает тебе выйти за собственные пределы, что так важно для бизнесмена.

Гуманитарные науки и результат

Сложно представить, как знания о мире влияют на прибыльность? Разумеется, речь не идет о немедленной прикладной пользе. От того, что я расскажу, норма прибыли не увеличится с 3,5% до 4,5%. Но, безусловно, широко мыслящий человек имеет большие преимущества — в том числе и в бизнесе. Он обладает возможностью по-другому строить свое дело. Стив Джобс как-то сказал, что одних технологий недостаточно, но когда к технологиям добавляются humanities, то есть гуманитарные знания, и liberal arts, тогда его сердце поет. И тогда достигается результат.

Эмоциональный интеллект лидера

Я как-то присутствовал на лекции одного очень профессионального банкира, и он рассказывал о том, чем лидер отличается от менеджера. Банкир заметил, что лидер, в отличие от менеджера, всегда окружает себя людьми, которые умнее его, и самое главное — которые знают, что они умнее его. Менеджеру же нужны те, кто ему чуть-чуть интеллектуально уступает, ведь тогда все в порядке, так легче работать — тебя больше уважают. Ответственность за принятие решений все равно лежит на лидере, но он подбирает тех, кого интересно слушать, с кем можно разговаривать и спорить. И лидерство не связано с интеллектом напрямую. И тот самый лектор рассказал про крупного бизнесмена, который потерпел страшное поражение, потому что сделал прогноз, оказавшийся стратегически неверным, а никто ему не возразил. И не потому, что его боялись — просто все думали, что он самый умный и, значит, знает, что говорит.

Что касается эмоционального интеллекта, он понимается прежде всего как способность управлять своими эмоциями. Это правильно и разумно, и это очень нужно человеку — не поддаваться, контролировать, использовать их себе на пользу. Любые, в том числе неприятные эмоции вроде гнева и страха могут направляться в разумную сторону. Кроме того, очень важное свойство лидера — это способность к эмпатии, или, говоря в философских категориях XVIII века — к симпатии. Не в том смысле, как мы сегодня говорим, что человек мне симпатичен, а в смысле способности представлять себя на месте другого. Она отличается от эмпатии: эмпатия – способность чувствовать то, что чувствует другой человек. Это, видимо, невозможно, ты не можешь чувствовать то, что чувствует другой; но ты можешь представить себе, что чувствует другой, находясь на своем месте. И ты можешь представить, что чувствовал бы ты, находясь на его месте. Вот эта способность необыкновенно помогает в управлении людьми, в лидерской работе, и она как раз совершенствуется и гуманитарным знанием, и эмоциональным интеллектом.

Эмоции в бизнес-образовании

Известно, что человек вовсе не рационален и никогда не действует рационально. Все великое искусство доказывает это. Но возникает вопрос, так ли это плохо? Может быть, в этом есть и нечто хорошее? Сейчас эту тему изучают с самых разных сторон — психологи, историки культуры, экономики, социологи, биологи. И наука набрала большое количество рациональных техник анализа этой нерациональной сферы. Если раньше это объясняло только искусство, то сейчас с этим справляются научные дисциплины, включая историю культуры, которой я занимаюсь.

Стратегии выживания в русской культуре

Техники выживания в России остаются в значительной степени традиционными — в том числе и для отечественного бизнеса. По хорошо понятным причинам побег и обман — более распространенные модели. Бунт – вещь редкая, но от этого она не утрачивает свою актуальность. Кто-то выбирает побег, кто-то выбирает обман, но ощущение бунта все время висит в воздухе: обе стороны запугивают им друг друга. «Вы что, хотите, чтобы был бунт!?» — спрашивают одни. «Нет, это вы хотите, вы доводите до революции!» — говорят им другие. Любой конфликт сопровождается такого рода запугиванием, так что эта модель тоже актуальна, из нашего сознания она никуда не исчезла.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Будет ли в будущем место «гуманитариям»? Спойлер: да

Гуманитарные науки часто считают науками прошлого, не в том смысле, что они не нужны сейчас, а в том, что огромный пласт философии и истории языка остался все-таки в прошлом и сегодня переживает не такие разительные изменения, как сфера науки и технологий. Большая часть людей, которые верят в существование в будущем, считает, что их жизни будут тесно переплетены с продвинутыми технологиями. Соответственно, число желающих поступать на гуманитарные факультеты сокращается, а научные советники зачастую умаляют значение гуманитарных наук для рынка труда.

Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть фото Для чего нужны гуманитарные науки. Смотреть картинку Для чего нужны гуманитарные науки. Картинка про Для чего нужны гуманитарные науки. Фото Для чего нужны гуманитарные науки

Но главное в том, что наука и техника направлены на помощь людям. Интерфейс же между людьми и продвинутыми технологиями представляет собой границу, где гуманитарная точка зрения просто необходима.

Есть ли «гуманитариям» место в будущем?

Тридцать лет назад на западе развитие узкого опыта было ключом к профессионализму. Предполагалось, что производитель кожаных туфель с резиновой подошвой должен знать все о изготовлении кожи и резины в форме туфель, и у него не оставалось времени для периферийного обучения.

Те, кто этого совета не слушали, стали носителями междисциплинарных перспектив и современных инноваций. И они же сегодня заявляют, что в будущем нас ждет интеграция гуманитарных наук в твердую науку и технику. Академические исследования взаимодействия людей и машин омолодят дисциплины, которые стали неактивными, и свяжут гуманитарные науки с нашим будущим, а не прошлым.

На ум приходит сразу несколько примеров. В первую очередь, это исследования на тему этики. Существуют большие этические вопросы, касающиеся генной инженерии: какие изменения в генетическом процессе человека нам нужно внести? Должны ли мы создавать в людях те качества, которые в них хочет видеть общество?

Другая область связана с последствиями сбора big data: как нам использовать огромное количество информации, которая ежедневно собирается у людей, и анализировать его в интересах психологии и социальных наук? Можем ли мы использовать эти данные для построения компьютерных моделей, которые могли бы прогнозировать поведение человека для определения политики или политических решений?

Последние разработки в области робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения затрагивают фундаментальные вопросы философии: в чем суть сознания? Существует ли свобода воли?

Есть также экзистенциальные вопросы о цели человеческой жизни: заменят ли роботы и ИИ человеческий труд по всем направлениям, от строительных площадок до научных исследований? Как будущая экономика приспособится к новой реальности, в которой людям нужно будет работать меньше? Уйдут ли люди на вечную пенсию? Если да, каким будет их смысл жизни?

И будут фундаментальные вопросы о том, является ли человеческое творчество в искусстве или науке уникальным или его можно воспроизвести с помощью машин. Будем ли мы в мире, в котором ИИ будет использоваться для создания искусства или для неожиданных научных открытий? ИИ уже программируют для замены врачей при назначении лекарств пациентам с известными симптомами, но должны ли компьютеры принимать также решения и о лечении? И если ИИ будет допускать ошибки, которые причинят людям вред, должны ли разработчики ПО быть юридически ответственными или же самообучающиеся алгоритмы следует считать независимыми от своих создателей-людей?

Социальные сети уже выдвигают на передний план публичные дебаты о конфиденциальности данных: как нам защищать свою частную жизнь с учетом будущего информационных технологий? Кому разрешать доступ к данным? Как смягчать потери от неожиданных утечек?

Нетрудно представить, как древние греки вписались бы в современную науку и технологию. Без всяких сомнений, Аристотель был бы очарован космологией Большого Взрыва. Аристарх Самосский был бы в восторге от последних открытий экзопланет. Зенон Элейский заинтересовался возможностью включения машины с помощью приложения для Apple Watch. Сократ критиковал бы стадный менталитет социальных сетей.

Философы, социологи, психологи и художники будут принимать участие в будущем развитии технологий, чтобы те лучше соответствовали человеческим потребностям и ценностям. «Гуманитарии» будут нужны, потому что технологии выходят за рамки обычных представлений из железа и кремния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *