Для чего нужны индикаторы риска
Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН
Понятие индикаторов риска нарушений обязательных требований появилось в законодательстве о надзорных проверках юрлиц ещё в 2017 году. Сейчас оно внесено в новый № 248-ФЗ. Разбираемся, что такое индикаторы риска, зачем они нужны и используются ли они при госжилнадзоре и муниципальном контроле за работой управляющих домами.
Индикаторы риска – часть риск-ориентированного подхода по проведению проверок юридических лиц и ИП
С 1 июля 2021 года в ст. 20 ЖК РФ в редакции ст. 67 № 170-ФЗ появилась норма о том, что ведомства, которые проводят госжилнадзор и муниципальный контроль, разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ). Применять их нужно для анализа поступивших в надзорный орган обращений граждан и юрлиц, чтобы определить, требуется ли провести внеплановую проверку.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований появились в законодательстве в 2017 году и широко применяются в разных сферах надзорной деятельности. Они были введены в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» как часть риск-ориентированного подхода по организации работы надзорных органов (ст. 8.1 № 294-ФЗ).
Риск-ориентированный подход описан в № 294-ФЗ и новом № 248-ФЗ в отношении всех видов надзорных проверок
Риск-ориентированный подход – это метод проведения госконтроля. В его рамках надзорное ведомство выбирает форму, продолжительность и периодичность проверки юрлица или ИП в зависимости от того, к какой группе риска или опасности относится деятельность проверяемого (ч. 2 ст. 81 № 294-ФЗ).
Критерии для определения группы риска компании устанавливают органы федеральной или региональной власти. При этом они учитывают тяжесть возможных негативных последствий из-за нарушений обязательных требований и оценивают вероятности их несоблюдения. В некоторых случаях для определения группы риска надзорные органы применяют утверждённые расчётные методики (ч. ч. 4, 5 ст. 8.1 № 294-ФЗ).
Риск-ориентированный подход используется при организации и проведении жилищного надзора, госпожнадзора, госсанэпиднадзора, при лицензионном контроле и других видах контроля, с которыми может столкнуться управляющая организация (п. 3(1) постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). При этом надзорные органы применяют проверочные листы. Например, целый перечень таких листов размещён на сайте органа ГЖН Свердловской области.
Нормы № 294-ФЗ будут актуальны для проведения проверок в рамках лицензионного контроля за работой управляющих домами до 1 марта 2022 года. После этого к нему будут применяться требования нового № 248-ФЗ, который вступил в силу 1 июля 2021 года. Он распространяет своё действие на госжилнадзор и муниципальный контроль, и в нём также есть статьи о риск-ориентированном подходе и индикаторах риска (ст. 23 № 248-ФЗ).
Индикаторы риска – основания для проведения внеплановых проверок юрлица или ИП
Под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований.
В ч. 8 ст. 8.1 № 294-ФЗ говорится о том, что в положении о виде федерального государственного контроля можно закрепить использование контрольными органами таких индикаторов, чтобы определять необходимость проведения внеплановых проверок.
По своей сути индикаторы – основание для проведения внеплановых проверок. Когда в надзорный орган поступает обращение или жалоба на нарушения компанией обязательных требований, ведомство сравнивает изложенные факты с утверждёнными индикаторами риска. Отклонение от них не является доказательством нарушения: это лишь повод для проведения внеплановой проверки или иных контрольных мероприятий.
Индикаторы риска уже применяют МЧС и Росреестр при надзорных мероприятиях
1 июля 2021 года вступил в силу приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364 об индикаторах риска в сфере госпожнадзора. Основанием для проверки будут три и более ложных срабатывания в течение календарного месяца систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек, за исключением жилых домов.
Минстрой России должен разработать перечень типичных индикаторов риска в сфере госжилнадзора
Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований для сферы управления МКД пока не установлены. Их должен разработать и разместить в интернете Минстрой России. На основании этого списка региональные и муниципальные контрольные органы утвердят свои перечни индикаторов и будут применять их при проведении проверок (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ в ред. № 170-ФЗ).
При этом в ч. 10 ст. 23 № 248-ФЗ говорится о том, что федеральные органы власти устанавливают перечни индикаторов для видов федерального надзора. Власти субъектов – для регионального, органы местного самоуправления – для муниципального контроля.
Пока известны шесть категорий индикаторов риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск. Если организация относится к категории низкого риска, то в отношении неё ГЖИ проведёт только профилактические мероприятия. Если УО присвоена категория высокого риска, нужно готовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.
Управляющим домами остаётся только предполагать, какие индикаторы риска появятся в положениях о Госжилнадзоре и муниципальном контроле и станут дополнительными основаниями для проведения внеплановых проверок их работы.
Как считаете, что Минстрой РФ и региональные власти отнесут к таким индикаторам? Поделитесь в комментариях.
Ключевые индикаторы риска
Ключевые индикаторы риска (риск-индикаторы) — это показатели, которые позволяют спрогнозировать и оценить вероятность реализации риска (наступления рискового события). Вероятность реализации риска нередко можно привязать к различным количественным показателям деятельности организации — вот эти показатели и будут ключевыми индикаторами риска (англ. Key Risk Indicator, KRI).
Индикаторы риска непосредственно связаны с факторами (источниками) риска, и уже через факторы, с рисками (модель «галстук-бабочка»). Риск-индикаторы используются при проведении оценки факторов риска и, соответственно, могут быть использованы для оценки рисков.
Система ключевых индикаторов рисков разрабатывается в зависимости от того, какие риски были идентифицированы и утверждены к управлению в системе управления рисками организации на основании ее аппетита к риску. Для каждого типа рисков (в идеальной ситуации — для каждого конкретного риска в карте рисков организации) необходимо разработать и утвердить перечень ключевых индикаторов: для операционного риска это будут свои индикаторы, для коррупционного риска — свои; финансовые и кредитные риски также обладают собственными риск-индикаторами. Важно, чтобы риск-индикаторы были измеряемыми количественно — это обязательное условия для того, чтобы можно было наладить их мониторинг и контроль.
Необходимо иметь ввиду, что каждый риск может характеризоваться многими факторами и, соответственно, многими индикаторами риска. В итоге в рамках системы управления рисками организации мы получаем десятки, сотни или даже тысячи риск-индикаторов. Отслеживание такого количества показателей вручную может быть весьма затруднено, поэтому логичным представляется автоматически получать индикаторы риска, к примеру, из учетных (или прочих операционных) информационных систем организации, и реализовать некий механизм на основе систем автоматизации управления рисками, который будет пересчитывать вероятность реализации рисков в зависимости от значения соответствующих ключевых индикаторов риска.
Ключевые индикаторы риска также могут использоваться как триггеры для того, чтобы запустить определенные процессы по реагированию на риск. Например, для конкретного КИР мы можем задать его пороговое значение и, при превышении этого значения, можем инициировать исполнение мероприятий по реагированию на риск. По сути, превышение порогового значения КИР — это еще не реализация самого риска, но тем не менее, подобное событие уже может требовать принятия мер митигирования.
Примеры ключевых индикаторов риска
Примеры ключевых индикаторов для различных рисков приведены на картинке:
Примеры ключевых индикаторов риска
В данном случае, в отслеживании статуса индикаторов риска применяется метод «светофора» или Red, Amber, Green (RAG). В этом методе происходит определение пороговых значений риск-индикаторов и каждому диапазону присваивается соответствующий цвет «светофора». Соответственно, визуально можно сразу определить диапазон, в котором находится индикатор риска.
Видео о ключевых индикаторах риска:
Для чего нужны индикаторы риска
На основании ч. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований для оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
То есть, внеплановый контроль основан на выявлении индикаторов риска, а плановый – на отнесении объекта/деятельности к категории риска.
Понятие
Индикатор риска нарушения обязательных требований – это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля. То есть, это своего рода «маячки», «красные линии» для проверяющих. Они говорят о том, что не всё в порядке и надо бы срочно проверить объект, деятельность.
Суть в том, что сами по себе индикаторы не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности говорят о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Учтите, что выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров – это основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
При этом одно из оснований для отказа прокуратуры в согласовании внепланового контрольного (надзорного) мероприятия – несоответствие его вида индикаторам риска нарушения обязательных требований (ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Как утверждают индикаторы
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований утверждают различные уровни власти – в зависимости от курируемых ими видов контроля:
ВИД КОНТРОЛЯ
КТО УТВЕРЖДАЕТ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИКАТОРОВ
На практике перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований в зависимости от вида и уровня контроля утверждает приказ федерального или регионального министерства, ведомства, а также документ местных властей.
У каждого контрольного (надзорного) органа есть своя информационная система. И одна из её задач – выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований в своей сфере.
Федеральным законом о виде контроля может быть установлено, что федеральный орган исполнительной власти способствует разработке и утверждению индикаторов риска нарушения обязательных требований полномочным на это контрольным (надзорным) органом.
Источники информации об индикаторах
При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган может использовать сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением законодательства из любых достоверных источников – в том числе (ч. 1 ст. 24 Закона № 248-ФЗ):
В процессе сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях определения их индикаторов риска нарушения обязательных требований контролируемые лица не участвуют. Взаимодействие по этому вопросу Закон № 248-ФЗ не разрешает.
Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте, помимо прочего, перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).
Примеры
В качестве примера перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований на федеральном уровне можно привести приказ Минэкономразвития России от 28.05.2021 № 300. Он утвердил перечня индикаторов по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц.
Есть ещё приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364 с перечнем индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении пожарного надзора. К ним отнесены:
Также в качестве примера можно привести приказ Минтранса от 28.05.2021 № 171 с индикаторами риска нарушения обязательных требований при контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта и приказ Минсельхоза от 28.05.2021 № 343 с индикаторами для ветеринарного контроля (надзора).
Все названные документы действуют с 1 июля 2021 года, как и Закон № 248-ФЗ.
Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН
Понятие индикаторов риска нарушений обязательных требований появилось в законодательстве о надзорных проверках юрлиц ещё в 2017 году. Сейчас оно внесено в новый № 248-ФЗ. Разбираемся, что такое индикаторы риска, зачем они нужны и используются ли они при госжилнадзоре и муниципальном контроле за работой управляющих домами.
Индикаторы риска – часть риск-ориентированного подхода по проведению проверок юридических лиц и ИП
С 1 июля 2021 года в ст. 20 ЖК РФ в редакции ст. 67 № 170-ФЗ появилась норма о том, что ведомства, которые проводят госжилнадзор и муниципальный контроль, разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ). Применять их нужно для анализа поступивших в надзорный орган обращений граждан и юрлиц, чтобы определить, требуется ли провести внеплановую проверку.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований появились в законодательстве в 2017 году и широко применяются в разных сферах надзорной деятельности. Они были введены в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» как часть риск-ориентированного подхода по организации работы надзорных органов (ст. 8.1 № 294-ФЗ).
Риск-ориентированный подход описан в № 294-ФЗ и новом № 248-ФЗ в отношении всех видов надзорных проверок
Риск-ориентированный подход – это метод проведения госконтроля. В его рамках надзорное ведомство выбирает форму, продолжительность и периодичность проверки юрлица или ИП в зависимости от того, к какой группе риска или опасности относится деятельность проверяемого (ч. 2 ст. 81 № 294-ФЗ).
Критерии для определения группы риска компании устанавливают органы федеральной или региональной власти. При этом они учитывают тяжесть возможных негативных последствий из-за нарушений обязательных требований и оценивают вероятности их несоблюдения. В некоторых случаях для определения группы риска надзорные органы применяют утверждённые расчётные методики (ч. ч. 4, 5 ст. 8.1 № 294-ФЗ).
Риск-ориентированный подход используется при организации и проведении жилищного надзора, госпожнадзора, госсанэпиднадзора, при лицензионном контроле и других видах контроля, с которыми может столкнуться управляющая организация (п. 3(1) постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). При этом надзорные органы применяют проверочные листы. Например, целый перечень таких листов размещён на сайте органа ГЖН Свердловской области.
Нормы № 294-ФЗ будут актуальны для проведения проверок в рамках лицензионного контроля за работой управляющих домами до 1 марта 2022 года. После этого к нему будут применяться требования нового № 248-ФЗ, который вступил в силу 1 июля 2021 года. Он распространяет своё действие на госжилнадзор и муниципальный контроль, и в нём также есть статьи о риск-ориентированном подходе и индикаторах риска (ст. 23 № 248-ФЗ).
Индикаторы риска – основания для проведения внеплановых проверок юрлица или ИП
Под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований.
В ч. 8 ст. 8.1 № 294-ФЗ говорится о том, что в положении о виде федерального государственного контроля можно закрепить использование контрольными органами таких индикаторов, чтобы определять необходимость проведения внеплановых проверок.
По своей сути индикаторы – основание для проведения внеплановых проверок. Когда в надзорный орган поступает обращение или жалоба на нарушения компанией обязательных требований, ведомство сравнивает изложенные факты с утверждёнными индикаторами риска. Отклонение от них не является доказательством нарушения: это лишь повод для проведения внеплановой проверки или иных контрольных мероприятий.
Индикаторы риска уже применяют МЧС и Росреестр при надзорных мероприятиях
1 июля 2021 года вступил в силу приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364 об индикаторах риска в сфере госпожнадзора. Основанием для проверки будут три и более ложных срабатывания в течение календарного месяца систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек, за исключением жилых домов.
Минстрой России должен разработать перечень типичных индикаторов риска в сфере госжилнадзора
Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований для сферы управления МКД пока не установлены. Их должен разработать и разместить в интернете Минстрой России. На основании этого списка региональные и муниципальные контрольные органы утвердят свои перечни индикаторов и будут применять их при проведении проверок (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ в ред. № 170-ФЗ).
При этом в ч. 10 ст. 23 № 248-ФЗ говорится о том, что федеральные органы власти устанавливают перечни индикаторов для видов федерального надзора. Власти субъектов – для регионального, органы местного самоуправления – для муниципального контроля.
Пока известны шесть категорий индикаторов риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск. Если организация относится к категории низкого риска, то в отношении неё ГЖИ проведёт только профилактические мероприятия. Если УО присвоена категория высокого риска, нужно готовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.
Управляющим домами остаётся только предполагать, какие индикаторы риска появятся в положениях о Госжилнадзоре и муниципальном контроле и станут дополнительными основаниями для проведения внеплановых проверок их работы.
Как считаете, что Минстрой РФ и региональные власти отнесут к таким индикаторам? Поделитесь в комментариях.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора
В данной статье расскажем о нововведении в осуществлении федерального государственного пожарного надзора — индикаторах риска нарушения обязательных требований (далее — индикаторы риска). Как мы уже сообщали в наших новостях, 18 июня 2021 года опубликован приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364, в котором говорится об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Для чего нужны эти индикаторы риска и как они будут применяться на практике? Давайте попробуем разобраться.
Индикаторы риска ранее не использовались в деятельности федерального государственного пожарного надзора (далее — ГПН), это абсолютно новый критерий, введенный Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) и оказывающий влияние на возможность проведения проверок в отношении поднадзорных объектов.
В соответствии с частью 9 статьи 23 ФЗ № 248 надзорный орган разрабатывает индикаторы риска в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Идея использования в надзоре индикаторов риска заключается в том, что надзорный орган должен вести информационные системы, в которых учитывать сведения о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска). При этом частью 2 статьи 24 ФЗ № 248 предусмотрено, что сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях определения индикаторов риска должны осуществляться надзорным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
В той же части 9 статьи 23 ФЗ № 248 сказано, что индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
То есть, анализируя вышесказанное, можно сравнить индикаторы риска со своеобразными «звоночками», поступающими по имеющимся в распоряжении надзорного органа информационным системам без взаимодействия с поднадзорными объектами, на которые надзорные органы должны отреагировать проведением внепланового надзорного мероприятия.
Как известно из приказа № 364, для ГПН установлены два индикатора риска, а именно:
привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики ) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в отношении объектов, по которым этим экспертом проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в течение последних трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности;
три и более ложных срабатывания в течение тридцати календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов).
Как видите, исходя из трактовки указанных индикаторов риска, каждый из них сформулирован не как отклонения от параметров объекта контроля, а как соответствие установленным параметрам (наличие факта трех и более ложных срабатываний, наличие факта привлечения к административной ответственности). Давайте попытаемся разобраться с применением индикаторов в практической деятельности органов ГПН.
Анализ изменений в законодательстве о ГПН, вносимых Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ
Как работает индикатор риска ложных срабатываний систем противопожарной защиты
Начнем с индикатора риска ложных срабатываний систем противопожарной защиты. Здесь не лишним будет напомнить, что определение ложного срабатывания закреплено в пункте 3.21 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» и заключается в следующем: «Ложное срабатывание (о пожаре) — извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара».
Как же орган ГПН может дистанционно узнать о трех и более ложных срабатываниях в течение тридцати календарных дней на каком-либо объекте? По нашему мнению, только в том случае, если сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты приходит непосредственно в подразделение пожарной охраны, сведения о таких случаях фиксируются в установленном порядке и передаются в орган ГПН. С момента официального получения указанных сведений у органа ГПН появляются основания для рассмотрения вопроса, соответствуют ли факты ложных срабатываний систем противопожарной защиты параметрам, установленным приказом № 364, и имеется ли риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Если параметры соответствуют, то есть ложные срабатывания действительно имели место быть и зафиксированы они на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов), принимается решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Полагаем, что логика здесь заложена следующая: раз на объекте часто происходят ложные срабатывания систем противопожарной защиты, значит либо эти системы находятся в неисправном состоянии, либо их некачественно обслуживают или вообще не обслуживают. Почему нам приходится только предполагать? Да потому, что на день написания этой статьи (за 7 дней до вступления в силу ФЗ № 248) отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты (за исключением самого ФЗ № 248), определяющие порядок работы органов ГПН с индикаторами риска.
Административная ответственность для экспертов в области оценки пожарного риска
Как работает индикатор риска в случае привлечения к административной ответственности эксперта
Теперь переходим ко второму индикатору риска — привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (далее — эксперт) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Здесь условный «звоночек», он же индикатор риска, срабатывает, когда вступает в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности эксперта по указанным выше основаниям. Получив соответствующий сигнал, орган ГПН в установленном порядке собирает сведения, в отношении каких объектов данный эксперт оказывал свои услуги, и далее принимает соответствующие решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
С нашей точки зрения, здесь прослеживается следующая логика: раз эксперт пойман на ложных данных о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности (или нарушении порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности), значит он и в предшествующие этому три года мог вводить в заблуждение собственников иных объектов и надзорные органы. Следовательно, все объекты, куда ступала (или не ступала, а заключения писались, не выходя из кабинета) нога этого эксперта, соответствуют параметрам, установленным для индикаторов риска приказом № 364.
Индикатор риска сработал и что же дальше?
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 ФЗ № 248 наличие у надзорного органа сведений о соответствии объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Статьей 60 ФЗ № 248 предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа:
1) при подтверждении достоверности сведений об установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Здесь нужно внести небольшие пояснения — ФЗ № 248 писался не только для органов ГПН, но и для всех остальных надзорных органов Российской Федерации. На практике же, с нашей точки зрения, в отношении органов ГПН применить пункт 2 статьи 60 ФЗ № 248 весьма затруднительно, поскольку сложно себе представить ситуацию, когда невозможно определить параметры индикаторов риска, установленные приказом № 364 (разве что может возникнуть неопределенность с возможностью одновременного нахождения на объекте пятидесяти и более человек).
Следовательно, мы вправе полагать, что по каждому случаю, когда у органа ГПН будут появляться достоверные сведения об установлении параметров деятельности поднадзорного объекта, которые соответствуют утвержденным индикаторам риска, будет организовываться внеплановое надзорное мероприятие.
Какие внеплановые надзорные мероприятия предусмотрены ФЗ № 248, а также порядок их организации и проведения — это темы для отдельных статей, которые мы планируем подготовить в ближайшее время.
В завершение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что данный материал подготовлен на основании анализа нормативных актов в области организации ГПН доступных на день его написания (22.06.2021), когда еще официально не утверждены изменения в положение о ГПН и не опубликован нормативный правовой акт взамен Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.