Для чего нужны критерии

Критерии

Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Критерий представляет собой некоторую выделенную особенность, с помощью которой можно охарактеризовать предмет или явление.

Проблемные ситуации, требующие своего решения, содержат различного рода неопределенности, которые можно условно свести к неопределенностям природы, человека и целей разрешения проблемы. Чтобы преодолеть неопределенность, прибегают к упрощенному представлению стоящей задачи и построению моделей, что всегда является неформальной и нерегламентированной процедурой. Один из наиболее распространенных подходов к упрощению задачи выбора состоит в получении дополнительной информации за счет описания рассматриваемых вариантов (альтернатив, объектов) на языке критериев.

Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерии в некотором смысле являются количественными моделями качественных целей. Действительно, сформированные критерии в дальнейшем как бы в некотором смысле замещают цели. От критериев требуется возможно большее соответствие целям, сходство с ними. Но в тоже время критерии не могут полностью совпадать с целями, поскольку они фиксируются по-разному. Цели просто называются. А критерии должны быть выражены в тех или

иных шкалах измерения. Нередко встречается и несколько иное, но тоже вполне правомерное трактование понятия «критерий», когда в роли последнего принимается качественная сторона полученного результата, достижения цели. Тогда понятие «критерий» отделяется от понятий «показатель», «параметр». В этой трактовке один и тот же критерий может иметь несколько показателей, параметров.

Совокупность критериев, используемых для описания проблемной ситуации, должна удовлетворять следующим требованиям:

Источник

«Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов»

Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

Цель: Дать общее представление о новой системе критериального оценивания, и предоставить общие подходы к организации критериального оценивания в школе.

Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

Содержимое разработки

Тема доклада: «Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов»

Цель: Дать общее представление о новой системе критериального оценивания, и предоставить общие подходы к организации критериального оценивания в школе.

«В педагогическом мастерстве учителей

сердцевину образует их способность точно

оценивать прогресс учеников»

Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой и актуальной темой. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963). Такое оценивание отличается от нормативного оценивания, при котором успеваемость ученика устанавливается относительно оцениваемой группы.

Что же такое «критериальное оценивание»?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Зачем нужны критерии оценки?

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт.

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).

является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения;

проводится регулярно в течение всей четверти;

обеспечивает обратную связь;

позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок;

применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.

Предоставляет информацию об успеваемости учащихся по завершении:

разделов/сквозных тем учебных программ,

определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования)

выставляются баллы и оценки;

даётся заключительное суждение;

даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться.

Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

Это интересно! Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Критерийпризнак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.

Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Для того чтобы сделать процесс оценивания эффективным, учителю рекомендуется:

четко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения;

составить задания в соответствии с целями обучения и критериями оценивания и разработать дескрипторы к ним;

обеспечить обучающихся эффективной обратной связью.

Дескриптор – характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и доступными, чтобы обучающийся понимал, что от него требуется для выполнения задания, а учитель мог предоставлять конструктивную обратную связь в контексте цели обучения.

Пример задания по предмету «Математика», 2 класс

2.4.1.8 Решать задачи двумя действиями и составлять обратные задачи.

Применяет навыки решения задач двумя действиями. Составляет обратные задачи.

1. Решите задачу. Расстояние между двумя лисятами 100 шагов. Какое расстояние будет между ними, если каждый лисенок сделает навстречу другому 35 шагов? 2. Составьте обратные задачи.

Применяет навыки решения задач двумя действиями.

— составляет условие задачи;

— составляет выражения в соответствии с условием задачи;

— соблюдает последовательность действий;

— выполняет действия: сложение и вычитание; вычитание и вычитание.

Составляет обратные задачи.

— составляет условие обратной задачи;

— формулирует вопрос задачи;

— составляет выражения, учитывая последовательность в действиях

Методы формативного оценивания

В повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе обучения:

«Две звезды и одно пожелание»,

портфолио, журналы, рубрики, викторины, опросы, и многое другое.

Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня. При разработке таких заданий можно опираться на уровни учебных целей, предложенных в таксономии (классификации) Б. Блума (1956)

Применение формативного оценивания предполагает привлечение родителей. В процессе работы с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы по поводу изменений в системе оценивания, так как знания родителей основаны на предыдущем собственном школьном опыте, который не дает им информацию о формативном оценивании.

Источник

Критериальное оценивание учебных достижений.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Критериальное оценивание учебных достижений.

Заседание 2. Проворкова А.Е.

Выступление «Система критериев (мониторинг)»

Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. «Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»

В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.

Что такое система оценивания ? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание в начальной школе по стандартам второго поколения анализирует путь достижения планируемых образовательных результатов.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках традиционной системы образования и поэтому не отражает результат полного усвоения знаний, что не соответствует в полной мере современным требованиям учебной программы.

Предназначение оценки по ФГОС

Критериальное оценивание достижений учащихся базируется на следующих принципах:

1. Принцип ясности и доступности: оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.

2. Принцип направленности на развитие, когда результаты оценивания определяют направление развития системы образования начальной школы, учителей и учащихся начальных классов.

3. Принцип взаимосвязи обучения и оценивания, так как оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.

4. Принцип объективности, достоверности и валидности. Оценивание должно предоставляет точную и надежную информацию, используемые критерии и инструменты должны всесторонне количественно и качественно оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

5. Принцип непрерывности. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений учащихся начальных классов, для своевременного принятия решений по оптимизации учебного процесса.

Основными видами критериального оценивания учащихся начальных классов являются формативное и суммативное оценивание

Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее) Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения(даёт обратную связь). Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; позволяет определить возможности учащихся, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Рефлексивным этапом формативного оценивания является анализ итогов и результатов работ учащихся. Учитель начальных классов должен систематически проводить анализ результатов наблюдения на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Процесс, влияющий на рост и развитие достижений учащихся.

С.О – процесс измерения, но сами по себе эти измерения не влияют на процесс роста знаний учащихся.

В процессе фиксирования осуществляется сбор доказательств, демонстрирующих знания и навыки обучающихся согласно содержанию учебной программы.

Решение о баллах/уровнях/оценках по результатам суммативного оценивания принимается учителем в соответствии с критериями оценивания.

Для оказания помощи учителю в принятии объективного решения относительно каждого обучающегося к заданиям суммативного оценивания за раздел/сквозные темы разрабатываются дескрипторы, для суммативного оценивания за четверть используются схемы выставления баллов.

Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Критерийпризнак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.

Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.

Правильно выбранные критерии оценивания позволяют

1)всесторонне измерить глубину понимания учебного материала

2)ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех

Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания устного ответа:

Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

Использование научной терминологии в контексте ответа;

Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии оценивания доклада: Содержание раскрывает тему ;

Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;

Оформление реферата соответствует требованиям;

Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;

Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)

Критерии оценивания выполнения таблицы:

Полное заполнение граф таблицы;

Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

Эстетичность оформления работы.

Зачем нужны критерии оценки?

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа «Я еще не все сделал?».

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

Отслеживают прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;

Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;

Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:

мотивировать на достижение успеха;

помогать учиться на своих ошибках;

определять наличие тех или иных умений;

формировать действия самоконтроля и самооценки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Здесь пожалуй наряду с достоинствами технологии критериального оценивания можно и необходимо наверное отметить и некоторые сложные моменты этой системы.

Самое главное ученикам и учительскому составу несомненно нужно переориентироваться на такую систему, изменять свои привычные традиционные взгляды при проведении занятий, при оценке знания учащихся, при подготовке определенных новых тестовых заданий школьникам. Одним словом нужно кардинально менять традиционные системы и перестроить систему учебного процесса для технологии критериального оценивания, все это естественно определенная трудоемкая работа.

Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки. Традиционная пятибальная система оценки образования естественно является обьективной, но она в современных условиях развития методики системы образования требует дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к усвоению знания.

Критериальная система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств школьника.

Источник

«Критериальное оценивание как новый подход к оценивания в современной школе»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ихсанова Л.Ф., заместитель директора

по методической работе

общеобразовательной средней школы

3 имени Абая города Талгар

Интерактивная сессия на тему: «Критериальное оценивание как новый подход к оценивания в современной школе»

Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке,
нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем,
что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг.

Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами.

Учителя у знают о различных формах оценивания,

целенаправленное применение различных технологий в процессе обучения.

Учителя будут знать, что такое оценивание для обучения, и будут способны интегрировать методы оценивания в практические занятия в классе.

Выявить различные навыки, которые используют учителя для критериального оценивания.

Приветствие участников сессии: с началом нового учебного года, с желанием работать по новому, учиться новому. Чтобы изменить судьбу, нужно изменить свое отношение к жизни, к работе, к себе. Чтобы изменить поведение, нужно поменять свой образ мышления. Таким образом, избавившись от прежнего мировоззрения, можно привлечь положительные жизненные перемены. Вы готовы к этому? Разрешите пожелать нам всем хорошей, плодотворной работы на интерактивной-сессии.

Теоритическая часть: выступление на тему: «Критериальне оцениване как новый подход к оценивания в современной школе» (+презентация)

Мы являемся участниками большого исторического события в развитии казахстанского образования. Мы живем в эпоху перемен, когда меняется образ жизни, общения и мышления. Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Новые реалии и вызовы времени обуславливают необходимость системного обновления образования. Именно поэтому сегодня происходит пересмотр модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения, воспитания, внедрение новой системы оценивания учебных достижений учащихся.

Оценка? Человек пусть не употребляет часто в речи это слово, но ее применение использует каждый день. Когда кушает, когда одевается и т.д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?.

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах или для определения последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими для групп учащихся.(из истории оценивания)

Традиционно в большинстве школ СНГ сохраняется система оценивания, построенная на системе из пяти баллов.

Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

В чем же плюсы традиционной системы оценивания;

Во-первых, это простота.

В-третьих, понятность для всех субъектов процесса (учеников, учителей, родителей, администрации).

В-четвертых, универсальность, позволяющая применять ее в различных образовательных системах.

В-пятых, очевидная сила воздействия.

«Как убеждает опыт работы учителей, цифровая система оценивания при всех своих недостатках является весьма надежной и эффективной».Пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.

И кроме этого, при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации? Ответ на этот вопрос дает введение в систему обучения критериального оценивания.

Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев)

Зачем нужны критерии оценки?

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.


Зачем нужны критерии оценки?
Для учителей:

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Трудность вовлечения родителей в учебный процесс;

Отсутствие готовности педагогов к новой системе оценивания.

Познакомимся с основными понятиями данной темы:

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию)

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Лейбл – характеристика уровня выполнения задания. В Республике Казахстан в качестве лейблов выступают количественно выраженные отметки от 1 (или 0) до 5. Однако, к лейблам могут относиться такие качественные характеристики, как: «отличный», «продвинутый», «достаточный», «недополненный», «требующий улучшений».

Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

Обратная связь, обеспечивающая прогресс;

Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;

Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;

Таким образом, формативное оценивание несёт функции: формирующую, стимулирующую и мотивирующую.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения.

Промежуточное (формирующее) оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

На практике это выглядит следующим образом. В ходе изучения темы происходит приобретение знаний, а также отработка определенного набора умений и навыков. Выполняются тренировочные работы, задача которых – научиться всему перечисленному на должном уровне. Оценивание в этот период носит исключительно ориентирующий, формирующий характер.

Не менее чем за неделю до констатирующей работы, как правило, являющейся итоговой по данной теме, школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены и что необходимо для подготовки. В это же время ребят ставят в известность о том, каким общепредметным критериям будет соответствовать предстоящая проверка знаний и каковы требования к уровню выполнения контрольных заданий.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является сам учитель.

Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения (ОО)

Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Итак, критериальное оценивание: Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

Для чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерииДля чего нужны критерии. Смотреть фото Для чего нужны критерии. Смотреть картинку Для чего нужны критерии. Картинка про Для чего нужны критерии. Фото Для чего нужны критерии

Фиксация оценок при критариальном оценивании производится –

в оценочных листах

в классных журналах (отметки выставляются как обычно)

в дневниках (в дневники могут вклеиваться оценочные листы, что позволяет ученику и родителям следить за динамикой образовательных результатов)

Оценочный лист- основной инструмент критериального оценивания.

Оценим «за» и «против» критериального оценивания

Сравнение собственных достижений с эталоном

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

КО — индивидуальный подход к каждому ребенку

КО позволяет научить детей

анализировать свои действия, оценивать свои знания

КО позволяет проследить динамику

успеха каждого ребенка (незначительный результат — тоже результат)

КО позволяет привлечь к учебному процессу родителей

Детям трудно привыкать к новой форме оценивания

КО — большая трата времени дляучителя

КО вызывает затруднения у родителей

Вывод: при условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.

«Учитель новой формации в условиях обновленного содержания образования»

Я.А.Коменский сказал: «Следующий век будет именно таким какими будут воспитаны для него граждане.

Современный учитель должен владеть методологическими и теоретическими основами педагогического процесса. Может свободно ориентироваться в научно-информационном потоке современных инновационных педагогических технологий, альтернативных и вариативных программах. Применяет на практике современные технологии, которые позволяют сделать учебу для школьников наиболее привлекательной и значимой, владеть как минимум языками, уметь креативно мыслить. Новый учитель – это успешный человек, профессионал, обладающий коммуникативной и информационной компетенциями.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионализма педагога, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства и, как следствие, нового высокого качества образования.

В «Концепции обновленного образования указывается на то, что педагог обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей.

Мы живем в SMART-обществе, или, другими словами, – в умном обществе. Главный аспект SMART-образования – гибкое обучение в интерактивной образовательной среде на основе использования мобильных устройств с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе, позволяющее расширить границы обучения. И обязанность учителя умело применять SMART-технологии.

Перед нами — учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Достижение этой задачи невозможно, если учитель сам не готов к условиям быстро изменяющегося мира.

Большая часть педагогов осознает, «если мы сегодня будем учить так, как учили вчера, то потеряем завтра». Значит, работа учителя сегодня должна быть нацелена на развитие самого себя, способного учить по-новому, чтобы «не потерять завтра»

Я уверена, что нам еще предстоит осознать масштабность тех изменений и перспектив, которые были привнесены в систему образования Республики Казахстан.Если учитель понимает суть происходящих изменений, готов осуществлять эти изменения, владеет ресурсами организации работы – быть обновленной казахстанской школ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *