Доводы позволяющие утверждать что древнерусское государство это протогосударственное формирование
Как зарождалось государство восточных славян. Роль норманнов.(Конспект 5)
Призвание варягов. В. М. Васнецов
В предыдущей статье мы рассмотрели, как проходил этногенез славян, показали, как в те далёкие времена закладывались основные особенности развития Россиии, связанные с крестьянской общиной и самодержавием. Сегодня поговорим о генезисе государства восточных славян.
Социально-экономические предпосылки возникновения государства.
Какие факторы привели к социальной дифференциации?
1. Успешное развитие сельского хозяйства и отсутсвие на протяжении длительного периода внешней угрозы позволило обществу накопить прибавочный продукт, которого было достаточно для содержания групп населения непосредственно не участвующих в производстве.
2. По мере заселения земель лесной и лесостепной зоны Восточной Европы между племенами возникали конфликты за наиболее продуктивные земли. Однако структура родоплеменного строя не была рассчитана на ведение постоянных воин. Таким образом, возникла необходимость в объединении. По мере этого объединения появляется «центр власти» в виде укреплённого пункта со сосредоточенной в нем племенной знатью. Эта знать представляла интересы племенного союза перед лицом внешней угрозы, а также вырабатывала решения, которые затем принимались на межплеменных съездах. Так появлялась и обосабливалась функция управления.
3. По мере роста значения войны растет и значение военного предводителя — князя — и его дружины. Складываются два центра власти: родоплеменная знать, живущая в укреплённом центре и осуществляющая судебную и законодательную власть, и князь со своей дружиной, живущие в отдельной крепости. Зарождение государства происходило в результате борьбы этих двух начал.
Возникновение первых политических образований на территории Восточной Европы относят к IX веку.
«Юг». На территории Среднего Поднепровья образовалось политическое образование полян-руси (здесь появятся города Киев, Чернигов, Переяславль). Ближайшим соседом данного образования был Хазарский каганат, с которым были разорваны отношения зависимости уже к 30-ым годам IX века. Политическое объединение полян представляло мощную силу, так в 860 году они направили 200 кораблей против сильнейшего государства того времени — Византии. Древнерусская летописная традиция говорит о скандинавском происхождении киевских князей IX века Аскольда и Дира, как и Рюрик, проживавших не в самом Киеве. Функция князя, как и в «Рюриковом городище», сводилась к военной. Вместе с тем в Киеве действовало народное собрание во главе со старейшинами.
Руины церкви Благовещения на Городище. 2009 год
Норманны и их роль в образовании государства.
Присутствие норманнов в IX веке и их участие в создании политических образований на территориях восточных славян заставлял задуматься о роли норманнов в данном процессе. В историографии с XVIII века по поводу генезиса древнерусского государства разгорелся ожесточенный спор между так называемыми норманистами и антинорманистами. Норманисты считают, что государство Древняя Русь создали шведы-норманны. Представители данной школы: З.Байер, Г.Миллер, А.Шлецер, Н.Карамзин, М.Погодин, С.Соловьев, А.Шахматов. К антинорманистам относят: М.Ломоносова, Г.Еверса, С.Гедеонова, Ю.Венелина, Д.Иловайского.
Как было показано выше, социально-экономические изменения в жизни региона, приведшие к социальной дифференциации, являлись сугубо внутренним процессом, к которому норманны не имели никакого отношения. Также нельзя говорить о том, что норманны принесли в Восточную Европу представления о более развитом общественном устройстве, которые бы ускорили образование здесь государства. Скандинавы на исходе раннего средневековья представляли собой более архаичное общество, поскольку имели намного больше черт родоплеменного строя, чем общество древнерусское.
Роль норманнов в развитии древнерусской государственности была следующей. Переход к новому социально-политическому строю проходил в условиях противостояния двух «центров власти»: родоплеменной знати, с одной стороны, и князя и его дружины — с другой. Процесс усиления того или иного центра проходил медленнее по сравнению с Западной Европой ввиду более суровых климатических условий. Пришедшие норманны способствовал усилению роли дружины в жизни древнерусского общества. Таким образом, конфликт между двумя «центрами власти» был относительно быстро решён в пользу князя и его дружины.
«Превращение дружины в господствующую социальную группу древнерусского общества имело важные исторические последствия. Только власть, опирающаяся на большую, хорошо организованную военную силу — дружину, могла решить задачу изъятия части ограниченного по своему объёму прибавочного продукта для содержания непроизводительных групп населения у столь прочно консолидированных объединений соседей, которые сложились к этому времени в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Концентрация прибавочного продукта в руках дружины, использование его для решения важных не только для дружины, но и для общества в целом вопросов открыло перспективу для формирования на восточно-славянских землях более сложного общественного организма — государства».
История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006, Стр.82-83
1/ История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006
Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.
Следующая статья:
Русь в 882-978 г.г. Закладка «фундамента» Древнерусское государства.
Особенности происхождения Древнерусского государства.
Как уже было сказано выше, в средние века образовалось большинство ныне существующих государств. В связи с этим актуальной является проблема происхождения Древнерусского государства.
В отечественной исторической науке проблема происхождения Древнерусского государства остается дискуссионной.
Антинорманизм в отечественной исторической науке стал развиваться в ответ на формирование норманской версии возникновения Русского государства. Норманизм стал проявляться еще в ХVII в., когда в агрессивных кругах Швеции, боровшейся за отторжение у России ее северо-западных земель с Новгородом, Рюрик и варяги были объявлены скандинавами, шведами, привнесшими государственность в дикие восточнославянские земли. Законченный характер «норманской теории» придали немецкие ученые ХVIII в. Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер. Их последователями стали Н.М.Карамзин, К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.М. Соловьев и др.[i] « В этой версии выделяются 2 стороны: одна – это утверждение о том, что «призвание варягов» означало начало российской государственности, привнесенное на восточнославянские земли извне; другая – теория о том, что варяги – это скандинавы, что Рюрик – это выходец из германских либо шведских земель.
«Антинорманисты» М.В.Ломоносов. О.А.Платонов, А.Н.Филиппов, Б.А.Рыбаков и др. отстаивают наличие самобытных предпосылок перехода от родового строя руссов к политической организации общества.[ii]
Для разрешения этого вопроса определим наличие либо отсутствие признаков государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г.
Во-первых, славяне являются одним из древнейших народов мира. По мнению М.В.Ломоносова, « амазоны, или алазаны, славенский народ, по-гречески значат самохвалов», так как «сие имя есть перевод славян, то есть славящихся, со славянского на греческий».[iii] Славянские жрецы учили, что славянское имя обозначает людей, поющих вечную славу своим богам.[iv] С точки зрения профессора Ю.Н. Куражковского (РГУ – Ростовский государственный университет), славяне особенно русские, обнаруживают гораздо большее родство с древними ариями, нежели германские народы. Прозвание же «славяне» происходит от языкового богатства и благозвучия языка, иными словами, это люди, обладающие «славным словом».[v] Славянское племя существовало задолго до появления скандинавов на исторической арене человечества.
Во-вторых, признаки зарождавшейся государственности имели племенные княжения, часто объединявшиеся в крупные суперсоюзы. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца У1 в.)». Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в 1Х в. славянское объединение вокруг Новгорода. Согласно византийским и арабским источникам, в конце У1-УП вв. существовала «Держава волынян». Уже к У1 в. относится известие о трех протогосударственных образованиях у восточных славян – это Славия, Куявия (или Куяба) и Артания.[vi] В частности, арабский автор середины Х в. ал.-Истахри заимствовал из произведения ал-Балхи важное свидетельство о мире славян: «Русы состоят из трех племен, из коих одно, ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары, и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». 7
В-третьих, расцвет древнеславянской культуры относится к II-IV вв., за 500 лет до появления норманнов. В России почти не осталось следов варяжской культуры. Этому мог способствовать и тот факт, что после Рюрика, Олега и Игоря правила славянка Ольга. В результате на 10 тыс. кв. км. территории Восточно-Европейской равнины можно обнаружить лишь 5 скандинавских наименований. В то время как в Англии, к примеру, которую завоевали норманны, это число составляет до 150 наименований.12 Если у германских народов, т.е. скандинавов (скандинавские народы принадлежали к германской языковой группе) племенные названия «преимущественно основаны на исторических особенностях, на политическом или воинском значении племен,…то названия славянские взяты по большей части от природных, местных отличий, т.е. от названия рек, гор, лесов, озер и т.д. Таковы народные и племенные – морава, хорваты, дубрава … и пр.,… основанием древнерусского государства служат не княжеские и не племенные отношения, а территориальные», так как старший город с пригородами представляет собой самодостаточную поземельную общину». 13
В-четвертых, по справедливому замечанию Б.А.Рыбакова, «если признать варягов создателями государственности для «живущих зверинским образом» славян, будет крайне трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в Х в. заключались посольством киевского князя, в составе которого были варяги русской службы. Однако же писались такие договоры на двух языках – греческом и русском, без каких бы то ни было следов шведской терминологии». 14
В-пятых, русские дружины никогда не присягали скандинавским богам. Варяги-россы были родственниками пруссов, поклоняющихся Перкуну (аналогу славянского бога Перуна).15
В-шестых, восточные славяне издревле связывали свое бытие с определенной территорией. В «Повести временных лет» отмечается следующее: «… прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах – древляне, по реке Полота – полочане… по Бугу – бужане» 17 и т.д. Варяги не установили нового территориального деления государства, оно возникло намного раньше, поэтому время его происхождения «должно быть отнесено к эпохе доисторической».18
В-седьмых, славяне раньше, чем скандинавы осуществляли сбор дани, что является показателем раннего государственного порядка. Еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог – ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи.19 Более того, в шведских средневековых документах сбор дани обозначался заимствованным варягами из русского языка словом «полюдье» (poluta). 20
В-восьмых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. после их изгнания свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. В «Повести временных лет» сообщается, что в 859 г. варяги и хазары брали дань с отдельных союзов славян востока Европы, которые в 862 г. отказали им в дани и изгнали варягов за море. В 862 г. «…и встал род на род … и вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет…». Стремясь преодолеть междоусобицы, по изложенной в русской летописи легенде, словене, кривичи и чудь призвали на княжение варягов из-за моря.21 Но призвать на княжение можно лишь в том случае, если есть, где княжить. «Князья-варяги застали везде готовый государственный строй». 22 Ведь народное вече, избиравшее князей, известно с незапамятных времен. 23
В-девятых, история России не знает скандинавского права и его институтов. «Судить же по славянскому праву мог, очевидно, только славянский князь, вскормленный на основных законах славянской гражданственности. Поэтому восточные славяне никак не могли пригласить к себе князей из чужого, враждебного племени, не знающих ни языка, на котором должны выслушивать притязания родов, ни права, по которому судит своих подданных». 24
В-десятых, российские историки на основании летописей утверждают, что варяги – это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племен). «Российские и зарубежные ученые многократно отмечали широкое доминирование славянского этнического элемента на обширных пространствах Восточной Европы от южного берега Балтики до Подунавья, Карпат и Балканского полуострова. На этих пространствах сравнительно рано, намного раньше, чем в Скандинавии, возникли первые государственные образования. … При определении этнической принадлежности Рюрика и варягов следует иметь в виду и постоянные миграционные процессы славянского элемента как из Южной Европы в Поднепровье, что также отмечено в наших летописях, так и из Южной Прибалтики на Восток, особенно под натиском немецкой агрессии…. В.Н.Татищев, который располагал в ХУШ в. неизвестными нам летописными материалами, непосредственно выводит династию Рюрика из славянских южнобалтийских земель….Ярким подтверждением исторической реальности славянского происхождения варягов 1Х в. стали последние находки калининградских археологов. Именно на этой древней славянской земле, поглощенной затем немецким нашествием, возникли первые государственные образования, именно здесь появились первые южнобалтийские князья, одним из которых был знаменитый в нашей истории Рюрик». 25
По мнению члена-корреспондента института российской истории РАН А.Н.Сахарова, наиболее впечатляющим фактом русской, восточнославянской государственности стало нападение руссов-славян на столицу Византии и заключение договора «мира и любви» 25 июня 860 г., официальной датой исторического возникновения российской государственности может стать день 25 июня 860 г.26
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа. Появление Рюрика в восточнославянских землях определило лишь новый этап в развитии восточнославянской и российской государственности.
Таким образом, многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирование наций и национальных культур и т. д. Во многих странах и в наши дни живы средневековые традиции, в средние века образовалось большинство ныне существующих государств.
[i] См.: Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.1-4. Калуга, 1994. С. 62-66; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. С.19; Ключевский В.О. Курс русской истории.Ч.1. Сочинения: в 9 т. Т.1.М., 1987.С. 151; Соловьев С.М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого. Соч. в 18 кн. Кн. 16. М., 1995. С.27.
[ii] См.: Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года // ПСС. Изд-во Академии наук СССР.Т.6. М., Л., 1952. С.203-206; Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22.
[iii] Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. С. 182.
[iv] Свято-русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С.25.
[v] См.: Куражковский Ю.Н. Библия Земли, или Книга Севера. Ростов-на-Дону, 2001. С.78.
[vi] См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22.
7 Цит. по: Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах. V-ХIII вв. / А.В.Гудзь-Марков. – М.:Вече, 2005. –С.43.
8 См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22
9 Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах. V-ХIII вв. / А.В.Гудзь-Марков. – М.:Вече, 2005. –С.43
10 См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М., 2001. С.21-22.
11 Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах. V-ХIII вв. / А.В.Гудзь-Марков. – М.:Вече, 2005. –С.43.
12 См.: История отечественного государства и права. Ч.1. Учебник. / Под ред. О.И.Чистякова. М., 1996.С.35-36.
14 Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. С.17.
15 См.: Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. С.206.
17 Повесть временных лет / Повести Древней Руси. М., 2002. С.47-51.
18 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф.Владимирский-Буданов. – Ростов-на-Дону, 1995. – С.41- 42.
19 См.: Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С.143.
20 См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. С.17.
21 См.: Повесть временных лет / Повести Древней Руси. М., 2002. С.57.
22 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф.Владимирский-Буданов. – Ростов-на-Дону, 1995. – С.43.
23 См.: Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С.39,41, 247; Повесть временных лет / Повести Древней Руси. М., 2002. С.47-51.
24 Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2- частях / Автор предисловия, комментариев, биографического очерка В.В.Фомин.- 3-е издание, дополненное.- Ч.1.- М..2005.-С.29.
25 Сахаров А. Рюрик и судьбы российской государственности. / А.Сахаров. // Российская газета.-2002.-27 сентября.
27 См.: Шаров А. Давай, милый, посидим, от души по-окаем. / А.Шаров. // Российская газета.-1995.-9 сент.
Юридический анализ причин возникновения древнерусского государства
Серегин А.В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права РГУ.
Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года // ПСС. Т. 6. М., Ленинград, 1952. С. 182.
Там же. С. 203.
См.: Там же. С. 206.
См.: Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С. 91.
См.: Куражковский Ю.Н. Библия Земли, или Книга Севера. Ростов-на-Дону, 2001. С. 78.
Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С. 25.
См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2002. С. 47.
В-шестых, история России не знает скандинавского права и его институтов.
Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С. 143.
См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. С. 17.
Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С. 297.
См.: Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года // ПСС. М.; Ленинград, 1952. С. 185.
Свято-Русские Веды. Книга Велеса. М., 2001. С. 307.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа, а не в результате иностранного завоевания, которого не было. Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка. Совершенно логично, что на содержание профессиональных воинов и их вождей пришлось платить налог (ругу).
Предпосылки и особенности формирования государства Русь
1. Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Возникновение любой государственности представляет собой сложный и длительный процесс. На формирование древнерусского государства оказал воздействие целый комплекс как внутренних, так и внешних факторов.
В результате развития в Среднем Поднепровье двупольного се- вооборота возникли излишки продукции, что создавало условия для развития торговли. Начинают быстро расти торгово-ремеслен- ные образования — города, играющие важную роль в укреплении социально-экономических связей между племенами. Из общины происходит выделение племенной верхушки, которая начинает присвоение избыточного продукта, идёт процесс формирования наследственного характера княжеской власти. Принцип всеобщего вооружения народа уступил место профессиональному критерию организации дружины, старшая часть которой выполняла и уп- равленческие функции. В этих условиях возникла насущная по- требность в создании таких норм правовых отношений, которые будут закреплять новый порядок вещей. Таким образом, возник-
новение государства как аппарата принуждения было закономер- ным.
Государство у восточных славян формировалось и под воздей- ствием внешних факторов, к которым следует отнести влияние на славянскую общность ближайших соседей. Наличие государствен- ности у хазар и булгар, политическая активность варягов также спо- собствовали созданию княжеско-дружинных группировок у славян, изолирующихся от рядовых общинников и подчинявших себе пле- менные структуры. Нельзя исключать и заимствование славянами некоторых общественно-политических форм жизни соседей.
2. Дискуссии о происхождении государства Русь. Образование древнерусского государства вызвало много ожесточённых идео- логических споров. Более 200 лет назад в исторической науке за- родилась так называемая норманнская проблема. Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов, которых исследователи часто отождествляют с жителями Скандинавского полуострова — нор- маннами.
«“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И вызвалось трое братьев со своими рода- ми, и взяли с собой всю русь, и пришли. к славянам. И сел стар- ший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля» — так писал в самом начале XII в. знаменитый летописец Нестор. Идео- логические дискуссии вокруг «призвания варягов» начались ещё поз- же — в XVIII в., после реформ Петра I и образования Академии наук.
В первые десятилетия существования академии её членами стано- вились в основном учёные иностранного, как правило немецкого, про- исхождения. Именно немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер создали норманнскую теорию, которая утверждала, что русская государственность была привнесена извне в силу изначальной неспособности славян к государственному существованию. Её осно- вателями назывались не славяне, а пришельцы — скандинавы, быв- шие якобы носителями более высокой культуры. Однако уже в XVIII в. вслед за норманнской появилась альтернативная ей теория — анти- норманнская, создателями которой можно считать М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяж- ских князей. Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке ХХ в. норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым её противником стал крупный отечественный учё- ный Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определённого влияния норманнов на развитие русской государственности. Однако степень этого влияния не стоит преувели- чивать.
Существует также точка зрения, что варяги были представителя- ми южнобалтийского славянства, о чём есть упоминания в истори- ческих источниках (А.Н. Сахаров, А.Н. Кирпичников и др.).
3. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского кня- зя Рюрика. В предании о варяжских основателях династии русских князей нет ничего необычного. Правители всех времён и народов считали почётным иметь в своих родословных знатных иностран- ных предков. Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало. Гораздо больше известно о его преемниках.
После смерти Рюрика власть захватил Олег. Фактически это первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достовер- ная информация. Согласно «Повести временных лет», он приходил- ся родственником Рюрику. В 882 г. он захватил Киев, в котором до этого, по летописному преданию, правили Аскольд и Дир. Олег на- звал свою столицу «матерью городов русских» и подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Принято считать, что Олег, обложив подвластные Киеву племена данью, ввёл полюдье — периодичес-
кий объезд подвластных земель с целью сбора дани. Так возникло объединённое государство восточных славян. Олег удачно совер- шил поход на Константинополь в 907 г., собрав значительное вой- ско. В 911 г. между Русью и Византией был заключён договор. Его текст, сохранившийся в «Повести временных лет», стал первым международным договором государства Русь, дошедшим до нас.
Власть по малолетству сына Игоря, Святослава, перешла к Оль- ге. По летописным сведениям, Ольга была псковитянкой, дата её встречи с Игорем, 903 г., считается датой первого упоминания о Пскове. Летописи сохранили яркую легенду о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. Первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй — сожжены. Затем дружин- ники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. В конце кон- цов, по легенде, княгиня жестоко отомстила непокорному племе- ни, прослыв колдуньей, когда с помощью птиц спалила их столицу Искоростень.
Ольга провела первую в истории государства реформу: отме- нив полюдье, она ввела уроки и погосты. Уроки устанавливали определённый размер дани, которую свозили в оговорённое мес- то — погосты. Ольга — первая из русских, принявшая христиан- ство. Произошло это в 955 г. в Константинополе. Русские летопи- си приводят красивую легенду о крещении княгини. Она якобы очаровала византийского императора Константина. «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей», — сказал ей Константин. Ольга ответила: «Я язычница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам — иначе не крещусь». По просьбе Ольги импе-
ратор стал её крёстным отцом, после чего вновь предложил стать своей супругой. «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь», — ответила Ольга. Византийский владыка вынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Одарив русскую княгиню богатыми дарами, он с честью отпустил её домой. Эта романтичес- кая история — не более чем легенда, однако факт принятия Оль- гой христианства историками под сомнение не ставится. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых как равно- апостольную.
Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич был талантливым пол- ководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян — Хазарский каганат. В 964–966 гг. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой пер- вый поход на Дунай. Во втором походе в 969 г. Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле в 971 г. войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Русский князь стал доставлять много хлопот Константи- нополю, и хитроумные греки заключили союз с печенегами, кото- рые устроили засаду у днепровских порогов. Возвращаясь в 972 г. из дунайского похода, Святослав был убит.