Для чего нужны конструкторы в java
Конструктор Java: объектов, классов
Java-конструктор – это специальный метод, который вызывается при создании экземпляра объекта. Другими словами, когда вы используете новое ключевое слово. Цель конструктора – инициализировать вновь созданный объект перед его использованием.
Вот простой пример:
Здесь создается новый объект MyClass и вызывается конструктор без аргументов MyClass.
Конструктор класса инициализирует экземпляры (объекты) этого класса. Обычно конструктор инициализирует поля объекта, которые необходимо инициализировать. Конструкторы также могут принимать параметры, поэтому поля могут быть инициализированы в объекте во время создания.
Объявление конструктора Java
Простой пример объявления конструктора:
Конструктор – это часть:
Перегрузка конструктора
Класс может иметь несколько конструкторов, если их сигнатура (параметры, которые они принимают) не совпадают. Когда класс содержит несколько конструкторов, мы говорим, что конструктор перегружен (поставляется в нескольких версиях):
Класс выше содержит два конструктора. Первый – без аргументов, то есть он не принимает параметров. Второй – принимает параметр int. Внутри тела значение параметра int присваивается полю, то есть значение параметра копируется в поле. Таким образом, поле инициализируется для данного значения параметра.
Ключевое слово this перед именем поля (this.number) необязательно. Оно просто сообщает компилятору, что это поле с именем number, на которое ссылаются.
Конструктор по умолчанию, без аргументов
Вам не нужно определять конструктор для класса, но если вы не этого не сделаете, компилятор вставит для вас конструктор по умолчанию без аргументов. Таким образом, когда класс скомпилирован, у него всегда будет конструктор без аргументов.
Если вы определите конструктор для своего класса, то компилятор не будет вставлять конструктор по умолчанию без аргументов в ваш класс.
Параметры
Конструктор может принимать параметры, которые потом используются для инициализации внутреннего состояния (полей) вновь созданного объекта:
В этом примере объявлены 3 параметра: первый, последний и год. Внутри тела значения этих трех параметров присваиваются полям объекта Employee.
Разрывы строки на Java после каждого параметра являются необязательными. Компилятор здесь игнорирует разрывы строк. Вы также можете написать объявление параметра в одну строку, если хотите, например:
Чтобы вызвать этот конструктор, который принимает три параметра, вы должны создать экземпляр объекта Employee следующим образом:
Параметры передаются конструктору в скобках после имени класса справа от знака равенства. Затем объект создается, и конструктор выполняется. После выполнения описанного выше конструктора поля, инициализированные им, будут иметь значения параметров, передаваемых ему.
Параметр конструктора может иметь то же имя, что и поле. В этом случае у компилятора возникают проблемы, зная, на что вы ссылаетесь. По умолчанию, если параметр (или локальная переменная) имеет то же имя, что и поле в том же классе, параметр (или локальная переменная) «затеняет» поле. Посмотрите на этот пример:
Внутри конструктора класса Employee идентификаторы firstName, lastName и birthYear теперь ссылаются на параметры конструктора, а не на поля Employee с одинаковыми именами. Таким образом, конструктор теперь просто устанавливает параметры, равные им самим. Поля Сотрудника никогда не инициализируются.
Чтобы сообщить компилятору, что вы имеете в виду поля класса Employee, а не параметры, поместите ключевое слово this и точку перед именем поля:
Теперь поля Employee правильно инициализируются внутри конструктора.
Вызов
Вы вызываете конструктор, когда создаете новый экземпляр класса, содержащий его:
Этот пример вызывает конструктор без аргументов для MyClass, как определено ранее в этом тексте.
Если вы хотите передать параметры конструктору, вы должны включить их в круглые скобки после имени класса:
Этот пример передает один параметр конструктору MyClass, который принимает int в качестве параметра.
Вызов конструктора из конструктора
В Java можно вызвать конструктор из другого конструктора. Для этого используется ключевое слово this:
Обратите внимание на второе определение конструктора. Внутри тела конструктора вы найдете этот оператор Java:
Ключевое слово this, за которым следуют скобки и параметры, означает, что вызывается другой конструктор в том же классе. Какой другой вызываемый конструктор зависит от того, какие параметры вы передаете в вызов конструктора (в скобках после ключевого слова this). В этом примере это первый конструктор в классе, который вызывается.
Вызов в суперклассах
В класс может расширять другой. В этом случае говорят, что он «наследует» от класса, который он расширяет. Расширяемый класс называется подклассом, а расширяемый – суперклассом.
Класс, который расширяет другой, не наследует его конструкторы. Однако подкласс должен вызывать конструктор в суперклассе внутри одного из конструкторов подкласса!
Класс Car расширяет (наследует) класс Vehicle:
Обратите внимание на конструктор в классе Car. Он вызывает конструктор в суперклассе, используя этот оператор:
Использование ключевого слова super относится к суперклассу класса. Когда за ключевым словом следуют круглые скобки, как здесь, это относится к конструктору в суперклассе. В этом случае это относится к конструктору в классе Vehicle. Поскольку Car расширяет Vehicle, все конструкторы Car должен вызывать конструктор в Vehicle.
Модификаторы доступа
Модификатор доступа конструктора определяет, какие классы в вашем приложении могут вызывать его. Например, если конструктор объявлен защищенным, то он может вызывать только классы в одном пакете или подклассы этого класса.
Класс может иметь несколько конструкторов, а каждый конструктор свой собственный модификатор доступа. Таким образом, некоторые конструкторы могут быть доступны для всех классов в вашем приложении, в то время как другие конструкторы доступны только для классов в том же пакете, подклассах или даже только для самого класса (частные конструкторы).
Исключение
Можно сгенерировать исключение из конструктора:
Обратите внимание на исключительную часть throws объявления конструктора. Она объявляет, что конструктор может выдать исключение. Если это произойдет, созданный экземпляр Car недействителен.
Вот пример вызова конструктора Car:
Если из конструктора Car выдается исключение, переменной car никогда не будет назначена ссылка на объект Car, который вы пытаетесь создать. Переменная car по-прежнему будет указывать на ноль.
Создание конструктора, создающего исключение, может быть хорошей идеей, если хотите предотвратить создание объекта данного класса в недопустимом состоянии. Обычно это входные параметры конструктора, которые могут привести к тому, что объект будет недействительным. Если конструктор обнаруживает неверный входной параметр, он вызывает исключение и предотвращает присвоение объекта какой-либо переменной.
Конструкторы в Java
Шаг за шагом
Итак, чтобы объяснить нагляднее, представим, как работает программа.
1. Вы создаете основное «тело» программы, прописывая метод main:
2. Допустим, Вам нужен объект класса Cat. Класс Cat у вас уже есть, и выглядит он так:
Вы пишете строку, которая должна создать объект класса Cat:
3. В тот момент, когда программа приступает к созданию объекта cat1, она идет в class Cat:
Тут-то и появляется необходимость в конструкторах. Ведь в первую очередь Java ищет именно конструкторы, которые укажут, как именно создавать объект.
Явные и неявные конструкторы
Преимущество 1. Контроль над вводом данных.
Сначала, дайте посмотрим на изображение. Какие отличия Вы видите?
Явно прописывая конструктор, Вы получаете возможность регулировать, какие параметры и в каком количестве нужно задать для создания объекта определенного класса.
Преимущество 2. Меньше строчек кода.
Вы заметили, как конструктор уменьшает количество строк в коде? Сравните:
Объекты и Конструкторы
1. Создание объекта
Вот мы и дошли до созданий объектов. Вы уже сталкивались с этим ранее, просто сейчас мы разберем эту тему более подробно. На самом деле создавать объекты очень просто.
Чтобы создать объект, нужно использовать оператор new. Выглядит создание объекта примерно так:
Чаще всего, сразу после создания объекта, ссылку на него мы сохраняем в переменную, которая тоже очень часто имеет такой же тип, что и создаваемый объект. Поэтому обычно вы видите код создания объекта похожим на такой:
Код | Примечание |
---|---|
Создание объекта типа Object | |
Создание объекта типа Cat | |
Создание объекта типа Scanner |
Очень часто программисты называют переменные таким же именем, что и классы, только с маленькой буквы. Программиста-новичка такой код может сбивать с толку:
По факту в этом коде нет ничего страшного — это самый обычный код, в котором создается переменная и тут же инициализируется объектом ее же типа.
Слева от знака равенства — создание переменной. Справа — создание объекта. Все.
2. Конструктор
Вы, наверное, часто видели, что при создании объекта в него передаются какие-то параметры. Причем в некоторые объекты параметры передаются, а в некоторые — нет. Как вообще работает весь этот механизм с параметрами?
Тут тоже все просто: у каждого класса есть специальный метод (или методы), которые отвечают за обработку параметров при создании объекта. Такие методы называются конструкторы. А один метод, соответственно, конструктор.
Отличить метод-конструктор от обычного метода в коде несложно. Такой метод обладает двумя особенностями:
Общий вид его обычно такой: