Для чего нужны конкурсы профессионального мастерства педагогов
7 главных причин участвовать в конкурсах для учителей
Конкурсы для учителей занимают много времени на подготовку и заставляют понервничать даже педагога с опытом. Но участвовать в таких конкурсах всё равно стоит. Преподаватель и координатор конкурса iУчитель Михаил Митин рассказывает, почему стоит не спать ночами, готовя презентации.
Ещё на третьем курсе педагогического я впервые попробовал свои силы в конкурсе для учителей. Это стало самым ярким событием за два года моей работы в школе. На конкурсе я занял второе место, нашёл друзей и получил много полезного опыта. Самой главной наградой стала уверенность в собственных силах. Теперь я работаю над конкурсом iУчитель.
Конкурсанты в какой-то степени соперничают между собой, но при этом они общаются, делятся впечатлениями, эмоциями, наработками и опытом. Иногда из такого взаимодействия рождаются интересные совместные межрегиональные проекты, нередко профессиональное общение перерастает в дружбу.
В плотном графике учителя не всегда находится время для анализа собственной работы. Мы часто забываем о своих достижениях, так как работаем не ради наград, а ради результатов. Заполняя заявку, описывая свой опыт и рассказывая о результатах своего труда, педагоги подводят итог своей деятельности. Они формируют своё портфолио, которое смогут использовать во время аттестации или самопрезентации. Это помогает взглянуть на свой опыт более осознанно и повысить самооценку.
3. Экспертная оценка
Иногда помимо собственного видения полезно услышать мнение со стороны. Особенно если это мнение компетентного специалиста. Конкурсные эксперты дают обратную связь участникам, акцентируя внимание на самых важных аспектах их работ. Они помогают усовершенствовать проделанную работу и тем самым помогают и профессиональному развитию учителя.
У каждого педагога в нашей стране есть, чем поделиться с коллегами. Иногда на это не хватает сил, иногда желания, иногда мешает обстановка или страх быть раскритикованным. Многие конкурсы (например, iУчитель) становятся свободной площадкой для демонстрации опыта и реализации самых смелых решений и идей.
В некоторых конкурсах участники учатся прямо в процессе конкурсных испытаний. Некоторые конкурсы выделяют обучение в отдельный трек. Ещё лучше, если в рамках каждого этапа конкурса проходят обучающие вебинары на разные темы: новые образовательные технологии, использование цифровых инструментов, создание и упаковка онлайн-курса.
Один из самых приятных моментов в любом испытании — награждение. Все участники конкурсов обязательно получают грамоты об участии. Победители получают денежные премии и памятные подарки. Например, победители премии iУчитель получают призы от 50 до 100 тысяч рублей и возможность оказаться в Лондоне на крупнейшем образовательном мероприятии Bett Show 2019.
7. Профессиональный рост
Решиться на участие в конкуре бывает непросто, но для тех, кто решился, открываются перспективы. Конкурс не проходит бесследно и открывает новые карьерные возможности. Во время конкурса участники находятся в центре внимания: за ними наблюдают эксперты и члены жюри, коллеги, представители больших образовательных компаний.
Для чего нужны конкурсы профессионального мастерства педагогов
Доклад : «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»
(автор Дьяченко Наталья Юрьевна)
Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
2.развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.
Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и городских педагогических чтениях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.
Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из нас, учителей, может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети творческих учителей. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.
Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, — он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.
Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.
В конкурсе также могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.
Учредителями конкурса являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета».
Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Цель конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
«Воспитать человека» (только всероссийский уровень)
Конкурс проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 июля 2013 г.
Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.
Обращаем внимание, что указанные выше конкурсы профессионального мастерства проводятся на федеральном, региональном (областном), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ (все платные)
Всероссийские и международные дистанционные конкурсы
Темы конкурсов:
«Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»
Доклад учителя русского языка и литературы МБОУ «Тучковская СОШ №3»:
«Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»
Дьяченко Натальи Юрьевны
Доклад : «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»
(автор Дьяченко Наталья Юрьевна)
Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
1. развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
2.развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
3. создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
4. внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
5. повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:
1. проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
2. стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.
Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и городских педагогических чтениях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.
Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из нас, учителей, может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети творческих учителей. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.
Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
1. Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей»
в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.
Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.
В конкурсе также могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.
2. Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»
Учредителями конкурса являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета».
Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Цель конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
5. Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений
«Воспитать человека» (только всероссийский уровень)
Конкурс проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 июля 2013 г.
Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.
Обращаем внимание, что указанные выше конкурсы профессионального мастерства проводятся на федеральном, региональном (областном), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ (все платные)
Всероссийские и международные дистанционные конкурсы
1. Развитие способностей у учеников «Детская одарённость»
2. Дидактические игры, кроссворды, инновационные способы подачи материала.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии XXI века
4. Лучший методический проект «Весна 2016»
5. Профессиональный открытый урок
6. Лучший сценарий мероприятия и праздника 2016
7. Лучший урок с использованием современных компьютерных технологий
8. Нравственное и патриотическое воспитание
9. Педагогические инновации в образовании 2016
10. Портфолио педагога, оценка профессиональной деятельности
11. Лучший творческий или исследовательский проект учащихся
12. Творческие разработки педагога 2016
13. ФОТО-КОНКУРС: Лучшее оформление кабинета
15. Эссе на тему «Почему я учитель/педагог/воспитатель
Значение конкурсов профессионального мастерства в профессиональной компетентности педагога
встатье приводятся примеры из опыта работы моего участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня
Содержимое разработки
Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности педагога.
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.
Цели проведения профессиональных конкурсов
Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.
Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса преподавателя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.
Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.
Участвовать или не участвовать в конкурсе?
Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом – всем педагогическим коллективом или группами преподавателей. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Педагог, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, преподаватель, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему педагоги участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?
Конкурс – это публичное выступление педагога перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе. Как правило, такие люди тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако, таким учителям следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими. И здесь на помощь педагогу приходят дистанционные конкурсы профессионального мастерства, предлагаемые разными образовательными сайтами в сети Интернет. Хотя многие считают, что все они носят коммерческий характер и не имеют никакой значимости, с чем я не совсем согласна, так как отношу себя как раз к категории людей, не умеющих выступать публично.
Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:
Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.
Желание приобрести определенный профессиональный статус.
Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.
Положительные и отрицательные стороны профессиональных конкурсов
У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.
развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию;
создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и учреждения в целом и др.
демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;
развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;
возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.
Итак, конкурсы педагогического мастерства – это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы со студентами, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах – важный критерий результативности работы учителя при аттестации.
проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу, что, в свою очередь, может привести к утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.
Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.
Основную проблему профессиональных конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство педагога, если он работает «за закрытыми дверями»? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако, именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания преподавателя участвовать в конкурсе. Я считаю, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество работы преподавателя. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы преподавателя. Как же решить эту проблему?
Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы педагога, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки внеклассных мероприятий. Можно снять фильм о мастерстве педагога, рассказывающий о его индивидуальности, подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.
Анализ опыта своей работы в колледже позволяет мне выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемые в работе:
конкурсы методических, учебно-методических материалов,
конкурсы профессионального мастерства,
конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.