Для чего нужны коибы
Комплекс обработки избирательных бюллетеней
Технические особенности
КОИБ состоит из накопителя для бюллетеней и приёмного устройства, выполненного в виде крышки избирательного ящика, в которой объединена вся электронная аппаратная часть комплекса, основу которой составляет микропроцессор с подключённым к нему сканером. Для хранения данных комплекс снабжён ПЗУ, имеется также возможность подключения карты памяти SD.
Имеется клавиатурное устройство ручного ввода, необходимое для настройки комплекса, переключения режимов (тестовый режим и режим голосования) и исполнения ряда стандартных процедур. Например, вручную вводятся данные об итогах досрочного голосования. Однострочный жидкокристаллический дисплей предназначен для вывода данных. В режиме голосования он показывает количество поданных бюллетеней, что фактически позволяет любому избирателю оценить явку на своём участке на момент собственного голосования. На случай неисправности в крышке имеется также щель для ручного голосования, позволяющая в экстренном случае использовать электронную урну как обычную. В модели КОИБ-2010 отсек для бюллетеней выполнен из полупрозрачных материалов.
Непосредственно во время голосования электронные урны работают в паре, обращаясь к общей дублированной базе данных. В случае неисправности одной из них, голосование может быть продолжено с использованием второй. К любому из комплексов может быть подключён принтер для распечатки протокола избирательной комиссии. Через телекоммуникационные сети данные об итогах голосования могут быть переданы системе «ГАС Выборы».
Критика
В ЦИК испытывают новую технику
В ЦИК прошло тестирование новых комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Новые КОИБы произвело питерское ЗАО «Орион медик» (специализируется на поставке медицинского оборудования), выигравшее тендер Центризбиркома летом этого года.
«Сейчас в Центризбиркоме находятся 10 наших приборов, 5 проходят испытания по методике, разработанной в ЦИК. Тендер на поставку 1 тыс. таких приборов мы выиграли еще летом. А сейчас уже произвели их и поставили. Эти приборы дешевле предшественников (предыдущий аукцион выиграло ЗАО „КРОК Инкорпорейтед“. — „Известия“) на 500 рублей. Каждый полный комплект, который включает в себя урну, считывающее устройство и клавиатуру, обошелся покупателю в 54,5 тыс. рублей. Общая сумма контракта чуть более 50 млн рублей», — рассказал «Известиям» гендиректор компании Леонид Пантелеев.
По словам Пантелеева, программа КОИБа остановит прием бюллетеней в указанное время. После этого сотрудник избирательной комиссии может вставить флешку позади считывающего агрегата и скопировать данные с устройства для предоставления их в территориальную избирательную комиссию.
Избирательная комиссия
Калининградской области
Внедрение электронных средств подсчёта голосов и обработки информации
на избирательных участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями
в ходе избирательных кампаний.
Следует сделать избирательную систему на региональном уровне более прозрачной.
Из послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию, 2009 год
Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) является техническим средством подсчёта голосов и предназначен для автоматизации деятельности участковой избирательной комиссии.
КОИБ используется как составная часть Государственной автоматизированной системы «ВЫБОРЫ» Российской Федерации.
КОИБ обеспечивает автоматизированный приём бюллетеней и подсчёт голосов по всем одновременно проводимым на месте голосования выборам/референдумам.
КОИБ-2010 распознает бюллетени с надежностью 99,9%, т.е. не более одной ошибки распознавания на 1000 обработанных отметок при условии корректного типографского изготовления бюллетеней, правильного их оформления участковой комиссией и проставления избирателем отчетливой отметки в квадрате.
На сканирующих устройствах КОИБ установлено встроенное прикладное программное обеспечение, сертифицированное во ФСТЭК России на отсутствие недекларированных возможностей.
Правовой основой для использования КОИБ является пункт 10 статьи 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
«В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. «
Использование КОИБ-2010 на дополнительных выборах депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу №98 в Единый день голосования 9 сентября 2018 года
КОМПЛЕКС ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
¤ автоматический подсчёт бюллетеней, помещённых избирателями в сканирующее устройство КОИБ-2010;
¤ сохранение полных данных голосования в энергонезависимой памяти каждого сканирующего устройства;
¤ идентификацию подлинности бланка вводимого бюллетеня в режиме реального времени, возврат любого документа, не являющегося бюллетенем (без печати УИК или с печатью другого участка);
¤ классификацию бюллетеней на действительные и недействительные в соответствии с действующим законодательством;
¤ маркировку недействительных бюллетеней (без отметок избирателя или с превышением допустимого числа отметок);
¤ оперативную фиксацию статистики о принявших участие в голосовании избирателей;
¤ формирование и печать протокола УИК об итогах голосования, а также необходимое количество копий протокола;
¤ исключение вбросов (комплекс оборудован детектором двойного листа) и «человеческого фактора» при подведении итогов голосования;
¤ проверку контрольных соотношений при подготовке протокола об итогах голосования;
¤ сокращение времени проведения порцедуры подведения и оформления итогов голосования на избирательном участке.
КАК ГОЛОСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ КОИБ-2010?
Избиратель проставляет любой знак в квадрате справа от фамилии кандидата, за которого он желает отдать свой голос, а затем кладет бюллетень на лоток сканера КОИБа. При этом нужно обращать внимание, что для соблюдения тайны голосования, бюллетень вводится в устройство лицевой стороной вниз и считывается сканером только в таком положении. Далее бюллетень «захватывается» сканером, обрабатывается и попадает в накопитель (ящик для голосования).
Операторы КОИБ, находящиеся рядом с оборудованием в течение всего дня голосования, при необходимости проконсультируют избирателей по возникшим вопросам.
Правила корректного ввода бюллетеня весьма просты:
ВСЕ ЛИ БЮЛЛЕТЕНИ ПРИНИМАЕТ КОИБ-2010?
Возврат избирательных бюллетеней происходит в следующих случаях:
¤ при одновременном вводе двух или более бюллетеней;
¤ при вводе сложенного бюллетеня;
¤ при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону (перекосом);
¤ при вводе бюллетеня неустановленной формы (с другого избирательного участка или без печати соответствующей избирательной комиссии);
¤ при задержке бюллетеня рукой во время ввода;
¤ при вводе рваного или очень мятого бюллетеня.
КАК РАБОТАЕТ КОМПЛЕКС ОБРАБОТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?
Комплекс обработки избирательных бюллетеней КОИБ-2010 представляет собой комплект двух расположенных над ящиками для голосования («накопителями бюллетеней») и объединённых в локальную сеть микропроцессорных сканирующих устройств с энергонезависимой постоянной памятью, работающих по технологии контактного оптического сканирования отметок, проставленных избирателями на бюллетенях, и принтера.
Сборка, установка и тестирование комплексов производится обученными специалистами (операторами), входящими в состав участковой избирательной комиссии.
Особенностью «электронных урн» является то, что они еще и говорящие, поскольку комментируют все технологические действия и допускаемые избирателями ошибки.
Избиратели обычным образом заполняют бюллетени, которые затем считываются сканером и попадают в ящик для голосования.
Идентификация бюллетеней производится по оттиску печати участковой избирательной комиссии, распознаваемой сканером.
Получается, что процесс подсчета голосов идёт одновременно с самим голосованием, а не как раньше – только после окончания голосования. Сводные данные становятся известны комиссии сразу же после закрытия избирательного участка – аппарат начинает оглашать каждую строку протокола.
Для составления протокола об итогах голосования производится ввод дополнительных сведений по выборам (строки протокола, которые не могут быть подсчитаны КОИБ автоматически – количество избирателей, включенных в список на участке, количество выданных бюллетеней, количество погашенных бюллетеней и др.).
Далее КОИБ производит автоматическую проверку контрольных соотношений, предусмотренных законом. При их выполнении производится распечатка протокола об итогах голосования, его проверка, и далее он подписывается членами участковой избирательной комиссии и записывается автоматически на внешний носитель информации (USB флэш-карту), которая вместе с распечатанным и подписанным избирательной комиссией протоколом и бюллетенями доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.
Отметим, что на избирательных участках, где используются технические средства подсчета голосов, может быть произведен контрольный подсчет голосов избирателей в соответствии с п. 25 и п.32 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Как в случае применения на участке КОИБ учитываются голоса избирателей, которые голосуют на дому?
При проведении голосования вне помещения избирательного участка перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня можно предварительно сложить его так, чтобы линия сгиба проходила только между квадратами для отметок избирателей (линию сгиба рекомендуется не фиксировать).
После проставления избирателем отметки бюллетень складывается избирателем по заранее подготовленной линии сгиба и опускается в переносной ящик для голосования.
После окончания голосования, до того, как приступить к подведению итогов, бюллетени из переносных ящиков пропускаются членами участковой избирательной комиссии через сканер КОИБ.
КОИБ: ИНТЕРЕСЕН ИЗБИРАТЕЛЯМ, НЕЗАМЕНИМ ДЛЯ КОМИССИЙ
При традиционной процедуре голосования бумажные бюллетени подсчитываются членами избирательной комиссии вручную. К подсчёту голосов члены участковой избирательной комиссии приступают после 13–14 часов непрерывной напряженной работы.
С учётом совмещения дней голосования на выборах разных уровней, когда количество обрабатываемых избирательных бюллетеней возрастает в несколько раз, может увеличиваться и количество ошибок при подсчёте голосов, связанных с «человеческим фактором».
Минимизировать влияние этого фактора возможно путем автоматизации деятельности участковых избирательных комиссий в день голосования, в частности с помощью использования в их работе технических средств подсчёта голосов.
В память российского КОИБ заложено более 50 фраз – для реакции на все ситуации, происходящие в день голосования. Главные из них – это «Здравствуйте!» и «Спасибо, Ваш бюллетень обработан». Так что в отсутствии элементарной вежливости комплекс обвинить трудно.
КОИБы берут на себя, пожалуй, самую трудную и важную задачу – и справляются с ней на «отлично».
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОИБ
В России КОИБы впервые были использованы на выборах в декабре 2003 года на 22 избирательных участках Москвы и Санкт-Петербурга. К 2004 году в России начался серийный выпуск КОИБ.
Со временем «электронные урны» образца 2003 года (КОИБ-2003) сменили усовершенствованные модели КОИБ-2010.
В ходе выборов Президента Российской Федерации в марте 2012 года комплексы обработки избирательных бюллетеней применялись уже в 76 субъектах Российской Федерации на 4828 избирательных участках, расположенных на территории 1041 населенного пункта.
В Калининградской области КОИБы начали применяться с 2011 года: 27 КОИБ-2010 использовалось для автоматизации избирательных участков в Калининграде и Светлогорске в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы.
При поведении голосования на выборах главы города Калининграда 14 октября 2012 года комплексами обработки избирательных бюллетеней было оснащено 157 участковых избирательных комиссий из 164. В резерве находилось 23 комплекса.
Cистемы электронного голосования КОИБ и КЭГ
Центризбирком завершает 1 ноября приемку опытной партии новых электронных урн для голосования. Комплексы электронного голосования будут установлены на избирательных участках в восьми субъектах Российской Федерации
т.е 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней — КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч. Один КОИБ со сканерами и принтером обходится бюджету в 110 тыс. руб
Информация о госзакупках данных технических средств.
КОИБ представляет собой ящик из темной и полупрозрачной пластмассы, снабженный электронной системой, который может работать как от электричества, так и от аккумуляторных батарей. В комплекс также встроен сканер, который сразу считывает информацию с опущенного бюллетеня. Ровно за 3 секунды информация будет обработана и сохранена на встроенную флеш-карту. Опускать бюллетень в автоматическую урну следует лицевой стороной вниз. Специальные датчики не пропустят смятые, порванные, или сложенные вдвое листы. В случае возникновения у избирателей трудностей по работе с КОИБ, он сам подскажет, как нужно действовать, поскольку оснащен электронной системой оповещения. При подведении итогов КОИБ автоматически проверит контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
КОИБ состоит из сканирующего устройства, накопителя избирательных бюллетеней и печатающего устройства (принтера).
Эксплуатация КОИБ на избирательном участке осуществляется силами двух операторов из числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – комплекс средств автоматизации ГАС «Выборы», предназначенный для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования.
Комплекс для электронного голосования обеспечивает:
— проведение электронного голосования без использования бумажных бюллетеней;
— автоматизированный подсчет голосов избирателей;
— установление итогов голосования;
— составление протокола участковой комиссии об итогах голосования.
В состав одного комплекса входят:
— стационарных устройства сенсорного голосования (УСГ);
— 2 переносных УСГ для голосования на дому;
— 2 УСГ-тренажера (устанавливаются перед входом в помещение для голосования на каждом избирательном участке, оснащенном КЭГ для ознакомления избирателей с голосованием на сенсорном устройстве)
— сетевой контроллер;
— сервисный блок;
— мини-принтер;
— устройство автономного электропитания.
В составе КЭГ используется сенсорный экран, микроконтроллерная схема и специальные файлы данных (*.dat, *.bin, *.bmp). Данное решение позволяет надежно защитить КЭГ от возможных попыток несанкционированных воздействий и вирусных атак.
Устройства для голосования КЭГ не имеют технической возможности для подключения к сети Интернет.
В соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) произведена сертификация встроенного программного обеспечения КЭГ на отсутствие недекларированных возможностей, его код зафиксирован контрольной суммой: в программное обеспечение не может быть встроена другая функция – устройство выполняет только подсчет голосов в соответствии с основными правилами математики: если сложить 2 плюс 2, то получится только 4.
Установление итогов голосования
Распечатка результатов голосования может быть получена на КЭГ сразу после окончания голосования на участке.
Для составления протокола об итогах голосования производится ввод дополнительных сведений на сервисном блоке. Согласно запросам на экране мышкой вводятся числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны КЭГ автоматически – количество избирателей, включенных в список на участке, количество выданных бюллетеней, количество погашенных бюллетеней и др.).
Далее производится автоматическая проверка контрольных соотношений. При их выполнении производится распечатка протокола об итогах голосования, его проверка, далее он подписывается членами участковой избирательной комиссии и записывается автоматически на внешний носитель информации — карту памяти. Карта памяти вместе с распечатанным и подписанным избирательной комиссией протоколом доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.
Комплекс электронного голосования ГЭК
Плюсы и минусы электронного голосования
Среди позитивных сторон системы можно назвать невозможность применения технологии вбрасывания бюллетеней. А бюджетники смогут все-таки голосовать не по приказу начальства. Ведь раньше после выборов многие требовали принести сфотографированный бюллетень с галочкой в нужном месте. КЭГ позволяет в последний момент изменить свое решение.
Еще стоит отметить, что система значительно затруднит нечистым на руку комиссиям подделывать повторный протокол голосования, переписывая первый.
Однако, такая система не способна противостоять уже давно использующимся на участках способам фальсификации. Например, многократному голосованию одних и тех же избирателей (в простонародье «карусель»), многократному голосованию по открепительному удостоверению и, конечно, принуждению к голосованию.
А главное, нужно понимать, что электронный бюллетень — это программа. А, следовательно, электронное устройство можно запрограммировать таким образом, чтобы оно изначально считало голоса неправильно. В итоге получится, что как бы человек не проголосовал, программа засчитает голос в той графе, что прописана в заданных параметрах. И бороться с этим практически невозможно!
В случае повсеместного введения электронных систем для голосования, заинтересованные стороны смогут обеспечить массовые фальсификации. И это может случится уже в последующих избирательных компаниях. Пересчитать зафиксированные контрольной лентой голоса с устройства, специально запрограммированного на неверный подсчет, будет крайне сложно. Данные с нее будут пересчитываться вручную только по решению избирательной комиссии или суда.
КОИБы завоевывают доверие избирателей и кандидатов
Сергей Сапцын уверен в том, что современная техника, используемая на выборах, уже завоевала доверие избирателей. Фото пресс-службы Облизбиркома.
До единого дня голосования осталось менее трёх месяцев. Поэтому вопрос о том, как работают комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), становится сегодня весьма актуальным. Специально для читателей «ОГ» Сергей САПЦЫН, начальник информационного управления аппарата Избирательной комиссии Свердловской области, рассказывает обо всех нюансах использования современной техники.
Как работает КОИБ?
Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) предназначен для автоматизированного приёма и обработки бюллетеней для голосования, подсчёта голосов избирателей на избирательном участке при проведении выборов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; проверки контрольных соотношений данных, внесённых в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования на внешний носитель информации.
КОИБ широко применяются на выборах в России с 2003 года. На сегодня базовой является модификация этих аппаратов, разработанная в 2010 году. В один комплекс входят два сканера избирательных бюллетеней, устанавливаемые на ящики для голосования, а также печатающее устройство.
Упрощённо КОИБ работает так. Избиратель опускает бюллетень в сканер комплекса, который автоматически распознает вид бюллетеня, считывает отметки избирателя в квадратах и осуществляет подсчет голосов за каждую альтернативу. По окончании голосования КОИБ может выдать его результаты и помочь комиссии их оформить в установленном законом порядке.
Зачем избирателю КОИБ?
Главная цель, которую преследует применение КОИБ исключить субъективные факторы при подсчёте голосов, в том числе невнимательность, усталость членов участковых комиссий. Кроме того, применение КОИБ позволяет существенно сократить сроки установления итогов выборов на избирательном участке, автоматизировать многие сопутствующие этому процедуры.
Для кандидатов и наблюдателей применение КОИБ делает выборы прозрачнее.
Для избирателей сам процесс голосования становится интереснее. Ну а главное, избиратель может быть уверен в результатах выборов.
Можно ли в КОИБ опустить «левый бюллетень»? Чем можно гарантировать, что КОИБ отличит подлинный бюллетень от ксерокопии?
КОИБ осуществляет распознавание бюллетеней при вводе. Но очень ограниченно. Он не примет бюллетень неустановленной формы, с печатью «чужой» участковой комиссии. Сильно испорченный бюллетень (изрисованный, очень мятый и т.п.) опустить в КОИБ тоже не получится.
Однако базовой целью КОИБ не является распознавание поддельных бюллетеней. Это по-прежнему прерогатива самой участковой комиссии. На бюллетени наносятся средства защиты в виде цветной регулярной тангирной сетки, строк микрошрифта. На каждом бюллетене должны проставить личные подписи два члена комиссии. Как правило, ксерокопия заметно отличается от настоящего бюллетеня. И она не может ускользнуть от намётанного взгляда наблюдателей, присутствующих на участке.
Может ли КОИБ прочитать длинный бюллетень? Как быть, если партий на выборах будет много?
Технические требования к бюллетеню, применяемому в КОИБ, гласят, что его ширина неизменна и равна 210 миллиметрам. А вот длина может меняться в большом диапазоне: от 148 до 600 миллиметров. В такую длину запросто умещается информация достаточно крупным шрифтом по 10 партиям или 22 кандидатам.
В настоящее время разработчики КОИБ ведут изыскания по возможности увеличения длины бюллетеня. Однако этот путь представляется не самым целесообразным. Разумнее изменить законодательные требования к бюллетеням. Например, сделать их двусторонними, сократить количество публикуемой в бюллетене информации и т.п. Данные изменения зависят от законодателей.
Слышали, что КОИБ часто выходят из строя во время голосования, поэтому многие бюллетени не учитываются избирательными комиссиями. Такая «путаница» создается специально?
В составе КОИБ есть электронно-механические устройства. Как и любая техника, они могут иногда выходить из строя. Для того чтобы минимизировать поломки в день голосования, дважды в год все КОИБ проходят проверку и по необходимости подвергаются ремонту. Статистика отказов КОИБ во время выборов очень невелика.
Вместе с тем, как правило, отказ техники не влечёт проблем при голосовании и установлении итогов выборов. Сканеры в КОИБ дублированы. Они соединены в локальную вычислительную сеть. Информация в каждом из них содержится идентичная. При выходе одного из сканеров из строя другой позволяет завершить голосование и посчитать его итоги. Если первый сканер прекратит принимать у избирателей бюллетени, то это не приведёт к искажению результатов голосования.
Если же выйдут из строя оба сканера, то комиссия посчитает итоги вручную. Это же произойдёт при любом мотивированном сомнении в достоверности работы КОИБ.
Как быстро подводятся итоги на участках, оснащённых КОИБ? Что там происходит? Кто за всем наблюдает?
Наблюдать за работой КОИБ может множество установленных законом лиц. Это наблюдатели, в том числе международные, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации.
И наблюдение это начинается ещё до момента начала голосования. Инструкция предписывает, что до открытия участка необходимо провести тестирование КОИБ. Если хоть одному наблюдателю будет отказано в присутствии на данной процедуре, комиссии придётся пересчитывать голоса вручную.
В течение дня голосования эти же лица наблюдают за правильностью работы участковой комиссии и визуально контролируют работоспособность сканеров КОИБ.
Обладают ли люди, использующие КОИБ, достаточной компетентностью и квалификацией?
Операторы КОИБ это обычные люди. У них может и не быть специального образования. Разработчики КОИБ прекрасно это понимали и минимизировали сложность управления комплексом. Справиться с ним может даже ребёнок. Вся логика работы с КОИБ выстроена на принципах диалога и подсказок. Причём устройство ведёт диалог не только при помощи дисплея, на котором отображается текст, но и озвучивает все указания голосом.
Процесс подготовки операторов КОИБ занимает до 8 часов. За это время каждый оператор получает необходимые теоретические знания и практические навыки.
А на случай нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе КОИБ, существует служба технической поддержки, которая оперативно решит все проблемы в день голосования.
Многие считают, что в КОИБ уже заранее запрограммированы результаты голосования. Другие говорят, что «административному ресурсу» КОИБ не нужен, так как он считает всё честно. Кому верить?
Мы постоянно сталкиваемся с критическим отношением к применению различных информационных технологий на выборах. Когда КОИБ только вводились в эксплуатацию, в прессе публиковались крайне негативные оценки их применения. Авторы говорили о предопределенности результатов, о чрезмерной сложности работы с КОИБ, о закрытости внутренней кухни применения комплексов от наблюдателей. К счастью, время всё расставило на свои места. Сегодня мы почти не получаем негативных оценок применения КОИБ ни от кандидатов с наблюдателями, ни от избирательных комиссий. Крайне редкими являются обращения по поводу ручного пересчёта голосов. Да и те, как правило, не носят мотивированного характера, а результат «ручного» пересчёта голосов полностью совпадает с тем, что выдал КОИБ.
Более того, уже неоднократно звучали обвинения в адрес избирательных комиссий от кандидатов и политических партий (в первую очередь тех, кто не победил на выборах) в том, что КОИБ на отдельных выборах не применяются.
Это говорит о заработанном кредите доверия к комплексам обработки избирательных бюллетеней со стороны всех участников избирательного процесса. Надеемся и дальше подтверждать это доверие безукоризненной работой.