Для чего нужны координаты 6 класс
§ 2. Система географических координат
Вопрос 1. Что такое экватор?
Экватор – линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения. Его длина приблизительно равна 40075 км. Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Вопрос 2. На какие полушария экватор делит Землю?
Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Вопрос 3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
В состав Солнечной системы входят следующие планеты: ☿ Меркурий, ♀ Венера, ⊕ Земля, ♂ Марс, ♃ Юпитер, ♄ Сатурн, ♅ Уран, ♆ Нептун.
Вопрос 4. Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?
Да, можно, для этого надо знать широту и долготу.
Вопрос 5. Для чего нужны координаты?
Для определения местоположения точки на карте или глобусе нужно знать две координаты.
Вопрос 6. На какие полушария экватор делит земной шар?
Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Вопрос 7. Что такое параллель?
Линии, параллельные экватору, имеющие разную широту, называются параллелями. На географических картах параллели изображены в виде прямых линий или дуг окружностей разной кривизны, а на глобусе — в виде окружностей разного диаметра. Чем ближе к полюсу, тем диаметр окружности меньше.
Вопрос 8. Что такое меридиан?
Линия, соединяющая на поверхности Земли кратчайшим образом оба полюса, называется меридианом.
Вопрос 9. Почему начальный меридиан называют Гринвичским? Нулевым?
Потому что меридиан, который проходит через старую астрономическую обсерваторию, которая находилась в Англии в городке Гринвич, стали называть начальным, нулевым или Гринвичским.
Вопрос 10. На какие полушария делят земной шар нулевой и 180-й меридианы?
Если двигаться от Гринвичского меридиана на восток до меридиана 180°, то мы будем находиться в Восточном полушарии. Если, наоборот, на запад от Гринвичского меридиана, то до самого 180-го меридиана мы будем находиться в Западном полушарии.
Вопрос 11. Что показывает географическая широта?
Географической широтой точки называют выраженное в градусах расстояние от экватора до этой точки. Широта бывает северная и южная. Изменяется географическая широта от 0 до 90°. С помощью параллели определяется направление запад—восток.
Вопрос 12. Что такое географическая долгота?
Географической долготой точки называют выраженное в градусах расстояние от начального меридиана до этой точки. Долгота бывает восточная и западная.
Вопрос 13. В каких интервалах изменяются значения географической широты и географической долготы?
Географическая широта изменяется от 0 до 90°. Географическая долгота изменяется от 0° до 180°.
Вопрос 14. Чем экватор отличается от любой другой параллели?
Экватор является линией отсчёта географической широты, поэтому его собственная географическая широта — 0 ш. Экватор идет по центру и является самой большой по диаметру и радиусу параллелью.
Вопрос 15. Какие географические координаты имеют полюса Земли? Объясните отличие этих координат от координат любой другой точки на поверхности Земли.
Полюса имеют максимальное значение широты, равное 90°. Северный полюс — 90° с. ш., Южный — 90° ю. ш. Отличие от других координат заключается в том, что полюса не имеют значений долготы.
Вопрос 16. Почему отличается форма параллелей и меридианов на карте и глобусе?
Форма параллелей и меридианов отличается на карте и глобусе, т.к. глобус имеет форму шара — так же как и сама Земля, а карта — это изображение Земли на плоскости, поэтому есть искажения.
Вопрос 17. С использованием карт атласа определите географические координаты Москвы, Парижа и Сиднея. Что объединяет географические координаты: Москвы и Парижа; Москвы и Сиднея?
Москва: 55° с. ш. 37° в. д. Париж: 48° с. ш. 2° в. д. Сидней: 33° ю. ш. 151° в. д. Координаты Парижа и Москвы объединяет то, что эти города находятся в Северном и Западном полушариях, а Москву и Сидней то, что они находятся в Западном полушарии.
Вопрос 18. Определите географические координаты точки пересечения экватора и начального меридиана.
Географическая широта экватора — 0°. Географическая долгота начального — 0°. Следовательно, координаты точки пересечения 0° ш. 0° д.
§ 14. Географические координаты
Для чего нужны географические координаты. Что значит определить географическую широту.
Для чего нужны географические координаты
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сетка. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.
Географические координаты любой точки на земном шаре — её широта и долгота.
Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение по отношению к другим объектам.
И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолёта, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.
В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет своё местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении объекта по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения. Компьютерные программы для определения местонахождения любого объекта постоянно обновляют и совершенствуют. В повседневной жизни их разные версии закачивают на персональные компьютеры (например, Google Earth), мобильные телефоны и другие устройства.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЮБОГО ОБЪЕКТА НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.
Что значит определить географическую широту
Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора — южную широту (ю. ш.).
Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Наоборот, в Австралии, лежащей в Южном полушарии, широта везде южная.
Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
Северный тропик — это параллель 23,5° с. ш.
Южный тропик — это параллель 23,5° ю. ш.
Северный полярный круг — это параллель 66,5° с. ш.
Южный полярный круг — это параллель 66,5° ю. ш.
Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчёт начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг (рис. 34). Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет её широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.
Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги.
Градусная сеть. Координаты
Градусная сеть.
Географические координаты
Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.
Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.
Основные элементы градусной сетки карты — полюсы, экватор, меридианы и параллели.
Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.
Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).
Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.
Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.
Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.
Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.
Географические координаты.
Географические координаты — это географическая широта и долгота.
Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.
Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.
Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.
Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.
Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш. и 104° в. д.
Глобус
Глобус (от лат. globus, «шар») — это обобщенная модель Земли [или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус)], приведённая из её реальной формы к упрощенной и уменьшенной форме сферы. Обычно на глобусах в уменьшенном виде изображают поверхность Земли: очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, а также границы государств, города.
Глобус наиболее точно отражает облик Земли. Глобус обладает целым рядом геометрических свойств:
На глобусе правильно переданы очертания, размеры, взаимное расположение материков и океанов. Есть и другие отличия глобуса от географической карты.
Конспект по географии 6 класс «Градусная сеть. Координаты»
Зачем и где нужны людям координаты
Проект учащихся 6 класса под руководством учителя математики Анисимовой Зои Ильиничны
Оставьте мне свои координаты».
Место в театре, в классе свой стол, ты лишь узнай координатный закон.
Краткая аннотация проекта:
Материал по теме «Координатная плоскость» изучается в курсе математики 6 класса. На изучение темы отводится 4 часа. Эта тема по времени приходится на конец апреля – начало мая, когда учитель и дети загружены работой по завершению учебного года. Умения хорошо ориентироваться в координатной плоскости имеют важное значение для последующей работы над темой «Графики», поэтому 4-х часов для изучения материала недостаточно. Материал интересен для обучающихся и позволяет использовать метод проектной деятельности. Учащиеся получали краткую информацию по теме проекта, индивидуальные и групповые задания. В результате они смогли проявить самостоятельность в приобретении знаний по данной теме, показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении дополнительного материала. Работа над проектом дала возможность учащимся активно использовать полученные умения на практике. Они научились определять координаты различных объектов, пользуясь системой координат. Дети с интересом выполняли рисунки на координатной плоскости. Данная тема является подготовительным этапом для построения графиков функций.
Предметы, с которыми связана тема «Координатная плоскость»
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Как «сухая» математика позволяет ориентироваться в окружающей нас среде?
Проблемные вопросы
Является ли система координат чисто математическим понятием?
Учебные вопросы
· Кто впервые ввел координатную плоскость?
· Где используется система координат?
Методические задачи:
Ввести понятие системы координат на плоскости, понятие координатной плоскости, осей координат
Научить выполнять построение точки на плоскости по ее координатам и находить координаты точек
Научить рисовать по координатам и определять координаты точек рисунка.
Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно
Научить читать простые графики.
План проведения проекта
Организационно-подготовительный этап
Практический этап.
Задания для групп учащихся, желающих принять участие в проекте:
1: Найти и изучить информацию об истории возникновения координатной плоскости, приготовить сообщение по теме.
2: Подготовить теоретические сведения о системе координат. Проверить усвоение материала в форме теста.
3:Узнать, как таблица Менделеева связана с координатной плоскостью.
а)Построить изображение созвездий Малой и Большой Медведицы в координатах.
б) Организовать конкурс «Рисуем по координатам».
в) Построить график изменения температуры в течение суток 26 апреля (Каждый ученик получил задание записать температуру в определённое время суток).
Содержание итогового урока по защите проекта.
Зачем и где нужны людям координаты
В повседневной жизни в речи взрослых мы иногда слышим такую фразу: “Оставьте мне свои координаты”. Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, что и считается в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным можно найти человека. Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, мы уже знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта). Если бы не было географической системы координат, невозможно было бы помочь тонущему судну. При изучении астрономии тоже используется система координат для определения месторасположения звёзд. На уроках химии, изучая таблицу Менделеева, мы также встретимся с системой координат. Те из вас, кто играл в “морской бой”, пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены горизонтали игрового поля, а цифрами – вертикали. Аналогичная система координат используется в шахматах. Такого рода “клеточные координаты” обычно используются на военных, морских, геологических картах. Так что знание системы координат необходимо не только на уроках математики.
Термин “координаты” произошел от латинского слова и означает – упорядоченный.
Урок на тему «Географические координаты «6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока 6 класс на тему: «Градусная сеть. Географические координаты»
Форма урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, физическая карта России.
1. Организационный момент
2. Повторение. Актуализация знаний.
— Что такое полюс? Экватор? Параллель? Меридиан?
— Из чего состоит градусная сеть?
— Перечислите существенные признаки меридианов и параллелей.
— Сколько градусов в каждой параллели? В меридиане?
— На какие полушария делит Землю экватор?
3. Изучение нового материала
Кто впервые ввел понятие «параллели» и «меридианы»? (Эратосфен)
Что называют градусной сеткой земли? (сетка на глобусе или карте, образованная параллелями и меридианами)
Что называют параллелями? (Условные линии, проходящие параллельно экватору)
Одинаковы параллели по длине? (Нет, их длина уменьшается от экватора к полюсам)
Назовите самую длинную параллель (экватор)
На какие полушария разделяет экватор земной шар? (Северное, южное)
Что называют меридианами? (Условные линии, соединяющие северный и южный полюса)
Все меридианы одинаковые по длине? (Да)
Вспомните, какой меридиан мы называем нулевым? (Гринвичский)
Где проходит нулевой меридиан? 180 меридиан? (дети показывают на карте)
На какие полушария делит нулевой меридиан земной шар? (западное и восточное)
По градусной сети можно определить направление и расстояние, но мы не знаем, где находится объект, до которого нам нужно добраться.
Что же такое координаты и как их определить, как найти по координатам корабль на карте? Что именно передает радист в эфир?
Решить эту проблему и ответить на вопросы мы с вами сможем в конце урока, когда изучим тему сегодняшнего урока. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Широта — это длина дуги меридиана в градусах от экватора до параллели, проходящей через эту точку .
— Как мы будем отличать одну параллель от другой?
Ученики выдвигают версии. Учитель предлагает обратиться к объясняющему рисунку
Параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария.
Работа с учебником.
— Как определить географическую широту по карте? Для ответа на этот вопрос прочитайте текст на с. 31 учебника.
— Определите широту городов Лондон, Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, мыса Челюскин.
— Определите широту мыса Игольного, поселка Мирный в Антарктиде.
— Чему равна широта Северного и Южного полюсов?
— Назовите точку, расположенную ближе всех к экватору.
После выполнения задания учитель рисует на доске, а ученики в тетрадях следующий рисунок.
— Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (они находятся на широте 30 с. ш.).
— А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.)
— Можем ли мы, зная только широту, определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? ( Нет.)
— Допустим, в точке Р находится наш корабль. Можно ли спасти моряков, терпящих бедствие, зная одну координату ? (Нет.)
— Для чего нам нужны меридианы? ( Ученики могут предположить, что для определения второй координаты.)
Итак, что же такое долгота? Попробуйте сами сформулировать определение долготы.
Долгота — это длина дуги параллели в градусах от начального меридиана до меридиана , проходящего через данную точку.
Работа с учебником.
Обратимся к рисунку 20 на с 32. Выполним задания.
— Определите долготу г. Санкт-Петербурга, Владивостока, мыса Игольный, мыса Челюскин.
— Определите координаты этих точек, пользуясь данными, полученными в результате выполнения этого и предыдущего задания.
Работа с картой полушарий
Вернемся к нашему рисунку. Проведем меридиан через точку Р.
— Можем ли мы теперь, определив координаты точки пересечения меридиана и параллели, определить точное местоположение точки Р? ( Да.)
4. Закрепление нового материала
1. Определите географические координаты точек:
б) озеро Эйр (Австралия);
в) город Каир (Африка).
2. Какие географические объекты имеют такие координаты?
а) 51 ю. ш., 70 в. д. (остров Кергелен);
в) 36 с. ш., 6 з. д. ( Гибралтарский пролив).
Для стимулирования работы учеников можно объявить соревнование. Первые пять учащихся, правильно определивших координаты и местонахождение точек, получают оценку «5».
5. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.
6. Домашнее задание Параграфы 12-13, задания 3, 4 на с. 34 учебника.