Для чего нужны лежачие полицейские
Лежачий полицейский в вопросах и ответах: ГОСТ, законность, установка и удаление
Многим людям лежачие полицейские доставляют большой дискомфорт, другим же, напротив, их очень не хватает в определённых местах из-за невозможности перейти дорогу, например. Давайте выясним, как законно установить лежачий полицейский на дорогу и что будет, если это сделать незаконно? Все данные актуальны на 2021 год.
Как законно установить лежачий полицейский?
Вопреки расхожему мнению, к слову, интернет-приёмные работают отменно, и результат бывает положительным достаточно часто.
Как законно убрать лежачий полицейский?
Удалять (разбирать, демонтировать, срезать) лежачий полицейский самостоятельно также запрещено. В этом случае Вам предстоит тот же путь обращения в ГИБДД или администрацию района с тем лишь отличием, что в обращении необходимо указать причину ненужности или неприемлемости нахождения искусственной неровности в том или ином месте. Например, если рядом с дорогой раньше была школа, которую расформировали, и теперь она не работает.
В случаях, когда Вы хотите убрать лежачий полицейский, также может помочь вопрос законности его установки, хотя чаще всего, если его актуальность остаётся, но лежачий полицейский установлен с нарушением ГОСТа, то его просто переделают. А о законности установки лежачего полицейского ниже.
ГОСТ на правильную установку лежачих полицейских
Правила установки искусственной неровности на 2021 год регламентируются ГОСТом Р 52605-2006. В частности, есть допустимые размеры лежачих полицейских и определённые условия их установки.
Прежде всего о размерах. ГОСТом регулируется максимальная длина, высота, ширина, радиус лежачих полицейских, а сами они бывают двух типов:
Таблица допустимых размеров лежачего полицейского
Максимально допустимая скорость на знаке 3.20, км/ч
Длина, м
горизонтальной площадки/наклонного участка
От 3,0 до
3,5 включительно
От 11 до
15 включительно
От 2,0 до
2,5 включительно
От 1,0 до
1,15 включительно
От 4,0 до
4,5 включительно
От 20 до
25 включительно
От 3,0 до
5,0 включительно
От 1,0 до
1,40 включительно
От 6,25 до
6,75 включительно
От 48 до
57 включительно
От 3,0 до
5,0 включительно
От 1,75 до
2,25 включительно
Что касается правил установки лежачего полицейского, то существуют следующие основные моменты:
Лежачие полицейские запрещено устанавливать:
Если хотя бы одно из данных условий не соблюдено либо размеры лежачего полицейского явно больше положенных, то Вам нужно написать обращение в ГИБДД.
Что будет за самовольную установку или порчу лежачих полицейских?
Санкция за установку или порчу лежачих полицейских аналогична ситуации за самовольную установку дорожных знаков или их снос.
Итак, ПДД говорит нам следующее:
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Как за самовольную установку лежачего полицейского, так и за его демонтаж/порчу/снятие, по данным, актуальным на 29 Декабря 2021 года, предусмотрено наказание в виде штрафа. Причём размер штрафа отличается для разных лиц.
Статья 12.33 КоАП РФ. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Лежачий полицейский
«Лежачий полицейский» – возвышение на проезжей части, вынуждающее водителя сбросить скорость. Такой маневр, без сомнения, повышает безопасность движения. Однако следует знать, как правильно пересекать такое препятствие и каким требованиям законодательства оно должно соответствовать.
Что такое «лежачий полицейский» и какое имеет правильное название
«Лежачий полицейский» – разговорное бытовое название намеренно возведенного препятствия на автомобильной дороге. Термин был заимствован из Англии, где такое устройство называют «sleeping policeman» – спящий полицейский.
Более правильное название — искусственная неровность (ИН). Именно так его называют в соответствии с ГОСТ Р 52605 – 2006 г. «Технические средства организации дорожного движения…». Искусственная неровность представляет собой специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств.
Располагается перпендикулярно центральной оси дороги и является одной из комплекса мер по успокоению дорожного движения, призванного снизить интенсивность скоростного потока с целью обеспечения безопасности.
Почему так называется
Термин «лежачий полицейский» закрепился за искусственной неровностью по причине аналогии: функция элемента, как и одна из должностных обязанностей сотрудника дорожной полиции или инспектора ГИБДД – контроль за скоростным режимом транспорта на особо опасных участках автомобильной дороги.
История появления
Потребность в ограничении скоростного движения появилась в начале ХХ века у фермеров штата Техас в США. Именно там, благодаря развитию автомобилестроения, участились случаи гибели домашних животных, мелкого и крупного рогатого скота.
Первоначально искусственные неровности создавались из подручных материалов: глины, земли или камней. И только в 1953 г. была разработана форма дорожного элемента, которая была стандартизирована и применяется в настоящее время.
Зачем устанавливают лежачий полицейский
Искусственная неровность используется как вынужденная мера снижения скорости до безопасного уровня на каждом конкретном участке с целью уменьшения количества ДТП, улучшения условий для пешеходов и других участников дорожного движения.
Знак и разметка «лежачего полицейского»
В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ Р 52605 – 2006 г. искусственная неровность на проезжей части в обязательном порядке должна быть оборудована техническими средствами для доступного информирования участников дорожного движения:
Приближение к участку дороги с одной или несколькими неровностями, смонтированными для принудительного снижения скорости, обозначается предупреждающим знаком 1.17 «Искусственная неровность», который устанавливается:
Знак 1.17 может быть установлен совместно:
Участок дороги с ИН должен быть освещен в любое время суток, а на поверхности неровности должны присутствовать светоотражающие элементы.
Где устанавливают лежачий полицейский
В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605 – 2006 г. искусственную неровность разрешено устанавливать:
В зоне знака 1.23 «Дети» допускается установка нескольких ИН на расстоянии 50 м друг от друга.
Кроме того, ИН разрешено устанавливать на дорогах с высоким показателем ДТП после проведенного анализа причин.
Где запрещено устанавливать
Установка искусственной неровности категорически запрещена в следующих случаях:
Кроме того, возведение искусственной неровности запрещено в случаях, когда задержка движения может привести к негативным последствиям: вблизи станций скорой помощи, на подъездах к приемному покою больницы, на пути выезда машины пожарной охраны.
Из чего изготавливаются
Искусственная неровность может быть изготовлена из следующих материалов:
Допускается комбинировать материалы, но при этом прочность и жесткость ИН, как и коэффициент сцепления с шиной автомобиля, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.
Не противоречит законодательству изображение искусственной неровности в формате 3D, которая, безусловно, принуждает водителей снизить скорость на дороге.
Каких размеров и форм бывают
Длина лежачего полицейского должна быть равной длине проезжей части, при этом по ситуации допускается ее возводить на расстоянии не более 20 см от края или от бордюра.
Поперечное сечение ИН может быть:
Технические показатели ИН напрямую зависят от рекомендуемой скорости движения по каждому конкретному участку дороги, но высота неровности в любом случае не должна превышать 70 мм.
Правила установки лежачего полицейского
Основные правила установки ИН заключаются в следующем:
Важно знать, что эксплуатация недостроенной неровности категорически запрещена – проезд по такому препятствию может не только нанести ущерб автомобилю, но и стать причиной ДТП.
Установка монолитных ИН
Монолитные конструкции могут быть изготовлены только из асфальтобетона следующим образом:
В случае, когда снять верхний слой дорожного покрытия невозможно, его следует промыть водой под напором и просушить с помощью компрессора.
Установка разборных ИН
Установка разборных конструкций выглядит следующим образом:
Устанавливать разборную конструкцию желательно по всей длине дороги, не отступая от края 20 см, поскольку проезд по ИН одним колесом вызывает ее изгиб и существенно уменьшает срок эксплуатации.
Кто может поставить лежачий полицейский
Решение по установке искусственной неровности принимается в городском Комитете по благоустройству и озеленению с согласованием в Администрации города и Управлении ГИБДД.
Подать заявку на монтаж ИН может любой гражданин, написав заявление в орган местного самоуправления с указанием причин для установки. На рассмотрение отводится 10 рабочих дней. Самостоятельно устанавливать препятствие на общественной дороге запрещено.
Установкой ИН занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на право монтажа, по договору с Комитетом по благоустройству.
Смонтировать ИН на участке земли, принадлежащей по праву собственности, может ее владелец. Для этого получать разрешение и нанимать специалистов нет необходимости.
Можно ли купить
Купить разборную искусственную неровность, выполненную из качественных полимерных материалов, можно самостоятельно. Стоимость одного элемента длиной 30 см составляет 560 – 850 рублей в зависимости от прочности и гарантированного срока службы, 90 см – от 2000 рублей. Стоимость концевого элемента – от 300 рублей за единицу.
Светоотражающая краска на элементы разборной неровности наносится в процессе ее производства.
Правила проезда «лежачего полицейского»
Для того, чтобы сохранить подвеску, рулевую колонку и передние амортизаторы при переезде через искусственную неровность, необходимо придерживаться следующих правил:
Важно помнить, что торможение во время заезда на препятствие усиливает нагрузку на детали машины.
«Лежачие полицейские» выполняют свою функцию – опытный водитель всегда снизит скорость перед препятствием. Основное правило безопасного движения – соблюдение требований знаков и правил установки искусственной неровности.
Что такое лежачий полицейский
Как бы многие водители не выступали против касаемо «лежачих полицейских», они действительно повышают безопасность на дорогах и для автомобилистов, и пешеходов. Тем более, «лежачих» не ставят на оживленной трассе. Поэтому за что критиковать такую меру безопасности, абсолютно непонятно.
Когда появились лежачие полицейские в России
Неужели только в России первыми додумались изобрести подобное? Конечно же, нет. В любой современной стране мира можно столкнуться с «лежачими». И это еще раз говорит о том, что такая мера безопасности доказала свою эффективность.
В большом количестве стран ставят лежачих полицейских при въезде/выезде из населенного пункта. Лежачий может быть расположен при подъезде к небольшой улице, учебному заведению, больнице и т. д.
Есть города за рубежом, где абсолютно перед всеми пешеходными переходами установлен лежачий. Насколько это безопасно для пешеходов, догадаться несложно.
Как выглядит знак лежачий полицейский
И в нашей стране бы тоже не помешали лежачие перед переходами. Так как игнорирование пешеходных переходов почему-то до сих пор для многих водителей является нормой.
За рубежом часто лежачим свойственна яркая разметка. И это то, чего действительно не хватает в России. Потому что порой некоторых лежачих заметить очень сложно.
Здесь стоит отметить Швецию, которая действительно удивила еще в 2016 году. В стране появились «умные» лежачие полицейские. В чем суть? Устанавливаются специальные радары недалеко от лежачего полицейского, который за счет определенных технологий может выдвигаться и задвигаться (если объяснять совсем простыми словами).
Если автомобиль не превышает безопасную скорость, то лежачий не поднимается, не блокирует дорогу водителю — он спокойно едет дальше без излишнего торможения. При превышении происходит подъем лежачего полицейского.
Так что, в России не только не изобрели лежачих полицейских, но и никак не продвинули их модернизацию. По-прежнему водитель вынужден замедлиться до 20 и меньше км/ч. Хотя, по идее, на этом участке дороги нужно лишь немного снизить скорость, но, увы приходится изрядно тормозить.
Все, что нужно знать о «лежачих полицейских». Что делать, чтобы его установили или, наоборот, убрали?
Их не любят водители, потому что они вынуждают снижать скорость и часто портят подвеску. Но пешеходы благодарны им за то, что могут переходить улицу в относительной безопасности. Это так называемые «лежачие полицейские», которые делят общество на 2 части. Российское законодательство требует от чиновников устанавливать «лежачих» там, где они нужны для обеспечения безопасности. Мы расскажем, как заставить власти успокоить трафик или наоборот – убрать искусственные неровности с дороги.
Монолитные и разборные – какими должны быть ИДН?
История искусственных дорожных неровностей (ИДН), которых в народе называют «лежачими полицейскими», уходит корнями в США начала XX века. Тогда усилиями Генри Форда и других промышленников страна переживала бум автомобилизации, а владельцы расположенных у дорог фермерских хозяйств переживали за сохранность своего скота. Чтобы заставить автомобилистов снизить скорость, и были придуманы искусственные неровности.
Сейчас ИДН активно применяются в городской местности – они востребованы там, где автомобилисты склонны ехать с более высокой скоростью, чем это допустимо. На практике чаще всего неровности монтируют перед пешеходными переходами (как правило, возле школ и детских садов – где скорость сильно ограничивается), или в жилых зонах (где быстрее 20 км/ч двигаться вообще нельзя).
Основной принцип действия «лежачего полицейского» – водитель вынужден снизить скорость, чтобы не повредить свой автомобиль на искусственной неровности (и вообще не вылететь с дороги). Они обозначаются специальными знаками, а также хорошо видны на дороге, поэтому полной неожиданностью для автомобилистов обычно не являются.
Все требования к ИДН собраны в одном документе – ГОСТ Р 52605–2006 (который регулярно обновляется). Так, ИДН должны соответствовать таким требованиям:
Монолитные конструкции отличаются тем, что они в разы больше, чем сборно-разборные. Например, для ограничения скорости до 40 км/ч монолитный ИДН должен быть в длину более 6 метров, а чтобы ограничить скорость до 20 км/ч – от 3 до 3,5 метров. Это нужно, чтобы городской транспорт, который часто ездит по одним и тем же улицам, не портил ходовую часть. Правда, для улиц с городским движением длина монолитных ИДН еще больше – вплоть до 12,5 метров.
Для сравнения, сборно-разборная конструкция, призванная уменьшить скорость до 30 км/ч, должна быть в длину по хорде от 50 до 70 см, а при скорости до 40 км/ч – от 0,9 до 1,1 метров. Естественно, что при такой геометрии конструкции неровность чувствуется гораздо сильнее.
Естественно, что «лежачие полицейские» делят общество на две части – автомобилисты ими недовольны (например, считая, что скорость можно снижать и без них), а для пешеходов это лишний инструмент защиты на дороге. Поэтому кто-то хочет установить ИДН, а кто-то – убрать его. Разберемся в обоих ситуациях.
Когда за «лежачего» заплатит бюджет
Законы по части безопасности дорожного движения в России выполняются относительно неплохо – сейчас сложно найти школу, возле которой на дороге не будет оборудован пешеходный переход с ИДН. Иногда доходит до абсурда – переходы обустраивают «в никуда», оснащают их «лежачими полицейскими», знаками и даже мигающими желтыми светофорами. Лишь бы ГИБДД не вынесло штраф местной администрации.
Однако все ситуации, когда нужно установить ИДН, прописаны в ГОСТ Р 52605–2006, и если в данном конкретном случае «полицейский» все еще не лежит – это недоработка местных властей. Об этом нам рассказал практикующий юрист Вадим Харченко:
Когда требуется установка лежачего полицейского
В ГОСТе 52605-206 предусмотрено, что искусственные дорожные неровности (ИДН), в некоторых случаях, устанавливаются в обязательном порядке.
В обязательном порядке ИДН устанавливают:
Иногда установка лежачего полицейского не считается обязательной, однако это может значительно повысить безопасность участников дорожного движения. Речь идет об участках дороги, где часто происходят аварии, и которые пролегают через жилые дворы и т. д.
Главное – нужно доказать, что установка такой преграды является целесообразной.
Вадим Харченко, практикующий юрист.
Если с детскими садами и школами, театрам и стадионами все понятно, то с жилой зоной или особо аварийным участком дороги могут возникнуть проблемы – скорее всего, придется доказывать местной администрации, что участок опасен для водителей или пешеходов. А что касается нерегулируемых перекрестков, то ИДН устанавливаются там, где при выезде на главную ограничена видимость, и установлен знак «Проезд без остановки запрещен».
Чтобы заставить местную администрацию установить «лежачего полицейского» там, где это необходимо, придется аргументировать свою позицию. Если это дорога поблизости детских учреждений, то проблем не будет, отмечает Вадим Харченко, но в остальных случаях они могут возникнуть, и тогда вопрос может решить коллективное обращение:
Можно попробовать получить разрешение на установку лежачего полицейского (ИДН) от местной администрации. В случае положительного рассмотрения заявки, преграда будет размещена за счет городского бюджета. Как показывает практика, быстро решается вопрос о получении разрешения на установку ИДН на дорогах, расположенных поблизости детских садов. В остальных случаях – требуется гораздо больше времени.
Заявление может быть как коллективным, так и написанным одним гражданином. Главное – аргументировать, почему установление лежачего полицейского в этом конкретном месте очень важно (иногда для этого достаточно и простого обращения в ГИБДД).
Отмечу, больше шансов на успех в администрации имеют именно коллективные заявления. Поэтому, собственникам жилых домов, в данном случае лучше объединиться, так как любые действия в их дворе должны происходить по общему согласованию. Если все жильцы дома четко убеждены в необходимости установления лежачего полицейского, этот факт должен быть зафиксирован. Для этого проводят общее собрание, на котором собирают подписи и обсуждают все нюансы, связанные с подачей заявления.
Вадим Харченко, практикующий юрист.
Скорее всего, обращение будет рассматриваться на ближайшем заседании комиссии по безопасности дорожного движения (она проводится с участием администрации муниципального образования и представителей ГИБДД города). Если грамотно аргументировать свою позицию, «лежачего полицейского» включат в схему движения и при первой же возможности оборудуют на дороге.
Само заявление нужно будет подать либо в местную администрацию, либо в ГИБДД, говорит доцент Финуниверситета Оксана Васильева. По словам эксперта, администрация города примет решение после консультаций с разными ведомствами:
Гражданином или группой заинтересованных лиц составляется документ с аргументированными доводами и подтверждающими фотографиями о повышенной аварийной опасности и угрозе наездов на пешеходов на данном отрезке проезжей части. На собрании жильцов нужно собрать достаточное количество подписей и доказательств необходимости монтажа «лежачего полицейского». При необходимости привлеките экспертов.
Оригинал с собранными подписями в бумажном виде доставляется лично или по почте в районную администрацию или орган ГИБДД, либо в электронном виде при наличии такой функции.
Принятие решения представителями администрации осуществляется с учетом полученных заключений от транспортных предприятий (если через выбранный участок проходят маршруты общественного транспорта), ГИБДД (если заявка была подана в ГИБДД) и городских ведомств.
Ответ на запрос направляется инициатору в письменном уведомлении, и при положительном результате администрация города финансирует и организовывает закупку «лежачего полицейского» и монтажно-строительные работы. Но следует отметить, что перед закупкой участок дороги или двора должен быть внесен в план установки ИДН.
Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.
Правда, заявителям могут и отказать – тот же ГОСТ определяет достаточно большой перечень ситуаций, когда установка ИДН недопустима. Как отметил эксперт, желательно проверить, не попадает ли участок в один из следующих пунктов:
Перед тем, как ходатайствовать об установке, прежде всего, необходимо проверить, не относится ли данный участок дороги к той категории, где установка лежачих полицейских запрещена.
Итак, установка лежачих полицейских запрещена на:
Если участок дороги не входит в вышеперечисленный список, можно смело подавать Заявление на установку ИДН (лежачего полицейского) в «Дирекцию по организации дорожного движения».
Вадим Харченко, практикующий юрист.
То есть, если пешеходный переход находится вблизи остановки общественного транспорта, или по этой дороге ходят троллейбусы, в установке ИДН будет отказано (хотя, если участок дороги примыкает к школе, то дети окажутся важнее общественного транспорта – и установку ИДН могут одобрить).
Можно ли установить ИДН во дворе?
Дорожная сеть в российских городах не всегда построена оптимально. Часто бывает так, что двор одного дома – это проезд к другому дому, а иногда это вообще единственный проезд к важным социальным объектам. Такой двор становится опасным для жильцов, детей и пешеходов – машины далеко не всегда соблюдают скоростной режим до 20 км/ч, а если и соблюдают, это все равно высокая скорость для езды по двору.
Вполне логично, что жильцы дома хотели бы принудительно снизить скорость движения по их двору, если другого варианта нет. Но закон запрещает просто так взять и прикрутить посреди двора «лежачего полицейского» – если его установили без разрешений, ГИБДД демонтирует ИДН, а потом накажет тех, кто его установил. Как говорит Оксана Васильева, штрафы за это полагаются достаточно существенные:
Просто так оборудовать двор дома или какой-либо участок дороги искусственной неровностью нельзя, монтаж «лежачего полицейского» должна быть согласована с ГИБДД, иначе дорожные службы будут иметь право демонтировать конструкцию. За самовольную установку лежачего полицейского, так и за его демонтаж/порчу/снятие в 2020 году предусмотрено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц – 25 тысяч рублей; на юридических лиц – 300 тысяч рублей (ст. 12.33 КоАП РФ).
Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.
Но если жильцы хотят установить ИДН во дворе дома, за это, скорее всего, придется заплатить им самим – все зависит от статуса дороги. Если дорога имеет статус внутриквартальной, за нее отвечает управляющая компания (и она находится на балансе того дома, к придомовой территории которого относится), но если она городская – она находится на балансе муниципального образования.
Поэтому прежде всего нужно определить статус дороги. Можно посмотреть на публичную кадастровую карту, из которой все будет видно, или просто обратиться в свою управляющую компанию.
Если дорога городская – тут актуальны те рекомендации, которые мы собрали в предыдущем пункте (то есть, коллективное обращение в администрацию или ГИБДД). Но если дорога внутриквартальная, жильцам придется потрудиться.
Установить «лежачего полицейского» в этом случае можно будет только по решению собрания жильцов – с голосованием и соответствующим протоколом собрания. Этот протокол затем можно отнести в управляющую компанию, которая организует работы. Сами ИДН должны соответствовать всем требованиям ГОСТа – хоть дорога и находится на балансе дома, ГИБДД контролирует все дороги в городе без исключений.
Стоимость работ зависит от города и параметров дороги – например, на дорогу шириной в 5 метров будет нужно около 10 элементов ИДН-500 (каждый стоит около 1000 рублей), плюс какую-то сумму придется заплатить за монтаж. Но в пересчете на количество квартир итоговая цена для каждой, вероятно, будет не такой уж высокой – это точно не настолько дорого, сколько стоит безопасность жильцов.
Что делать, если «полицейский» установлен не по правилам?
Искусственные неровности должны соответствовать всем требованиям ГОСТа – особенно по высоте, так как это условие чаще всего нарушается. Максимальная высота монолитных ИДН – 7 сантиметров, но при укладке асфальта дорожники часто ошибаются и делают их выше. Если неровность нарушает нормативы, это может стать причиной ДТП.
Так, автомобилист, попавший в аварию из-за установленного не по правилам «полицейского», может взыскать сумму ущерба с балансодержателя дороги (чаще всего это местная администрация). Для этого нужно вызвать наряд ГИБДД, который оформит ДТП и зафиксирует его схему, затем проводится независимая экспертиза, что даст возможность направить досудебную претензию. Дальше – по ситуации, либо город заплатит сумму ущерба сразу, или его можно будет взыскать через суд.
Но даже если ИДН не стало причиной ДТП, оно может не соответствовать ГОСТу по разным критериям:
В таких случаях лучше всего обращаться сразу в местную администрацию, и комиссия по безопасности дорожного движения проверит информацию из обращения. Если она подтвердится – нарушения исправят.
А если администрация не реагирует, можно обратиться в ГИБДД – там могут повлиять на местных чиновников и заставить их выполнить требования нормативов.